Главная / Иностранные языки / «Учимся быть культурными»

«Учимся быть культурными»



Контрольные вопросы по лекции 2.2.

Тема 2. Комплексная работа образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников


Выполнила: Доценко Светлана Ивановна


  1. Охарактеризуйте одно из направлений системы обеспечения здоровья школьников в образовательных учреждениях «Наша новая школа».



Здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.

Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.



2. Перечислите права и обязанности руководителя образовательного учреждения по реализации образовательных целей и целей здоровьесбережения.



Директор школы имеет право в пределах своей компетенции:

1.Издавать приказы и давать обязательные распоряжения работникам школы.

2. Поощрять и привлекать к дисциплинарной и иной ответственности работников МОУ.

3.Привлекать к дисциплинарной ответственности, установленной уставом и правилами о поощрениях взысканиях, сотрудников и обучающихся за нарушение трудового законодательства, Устава школы и Правил внутреннего распорядка школы.

4. Заключать договоры, в том числе трудовые.

5. Присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятий).

6. Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия, временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий.

7. Делегировать свои полномочия, выдавать доверенности.

Ответственность директора школы:

1. Директор образовательного учреждения отвечает за уровень квалификации работников школы, реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования школьников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2. Отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, директор школы может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством.

4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса директор школы привлекается к административной ответственности.



  1. Дайте классификацию факторов, влияющих на здоровье школьника.

На состояние здоровья детей и подростков, в частности заболеваемость, влияет комплекс факторов, которые находятся в сложной взаимосвязи друг с другом. Условно все факторы можно сгруппировать по их происхождению на 4 группы: 1) биологические, включая наследственность; 2) социальные, включая образ жизни, который во многом социально обусловлен; 3) экологические, т.е. состояние природной среды; 4) факторы внутренней среды, т.е. условия и методы воспитания и обучения детей и подростков.

  1. В чем заключается сущность комплексной программы формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни

формируется с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на

состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по

своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и

результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и

тем самым между начальным и существенным проявлением

неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков

всего населения страны в целом;

активно формируемые в детстве комплексы знаний, установок, правил

поведения, привычек;

особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к

своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за

исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и

восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения

свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к

здоровью.


  1. Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в ОУ: здоровьесберегающая инфраструктура; рациональная организация образовательного процесса; организация физкультурно-оздоровительной работы; учебно-воспитательная работа по формированию ценностей здоровья и ЗОЖ; работа с педагогами, родителями и специалистами; профилактика заболеваний и мониторинг состояния здоровья.

hello_html_48d6d75a.gif







5.Перечислите основные задачи школьной администрации, педагогов и классных руководителей, родителей и обучающихся по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию у них здорового образа жизни.

сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на

здоровье;

научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение,

позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе

ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,

структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня,

учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять,

анализировать и контролировать свой режим дня;

дать представление с учетом принципа информационной безопасности о

негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная

активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о

существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на

здоровье;

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье,

в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач,

участия в азартных играх;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и

здорового образа жизни;

сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по

любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с

особенностями роста и развития.

6.Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в ОУ.

Актуальность построения здоровьеориентированного образовательного пространства через систему комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников видится в преодолении следующих противоречий:

Между объективными потребностями общества в сохранении и укреплении здоровья школьников и особенностями организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, влияющими на ухудшение здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности.

Между потребностью в концептуальном, технологическом и методическом обеспечении модели здоровьесберегающей среды и недостаточной разработанностью этого вопроса в практике образования.

Между потребностью в применении педагогами эффективных здоровьеформирующих технологий и недостаточным уровнем профессиональных умений педагогов в использовании данных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность выбранной темы и возникшие противоречия определяют ведущую педагогическую идею: формирование человека, здорового физически, психически и нравственно, адекватно оценивающего своё место и предназначение в жизни.

Представленный опыт работы является единой системой комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в образовательном учреждении.

Новизна опыта заключатся в том, что выявлены и систематизированы предпосылки формирования готовности педагогического коллектива к здоровьесбережению; определен комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования здоровьесбережения подростков: наличие общегосударственной идеологии и ценностей, имеющих направленность на здоровый образ жизни; учет социальных условий в педагогической практике; гуманизация отношений в системе образования; сформированность мотиваций здорового образа жизни; минимизация негативных влияний среды; моделирование компонентов системы здоровьесбережения с учетом состояния внешней среды; прогрессивное управление системой здоровьесбережения; разработана и апробирована модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья.



Цель педагогической деятельности заключается в создании оптимальной модели здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего социальное, психическое и физическое здоровье обучающихся,достижение максимального уровня развития активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой личности, ориентированной на здоровый образ жизни.



Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:

моделирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;

организация мониторинга состояния здоровья школьников;

организация непрерывного образования педагогов по вопросам здоровьесбережения;

оценка эффективности воздействия здоровьесберегающей среды на различные аспекты и характеристики образовательного процесса;

создание необходимых условий для обучения и воспитания, основанных на принципах здоровьетворения;

совершенствование психосоциальной компетенции обучающихся (жизненных навыков и умений);

использование современных методов и приемов, нацеленных на формирование долговременных здоровьесберегающих ориентаций школьников.

Каркасом здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения являются следующие принципы: комплексность, системность, целостность, динамичность (повторяемость), репрезентативность, методическое единство, наличие обратной связи.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности обучающегося.

Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей, но и (причем – в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Системный подход в процессе мониторинга реализуется на основе применения современных методов компьютерной обработки данных и привлечения к анализу материалов мониторинга квалифицированных экспертов – ведущих специалистов в области возрастной физиологии, школьной гигиены, психофизиологии, теории и методики физического воспитания.

Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных мониторинга, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования. Только в том случае, если мониторинг в каждом учреждении будет охватывать все информационные блоки, можно будет проводить полноценный содержательный системный анализ его результатов.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год - осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одного и того же контингента обучающихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представительность)обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно большого контингента.

Методическое единство– непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах научно-исследовательской работы.

Наличие обратной связи– одно из важных условий проведения мониторинга. Педагогический коллектив заинтересован в получении сведений о результатах мониторинга.

Разработанная базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении состоит из шести блоков:



I блок – создание здоровьесберегающей инфраструктураы образовательного учреждения: состояние здания и помещений школы, их содержание в соответствии с гигиеническими нормативами; оснащенность учебных классов и кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; наличие и необходимое оснащение школьной столовой; организация качественного питания школьников; необходимый (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).



II блок – рациональная организация учебного процесса: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов (педагогов, врачей, психологов); строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства); рациональная и соответствующая педагогическим и гигиеническим требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития.

Во все предметы общеобразовательного цикла в рамках отведенного количества часов базисным учебным планом вводится здоровьеформирующий компонент.

Организуя включение здоровьеформирующего компонента во все предметы общеобразовательного цикла в рамках отведенного количества часов базисным учебным планом, педагоги разработали календарно-тематическое планирование с учетом рекомендаций, предложенных В.Н. Ирхиным, доктором педагогических наук, профессором Белгородского государственного университета.

При подготовке уроков с использованием здоровьеформирующего компонента педагог:

Анализирует содержание конкретной темы учебного предмета с точки зрения его возможностей формировать ценности здорового образа жизни школьников.

Подбирает (в соответствии с профилем учебного предмета) конкретные факты, задания, задачи, упражнения, направленные на формирование культуры здоровья школьников.

Разрабатывает сценарный план урока в соответствии с задачей приобщения обучающихся к культуре здоровья.

Моделируя урок здоровья, педагог учитывает различия между традиционным уроком и уроком здоровья. Традиционный урок Урок здоровья



Тема урока

Тема урока (имеет отношение к ребенку)

Знаешь ли ты свое тело?

Цели и задачи урока

образовательные

развивающие (память, речь, мышление)

воспитательные (любовь к …, патриотизм, коллективизм)

Цель урока (имеет отношение к ребенку):

научить чувствовать собственное тело, формировать способность конструктивного взаимодействия с близкими людьми

Уровни усвоения:

- отношение (сформировать убеждение о необходимости бережного отношения к своему организму);

- представления (сформировать убеждение о важности слаженной работы различных частей тела, их назначении и функции);

- способы поведения (привить привычку соблюдать правила личной гигиены, режима дня, закаливаться)

Организационный момент

Мотивация (детям сообщается цель урока)

Проверка домашнего задания

Ритуал приветствия

Мотивация (на протяжении всего урока прослеживается связь того, о чем говорится с потребностями детей)

Проверка домашнего задания (рефлексия, эмоции детей)

Подготовка к объяснению нового материала (устный счет, разбор предложения)

Объяснение нового материала

Вводная часть (актуализация представлений обучающихся, их отношений, стратегий и технологий)

Основная часть (формирование представлений; методы: игра, беседа, аукцион идей)

Первичное закрепление (упражнения на новую тему)

Самостоятельная работа на новую тему

Итог урока (чем мы занимались? что изучили?)

Домашнее задание

Заключительная часть (отработка личной стратегии)

Итог урока (обобщение)

Домашнее задание (с привлечением к выполнению близких взрослых)

При интегрированном подходе в основу организации учебного занятия заложены характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).

Условия проведения учебного занятия соответствуют гигиеническим нормам и требованиям (освещенность, режим проветривания, мебель, дизайн, санитарно-гигиеническое состояние классного помещения)

Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.

Организованы действия обучающихся по принятию целей учебного занятия.

Созданы положительный эмоциональный настрой и рабочая обстановка в классе; организованы действия обучающихся по мобилизации на учебное занятие.

Обеспечен высокий уровень мотивации учебной деятельности обучающихся в течение всего учебного занятия.

Содержание учебного материала соответствует целям учебного занятия и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практико-ориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.

Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья обучающихся.

Методы и формы обучения соответствуют:

учебному содержанию;

целям учебного занятия;

психофизиологическим и учебным возможностям обучающихся.

Используемые учителем методы и формы обучения обеспечивают:

адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;

достаточную двигательную активность обучащюихся на уроке;

учет индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся;

учет реальных учебных возможностей обучающихся, дифференцированность обучения;

включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;

дозированную помощь обучающимся при затруднениях, создание ситуации успеха;

обратную связь;

объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;

контроль и оценку знаний обучающихся, способствующие сохранению их психического здоровья;

профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения обучающихся;

доброжелательное и продуктивное сотрудничество обучающихся, а также учителя и обучающихся.

Педагогическая техника учителя обеспечивает создание благоприятного психологического климата, способствует раскрепощению ученика.

Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности обучающихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям обучающихся.

Средства обучения используются в соответствии с гигиеническими нормами и требованиями.

Характер, объем и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями обучающихся.

Уровень достижения целей учебного занятия.



III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы – включает: полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.); организацию занятий со специальной медицинской группой; организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе; организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; создание условий и организацию работы спортивных секций, привлечение к секционным занятиям широкого круга детей основной медицинской группы, организацию специальных занятий для детей подготовительной медицинской группы; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, внутришкольных и межшкольных соревнований, олимпиад, походов и т.п.).



IV блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья: использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.); регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений о состоянии здоровья обучающихся для каждого педагога; регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями; создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.



V блок – просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни: внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование понятий о ценности здоровья и здорового образа жизни; лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; Дни здоровья, конкурсы, спортивные праздники и т.п.



VI блок – организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями: лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.; приобретение необходимой научно-методической литературы; привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

7. Задачи школьной администрации, педагогов и классных руководителей, родителей и обучающихся по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию у них ЗОШ.

Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.

Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.

Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.

Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.

Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.

Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

Содержание работы

Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.

Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:

-влажная уборка,

-расписание уроков,

создание интерьера класса

Работа с паспортом здоровья учащихся класса.

Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.

Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.

Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.

Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.

Составление вставки книг по вопросам здоровья.

Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.

Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.

Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.

Консультирование родителей.

Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.

Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, создание отряда ИЮД, организация его работы.

Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.

Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.

Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.

Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.

Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Тема

В семье растет сын.

В семье растет дочь.

Детский травматизм на дорогах.

Досуг в семье

Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

За здоровый образ жизни.

Каким будет ваш ребенок.

Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.

Причины быстрой утомляемости младших школьников.

Психологическая поддержка младших школьников.

Физические и душевные травмы.

Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья.

Тема

Беседа “Береги свою жизнь”

Беседа “Если хочешь быть здоров”

Беседа “В здоровом теле здоровый дух”

Беседа “Для чего мы моем руки”

Беседа “Для чего нужна зарядка”

Беседа “Осторожно на дорогах!”

Веселая спартакиада “Волшебный мяч”

Зарничка

Игра “В гостях у Айболита”

Игра “Здоров будешь – все добудешь”

Игра “Мы – ловкие, смелые, умелые”

КВН “Назло рекордам”

Классный час “Мои увлечения”

Классный час “Мои любимые игры”

Классный час “Мой режим дня – мой друг и помощник”

Классный час “Мы играем”

Лекция профессора Знайки о правильном питании

Малые Олимпийские игры


Маскарад вредных привычек

На дворе у нас игра

Приглашает Королева Спорта

Расследование Шерлока Холмса “Куда пропал аппетит”

Спортивный час “Веселый экспресс”

Старты надежд

Три С (сила, смекалка, сноровка) – спортивная игра



Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.



8. Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения кздоровью, что обусловливает, в свою очередь, не восприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Задачи программы:

- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

-сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

-сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Организация работы образовательного учреждения по формированию уобучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.

Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер;

лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

организацию качественного горячего питания учащихся;

оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;

использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

индивидуализация обучения, работа по индивидуальным программам начального общего образования;

ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья;

рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, а также всех педагогов.

Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:интеграцию в базовые образовательные дисциплины;проведение часов здоровья;факультативные занятия;занятия в кружках;проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.

Просветительская работа с родителями включает:

лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы;

организацию совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т


«Учимся быть культурными»
  • Иностранные языки
Описание:

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим.

Значительную часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков. Пятиклассникам не всегда удается объяснить, почему им нужно вести себя культурно.

Расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Автор Доценко Светлана Ивановна
Дата добавления 08.09.2016
Раздел Иностранные языки
Подраздел Конспекты
Просмотров 106
Номер материала MA-067709
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓