Главная / Русский язык и литература / Универсальный конструктор Методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся посредством приёмов и стратегий технологии развития критического мышления

Универсальный конструктор Методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся посредством приёмов и стратегий технологии развития критического мышления


Федеральное агентство по образованию

Алтайский край, Бийский район

МОУ «Енисейская СОШ»





Автор – составитель: Ряполова Л.В.



Универсальный конструктор



Методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся посредством приёмов и стратегий технологии развития критического мышления






Енисейское – 2008


Аннотация

Данное пособие представляет собой методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся.

Цель данного пособия – в доступной форме представить возможности использования в педагогической практики приёмов и стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на разных этапах урока. Данная технология является примером интерактивного обучения, основанного на активном взаимодействии субъектов учебного процесса. Это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Технология направлена на активизацию индивидуальных умственных процессов обучающихся, обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

Она способствует выявлению многообразия точек зрения, обращению к личному опыту учащихся, соединению теории с практикой, взаимообогащению опытом, облегчению восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса, поощрению творчества.

РКМЧП формирует новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений. Посредством технологии развивается креативность мышления, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность.

Надпредметный, проникающий характер технологии РКМЧП делает её применимой в любой программе и предмете.

Данное пособие может быть полезно широкому кругу педагогов, являющихся специалистами разных предметов. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания. Варьируя предложенные стратегии и приёмы, можно избежать однообразия в преподавании и построении уроков, обеспечить условия для творческого мышления учащихся. Привлекательным является то, что процесс мышления представляется графически в виде таблиц, моделей, рисунков, схем.

Пособие не содержит конкретных разработок уроков, предоставляя необходимый материал для проявления конструкторских возможностей любому педагогу.

Все приведённые в пособии приёмы и стратегии прошли апробацию в практической педагогической деятельности автора.





















Введение

Если у каждого из двух собеседников

будет по яблоку и они обменяются ими,

то ничего не изменится. Но если собеседники

обменяются идеями, то у каждого их станет

в два раза больше.

Б.Шоу

Все более очевидным становится тот факт, что знания имеют ценность только тогда, когда они востребованы, применимы практически, поняты концептуально. Никто не сомневается в важности фактологических знаний. Да, люди должны знать много, очень много, чтобы успешно реализовать себя в повседневной жизни. Однако сегодня все более очевидно, что не существует того набора знаний, который дает учащимся практическую подготовку к будущему. Исследователи утверждают, что из 100% того, что мы сегодня знаем, лишь 10-15% будут актуальны через 25 лет. Электронная паутина систем связи объединила весь мир и каждая школа, да что школа – дом, становится информационным центром с доступом к мировой информации. Лет семь - восемь тому назад была популярна профессия юриста, потом экономиста, теперь программиста, а через пять лет?! Поэтому школа не может, да и «не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь».

Для того чтобы быть успешным в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь «просеивать» информацию и сами принимать решения о том, что для них важно, а что нет.

Становится очевидным, что учащиеся должны уметь решать сложные проблемы, критически анализируя обстоятельства, взвешивая альтернативные мнения и принимая продуманные решения на основе анализа полученной информации. Способность мыслить критически должна формироваться в учебной среде. Процесс критического анализа должен быть систематическим. Будущее за теми, кто научится критически анализировать информацию и выстраивать свою собственную реальность.

Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Сторонников развития критического мышления обучающихся достаточно много. Так, М.О. Чошаков разрабатывая технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения“.

Чтобы хорошо управляться с информацией, учащимся придется овладеть практическими мыслительными навыками. Это даст им возможность эффективно сортировать информацию на основе идей, отобранная информация приведет к коррекции идей и может быть трансформирована в практические формы поведения. Учащимся придется стать критическими мыслителями, будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свои собственные реальности.


Базовая модель технологии критического мышления

В структуре урока в технологии критического мышления выделяют три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.


Стадия 1 ВЫЗОВ


Эта стадия имеет две цели по осуществлению важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он уже знает о данной тематике. Это заставляет обучаемых анализировать собственные знания и начинать думать о теме, в которой они скоро начнут разбираться во всех подробностях. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту деятельность учащийся определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть добавлены новые. Это очень важно: знание становится прочным, если оно приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Таким образом, помогая учащимся реконструировать предыдущие знания и представления, можно заложить самые широкие основы для того, чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации. Это также помогает осветить неправильное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, которые никогда не проявились, если бы не состоялось активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений.

Вторая цель – активизация обучаемого. Учение – активная, а не пассивная деятельность. Слишком часто учащиеся пассивно сидят в классах, слушая своих учителей которые все время мыслят, тогда как обучаемые просто сидят или думают о чем – то своем. Для того чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения.


Стадия 2 ОСМЫСЛЕНИЕ


Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Существуют стратегии преподавания, которые все время поддерживают высокий уровень активности учащихся.

Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова. Это первое. Второе - это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным. Они строят мосты строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое понимание.

Стадия 3 РЕФЛЕКСИЯ


Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими.


На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.

Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.


Стадии процесса критического мышления должны быть систематизированы, чтобы учащиеся могли понять и последовательно применять данную процедуру, должно быть очевидным, чтобы ученик мог определить, на каком этапе своей мыслительной деятельности он находится. Это поможет отслеживать свой мыслительный процесс и управлять им при самостоятельном обучении.


Учебные условия


Условие 1. Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.


Критическое мышление требует времени, перед тем как подумать нечто новое, нужно определить, что вы уже знаете по новой тематике. Время необходимо, чтобы начать выражать свои мысли собственными словами и для того чтобы ими делиться. В целях развития критического мышления надо уделять в классе достаточно время для того. чтобы учащиеся могли выражать свои идеи и получать в ответ конструктивные предложения . Потратив время на вербализацию мыслей в благоприятной атмосфере, для обмена идеями, учащимся будет легче формулировать и прояснять. Надо отводить время для обмена мнениями и обратной связи.


Условие 2. Давать возможность учащимся размышлять.


Когда учителя дают разрешение на то, чтобы стать критическими мыслителями, то они должны делать это сознательно. То есть они должны видеть разницу между получением разрешения на самостоятельность и вседозволенностью. Предоставление разрешения на размышление не означает предоставления учащимся права говорить глупости или думать непоследовательно. Не всякое размышление является полезным, от учащихся следует требовать отчета в отношении подлинности их мышления, а также честной реакции на размышление других.


Условие 3. Принимать различные идеи и мнения.


Теперь, когда учащиеся свободны размышлять, появляется разнообразие мнений и идей. Обычно это происходит после того, как отброшено представление о том, что возможен только один правильный ответ. Пытаться ограничить выражение мнений – это значит ограничить мышление учащегося. Для того чтобы критическое мышление процветало, в классе должна быть создана атмосфера, которая поощряла учащихся к мысли о том, что широкий диапазон мнений и идей от них ожидается и приветствуется.


Условие 4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.


Там, где отсутствует активность в мыслительном процессе, процессе учения, отсутствует критическое мышление. Педагогический подход, который способствует вовлечению учащихся в размышление, обмен идеями и мнениями, повышает активность учащихся. Только тогда они будут активно участвовать в учебном процессе и будут готовы принимать на себя ответственность за собственную учебу.


Условие 5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.


Свободомыслие может быть рискованным . Идеи могут сходиться странными, забавными, а иногда противоречивыми путями. В рамках мыслительного процесса иногда выдвигаются «дурацкие идеи», безумные сочетания или понятия, которые смущают других участников работы. Преподавателя должны успокаивать учащихся, объясняя им, что это естественная часть учебного процесса. Важно также объяснить, что издевательство над идеями терпимо не будет, поскольку оно «удушает» мышление и создает атмосферу чрезмерного личного риска. Лучше всего думается в среде свободной от риска, где уважают идеи и где учащиеся имеют высокую мотивацию для активного участия в мыслительной деятельности.


Условие 6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.


Зачастую учителями делаются решительные попытки контролировать и направлять мыслительный процесс своих учеников, как будто без этого контроля умы детей «пойдут в разнос» и внесут хаос в учебный процесс. На самом же деле справедливо обратное. Когда учащиеся поймут, что их мнение высоко ценится, когда они поверят в то, что учитель уважат их идеи и представления, то они ответят проявлением большей ответственности. Учащиеся начинают проявляют больше уважения к собственному мыслительному процессу, и в тех случаях, когда преподаватели проявляют к нему уважение, они также начинают относится более серьезно к этому процессу и его последствиям .


Условие 7. Ценить проявления критического мышления.


Наконец, необходимо довести до сведения учащихся, что их мнение, т.е. их собственный критический анализ, имеет ценность, иначе учащиеся не будут открыто заниматься критическим мышлением.




Требования к учащимся


Требование 1. Развивать уверенность в себе и понимание ценности своих идей.


Учащиеся должны поверить в то, что их мнение имеет ценность, что их мысли имеют уникальное значение и являются вкладом в лучшее понимание обсуждаемых понятий. Без уверенности в собственной ценности учащиеся будут воздерживаться от активного участия в критическом мышлении.


Требование 2 Активно участвовать в учебном процессе.


Когда учащиеся активно участвуют в учебном процессе на достаточно сложном уровне, то они испытывают большое удовольствие от этого, повышается их способность к размышлению и пониманию. Те учащиеся, которые активно участвуют в этой работе, начинают понимать, что если достаточно энергично и успешно учиться, то начинаешь получать удовольствие и испытывать чувство глубокого удовлетворения. Познание равняется удовлетворению.


Требование 3. Уметь делиться своими мыслями.


Учащихся надо учить делиться своими мыслями. Требуется, чтобы ученик жертвовал чем-нибудь своим ради других. Они должны понимать, что когда отдают что-то, то в обмен могут получить некоторую выгоду. В течение всей жизни этот принцип остается важным обучающим навыком.


Требование 4. Быть готовыми как формулировать суждения, так и воздерживаться от оных.


Обмен идеями в классе требует от учащихся, чтобы они слушали, чтобы они воздерживались от суждений или от реализации потребности навязать свою собственную систему, поправить других выступающих. В ответ они пользуются коллективным разумом других, что, по крайней мере, приводит к более выразительному языку и более широкому контексту для выражения собственных идей. Воздерживаясь от суждений учащиеся получают возможность услышать мнение других.



Как уже говорилось выше при описании методики, базовая модель «Развития критического мышления» содержит три основных стадии, на каждой из которых ставятся определенные задачи, реализовывать их помогают следующие педагогические приемы и стратегии.


1 СТАДИЯ - ВЫЗОВ


Стадия вызова решает следующие задачи:

- актуализация знаний и активизация учащихся, т.е. должна появиться личная заинтересованность, цель получения знаний, уверенность в собственных силах;

- создание интеллектуальной опоры изучаемого материала;

- пробуждение интереса на основании столкновения мнений.

Для реализации этих задач на уроках используются следующие приемы и стратегии.


Прием № 1 «Покопаемся в памяти»

1. Какая тема?

2. Что вы уже знаете об этом?

3. Что вы ожидали или испытывали потребность узнать?

4. Почему вам это нужно знать?


Учитель объявляет тему урока, например, «Сказка как литературный жанр».

Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать о сказке. Взять лист бумаги и ручку и в течение трёх минут ответить на вопрос: «Что вы знаете о сказках? Или вам кажется, что вы это знаете? Или думаете, что вы это знаете?»

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что записали или нет.

После того, как учащиеся записали все, что знают о сказке, необходимо это обсудить в паре. Завершив свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями по теме. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги, прикрепленном к стене или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Учитель задает время от время вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Хорошо способствуют дискуссии дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.



Прием № 2 «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание, например, главные члены предложения.

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске. Учащимся предлагается проследить, как будут в течение урока корректироваться их первичные ассоциации.



Прием № 3 «Ключевые слова»

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.


Прием № 4 «Перепутанные логические цепочки»

В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.


Прием № 5 «Инструкции»

На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, урок по теме: «Способы передачи чужой речи».

Класс делится на группы по количеству частей в изучаемом тексте.

Инструкция для учащихся

1. Учебник «Русский язык». 8 класс. Бархударов С.Г. стр. 176-189

2. В каждой группе назначается эксперт в своей области:

Эксперт 1 Предложения с прямой речью. Диалог. (c.176-180).

Эксперт 2 Предложения с косвенной речью (с.181-182).

Эксперт 3 Цитаты (с.184-185).

Правила работы в экспертной группе:

1. Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.

2. Ищите эффективные способы преподнесения информации.

3. Разъясните то, что другим осталось непонятным.

4. Составьте «Экспертный лист».



Прием № 6 «Кластер»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:


1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.


Прием № 7 «Верные и неверные утверждения»

Для того чтобы перейти к новому пониманию учащимися предмета обсуждения на уроке, учитель на доске или слайде, можно и в устной форме предлагает утверждения, а учащиеся предполагают, верно ли каждое из них. Например, при знакомстве с личностью писателя можно предложить интересные факты биографии, истории написания произведения. Так на первом уроке знакомства с Л.Н.Толстым можно использовать следующие утверждения:

  1. Вёл дневник на протяжении всей жизни.

  2. Окончил Казанский университет.

  3. Был участником обороны Севастополя.

  4. Хорошо знал жизнь и быт кавказских горцев.

  5. Был графом.

  6. Л.Н.Толстой был многодетным отцом.

  7. Не любил жить в поместье, а предпочитал светские рауты.

  8. Толстой прожил короткую, но яркую жизнь.

Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.


Прием № 8 «Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

(«З-Х-У»)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг:Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Данный приём позволяет аккумулировать имеющиеся знания, способствует развитию навыков личностного целеполагания и последующей рефлексии, даёт возможность закольцевать информационное поле урока.


Прием № 9 «Мозговая атака»

Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм». При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.


Прием № 10 «Групповая дискуссия»

Дискуссия от лат. исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

А) уважение к различным точкам зрения ее участников;

Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.




Прием № 11 «Денотатный граф»

Способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Принципы построения:

1. Выделение ключевого слова или словосочетания.

2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).

3. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать, и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).

4. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки».

5. Соотнесение каждого слова «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.


Прием № 12 «Выглядит как..., звучит как...»

Выделяется ключевое слов темы. Учащимся предлагается заполнить таблицу:


Выглядит как …

Звучит как …




В эту таблицу записываются зрительные и звуковые ассоциации, возникающие у учащихся при первичном восприятии ключевого термина.



Прием № 13 "Дерево предсказаний"

Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами технологии у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.


2 СТАДИЯ – ОСМЫСЛЕНИЕ


Народная мудрость гласит: «Если хочешь запомнить - забудешь, если хочешь понять - запомнишь». На этой стадии считается главным, что учащийся сам отслеживает понимание изучаемого материала, ведь учение начинается с комфорта: приятно находиться там, где тебя понимают и ты понимаешь других.


Прием № 1 «Пометки на полях» или «Инсерт»

Учащиеся изучают текст и делают в нем соответствующие пометки:

«+» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«-» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете ;

«V» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

«?» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста.


Прием № 2 «Маркировочная таблица»

Этот прием целесообразно применять совместно с приемом № 1.

После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками:

+

-

V

?






Материал обсуждается в парах, ученик от пары сообщает информацию, которая фиксируется учителем на доске. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.

Прием № 3 «Двухчастный дневник »

Этот прием применяется, когда учащиеся самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся такие дневники, состоящие из двух частей: в первой части ведется конспект излагаемого материала, очень важно вовремя объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или неясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками можно и во время лекции, читаемой учителем. Особенно полезно использовать двухчастные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. В этом случае возможно оговорить заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать ученик при чтен. Двухчастные дневники дают возможность ученику тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность.


Цитата

Комментарии




В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.


"Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.


Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю





Трехчастный дневник может быть оформлен иначе:



Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?(вопросы)

Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)




Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого "длительного" чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено.


Прием № 4 «Лист решения проблем»

Очень хорошие результаты дает использование приема № 4 при решении орфографических и пунктуационных задач, особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели. Например, лист решения проблем к орфограмме «Дефисное и слитное правописание сложных прилагательных»



Проблема

Что есть для решения

Чего не хватает

Решение

Выбор написания

Сложное прилагательное

Определения значения

Слитное или дефисное написание


Прием № 5 «Таблица аргументов»

Составляется следующим образом: учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или при работе с учебником.

Пример таблицы аргументов по теме «Признаки текста»

Аргумент

Почему «Да»

Почему «Нет»

Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй и книгой



Смысловые отношения между предложениями различны



При параллельной связи предложения сопоставляются



Главное в цепной связи – повтор ключевого слова



Прием № 6 «Таблица «тонких» и «толстых» вопросов»

Учащимся при изучении текста предлагается составить таблицу тонких и толстых вопросов. Тонкие вопросы предполагают простой односложный ответ, а толстые – развёрнутый ответ-рассуждение. Затем можно поработать по вопросам в парах или провести «Цепочку»: первый задаёт вопросы второму, второй – третьему, третий – четвёртому и т.д..


Толстые ?

Тонкие ?

Объясните, почему…?

Кто?

Почему Вы думаете…?

Что?

Предположите, что будет, если…?

Верно ли?

В чём различие…?

Было ли…?

Дайте три объяснения, почему…?

Когда?





Прием № 7 «Чтение с остановками»

Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема), динамичным, событийным, с неожиданной развязкой, с «открытым» проблемным финалом.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

- память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

- оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

- синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

- анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;

- применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.






Прием № 8 «Продвинутая лекция»

Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

Алгоритм действий (возможны варианты):

1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).

2. Анонс содержания первой части лекции. Задание для учащихся (до начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-« услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом.

3. Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции.

4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов.(Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).

5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).

6. Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции.


7. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар).

8. Итоговая рефлексия. Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе.

9. Работы сдаются учителю. (Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия.

Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться.


Прием № 9 «Взаимоопрос»

Один из способов работы в парах. Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.


Прием № 10 «Автобусная остановка»

В начале урока учащиеся берут со стола учителя клеящийся листок бумаги и в процессе изучения темы записывают на нем возникающий вопрос, приклеивают листок в углу доски. Учитель время от времени прочитывает вопросы и либо сам отвечает на них, либо кто-то из учащихся. Случается так, что в процессе урока учащийся сам находит ответ на свой вопрос, тогда он подходит к доске и снимает листок со своим вопросом. Использование этого приема создает на уроке комфортную обстановку и побуждает к желанию задавать вопросы. А если учащиеся задают вопросы, значит, происходит мыслительная деятельность, в процессе которой осуществляется процесс обучения.


Прием № 10 «Понятийно-терминологическая карта» Данная стратегия позволяет учащимся более активно включиться в процесс формирования и осмысления понятий. Учащимся предлагаются несколько понятий и определений к ним. Необходимо прочитать их, выделить в них отличительные признаки и пересказать своими словами. При работе с понятийно-терминологической картой целесообразно использовать прием «Толстые и тонкие вопросы» для более эффективного усвоения данный понятий.


Приём № 11 «Мозаика проблем»

Приём может использоваться с целью активного обобщения материала или для организации исследовательской деятельности на уроке. При изучении в 11 классе темы «Литература периода Великой Отечественной войны» учащиеся называют, а учитель записывает на листе бумаги аспекты, которые могут как-то характеризовать литературный процесс эпохи

или влиять на него:

- личности писателей;

- идеологическая основа;

- идейно-тематическое содержание произведений,

- преимущественные жанры;

В зависимости от количества определенных проблем класс делится на группы. Для организации групповой работы мозаика разрезается и раздается по группам. В процессе определенного времени группа обсуждает проблему и на обратной стороне указывает сведения, связанные с аспектом проблемы. Группа защищает свои доводы, учащиеся из других групп задают уточняющие вопросы, дополняют. В процессе работы, организованной таким образом, формируются понятия проблемы. Для организации работы с использованием данной стратегии необходимо выбирать такие темы, при изучении отдельных вопросов которых отсутствуют причинно-следственные связи.


Стратегия №12 «Зигзаг»

Класс делится на столько групп, на сколько частей можно разделить текст, с которым будут работать учащиеся. Для организации групп можно использовать следующий прием: учитель произносит фразу из пяти слов, например «Литература является отражением окружающего мира». Учащиеся по очереди повторяют фразу, причем каждый ученик называет по очереди одно только слово. Те, кто произнес слово «окружающего» образуют одну группу, слово «мира» - другую и т. д. В группах рассчитываются на 1, 2, 3, 4, 5. Ставится задача понять тему, но ученики ее будут друг другу объяснять по частям. Из каждой группы первые номера образуют первую временную группу, вторые – вторую и т. д. Это эксперты. Каждая временная группа получает конкретное задание: разобраться в конкретном материале, понять его, обсудить досконально. Затем, используя схемы, графические формы, таблицы и другие методы и приемы, подготовиться к объяснению материала другим учащимся. Учитель выполняет функцию консультанта. После этого учащиеся расходятся в свои родные группы и обучают ребят. Этот прием хорош тем, что в сжатые сроки можно изучить большой материал, учащиеся активно работают на уроке, используется много форм работы, развивается сотрудничество, исключается соперничество. Можно попробовать применить данную стратегию при изучении любых обзорных тем или крупных блоков.


Прием №13 «Оценочное окно»

Приём используется для осуществления обратной связи и коррекции изученного. Чертится оценочное окно каждым учащимся в своей тетради. По осям х и у отмечается точками позиция, на которой находится учащийся в овладении какими – то знаниями и умениями применять эти знания в знакомой или незнакомой ситуации.

Например, при отработке умений применять алгоритм орфографического правила учащиеся могут отметить соответствующие позиции по овладению навыками в соответствии с пунктами плана по оси Х.

По оси У отметим позиции: сразу могу применить; применю, если подумаю; совсем непонятно; никогда не смогу применить.

Учитель с целью планирования и организации коррекции знаний и умений может составить сводное оценочное окно. Прежде всего это касается разделов «совсем непонятно» и «никогда не смогу применять». Анализируя ситуацию, учитель планирует общеклассную или индивидуальную коррекционную работу.


Приём №14 «Таблица «Плюс - минус - интересно»

Данный прием целесообразно использовать при работе с информативно насыщенными текстами, в которых содержится множество фактов и сложных терминов. При прочтении такого материала ученикам предлагается заполнить следующую таблицу:


+

-

интересно





В первой графе записываются положительные стороны изучаемого явления, во второй – отрицательные, в третью графу выписывается информация, которая заинтересовала читателя. После прочтения теста и заполнения таблицы ученики обсуждают результаты своей работы.


Приём №15 «Перекрестная дискуссия»

Данный прием помогает избежать одностороннего суждения при возникновении спорных вопросов. Порядок проведения дискуссии:

1. Сформулируйте вопрос.

2. Составьте таблицу для записи аргументов:

Да (за)

Нет (против)

1 аргумент

1 аргумент

2 аргумент

2 аргумент

3 аргумент

3 аргумент

3. Составить список аргументов (в каждой графе обязательно).

4. Обменяться аргументами в группе, классе (в таблицу вписать наиболее интересные).

5. Записать свой вывод: Да, потому что…. Нет, потому что…

Прием может использоваться при подготовке к эссе, сочинению, дебатам, полемике.

Работу можно закончить очерком, построенным по следующей схеме:

1. Моя позиция.

2. Краткое обоснование.

3. Возможные возражения.

4. Доказательство правильности моей позиции.

5. Заключение.

Стратегия №16 «ИДЕАЛ»

Данную стратегию можно использовать при работе с текстами, в которых автор ставит перед читателями различные проблемы. Иногда способы решения проблем, найденные ученика, отличаются от авторских. Порядок работы предлагается следующий:

– выделите в тексте проблему;

– опишите ее;

– определите варианты подходов к решению проблемы;

– решайте;

– сделайте вывод, проведите рефлексию своей работы.

В ходе работы с данной стратегией целесообразно использовать следующую таблицу:

Лист решения проблем


1. Какую главную проблему должны решить герои?


2. Какой важной информацией снабдил вас автор?




3. Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему?


4. Каковы три главных способа решения проблемы?


5. Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему





Прием №17 «Сводная таблица»

Текст делится на несколько частей, нумеруется, и ученики в группе присваивают себе номера в соответствии с номером текста. Каждый, получая текст, внимательно читает его, готовит презентацию для остальных участников группы. Для этого можно использовать любые графические приемы или просто пересказ. Презентация текстов в группе. Работа с

таблицей «Линии сравнения».


№ текста и его название

Линии сравнения

Текст №1


Текст №2


Текст №3


Текст №4


Текст №5


Необходимо выделить в группе линии сравнения и заполните таблицу.

Презентация и дополнение таблиц.


Прием №18 «Бортовой журнал"

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?



Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.


Прием № 19 «Концептуальная таблица»

Особенно полезен приём, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Персоналии,

факты

Категория

сравнения

Категория

сравнения

Категория

сравнения

Персоналии,

факты




Персоналии,

факты






Прием № 20 «Сводная таблица»

Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что «линии сравнения»,то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.


Прием № 21 «Таблица-синтез»

Этот интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом.

На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.


Ключевые слова, словосочетания (до прочтения)

Выписки из текста, связанные с ключевыми словами

Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения)








При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант «Таблицы- синтез»

Ключевые слова

Толкование

Выписки из текста





Прием № 22 «Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»

Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?






Прием № 22 Игра «Как вы думаете?»

Игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.

Подготовка.

Учитель раздаст всем группам листы бумаги, на которых нарисована приведенная схема:

hello_html_373c8080.gif

Ход игры:

1. Каждая группа получает набор карточек. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их. Не имеет значения, если кто-то получит больше карточек.

2. Не советуясь ни с кем, каждый читает то, что написано на карточках, затем кладет каждую из них "лицом" вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться. Если вы считаете, что тезис действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, положите ее на среднее поле. Положите ее на крайнее поле, если считаете, что этот запрет действует ВСЕГДА.

3. Когда все члены группы разложат свои карточки, все еще не советуясь ни с кем, необходимо внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы. Если кому-то из членов группы покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает ее "лицом" вниз.

4. Когда этот этап работы завершен, анализируем результат: карточки, которые остались неперевернутыми, выражают мнение группы.

5. Следующий этап - обсуждение каждой перевернутой карточки. Группа выясняет, кто положил карточку на это поле, а кто ее перевернул. Затем идет обсуждение: где должна находиться каждая карточка. Если группа сразу не пришла к общему решению, то вам придется искать компромисс.

3 СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ


На этой стадии решается одна, но очень важная задача:

- корректировка и систематизация знаний.

Вырабатывается у учащихся необходимость присвоения полученного опыта через умение выразить главное своими словами.

Прием № 1 «Кластер»

Это педагогическая стратегия , которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы , используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям , пониманию или представлениям об определенной теме. Разбивка на кластеры описана выше.


Прием № 2 «Синквэйн»

Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн- это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквэйнами.

Правила написания синквэйна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Синквэйны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.


Прием № 3 «Эссе»

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе

После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе

Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.


Прием № 4 «Самоанализ»

Тренинг навыков рефлексии собственных состояний «знаю - не знаю». Пример листка самоанализа

Содержание

Знаю уверено

Надо повторить





Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания, содержащие конкретный позитивный смысл – «знаю уверенно», «надо повторить» как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что ученик уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить, учителем демонстрируется доверие к ученику, если сравнить с классической формулировкой «знаю», «не знаю».


Прием № 5 «Шесть шляп критического мышления»

Суть приема состоит в следующем : класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.


«Белая шляпа» СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме без их обсуждения);

«Желтая шляпа» ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

«Черная шляпа» НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

«Синяя шляпа» АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? );

«Зеленая шляпа» ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые бредовые идеи и предположения о том, где и как можно применить изучаемый материал);

«Красная шляпа» ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом )


Прием №6 «6 W»

Произошел от английского слова «Why», с которого начинаются вопросы: Почему? Зачем? По какой причине? и др. и напоминает детскую игру «Купи слоника». Использовать прием можно на стадии систематизации и обобщения ранее изученного материала. Пример с урока химии при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов» обобщающий урок можно начать с вопроса:

- Для чего мы изучаем периодический закон?

От учащихся последует ответ примерно такого содержания:

- Чтобы знать, как меняются свойства элементов.

Тогда учитель задает следующие вопросы:

- А зачем знать, как меняются свойства элементов?

- Чтобы характеризовать элементы?

- А что значит «характеристика химического элемента»?

И так до тех пор, пока не наступит ситуация «Почему? Почему? Да потому!..» В начале этот разговор напоминает игру, но в дальнейшем ученики убеждаются, что это идет урок. В процессе такого диалога можно повторить и систематизировать все понятия темы. Начинает диалог учитель, постепенно учащиеся включаются не только в процесс ответа на вопросы, но и сами задают вопросы друг другу. Общение «учитель - ученик» превращается в коллективный диалог «ученик – учитель – ученик - ученик» и сопровождается коллективным активным поиском решений на совместно поставленные вопросы


Прием №7 «Письмо по кругу

Учитель предлагает начало фразы по результату работу, каждый из учащихся дописывает на листе свою фразу, прочитав предыдущие, листок движения по часовой стрелке (учащиеся выполняют работу в группах, читают написанное и анализируют работу).


Прием №8 « Цзацзуань» — заметки о разном

В одной из древнейших литератур мира — китайской есть уникальный жанр цзацзуань— заметки о разном. В литературных миниатюрах этого жанра какое-либо понятие или положение выносится в заголовок, после чего следует соответствующий им перечень предметов, действий, ситуаций, признаков. Этот жанр можно использовать при выражении оценочного суждения или при изложении фактологического материала на этапе рефлексии. Возможные задания, например по рассказу М.Горького «Челкаш»

I группа – о чем думал Челкаш после ссоры с Гаврилой;

II группа о чем думал Гаврила после покушения на Челкаша;

III группа о чем думал автор, когда работал над произведением;

IV группа – о чем, по мысли М. Горького, должен задуматься читатель после прочтения рассказа.(Учащиеся выполняют работу в группах., читают написанное и анализируют).


Прием №8 «Стихотворение по названию»


Это нерифмованное стихотворение из 6-ти строк. В начало каждой строки выносится название произведения:


1 Строка – ассоциация по цвету

2 Строка – ассоциация по вкусу

3 Строка – ассоциация по запаху

4 Строка – ассоциация по внешности

5 Строка – ассоциация по звуку

6 Строка – ассоциация по переживанию


Учащиеся выполняют работу в группах, затем читают написанное и анализируют.


Прием №9 «Диаманта»

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Составляется по следующей схеме: 1 строка – тема (существительное), 2 – определение (два прилагательных), 3 – действие (три глагола), 4 – ассоциации (четыре существительных, в этой строке осуществляется переход к антонимичным понятиям), 5 – действие (три глагола), 6 – определение (два прилагательных), 7 – тема (существительное) [3]:

Написание диаманты дает возможность лучше понять суть различий и взаимосвязь понятий, противоположных по значению ( преступление – наказание, война – мир, честь – бесчестие и т.д.)


Прием №10 «Напишите письмо»

Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

Прием №11 «Составление телеграммы, инструкции, памятки»

Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде. На слайде пример телеграммы, которую, по мнению ученика 11 класса, могла бы отправить Маргарита с бала Сатаны.

Нахожусь на балу Сатаны. Кругом одни грешники.

Ужасно болит колено. Но я – королева!



Когда учащиеся активно участвуют в учебном процессе, повышается их способность к размышлению и пониманию. Они начинают осознавать, что если энергично и успешно учиться, то начинаешь получать удовлетворение от учебы.



Список использованной литературы


1. Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить. Библиотечка журнала «Вестник образования». – М.: «Про – Пресс», 2001.


2. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.


3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2 –е. – СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.


4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003.

Ресурсы Интернета

  1. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»

http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

  1. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

  1. Газета «Первое сентября»

http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70

Содержание


№ страницы

Раздел

2

Краткая аннотация

4

Введение

6

Базовая модель технологии критического мышления

9

Учебные условия

12

Требования к учащимся

13

Педагогические приёмы и стратегии стадии вызова

23

Педагогические приёмы и стратегии стадии осмысления

41

Педагогические приёмы и стратегии стадии рефлексии

49

Список использованной литературы



Универсальный конструктор Методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся посредством приёмов и стратегий технологии развития критического мышления
  • Русский язык и литература
Описание:

Данное пособие представляет собой методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся.

  Цель данного пособия – в доступной форме представить возможности использования в педагогической практики приёмов и стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на разных этапах урока. Данная технология является примером интерактивного обучения, основанного на активном взаимодействии субъектов учебного процесса. Это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Технология направлена на активизацию индивидуальных умственных процессов обучающихся, обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

  Она способствует выявлению многообразия точек зрения, обращению к личному опыту учащихся, соединению теории с практикой, взаимообогащению опытом, облегчению восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса, поощрению творчества.

  РКМЧП формирует новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений. Посредством технологии развивается креативность мышления, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность.

  Надпредметный, проникающий характер технологии РКМЧП делает её применимой в любой программе и предмете.

  Данное пособие может быть полезно широкому кругу педагогов, являющихся специалистами разных предметов. 

Автор Ряполова Любовь Викторовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 945
Номер материала 3513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓