Семёнова Ольга
Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ
«Усть-Абаканская
СОШ» п. Усть-Абакана (Республика Хакасия).
Тема: Учимся у В.П.Астафьева…(Подготовка к ЕГЭ на миниатюрах из книги
«Затеси»).
Цель уроков:
1)
совершенствовать навык анализа текста в рамках ЕГЭ,
формировать умение видеть недостатки выполненной работы в соответствии с
существующими критериями;
2)
учить редактированию через устранение речевых и
грамматических ошибок;
3)
воспитывать на миниатюрах Астафьева ответственное
отношение к жизни, окружающим, самому себе.
1. Вступительное
слово учителя.
… каждый
человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но
мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни «через себя».
В.П.Астафьев.
- Определите
ключевые слова высказывания.
- В чём пытается
убедить нас Астафьев?
- Какова его задача
как писателя?
(Главная
задача Астафьева – помочь каждому из нас постичь смысл жизни, познать себя и
через это познание, возможно, измениться и найти своё место в жизни).
Вот
поэтому мы так часто обращаемся к его книге «Затеси», которая стала настольной,
так как учит не только думать, размышлять, но и владеть словом, творить во имя
добра.
2. Анализ
речевых и грамматических ошибок, допущенных в
творческой работе «Слово об Астафьеве» (по фильму Никиты Михалкова о писателе).
Исправьте
речевые и грамматические ошибки.
- С глубоким
вниманием и огромным интересом Никита Михалков слушал удивительные
рассказы нашего земляка, товарища, поэта…
- Начал свой
рассказ писатель с войны, которая до сих пор в его памяти.
- Спустя много лет
Астафьев вернулся на родину, в любимое и дорогое сердцу село Овсянку.
- Прадеда его
забрали в ссылку.
- Просмотрев фильм,
Астафьев предстал передо мной «большим русским писателем – естественный,
живой, в общем, настоящий сибиряк».
- Просмотрев фильм,
у меня сложилось приятное впечатление об Астафьеве.
- Кладбище –
священное место для писателя: тишина помогает подумать, поразмышлять и
повспоминать родных и друзей.
- Своё призвание
мужчина нашёл в писательской деятельности.
3. Разные виды комплексного анализа
текста.
В.П.
Астафьев. Дождик.
Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц,
разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и
без оглядки.
Всё
замерло удручённо и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не
напоил.
Снова
зной. Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на
яблоне всё дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала
брошенного, обманутого ребёнка.
Ознакомительные вопросы для учащихся
1.
Сколько предложений в данном тексте? (Всего пять, но перед нами произведение
известного автора; пытаюсь удивить ребят).
2) Чем
осложнено каждое из них? (однородными членами предложения, значит присутствует
интонация перечисления: сказуемые передают движение, динамику окружающего мира,
определения характеризуют состояние природы).
3)
Что заключено в названии: тема или основная мысль? (тема, обращаем внимание на
слова «дождик» и
«дождь», уменьшительно-ласкательный суффикс подчёркивает кратковременность и
незначительность дождя).
4) Как
определить основную мысль и позицию автора? (Они выражены опосредованно, чтобы
разобраться в вопросе, нужно обратиться к приёмам автора и определить их
значение в данной миниатюре).
Практическая пятиминутка по выявлению художественно-выразительных
средств языка с указанием их роли в тексте.
Метафорические
эпитеты: «шалый», «торопливо и без оглядки» -
напоминают маленького ребёнка, легкомысленного, озорного, беспечного.
Однородные
сказуемые, выраженные глаголами: «налетел»,
«продырявил», «заголил», «разогнал», «качнул», «растрепал», «убежал», -
подчёркивают быстроту событий, его молниеносность и скоротечность).
Инверсия в
сочетании с эпитетами помогает почувствовать состояние
природы, а союз НО с противопоставлением («налетел, нашумел, но не
утешил, не напоил») усиливает разочарование окружающего мира, передаёт
сожаление автора о несбывшихся надеждах и мечтах.
Лексический
повтор («Снова зной. Снова...») в сочетании с
развёрнутым олицетворением в последнем абзаце (образ яблони, её незавидная
судьба, испытания, выпавшие на её долю) усиливают чувство досады, охватившее
природу; подчёркивают невыносимость жары, которая затянулась и губительна для
всего живого на земле.
В тексте нашли
сочетание различные типы речи:
повествование (первый абзац) – автор рисует обыкновенное явление природы, на первый
взгляд ничем не примечательное);
описание (второй абзац) – писатель обращает внимание
на состояние природы в этот день;
элемент
рассуждения (последний абзац)
– делает вывод, изображает результат работы дождика, одновременно с этим
размышляет о жизни, превратностях судьбы и испытаниях (развёрнутое сравнение с
«брошенным, обманутым ребёнком»).
Итоговые вопросы для учащихся
1.
О чём данная миниатюра? (О жизни, её испытаниях и
сложностях).
2.
Какой характер носит произведение? (Философский.
Вместе с Астафьевым читатель не только созерцает окружающий мир, но и
размышляет о жизни, о времени и о себе).
3.
Какова же основная мысль данного текста? (Зачем
автор повествует нам о привычном факте?) - Выдержит жизненные испытания самый
сильный, настойчивый и терпеливый. Слабые же нуждаются в помощи, и человек как
никто другой должен быть милосердным и сострадательным ко всему живому на
земле. (Познакомить с понятием «подтекста», «подводного течения»).
4.
Что можно сказать о художественном мире писателя,
судя по данной зарисовке?
Примерная итоговая работа
Вчитываясь
в миниатюрную зарисовку Астафьева, понимаешь, как интересен окружающий мир.
Жаль, что он часто проходит мимо нас, иногда не затрагивая ни чувств, ни
мыслей, ни сердце. Писатель – мастер слова, в самых обыкновенных, обыденных
явлениях природы видит какую-то неповторимость, с помощью художественного слова
заставляет читателя размышлять о жизни, о времени и о себе. Убеждаешься в
талантливости Астафьева - человека, в его умении воздействовать на нас
незаметно, но достаточно определённо.
Дождик... С
ним связаны самые светлые надежды и у природы, и у человека. Вот он «налетел,
продырявил, заголил, разогнал, качнул, растрепал и увы! убежал», так и не
совершив своего благого, святого дела. Жаль! Мечта об обновлении окружающего
мира
прошла стороной. А
как хочется вдохнуть полной грудью, почувствовать влажное прикосновение дождя,
расправить веточки, листочки, выпрямиться и улыбнуться... Но чуда, о котором
мечтает всё живое, не происходит. Наступившая тишина тяжела: « всё замерло
удручённо и растерянно». Этой тяжести не выдерживает яблоня, поэтому она,
«кривая, растопорщенная», «напоминает брошенного обманутого ребёнка».
Астафьев называет дождик «шалым» (эпитет), потому что он напоминает ребёнка,
легкомысленного, озорного, беспечного. Чтобы передать динамичность в
изображении природного явления, автор использует однородные сказуемые,
представленные выразительными глаголами («налетел», «продырявил», «заголил»,
«разогнал», «качнул», «растрепал», «убежал»). Они подчёркивают быстроту события,
его молниеносность и скоротечность. Однако природа не дождалась очистительной и
упоительной влаги и поэтому выглядит «удручённо и растерянно» (эпитеты).
Разочарование чувствуется во всём, оно подчёркивается в тексте лексическим
повтором: «Снова зной. Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью...»
Чувство досады заключено и в названии миниатюры. Уменьшительно-ласкательный
суффикс помогает представить его маленьким, бесполезным, хотя и долгожданным...
Становится грустно, оттого что жизнь замирает от проблем, и обидно за яблоню,
которая «напоминает брошенного, обманутого ребёнка» (олицетворение).
Разочарованию
нет предела... Но жизнь продолжается... И выдержит её испытания самый сильный,
самый выносливый и терпеливый! А бедной, старой яблоне помочь в силах только
человек, человек неравнодушный, способный жалеть беспомощных, готовый в трудную
минуту оказать бескорыстную помощь нуждающимся. Надеемся, что милая яблоня не
погибнет и останется украшением земли, олицетворяя вечную борьбу за жизнь.
В.П.Астафьев.
Записка.
«На прокорм
легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».
Нет,
это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В
наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок
привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее
на вокзале.
В
карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую
записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Все
же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я
сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем
было слышно.
Примерный анализ текста
Астафьев
не идеализирует человека, не умалчивает о его жестокости, неблагодарности и
чёрствости. Читаешь его бытовую зарисовку под названием «Записка» и диву
даёшься, как очерствели люди.
«На
прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна»,- так начинается
небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдёт речь, кто
заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаёшь, что с
такой запиской оставил «родной сынок ... собственную мать, неграмотную,
изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале». Судьба бедной, несчастной
женщины предопределена сыном: она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмёт её в
качестве няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается порой в наше время
вечная проблема отцов и детей! Автор негодует по поводу увиденного и сожалеет о
том, что «отменена публичная порка». Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к
своим матерям, суровый приговор: «Для автора этой записки я сам нарубил бы виц
и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».
Записка,
найденная «в кармане выходной плюшевой жакетки матери», для Астафьева
становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой
неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор
пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым
близким и родным.
4. Сравнительная
характеристика миниатюр.
В.П. Астафьев. Кровью залитая книжка.
На
улице Предмостной ткнулся в меня человек в помятом пиджаке:
-
Восемь копеек, - хрипит. – До дому доехать…- И суёт мне красную книжку.
Пригляделся – инвалидный билет. – Восемь копеек. Ну, гривенник! – и всё суёт и
суёт книжку.
-
Ты что? – растерялся я.- Ты что?
Хотел
крикнуть: «Кого позоришь? Чего позоришь?..»
Да
ведь бесполезно. Не поймёт. И только повторялось и повторялось, беспомощно,
растерянно: «Ты что? Ты что?..»
У
меня у самого под грудью лежит инвалидная книжка – самый горький и дорогой
документ. Я его редко достаю – нас мало осталось. Скоро и книжки, и инвалиды
войны исчезнут…
А
этот людям в лицо тычет, на выпивку серебрушку вымогает кровью облитой книжкой.
Стыдно-то
как, господи!
«Записка»
и «Кровью залитая книжка»
- выразительное
чтение произведения;
- читаем части
созданного анализа (вступление, основная часть, заключение);
- чтение созданных
работ, оценка по предложенным критериям:
-
проблема, поднятая автором,
-
комментарий проблемы,
-
позиция автора,
-
моя позиция.
3. Что объединяет
эти произведения? Какое нравственное понятие?
(Совесть).
4. Чему же учит
Астафьев? (Жить по совести).
5. Грамматическое
задание.
Найдите
и узнайте меня!
I. С чистой совестью, совесть нечиста,
угрызения совести, на его совести, сделать на совесть, поступить по совести,
говоря по совести, не хватило совести; ни ума, ни совести; со спокойной
совестью, жить по совести.
1.
Выписать выражения, которые словосочетанием не являются.
2.
Указать вид связи в словосочетаниях.
3.
Найти словосочетание, в котором - два вида связи.
4.
Назовите тип связи, который не представлен в
словосочетаниях.
5.
Определите тип связи в выражении «ни ума, ни
совести».
II. Записать предложение, расставить знаки
препинания.
Дать
характеристику. Построить схему.
Да
жалок тот в ком совесть не чиста.
Миниатюрные зарисовки из книги Астафьева использую для выполнения творческих
заданий. Самостоятельно подбираю их к тексту, учитывая особенности данного
текста, и провожу как тестирование с записью ответов словами и числами.
В.П.Астафьев.
Игра.
Мальчишки
гоняли шайбу. Она щёлкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.
Я приблизился
и увидел: мальчишки играют пряником вместо шайбы, ржаным, медовым, круглым
пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь
пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.
Пряник походил
на маленькую далёкую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и
призрачен.
Грамматическое задание к тексту
- Определить тему и основную мысль текста.
- Записать все сравнения.
- Сосчитать количество грамматических основ.
- Найти и назвать обособленные члены
предложения.
- Сосчитать словосочетания с видом связи
согласование. Выписать их.
- Выписать составное именное сказуемое.
- Построить схему предложения второго абзаца.
- Назвать все придаточные в тексте, их тип.
- Выписать все слова, образованные
приставочным способом.
- Сосчитать количество букв и звуков в словах:
пряник, детство, маленькая.
6. Пишем сочинения.
Нравственность
есть правда.
План.
I. Слово об Астафьеве
и его книге «Затеси». (Фильм Никиты Михалкова «Встречи с Астафьевым»).
II. Раздумья о
жизни, о времени, о себе.
▪
Дождик.
▪
Игра.
▪
Записка.
▪
Вздох.
▪
Кладбище.
▪
Кровью залитая книжка.
▪
Лунный блик.
▪
«И милосердия…»
▪
Герань на снегу.
▪
Рукою согретый хлеб.
▪
Древнее, вечное…
III. Жить по
совести – главный урок Астафьева.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.