Главная / Директору-завучу / Управление формированием ключевых компетенций учащихся через совершенствование общеучебных умений и навыков

Управление формированием ключевых компетенций учащихся через совершенствование общеучебных умений и навыков

11



Краевое государственное учреждение дополнительного профессионального образования

«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»






Тема творческой работы

«Управление формированием ключевых

компетенций учащихся через совершенствование общеучебных умений и навыков»








Автор работы: Ларькова Тамара Павловна,

заместитель директора по УВР

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №24»














г. Барнаул 2013



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение

  2. Понятие и классификация общеучебных умений и навыков

  3. Анализ результатов исследования познавательных интересов учащихся и сформированности умений самостоятельного учения

  4. Комплексно- целевая программа по проблеме « Развитие познавательной активности учащихся на основе формирования ОУУН»

  5. Мониторинг уровня сформированности умений учащихся

  6. Заключение

  7. Литература


































Введение

Современные требования к качеству образования.


Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

1. Достижение социальной компетентности обучающихся.

2. Гарантия прав граждан на качественное образование.

3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.

4. Обеспечение компьютерной грамотности.

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.

Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

2. Информационных – владение информационными технологиями.

3.Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.

Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Таким образом, наш ученик- выпускник современной школы должен обладать следующими качествами личности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

  • уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

  • умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

  • самостоятельно критически мыслить;

  • видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

  • четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

  • быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельным, уметь контактировать и работать с представителями различных социальных групп в разных областях, различных ситуациях.

Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя. Анализ образовательной практики даёт основание утверждать, что выпускники школ не владеют достаточными знаниями о культуре умственного труда, а сформированные общеучебные умения и навыки носят порой критический и недопустимый характер, если исходить из уровневой характеристики (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый). Результаты диагностики показывают, что в образовательном учреждении не всегда есть чётко скоординированная система формирования общеучебных умений школьников; не всегда ведётся систематическая, целенаправленная работа всего педагогического коллектива по формированию данных умений; отсутствует единство действий, единство требований преподавателей в понимании и оценке уровней сформированности общеучебных умений.
































2 Классификация общеучебных умений и навыков.


Общеучебные умения и навыки (ОУУН) являются, как обосновывает Н.А.Лошкарева, базисными, фундаментальными способами деятельности, которые отражают и "обслуживают" основные стороны учебного труда школьника. Умение учиться означает свободную ориентировку в любой научной информации, умение не только применять знания на практике, но и самостоятельно добывать их, занимая постепенно позицию субъекта учебной деятельности. Важно, чтобы общеучебные умения и навыки стали инструментом учебно-познавательной деятельности. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на формирование у учащихся системы ОУУН, которые в совокупности обеспечивают надёжную базу для учебно-познавательной деятельности, а в итоге и непрерывного образования.

В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Мы принимаем за основу классификацию Н.А. Лошкаревой, которая выделила четыре группы общеучебных умений и навыков:

учебно - информационные,

учебно - организационные,

учебно - коммуникативные,

учебно - интеллектуальные.

Учебно-интеллектуальные - включают умения внимательно воспринимать информацию; логически осмысливать учебный материал, выделять в нем главное, осуществлять общие логические приемы мышления (сравнивать, анализировать, классифицировать, системати­зировать, обобщать, подводить под понятие, доказывать и др.), рационально запоминать. Учебно-интеллектуальные умения развиваются на конкретном предмет­ном материале, но в то же время они не зави­сят от этого материала, носят общий, универсальный характер, применяются при усвоении других предметов, используются как готовые познавательные средства, и поэтому относятся к группе общеучебных умений.

Учебно-информационные - объединяют умения правильно, осознанно и выразительно чи­тать; пользоваться учебником, осуществлять поиск необходимой информации, обращаясь к справочным пособиям, научно-популярной литературе; делать различного рода записи по хо­ду чтения, самостоятельно знакомиться с кни­гой (воспитание библиографической культуры); осуществлять поиск литературы в библиотеке; работать с аудиовизуальными источниками информации; осуществлять наблюдения.

Учебно-организационные- умения обеспечивают создание благоприятных условий для осуществления деятельности; учат соблюдать правила гигиены учебного труда; готовить рабочее место и необходимое оборудование к занятиям; пользоваться учебными принадлежностями, руководствоваться режимом дня; определять временной промежуток занятий, чередования труда и отдыха; рационально осуществ­лять домашнюю работу; осуществлять учебное взаимодействие, работать фронтально с учителем, в парах и в группе.

Учебно-коммуникативные умения, выступающие как средства общения, познания и взаимовлияния друг на друга, являются важ­нейшим условием познавательной и социаль­ной активности учащихся. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строит­ся мысль и речь. Для полноценного участия ребенка в поисковой коммуникации ему необ­ходимо обладать развитыми коммуникативными умениями; уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания и уметь находить адекватные средства для пе­редачи задуманного смысла, обеспечивать в процессе общения обратную связь, предвидя реакцию участников диалога, отвечать на во­просы и самому задавать их, принимая учас­тие в учебных дискуссиях. Коммуникативные умения направлены на формирование культу­ры устной и письменной речи, овладение умениями и навыками письма, умениями со­ставлять собственный текст (писать сочине­ние) и передавать содержание чужого текста через устный пересказ или письменное изложение; связно высказывать суждения по изу­чаемому материалу (кратко, подробно, выбо­рочно пересказывать учебный материал); использовать в речи описание, повествова­ние, рассуждение.

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НА УРОКЕ ОБЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ

( по Лошкаревой Н.А.)

Учебно- организационные умения и навыки

Деятельность учителя:

- определяет цель урока, знакомит с нею учащихся;

- определяет дидактическую задачу этапа урока;

- учит планировать выполнение задачи;

- учит находить наиболее рациональные способы выполнения задачи;

- учит самоконтролю и самопроверки;

- учит самооценки выполненной работы.

Деятельность ученика:

- обращает серьезное внимание на содержание ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ учебной работы;

- выполняет работу, подражая учителю, по образцу;

- вносит свои элементы в организацию выполнения учебной работы;

- использует знания о способе деятельности творчески;

- не владеет соответствующими умениями.

Учебно – интеллектуальные умения и навыки

Деятельность учителя:

- в соответствии с требованиями программы систематически работает над интеллектуальными умениями;

- реализует межпредметную методику их формирования;

- согласовывает свои обучающие и контролирующие действия с другими учителями;

- опирается на уже известные детям умения;

- вводит умение в практическую деятельность учащихся;

- вводит умение с объяснением теоретической основы приема;

- работает над дальнейшим развитием умения.

Деятельность ученика:

- применяет умение правильно, уверенно;

- допускает ошибки, используя операции не полностью;

- не владеет сформированным интеллектуальным умением.

Учебно-информационное умение и навыки

Деятельность учителя:

- уделяет на уроке внимание технике чтения;

- методически подготавливает и обосновывает введение в уроке активного чтения;

- осуществляет дифференцированный подход к формированию навыков чтения;

- обучает продуктивным методам работы с учебником;

- определяет характер познавательной деятельности учащихся при работе с ошибками;

- учит работе с планом, тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами;

- привлекает дополнительную литературу при объяснении нового материала;

- учит работать с дополнительной литературой по своему предмету;

- включает элементы библиографической грамотности в занятия с учащимися.

Деятельность ученика:

- читает в соответствии с требованиями программы (выше, ниже нормы);

- пользуется различными видами чтения в соответствии с учебной задачей;

- владеет богатым набором методов работы с учебником;

- затрудняется при работе с планом (тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами);

- умеет работать с дополнительной литературой по предмету;

- владеет библиографической культурой в пределах программных требований;

- не обращается к дополнительной литературе, не владеет библиографической грамотностью.

Учебно – коммуникативные умения и навыки

Деятельность учителя:

- развивает внимание учащихся;

- обучает слушать и записывать содержание объяснение учителя, ответ ученика;

- развивает монологическую речь в соответствии с требованиями программы;

- систематически включает диалог в процессе изучения своего предмета;

- работает над совершенствованием техники письма учащихся.

Деятельность ученика:

- умеет управлять собственным вниманием;

- слабо управляет вниманием;

- сформированы основные формы монологической речи;

- сформированы основные формы диалогической речи;

- техника письма в соответствии с требованиями программы (замедленная).

Уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебным умениям и навыкам:

0-й уровень- учащиеся совершенно не владеют данным действием;

1-й уровень- учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при непосредственной помощи учителя;

2-й уровень- умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по данному образцу;

3-й уровень- умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг.

4-й уровень- автоматизированное, свернутое и безошибочное выполнение действия.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ И СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УЧЕНИЯ


ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ


Еще Л.Н. Толстой говорил, что «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Эффективность обучения любому учебному предмету зависит от многих факторов, но одним из важнейших является уровень умений учеников самостоятельно учиться, который зависит от уровня владения ими общеучебными умениями и навыками.

Общеучебные умения и навыки дают возможность учащимся наиболее рационально учиться по всем предметам, осуществлять наиболее эффективно все виды деятельности, входящие в учебный процесс.

Самостоятельное учение характеризуется тем, что ученик:

  • знает и понимает цели обучения;

  • умеет самостоятельно мыслить;

  • способен ориентироваться в новой ситуации;

  • стремится найти свой подход к новой задаче;

  • осознает способы приобретения знаний;

  • способен высказывать свою точку зрения;

  • умеет работать в определенном темпе, планировать свою деятельность во времени;

  • осуществляет систематический самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

За основу деятельности мы взяли формирование у учащихся умений планирования, целеобразования, организации своей деятельности во времени, самоконтроля. В школе было проведено исследование, целью которого было изучение фактического состояния рассматриваемой проблемы.

Организованность, деловитость, собранность усилий невозможны, если ученику непонятна цель деятельности. Поэтому нужно постепенно приучать детей к определению цели своей работы, ведя их от понимания того, для чего задание выполняется, к осознанному выбору средств оптимального достижения результата.

Умение планировать свою учебную деятельность предполагает предварительное обдумывание результата деятельности и процесса его достижения( осознание необходимых умственных и практических действий и их последовательности). Это умение формируется трудно, так как учащемуся нужно хорошо знать учебный материал, уметь видеть связи между новым учебным материалом и ранее изученным, обладать хорошо развитым воображением.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ


В.Ф. Паламарчук в работе « Школа учит мыслить» утверждает, что учитель должен всегда помнить о четырех уровнях усвоения знаний учащимися.

Первый уровень- репродуктивный. Он предполагает выполнение заданий, требующих воспроизведения знаний без существенных изменений: факты, понятия, правила, законы, готовые выводы.

Второй уровень- уровень стандартных операций, предполагающий оперирование знаниями в стандартных условиях ( по образцу, правилу, указаниям, стандартам).

Третий уровень- аналитико- синтетический, предполагающий наличие умений анализировать, синтезировать и обобщать.

Чевертый уровень- творческий, при котором необходимо уметь применять знания в значительно измененных условиях. ( 3 )

Для того чтобы умение самостоятельно и рационально работать с учебным материалом развивалось успешно, необходимо прежде всего научить школьников выделять главное в любом информационном материале, которым они пользуются.

Выделение главного- это сложное умственное действие, которое состоит из анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, обобщения. ( 31 )

Одним из способов оценки качества обучения можно считать проверку умения учащихся составлять план ответа и выделять главное в учебном материале. Срез по анализу сформированности данного умения проводится на уроке (7—12 мин) со всеми учащимися одновременно и включает два задания: 1) составить и записать план устного ответа на один из вопросов по материалу прошлого урока (вопросы дает учитель); 2) просмотреть данный вопрос в учебнике и внести в план необходимые поправки. Задание 2 позволяет судить также о навыке беглого чтения и навыке самоконтроля в учебной деятельности.

Анализ работы показал, что составление плана не стало привычным приемом работы школьников. Ни в одном из составленных планов не разделены главные и второстепенные сведения. Многие планы старшеклассников показывают несформированность умения оперировать теоретическим материалом для объяснения конкретных фактов. Просмотр материала по учебнику (даже длительный) не помогает учащимся улучшать план ответа. О навыках беглого чтения в таких случаях говорить не приходится.

Как и все другие приемы умственной деятельности,- считает В.Ф. Паламарчук,- сравнение всегда имеет свой предмет, преследует определенную цель и предполагает свои пути реализации в процессе обучения.

Предметом сравнения являются объекты реальной действительности, качества, признаки, а также факты, явления, события, процессы. Сравниваться также могут методы и приемы работы, способы решения. При этом необходимо учитывать логико-дидактические требования к объектам сравнения. Они таковы:

  1. Сравнивать можно только однородные объекты, т.е. те, которые относятся к одному и тому же классу.

  2. Обобщение между объектами сравнения можно устанавливать лишь тогда, когда между ними есть какое-то отличие. Устанавливать же разницу можно только при наличии определенного сходства.

  3. Несложные объекты, факты сравнивать легче, чем качества, признаки, процессы или категории.

Анализ ученических работ показал, что умение сравнивать зависит от ряда факторов, в частности от уровня развития учащихся, сложности сравниваемых объектов, характера дидактического задания.

Существенную роль в развитии способностей учащихся к самостоятельным исследованиям играют задания, выполнение которых представляет собой относительно завершенный исследовательский цикл: наблюдение – гипотеза – проверка гипотезы. В качестве таких заданий целесообразно использовать исследовательские работы.

Исследовательские работы удачно вписываются в общую структуру учебного процесса, является эффективным средством повышения активности школьников.

Часть исследовательских работ может быть реализована не только на уроке, но и в качестве домашнего задания. В последнем случае на уроке обсуждаются результаты, полученные учащимися дома.

Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний- творческий процесс. Большую помощь при этом оказывает введение в обучение творческих заданий, одним из видов которых являются задания по составлению задач. Такие задания могут быть предложены учащимся как на этапе изучения нового материала, так и на этапе его закрепления.


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ.


При анализе причин наличия ( отсутствия ) познавательного интереса мы сопоставили мнения учителей, учащихся и родителей. Анкетирование и срезы знаний проводились в 4-х, 9-х, 11-х классах.

1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

По мнению 99% учащихся 11-х классов они заинтересованы в получении хороших отметок, 39% учащихся объясняют свой интерес к предмету интересными уроками и столько же учащихся говорят о том , что им нравится учитель, преподающий интересующий предмет. 52% опрошенных отмечают предметы , которые заставляют думать. Далее отмечается комфортность на уроке (38%), полезность предмета для будущей жизни (35%). Лишь 12% выпускников отмечают влияние родителей на их учебу.

Анкетирование 9-тиклассников показало что 63% учащихся заинтересованы в получении хороших отметок, 46% отмечают те предметы, на которых бывает интересно. Далее по значимости отмечается долг учится (38%), познание нового (36%), любовь к учителю (36%). 31% учащихся 9-х классов отмечают влияние родителей на их учебу.

Анкетирование учащихся 4-х классов имеет следующие результаты:

97% учащихся ответили на вопросы анкеты положительно, т.е. большинству ребят на уроках бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки, стремятся узнать что-то новое. Это говорит о том, что у учащихся начальной школы высокий уровень познавательного интереса.


ИНТЕРЕС К ПРОЦЕССУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11 КЛАСС 9 КЛАСС

МАТЕМАТИКА-90% МАТЕМАТИКА-46%

ЛИТЕРАТУРА-67% БИОЛОГИЯ-44%

ИСТОРИЯ-52% ИСТОРИЯ-42%

БИОЛОГИЯ-51% ЧЕРЧЕНИЕ-41%

ФИЗИКА-48% ЛИТЕРАТУРА-36%

РУССКИЙ ЯЗЫК-46% ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА-36%

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК-41% РУССКИЙ ЯЗЫК-32%

ФИЗИКА-30%

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК-29%

ГЕОГРАФИЯ-27%


2. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


Необходимо отметить наличие двух тенденций, которые были выявлены в результате обработки полученных данных, Родители, во- первых, объяснили причины наличия интереса детей к тому или иному предмету, чаще всего аппелируя к положительным качествам учителя (50%) и далее к способностям и трудолюбию детей (43%),положительному влиянию родителей (50%), хорошим условиям для занятий дома (67%).Во-вторых, объясняя отсутствие у своих детей интереса к школьным дисциплинам, родители главным образом указывали на отсутствие способностей к изучению той или иной дисциплины или наличие лени у детей(20%) 9-х, 11-х классов, в то же время родители учащихся 4-х классов почти не называли эти причины. В анкетах очень редко указывается на негативное влияние друзей, даже в старших классах.

Анкеты для родителей не содержали вопросы о наличии у детей интересов, увлечений, благодаря которым они занимаются дополнительными учебными предметами.


3. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ


В качестве особенностей своих занятий, влияющих на формирование познавательных интересов учащихся, учителя назвали: разнообразие применяемых методов и приемов работы, использование элементов дискуссии, справедливость оценок и др.

На каждом уроке планируется самостоятельная работа:

  • постановка цели и планирование своих действий;

  • приемы самоконтроля(комментированное письмо, объяснительные диктанты, тесты, карточки заданиями и т.д.);

  • работа с книгой.

Очень подробные содержательные ответы на вопросы анкеты составили учителя начальных классов. Это по сути самообобщение опыта своей работы по формированию познавательного интереса у учащихся.


4. РЕЗУЛЬТАТЫ СРЕЗОВЫХ РАБОТ


По результатам срезовых работ по геометрии в 11-х классах по формированию умений самостоятельного учения :

- 100% учащихся могут самостоятельно выбрать ответ на поставленный вопрос;

- 80% учащихся могут используя учебник составить тезисы ответов;

-32% учащихся могут применить полученные знания самостоятельно.

По результатам срезовой работы по литературе:

-31% учащихся имеют 3-й уровень овладения умениями;

- 46% учащихся имеют 2-й уровень овладения умениями;

- 23% учащихся имеют 1-й уровень.

По физике проверка сформированности ОУУН показала:3-й уровень имеют-6%, 2-й уровень-35% учащихся, 1-й уровень- 58%.

Срезовые работы , проведенные по русскому языку в 9-х классах показали следующие уровни сформированности ОУУН:

- 3-й уровень -24% учащихся;

- 2-й уровень -34% учащихся;

- 1-й уровень -30% учащихся;

- 0-й уровень – 13% учащихся.

Проведенные срезы знаний в 9-х классах по истории показали, что умение сравнивать, делать выводы самостоятельно работая с учебником владеют на 1 уровне-5 чел, на 2 уровне-7 чел, на 3 уровне- 5 чел.По физике проверка сформированноси ОУУН показала,что 3-й уровень имеют7% учащихся, 2-й уровень-22%, 1-й уровень-51%, 0-й уровень-19% учащихся.

Срезовые работы , проведенные в 4-Б классе показали высокий уровень сформированности ОУУН:

  • 3-й уровень –50% учащихся;

  • 2-й уровень- 26% учащихся;

  • 1-й уровень- 16% учащихся;

  • 0-й уровень-8% учащихся.

Средние показатели срезов свидетельствовали о некотором прогрессе в усвоении общеучебных навыков от младших классов к старшим: в IIIIV — 58 %, в VVII — 74 %, в VIIIX — 82 %.


5. АНАЛИЗ УРОКОВ


Посещенные уроки с целью отследить направлен ли процесс обучения на формирование у учащихся умений самостоятельного учения показали ,что учителя обращают внимание на формирование умений целеполагания, планирования, самоконтролю. Проверка домашнего задания обеспечивала воспроизведение учащимися основных признаков изученных понятий. Самостоятельная работа на уроках направлена на:

-поиск знаний;

-закрепление умений и навыков;

-применение знаний в новых условиях.

На уроках использовались дифференцированные задания:

- по степени самостоятельности;

- по степени трудности.

На уроках используется репродуктивный и частично-поисковый характер познавательной деятельности. Очень часто в своей работе учителя используют работу школьников с книгой:

- пересказать прочитанное;

- найти нужную информацию в учебнике;

-самостоятельно изучить текст параграфа;

- выделить главное в прочитанном;

- составить план абзаца или параграфа;

составить вопросы к тексту.



В аспекте полученных данных перед школой стоят следующие задачи:

- организация специальной работы с детьми, у которых отсутствуют познавательные интересы.

- ознакомление школьников, имеющих односторонние интересы, с различными видами деятельности, которые оказались вне поля их зрения.

Несомненно, проведенное исследование не позволяет выявить все аспекты такой сложной проблемы, как развитие познавательных интересов учащихся. Необходимо проведение изучения внешней и внутренней мотивации учения школьников, доминирующих полушарий головного мозга и др.


УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОУУН


1 Наличие комплексно –целевой программы обучения ОУУН.

2 Включение этой проблемы в цели урока.

3 Организация внеурочной работы по формированию общеучебных умений.

4 Наличие памяток по формированию каждого умения на уроках.

5 Обеспечение единства действий всех учителей в работе над общеучебными умениями.






















КОМПЛЕкСНО- ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОБЛЕМЕ « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОУУН.»

ЦЕЛЬ:

создание в школе условий, способствующих развитию познавательной активности учащихся через формирование ОУУН.

ПРОБЛЕМА

- несформированность у выпускников школы общеучебных умений и навыков.

ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ учащихся к дальнейшему самостоятельному продолжению образования, к самообразованию, к трудовой деятельности.

Препятствия:

  • различие природных задатков учащихся и степени их подготовки к школе;

  • отсутствие необходимого взаимодействия школы и семьи в формировании ОУУН;

  • недостаточность включения психологической службы в работу по формированию ОУУН;

  • использование в учебном процессе педтехнологий, не способствующих формированию.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ:

  • создание комплексно- целевой программы « Развитие познавательной активности учащихся на основе формирования ОУУН », рассчитанной на 2 года;

  • учет сформированности ОУУН у учащихся при аттестации учителей;

  • научно- методическое обеспечение формирования ОУУН;

  • разработка тематики классных часов, способствующих формированию ОУУН;

  • организация педагогического лектория для родителей;

  • более широкое применение в учебном процессе педтехнологий, развивающих ОУУН;

  • целенаправленная работа психологической службы школы по формированию ОУУН;

  • создание единой системы мониторинга формирования ОУУН( контрольных работ, анкетирования, тестов, программ наблюдения) для всех участников педагогического процесса( администрации, учителей, психолога, родителей, учащихся).








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Комплексно-целевая программа «рАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОУУН», предполагающая целенаправленные и последовательные действия всех участников образовательного процесса по формированию общеучебных умений школьников.

При этом мы учитывали, что управление формированием общеучебных умений и навыков у учащихся может осуществляться на двух уровнях:

- учитель - ученик;

- общешкольном (администрация школы - учителя).

Разработанная нами комплексно - целевая программа является содержательно - организационной основой управления формированием у школьников ОУУН на общешкольном уровне. Данная программа нацелена на создание необходимых условий для формирования ОУУН школьников; предполагает осуществление скоординированного взаимодействия администрации, педколлекти-ва, родителей в формировании у школьников ОУУН.

Комплексно-целевая программа построена в соответствии с видами управленческой деятельности информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, рёгулятивно-коррекционной.

Разработанная нами программа адресована администрации школы, учителям, психологам, библиотекарям, логопедам, учащимся, родителям и другим непосредственным и опосредованным участникам образовательного процесса.

В связи с этим она состоит из следующих разделов: работа с педкадрами, работа с учащимися, работа с родителями, методическое обеспечение программы, система информационно-аналитического обеспечения, система экспертного контроля и регулирования.

Работа с педагогическим коллективом предполагает разработку стратегии и тактики в решении проблемы; ознакомление с программой и её обсуждение, структурирование учителями учебного материала в соответствии с данной целевой установкой и др, Для этого проводятся теоретические семинары, практикумы, совещания при директоре, тематические педсоветы заседания методических объединений и др.

Работа с учащимися имеет целью включение их в совместную деятельность по формированию ОУУН. Для этого проводится заседания органов ученического самоуправления, тематические собрания, семинары, деловые игры и др.

Работа с родителями предполагает ознакомление с целью эксперимента и соучастие их в решении проблемы. Происходит это через заседания общешкольного комитета, родительские собрания, анкетирования, индивидуальные консультации и др.

Методическое обеспечение программы имеет целью теоретическую и практическую подготовку учителей к работе по формированию ОУУН у школьников. Для этого предусмотрены теоретические семинары, лекции, практикумы, различные формы контекстного обучения, выпуск методического бюллетеня, подготовка и аспектный анализ открытых уроков, психолого-педагогические тренинги и др.

Система информационно аналитического обеспечения предполагает создание необходимой и достаточной информации для управления процессом формирования ОУУН. Для этого формируется банк данных, проводится тестирование учащихся, анкетирование учителей, учащихся, радетелей, диагностика уровня сформированности ОУУН и др.

Система экспертного контроля и регулирования создана с целью сбора и анализа информации, связанной диагностикой сформированности ОУУН. Анализируются результаты диагностики сформированности у учащихся ОУУН; результаты проектной деятельности учителей о создании учебно-тематических планов, предусматривающих решение проблемы; результаты анкетирования участников образовательного процесса; протоколы анализов урока и др.

Апробация комплексно целевой программы проходит на базе МОУ « СОШ №24» г. Барнаула с 2007 года. Как показывает опытно экспериментальная проверка разработанная нами программа, она обеспечивает координацию деятельности педколлектива в формировании у школьников общеучебных умений и навыков; способствует осознанию администрацией и учителями необходимости субъект - субъектного характера отношений в управлении процессом формирования у школьников обще учебных умений и навыков.

















ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ

ОТВЕТСТВЕН.

ДАТА

1

Микроисследование « Степень сформированности организационных ОУН учащихся 4,8, 9, 11-х классов»

Определение степени сформированости организационных ОУН, выявление характера затруднений учителей в воп- росах формиро- вания организацион -ных ОУН

Председатель МС

сентябрь

2

Микроисследование « Динамика уровня сформированности организационных ОУН»

Выявление результативности работы пед .коллектива над решением проблемы формирования ОУУН

Руководители МО

декабрь

3

Микроисследование « Степень сформированности интеллектуальных ОУН у учащихся 4, 8,9,11-х классов»

Выявить степень сформировано-сти и динамику развития интеллектуальных ОУН

Зам. директора по УВР

февраль

4

Выставка и обзор литературы « Дополнительное образование, его формы, резервы интеллектуального развития учащихся»


библиотекарь

март

5

Выставка –отчет о работе творческих объединений системы дополнительного образования

Показ результатов детского творчества и стимулирование его развития у всех учащихся

Зам. директора по ВР

апрель



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ

ОТВЕТСТВЕН.

ДАТА

1

Аттестация кабинетов

Выявление тенденции развития УМБ кабинетов


август

2

Подготовка стенда « Общеучебные умения и навыки». Выставка и обзор методической литературы.

Оказание методической помощи учителям- предметникам и классным руководителям

Зам. директора по УВР

сентябрь

3

Выставка и обзор методической литературы по вопросу « Что такое ОУУН и как их развивать у школьников»

Оказание помощи классным руководителям и учителям предметникам в решении проблемы формирования ОУУН

библиотекарь

октябрь

4

Подготовка памяток для учителей по отработке интеллектуальных ОУН

Оказание методической помощи учителям

Председатель МС

декабрь

5

Семинар-практикум для учителей « Как работать с книгой, справочной литературой на уроке»

Методическая помощь учителю по эффективному использованию учебника и справочной литературы

Председатель МС

февраль

6

Семинар-практикум « Как повысить результативность педагогического труда по развитию аналитических умений учащихся

Обмен опытом

Руководители МО

апрель







РАБОТА С ПЕДКАДРАМИ


СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ

ОТВЕТСТВЕН.

ДАТА

1

Семинар « Технология совершенствова-ния общеучебных умений учащихся».

Включение каждого учителя в педагогический поиск решения проблемы формирования ОУУН

Председатель МС

сентябрь

2

Собеседование с молодыми специалистами

Выявление степени владения методикой формирования ОУУН

Зам. директора по УВР

октябрь

3

Семинар « Приемы развития мыслительной деятельности».

Выявить резервы доп.образования и внеклассной работы в решении проблемы формирования ОУУН

психолог

январь

4

Семинар «Интеллектуализация ОУУН, их влияние на развитие творческой и познавательной активности учащихся»

Определение новых подходов к управленческой должности учителя на уроке для решения проблемы формирования интеллектуальных ОУН

Руководители МО

февраль

5

Заседание МС:

« Итоги первого года работы школы по реализации программы»

Подвести итоги работы и определить направления дальнейшей реализации программы

Председатель МС

май









РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ


содержание

цель

Ответствен.

Дата

1

Кл. часы « Как нужно планировать свою учебную работу»

Помочь в составлении индивидуального плана самоуправления ОУУН

Кл. руководители

октябрь

2

Факультатив для старшеклассников

Методы самопознания и формы саморазвития учащихся

психолог

В течение года

3

Кл. часы « Как работать с библиотечной книгой»

Научить учащихся пользоваться каталогами

библиотекарь

октябрь

4

Общественный смотр умений учащихся по организации учебного труда

Выявление затруднений учащихся в организации учебного труда

Зам. директора по УВР

декабрь

5

Кл.часы

« Культура интеллектуального труда»

Познакомить учащихся с требованиями к организации различных форм интеллектуального труда

Кл. руководители

февраль

6

Кл.час « В чем отличие спора от дискуссии»

Сформировать навыки ведения дискуссии, культуры общения с оппонентом

Кл. руководители

март

7

Кл.часы « Приемы и формы подготовки к экзаменам


Кл. руководители

апрель

8

Общественный смотр учащихся по интеллктуальным ОУН

Выявление затруд- нений учащихся в овладении интеллектуальными ОУУН

Зам. директора по УВР

апрель



РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


содержание

цель

Ответствен.

Дата

1

Родительское собрание « ОУУН школьников и их развитие при организации домашнего учебного труда

Ознакомление родителей с содержанием программы развития ОУУН и помощи им в организации домашней работы с учащимися

Кл. руководители

ноябрь

2

Лекторий для родителей « Роль семьи в развитии познавательной активности учащихся»

Познакомить родителей с методами и формами развития познавательной активности детей разного школьного возраста

психолог

декабрь

3

Родительское собрание (1-4кл.) « Как научить детей любить книгу?»

Познакомить родителей с педагогическими советами по организации домашней работы с литературой

Кл. руководители.

январь

4

Родительское собрание ( 9-11 кл.)

« Ваш ребенок сдает экзамены»

Дать педагогические советы родителям по организации режима дня учащихся, их учебного труда

Кл. руководители

март














АНКЕТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОУУН


1. Учебно-организационные умения:

а) умею работать по алгоритму

б) Умею самостоятельно составлять алгоритм

в) владею методами самоконтроля

г) умею оценивать ответ одноклассника


2. Учебно-информационные умения:

а) владею техникой чтения

б) умею работать с учебником

в) умею работать с дополнительной литературой, справочниками, словарем, энциклопедией;

г) умею "читать" схему, графики, карты;

д) умею самостоятельно оформлять графики, схемы, таблицы

е) умею писать план

ж) умею писать конспект;

з) умею писать тезисы


3. Учебно-коммуникативные умения:

а) владею устной монологической речью;

б) умею вести учебный диалог

в) умею изложить логически свои мысли 2-3 предложениями

г) владею письменной монологической речью:
1) списывать текст
2) записывать под диктовку
3) писать изложения
4) писать сочинения

5) писать реферат

6) писать рецензию
7) писать статью

8) писать заявление


4.Учебно-интеллектуальные умения

а) анализировать

б)сравнивать

в) классифицировать

г) обобщать

д) абстрагировать

е) синтезировать

ж) выделять главную мысль

з) отвечать на вопросы

и) самостоятельно ставить вопросы

к) выполнять творческие задания

л) умею хорошо чертить

м) умею использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации


РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

начальные классы

оценивать ответ одноклассников- 74 %, работать с учебником- 74 %,

вписывать текст- 67,5 %, работать с дополнительной литературой- 62,3 %

владеть техникой чтения- 54,5 %, вести учебный диалог- 54,5 %

отвечать на вопросы- 53,2 %

8-е классы

Описывать текст- 83,3 %, владеть методами самоконтроля- 66 %

оценивать ответ одноклассника- 60 %, работать с дополнит. материалом- 60 %, работать с учебником- 53,3 %, абстрагировать- 53,3 %, овладеть техникой чтения- 50 %

9-е классы

списывать текст- 100 %, записывать под диктовку- 96 %, владеть техникой чтения- 70 %, работать с учебником- 65 %, самоконтроль- 60 %

работать с дополнительным материалом - 57 %, писать заявление- 57 %

выполнять творческие задания- 57 %

абстрагировать- 51 %

11-е классы

владеть техникой чтения- 100 % , работать с учебником- 96 % списывать текст- 87 % , писать под диктовку- 87 % оценивать ответ одноклассника- 86 %

вести учебный диалог- 83 % писать тезисы- 79 % , выделять главное- 79 %


начальные классы

анализировать - 29,9 %, классифицировать- 29,9 % ,обобщать- 28,6 % , самоконтроль- 28,6 %, выполнять творческие задания- 28,6 % ,писать изложения- 26 %, :писать сочинения- 24,7 %, самостоятельно ставить вопросы- 23,3 %.

8-е классы

писать рецензию- 53,3 %, писать статью- 43,8 %, изложить логически свои мысли 2-3, предложениями- 26,6 %, анализировать- 23,3 %, классифицировать- 20 %, самостоятельно составлять алгоритм- 16,6 %, устная монологическая речь- 16,6 %

9-е классы

самостоятельно оформлять графики, схемы, таблицы- 76 %, классифицировать- 48 %, писать рецензию- 38 %, самостоятельно составлять алгоритм- 39 %

работать по алгоритму- 34 %, писать тезисы- 34 %, владеют устной монологической речью хорошо всего- 19 %

11-е классы

писать статью- 38 %, писать рецензию- 29 %, писать заявление- 21 %,

самостоятельно составлять алгоритм- 16%, хорошо чертить- 17 %,

использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации- 17 %


Результаты работы по формированию ОУУН у учащихся в течение трех лет


Уровни сформированности

ОУУН

8 класс

%

9 класс

%


11 класс

%

4- автоматизированное, свернутое и безошибочное выполнение действия

2%

5%

12%

3- умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг.

7%

12%

24%

2- умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг.

35%

48%

53%

1- учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при непосредственной помощи учителя;

49%

31%

10%

0-учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при непосредственной помощи учителя;

7%

4%

1%






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы школы в течение трех лет по проблеме «Развитие познавательной активности учащихся на основе формирования ОУУН» в соответствии с комплексно- целевой программой были достигнуты следующие результаты:

- создано научно-методическое обеспечение формирования ОУУН;

- разработаны и проведены классные часы, способствующие формированию ОУУН;

- внедряются в учебный процесс педтехнологии, развивающие ОУУН;

- ведется работа психологической службы школы по формированию ОУУН;

- организован педагогический лекторий для родителей;

- создана единая система мониторинга формирования ОУУУН ( контрольные работы, анкетирование, тесты, программы наблюдений) для всех участников педагогического процесса ( администрации, учителей, психолога, родителей, учащихся);

В результате работы по формированию ОУУН учащихся качество знаний в школе возросло с 34% до 40%

На современном этапе развития общества проблема формирования общеучебных умений и навыков воспринимается с особой остротой в свете идеи образования через всю жизнь. Общеучебные умения и навыки (ОУУН) являются, как обосновывает Н.А.Лошкарева, базисными, фундаментальными способами деятельности, которые отражают и "обслуживают" основные стороны учебного труда школьника. Умение учиться означает свободную ориентировку в любой научной информации, умение не только применять знания на практике, но и самостоятельно добывать их, занимая постепенно позицию субъекта учебной деятельности. Важно, чтобы общеучебные умения и навыки стали инструментом учебно-познавательной деятельности. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на формирование у учащихся системы ОУУН, которые в совокупности обеспечивают надёжную базу для учебно-познавательной деятельности, а в итоге и непрерывного образования.

В перспективе планируется формировать ключевые компетенции через применение метода учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленная на решение задачи учебного проекта, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и другие методики. Участие в предметной проектной деятельности позволяет формировать способность брать ответственность на себя, совместно принимать решения, самостоятельно заниматься своим обучением, учит отстаивать свое мнение. Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволит увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения. Шире использовать возможности внутришкольного образовательного ресурса для исследовательской работы учащихся: создать базу данных для исследовательской работы учащихся и создать блог, где учащиеся будут выставлять свои работы. Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, является дополнительным мотивирующим фактором в процессе обучения.







































ЛИТЕРАТУРА:



  1. Лошкарева Н.А.Развитие общих учебных умений и навыков на основе становления и развития учебной деятельности школьников. М., 1980.

  2. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников (I-X классы): Проект. – М., 1980.

  3. Паламарчук В.Д. Школа учит мыслить. - М., 1991.

  4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.

  5. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе.- М., 1998.

  6. Долженко Ю.А. Пробемы формирования « успешного » педагога в системе постдипломного образования- Барнаул, 2001.

  7. Планирование работы средней школы: Центр « Педагогический поиск », 2001

  8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании- Школьные технологии. 2004.

  9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования- Народное образование 2003г.

























ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ



ФПК и ППРО 133 поток





КОМПЛЕкСНО- ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОБЛЕМЕ « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОУУН.»







Автор работы: Ларькова Т.П.,

зам. директора по УВР

МОУ « СОШ №24»
















БАРНАУЛ 2005




Управление формированием ключевых компетенций учащихся через совершенствование общеучебных умений и навыков
  • Директору-завучу
Описание:

        Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.

Основной задачей обучения является формирование ключевых(базовых)компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

2. Информационных – владение информационными технологиями.

3.Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.

      Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

     Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Автор Ларькова Тамара Павловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1453
Номер материала 43082
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓