Умники и умницы

«Умники и умницы»


Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия в страну Знаний может быть проведена без всякой предварительной подготовки. Достаточно разбить детей на 5 команд-экипажей и подготовить 55 монет-жетонов для «оплаты» правильных ответов. В качестве ведущего может выступить сам классный руководитель.

Можно также предложить детям выбрать девиз экипажа, громко произнести его во время представления – это уже требует дополнительных репетиций, что побуждает детей к общению, к объединению. Автор предлагает несколько вариантов речовок-девизов, по примеру которых дети могут составить свои речовки.

Жюри и судей для этой игры выбирать не нужно. Результаты каждой команды-экипажа будут выявлены при подсчете суммы «заработанных» командами «умов». Это по сценарию происходит в конце игры, на Острове Сокровищ.


Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Форма: интеллектуальная игра.

Подготовительная работа.

1. Работа с детьми.

Разбить детей на 5 команд методом жеребьевки, выбрать в каждой команде капитана. Каждая команда должна выбрать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления команд.

Примерные слоганы для девиза:

«Один ум хорошо, а много умов – лучше!»

«Ученье – свет, а неученье – тьма!»

«Грамоте учиться – в жизни пригодится!»

«За учёного двух неученых дают!»

«Науки и знания – наше призвание!»

«Кто любит науки, тот не знает скуки!»

«Хочу все знать!»

«Учись, учись и больше не ленись!»

2. Реквизит.

А) За день-два до классного часа изготовить 55 маленьких «монет» достоинством от 1 до 5 «умов» из плотной бумаги (можно разного цвета):

«1 ум» – 15 штук

«2 ума» – 15 штук

«3 ума» – 5 штук

«4 ума» – 5 штук

«5 умов» – 10 штук

Эти монеты ведущий будет вручать командам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа «монеты» нужно сложить столбиками на столе учителя.

б) для награждения победителей изготовить из плотной бумаги «паспорт» гражданина страны Знаний.

в) подготовить карточки (полоски бумаги), на которых записать по два слова с перепутанными буквами:

  1. СТЁКЛ ЛЯДЕТ

  2. АРОСОК АЛГАК

  3. ЛВИНАП ТАИС

  4. ЦЕРВОСК РИНГЕСЬ

  5. НАРОВО ЕЛГОЩ


3. Оформление класса.

Если это открытое мероприятие, можно нарисовать карту страны Знаний. На этой карте могут быть нанесены долина Чисел, вершина Рекордов, деревня Узелки, остров Сокровищ, Лесные тропинки, Перекрёсток трех дорог, столица Пятерочка, Птичий базар и т.п.

Можно просто записать на доске название игры и перечислить в столбик названия остановок интеллектуального путешествия: «Лесные тропинки», «Долина Чисел», «Вершина Рекордов», «Путаница», «Деревня Узелки», «Перекресток трех дорог», «Столица Пятёрочка», «Остров Сокровищ».


План классного часа

  1. Вступительное слово.

  2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:

  1. Конкурс «Разминка на лесных тропинках»

  2. Конкурс «Долина Чисел»

  3. Конкурс «Вершина Рекордов»

  4. Конкурс «Путаница»

  5. Конкурс «Узелки»

  6. Конкурс «Перекресток трех дорог»

  7. Конкурс «Пятерочка»

  8. «Остров сокровищ» - подсчет результатов

  1. Подведение итогов.


1. Вступительное слово.

Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Знаний. В этой стране созрел богатый урожай интересных и сложных вопросов. Вот мы и отправимся на сбор этого урожая. Правильные ответы на вопросы оплачиваются в у. е. – в умственных единицах – так называется валюта Страны Знаний. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы оплачиваются монетами в 1, 2, 3, 4 или 5 «умов».

Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту. Последний пункт нашего путешествия – «Остров сокровищ». Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а те, кто набрал больше всех, получит звание умника и станет гражданином страны Знаний.

В путешествие мы отправляемся пятью экипажами, которые мы назвали именами советских космических аппаратов. Каждый экипаж должен был придумать девиз, связанный с темой ума, знаний, учёбы, учения.

Итак, знакомьтесь: экипаж №1 «Восток», капитан (имя, фамилия), экипаж №2 «Союз», капитан (имя, фамилия), Экипаж №3 «Салют», капитан (имя, фамилия), экипаж №4 «Мир», капитан (имя, фамилия) и экипаж №5 «Буран», капитан (имя, фамилия).

Во время представления экипажей команды встают и по сигналу командира громко произносят свой девиз.

Классный руководитель. Команды готовы, отправляемся в путь. Мы будем посещать острова и города страны Знаний. И везде нас ждут интересные вопросы. Команды по очереди будут отвечать на вопросы, зарабатывать валюту. Если команда не дает ответа, то на это вопрос сможет ответить следующий по порядку экипаж.


а) Конкурс «Разминка на лесных тропинках» (для награждения нужны 10 «монет» в «1 ум»)

Классный руководитель. А вот и первая остановка – «Лесные тропинки». Тут нас ждет разминка – вопросы, на которые нужно дать быстрые и точные ответы. За правильный ответ на вопрос экипаж получает монету достоинством в 1 ум. На все вопросы разминки ответ один – название животного или птицы:

Ведущий задает вопросы командам по очереди (по два вопроса каждой команде). За правильные ответы ведущий вручает командам монеты.

Вопросы для разминки:

  1. Пассажир без билета (заяц)

  2. Ее отчество Патрикеевна (лиса)

  3. Греки называли его «арктос» (медведь)

  4. Друг человека (собака)

  5. Он всегда в лес смотрит (волк)

  6. «А Васька слушает да ест» (кот)

  7. Ей «где-то Бог послал кусочек сыру» (ворона)

  8. Кто, «не боясь греха», хвалит петуха (кукушка)

  9. Она «в ослепленье бранит науку и ученье» (свинья)

  10. Он виноват уж тем, что волк хочет кушать (ягненок)


б) Конкурс «Долина Чисел» (для оплаты нужны 5 «монет» в «1 ум»)

Классный руководитель. С лесных тропинок мы направляемся прямо в Долину Чисел. В этой долине растут вопросы, на которые нужно отвечать каким-нибудь числом. Ответы не обсуждаются, цена вопроса – 1 ум. Задача понятна? Поехали!

Учитель задаёт по одному вопросу каждой команде.

  1. Сколько колец на Олимпийском флаге? (Пять)

  2. Сколько звёзд на погонах армейского капитана? (Четыре)

  3. Сколько музыкантов в секстете? (Шесть)

  4. Сколько чудес света? (Семь)

  5. Сколько цветов на Георгиевской ленточке? (Два)


в) Конкурс «Вершина рекордов» (нужны 5 «монет» в «2 ума»)

Классный руководитель. А теперь мы совершим восхождение на Вершину рекордов. Здесь нас ждут вопросы о рекордах природы. Каждый вопрос стоит 2 ума. Можно обсуждать ответы в течение 1 минуты.

Учитель задаёт по одному вопросу каждой команде.

  1. Назовите самую большую планету Солнечной системы (Юпитер)

  2. Назовите самое глубокое место на Земле (Марианская впадина в Тихом океане)

  3. Назовите самый большой океан? (Тихий)

  4. Назовите самые соленые моря на Земле (Красное море, Мертвое море)

  5. Назовите самое большое морское животное (Кит)


г) Конкурс «Путаница» (нужны 10 «монет» в «2 ума»)

Классный руководитель. Ну, что ж, вы покорили вершину Рекордов. А теперь мы прибыли на птичий базар. Но птиц здесь не видно и не слышно. Они запутались в сетях паутины – все буквы у них перемешались, Нужно сложить буквы правильно, и птицы вырвутся на свободу. А команда получит в кошелек монетку в 2 ума. На выполнение этого задания каждой команде дается 1 минута.

Учитель раздает детям листочки бумаги, на которых записаны сочетания букв (по два на каждую команду)

  1. СТЁКЛ (клест)

ЛЯДЕТ (дятел)

  1. АРОСОК (сорока)

АЛГАК (галка)

  1. ЛВИНАП (павлин)

ТАИС (аист)

  1. ЦЕРВОСК (скворец)

РИНГЕСЬ (снегирь)

  1. НАРОВО (ворона)

ЕЛГОЩ (щегол)

Классный руководитель. Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.

Учитель называет команды, те произносят названия птиц, которые зашифрованы в их словах. Учитель вручает монеты за выполнение задания.

Классный руководитель. Очень хорошо, что мы освободили птиц из путаницы и бедные пернатые радостно полетели в свои гнёзда!


д) Конкурс «Узелки» (нужны 5 «монет» в «3 ума»)

Классный руководитель. А теперь мы отправляемся в деревню «Узелки». Здесь растет множество слов, которые связаны между собой невидимыми узелками. Я буду назвать эти слова, а вы должны определить, что их связывает. Если угадаете, узелки станут видимыми и слова породнятся. А вы получите за правильный ответ монету достоинством в 3 ума. Время обсуждения – 1 минута. Слушаем вопросы:

Учитель задает по одному вопросу команда, оплачивает монетами правильные ответы.

  1. Что общего между капитаном и капустой? (Общий корень: от латинского «капут» - «голова»)

  2. Что общего между апельсином и Китаем? (Апельсин в переводе на русский - «китайское яблоко»)

  3. Что общего между астрой и астронавтом? (У этих слов общий корень: астра в переводе на русский –"звезда", астронавт звездоплаватель)

  4. Что общего между гладиолусом и мечом? (Слово «гладиолус» произошло от латинского слова gladius – «меч»)

  5. Что общего между стадионом и двумя минутами (стадион по-гречески – это дорожка длиной 125 шагов, которую человек проходит за 2 минуты)


е) Конкурс «Перекресток трех дорог» (нужны 5 «монет» в «4 ума»)

Классный руководитель. Вот мы и выбрались из деревни Узелки и оказались… на перекресток трех дорог. Тут, как и положено, стоит большой камень. На нем вопросы с тремя ответами. Выберешь правильный ответ – получишь монету в 4 ума, а выберешь неправильный, останешься с носом.

Итак, вопросы и варианты ответов. Вы выбираете только один. Без обсуждения!

Учитель задает по одному вопросу командам, оплачивает монетами правильные ответы.

1. После принятия христианства многие славяне не могли читать Библию, так как она была написана на греческом языке. У славян не было азбуки, чтобы перевести Библию на славянский язык. Кто создал славянскую азбуку?

  1. Борис и Глеб

  2. Кирилл и Мефодий

  3. Ярослав Мудрый

2. Он никогда не нападал внезапно, без объявления войны. «Иду на вы» – что значит «иду на вас», - такими словами он предупреждал противника, давая ему время на подготовку. Как звали этого благородного князя?

  1. Игорь

  2. Святослав

  3. Олег

3. Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом от меча и погибнет»?

  1. Дмитрию Донскому

  2. Юрию Долгорукову

  3. Александру Невскому

4. От чего по преданию погиб князь Олег:

  1. От стрелы

  2. От инфаркта

  3. От змеиного укуса

5. «И пошёл Святослав к Царьграду, воюя и разбивая города». Как сейчас называется Царьград?

  1. Москва

  2. Рим

  3. Стамбул


ж) Конкурс «Пятерочка» (нужны 10 «монет» в «5 умов»)

Классный руководитель. Вот, наконец, и столица страны Знаний – «Пятерочка»! Тут водятся такие вопросы, на которые нужно дать не один, а пять ответов. А значит, можно сразу получить монету в 5 умов. Отвечают без подготовки и без пауз все члены команды. Как только будут даны 5 правильных ответов, команда получает монеты, если будет допущена хотя бы одна ошибка или пауза больше 3 секунд, команда не получает ничего. Итак, слушаем вопросы.

Учитель задает вопросы командам. Дети отвечают без обсуждения, дополняя друг друга.

  1. Какие бывают корабли? (Яхта, теплоход, катер, подводная лодка, крейсер, авианосец и т.п.)

  2. Какие бывают летательные аппараты? (Ракета, самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар, спутник, космическая станция, дирижабль и т.п.)

  3. Какие вы знаете марки легковых автомашин? («Вольво», «Мерседес», «Жигули», «Волга», «Фольксваген», «Москвич», «Шкода», «Шевроле» и т.п.)

  4. Какие бывают народные танцы? (Полька, полонез, краковяк, лезгинка, гопак, чардаш, самба, румба и т.п.)

  5. Какие вы знает народные русские промыслы? (Хохлома, гжель, палех, жостово, городец, дымково и т.п.)

  6. Назовите писателей-сказочников мира. (Гримм, Андерсен, Перро, Гауф, Линдгрен, Волков и т.п.)

  7. Назовите хищных птиц. (Орел, ястреб, беркут, коршун, гриф и т.п.)

  8. Назовите пять певчих птиц. (Соловей, иволга, дрозд, жаворонок, канарейка и т.п.)

  9. Назовите пять столиц европейских государств (Париж, Рим, Берлин, Лондон, Мадрид, Осло и т.п.)

  10. Назовите пять ядовитых растений (дурман, волчье лыко, вороний глаз, ландыш, белладонна и т.п.)

з) Конкурс «Остров сокровищ»

Классный руководитель. Ну, вот мы и прибыли на Остров сокровищ! Здесь вам предстоит подсчитать, сколько же умов вам удалось собрать?

Включается музыка, дети считают «монеты».

Классный руководитель. Ну, что ж, самым успешным наше путешествие оказалось для экипажа (название). Этот экипаж собрал самый богатый урожай вопросов и заработал больше всех валюты – (называет сумму). Все члены экипажа становятся гражданами Страны Знаний и получают паспорт этой страны.

Учитель вручает команде символический паспорт в Страну Знаний. Дети приветствуют победителей аплодисментами.


3. Подведение итогов.

Классный руководитель. Наше путешествие закончилось, но ни на минуту не заканчивается процесс познания. Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.

Представьте себе, ребята, что к вам после путешествия обратился репортер с просьбой поделиться своими впечатлениями. Что бы вы ответили? Понравилось ли вам путешествие в страну Знаний?

– Мне понравилось искать ответы на перекрестке.

– Мне понравилось, когда мы вместе подбирали по пять ответов, заработали 5 умов.

– Интересно было разгадывать вопросы о словах, мы не знали, но догадались о значении многих слов

– Такие путешествия очень нужны, потому что после них хочется что-то искать в книжках, узнавать что-то новое.



































СТЁКЛ

ЛЯДЕТ

АРОСОК АЛГАК

ЛВИНАП

ТАИС

ЦЕРВОСК РИНГЕСЬ

НАРОВО ЕЛГОЩ



Умники и умницы
  • Классному руководителю
Описание:

Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия в страну Знаний может быть проведена без всякой предварительной подготовки. Достаточно разбить детей на 5 команд-экипажей и подготовить 55 монет-жетонов для «оплаты» правильных ответов. В качестве ведущего может выступить сам классный руководитель.


Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Форма: интеллектуальная игра.

Автор Доценко Светлана Ивановна
Дата добавления 13.09.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 1105
Номер материала MA-060704
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы