Инфоурок Иностранные языки Другие методич. материалыУчет психологических особенностей учащихся начальных классов при обучении грамматике

Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при обучении грамматике

Скачать материал

Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при обучении грамматике

 

Очень важно учитывать психологические особенности обучающихся при обучении грамматике.

Младший школьный возраст представляет собой период самой сильной работы механической памяти. Обучающиеся этой группы имеют довольно богатые представления и знания, но они недостаточно осознаны и беспорядочны. Мышление младших школьников преимущественно конкретное и образное, с яркой эмоциональной окрашенностью. Для детей этого возраста характерна способность к подражанию, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса. В этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности: переход от игровой деятельности к учебной деятельности, но при этом важно помнить, что игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому организация педпроцесса на данном этапе предполагает широкое использование наглядности, игр, которые дают ребенку возможность подражать увиденным сценам и отношениям людей, уподоблять себя взрослым, усваивать нормы их поведения, в том числе и речевого.

Психологи отмечают стремление младших школьников заучивать все наизусть или воспроизводить усвоенное близко к оригиналу. При запоминании они обычно сохраняют заданный порядок и используют однообразный путь усвоения. Для правильной организации урока с этими школьниками важна установка, концентрация произвольного внимания и довольно частая смена приемов обучения. Ряд проведенных исследований, показывает сложную картину взаимодействия в мыслительной деятельности двух ее компонентов — абстрактного и конкретного. Они меняются не только от возраста, но и от характера решаемых заданий, от приемов обучения.

Также основной характеристикой деятельности обучающихся являются мотивы, которыми она побуждается. Этап мотивации является важнейшим при организации обучения детей иностранному языку. [6] Новая игра (с новыми сказочными персонажами, зверушками, которые говорят только на новом иностранном языке) является психологическим оправданием для перехода но новый язык в условиях, когда все задачи общения могут быть решены на родном языке и нет нужды на иностранном. Именно поэтому это возраст предоставляет уникальные возможности для реализации принципа коммуникативности в обучении иностранным языкам за счет глобально действующей игровой мотивации, которая позволяет обеспечить создание естественных мотивов всех речевых действий учащихся, сделать осмысленными и интересными даже самые элементарные высказывания.

Несмотря на некоторую краткость приведенной выше характеристики, ее необходимо учитывать при развитии грамматических умений у обучающихся начальных классов. Так, например, заучивание наизусть следует широко практиковать на младшей ступени, где оно оказывается действенным и интересным для школьников. Игровые упражнения также должны находить широкое применение. [8]

Известно, что люди наделены зрительной, слуховой и моторной памятью в разной степени и разном соотношении. Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте наблюдается более частое совпадение уровня развития различных видов и сторон памяти у одних и тех же детей. Вместе с тем у школьников наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии (эмоционально-волевой сфере, восприятии, внимании). Это объясняется различным опытом их жизни и деятельности в семье или детском саду. В учебном процессе в первую очередь принимаются во внимание конкретность, эмоциональная окрашенность и образность мышления младшего школьника, его уникальная способность к подражанию, большая потребность в физических движениях. Это делает необходимым использование при развитии грамматических умений наглядности, игр, разнообразных приемов работы, призванных сконцентрировать их произвольное внимание.

По-разному ведут себя дети и на уроке. Одни чувствуют себя уверенно, они очень общительны и любят находиться среди сверстников, другие, находясь в коллективе, испытывают состояние тревоги. Такие дети, как правило, робки и пассивны, и на них следует обратить особое внимание с самых первых уроков. Их нужно занимать работой, а именно: давать различные грамматические упражнения, включая в групповую или парную деятельность. Речь идет, следовательно, об индивидуальном подходе к каждому ученику начальных классов.

         Общей чертой детей данного возраста является их импульсивность и неусидчивость. Дети с трудом сдерживают себя, не умеют управлять своим поведением, быстро утомляются. [11]

Что касается приемов обучения грамматике, то они должны быть достаточно разнообразными, интересными и соответствовать своему назначению.

Изучение типа уроков в младших классах показывает, что работоспособность учащихся и меньшая степень их утомляемости наблюдаются на уроках, включающих различные виды грамматических упражнений небольшой продолжительности, причем первая часть урока (20-25 мин) является периодом наибольшей активности внимания. Из этого можно сделать вывод о том, что введение нового материала, его первичное закрепление должно падать на начало урока, а игры, инсценировки и др. — на заключительную часть.

Таким образом, мы считаем, что учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста и их дальнейшее развитие при формировании грамматических навыков являются важным фактором успешности процесса обучения иностранному языку в начальной школе. Но не менее важным является также понимание современной сущности методических подходов к отбору и содержанию грамматического материала по иностранному языку в начальной школе.

Рассмотрев особенности развития грамматических умений при обучении иностранному языку младших школьников, следует заметить, что это очень сложный и трудоемкий процесс. Развитие грамматических умений происходит в несколько этапов:

1) ознакомление с ним и осознание его значения, формы и употребления;

2) тренировка в его практическом использовании по опорам в микроконтексте;

3) применение на репродуктивном и продуктивном уровне.

Каждый из этих этапов имеет свое значение и определенные сложности, особенно для детей младшего школьного возраста, учитывая их возрастные и психологические особенности.

Процесс формирования грамматических навыков требует больших умственных усилий. В результате этого возникает ряд проблем при обучении грамматики, которые обусловлены различными факторами. Поэтому необходимо использовать игровые приемы при работе над грамматическим материалом, позволяющие избежать однообразной механической тренировки.

Использование игровых приемов на изучаемом языке особенно актуально на начальном этапе обучения иностранным языкам. Игровые приемы создают благоприятный психологический климат при обучении грамматической стороне речи. Благодаря игре снимается психологическая нагрузка обучающихся, активизируется их речевая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, тем самым она способствует более интенсивному и легкому запоминанию сложного грамматического материала. [5]

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Бим И.А.  Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

2.     Биболетова М.З. и др. Happy English: Учебник английского языка для 2 класса. – О.: Титул, 2009.

3.     Биболетова М.З. и др. Happy English: Учебник английского языка для 3 класса. - О.: Титул, 2008.

4.     Биболетова М.З. и др. Happy English: Учебник английского языка для 4 класса. -  О.: Титул, 2009.

5.     Буйнова М.А. Сказочный английский язык: 24 лучшие темы. – М.: Астрель, 2009.

6.     Дацик Н.В. Путешествие в Королевство Английской Граммитики: 11 сказок о короле to be, королеве to have и других жителях королевства. – М.: РИФ «Белый ветер», 1998.

7.     Забродина Н.П. Игра как средство развития интереса к изучению французского языка // Иностранный язык в школе. – 2009. №4.- С.19-22.

8.     Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.

9.     Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – Спб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008.

10.  Малютина И.В. ФГОС НОО: примерная рабочая программа по английскому языку в начальной школе. //nsportal.ru

11.  Никитенко З.Н. Психологические особенности младшего школьника // English. – 2009. №21. – С.22-28.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при обучении грамматике"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

При обучении младших школьников английскому языку необходимо учитывать ряд психологических особенностей.

Особенное внимание нужно обратить на запоминание и изучение грамматики. В данной работе выделины основные психические особенности, которые следует учитывать при изучении грамматики в начальных классах. Знание этого материала поможет сделать изучение грамматики интересным и увлекательным процесоом. Также самому учителю будет легче готовиться к уроку.

Для написания этой статьи были использованы работы Зимней И.А., Никитенко З.Н. и других ученых.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 911 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.11.2014 365
    • DOCX 28.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нестерова Александра Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7530
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания русского языка как иностранного

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Французский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель французского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Эффективные методики изучения иностранных языков

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 167 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 676 человек

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 22 регионов

Мини-курс

Семантическое ядро: теория и практика сбора

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе