Главная / Начальные классы / Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Открытый урок русского языка в 4 классе.

Автор: Коннова Алевтина Валерьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №50» г. Казани

Тема: Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Цель: Создать условия для:

1) закрепления способов проверки безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;

2) для развития навыков распознавания падежей и склонений имён существительных;

3) для развития логического мышления через выполнение тестовых заданий;

4) для воспитания заботливого и бережного отношения к природе;

5) для активизации коммуникативно-речевых способностей.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Форма проведения: Путешествие по временам года с исследованием и использованием ИКТ.

Оборудование и материалы: Ноутбук +мультимедиа, музыкальное сопровождение, картины времён года, магнитофон.

Дидактический материал: опорные карточки-памятки с падежами и окончаниями, тестовые задания, карточки для игр «Кто первый?», «Угадай, куда пригласили в гости?»

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Приёмы: игровые моменты, презентация времён года, наглядность, работа в парах, группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.


Ход урока:

1. Вступительная часть.

Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте своим взглядом мне и своему товарищу.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года. Во время путешествия все учётные записи нужно фиксировать. Я предлагаю фиксировать всё в тетради. Вот тема, над которой мы будем работать во время путешествия: (вывешивается тема) «Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

-Это новый материал? (нет)

- Какие задачи поставим на уроке? Что нужно будет повторить?

1) Падежи и падежные вопросы. Различение падежей.

2) Способы проверки безударных окончаний имён существительных

3) повторить и закрепить какие окончания бывают у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений в родительном, дательном и предложном падежах

2. Основная часть:

Послушайте стихотворение. О каком времени года здесь говорится?

Пришла, улыбнулась, утихли метели

Позванивать стал колокольчик капели. Проверка снаряжения

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады. + слайд весны

Весна.

2. О каком времени года идёт речь

Слайд «Весна»+ стих о природе

Как называют ещё весну? – Весна – красна, красавица – весна.


Каллиграфическая минутка: Назовите первый звук в слове весна. Дайте ему характеристику: согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой Вэ. Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Работа в тетради: число, классная работа, прописываем образцы букв.

в/в Ве Вн Во Вл

вм вя вт вп

Пословица «Весенний день год кормит» - Как вы это понимаете?

Вот и нам весна предлагает выполнить такое задание, которое пригодится на все оставшиеся годы.

Исследовательское задание: Поставить существительные 1-го, 2-го и 3-го склонений с ударными окончаниями в родительный, дательный и предложный падежи. Первое склонение – какое существительное возьмём - земля, 2 склонение – слон, конь, третье склонение – степь. Работаем в тетради . Пишем: Р.п. кого? чего? Земли, слона, степи

Д.п. кому? чему? Земле, слону, степи

П.п. о ком? о чём? О земле, о слоне, о степи

Выделяем окончания.

Заполняем таблицу:

Падежи

Вопросы

Предлоги

Окончания

1 – скл.

2 – скл.

3 – скл.

Р. П.

кого? чего?

От, до, из, у, без, для, около, с


Д. п.

кому? чему?

к, по


П. п.

о ком? о чём?

О(об), в, во, на, при


Делаем вывод, когда в окончаниях пишется -и, а когда Слайд «Таблица» + опорная таблица.

Попрощаемся с весной, поблагодарим её за помощь.

На пути у нас жаркое лето. Слайд «Лето» + музыка «Ах, лето!»

Лето!!! Пора каникул, отдыха, веселья и игр.

Вот мы сейчас и поиграем. Игра называется «Кто первый?» Играете вдвоём. Каждая пара получает 9 карточек с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт 3 карточки с существительными в одном и том же падеже.

1 набор: на полянке, о грибочке, в дороге, из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке, к бабушке.

2 набор: в огороде, на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде, по кукурузе

3 набор: у яблони, из малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по вишне.

4 набор: у речки, для Тани, из глубины, по воде, по глупости, к рыбке, о лодке, об улове, при встрече.

Проверяем вслух.

Поиграем ещё в игру «Угадай, куда пригласили отдохнуть»

Работа индивидуальная + в группе. Записать существительные с предлогами, вставив окончания, проверить в паре и угадать, куда вас пригласили в группе.

Наборы карточек:

1 набор.

В тёплой водичк …, у щук…, на карасик…, в песочк…, от лодк… к лодк… . (на речке)

2 набор.

По тропинк…, на полянк…, у берёзк…, у осинк…, от ёлочк… к ёлочк… . (в лесу)

3 набор.

Около решётк…, в клетк…, о медвед…, у рыс…, от кормушк… к кормушк… . (в зоопарке)

4 набор.

Около карусел…, на катамаран…, на лошадк…, по дорожк…, от горк… к горк… . (в парке)


Игра «Физминутка»


Слайд «Осень» Вот и лето пролетело,

Наступил учебный год.

Но и осень нам немало

Дней хороших принесёт.

Как ещё называют осень? Осень золотая – сбор урожая. Вот и мы сейчас займёмся сбором урожая. Корзинки будут называться: Родительный падеж, Дательный падеж, Предложный падеж. Существительные с предлогами диктуются:

Около яблони, в облаке, на грядке, о местности, к школе, к молодёжи, без фамилии, по степи, из нефти, до вокзала, на грузовике, по книге.

Слайд «Проверка»

Родительный падеж Дательный падеж Предложный падеж

Около яблони к школе в облаке

без фамилии к молодёжи на грядке

из нефти по степи о местности

до вокзала по книге на грузовике

Слайд «Зима» Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Как ещё зиму называют? Матушка – зима. Зима всегда трудное испытание для животных, птиц. Да и человеку приходится трудно. Вот и нам зима приготовила трудное испытание.

Тест по темам «Падежи. Склонение. Правописание падежных окончаний имён существительных».










Тест.

1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)

а) Именительный - кто? что?

б) Родительный - кому? чему?

в) Дательный - кому? чему?

г) Винительный - кто? что?

д) Творительный - кем? Чем?

е) Предложный - о ком? о чём?


2. Найди существительные мужского рода в родительном падеже.

а) искать брата г) седлать коня

б) думать о книге д) отойти от дороги

в) увидеть фильм е) ходить около дома


3. Найди существительные женского рода дательном падеже.

а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке

б) рассказать папе д) играть во дворе

в) подойти к сестре е) книга о природе


4. Найди существительные среднего рода в предложном падеже.

а) нашёл под окном г) видел в зеркале

б) умывать лицо д) плавать в озере

в) построили в городе е) мечтал о прогулке


5. Раздели слова на 3 группы по типу склонения

приключение гордость дядя

взор техника озеро

печь капель поляна

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.











6. Укажи падежи, в которых у имён существительных 3-го склонения в окончании пишется -и.

а) Именительный в) Винительный

б) Родительный г) Творительный

в) Дательный е) Предложный


7. Какое склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании приехал к дедушк…?

а) 1-е скл., Р.п., окончание - и.

б) 3-е скл., Д.п., окончание - и.

в) 2-е скл., П.п., окончание - е.

г) 2-е скл., Д,п., окончание - е.

1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)

а) Именительный - кто? что?

б) Родительный - кому? чему? Кого? чего?

в) Дательный - кому? чему? 5 б. – всё правильно

г) Винительный - кто? что? Кого? 3 б. –нашли одну ошибку

д) Творительный - кем? Чем?

е) Предложный - о ком? о чём?


2. Найди существительные мужского рода в родительном падеже.

а) искать брата г) седлать коня 5 б. – всё прав.

б) думать о книге д) отойти от дороги 4 б. – два прав.

в) увидеть фильм е) ходить около дома 3 б. - один прав.


3. Найди существительные женского рода дательном падеже.

а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке 5 б. – всё прав.

б) рассказать папе д) играть во дворе 3 б. - один прав.

в) подойти к сестре е) книга о природе. 0 б. – нет прав.

4. Найди существительные среднего рода в предложном падеже.

а) нашёл под окном г) видел в зеркале 5 б. – всё прав.

б) умывать лицо д) плавать в озере 3 б. - один прав.

в) построили в городе е) мечтал о прогулке 0 б. – нет прав.


5. Раздели слова на 3 группы по типу склонения

приключение гордость дядя 5 б. – всё правильно

взор техника озеро 4 б. – одна ошибка

печь капель поляна 3 б. – две ошибки

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

техника

приключение

печь

дядя

взор

гордость

поляна

озеро

капель


6. Укажи падежи, в которых у имён существительных 3-го склонения в окончании пишется -и.

а) Именительный в) Винительный 5 б. – все падежи прав.

б) Родительный г) Творительный 3 б. - два падежа прав.

в) Дательный е) Предложный 1 б. – один падеж прав.

7. Какое склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании приехал к дедушк…?

а) 1-е скл., Р.п., окончание - и.

б) 3-е скл., Д.п., окончание - и.

в) 2-е скл., П.п., окончание - е. 5 б. неправ. отв. – о б.

г) 1-е скл., Д,п., окончание - е.

Наибольшее количество баллов – 35. «5» за 32 – 35 баллов.

«4» за 28 – 32 балла, «3» - до 28 баллов

Падежи

Вопросы

Предлоги

Окончания

1 – скл.

2 – скл.

3 – скл.

Р. П.

кого? чего?

От, до, из, у, без, для, около, с




Д. п.

кому? чему?

к, по




П. п.

о ком? о чём?

О(об), в, во, на, при





Итог урока.

Оценивание.

Дом. задание.

Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Упражнение  в различении падежей и написании безударных  окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Цель: Создать условия для:

           1) закрепления способов проверки безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;

            2) для развития навыков распознавания падежей и склонений имён существительных;

            3) для развития логического мышления через выполнение тестовых заданий;

            4) для воспитания заботливого и бережного отношения к природе;

            5) для активизации коммуникативно-речевых способностей.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Форма проведения: Путешествие по временам года с исследованием и  использованием ИКТ.

Оборудование и материалы: Ноутбук +мультимедиа, музыкальное сопровождение, картины времён года, магнитофон.

Дидактический материал: опорные карточки-памятки с падежами и окончаниями, тестовые задания, карточки для игр «Кто первый?»,  «Угадай,  куда пригласили в гости?»

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Приёмы: игровые моменты, презентация времён года, наглядность, работа в парах, группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.

 

Ход  урока:

1. Вступительная часть.

      Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте своим взглядом мне и своему товарищу.

       Я предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года.  Во время путешествия  все учётные записи нужно фиксировать. Я предлагаю фиксировать  всё в тетради. Вот тема, над которой мы будем работать во время путешествия: (вывешивается тема) «Упражнение  в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

       -Это новый материал?   (нет)

       - Какие задачи поставим на уроке? Что  нужно будет повторить?

   1) Падежи и падежные вопросы. Различение падежей.

   2) Способы проверки безударных окончаний имён существительных

   3) повторить и закрепить  какие окончания бывают у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений в родительном, дательном и предложном падежах

2. Основная часть:

      Послушайте стихотворение. О каком времени года здесь говорится?

Пришла, улыбнулась, утихли метели

Позванивать  стал колокольчик капели.                        Проверка снаряжения

Река пробудилась, растаяли льды.                                 

Наряд белоснежный надели сады.                                 + слайд весны

                       Весна.

       2. О каком времени года идёт речь   

                                Слайд «Весна»+ стих о природе

     Как называют ещё весну? – Весна – красна, красавица – весна.

 

Каллиграфическая минутка: Назовите первый звук в слове весна. Дайте ему характеристику: согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой Вэ. Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Работа в тетради:       число,  классная работа,  прописываем образцы букв.

в/в   Ве  Вн  Во  Вл

вм  вя  вт  вп

Пословица «Весенний день год кормит»   -  Как вы это понимаете?

      Вот и нам весна предлагает выполнить такое задание, которое пригодится на все оставшиеся годы.

 Исследовательское задание:  Поставить существительные  1-го,  2-го и  3-го склонений  с ударными окончаниями в родительный, дательный и предложный падежи.                                                  Первое склонение – какое существительное возьмём  - земля,  2 склонение – слон, конь, третье склонение – степь.  Работаем в тетради .                                                                                                                       Пишем: Р.п. кого? чего?    Земли,  слона,  степи

              Д.п. кому? чему?  Земле,   слону,  степи

              П.п. о ком? о чём?   О земле,  о слоне,   о степи

Выделяем окончания.

Заполняем таблицу:   

Падежи

Вопросы

 

Предлоги

Окончания

1 – скл.

2 – скл.

3 – скл.

Р. П.

кого? чего?

От, до, из, у, без, для, около, с

 

Д. п.

кому? чему?

 

к,  по

 

П. п.

о ком?        о чём?

О(об), в, во, на, при

 

Делаем вывод, когда в окончаниях пишется   -и,  а когда                                                  Слайд  «Таблица» + опорная таблица.

 Попрощаемся с весной, поблагодарим её за помощь.

 На пути у нас жаркое лето.  Слайд  «Лето» + музыка «Ах, лето!»

Лето!!!  Пора каникул, отдыха, веселья и игр.

Вот мы сейчас и поиграем. Игра называется «Кто первый?» Играете вдвоём. Каждая пара получает 9 карточек с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт 3 карточки с существительными в одном и том же падеже.

1 набор: на полянке, о грибочке, в дороге,  из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке,  к бабушке.

2 набор:  в огороде, на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде, по кукурузе

3 набор: у яблони, из малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по вишне.

4 набор:  у речки, для Тани, из глубины, по воде,  по глупости, к рыбке,  о лодке, об улове, при встрече.

Проверяем вслух.

       Поиграем ещё в игру «Угадай, куда пригласили отдохнуть»

Работа индивидуальная + в группе. Записать существительные с предлогами, вставив окончания, проверить в паре и угадать, куда вас пригласили в группе.

Наборы карточек:

1 набор.

В тёплой  водичк …,    у щук…,   на карасик…,   в песочк…,  от лодк…    к лодк… .     (на речке)

2 набор.

По тропинк…,   на  полянк…,   у  берёзк…,   у осинк…,   от ёлочк…  к  ёлочк… .    (в лесу)

3 набор.

Около решётк…,  в  клетк…,    о  медвед…,    у  рыс…,    от кормушк…  к   кормушк… .    (в зоопарке)

4  набор.

Около  карусел…,   на  катамаран…,   на  лошадк…,   по дорожк…,  от горк…    к   горк… .    (в парке)

 

Игра «Физминутка»

 

Слайд  «Осень»       Вот и лето пролетело,

                                   Наступил учебный год.

                                   Но и осень нам немало

                                   Дней хороших принесёт.

Как ещё называют осень?  Осень золотая – сбор урожая.  Вот и мы сейчас займёмся сбором урожая.  Корзинки будут называться:   Родительный падеж,  Дательный падеж,  Предложный падеж.  Существительные с предлогами  диктуются:

   Около яблони, в облаке, на грядке, о  местности, к школе, к молодёжи, без фамилии, по степи, из нефти,  до вокзала, на грузовике, по книге.

Слайд «Проверка»

Родительный падеж             Дательный падеж        Предложный падеж

Около яблони                         к  школе                           в облаке

без  фамилии                         к молодёжи                     на грядке

из нефти                                по степи                          о местности

до вокзала                               по книге                           на грузовике

                            

Слайд  «Зима»                         Пришла, рассыпалась;  клоками

                                                   Повисла на суках дубов;

                                                   Легла волнистыми коврами

                                                   Среди полей, вокруг холмов;

Как ещё зиму называют?   Матушка – зима.   Зима всегда трудное испытание для животных, птиц.  Да и человеку приходится трудно. Вот и нам зима приготовила трудное испытание.

Тест по темам «Падежи.  Склонение.  Правописание падежных окончаний имён существительных».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест.

1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)

а) Именительный  -  кто?  что?

б) Родительный  - кому?  чему?

в) Дательный    -  кому?  чему?

г) Винительный  -  кто?  что?

д) Творительный  -  кем?  Чем?

е) Предложный  -  о ком?  о чём?

 

2.  Найди существительные  мужского рода  в родительном падеже.

а) искать брата                                        г) седлать коня

б) думать о книге                                    д) отойти от дороги

в) увидеть фильм                                    е) ходить около дома

 

3. Найди существительные женского рода дательном падеже.

а)  приехать к бабушке                             г) мечтать о прогулке

б) рассказать папе                                     д) играть во дворе

в)  подойти к сестре                                  е) книга о природе

 

4. Найди существительные среднего рода в предложном падеже.

а) нашёл под окном                                   г) видел в зеркале

б) умывать лицо                                         д) плавать в озере

в) построили в городе                                е) мечтал о прогулке

 

5. Раздели слова на 3 группы по типу склонения

приключение                       гордость                   дядя

взор                                       техника                    озеро

печь                                      капель                       поляна

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Укажи падежи, в которых у имён существительных  3-го склонения в окончании пишется  -и.

а) Именительный                    в) Винительный

б) Родительный                       г) Творительный

в) Дательный                           е) Предложный

 

7. Какое склонение, падеж и окончание  имеет существительное  в словосочетании   приехал  к  дедушк…?

а) 1-е скл., Р.п.,  окончание  - и.

б) 3-е скл.,  Д.п., окончание  - и.

в) 2-е скл.,  П.п., окончание  - е.

г) 2-е скл.,  Д,п., окончание   - е.

1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)

а) Именительный  -  кто?  что?

б) Родительный  - кому?  чему?      Кого?  чего?

в) Дательный    -  кому?  чему?                                       5 б. – всё правильно

г) Винительный  -  кто?  что?           Кого?                    3 б. –нашли одну ошибку

д) Творительный  -  кем?  Чем?

е) Предложный  -  о ком?  о чём?

 

2.  Найди существительные  мужского рода  в родительном падеже.

а) искать брата                               г) седлать коня                   5 б. – всё прав.                 

б) думать о книге                           д) отойти от дороги           4 б. – два  прав.

в) увидеть фильм                           е) ходить около дома         3 б. -  один прав.

 

3. Найди существительные женского рода дательном падеже.

а)  приехать к бабушке                     г) мечтать о прогулке         5 б. – всё прав.   

б) рассказать папе                              д) играть во дворе               3 б. -  один прав.  

в)  подойти к сестре                           е) книга о природе.            0 б. – нет прав.

4. Найди существительные среднего рода в предложном падеже.

а) нашёл под окном                          г) видел в зеркале               5 б. – всё прав.

б) умывать лицо                                д) плавать в озере               3 б. -  один прав.

в) построили в городе                       е) мечтал о прогулке          0 б. – нет прав.

 

5. Раздели слова на 3 группы по типу склонения

приключение                  гордость                   дядя            5 б. – всё правильно

взор                                  техника                    озеро           4 б. – одна ошибка

печь                                  капель                       поляна         3 б. – две ошибки

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

техника

приключение

печь

дядя

взор

гордость

поляна

озеро

капель

 

6. Укажи падежи, в которых у имён существительных  3-го склонения в окончании пишется  -и.

а) Именительный                    в) Винительный                5 б.  – все падежи  прав.

б) Родительный                       г) Творительный               3 б.  -  два падежа прав.

в) Дательный                           е) Предложный                 1 б.  – один падеж прав.

7. Какое склонение, падеж и окончание  имеет существительное  в словосочетании   приехал  к  дедушк…?

а) 1-е скл., Р.п.,  окончание  - и.

б) 3-е скл.,  Д.п., окончание  - и.

в) 2-е скл.,  П.п., окончание  - е.                     5 б.            неправ. отв. – о б.

г) 1-е скл.,  Д,п., окончание   - е.

Наибольшее количество баллов – 35.     «5»  за   32 – 35 баллов.

   «4»  за 28 – 32 балла,                                  «3»      -       до  28 баллов

Падежи

Вопросы

 

Предлоги

Окончания

1 – скл.

2 – скл.

3 – скл.

Р. П.

кого? чего?

От, до, из, у, без, для, около, с

 

 

 

Д. п.

кому? чему?

 

к,  по

 

 

 

П. п.

о ком?                        о чём?

О(об), в, во, на, при

 

 

 

 

Итог урока.

Оценивание.

Дом. задание.

Автор Богапова Зухра Фаризановна
Дата добавления 16.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1201
Номер материала 7272
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓