Инфоурок Математика Другие методич. материалыУгол между касательной и хордой

Угол между касательной и хордой

Скачать материал

Урок геометрии в 10 классе УМК Л.С.Атанасян

МБОУ Верхличская СОШ Красногорского района Брянскойобласти

Учитель: Струговец Елена Васильевна

 

Тема урока: Угол между касательной и хордой.

Цель урока:

  • Систематизировать знания учащихся по разделу планиметрии «Углы, связанные с окружностью». Доказать теорему об  угле между касательной и хордой. Создать содержательные и организационные условия для применения школьниками комплекса знаний для решения задач.
  • Развивать личностно-смысловые отношения учащихся к изучаемому предмету. Способствовать формированию коллективной и самостоятельной работы, формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.
  • Прививать учащимся интерес к предмету через совместную творческую работу; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять геометрические построения и математические записи.

Оборудование:

1.     Тематические таблицы.

2.     Тесты и карточки для ответов.

 

 

 

 

Ход урока.

I.                  Организационный момент. (1 мин)

Проверить готовность учащихся к уроку, отметить отсутствующих.

II.               Постановка цели. (2мин)

В тетради запишите дату, тему урока. На уроке мы повторим теоретические знания по теме «Углы, связанные с окружностью». Докажем теорему об  угле между касательной и хордой, научимся применять её к решению задач различных типов.

 

III.           Актуализация знаний. (7 мин)

1)    Диктант (с последующей проверкой). Закончить прочитанное предложение.

1.     Угол, вершина которой лежит на окружности называется … (вписанным).

2.     Угол с вершиной в центре окружности - … (центральный).

3.     Отрезок, соединяющий две точки окружности называется … (хордой).

4.     Наибольшея из хорд окружностей - … (диаметр).

5.     Мера дуги равна мере … (центрального угла).

6.     Прямая, имеющая с окружностью только одну общую точку, называется…(касательной)

7.     Касательная к окружности и радиус, проведенный в точку касания взаимно…(перпендикулярны)

8.     Прямая, имеющая с окружностью две общие точки, называется… (секущей).

9.     Все вписанные углы, опирающиеся на диаметр …(прямые)

10. Угол, образованный двумя касательными, проведенными из одной общей точки называется …(описанным).

2) Решение задач по чертежу.

 

 

3) Решение задач

1.     Центральный угол АОВ на 300 больше вписанного угла, опирающегося на дугу АВ. Найдите каждый из этих углов.

Ответ.300; 600.

2.     Точки А и В разделяют окружность на две дуги, меньшая из которых равна 1400. Большая дуга точкой М делится в отношении 6 : 5, считая от точки А. Найдите ВАМ.

Ответ.500.

IV.Доказательство теоремы.(5мин)

Мы знаем, что вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается. Докажем теорему об угле между касательной и хордой.    

Теорема.
Угол между касательной и хордой, проходящей через точку касания, измеряется половиной заключенной в нем дуги.
Доказательство.

Рис.1
     

 Пусть АВ- данная хорда, СС1- касательная, проходящая через точку А. Если АВ- диаметр (рис.1), то заключенная внутри угла ВАС (и также
угла ВАС1) дуга является полуокружностью. С другой стороны, углы ВАС и ВАС1 в этом случае прямые, поэтому утверждение теоремы верно.

Рис.2
        Пусть теперь хорда АВ не является диаметром. Для определенности будем считать, что точки С и С1 на касательной выбраны так, что угол САВ-
острый, и обозначим буквой а величину заключенной в нем дуги (рис.2). Проведем диаметр А
D  и заметим, что треугольник АВD  прямоугольный, поэтому АDВ = 90° - DАВ = ВАС, Поскольку угол АВВ вписанный, то АDВ = , а значит, и ВАС = . Итак, угол ВАС между касательной АС и хордой АВ измеряется половиной заключенной в нем дуги.
        Аналогичное утверждение верно в отношении угла ВАС1. действительно, углы ВАС и ВАС1 -смежные, поэтому ВАС1 = 180-=. С другой стороны, (360° — ) это величина дуги А
DВ, заключенной внутри угла ВАС1. Теорема доказана.

IV.                                    Решение задач по чертежу. (5мин)

V.                                       1. Если

 

2. Если

 

 

 

VI. Решение задач с оформлением. (7мин)

1. Через точку D, лежащую на радиусе ОА окружности с центром О, проведена хорда ВС, перпендикулярная к ОА, а через точку В проведена касательная к окружности, пересекающая прямую ОА в точке Е. Докажите, что луч ВА- биссектриса .

Доказательство.

АВЕ=АВ – по теореме об  угле между касательной и хордой.

АВС=АС – вписанный угол.

АВ=АС – равные хорды стягивают равные дуги, а хорды АВ и АС равны, так как АВС – равнобедренный. Следовательно, АВЕ=АВС, луч ВА- биссектриса .

VII. Домашнее задание. (3мин)

1. В треугольнике АВС А=320, а С=240. Окружность с центром в точке В проходит через точку А, пересекает АС в точке М, ВС – в точке N. Чему равен АNМ?

2. Уметь доказывать теорему.

VIII. Подведение итогов. Самоанализ урока. (3мин)

Анализ работы учащихся на уроке. Выставление отметок.

 

Самоанализ по полученным знаниям

Имя ученика: _______________________________________

 

Какие умения сформированы на уроке

“5”

“4”

“3”

“2”

1

Знаю определения видов углов

 

 

 

 

2

Могу находить  величины углов при решении задач

 

 

 

 

3

Теорема об угле  между касательной и хордой.

 

 

 

 

4

Понятно доказательство теоремы

 

 

 

 

5

Применяю теорему при решении задач

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Угол между касательной и хордой"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок в10 классе по теме "Угол между касательной и хордой"Этот урок позволит:

  • Систематизировать знания учащихся по разделу планиметрии «Углы, связанные с окружностью». Доказать теорему об  угле между касательной и хордой. Создать содержательные и организационные условия для применения школьниками комплекса знаний для решения задач.
  • Развивать личностно-смысловые отношения учащихся к изучаемому предмету. Способствовать формированию коллективной и самостоятельной работы, формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.

Прививать учащимся интерес к предмету через совместную творческую работу; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять геометрические построения и математические записи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 857 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

План-конспект урока по математике на тему "Простые и составные числа" 5 класс по учебнику Дорофеева Г.В. и др.
  • Учебник: «Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
  • Тема: 6.2. Простые и составные числа
  • 01.10.2020
  • 1244
  • 21
«Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 3634
    • DOCX 112.5 кбайт
    • 338 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Струговец Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Струговец Елена Васильевна
    Струговец Елена Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 5053
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания математики в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 68 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 522 человека

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 207 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 864 человека

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 80 человек