Главная / Директору-завучу / Управление профессиональным ростом педагогов в условиях УДОД

Управление профессиональным ростом педагогов в условиях УДОД

14


Управление профессиональным ростом педагогов в условиях УДОД

(выступление методиста, Макагоновой Е.Н. на районном семинаре зам. директоров образовательных учреждений района, март 2014год)

Система повышения квалификации педагогов отличается от других образовательных систем. Она имеет другие цели, объекты обучения, функции, содержание и результаты. Эффективная, предупреждающая система оправдывает ожидания педагога в преодолении кризиса компетентности и способствует подготовке педагогических кадров для работы в новых условиях (учитывая тот факт, что в УДОД не все педагоги дополнительного образования имеют педагогическое образование).

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов дополнительного образования. Она волнует любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и педагоге-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

Поэтому задача методической службы ДШ состояла в том, чтобы правильно выбрать компоненты системы повышения профессионального мастерства, уточнить их место и роль, выбрать оптимальные способы взаимодействия материально-технического и организационно-педагогического обеспечения ее функционирования и развития.

Необходимо было построить модель, отражающую следующие аспекты:

  • деятельностный (мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты);

  • содержательный (методическая, научно-теоретическая, психолого-педагогическая подготовка, создание условий для применения знаний на практике).

  • управленческий (анализ, планирование, организация, контроль, диагностирование).

Системообразующим элементом у нас в ДШ выступает самообразовательная деятельность педагога, которая является формой проявления его познавательной активности, его сознательного развития. И хотя самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, которое влечет за собой волевое и нравственное самосовершенствование, нельзя не отметить роль управленческого аспекта в его эффективности.

Мы анализируем индивидуальные запросы и потребности педагога, его интересы, увлечения, способности, объективность самооценки и адекватность ее восприятия коллегами. На основании этого составляем диагностическую карту педагога, которая включает в себя формы и содержание самообразовательной деятельности по преодолению его профессиональных затруднений.

В соответствии с индивидуальными запросами формулируем индивидуальные цели, формы, методы, содержание работы по повышению квалификации, формируем группы слушателей различных курсов, временные творческие коллективы, определяем коллективные и индивидуальные формы оказания помощи для устранения выявленных затруднений. Деятельность педагога в аспекте повышения профессионализма и ее результаты представлены в таблице 1.







Таблица 1

Деятельность педагога в аспекте повышения профессионализма и ее результаты

Педагог как субъект самообразовательного процесса

Индивидуальная образовательная деятельность

Коллективная образовательная деятельность

Курсовая переподготовка

Изучение и использование передового педагогического опыта

Мониторинг собственной педагогической деятельности

Самоанализ, рефлексия

Деятельность в профессиональном информационном пространстве

Совещания

Круглые столы

Конференции

Педагогические советы

Творческие группы

АСУПК

ИРО

ЦРО

Интернет ресурсы

Виды деятельности:

  • выступления по обмену опытом;

  • печатное обобщение своего опыта;

  • написание рефератов;

  • написание статей;

  • создание образовательных программ; УМК

  • создание проектов;

  • конструирование методических и дидактических систем

Результаты:

  • изменение самосознания;

  • повышение продуктивности;

  • удовлетворенность;

  • ориентирование на успех;

  • легкость адаптации в изменяющихся условиях



Анализ общешкольных проблем и затруднений в работе педагога высвечивает главные из них, на основе которых определяется общешкольная тема педагогического исследования. Каждое методическое объединение педагогов занимается разработкой этой темы в аспекте проблем своего направления, а более конкретные вопросы являются сферой исследования отдельных педагогов. Такой подход позволяет поставить каждого педагога в активную позицию, обеспечить его личный профессиональный рост и причастность к качественным изменениям, которые происходят в ДШ. Общая идея сплачивает людей, формирует понимание необходимости сотрудничества, партнерства, взаимного доверия, открытости, взаимопомощи, так как результат работы учреждения складывается из успехов каждого педагога.

Традиционно в ДШ работает несколько творческих групп по исследованию педагогических проблем. Коллектив единомышленников по разработке проблемы формируется разными путями:

- предлагается тема исследования для решения проблемы, которая вытекает из анализа педагогической деятельности образовательного учреждения и такой группой, как правило, руководит методист;

- отдельные педагоги предлагают исследование личных затруднений, всегда находится группа педагогов, заинтересованных в разработке темы, и в этом случае творческой группой руководит инициатор действия.

Через работу творческих групп успешно исследуются и решаются самые разные проблемы, которые возникают в образовательном и воспитательном процессе. В таблице 2 освещены вопросы, одним из способов решения которых было исследование в творческой группе.

Таблица 2

Проблема

Тема исследования творческой группы

Взаимоотношение субъектов образовательного процесса не всегда соответствуют новой образовательной парадигме.

Формирование универсальных способностей через проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Выбор эффективной технологии обучения и воспитания в каждом конкретном случае.

Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность педагога

Использование ИКТ на занятиях и во внеурочной деятельности.

Дидактические основы конструирования современного занятия.

Проектная деятельность как основа формирования исследовательских навыков обучающихся.

Педагоги испытывают затруднения в анализе своей педагогической деятельности и проектировании профессионального развития.

Проблемно-ориентированный анализ в педагогической деятельности

Снижение профессиональной активности педагога во внешкольной деятельности.

Разработка и внедрение рейтинговой системы в оценке профессиональной деятельности педагогов.



Руководители творческих образований, совместно с участниками разрабатывают программы деятельности и в течение запланированного времени работают над проблемой.

Например, творческая группа педагогов по разработке темы: “ Использование ИКТ на занятиях и во внеурочной деятельности ” работала по плану:

Сентябрь: Информационные технологии в преподавании. Компьютерные презентации содержания.

Ноябрь: Вариативность в применении информационных технологий. Использование цифровых образовательных ресурсов и их фрагментов на занятиях.

Апрель: Наполнение компьютерной модели соответствующим содержанием. Рефлексия. Обмен опытом.

А тему “Проблемно-ориентированный анализ в педагогической деятельности” исследовали в следующих аспектах:

  • теоретические основы проблемно ориентированного анализа

  • объективная информация о педагогическом процессе и ее роль в осуществлении проблемно-ориентированного анализа

  • проблемно-ориентированный анализ занятия

  • самоанализ успешности педагогической деятельности, проектирование своей профессиональной перспективы.

В зависимости от сложности исследования творческое объединение работает от двух месяцев до двух лет, но чаще всего в течение одного учебного года. Так как педагог не может, по разным причинам, участвовать в работе всех групп, результаты их деятельности (в виде рекомендаций, проектов, разработок, презентаций и т.д.) на педагогических советах, круглых столах или совещаниях доводятся до сведения коллектива учреждения, а для методического кабинета оформляется методическое пособие.

Педагог – человек, который формирует будущее, поэтому свойства его личности должны опережать социальное окружение. Это возможно при осознании педагогом своей социальной роли и высокой способности к саморазвитию через непрерывное самообразование. Поэтому в ДШ созданы условия, которые побуждают педагога к самообразованию, приучают к самоанализу и самооценке. Эти условия создаются в форме организационно-педагогических мероприятий для удовлетворения профессиональных потребностей педагогов.

Среди современных педагогических технологий особое место занимают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). И это не случайно: компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Использование ИКТ дает возможность доступа, анализа, оценивания огромного потока информации, возможность общаться с миром, получать дистанционное образование, обмениваться опытом работы.

М.М. Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор утверждает: «Одной из совершенно новых форм ... методической работы педагога в современной школе является сайт учителя. Эта форма относится к самым, что ни на есть информационным и коммуникационным технологиям работы педагогических кадров над собой... Создание, постоянное обновление и работа сайта учителя - это всегда его личное творчество, а потому оно неизбежно, в большей или меньшей степени, влияет на профессиональный рост учителя, является формой самообразования и саморазвития» [2].

И это идея нам понравилась, мы разделяем эту точку зрения и в этом учебном году ведется подготовительная работа в этом направлении, т.е. наши педагоги дополнительного образования создают свои личные сайты - блоги в Интернете.

Что такое сайт? Википедия, свободная энциклопедия интернета [3], дает следующее определение: сайт - то же, что вебсайт (от английского web- паутина и site- место).

Блог (от английского weblog  - это интернет-журнал событий, интернет-дневник), то есть блог - это разновидность веб-сайта, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения.

Основной целью создания нашего блога считаем, прежде всего, диссеминация педагогического инновационного опыта, презентация педагогическому сообществу результатов своей деятельности.

Также ставятся задачи присоединения к единому образовательному информационному пространству области, страны и повышения престижа и авторитета профессии педагога.

Опыт показывает, что при ведении блога многократно возрастает количество контактов с людьми, коллегами из других регионов России, и они оказываются советчиками, экспертами, грамотными оппонентами и благодарными читателями. Представляется разумным использовать блог в качестве электронной библиотеки информации с надеждой на то, что данный ресурс станет другом и помощником педагогов, родителей.

Во время непредвиденных учебными планами чрезвычайных событий в жизни ДШ, например, такими как карантин или сильные морозы, блог становится еще и удобным средством обеспечения непрерывности учебного процесса. Задание для самостоятельной работы дома в блоге педагога станет вполне доступным для обучающихся. Причем посредством блога реализуется принцип дифференциации и индивидуализации обучения: детям предлагаются задания разного уровня сложности и таким образом обеспечивается возможность выбора в зависимости от склонностей и интересов обучающихся.


Список использованной литературы:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Сайт Министерства  образования и науки Российской Федерации. -

Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

2.Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе /

М.М.  Поташник. - М.:  Педагогическое общество  России.

Центр педагогического образования, 2011. - 448 с.

3. Википедия.   Свободная   энциклопедия.   - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki


















Приложение 1

МБОУ ДОД «Березовский Дом школьников»


Индивидуальная программа профессионального роста педагога

Ф.И.О.____________________________________________________________

включает в себя два раздела:

  • индивидуальный план профессионального роста педагога (обобщение и творческая ретрансляция собственного педагогического опыта);

  • работа по теме самообразования.



I. Индивидуальный план профессионального роста педагога.

Педагог дополнительного образования - ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих способностей, приобщении к миру прекрасного. Поэтому важно, чтобы педагог был личностью особенной и неповторимой, обладал профессиональным мастерством. Один из философов сказал:«Обучать - значит вдвойне учиться».

Задача постоянного профессионального роста решается в 2-х направлениях:

1.Обучение и повышение квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования, при институтах повышения квалификации, развитии образования, ММЦ и т.д. (справки, удостоверения повышения квалификации ПДО)

2. Обучение внутри учреждения (семинары, консультации, деловые игры, мастер - классы и т.д.) – (таблица в портфолио педагога)

Эта работа начинается с анализа собственного опыта:

  • Анализируем аспекты профессиональной деятельности

  • Анализ целей и задач

  • Анализ применяемых методик

  • Анализ результатов деятельности

  • Выбор темы по самообразованию, методов работы над ней


I. Индивидуальный план профессионального развития педагога отражает личные образовательные потребности, составляется на учебный год или на 2-3 года.

Задачи определяются на каждый год.

Учебный год

Задачи и содержание деятельности (Что?)

Сроки: начало и окончание

(Когда?)

Форма представления результатов работы (Как?)

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы


Изучение психолого-педагогической литературы.

(указывается, по каким вопросам будет изучаться лит-ра, работы каких авторов будут прочитаны ПДО; называются основные работы).


Доклад, аналитическая статья, картотека, список, аннотация к прочитанным книгам.

ПС, МО, ВТГ









Разработка программно-методического обеспечения УВП. (указывается, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения УВП и инновационной деятельности: авторские программы, планы, конспекты, сценарии; подборка упражнений, дидактического материала, заданий, контрольных работ, тестовых заданий).


Разработанные материалы, или рекомендации к их использованию для своих коллег.

ПС,МС, МО, ВТГ















Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Указывается тема, по которой педагог предпологает обобщить свой опыт. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу опыта, осуществлению дополнительных разработок, подготовке итоговых обобщенных материалов – написанию рекомендаций, статей, подготовке сообщений.


Творческая разработка, статья, доклад, рекомендация и др.

Педсовет, выступление, семинар, конкурс и т.д.















Участие в системе методической работы ОУ.

(Указывается в каких методических мероприятиях ОУ предполагает педагог участвовать. Если педагог участвует в подготовке и в проведении этих мероприятий, то какова конкретно его роль).


Слушатель, активный участник:

выступление, открытое занятие, мероприятие,

мастер-класс и т.д.

Семинары, конференции, совещания, конкурсы и т.д.















Обучение на курсах повышения квалификации вне ОУ.

(Указываются темы курсов, которые предполагает закончить педагог).


Курсовая работа, реферат, зачётные занятия.

Педсовет, выступление, семинар, МО, конкурс…















Руководство повышением квалификации других педагогов (указывается, за какую работу по повышению квалификации педагогов в ОУ отвечает данный педагог: руководит стажировкой молодых специалистов, мастер-классом, педагогической гостиной и т.д.).


Число подготовленных педагогов.












Работа в составе органов управления ОУ

( указываются органы, (экспертная комиссия, руководитель МО…) в составе которых работает педагог, а также его функциональные обязанности).


Документ о выполнении порученной работы.









Индивидуальные формы методической работы:

  • Разработка собственной программы самообразования.

  • Самообразование.

  • Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес.

  • Анализ собственной деятельности.

  • Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию.

  • Создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок.

  • Разработка собственных средств наглядности.

  • Самостоятельное проведение исследований.

  • Разработка заданий, тестов для проведения самоконтроля с целью изучения результатов обучения и воспитания учащихся.

  • Подготовка планов работы на год и отчётов о достигнутом - в конце года.

  • Посещение занятий и воспитательных мероприятий у коллег.

  • Персональные консультации.

  • Собеседования с администрацией.

  • Выполнение индивидуальных заданий при поддержке руководителя МО, МС, ВС, ПТГ.

  • Разработка программы, пособия.

  • Постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога.


II. Работа педагога по теме самообразования: цели, задачи, этапы работы

Самообразование - форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у педагога возникает внутренняя неудовлетворённость своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте. Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде.

На основании этого существует 4 вида самообразования:

  • бытовое - овладение социальным опытом, необходимым в быту (в т. ч. досуг и отдых).

  • познавательное - познание окружающего мира.

  • самореализации - изменяющиеся свойства и качества личности в соответствии с идеалом (физическая, интеллектуальная, духовная, нравственная сферы).

  • профессиональное - служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.

В профессиональном самообразовании много подвидов. Например: педагогу дополнительного образования необходимы педагогическое и специальное (по своему предмету) самообразование.

бытовое

Мотив----- потребность ---------- самообразование --- познавательное

самореализации

профессиональное

Цель самообразования может быть различной:

  1. Какая-то деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии. Это самоцельное самообразование.

  2. Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.

  3. Целенаправленное самообразование, связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач и решении их, и в определении результатов поставленным задачам

Учебный год

Задачи и содержание деятельности (Что?)

Сроки: начало и окончание

(Когда?)

Форма представления результатов работы

(Как?)

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы








Определение профессиональных потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?) Формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)

План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка их последовательности

(В какой последовательности?)
















2.Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий

(С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)














3.Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа - выводы





4. Будущее (Что дальше делать?)- Задачи на будущее




























Приложение 2

Работа над индивидуальной методической, психологической, педагогической темой

ФИО педагога__________________________________________________________________

Вопрос

Ответ

1. Как называется тема, над которой работаете?






2. Чем вызвана постановка темы?

(интерес детей, актуальность, задача образовательной программы)






3. Когда начали работу над темой?

(указать сроки)






4. Что сделано? (перечислить)




5. Каков план работы был в прошлом учебном году? (таблица)






6. Каков план работы был в этом учебном году? (таблица)






7. Какой результат прогнозируете?

(сформулировать)






8. В какой форме и где будет представлен отчёт? (перечислить)






9. В чём испытываете трудности?






10. Какая помощь и от кого нужна?







11.Указать срок работы по теме?














Приложение 3

Из накопительной личной папки педагога:


БЛОК «А»: «Документация»

1.2. Сведения о прохождении курсов повышения квалификации:

п/п

Дата прохождения

Название курса, практики

Уровень (учреждение, поселковый, районный, окружной)

Результат (зачёт, проект, презентация и.т.д.)


Документ подтверждающий

(удостоверение, сертификат и.т.д.)















БЛОК «Б»: «Творческие работы»

п/п

Дата

Название реферата, проекта, исследовательской работы, работы по предмету, модели, макета, презентации и др.

Количество страниц, экземпляров, иллюстраций и.т.д.

Место выступления,

демонстрации

Подтверждающий

документ , результат
















Приложение 4


Педагогический мониторинг (рейтинг ПДО) за 2013-14 учебный год



п/п

Ф.И.О

педагога

Рейтинг

портфолио




Деятельность

педагога

Конкурсы

педмастерства

Итог/место



1



2



3



4



5



6



7



8



9



10

Итог

ОУ

Районный

10б





































Управление профессиональным ростом педагогов в условиях УДОД
  • Директору-завучу
Описание:

Управление профессиональным ростом педагогов в условиях УДОД

(выступление методиста, Макагоновой Е.Н. на районном семинаре зам. директоров образовательных учреждений района, март 2014год)

Система повышения квалификации педагогов отличается от других образовательных систем. Она имеет другие цели, объекты обучения, функции, содержание и результаты. Эффективная, предупреждающая система оправдывает ожидания педагога в преодолении кризиса компетентности и способствует подготовке педагогических кадров для работы в новых условиях (учитывая тот факт, что в УДОД не все педагоги дополнительного образования имеют педагогическое образование.

Автор Макагонова Елена Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1548
Номер материала 25740
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓