Главная / Русский язык и литература / Учимся у В.П. Астафьева

Учимся у В.П. Астафьева

Семёнова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ

«Усть-Абаканская СОШ» п. Усть-Абакана (Республика Хакасия).


Тема: Учимся у В.П.Астафьева…(Подготовка к ЕГЭ на миниатюрах из книги «Затеси»).

Цель уроков:

  1. совершенствовать навык анализа текста в рамках ЕГЭ, формировать умение видеть недостатки выполненной работы в соответствии с существующими критериями;

  2. учить редактированию через устранение речевых и грамматических ошибок;

  3. воспитывать на миниатюрах Астафьева ответственное отношение к жизни, окружающим, самому себе.


1. Вступительное слово учителя.


каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни «через себя».

В.П.Астафьев.

- Определите ключевые слова высказывания.

- В чём пытается убедить нас Астафьев?

- Какова его задача как писателя?

(Главная задача Астафьева – помочь каждому из нас постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти своё место в жизни).

Вот поэтому мы так часто обращаемся к его книге «Затеси», которая стала настольной, так как учит не только думать, размышлять, но и владеть словом, творить во имя добра.


2. Анализ речевых и грамматических ошибок, допущенных в творческой работе «Слово об Астафьеве» (по фильму Никиты Михалкова о писателе).


Исправьте речевые и грамматические ошибки.

  1. С глубоким вниманием и огромным интересом Никита Михалков слушал удивительные рассказы нашего земляка, товарища, поэта…

  2. Начал свой рассказ писатель с войны, которая до сих пор в его памяти.

  3. Спустя много лет Астафьев вернулся на родину, в любимое и дорогое сердцу село Овсянку.

  4. Прадеда его забрали в ссылку.

  5. Просмотрев фильм, Астафьев предстал передо мной «большим русским писателем – естественный, живой, в общем, настоящий сибиряк».

  6. Просмотрев фильм, у меня сложилось приятное впечатление об Астафьеве.

  7. Кладбище – священное место для писателя: тишина помогает подумать, поразмышлять и повспоминать родных и друзей.

  8. Своё призвание мужчина нашёл в писательской деятельности.


3. Разные виды комплексного анализа текста.


В.П. Астафьев. Дождик.

Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и без оглядки.

Всё замерло удручённо и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.

Снова зной. Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне всё дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребёнка.

Ознакомительные вопросы для учащихся

1. Сколько предложений в данном тексте? (Всего пять, но перед нами произведение известного автора; пытаюсь удивить ребят).

2) Чем осложнено каждое из них? (однородными членами предложения, значит присутствует интонация перечисления: сказуемые передают движение, динамику окружающего мира, определения характеризуют состояние природы).

3) Что заключено в названии: тема или основная мысль? (тема, обращаем внимание на

слова «дождик» и «дождь», уменьшительно-ласкательный суффикс подчёркивает кратковременность и незначительность дождя).

4) Как определить основную мысль и позицию автора? (Они выражены опосредованно, чтобы разобраться в вопросе, нужно обратиться к приёмам автора и определить их значение в данной миниатюре).

Практическая пятиминутка по выявлению художественно-выразительных средств языка с указанием их роли в тексте.


Метафорические эпитеты: «шалый», «торопливо и без оглядки» - напоминают маленького ребёнка, легкомысленного, озорного, беспечного.

Однородные сказуемые, выраженные глаголами: «налетел», «продырявил», «заголил», «разогнал», «качнул», «растрепал», «убежал», - подчёркивают быстроту событий, его молниеносность и скоротечность).

Инверсия в сочетании с эпитетами помогает почувствовать состояние природы, а союз НО с противопоставлением («налетел, нашумел, но не утешил, не напоил») усиливает разочарование окружающего мира, передаёт сожаление автора о несбывшихся надеждах и мечтах.

Лексический повтор («Снова зной. Снова...») в сочетании с развёрнутым олицетворением в последнем абзаце (образ яблони, её незавидная судьба, испытания, выпавшие на её долю) усиливают чувство досады, охватившее природу; подчёркивают невыносимость жары, которая затянулась и губительна для всего живого на земле.

В тексте нашли сочетание различные типы речи:

повествование (первый абзац) – автор рисует обыкновенное явление природы, на первый взгляд ничем не примечательное);

описание (второй абзац) – писатель обращает внимание на состояние природы в этот день;

элемент рассуждения (последний абзац) – делает вывод, изображает результат работы дождика, одновременно с этим размышляет о жизни, превратностях судьбы и испытаниях (развёрнутое сравнение с «брошенным, обманутым ребёнком»).


Итоговые вопросы для учащихся


  1. О чём данная миниатюра? (О жизни, её испытаниях и сложностях).

  2. Какой характер носит произведение? (Философский. Вместе с Астафьевым читатель не только созерцает окружающий мир, но и размышляет о жизни, о времени и о себе).

  3. Какова же основная мысль данного текста? (Зачем автор повествует нам о привычном факте?) - Выдержит жизненные испытания самый сильный, настойчивый и терпеливый. Слабые же нуждаются в помощи, и человек как никто другой должен быть милосердным и сострадательным ко всему живому на земле. (Познакомить с понятием «подтекста», «подводного течения»).

  4. Что можно сказать о художественном мире писателя, судя по данной зарисовке?


Примерная итоговая работа

Вчитываясь в миниатюрную зарисовку Астафьева, понимаешь, как интересен окружающий мир. Жаль, что он часто проходит мимо нас, иногда не затрагивая ни чувств, ни мыслей, ни сердце. Писатель – мастер слова, в самых обыкновенных, обыденных явлениях природы видит какую-то неповторимость, с помощью художественного слова заставляет читателя размышлять о жизни, о времени и о себе. Убеждаешься в талантливости Астафьева - человека, в его умении воздействовать на нас незаметно, но достаточно определённо.

Дождик... С ним связаны самые светлые надежды и у природы, и у человека. Вот он «налетел, продырявил, заголил, разогнал, качнул, растрепал и увы! убежал», так и не совершив своего благого, святого дела. Жаль! Мечта об обновлении окружающего мира

прошла стороной. А как хочется вдохнуть полной грудью, почувствовать влажное прикосновение дождя, расправить веточки, листочки, выпрямиться и улыбнуться... Но чуда, о котором мечтает всё живое, не происходит. Наступившая тишина тяжела: « всё замерло удручённо и растерянно». Этой тяжести не выдерживает яблоня, поэтому она, «кривая, растопорщенная», «напоминает брошенного обманутого ребёнка».

Астафьев называет дождик «шалым» (эпитет), потому что он напоминает ребёнка, легкомысленного, озорного, беспечного. Чтобы передать динамичность в изображении природного явления, автор использует однородные сказуемые, представленные выразительными глаголами («налетел», «продырявил», «заголил», «разогнал», «качнул», «растрепал», «убежал»). Они подчёркивают быстроту события, его молниеносность и скоротечность. Однако природа не дождалась очистительной и упоительной влаги и поэтому выглядит «удручённо и растерянно» (эпитеты). Разочарование чувствуется во всём, оно подчёркивается в тексте лексическим повтором: «Снова зной. Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью...» Чувство досады заключено и в названии миниатюры. Уменьшительно-ласкательный суффикс помогает представить его маленьким, бесполезным, хотя и долгожданным... Становится грустно, оттого что жизнь замирает от проблем, и обидно за яблоню, которая «напоминает брошенного, обманутого ребёнка» (олицетворение).

Разочарованию нет предела... Но жизнь продолжается... И выдержит её испытания самый сильный, самый выносливый и терпеливый! А бедной, старой яблоне помочь в силах только человек, человек неравнодушный, способный жалеть беспомощных, готовый в трудную минуту оказать бескорыстную помощь нуждающимся. Надеемся, что милая яблоня не погибнет и останется украшением земли, олицетворяя вечную борьбу за жизнь.


В.П.Астафьев. Записка.

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.


Примерный анализ текста

Астафьев не идеализирует человека, не умалчивает о его жестокости, неблагодарности и чёрствости. Читаешь его бытовую зарисовку под названием «Записка» и диву даёшься, как очерствели люди.

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна»,- так начинается небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдёт речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаёшь, что с такой запиской оставил «родной сынок ... собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале». Судьба бедной, несчастной женщины предопределена сыном: она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмёт её в качестве няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей! Автор негодует по поводу увиденного и сожалеет о том, что «отменена публичная порка». Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: «Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».

Записка, найденная «в кармане выходной плюшевой жакетки матери», для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.


4. Сравнительная характеристика миниатюр.


В.П. Астафьев. Кровью залитая книжка.

На улице Предмостной ткнулся в меня человек в помятом пиджаке:

- Восемь копеек, - хрипит. – До дому доехать…- И суёт мне красную книжку. Пригляделся – инвалидный билет. – Восемь копеек. Ну, гривенник! – и всё суёт и суёт книжку.

- Ты что? – растерялся я.- Ты что?

Хотел крикнуть: «Кого позоришь? Чего позоришь?..»

Да ведь бесполезно. Не поймёт. И только повторялось и повторялось, беспомощно, растерянно: «Ты что? Ты что?..»

У меня у самого под грудью лежит инвалидная книжка – самый горький и дорогой документ. Я его редко достаю – нас мало осталось. Скоро и книжки, и инвалиды войны исчезнут…

А этот людям в лицо тычет, на выпивку серебрушку вымогает кровью облитой книжкой.

Стыдно-то как, господи!


«Записка» и «Кровью залитая книжка»

- выразительное чтение произведения;

- читаем части созданного анализа (вступление, основная часть, заключение);

- чтение созданных работ, оценка по предложенным критериям:


- проблема, поднятая автором,

- комментарий проблемы,

- позиция автора,

- моя позиция.


3. Что объединяет эти произведения? Какое нравственное понятие?

(Совесть).

4. Чему же учит Астафьев? (Жить по совести).


5. Грамматическое задание.


Найдите и узнайте меня!


I. С чистой совестью, совесть нечиста, угрызения совести, на его совести, сделать на совесть, поступить по совести, говоря по совести, не хватило совести; ни ума, ни совести; со спокойной совестью, жить по совести.

1. Выписать выражения, которые словосочетанием не являются.

  1. Указать вид связи в словосочетаниях.

  2. Найти словосочетание, в котором - два вида связи.

  3. Назовите тип связи, который не представлен в словосочетаниях.

  4. Определите тип связи в выражении «ни ума, ни совести».

II. Записать предложение, расставить знаки препинания.

Дать характеристику. Построить схему.


Да жалок тот в ком совесть не чиста.


Миниатюрные зарисовки из книги Астафьева использую для выполнения творческих заданий. Самостоятельно подбираю их к тексту, учитывая особенности данного текста, и провожу как тестирование с записью ответов словами и числами.


В.П.Астафьев. Игра.

Мальчишки гоняли шайбу. Она щёлкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.

Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником вместо шайбы, ржаным, медовым, круглым пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.

Пряник походил на маленькую далёкую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.


Грамматическое задание к тексту

  1. Определить тему и основную мысль текста.

  2. Записать все сравнения.

  3. Сосчитать количество грамматических основ.

  4. Найти и назвать обособленные члены предложения.

  5. Сосчитать словосочетания с видом связи согласование. Выписать их.

  6. Выписать составное именное сказуемое.

  7. Построить схему предложения второго абзаца.

  8. Назвать все придаточные в тексте, их тип.

  9. Выписать все слова, образованные приставочным способом.

  10. Сосчитать количество букв и звуков в словах: пряник, детство, маленькая.


6. Пишем сочинения.

Нравственность есть правда.

План.

I. Слово об Астафьеве и его книге «Затеси». (Фильм Никиты Михалкова «Встречи с Астафьевым»).

II. Раздумья о жизни, о времени, о себе.

▪ Дождик.

▪ Игра.

▪ Записка.

▪ Вздох.

▪ Кладбище.

▪ Кровью залитая книжка.

▪ Лунный блик.

▪ «И милосердия…»

▪ Герань на снегу.

▪ Рукою согретый хлеб.

▪ Древнее, вечное…

III. Жить по совести – главный урок Астафьева.




Учимся у В.П. Астафьева
  • Русский язык и литература
Описание:

     В качестве тренировочного материала при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе использую миниатюры Астафьева из книги «Затеси».. Накоплен достаточно конкретный материал по анализу текста, на основе размышлений учащихся созданы образцовые творческие работы, помогающие старшеклассникам ориентироваться в сложном лингвистическом процессе. Небольшие  по объёму тексты помогают учителю и учащимся выработать основные умения и навыки анализа текста, выявить слабые места в творческой работе и совершенствовать конкретные навыки устной и письменной речи учащихся.

      Миниатюры Астафьева наполнены таким глубоким нравственным содержанием, что дают заряд на всю жизнь, учат молодёжь мудрости. Анализы текстов из книги легко запоминаются, позволяют быть готовым и к сочинению. Материалы астафьевских произведений помогают одновременно выполнить программу по региональному компоненту, а задания, составленные на содержании миниатюр, - хороший тренировочный материал для повторения орфографии, пунктуации, отдельных тем лексики, морфологии, синтаксиса и  культуры речи.

Автор Семёнова Ольга Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1645
Номер материала 32167
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓