Главная / История / Укрепление политического и экономического положения Казахского ханства

Укрепление политического и экономического положения Казахского ханства

к.и.н., профессор Колумбаева З.Е.

университета «Туран-Астана»

Укрепление политического и экономического положения Казахского ханства

В I тыс. до н.э., в период раннего железа, на территории Казахстана произошло образование новых этнических общностей – пл еменных союзов. Объединению племен в племенные союзы способствовала борьба между отдельными родами и племенами за обладание пастбищами, водными бассейнами, вызванная ростом производительных сил. Первые племенные союзы возникли в казахских степях в VIII—VII вв. до н. э. Античные авторы именуют их общим именем – «саки». На территории Казахстана обитали два племенных союза: саки-парадарайя и саки-тиграхауды. Антропологический материал подтверждает, что они обладали ярко выраженными европеоидными чертами. Вопрос о языке саков является спорным. Одни исследователи считают, что они были ираноязычными, другие относят их к тюркоязычным племенам. Несомненно, однако, то, что племена андроновской культуры и саки на обширной протоказахской территории преемственно связаны [1].

В государстве западных тюрков продолжалась монголизация расового типа местного автохтонного населения, так как тюрки, пришедшие с Востока, были монголоидами.

В районах Северного, Восточного, Центрального Казахстана важную роль в этногенетических процессах сыграла кимакская, а затем позднее кыпчакская конфедерация племен.

Кыпчаки, известные в Европе как команы, на Руси - половцы, - одни из предков казахов, сыгравшие особо важную роль в образовании казахской народности.

Наиболее четко процесс укрепления феодальных отношений на территории Казахстана в X-XI вв. проявился в государстве Караханидов. В нем уже зафиксированы такие формы феодальной зависимости населения, как институты икты и коммендации

В государство Караханидов входили племена, жившие на этой территории и ранее, а также пришедшие с востока и из Илийского края. Известные племена усуней, канглы, дулу, теле, кыргыз, кыпчак, аргун, ягма, огузы и др. Это, конечно, далеко не полный перечень. Родственные племена, входившие в государство Караханидов, постепенно сближались.

Археологическое изучение остатков материальной культуры Караханидов говорит о наличии на большой территории от Или до Сырдарьи однородных форм материальной культуры.

В этнический состав населения тюркских государств, возникших на территории Казахстана в XIV-XV вв., входили части одних и тех же местных тюркоязычных племен: кыпчаки, канглы, карлуки, найманы, усуни, аргыны, кыргызы, кытай, дулат и др., а также подвергшиеся ассимиляции осколки монгольских племен – мангыты, меркиты, кенгересы и др. Закрепились в течение XIV—XV вв. характерные черты казахского языка, что отчетливо проявилось в памятниках кыпчакской литературы. Именно дальнейшее сплочение племен и родов на базе исторически сложившейся территории древних тюркских племен вызвало возобновление в конце XIII-XIV вв. прерванного монгольским нашествием этнического процесса формирования народности, получившей лишь позднее свое этническое имя «казахи» [2].

Процесс дальнейшей консолидации, сплочения народности затруднялся тем, что отдельные ее части входили в несколько политических образований. Кроме того, тормозили этот процесс беспрерывные войны и усобицы джунгаров, феодальной верхушки, приводившие к потере производительных сил, экономическому упадку, к разобщению племен. Со всей необходимостью встала задача государственного объединения всех этнических племен и родов, сформировавшихся в основном в народность. Эта задача была решена в середине 60-х годов XV века с возникновением на местной экономической и этнической основах Казахского ханства.

В середине XV в. на основе единой этнической общности, в связи с дальнейшим развитием хозяйства, феодальных отношений сложилось крупное феодальное государство – Казахское ханство. Оно содействовало завершению консолидации казахской народности и дальнейшему развитию ее государственности, имеющей длительную предысторию.

Как известно, первое известие о времени образования Казахского ханства появилось в «Тарих – и Рашиди» Мухаммада Хайдара, откуда оно перешло во многие сочинения. Так как данный источник является основным в изучении происхождения Казахского ханства, приведем это сообщение полностью:

«Властвовал во всем Дешт-и-Кыпчаки Абулхаир-хан, некоторые султаны из рода Джучиева, опасаясь с его стороны беды для себя, решились заранее предотвратить ее. С этой целью несколько султанов Гирей-хан, Джанибек-султан и другие с небольшой толпой людей бежали от Абулхаира-хана в Моголистан… Зажили они Спокойно. После смерти Абулхаира-хана в улусе Узбекском начались междоусобия. Всякий, кто только мог, уходили ища безопасности к Гирей-хану и Джанибек-хану. Вследствие этого они сами, а потом и большая часть собравшихся около них людей были беглецы, ушедшие от своих и одно время скитавшихся без приюта, то их прозвали казаками; имя это за ними и осталось». Им (М. Хайдаром) приводится конкретная дата возникновения Казахского ханства – 1465-1466 гг.

Данные многих источников XV-XVI вв. прямо и косвенно подтверждают сообщение «Тарих-и Рашиди» о том, что Казахское ханство было основано в Западном Семиречье (долины Чу и Таласа)[3].

Если раньше причину возникновения Казахского ханства рассматривали лишь как результат откочевки Джанибека и Гирея, то в настоящее время возникновение Казахского ханства расценивается как закономерный итог социально-экономических и политических процессов, протекавших на территории Казахстана в XIV-ХVвв. Однако последние годы с обоснованием этого вывода наметилась тенденция принижения значения откочевки, что можно расценивать, как вполне понятную реакцию на утвердившийся в дореволюционной литературе взгляд на откочевку, как на начало казахского народа и казахской государственности. Между тем этот процесс нельзя недооценивать хотя бы потому, что откочевка Гирея и Джанибека имеет выдающееся значение в истории казахского народа, а именно:она дала ему имя. Но было ли это началом или венцом формирования народности или еще какой-то иной фазой процесса – это еще подлежит доисследованию, хотя исходя из некоторых фактов можно полагать, что начальные этапы сложения собственно казахского этноса, предшествовали возникновению этнонима «казак».

Первоначально, создав свое государство в пределах территории Моголистана, Джанибек и Гирей, обладая значительными военными силами и имея прочный тыл в Семиречье, вступили в успешную борьбу с потомками Абулхаира за власть в Дешт-и-Кыпчаке, за объединение всех территорий, населенных казахами. В ходе борьбы в 70-х годах XV в. происходило постепенное расширение границ Казахского государства. Все новые и новые этнические группы (кыпчаки, найманы, канглы, китаи, кереи и др.) включались в его состав. Борьба казахских ханов с потомками Абулхаира-Шейх-Хайдар-хана, Мухаммед-Шейбани-хана и др. за власть над кочевыми племенами степей в основном вылилась в борьбу за обладание Отраром, Саураном, Сыгнаком, Туркестаном и др. Район присырдарьинских городов был исключительно важен для степных правителей. Здесь был административно политический и торгово-экономический центр предшествующих государственных образований – Ак-Орда, Узбекского ханства. Он всегда служил связующим звеном в экономических и культурных взаимоотношениях населения Казахстана и Средней Азии. Сюда кочевники-скотоводы поставляли скот, а взамен получали необходимые ремесленные изделия и хлеб. Здесь проходил синтез взаимодействия культур оседлых земледельцев Средней Азии и кочевников Дешт-и-Кыпчака, что подтверждает археологическое изучение материальной культуры сырдарьинских городов, в частности Отрара. Вместе с тем борьба за присырдарьинские города, их огромную кочевую периферию, за район Семиречья отражала также процесс формирования этнической территории казахской, узбекской, киргизской народности, сложное переплетение этнических процессов на территории казахстанско-среднеазиатского региона [4].

Войны за города Южного Казахстана с шейбанидами продолжались и в 80-90-е годы при Бурундук-хане (1480-1511 гг.). Опираясь на владения в Западном Семиречье и некоторые отвоеванные южные города (Сузак, Сыгнак, Сауран), первые казахские ханы постепенно одержали верх над всеми претендентами на власть в Дешт-и-Кыпчаке и значительно расширили свои владения. Хотя в последние десятилетия XV века Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально, однако оно еще не охватывало полностью этнической территории казахов, границы государства, то сужались в зависимости от прочности внутриполитического положения государства, а также от успехов на внешнеполитической арене при том или ином хане. Утверждение власти казахских ханов в Дешт-и-Кыпчаке заставило Мухаммеда Шайбани в 1500 году уйти с некоторой частью племен Дешт-и-Кыпчака в Мавераннахр, где ему удалось, пользуясь междоусобицами среди тимуридов, захватить власть.

Дальнейшее укрепление политического и экономического положения Казахского ханства происходит при хане Касыме (1511-1523 гг.). Он сумел ослабить противодействие феодальной знати, укрепить военные силы, расширить подвластные земли. Особенно большое значение для укрепления Казахского ханства имела политика Касыма по отношению к ногайскому улусу, которая в конечном счете способствовала не только территориальному расширению границ государства, но и укрепила за счет притока ногайцев его внутренние силы. Недаром в памяти народа период «ногайлы», т. е. тесного сближения казахов и ногайцев, запечатлелся как период расцвета Казахского ханства. По данным «Тарих и Рашиди», «Шейбани-наме» и др. источников, ханство при Касыме объединяло основные районы этнической территории казахов. Границы государства простирались на западе до Яика, на юго-западе – до правобережья Сырдарьи, Аральского моря и Мангышлака, на юге ханство включало ряд присырда-рьинских городов, на севере – кочевья казахов, подвластных Касым-хану, уходили за Улутау, на юго-востоке ему была подчинена большая часть Семиречья (долины рек Чу, Таласа, Каратала, Или).

Древние племена на юге Казахстана, такие как усуни, канглы, дулаты и другие, целиком вошли в состав казахской народности. Другие племена (например, кыпчаки, найманы, конраты, кереи) послужили для образования как узбекской, так и казахской народностей. Те части этих племен, которые не вошли в состав казахского и узбекского ханств, вошли в состав других народностей. Так, род керей есть у алтайцев, урянхайцев, бурят и татар.

В письменных источниках Казахское ханство второй половины XV-XVI вв. выступает как одно государство. Все это подтверждает правомерность названия этого государства в XV-XVI вв., а не «казахскими ханствами» [5].

Государственное объединение основных этнических групп во второй половине XV – первых десятилетиях XVI вв. ускорило процесс завершения консолидации народности. В отличие от Ак-Орды, ханства Абулхаира и Моголистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу – уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского нашествия были объединены в одно государство почти все казахские роды и племена, в том числе и казахи Семиречья. Это объединение постепенно сглаживало те культурные и языковые различия, которые тогда еще существовали между юго-восточными и северо-западными племенами. Вместе с укреплением ханства и ускорением процесса завершения консолидации народности за ней закрепляется окончательное этническое название «казахи».

К седой древности восходят истоки этногенеза казахской народности. Она сложилась, в основном, из автохтонных племен и племенных объединений, издревле населявших территорию Казахстана. Формирование народности было связано с крупнейшими этнополитическими событиями древности и раннего средневековья: эволюцией хозяйственных форм и прогрессивными сдвигами в общественных отношениях, становлением и укреплением феодализма.

При всей противоречивости процесса, когда племена и племенные объединения соединялись и распадались, входили в различные государственные образования или даже поглощались другими этническими группами, ассимилировали пришлые этнические элементы, поступательная, восходящая тенденция к сближению и образованию одной – казахской – народности несомненна. Очевидна также связь этногенетических явлений на территории Казахстана в древности и средневековье с аналогичными явлениями в Средней Азии. Бесспорно, что многие тюркоязычные племена и племенные группы вошли не только в состав казахов, но и узбеков, каракалпаков и др. [6].

Ак-Орда и Моголистан, бывшие непосредственными предшественниками Казахского ханства, создали благоприятные условия для этнического сплочения многочисленных тюркоязычных групп населения всего Казахстана, однако изоляция этих этногрупп друг от друга в различных государственных объединениях закрепила формирование народности в трех жузах. В XIV-XVвв., в основном, сформировалась на территории Казахстана тюркоязычная народность, получившая к концу этого периода свое этническое название «казахи». Однако факт формирования казахской народности в системе отдельных государств затруднял процесс дальнейшей консолидации народности, беспрерывные феодальные усобицы и войны джучидов сначала в Ак-Орде, затем в государстве Абул-хаира, как и чагатаидов в Семиречье (Моголистан), вели к разобщенности казахских племен, сложившихся в народность в ее трех частях – жузах, к потере производительных сил, экономическому застою; феодальные усобицы и войны ослабляли этнополитические, экономические и культурно-социальные связи отдельных частей казахского народа, затрудняли процесс окончательной его консолидации. Объективно необходимым стало объединение трех племенных союзов казахской народности в одно государство. Таким государством, в котором произошло завершение консолидации казахской народности, стало Казахское ханство, образовавшееся в Семиречье, и постепенно, впервые после монгольского нашествия, объединившее почти все этнические подгруппы сформировавшегося казахского народа и его этническую территорию в пределах всего Казахстана.

Список использованной литературы:

1. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы, 1989 г.

2. Абенов Е., Арынов Е., Досмагамбетов И. Казахстан: эволюция государства и общества. Алматы, 1996 г.

3. История государства и права Казахской ССР Ч.1. Алматы,1982 г.

4. Кузембайулы А., Абиль Е. История Республики Казахстан. Алматы, 1998

5. Казахстан: этапы государственности. Конституционные акты. Алматы, 1997 г.

6. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алматы, 1989 г.


Укрепление политического и экономического положения Казахского ханства
  • История
Описание:

Укрепление политического и экономического положения Казахского ханства

В I тыс. до н.э., в период раннего железа, на территории Казахстана произошло образование новых этнических общностей – пл еменных союзов. Объединению племен в племенные союзы способствовала борьба между отдельными родами и племенами за обладание пастбищами, водными бассейнами, вызванная ростом производительных сил. Первые племенные союзы возникли в казахских степях в VIII—VII вв. до н. э. Античные авторы именуют их общим именем – «саки». На территории Казахстана обитали два племенных союза: саки-парадарайя и саки-тиграхауды. Антропологический материал подтверждает, что они обладали ярко выраженными европеоидными чертами. Вопрос о языке саков является спорным. Одни исследователи считают, что они были ираноязычными, другие относят их к тюркоязычным племенам. Несомненно, однако, то, что племена андроновской культуры и саки на обширной протоказахской территории преемственно связаны [1].

В государстве западных тюрков продолжалась монголизация расового типа местного автохтонного населения, так как тюрки, пришедшие с Востока, были монголоидами.

В районах Северного, Восточного, Центрального Казахстана важную роль в этногенетических процессах сыграла кимакская, а затем позднее кыпчакская конфедерация племен.

Кыпчаки, известные в Европе как команы, на Руси - половцы, - одни из предков казахов, сыгравшие особо важную роль в образовании казахской народности.

Наиболее четко процесс укрепления феодальных отношений на территории Казахстана в X-XI вв. проявился в государстве Караханидов. В нем уже зафиксированы такие формы феодальной зависимости населения, как институты икты и коммендации

В государство Караханидов входили племена, жившие на этой территории и ранее, а также пришедшие с востока и из Илийского края. Известные племена усуней, канглы, дулу, теле, кыргыз, кыпчак, аргун, ягма, огузы и др. Это, конечно, далеко не полный перечень. Родственные племена, входившие в государство Караханидов, постепенно сближались.

Археологическое изучение остатков материальной культуры Караханидов говорит о наличии на большой территории от Или до Сырдарьи однородных форм материальной культуры.

В этнический состав населения тюркских государств, возникших на территории Казахстана в XIV-XV вв., входили части одних и тех же местных тюркоязычных племен: кыпчаки, канглы, карлуки, найманы, усуни, аргыны, кыргызы, кытай, дулат и др., а также подвергшиеся ассимиляции осколки монгольских племен – мангыты, меркиты, кенгересы и др. Закрепились в течение XIV—XV вв. характерные черты казахского языка, что отчетливо проявилось в памятниках кыпчакской литературы. Именно дальнейшее сплочение племен и родов на базе исторически сложившейся территории древних тюркских племен вызвало возобновление в конце XIII-XIV вв. прерванного монгольским нашествием этнического процесса формирования народности, получившей лишь позднее свое этническое имя «казахи» [2].

Процесс дальнейшей консолидации, сплочения народности затруднялся тем, что отдельные ее части входили в несколько политических образований. Кроме того, тормозили этот процесс беспрерывные войны и усобицы джунгаров, феодальной верхушки, приводившие к потере производительных сил, экономическому упадку, к разобщению племен. Со всей необходимостью встала задача государственного объединения всех этнических племен и родов, сформировавшихся в основном в народность. Эта задача была решена в середине 60-х годов XV века с возникновением на местной экономической и этнической основах Казахского ханства.

В середине XV в. на основе единой этнической общности, в связи с дальнейшим развитием хозяйства, феодальных отношений сложилось крупное феодальное государство – Казахское ханство. Оно содействовало завершению консолидации казахской народности и дальнейшему развитию ее государственности, имеющей длительную предысторию.

Как известно, первое известие о времени образования Казахского ханства появилось в «Тарих – и Рашиди» Мухаммада Хайдара, откуда оно перешло во многие сочинения. Так как данный источник является основным в изучении происхождения Казахского ханства, приведем это сообщение полностью:

«Властвовал во всем Дешт-и-Кыпчаки Абулхаир-хан, некоторые султаны из рода Джучиева, опасаясь с его стороны беды для себя, решились заранее предотвратить ее. С этой целью несколько султанов Гирей-хан, Джанибек-султан и другие с небольшой толпой людей бежали от Абулхаира-хана в Моголистан… Зажили они Спокойно. После смерти Абулхаира-хана в улусе Узбекском начались междоусобия. Всякий, кто только мог, уходили ища безопасности к Гирей-хану и Джанибек-хану. Вследствие этого они сами, а потом и большая часть собравшихся около них людей были беглецы, ушедшие от своих и одно время скитавшихся без приюта, то их прозвали казаками; имя это за ними и осталось». Им (М. Хайдаром) приводится конкретная дата возникновения Казахского ханства – 1465-1466 гг.

Данные многих источников XV-XVI вв. прямо и косвенно подтверждают сообщение «Тарих-и Рашиди» о том, что Казахское ханство было основано в Западном Семиречье (долины Чу и Таласа)[3].

Если раньше причину возникновения Казахского ханства рассматривали лишь как результат откочевки Джанибека и Гирея, то в настоящее время возникновение Казахского ханства расценивается как закономерный итог социально-экономических и политических процессов, протекавших на территории Казахстана в XIV-ХVвв. Однако последние годы с обоснованием этого вывода наметилась тенденция принижения значения откочевки, что можно расценивать, как вполне понятную реакцию на утвердившийся в дореволюционной литературе взгляд на откочевку, как на начало казахского народа и казахской государственности. Между тем этот процесс нельзя недооценивать хотя бы потому, что откочевка Гирея и Джанибека имеет выдающееся значение в истории казахского народа, а именно:она дала ему имя. Но было ли это началом или венцом формирования народности или еще какой-то иной фазой процесса – это еще подлежит доисследованию, хотя исходя из некоторых фактов можно полагать, что начальные этапы сложения собственно казахского этноса, предшествовали возникновению этнонима «казак».

Первоначально, создав свое государство в пределах территории Моголистана, Джанибек и Гирей, обладая значительными военными силами и имея прочный тыл в Семиречье, вступили в успешную борьбу с потомками Абулхаира за власть в Дешт-и-Кыпчаке, за объединение всех территорий, населенных казахами. В ходе борьбы в 70-х годах XV в. происходило постепенное расширение границ Казахского государства. Все новые и новые этнические группы (кыпчаки, найманы, канглы, китаи, кереи и др.) включались в его состав. Борьба казахских ханов с потомками Абулхаира-Шейх-Хайдар-хана, Мухаммед-Шейбани-хана и др. за власть над кочевыми племенами степей в основном вылилась в борьбу за обладание Отраром, Саураном, Сыгнаком, Туркестаном и др. Район присырдарьинских городов был исключительно важен для степных правителей. Здесь был административно политический и торгово-экономический центр предшествующих государственных образований – Ак-Орда, Узбекского ханства. Он всегда служил связующим звеном в экономических и культурных взаимоотношениях населения Казахстана и Средней Азии. Сюда кочевники-скотоводы поставляли скот, а взамен получали необходимые ремесленные изделия и хлеб. Здесь проходил синтез взаимодействия культур оседлых земледельцев Средней Азии и кочевников Дешт-и-Кыпчака, что подтверждает археологическое изучение материальной культуры сырдарьинских городов, в частности Отрара. Вместе с тем борьба за присырдарьинские города, их огромную кочевую периферию, за район Семиречья отражала также процесс формирования этнической территории казахской, узбекской, киргизской народности, сложное переплетение этнических процессов на территории казахстанско-среднеазиатского региона [4].

Войны за города Южного Казахстана с шейбанидами продолжались и в 80-90-е годы при Бурундук-хане (1480-1511 гг.). Опираясь на владения в Западном Семиречье и некоторые отвоеванные южные города (Сузак, Сыгнак, Сауран), первые казахские ханы постепенно одержали верх над всеми претендентами на власть в Дешт-и-Кыпчаке и значительно расширили свои владения. Хотя в последние десятилетия XV века Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально, однако оно еще не охватывало полностью этнической территории казахов, границы государства, то сужались в зависимости от прочности внутриполитического положения государства, а также от успехов на внешнеполитической арене при том или ином хане. Утверждение власти казахских ханов в Дешт-и-Кыпчаке заставило Мухаммеда Шайбани в 1500 году уйти с некоторой частью племен Дешт-и-Кыпчака в Мавераннахр, где ему удалось, пользуясь междоусобицами среди тимуридов, захватить власть.

Дальнейшее укрепление политического и экономического положения Казахского ханства происходит при хане Касыме (1511-1523 гг.). Он сумел ослабить противодействие феодальной знати, укрепить военные силы, расширить подвластные земли. Особенно большое значение для укрепления Казахского ханства имела политика Касыма по отношению к ногайскому улусу, которая в конечном счете способствовала не только территориальному расширению границ государства, но и укрепила за счет притока ногайцев его внутренние силы. Недаром в памяти народа период «ногайлы», т. е. тесного сближения казахов и ногайцев, запечатлелся как период расцвета Казахского ханства. По данным «Тарих и Рашиди», «Шейбани-наме» и др. источников, ханство при Касыме объединяло основные районы этнической территории казахов. Границы государства простирались на западе до Яика, на юго-западе – до правобережья Сырдарьи, Аральского моря и Мангышлака, на юге ханство включало ряд присырда-рьинских городов, на севере – кочевья казахов, подвластных Касым-хану, уходили за Улутау, на юго-востоке ему была подчинена большая часть Семиречья (долины рек Чу, Таласа, Каратала, Или).

Древние племена на юге Казахстана, такие как усуни, канглы, дулаты и другие, целиком вошли в состав казахской народности. Другие племена (например, кыпчаки, найманы, конраты, кереи) послужили для образования как узбекской, так и казахской народностей. Те части этих племен, которые не вошли в состав казахского и узбекского ханств, вошли в состав других народностей. Так, род керей есть у алтайцев, урянхайцев, бурят и татар.

В письменных источниках Казахское ханство второй половины XV-XVI вв. выступает как одно государство. Все это подтверждает правомерность названия этого государства в XV-XVI вв., а не «казахскими ханствами» [5].

Государственное объединение основных этнических групп во второй половине XV – первых десятилетиях XVI вв. ускорило процесс завершения консолидации народности. В отличие от Ак-Орды, ханства Абулхаира и Моголистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу – уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского нашествия были объединены в одно государство почти все казахские роды и племена, в том числе и казахи Семиречья. Это объединение постепенно сглаживало те культурные и языковые различия, которые тогда еще существовали между юго-восточными и северо-западными племенами. Вместе с укреплением ханства и ускорением процесса завершения консолидации народности за ней закрепляется окончательное этническое название «казахи».

К седой древности восходят истоки этногенеза казахской народности. Она сложилась, в основном, из автохтонных племен и племенных объединений, издревле населявших территорию Казахстана. Формирование народности было связано с крупнейшими этнополитическими событиями древности и раннего средневековья: эволюцией хозяйственных форм и прогрессивными сдвигами в общественных отношениях, становлением и укреплением феодализма.

При всей противоречивости процесса, когда племена и племенные объединения соединялись и распадались, входили в различные государственные образования или даже поглощались другими этническими группами, ассимилировали пришлые этнические элементы, поступательная, восходящая тенденция к сближению и образованию одной – казахской – народности несомненна. Очевидна также связь этногенетических явлений на территории Казахстана в древности и средневековье с аналогичными явлениями в Средней Азии. Бесспорно, что многие тюркоязычные племена и племенные группы вошли не только в состав казахов, но и узбеков, каракалпаков и др. [6].

Ак-Орда и Моголистан, бывшие непосредственными предшественниками Казахского ханства, создали благоприятные условия для этнического сплочения многочисленных тюркоязычных групп населения всего Казахстана, однако изоляция этих этногрупп друг от друга в различных государственных объединениях закрепила формирование народности в трех жузах. В XIV-XVвв., в основном, сформировалась на территории Казахстана тюркоязычная народность, получившая к концу этого периода свое этническое название «казахи». Однако факт формирования казахской народности в системе отдельных государств затруднял процесс дальнейшей консолидации народности, беспрерывные феодальные усобицы и войны джучидов сначала в Ак-Орде, затем в государстве Абул-хаира, как и чагатаидов в Семиречье (Моголистан), вели к разобщенности казахских племен, сложившихся в народность в ее трех частях – жузах, к потере производительных сил, экономическому застою; феодальные усобицы и войны ослабляли этнополитические, экономические и культурно-социальные связи отдельных частей казахского народа, затрудняли процесс окончательной его консолидации. Объективно необходимым стало объединение трех племенных союзов казахской народности в одно государство. Таким государством, в котором произошло завершение консолидации казахской народности, стало Казахское ханство, образовавшееся в Семиречье, и постепенно, впервые после монгольского нашествия, объединившее почти все этнические подгруппы сформировавшегося казахского народа и его этническую территорию в пределах всего Казахстана.

Список использованной литературы:

1. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы, 1989 г.

2. Абенов Е., Арынов Е., Досмагамбетов И. Казахстан: эволюция государства и общества. Алматы, 1996 г.

3. История государства и права Казахской ССР Ч.1. Алматы,1982 г.

4. Кузембайулы А., Абиль Е. История Республики Казахстан. Алматы, 1998

5. Казахстан: этапы государственности. Конституционные акты. Алматы, 1997 г.

6. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алматы, 1989 г.

Автор Мурзагалиева Айнара Аскатовна
Дата добавления 14.11.2016
Раздел История
Подраздел Видеоуроки
Просмотров 42
Номер материала MA-068526
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓