Главная / Директору-завучу / Управление развитием проектно-исследовательской культуры учителя в аспекте компетентностного образования

Управление развитием проектно-исследовательской культуры учителя в аспекте компетентностного образования

Буянова С.В.

Управление развитием проектно-исследовательской культуры учителя в аспекте компетентностного образования


Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. Современный учитель – это, прежде всего, профессионал, глубоко владеющий не только своим предметом, но и последними достижениями науки в области педагогики и психологии, новых образовательных и информационных технологий. От его педагогического мастерства, творчества, готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы.

Модернизация образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования». В связи с этим особую значимость сегодня приобретает именно организация проектно-исследовательской деятельности, так как она оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление педагога и выступает как фактор формирования компетентности учеников.

Как же связана проектно-исследовательская деятельность учителя и формирование компетентностей ученика? «Изменение субъектности учащихся должно быть достигнуто за счет изменения формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – от классно-урочной к лабораторно-семинарской и к лекционно-лабораторной исследовательской. (Из «Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования»)

Исследовательский подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку модели обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. При использовании данного подхода в образовательном процессе обучение организуется как систематическая исследовательская деятельность, в которой учащиеся занимают инициативную позицию, а учитель — позицию партнера-помощника в расширении и освоении ими непосредственно переживаемого опыта. На наш взгляд, в данном случае уместно выражение «Компетентный учитель – компетентный ученик». Черты присущие учителю, в известной мере передаются учащимся, усваиваются ими, становится их чертами характера. Несовершенные способы деятельности учителя могут влиять на образование таких же несовершенных способов деятельности учащихся.

Надо и можно ли управлять процессом освоения педагогами проектно-исследовательской функции? Подтверждение мысли о необходимости управления проектной культурой учителя мы нашли у В.А.Сухомлинского, который пишет: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования».

Что значит управлять исследовательской деятельностью педагога, каковы механизмы управления? В рамках данной статьи, используя собственный опыт работы с педагогами-исследователями, мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Об эффективности модели управления проектно-исследовательской деятельностью в нашей школе говорит исследование динамики педагогического коллектива в реализации инновационной деятельности. За последние три года 5 учителей получили звание педагога-исследователя, школа имеет статусы творческой лаборатории, городской и краевой экспериментальной площадки по различным направлениям. Проектно-исследовательской деятельностью занято 60% учителей. Педагоги участвуют во многих профессиональных конкурсах, научно практических конференциях и имеют хорошие результаты. Увеличилось количество призеров среди детей, участвующих в работе научно-практических конференций.

А начиналось все с осознания того, что зачастую, незнание, некомпетентность порождают робость в педагоге, неуверенность в себе, поэтому все новое его попросту пугает. На помощь пришли замечательные слова Шалвы Амонашвили, известного грузинского педагога «Человека должен вдохновить человек». Поэтому на первом этапе основная задача состояла в том, чтобы убедить учителя в необходимости смены педагогического мышления в связи с изменившимся социальным заказом общества в сторону компетентностного образования.

Педагогика трактует понятие "исследовательская культура учителя", в общем его значении, как определенный способ и результат творческой самореализации учителя в инновационной деятельности. Из определения исследовательской культуры очевидна необходимость изменения стратегии управления педагогическими кадрами, которая заключается в создании условий для формирования исследовательской компетентности всех учителей школы.

Если обозначить направление управленческих действий глаголами совершенного вида, то это будет выглядеть следующим образом: убедить в необходимости, вдохновить личным примером, доказать успехами школы, научить, поддержать, признать уникальный опыт, распространить идеи.

На начальном этапе управленческие действия были направлены на приобщение учителей к исследовательской деятельности через объединение их в коллектив единомышленников, принимающих общую цель и задачи, способных самостоятельно двигаться по выбранному пути при взаимоподдержке. Одним из необходимых условий активизации саморазвития педагога-исследователя мы видели предоставление возможности различных источников информации, важнейшими из которых являются: наличие литературы, электронных источников; общение с коллегами, организация обучения; собственная практика исследовательской работы. Для этого было оборудовано 19 рабочих мест учителя(компьютер, мультимедийный проектор), завучей, директора, включая учительскую и библиотеку. Все компьютеры подключены к сети Интернет

Важным направлением педагогической поддержки педагогов в их становлении на проектно-исследовательский путь стало нормативно – правовое обеспечение: положение о педагоге и ученике – исследователе, о педагогическом стимулировании, об экспериментальной деятельности, портфолио ученика и учителя и др.

Среди трудностей, с которыми сталкивается учитель при организации научно-исследовательской деятельности, особо следует выделить слабое владение методологией научного исследования, а это диктует необходимость обучения педагогов основам научно-исследовательской и экспериментальной деятельности. Преодолеть названные трудности помогла Школа педагога-исследователя, возглавляемая руководителем лаборатории управления развитием образования, которую в течение 2 лет посещало большинство педагогов.

В ходе решения выявленных проблем произошел переход от “встраивания” социально-педагогической поддержки учителя в систему управления исследовательской деятельностью педагогов, к созданию целостной системы поддержки педагога-исследователя на каждом этапе его профессионального саморазвития. При этом важным является создание условий, стимулирующих педагогов к творческому поиску, достижению максимальных результатов.

  • информирование педагогических кадров об актуальных проблемах обучения и воспитания;

  • создание ситуации постоянного творческого общения педагогов как внутри школы, так и вне ее путем организации встреч, научных семинаров, конференций, «круглых столов»;

  • организационную, педагогическую и содержательную поддержку экспериментальной и инновационной деятельности педагогов;

  • предоставление педагогам свободы выбора направлений исследований, степени участия и форм научно-исследовательской деятельности (работа в составе проблемных групп, творческих лабораторий, в парах или индивидуально);

  • консолидацию усилий педагогического коллектива для разработки и реализации научно-исследовательской программы;

  • обеспечение гласности и объективной оценки результатов научно-исследовательской работы педагогов (творческие отчеты, участие в научно-практических конференциях и т.п.);

  • создание системы педагогического стимулирования проектно-исследовательской деятельности.

  • Нормативно-правовое обеспечение исследовательской деятельности.

Инновационная деятельность школы как “специально организованная среда” способствует активизации деятельности учителя, его профессиональному росту, поднимает престиж учителя в его собственных глазах. Организация исследовательской деятельности как форма внедрения педагогических инноваций строится на основе программно-целевого управления развитием школы. При этом цели развития школы воспринимаются педагогом как осуществление субъективно значимых индивидуальных, групповых, общественных целей.

Что дает проектно-исследовательская деятельность школе? Организация исследовательской деятельности как форма внедрения педагогических инноваций строится на основе программно-целевого управления развитием школы. При этом цели развития школы воспринимаются педагогом как осуществление субъективно значимых индивидуальных, групповых, общественных целей. Поэтому реализация проектов способствует активизации деятельности учителя, его профессиональному росту, поднимает престиж учителя в его собственных глазах.

В ходе исследований учителя преобразовывают свои отдельные идеи в инновационный опыт, которым они делятся на школьных, районных, областных научно-практических, научно-методических конференциях, семинарах, принимают участие в профессиональных конкурсах. Это позволяет им выявлять скрытые потенциальные возможности в развитии профессионального мастерства и внедрять в собственную практику достижения науки и передовой опыт, а затем преобразовывать их в личный инновационный опыт.

В процессе управления проектно-исследовательская деятельностью приходиться задуматься о цели нашего образования. Как научить ребенка самостоятельно работать, учиться и переучиваться, что лежит в основе компетентностного образования? Ответ напрашивается следующий: прежде чем развивать определенные компетенции, нужно их раскрыть. Это может сделать только педагог-исследователь: увлеченный, любящий и верящий в детей, способный превратить урок в радость познания. А проектная деятельность помогает развиваться всем - детям, учителям и тем, кто управляет.

Таким образом, мы приходим к выводу, что для повышения эффективности процесса освоения педагогами исследовательской функции целесообразно предложить следующие управленческие рекомендации:

  • определить стратегическую цель деятельности коллектива как “выращивание” новых педагогов, способных к активному профессиональному саморазвитию;

  • создать положительную мотивацию учителя к освоению исследовательской функции педагогической деятельности через погружение в развивающую, инновационную, толерантную среду;

  • стимулировать творческое сотрудничество учителей;

  • организовать дифференцированное обучение педагогов технологии реализации проектно-исследовательской функции;

  • активно использовать различные способы социально-педагогической поддержки учителя на всех этапах освоения и проектной деятельности;

  • с целью повышения личной ответственности за результаты исследования привлекать педагога к управлению развитием школы.

Учитель, который повышает эффективность профессиональной деятельности за счёт активизации собственных возможностей, выявления новых резервов личности неизбежно становится на путь поиска, в нём пробуждается потребность в инновационной деятельности. Это подводит нас к мысли о том, что исследовательская деятельность школьного учителя, отнюдь, не является уделом избранных.

В заключение еще раз скажем о том, что педагогические условия, формируемые в ходе проектной деятельности, вносят изменения в технологию организации обучения и изменяют тип взаимодействия между учителем и учеником. А это значит, что компетентности учителя через совместную деятельность присваиваются его учениками. Таким образом, реализуется один из принципов новых образовательных стандартов - повышение мотивации и эффективности учебной деятельности через включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Литература

  1. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М.
    Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект.- М. , 2006

  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  3. Долгодворова Татьяна Ивановна. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Омск, 2000 179 c. РГБ ОД, 61:01-13/1390-6








hello_html_65f81113.png

5


Управление развитием проектно-исследовательской культуры учителя в аспекте компетентностного образования
  • Директору-завучу
Описание:

Надо и можно ли управлять процессом освоения педагогами проектно-исследовательской функции? Подтверждение мысли о необходимости управления проектной культурой учителя мы нашли у В.А.Сухомлинского, который пишет: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования».

Что значит управлять исследовательской деятельностью педагога, каковы механизмы управления? В рамках данной статьи, используя собственный опыт работы с педагогами-исследователями, мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Автор Буянова Светлана Васильевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 579
Номер материала 40850
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓