Конспект урока по русскому языку в малокомплектной
школе. 8 класс.
Тема: «Развитие речи. Употребление обращений в
зависимости от ситуации общения».
Цель: образовательная - закрепить с учащимися раннее полученные знания и
навыки постановки знаков препинания при обращении; способствовать развитию
умений учащихся в использовании обращений в различных сферах жизни; развивающая
— развивать творческие способности школьников; воспитательная — продемонстрировать
необходимость владения знаниями употребления обращений в письменной и устной
форме на примере ролевой игры.
Тип урока: нетрадиционный урок с применением групповой
работы.
Вид урока: урок-редакция.
Оборудование:
•
проектор;
•
компьютер;
•
слайды;
•
листы А3;
•
маркеры;
•
раздаточный материал;
•
учебник по русскому языку
под редакцией К.Л. Кабдолова» А.: «Мектеп» 2008.
•
Рабочие тетради.
Ход урока
I.
Организационный
момент — 3 минуты.
(За несколько
минут до начала урока поделить класс на 4-5 групп).
- Приветствие. Проверка готовности учащихся.
Психологический настрой.
- Сообщение темы и цели урока. Запись числа и
темы в тетрадь.
II.
Минутка повторения
— 5 минут.
- Какие правила постановки знаков препинания
изучены нами в течении этого года? (правила постановки знаков препинания при
однородных членах предложения, обособление определения, обособление
обстоятельства, обособление приложения, уточняющие обособленные члены
предложения).
- Что вы о этих пунктуационных правилах
знаете? Напомните классу.
- Что мы изучали в течении двух предыдущих
уроков? (Обращение).
- Что называется обращением? (Слово или сочетание слов, называющее
того к кому обращаются с речью).
- Чем выражается обращение? (Формой
именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных.
В поэзии роль обращений могут играть неодушевлённые существительные. Такой
приём называется олицетворением).
- Как выделяется в предложении? (Запятыми).
III.
Закрепление
материала — 18 минут.
а) Диктант для проверки практических навыков (один ученик около доски, остальные работают в
тетрадях) — 5 минут.
1) Великий Пушкин, маленькое дитя! Иди, как
шёл ты, то есть делай, что хочешь... 2) Ваше Поэтическое
высокопревосходительство, честь имею донести вам, что я уже 10 дней нахожусь в
г.Харькове (А.Дельвиг).
Проверяем работу, выполненную у доски; сверяем
с работами ребят в тетрадях; объясняем правила постановки знаков препинания в
предлоджении.
б) Самостоятельный блок — 13 минут.
Подготовить один общий журнал на листах А3.
Группа 1. Рубрика «Нам пишет Коля
Ошибочкин» (по
желанию учащихся название рубрик могут меняться).
Задание: отредактировать сочинение Ошибочкина. Подготовить поучительное
выступление на тему: «Зачем нам необходимо знать правила постановки знаков
препинания при обращении».
«Сиятельнейший грав клёвый государь я намерен
придупридить вас о надвигающайся опасности той что высокоблагородный господин
каримов он же советник вашего двора милостивый государь мой намереннапечатать
повесть которую вам не пов кусу прошу вас не сдавать меня ему и по
необходимости дерзаюсь вторично прибигнуть к милосердию вашего императорского
двора. Теперь обращуся к милостивой государыни матушке сестрице федосьи
никитинычной вот извольте видеть как я поживаю государыня моя в своих последних
письмах я подробно излажил ситуацыю в которой нахожуся»...
а) подготовить красиво написанную статью;
б) проверить на грамотность написания и
правильность постановки знаков препинания;
в) нарисовать эмблему- характеризующую
рубрику.
г) подготовить оратора к защите своей статьи.
Группа 2. Рубрика«Об этом говорят все!»
Переделайте предложенную
статью так, чтобы в ней присутствовали обращения.
«С бьющимся сердцем Антонина постояла немного
потом медленно вышла с вокзалаи огляделась вокруг. На площад.. вспыхивали
г..лубые искры тра..вайных р..зрядов по ступеням п..дн..мались в..р..ницей
новы.. п..с..аж..ры город гр..мел пели р..зн..г..лосые авт..м..бил..ные гу..ки.
И сразу п..лил дождь. Ей пок..залось в первую
с..кунду что она даже видит о..дельные с..р..бристые к..сые струйки.
Все п..б..жали з..т..р..пились раздался смех
её т..лкали. Мой город! Подумала Ант..нина. Мой город на моей з..мле! (Ю. П.
Герман).
а) подготовить красиво написанную статью;
б) проверить на грамотность написания и
правильность постановки знаков препинания;
в) нарисовать эмблему- характеризующую
рубрику.
г) подготовить оратора к защите своей статьи.
Группа 3. Рубрика «Поговорим со
звездой». Взять
интервью у звезды на тему: «Как достичь успеха в жизни».
а) подготовить красиво написанную статью;
б) проверить на грамотность написания и
правильность постановки знаков препинания;
в) нарисовать эмблему- характеризующую
рубрику.
г) подготовить оратора к защите своей статьи.
Группа 4. Рубрика «Корреспондентам слово!»Используя обращения, подготовить сценки и
оформить их письменно. Темы: официальный приём; дружеская беседа; общение на
уроке между учеником и учителем.
а) подготовить красиво написанную статью;
б) проверить на грамотность написания и
правильность постановки знаков препинания;
в) нарисовать эмблему- характеризующую
рубрику.
г) подготовить оратора к защите своей статьи.
Группа 5: (для сильных учеников).
а) Подготовить обложку журнала с названием,
эмблемой, слоганом-обращением к читателям и названием всех рубрик.
б) подготовить страницу-содержания;
в) подготовить статьи, используя обращения, по
предложенному материалу на слайдах.
г) красиво оформить материал.
д) проверить на грамотность написания и
правильность постановки знаков препинания;
е) нарисовать эмблему- характеризующую
рубрику.
ж) подготовить оратора к защите своей работы.
IV. Круглый
стол «Презентация нового журнала» - 12 минут.
Пока группы защищают свои статьи и журнал,
остальные внимательно слушают, готовят вопросы по предоставленному материалу и
осуществляют вместе с учителем проверку на знание правил пунктуации.
V.
Рефлексия — 5
минуты.
- Что вы делали сегодня на уроке?
- Что вам показалось трудным/лёгким?
- С чем, по вашему мнению, вы справились
хорошо/плохо?
- Что вы сегодня узнали нового?
- Как вам пригодятся полученные знания в жизни?
- Оцените работу другой группы, учитывая все
прокомментированные при защите нюансы.
- Выставите оценки за свою работу и свои
знания.
- Поставьте оценки всему уроку и нарисуйте в
тетрадях смайл, изображающий ваше настроение по истечению урока.
Все оценочные карточки и журнал сдаются
учителю на проверку.
Учитель: Прежде, чем поставить оценки зак урок каждому я
проверю работу каждой группы на грамотность и, учитывая оценки поставленные
вами друг другу и себе, выведу общую оценку.
VI.
Домашнее задание —
2 минуты.
Повторить параграф 31-36, упражнение 338.
ОЦЕНОЧНАЯ
КАРТОЧКА
Задание:
в каждой клеточке нарисуйте
смайл, демонстрирующий ваше отношение к предоставленному материалу, и поставьте
оценку.
Гр. 1
|
Гр. 2
|
Гр. 3
|
Гр. 4
|
Гр. 5
|
Я
|
Урок
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка:
|
ОЦЕНОЧНАЯ
КАРТОЧКА
Задание:
в каждой клеточке нарисуйте
смайл, демонстрирующий ваше отношение к предоставленному материалу, и поставьте
оценку.
Гр. 1
|
Гр. 2
|
Гр. 3
|
Гр. 4
|
Гр. 5
|
Я
|
Урок
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка:
|
ОЦЕНОЧНАЯ
КАРТОЧКА
Задание:
в каждой клеточке нарисуйте
смайл, демонстрирующий ваше отношение к предоставленному материалу, и поставьте
оценку.
Гр. 1
|
Гр. 2
|
Гр. 3
|
Гр. 4
|
Гр. 5
|
Я
|
Урок
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка:
|
ОЦЕНОЧНАЯ
КАРТОЧКА
Задание:
в каждой клеточке нарисуйте смайл,
демонстрирующий ваше отношение к предоставленному материалу, и поставьте
оценку.
Гр. 1
|
Гр. 2
|
Гр. 3
|
Гр. 4
|
Гр. 5
|
Я
|
Урок
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка:
|
ОЦЕНОЧНАЯ
КАРТОЧКА
Задание:
в каждой клеточке нарисуйте
смайл, демонстрирующий ваше отношение к предоставленному материалу, и поставьте
оценку.
Гр. 1
|
Гр. 2
|
Гр. 3
|
Гр. 4
|
Гр. 5
|
Я
|
Урок
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка:
|
Используемая литература:
1)
Т. Угроватова
«Подсказки на каждый день» 8 класс, М.: 1997. «ВЛАДОС».
2)
В.В. Тихонова, Т.Е.
Шаповалова «250 диктантов по русскому языку для школьников». М.: 2000. «ДРОФА».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.