Главная / Русский язык и литература / Учебный проект "Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова" (6 класс)

Учебный проект "Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова" (6 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лингвистическая гимназия»

города Кирова










Учебный проект

«Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова»


Разработка урока внеклассного чтения в 6 классе выполнена учителем русского языка и литературы

высшей категории МИКРЮКОВОЙ Татьяной Анатольевной















Киров, 2012 год

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ.



Главная цель образования – развитие человека. Однако эта цель достигается далеко не всегда и сводится чаще всего к усвоению учебных ЗУНов. Заучивание определений, утверждений и стандартных методов решения учебных задач – обычный арсенал требований к большинству учащихся.

Приоритет развития личностных качеств учащихся признается многими учеными, педагогами, руководителями образования. Новое тысячелетие, новый век требуют принципиального изменения содержания и технологий образования, требуется переход на новую философию образования.

В Концепции модернизации российского образования провозглашается, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Главная задача общеобразовательной школы – целостное развитие личности школьника, подготовка к дальнейшему развитию за стенами школы.

Обучение мы понимаем как составную часть педагогической деятельности, направленную на развитие школьников с помощью учебных предметов. Как превратить учебный предмет в средство развития конкретных личностных качеств, благодаря каким специальным образовательным технологиям педагогический процесс становится развивающим – важнейшие вопросы, решаемые современной школой. Развить личностные качества на уроке можно с помощью специальных образовательных технологий. Чаще всего распространенные на сегодняшний день развивающие образовательные технологии ограничены в своем применении. Их действие распространяется в основном на начальную ступень обучения.

Специфика преподавания русского языка и литературы не всегда позволяет учителю использовать педагогические технологии, успешно применяемые в практике преподавания других школьных предметов. Именно поэтому актуальной видится возможность реализации в деятельности учителя-словесника метода учебного проекта.

Слово «проект» в буквальном переводе с латинского означает «брошенный вперед» и толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., проектирование – процесс создания проекта».

Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов в журналистике, на телевидении и во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия.


История становления проектирования как учебного метода.


Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой стал американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо общества. Кроме того, в его понимании характера развития ребенка была заложена идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет вслед за человечеством путь познания окружающего мира.

Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естествен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом – восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания.

Идеи Джона Дьюи оказали большое влияние на систему образования XX века. Современная дидактика использует наглядность, практические и лабораторные работы, поисковый и проблемный методы. А недооценка Дьюи теоретических знаний и дедуктивного метода в познании, переоценка роли спонтанного интереса и систематизирующих способностей у ребенка были признаны ошибочными.

В конце XX столетия интерес к работам Джона Дьюи возрос в связи с развитием активных форм и методов обучения учащихся, развивающих творческие способности учащихся. Он указывал на необходимость «критического мышления» и разработал принципы и методику его формирования для активного и сознательного усвоения учебного материала, что означает:

  • владение многозначностью, т.е. умением передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и математических выражений;

  • умение сжимать и обобщать информацию, создавать свои собственные экономные структуры, концептуальные карты и схемы;

  • умение мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного;

  • умение находить главные, ведущие принципы любого явления.

Джон Дьюи, предлагая свой подход, искал способы приобретения знаний, сообразные природе детского познания. В современном прочтении этого подхода несомненна ценность его метода обучения в возможности освоения учеником способа самостоятельного познания.

Идеи Джона Дьюи реализовывались в 1884-1916 годах его учениками и последователями – американскими педагогами Е.Пархерст и В.Кильпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение «по методу проектов». Дети выполняли «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен.

Некоторые идеи Кильпатрика получили развитие и не потеряли актуальности и в наши дни. Таковой является мысль о повышении эффективности обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности.

«Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в мире, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Они хорошо были известны С.Т.Шацкому, В.Н.Сороке-Росинскому, А.С.Макаренко, в педагогической практике которого идеи Дьюи реализовывались наиболее полно.

В 20-30-е годы прошлого века советские педагоги считали, что очень важно вызвать личную заинтересованность учеников в приобретении конкретных знаний, которые могут пригодиться в жизни. Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носили характер проектной деятельности.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.


Актуальность применения метода учебного проекта.


Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, метод учебных проектов не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.

В современном обществе на ребенка воздействуют потоки различной информации. Дети же зачастую не могут превратить информацию в знания, поэтому их необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить ее ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, усвоению ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.

Существует необходимость так организовывать обучение, чтобы стимулировать природную любознательность учащихся. Третья задача – мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.

И, наконец, коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы учения.



Два плана предъявления учебного проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы при рассмотрении ее в определенной в ситуации. Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию деятельности;

  • самоанализу и рефлексии;

  • презентации хода своей деятельности и результатов;

  • умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя специально подготовленный продукт проектирования;

  • поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

  • практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и общению).


Разрабатывая учебный проект, учитель задумывается об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. Но для детей главная цель работы – решение проблемы проекта, а не просто применение ранее полученных знаний.

Таким образом, имеют место два плана учебного проекта.

Видимый:

- тема проекта;

- название проекта;

- проблема проекта;

- задача проекта;

- планирование – осуществление;

- презентация.

Невидимый:

- тема учебного курса, урока;

- цели и задачи обучения, развития, воспитания;

- необходимый уровень ЗУН;

- необходимые специфические умения и навыки;

- новое содержание;

- обобщение;

- обеспечение проекта;

- организационные формы осуществления проекта.


ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА


I этап. Погружение в проект.

Интерес к теме проектной деятельности выстраивается с учетом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. У учащихся должно сложиться ощущение, что они в этой теме до некоторой степени компетентны.

Учитель должен заинтриговать детей проблемой, показав, что она его волнует, что он готов участвовать в ее обсуждении и поддерживать ребят в их деятельности по поиску решения проблемы.

Данный этап деятельности по созданию проекта состоит из нескольких элементов: очерчивании проблемного поля, проблематизации, конкретизации проблемы и формулирования подпроблем.

Проблематизация – это аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего рассмотрения.

Проблемное поле – это часть предметной области практического или непознанные разделы и вопросы.

Конкретизация проблемы – высказывание, выделение ракурсов тех углов зрения, под теоретического знания человечества, в котором имеются неразрешенные задачи, непознанные разделы и вопросы.

Конкретизация проблемы – высказывание, выделение ракурсов тех углов зрения, под которыми может рассматриваться проблема, формулирование подпроблем.

Рассмотрение проблемы под разными углами зрения приводит к формулированию нескольких похожих проблем, которые можно назвать подпроблемами исходной.

Поиск нужной формулировки проблемы заканчивается тогда, когда найденная формулировка устраивает педагога. Кроме того, из этой формулировки должно быть ясно, как будет формулироваться цель поиска ее решения.

hello_html_m435fc95f.gif

II этап. Организация деятельности.

Деятельность организуется в соответствии с общими целями проекта, темой проекта, задачами каждой группы. Составляющими данного этапа являются формулирование задач для каждой группы, каждого ученика, обсуждением способов их решения внутри группы, распределение обязанностей по решению сформулированных задач. Обязательной является роль координатора группы.

III этап. Осуществление деятельности.

Осуществляется деятельность под наблюдением учителя, который направляет ребят, помогает в поиске решения возникающих проблем, но только в том случае если дети считают это крайне необходимым. При этом деятельность детей носит максимально самостоятельный характер и степень самостоятельности зависит от того, насколько учащиеся подготовлены к работе. Если дети должны провести какое-либо исследование в рамках проекта, они уже должны владеть методами и технологиями данного исследования. Учить этому надо заранее, до начала работы над проектом, когда эти умения потребуются. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала.

IV этап. Презентация.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения учителя, и с точки зрения ученика. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, показать преимущества выбранного способа решения.

Итогом является продукт проектной деятельности. Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, газета, альманах, костюмы, макеты, сценарии и пр.

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.


Этапы работы методом проектов.


Учитель


Учащиеся

1-ый этап – погружение в проект

Формулирует:

  1. Проблему проекта

  2. Сюжетную ситуацию

  3. Цель и задачу

Осуществляют:

  1. Личностное присвоение проблемы

  2. Вживание в ситуацию

  3. Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2-ой этап – организация деятельности

Предлагает:

  1. Организовать группы

  2. Распределить амплуа в группах

  3. Спланировать деятельность по решению задач проекта

  4. Возможные формы презентации результатов

Осуществляют:

  1. Разбивку на группы

  2. Распределение ролей в группе

  3. Планирование работы

  4. Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3-ий этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

  1. Консультирует учащихся по необходимости

  2. Ненавязчиво контролирует

  3. Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

  4. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

Работают активно и самостоятельно:

  1. Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

  2. Консультируются по необходимости

  3. Добывают недостающие знания

  4. Подготавливают презентацию результатов

4-й этап - презентация

Принимает отчет:

  1. Обобщает и резюмирует полученные результаты

  2. Подводит итоги обучения

  3. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность

  4. Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат

Демонстрируют:

  1. Понимание проблемы, цели и задач

  2. Умение планировать и осуществлять работу

  3. Найденный способ решения проблемы

  4. Рефлексию деятельности и результата

  5. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности

























МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА


Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися 6 класса средней общеобразовательной школы на уроках внеклассного чтения по программе преподавания литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.


Адресация.

Тема учебного проекта связана с тематикой предыдущих уроков по творчеству М.Ю.Лермонтова.


Цели

образовательные:

  • Выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме;

  • Вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;

  • Вызвать интерес к обсуждаемой теме и стремление к самостоятельному ее осмыслению

  • Познакомить учащихся с идейным многообразием темы Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова

  • Формирование эстетического мировоззрения на примере изучаемой темы;

воспитательные:

  • Воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;

  • Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы

развивающие:

  • Развитие творческих возможностей учащихся

  • Развитие речевой деятельности

  • Развитие эмоций

  • Развитие устойчивого интереса к книге


Задачи учебно-педагогические


Класса:

  • Приобщение к полезной деятельности;

  • Развитие творческих способностей;

  • Формирование навыков исследовательской деятельности;


Группы:

  • Создание слайда по избранной мини-теме

  • Умение ставить задачи совместной деятельности и распределять обязанности между членами группы в соответствии с возможностями

  • Поиск необходимой для решения поставленной задачи информации

  • Умение работать в группе


Каждого ученика:

  • Выполнение конкретной задачи, поставленной перед ним группой

  • Формирование чувства ответственности за порученное дело

  • Формирование личностного восприятия предложенной группе проблемы


Возраст учащихся 6 класс


Время работы над проектом ноябрь 2005 года


Режим работы внеурочный


Обеспечение.


Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

компьютер, сканер, учебная и учебно-методическая литература


Дополнительно привлекаемые участники:

учитель информатики, школьный библиотекарь, учителя школы, приглашенные на презентацию

ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:

- владение письменной и устной речью

- владение определенными знаниями по истории, географии, литературе

- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации

Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте

Навыки работы с программой Power Point


Мотивация к работе:

Самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся, самореализация.


Предполагаемые приращения

Новое содержание и новый взгляд на изучаемую тему

  1. Новые практические приемы

Знания, на получение которых нацелен результат проекта:

знание

использование наработанных материалов в качестве методического пособия для уроков по творчеству М.Ю.Лермонтова

  1. Развитие навыков:

    1. самостоятельной работы с источниками информации, информационными технологиями

    2. самостоятельного принятия решений

    3. коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии

    4. мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;

    5. самоанализа и рефлексии




Статус учебного проекта.


  • Автор-разработчик - Микрюкова Татьяна Анатольевна.

  • Опыт использования: урок литературы в 6В классе с углубленным изучением русского языка

  • Степень распространения – лингвистическая гимназия города Кирова.

  • Сфера использования – компьютерная презентация может использоваться как наглядность на уроках литературы при изучении творчества М.Ю.Лермонтова.



Этапы работы над проектом.



I этап. Погружение в проект.

Тема данного проекта не предусмотрена программой по литературе для 6 класса и изучается по программе Т.Ф. Курдюмовой в курсе литературы 8 класса. Однако вопрос о том, почему в творчестве М.Ю.Лермонтова так часто встречаются произведения, посвященные Кавказу, возник на одном из уроков. К уроку внеклассного чтения по творчеству поэта учащимся было предложено разработать проект, помогающий ответить на этот вопрос, и подготовить компьютерную презентацию, которая могла бы стать пособием для изучения данной темы на уроках литературы.

Презентация должна познакомить учащихся с событиями жизни М.Ю.Лермонтова, связанных с Кавказом, тематикой произведений, созданных поэтом по впечатлениям, полученным здесь. Должен быть представлен иллюстративный материал: репродукции картин, фотографии. Так как поэзию нельзя изучать без звучащего слова, то для презентации необходимо представить декламацию одного из стихотворений. Свое восприятие произведений поэта учащиеся представляют в виде иллюстраций его произведений.

В процессе погружения в проект шло формулирование проблемного вопроса.


hello_html_13ee1a28.gif

II этап. Организация деятельности.

Над проектом работали в группах, каждая из которых выбрала наиболее близкую себе тему стихотворений М.Ю.Лермонтова, посвященных Кавказу, которых в процессе проблематизации, было сформулировано пять:

  • Стремление к свободе в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, посвященных Кавказу

  • Изображение природы Кавказа в стихотворениях М.Ю.Лермонтова

  • Детские впечатления М.Ю.Лермонтова

  • Поэт и воин

  • Образы горцев в стихотворениях М.Ю.Лермонтова

Класс был разделен на группы, в которую входило по 4 ученика. У каждого члена группы стояла своя задача.

Работа проходила в несколько этапов.

  1. Информационный.

Каждая группа получила краткие сведения о пребывании М.Ю.Лермонтова на Кавказе и список книг, откуда учащиеся могли бы получить дополнительные сведения по своей теме. Так как работать пришлось с довольно объемными для шестиклассников монографиями, учитель несколько облегчил задачу детей, указав детям необходимые для работы главы.

В осуществлении данной задачи 6В классу помогли умения и навыки, полученные учащимися в процессе изучения спецкурса «Основы информационных технологий», направленного на обучение ребенка поиску необходимых сведений в различных источниках информации.


Кавказ для Лермонтова – символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; край вольнолюбивых людей; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.

В 1837 году за сочинение «непозволительных» стихов на смерть Пушкина Лермонтов был переведен из гвардии в драгунский полк, стоявший на Кавказе.

Новая встреча с Кавказом вызвала в поэте прилив сил, бодрости, жизнерадостности. Вот что он пишет другу: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдце, и право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы и смотрел целую жизнь».

Еще в детские годы Лермонтов слышал горские легенды и предания. Они поразили его и вдохновили на создание многих удивительных стихов.

Ссылка на Кавказ оказалась очень благотворной для Лермонтова. Она дала ему возможность увидеть людей большого сердца и сильных страстей, насладиться величественной природой, познакомиться с поэтическим творчеством народов Кавказа. Кавказ стал для поэта символом свободы, мужества и красоты. Он был близок ему по духу, и именно здесь родились многие лермонтовские шедевры.

Вторая ссылка была наполнена драматическими страницами сражений. Лермонтов почти непрерывно участвовал в боях. Неоднократно поэт представлялся к награде, но на все представления следовал отказ.

Воинская служба стала тяготить поэта, он мечтал целиком отдаться литературному творчеству, неоднократно писал прошения об отставке.

Вечером 13 июля 1841 года Лермонтов был вызван на дуэль, которая состоялась спустя 2 дня у подножия горы Машук близ Пятигорска.

Жизнь поэта закончилась там, где он ощущал наибольшую гармонию.


  1. Обсуждение полученной информации.

Ученики доводят до сведения своих товарищей полученную информацию. В процессе обсуждения выясняются вопросы, которые требуют уточнения, обсуждается проблема поиска необходимой информации.

  1. Планирование работы по решению проекта.

В процессе планирования распределяется деятельность между участниками группы.

  1. Информационная деятельность. Ученику поручается создать связный текст, содержащий самую важную информацию по теме.

  2. Художественная деятельность. Ученику поручается декламация выбранного группой стихотворения и создание иллюстрации к нему.

  3. Создание слайдов для компьютерной презентации.

  4. Координирующая деятельность. Ученику поручается общий контроль за деятельностью группы и подготовка устного выступления на уроке.

Обязанности распределяются в соответствии со способностями и возможностями учащихся.


III этап. Осуществление деятельности.

Деятельность осуществлялась в каждой группе под контролем учителя во внеурочное время. Несмотря на четкое распределение обязанностей, практически все учащиеся участвовали во всех видах деятельности: составление текста, иллюстрировании стихов, создании компьютерной презентации. Это позволило каждому почувствовать ответственность за общее дело, а также дало возможность применить навыки поиска информации и работы с программой Power Point.

Каждая группа подготовила несколько слайдов по своей теме, которые затем вошли в общую компьютерную презентацию.

IV этап. Презентация.


КАВКАЗ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Урок внеклассного чтения в 6В классе


ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей урока.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Осмысление изучаемого материала.

  5. Подведение итогов занятия.

  6. Домашнее задание.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Видеопроектор.

  • Оформление доски: выставка иллюстраций, созданных учащимися.



ХОД УРОКА

Учитель. Здравствуйте, дорогие лингвисты! Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы собрались с вами, чтобы еще раз прикоснуться сегодня к творчеству великолепного русского поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.

А пока я касаюсь только струн гитары, и тогда раздаются звуки, которые складываются в мелодию.


Звучит гитарная мелодия. Следующие слова учителя звучат на фоне этой музыки.

Вот так же и поэт прикасается своими стихами к струнам нашей души – и душа звенит своей мелодией, мелодией сердца.

Случается так, что не все понятно бывает в поэтических творениях современному нашему конкретному и приземленному сознанию, но наша душа всегда откликнется на мелодию сердца поэта.

Мелодия прерывается.

С детства Лермонтов полюбил Кавказ. Бабушка возила будущего поэта «на воды» для лечения, и мальчик полюбил удивительную красоту и величественность этих мест.

И так же велик и удивителен образ Кавказа, созданный в произведениях поэта.

Самые разные мотивы и темы звучат в стихах, посвященных Кавказу.


Скажите, а с кем или с чем ассоциируется Кавказ у вас? Какие картины или образы возникают в вашем сознании?


Учащиеся делятся своими ассоциациями.


Учитель. Но сознание поэта всегда богаче, его ощущения тоньше и глубже. И потому стихи, где мы встречаем образ Кавказа, так не похожи друг на друга.

Готовя к уроку свои проекты, вы попытались прикоснуться к одной из загадок души поэта.

Первая из них – это детские впечатления поэта.

Группа представляет результаты работы.


  • Чтение отрывка

Рассказ о поездке в детстве


Когда Лермонтов прибудет на Кавказ вновь, это произойдет не по его воле. И потому Кавказ для поэта – это еще и несвобода, изгнание.


  • «Спеша на север издалека»

  • Рассказ о ссылке

Страдания поэта


Ссылка на Кавказ не была случайной. Лермонтова посылали туда под пули горцев, десятилетиями боровшихся против власти русского царя. И отсюда еще одна тема – тема войны.

  • «Завещание»

Рассказ о войне

Кавказ предстает в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова удивительным, многоликим и – прекрасным.

Может быть не все в прочитанных сегодня стихотворениях оказалось понятным нашему сознанию. Но, я верю, не осталось ни одного человека, в чьей душе не родилась бы прекрасная мелодия.

Под гитарные аккорды исполняется стихотворении Лермонтова «Есть речи…»





















17


Учебный проект "Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема данного проекта не предусмотрена программой по литературе для 6 класса. Однако вопрос о том, почему в творчестве М.Ю.Лермонтова так часто встречаются произведения, посвященные Кавказу, возник на одном из уроков. К уроку внеклассного чтения по творчеству поэта учащимся было предложено разработать проект, помогающий ответить на этот вопрос, и подготовить компьютерную презентацию, которая могла бы стать пособием для изучения данной темы на уроках литературы. Презентация должна познакомить учащихся с событиями жизни  М.Ю.Лермонтова, связанных с Кавказом, тематикой произведений, созданных поэтом по впечатлениям, полученным здесь. Должен быть представлен иллюстративный материал: репродукции картин, фотографии. Так как поэзию нельзя изучать без звучащего слова, то для презентации необходимо представить декламацию одного из стихотворений. Свое восприятие произведений поэта учащиеся представляют в виде иллюстраций его произведений. Над проектом работали в группах, каждая из которых выбрала наиболее близкую себе тему стихотворений М.Ю.Лермонтова, посвященных Кавказу

Автор Микрюкова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 955
Номер материала 49533
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓