Главная / Русский язык и литература / Учимся писать сочинение.Из опыта работы.

Учимся писать сочинение.Из опыта работы.

Из опыта работы.

Учимся писать сочинение.

«А у нас стряслась беда: сочиненье снова»,- поётся в шуточной песенке. И действительно, как часто приходится видеть неподдельный ужас в глазах старшеклассников, когда, по их мнению, подобно стихийному бедствию, на класс обрушивается сочинение. Каждый спасается, как может. Пессимисты срочно заболевают, оптимисты надеются за один вечер прочесть то, что не прочли за месяц. Иные не прочь и списать. Причём списывают порой и толковые ребята, рассуждая, что это им в будущем не пригодится.

Вот здесь, пожалуй, и заключён ответ на вопрос, почему многие учащиеся и не стремятся научиться писать сочинения.

Умение писать сочинение- это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку. Я хочу поделиться опытом работы по обучению написанию сочинения. Прежде чем практически работать с предложенным материалом, нужно прочитать книгу целиком. Это даст ощущение перспективы работы над сочинением. В первый день нужно выбрать тему и обдумать её, определить идею своего будущего сочинения, перечитать материал. Затем нужно составить план и сделать записи мыслей на данную тему. Напротив каждого пункта плана записать номера страниц произведения, о котором будете писать.

У некоторых может возникнуть мысль, что учащиеся могут написать одинаковые сочинения. Но это происходит только тогда, когда они списывают с одной шпаргалки. Самостоятельные сочинения всегда индивидуальны, всегда несут на себе отпечаток личности пишущего, обладают неповторимым стилем.

Индивидуальный стиль вырабатывается не сразу, это процесс длительный. Причём понятие «стиль» не следует трактовать узко, лишь как систему языковых средств. В «Толковом словаре» Ушакова читаем, стиль- это система языковых средств и идей…».

Выбор темы- очень ответственный этап. При выборе темы домашнего сочинения решающим обстоятельством является интерес к теме. У ребят достаточно времени, чтобы вспомнить произведение, перечитать его. А вот классное сочинение предъявляет более жёсткие требования к выбору темы. Здесь иногда приходится поступиться интересом к какой- либо теме, если материал для неё помнится недостаточно хорошо.

Итак, выбрав тему, ученик должен твердо себе сказать: «Эту тему я могу написать и хочу её писать». «Могу»- это значит «знаю материал, уложусь в срок». «Хочу»- «испытываю интерес к теме, у меня есть что сказать по этой теме, о чём поспорить, что доказать…».

Вот с таким настроением можно приступать ко второму этапу- к обдумыванию темы. Конечная цель обдумывания темы- это чёткое представление о чём писать. К сожалению, очень многие учащиеся недооценивают этот этап работы. «Как это, о чём писать? Разве это не видно из названия темы?»- считают они. А в результате- в конце сочинения запись учителя: «Тема раскрыта неполно». Ребята не обдумали тему, не поняли свою задачу, а потому писали не на тему, а вокруг темы, нечто по поводу темы.

Обдумать тему- это значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке темы, определить, какое из них содержит в себе основное зерно темы. Отсутствие такого анализа ведёт к смещению акцентов, а иногда и просто к искажению темы. Очень часто учащиеся, уловив лишь контуры темы, бросаются сразу писать, боясь потерять драгоценное время.

Самая главная мысль, которую мы собираемся доказывать всем своим сочинением, это и есть идея сочинения. На практике не всегда существует резкая граница между обдумыванием темы и нахождением идеи. Эти две операции переплетаются, проникая друг в друга.

Итак, перейдём к нахождению идеи сочинения. Предположим, что мы уяснили, о чём будем писать. Встаёт вопрос, а что именно мы будем доказывать в своём сочинении, то есть какова будет идея сочинения. Она должна обязательно звучать в формулировке заголовка основной части сочинения. Поэтому надо постараться при построении плана идею будущего сочинения сформулировать как можно чётче и одной фразой.

Почти каждую тему можно раскрывать в нескольких направлениях. Но если не ограничить себя выбором какого-то одного направления, то тема будет раскрыта неполно, хотя бы потому, что просто невозможно в одном сочинении одинаково глубоко и всесторонне раскрыть тему по всем направлениям. Таким образом, выбор направления поможет учащимся определить границы своего сочинения и более чётко, более конкретно сформулировать идею. Ребят нужно нацеливать на то, чтобы они выбирали такое направление, которое больше всего отвечало бы их интересам, духовным исканиям. При таком подходе выбор направления – процесс индивидуальный, творческий.

Приведу примеры ответов учащихся. Тема сочинения: «Читая Есенина, я ещё больше полюбил свою Родину».

- О чём будешь писать?

- О природе. Есенин открыл мне несказанную красоту родной природы, заставил увидеть в особом свете, казалось бы, привычные картины.

- Что будешь доказывать?

_ Постараюсь доказать мысль: читая Есенина, нельзя не проникнуться трепетным восторгом перед нашей родной природой!

Но нужно помнить: свой выбор направления обязательно оговорить во введении. Например, так: «Тема Родины в поэзии Есенина необъятна. В своём сочинении я рассмотрю один из аспектов этой темы, наиболее близкий моей душе. Я хочу написать об удивительном даре поэта так рисовать нашу родную природу, что просто невозможно не заразиться от поэта такой влюблённостью в свой край».

Подбор материала.

Подбирать материал порой приходится стихийно, не специально и целенаправленно, а по ходу сочинения. Поэтому выбор часто случаен, неудачен. Берут одно произведение потом от него кидаются к другому, к третьему… Такая непродуманность и, как следствие, потеря времени сказывается на результатах: сочинение получается сырое, без чёткой структуры, без веских доказательств идеи.

Пренебрежение специальным подбором чревато и ещё одной опасностью- перегрузкой материалом. Сочинение в этом случае приобретает характер поверхностного пересказа, ведь невозможно за короткий промежуток времени проанализировать несколько пришедших на память литературных произведений. Подбор материала надо проводить целенаправленно. Тогда все подобранные сцены, диалоги, размышления героев- все будет служить раскрытию темы, доказательству идеи сочинения.

Например, учащимся даётся тема «Незабываемые страницы Великой Отечественной войны в произведениях литературы».Замечательных книг о войне много. Обо всех не напишешь. Здесь опасность завязнуть в материале, речь пойдёт о крупных повестях и романах, поэтому необходимо ограничить себя 2-3 произведениями. Но как это сделать? Как выбрать из прекрасных произведений Б.Васильева «А зори здесь тихие…», «В списках не значился»; Ю.Бондарева «Горячий снег»; В.Быкова «Сотников», «Обелиск»; К.Симонова «Живые и мёртвые» и других? Все произведения очень разные, но о каждом хочется написать. Надо уметь ограничить себя, но как? В отборе непременно должен лежать какой- то критерий. На помощь придёт выбранная идея.

Как это сделать? Для начала нужно остановить своё внимание на произведении, наиболее созвучном вашей душе, хорошо знакомом вам. Выделите какой- либо запомнившийся эпизод. Сформулируйте его суть, идею. Затем начинайте анализировать другое произведение. Но не стихийно. Найденная в первом произведении идея поможет найти подходящие эпизоды и из других произведений. С другой стороны, найденные примеры помогут уточнить, углубить идею, которая и станет главной мыслью вашего сочинения.


Составление плана

К сожалению, на план зачастую смотрят как на желательный, но не обязательный элемент. Оправдывают такой взгляд тем, что иногда отдельные учащиеся пишут хорошие сочинения и без плана. Да, действительно, пишут. Но, во- первых, иногда. Во- вторых, отдельные. Способные учащиеся составляют себе план мысленно., но часто и у них случаются осечки: выходят из класса и вдруг вспоминают, что самую интересную –то деталь и забыли. И это естественно: ненаписанный план- очень зыбкая опора для серьёзного сочинения. А ведь школьное сочинение- это своего рода статья на литературную тему. Иногда школьники приступают к написанию, не представляя себе конечной цели своей работы.

Каким должен быть план по содержанию? Таким, чтобы по нему было ясно не только то, о чём написано сочинение, но и то, какая основная мысль сочинения, какая система доказательств справедливости этой мысли, к каким выводам приходит автор сочинения. Каждый пункт плана должен нести определённую информацию, то есть быть говорящим. Например:

Отношение Онегина к труду. (безмолвный план)

Неспособность Онегина к упорному труду. (говорящий)

Сочинение начинается с введения или вступления, в котором мы обычно привлекаем какую-то мысль, помогающую в раскрытии темы. Это могут быть сведения об эпохе, факты из биографии писателя или какие-либо общие рассуждения по поводу темы.

Виды введений:

Историческое (об эпохе).

Аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы).

Биографическое (Факты из биографии писателя).

Сравнительное (о литературных традициях).

Обществоведческое.

Заголовок основной части сочинения.

Функция заглавия темы состоит в том, чтобы сообщить, о чём должна идти речь в сочинении. Функция же заголовка основной части состоит в том, чтобы показать главную мысль, то есть идею сочинения.

Например:

Тема: «В мой жестокий век восславил я свободу»

Из формулировки заглавия мы узнаём, что Пушкин жил и творил в «жестокий век».Но в чём жестокость века? Поэт в своём творчестве восславлял свободу. Какой смысл вкладывал он в это слово?

Известно, что Пушкин дружил со многими будущими декабристами и разделял их антикрепостнические и антимонархические взгляды. Подтверждение этому мы находим и в стихотворениях «Деревня» и «К Чаадаеву», и многих других. Мы убеждаемся, что в понятие «свобода» Пушкин вкладывал глубокий, поистине революционный смысл. Значит идея нашего сочинения будет состоять в том, что свободолюбие Пушкина- это свободолюбие революционное. Эта мысль и ляжет в основу формулировки второго пункта плана:

Революционная направленность свободолюбивой лирики Пушкина.

Далее пойдут подпункты или, как мы их называем, аргументы. Что такое аргумент? Это часть доказательства идеи, то есть это вполне самостоятельная, отчётливо выраженная мысль, которая доказывает правильность главной мысли, идеи сочинения. Аргументы мы подбираем так, чтобы в них содержалась мысль, подтверждающая идею нашего сочинения. К концу изложения аргументов общий для всех оттенок вырастает в самостоятельную мысль, она станет хорошей основой для заключения.

Иногда сочинения учащихся представляют собой сплошной пересказ. Пересказ должен быть комментированный, под углом зрения темы и идеи сочинения. А поскольку идея сочинения выбрана учащимся, то это уже будет анализ сцены под углом зрения пишущего. Параллельно с пересказом идёт оценка поведения героя. Но это уже и есть самостоятельность. Одинаковых сочинений не бывает даже двух.

Цитирование.

Сочинение не следует перегружать цитатами. Этот недостаток чаще всего встречается в сочинениях, связанных с поэзией.

Отчего цитата кажется иногда лишней, навязчивой? Она не развивает мысль автора сочинения, а лишь подтверждает её, то есть является почти дословным повторением того, что уже сказано автором сочинения своими словами.

Редактирование.

«Марать нужно много, чем больше, тем лучше. Писать без помарок нельзя… Человека должно мучить, если он на странице не найдёт ни одного места, чтобы зачеркнуть и переправить». (Л.Толстой).

(«Войну и мир» Л.Толстой переписывал 8 раз; В.Маяковский по 10-12 раз переделывал свои стихотворения).

Почему же ученики создают порой свои сочинения с лёгкостью необыкновенной? Сели и написали. Но их чистовик не отличается от черновика, разве что более аккуратным почерком написано. А между тем, отсутствие правки, неумение редактировать свой материал очень снижает качество школьных сочинений.

Какие правила надо соблюдать при написании черновика?

Оставляйте просвет между строками. Это даст возможность в процессе редактирования вставлять предложения или слова.

Оставляйте небольшие поля. Во время правки при первом чтении бывает, что нужно исправить ту или иную фразу. Делайте пометки на полях.

Учимся писать сочинение.Из опыта работы.
  • Русский язык и литература
Описание:

Сочинение требует от учащихся развёрнутого высказывания, дает учащемуся возможность предъявить собственное понимание мыслей писателя, выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, обосновать свои суждения обращением к произведению, продемонстрировать понимание художественного своеобразия произведения.

      Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в полной мере отвечает специфике литературы как учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

Умение писать сочинение- это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли.

Выбор темы - очень ответственный этап.

Обдумать тему- это значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке темы, определить, какое из них содержит в себе основное зерно темы.

Самая главная мысль, которую мы собираемся доказывать всем своим сочинением, это и есть идея сочинения

Выбор направления поможет учащимся определить границы своего сочинения

Подбор материала надо проводить целенаправленно.

Каждый пункт плана должен нести определённую информацию, то есть быть говорящим.

Сочинение  начинается с введения или вступления, в котором мы обычно привлекаем какую-то мысль, помогающую в раскрытии темы.

Функция заглавия темы состоит в том, чтобы сообщить, о чём должна идти речь в сочинении.

Аргументы  мы подбираем так, чтобы в них содержалась мысль, подтверждающая идею нашего сочинения

Сочинение не следует перегружать цитатами

 

Неумение редактировать свой материал очень снижает качество школьных сочинений.

Автор Новосельцева Надежда Григорьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 466
Номер материала 49982
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓