Главная / Русский язык и литература / Учебный план по образовательной программе дополнительного образования детей « Художественное слово»

Учебный план по образовательной программе дополнительного образования детей « Художественное слово»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

« УТВЕРЖДАЮ»

------------------------

Артющик С.В.

Методический совет от

Учебный план по образовательной программе дополнительного образования детей « Художественное слово»



Возраст детей: 12-15 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)





Составитель программы:


Ефимова Наталья Львовна, учитель

русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

МАОУСОШ № 9





г. Боровичи Новгородской области

2012 г.

Пояснительная записка

В педагогической практике особое внимание следует уделять такому виду речевой деятельности, как говорение, а именно развитию выразительности устной речи.

Это коммуникационное умение, наряду с другими, очень важно и актуально, ибо помогает искать и находить смысл слова, фразы, текста и в итоге обогащает и совершенствует устную, т.е. звучащую речь.

В настоящий момент проблемой остается недостаточная разработанность путей формирования выразительности устной речи учащихся.

В то же время, чтобы достичь цели, поставленной обществом перед школой, а именно: « подготовить учащихся к жизни, научить их речевому поведению в различных условиях и ситуациях общения, применительно к различным сферам деятельности людей»,- каждый урок (занятие) сегодня должен быть средством общения, воздействия, убеждения.

Перспективность коммуникативного подхода к обучению языку уже не вызывает сомнения у методической общественности, что нашло отражение и в государственном стандарте по русскому языку. В стандарт введены понятия « коммуникативная компетенция», « лингвистическая компетенция», « языковая компетенция».

Под коммуникативной компетенцией понимаются знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, ситуациям общения.

Данная образовательная программа ставит целью:

  • Формировать коммуникативную компетенцию учащихся, т.е. умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.

Программа направлена:

- на развитие выразительности устной речи учащихся;

- на эстетическое воспитание школьников;

- на ознакомление детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих ее элементов;

- на развитие активного интереса к родному языку и литературе;

- на творческое формирование личности ребенка.

В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой, выделяется ряд педагогических задач, которые предстоит решать руководителю в ходе реализации программы:

- формировать исполнительскую культуру у детей - членов кружка;

- развивать творческие способности, память, речь, воображение, логическое и творческое мышление каждого ребенка;

- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества;

- помогать школьнику чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, войти в художественный мир литературного создания;

- развивать артистические способности, культуру чувств.

Программа разработана с учетом трех основных компонентов деятельности современного педагога:

  1. Гуманизация педагогического процесса;

  2. Индивидуализация и дифференцированный подход;

  3. Демократизация, что предполагает дать возможность каждому ученику раскрыть свои природные способности, реализоваться в творческой деятельности, самоутвердиться как личность и член коллектива.

Самое главное для педагога в работе с детьми - умение направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощутили свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, радость от общения друг с другом.

Основные формы работы:

1.Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии, на соблюдение правильной интонации и т.п.

2.Языковой анализ художественного текста.

3.В творческой лаборатории писателя.

4.Глазами режиссера.

5.Индивидуальные занятия и др.

Данная образовательная программа включает в себя 2 раздела:

1 раздел. Звуковые образные средства русского языка.

2 раздел. Выразительное чтение, рассказывание, оценки актерских интерпретаций текста.

Отличительными особенностями данной дополнительной образовательной программы по сравнению с уже существующими образовательными программами является ее нацеленность на ознакомление учащихся с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих ее элементов, с одной стороны, и использование системы изобразительно-выразительных средств языка в собственном художественном исполнении литературного произведения, с другой стороны, что в итоге успешно формирует языковую компетенцию учащихся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы,- 14-15 лет.

Срок реализации программы- 1 год.

Форма и режим занятий: кружок, 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год).

В ходе реализации дополнительной образовательной программы обучающиеся приобретают следующие знания, умения, навыки:

*использовать систему изобразительно - выразительных средств языка;

*выявлять авторскую позицию, эмоциональную и смысловую основы литературного произведения;

*определять тональность чтения частей произведения, характер интонирования фраз;

*наблюдать за ритмикой стиха и расстановкой логических ударений;

*осознавать и чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста;

*сопоставлять образы, мысли, чувства художественного произведения с личным опытом;

*выразительно читать художественный текст (важны отчетливость произнесения слов, логические ударения, паузы, темп речи, соблюдение интонации и т.п.);

*соотносить характер чтения с жанром произведения и стилем писателя;

*оценивать чтение товарища и мотивированно высказывать суждение о нем;

*передавать своеобразие речи персонажа и авторской речи;

*соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретации художественного текста с авторской мыслью произведения.

Кроме того, программа кружка нацеливает учеников на овладение различными видами рассказа: воспоминание, размышление, рассуждение, импровизация по личным впечатлениям, по литературным источникам, рассказ от имени автора и от лица литературного героя, рассказ с заменой повествователя и др.;

пересказа: подробного, краткого, выборочного и др.

Ученик должен уметь выслушивать замечания и аргументированно отстаивать собственную интерпретацию авторского текста: суметь найти и оправдать интонации, темп рассказа, жесты и мимику, овладеть манерой повествования, способной заставить слушателей переживать, воспринимая то, что исходит от исполнителя.

Формы подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы:

1.Участие в школьных конкурсах чтецов различной тематики.

2.Проведение воспитанниками кружка различных концертов, праздничных мероприятий и т.п.

3. Организация выступлений участников кружка в различных концертах, представлениях и т.п.

4.Организация, проведение предметных недель и выступлений на них.

5.Выступление на городских и областных конкурсах чтецов.

6.Привлечение лучших воспитанников кружка к членству в жюри на различных школьных творческих конкурсах.



Учебно - тематический план

72 часа

I раздел (31 час)



Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических


Звуковые образные средства русского языка

31

18

13

1.

Звукопись

4

2

2

2.

Рифма

5

3

2

3.

Словесное ударение

3

2

1

4.

Интонация

5

3

2

5.

Логическое ударение

3

2

1

6.

Пауза

2

2

_

7.

Мелодика

4

2

2

8.

Разработка партитуры чтения как прием анализа поэтического произведения



5



2



3



I I раздел ( 41 часов)

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

Печатное и звучащее слово

2

_

2

2.

Выразительное чтение басен Эзопа, Лафонтена, И.А. Крылова, Ф.Кривина (на материале общего сюжета)



3



1



2

3.

Выразительное чтение как прием анализа стихотворений А.С.Пушкина



10



4



6

4.

Выразительное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова



4



2



2

5.

Выразительное чтение эпических произведений Н.В.Гоголя



4



1



3

6.

Выразительное чтение поэтической прозы И.С.Тургенева



4



_



4

7.

Выразительное чтение стихотворений Н.А. Некра- сова



3



1



2

8.

Выразительное чтение стихотворений И.А.Бунина

3

1

2

9.

Выразительное чтение рассказа М.Шолохова « Же-ребенок» как путь постижения психологизма героев и авторского повествования



3



_



3

10.

Выразительное чтение стихотворений и эпиграмм Роберта Бернса



3



1



2

11.

Конкурс чтецов и рассказчиков.

2

_

2

Всего часов 72 29 43







Содержание дополнительной образовательной программы « Художественное слово»



I.Звуковые образные средства русского языка.



1.Звукопись.

Звуковая речь как основная форма существования языка. Особенности звуковой организации художественного текста.

Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл, смысловая функция звукописи.



2. Рифма.

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости - ста расти). Усеченная рифма.

Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (пар-ные), перекрестные, кольцевые (опоясывающие).

Белые стихи. Рифмованная проза.

Строфа как объединенные рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (окта-ва).

3. Словесное ударение.

Особенность словесного ударения в русском языке( силовое, подвижное, свободное).Смысловая функция словесного ударения. Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный( ямб, хорей), трехсложный( дактиль, амфибрахий, анапест).



4.Интонация.

Интонация как ритмико–мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль( логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.

5. Логическое ударение.

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, в тексте.

Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтакси-ческих конструкциях ( конструкции с противопоставлением, конструкции – сравнения и т.п.)

Выделение логическим ударением нового понятия в тексте.

6. Пауза.

Пауза, ее смыслоразличительная роль. Паузы логические( смысловые) и психоло-гические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.). Особенности обозначения пауз в письменном художественном тексте.

7. Мелодика.

Мелодика речи как особенность интонационного рисунка речи. Способы графи ческого обозначения в письменном тексте движения голоса.

Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения; предложения с обо- собленными членами, с однородными членами, с обобщающим словом и без него и т.д.). Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы и анализ ме- лодической стороны художественного текста. Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста.

8. Разработка партитуры чтения как прием анализа поэтического произведения Разработка партитуры выразительного чтения поэтических произведений ( по выбору учителя и учеников) с использованием всех звуковых образных средств языка.

II. Выразительное чтение, рассказывание, оценка актер- ских интерпретаций текста.



1.Печатное и звучащее слово.

Чтение стихотворений советских поэтов о Родине, мире, земле, человеке ,( А.Твар-довский, Н. Рубцов, Н. Рыленков, А. Яшин, Р. Рождественский) и других по выбору учите- ля.

Определить и передать авторское настроение, тональность стихотворений. Воспроизвести рассказ о запомнившемся случае из жизни с сохранением в звучащем устном слове эмоционального напряжения, душевного состояния, размышлений по- вествователя. Чтение самостоятельно выбранных стихотворений о своем родном городе.



2.Выразительное чтение басен Эзопа, Лафонтена, И.А.Крылова, Ф. Кривина( на материале общего сюжета – по усмотрению учителя).

Отличие в чтении повествования и диалога. Пересказ басни с элементами устного

словесного рисования. Мотивированное оценочное суждение при сопоставлении иллюстраций художников к басням.

3.Выразительное чтение как прием анализа стихотворений А.С. Пушкина.

1). Сопоставление стихотворения «Кавказ» и фрагмента описания из «Путешествия в Арзрум» ( «Кавказ нас принял в свое святилище…»). Сложность изложения в пересказе со- держания лирического стихотворения, особенность пересказа описаний в эпическом произ- ведении.

Самостоятельно подготовить устные ( письменные) зарисовки состояния природы с выявлением настроения и личностного отношения к изображаемому( задания типа:

«Поразила меня стайка воробьев…», «Затаив дыхание, всматривался я в осеннее чудо», «При-смотрелся я и увидел, что листья…», « И потянулись на юг гуси…» и т.п.)

2).Выразительное чтение стихотворения – послания: « Пущину И.И.» ( «Мой первый друг, мой друг бесценный… »), « Товарищам», « Послание в Сибирь», « 19 октября 1827г.» ( « Бог помощь вам, друзья мои…»).

В чтении передать движение мыслей и чувств автора, конкретно – исторические и общечеловеческие начала в его лирике, оправдать интонацией эмоциональное состояние, обращенность поэта к конкретному лицу послания и ко всем читателям, слушателям стихотворения. Сравнение тональности посланий, способов выражения чувств поэта.

3). Выразительное чтение эпиграмм А.С.Пушкина с комментариями учителя: «Любопытный», «Сапожник», «За ужином объелся я…», « О муза пламенной сатиры…», « На Аракчеева», « Полумилорд, полукупец…», « Сказал раз царю, что наконец…».

Сохранить в чтении авторскую иронию. Научиться в лаконичной поэтической форме акцентировать слова поэта, создающие комический эффект.

Самостоятельно отобрать, выразительно прочитать эпиграммы М.Светлова, С.Маршака, обосновав их жанровую принадлежность. Рассказ о лицах, которым адресованы эпиграммы, с сохранением авторской интонации и отношения. Рассужде- ние учеников при сравнении поэтических эпиграмм и шаржей художников.

4). Конкурсное выразительное чтение лирики А.С.Пушкина и стихотворений советских поэтов об А.С.Пушкине ( «Венок поэту»).

В чтении раскрыть подтекст пушкинской строки, ее кажущуюся легкость и скрытую сложность и глубину. Мотивировать выбор стихотворения и исполнительскую интерпретацию. Составить рассказ – путешествие по адресам, связанным с именем А.С.Пушкина в Петербурге, Москве. Рассказать об улицах, площадях города, носящих имя поэта ( «Почему так названы…»).

4.Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий», «Три пальмы», «Воздушный корабль».

Интонационное своеобразие и единство лирики поэта. Музыка стиха. Сопоста- вление чтения стихотворения «Белеет парус одинокий» с его музыкальным воплоще- нием в романсе А.Варламова. Сравнение интонационного строя романса и стихотво- рения . Разработка партитуры чтения как прием анализа. Многоголосое чтение.

Рассказ об одном дне жизни поэта в Петербурге – 20 января 1837г. ( по матери-алам литературных источников).



5. Выразительное чтение эпических произведений Н.В.Гоголя ( « Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»).

Специфика чтения эпических произведений: описание, повествование и диалог. «Пространство» и « мыслеемкость» гоголевской прозы. Речь автора и речь героев. Слово учеников о полюбившихся произведениях Н.В.Гоголя с сохранением авторского стиля и оценки персонажей. Сконструировать диалог действующих лиц из «Повести о том, как поссорились…» и передать в нем иронию писателя и его отношение к происходящему. Чтение отрывка «Чуден Днепр…» с соблюдением интонационно – вы-разительных характеристик описания и авторского отношения к повествованию.

Подготовить и передать рассказы современников писателя о его жизни в Петербурге ( или других городах или краях) по материалам литературных источников.

6.Выразительное чтение поэтической прозы И.С.Тургенева: «Певцы», «Перепелка», «Голуби», «Мы еще повоюем».

Особенность чтения ритмической прозы И.С.Тургенева, ее образность, своеоб-разие описаний, эмоциональность словаря. Пересказ ( по выбору учеников) отрывка из «Певцов» с сохранением «большой пластичности» и «безукоризненного слога» писателя. Рассказ ученика от лица героя «Бежина луга» приключившейся « истории» с сохранением подтекста и авторского отношения. Рвзмышления учащихся ( устные и письменные заметки) при сопоставлении пейзажной живописи И.Крамского, В.Поле- нова и описательной манеры И.С.Тургенева. Сравнение настроения при чтении «Пев-цов» и прослушивания музыкальных картин из цикла «Времена года» П.И.Чайковско-го.

Описать ( устно) портрет одного из персонажей «Записок охотника» И.С.Тургенева.

Выразить в чтении динамику чувств поэта и объяснить их смену в стихотворении в прозе («Голуби», «Мы еще повоюем»).

7.Выразительное чтение стихотворений Н.А.Некрасова « В полном разгаре страда деревенская…», «Школьник», «Песня о труде», «Генерал Топтыгин» как путь открытия поэтического многоголосия в лирике поэта.

Особенность лирики Н.Некрасова, ее поэтическое многоголосие, напевность, звуковая выразительность стиха, близость к фольклорному творчеству.

Передать в чтении эмоции автора и чувства читателя настоящего времени, зву-ковую экспрессию стиха, участие автора в происходящих событиях и его отношение

к ним. Оправдать интонации для выразительного чтения монологов и диалогов. Словесное рисование портретов героев в стихотворениях Н.Некрасова. Составление кадров киносценария к стихотворению «Генерал Топтыгин». Инсценирование цент- рального эпизода стихотворения «Генерал Топтыгин».

8.Выразительное чтение стихотворений И.А.Бунина «Слово», «Листопад», «Раскрылось небо голубое…», «Перед закатом набежало…», «Первый утренник, серебряный мороз!»

Своеобразие поэтической интонации лирики И.Бунина.

Чтением стихов поэта подтвердить слова А.Блока: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви, поэт смотрит зор- ко и далеко, и красочные и звуковые впечатления его богаты». Составить устные словесные иллюстрации к одному из стихотворений И.Бунина. Передать в чтении неповторимость авторской интонации в стихотворениях «Листопад» И.Бунина, «Осень» ( «Унылая пора!...») А. Пушкина, «Есть в осени первоначальной…» Ф.Тютчева.

9.Выразительное чтение рассказа М.Шолохова «Жеребенок» как путь постижения психологизма героев и авторского повество- вания.

Сопоставить описание природы с совершающимися в рассказе событиями. Пе-ресказать эпизод « На переправе», сохранив интонационные особенности повествова- ния автора. Рассказ учащихся на тему «Война и жеребенок». Напомнить содержание

и озвучить внутренний монолог Трофима в заключительном эпизоде ( «…корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались…»), подчеркнув милосердное отношение красноармейца ко всему живому, что нуждается в защите и помощи. История жеребенка в рассказе Трофима и эскадронного. Рассказ учащихся о писателе М.Шолохове( по литературным источникам). Провести беседу за «круглым столом»: писатели мира о М.Шолохове – монологи о М.Шолохове( коллек- тивная работа учащихся по литературным источникам).

10. Конкурс чтецов и рассказчиков на темы: «Россия, родина моя», «Москва!..Как много в этом звуке…», «Я счастлив, что в городе этом живу…», «День Победы…».

Умение читать и рассказывать художественный текст с учетом его родо – жан- ровой специфики.

Самостоятельно отобрать для конкурсного чтения контрастные по содержанию, эмоционально – стилевой окрашенности стихотворения и отрывки из прозы. Суметь выбрать комплекс интонационно – мимических характеристик, тональность. Необхо- димые для выразительного чтения художественного произведения.



Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Коротко расскажем о нескольких видах занятий, к которым уместно обращаться, организуя работу над изобразительными возможностями русской речи в художест- венных текстах.

Система работы над интонацией.

В основе грамотно оформленной и выразительной устной речи как вида речевой деятельности, повышающего коммуникативную компетенцию, лежит интонация( от ла- тинского intonare - «громко произносить») – ритмико – мелодическая сторона речи, служащая средством выражения смысла, эмоциональной окраски фразы.

Основными элементами интонации являются:

1.Мелодика речи( повышение и понижение голоса);

2.Ритм речи( чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи);

3.Тембр речи( звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок);

4.Темп речи( скорость речи);

5.Интенсивность речи (сила и слабость звучания);

6.Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку).

Все эти важные интонационные признаки помогают точно передать смысл речи.

Таким образом, интонация как основа выразительной устной речи выполняет роль мощного средства изобразительности родной речи, придает ей неповторимый нацио-нальный колорит, музыкальность, осмысленность.

Практическое решение данной проблемы может быть осуществлено через исполь-зование системы упражнений.

На занятиях кружка «Художественное слово» можно использовать комплекс прие- мов, упражнений, игровых заданий, помогающий учащимся осознать важность интона- ционной стороны речи и научиться передавать ее смысл адекватным образом.

Комплекс дидактических упражнений можно разделить на несколько групп:

1.Задания, помогающие понять и осознать суть основных элементов интонации:

мелодики речи, ритма речи, тембра, темпа, интенсивности речи, логического ударе- ния.

- Сравните, например, мелодику повествовательного предложения ( Мы поедем сегодня в театр) и вопросительного ( Мы поедем сегодня в театр?).

- Определите, например, различие в значении выражений: мрачный голос, веселый голос, грустный голос.

- Произнесите пословицу «Жить - Родине служить» так, как будто вы

1) беседуете друг с другом в небольшой комнате, 2) призносите эти слова со сцены театра и хотите быть услышанными всеми зрителями.

Отработка всех этих важных интонационных признаков помогает точно передать смысл речи.

2. Работа со скороговорками.

Целью этих упражнений является отработка понятий « тембр речи», «темп речи».

- Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определенной эмоциональной ок-раской ( заданного тембра):

Проворонила ворона вороненка - а) пожалев вороненка, б) поругав ворону и т.п.

Отработка данных упражнений позволяет учащимся сделать вывод: чтобы верно вы- разить свою мысль, надо иметь хорошее произношение, владеть дыханием,

варьировать темп речи и тембр голоса.

3.Следующим этапом работы над интонацией является выразительное чтение стихотворной строки.

Цель работы - совершенствование умения варьировать тембр голоса в зависимости от речевой задачи. Эта работа подводит учащихся к выводу: чтобы передать нужную мысль, нужно хорошо знать читаемый, произносимый текст, а также уметь регулировать интенсивность речи, владеть тембром голоса.

4. Задания и упражнения, развивающие умения выражать свое настроение не только словом, но и мимикой, жестами, сопровождающими устную речь.

5. Задания, помогающие осознать роль знаков препинания в передаче авторской мысли и учиться правильно расставлять знаки препинания, читая их с соответству- ющей им интонацией.

6. Упражнения, обучающие находить основную мысль каждой строфы, произведе- ния в целом, для чего необходимо внимательно читать все произведение и каждое слово в нем.

7. Задания, формирующие ассоциативное, образное мышление, языковую догадку.

Данные дидактические упражнения последовательно и логично подводят учеников к выводу: владение интонацией - мелодикой речи, ее темпом, тембром, ритмом, а также логическим ударением; использование мимики, жестов, поз для передачи эмоциональных оттенков звучащей речи; умение найти и передать основ- ную мысль произведения, обобщив смысл составляющих его частей; умение выявить скрытый, спрятанный смысл метафорической, афористической речи - все это помога-ет найти и передать смысл сказанного или прочитанного ярко, образно, выразитель- но.

Языковой анализ текста.

Это серия занятий, которые посвящены анализу текста отдельного произведения

(реже двух в сопоставлении) с целью выяснения наиболее ярких образных средств, которые использованы автором. На занятиях кружка ученики постепенно знакомятся с наиболее употребительными языковыми приемами, использующими те удивитель- ные возможности , которые предоставляют разные уровни языка ( фонетическая система, словообразовательная, грамматическая и т.п.). Постепенно школьники овладевают комплексным анализом художественного текста. Структуру такого анали- за можно выразить в форме плана следующим образом:

- выяснение фонетико - интонационных особенностей текста, приемов звуковой его инструментовки;

- анализ экспрессивных средств словообразования;

- лексические образные средства;

- грамматические ( морфологические , синтаксические) средства усиления изобрази- тельности текста;

- особенности графического ( орфографического, пунктуационного) оформления текста

Завершающим этапом таких занятий обязательно должно стать выразительное чтение, с помощью которого ребенок показывает, как он понял произведение, мо- жет ли голосом, интонацией передавать замысел автора, языковой колорит, особый ритм и мелодику языка произведения.

В творческой лаборатории писателя.

Это занятия, построенные на наблюдении за тем, как выдающиеся мастера рус- ского слова работают над языком своих произведений, тщательно отбирая слова,

языковые конструкции. Сопоставительный анализ черновых вариантов рукописи и окончательного текста произведения наглядно показывают детям суть процесса совершенствования художественного текста, открывает истинный смысл выражения « муки творчества».

Глазами режиссера.

Это уроки - занятия, на которых идет работа над выразительным чтением художественных текстов, в том числе и драматических. Занятие можно провести и в форме репетиции инсценировки фрагмента спектакля. При этом тщательно отрабаты-вается интонация каждой фразы, обдумывается и « разыгрывается» каждая ремарка автора и т.д.

Подобные уроки можно проводить и в форме конкурса на лучшего чтеца. Лучшего режиссера – постановщика, лучшего актера, сценариста и т.п.

Таким образом, на этих занятиях с условным названием « глазами режиссера»

наблюдение за языком художественного произведения будет сочетаться с поисками наиболее точной и выразительной интонации, мимики, жестов, позы, которые помо- гут передать авторский замысел и собственное отношение к художественному созда-нию.

Слушаем мастеров звучащего слова.

На этих занятиях ребята слушают аудиозаписи произведений русской и зарубежной литературы в исполнении мастеров декламационного искусства и профессиональных актеров, смотрят фрагменты спектаклей и экранизаций, после чего обсуждают актерские трактовки произведений литературы,артистические находки.

Школа юного лингвиста – так можно называть уроки, на которых учащиеся будут знакомить своих товарищей с собственными находками, с результатом самостоятельно проведенного анализа языка художественного произведения ( или не- скольких произведений одного автора.

Сочиняем сами – условное название серии занятий литературного твор - чества учащихся. На таких занятиях школьники пытаются использовать уже изучен- ные языковые художественные приемы в своих собственных сочинениях разного жанра ( стихи, небольшие прозаические произведения и т.п.). Для критического (обя- зательно - доброжелательного! ) анализа на таких уроках можно брать литературные пробы сверстников, систематически печатающиеся, например, в местной молодежной газете, выпускаемой клубом «Никольский».

Содружество искусств.

Цикл занятий, на которых школьники рассматривают произведения литературного творчества в сравнении с произведениями других родов искусств ( живописи, графи- ки, музыки, хореографии, кинематографа и т.п.). Какими приемами пользуются писа- тель, художник, композитор при создании близких образов? Как взаимодействуют друг с другом основные роды искусств, какое влияние оказывают друг на друга? На эти непростые вопросы ищут ответ ученики на этих занятиях.

Несколько таких уроков могут быть посвящены знакомству с музыкальными произведениями, созданными на основе литературных поэтических текстов ( романсы, песни, арии из опер). Значительно обогатят знания ребят в области искусства и та- кие занятия, на которых идет сопоставление поэтического текста и произведения жи- вописи.

Вот только небольшой список таких произведений, где ясно ощущается внутрен нее сходство образов, настроений, созданных в одном случае средствами языка, в другом языком живописи ( в некоторых случаях это сходство объясняется тем, что одно произведение создано под непосредственным влиянием другого).

Ф.Рокотов. « Портрет А.С. Струйской» - Н.Заболоцкий. « Портрет» ( « Любите живопись, поэты…»).

В.Боровиковский. « Портрет Лопухиной» - Я.Полонский. « К портрету Лопухиной»

В.Суриков. «Утро стрелецкой казни» - А.Тарковский. « Петровские казни»

И. Айвазовский. «Георгиевский монастырь»( или другая картина) - Ф.Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…»

И.Шишкин. «Сосны, освещенные солнцем» - Н.Бальмонт. «Дюнные сосны».

И.Шишкин. «На севере диком» - М.Лермонтов. «Сосна».

А.Куинджи. « Ночь над Днепром» - А. Пушкин. «Полтава» (песнь вторая со слов « Тиха украинская ночь…») и др.







Список использованной литературы.

1.Львова С.И. Уроки словесности. 5 – 9 кл. М.: Дрофа, 1996г.

2.Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи.

«РЯШ», №3, 1996.

3.Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. Тверь: Мартин, 1995.

4.Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль: Академия развития, 1997.

5.Волина В.В. Игры в рифмы. С. -Пб.: Дидактика Плюс, 1997.







19


Учебный план по образовательной программе дополнительного образования детей « Художественное слово»
  • Русский язык и литература
Описание:

В педагогической практике особое внимание следует уделять такому виду речевой деятельности, как говорение, а именно развитию выразительности устной речи.

Это коммуникационное умение, наряду с другими, очень важно и актуально, ибо помогает искать и находить смысл слова, фразы, текста и в итоге обогащает и совершенствует устную, т.е. звучащую речь.

       В настоящий момент  проблемой остается недостаточная разработанность путей формирования выразительности устной речи учащихся.

       В то же время, чтобы достичь цели, поставленной обществом перед школой, а именно: « подготовить учащихся к жизни, научить их речевому поведению в различных условиях и ситуациях общения, применительно к различным сферам деятельности людей»,- каждый урок (занятие) сегодня должен быть средством общения, воздействия,  убеждения.

Автор Ефимова Наталья Львовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 645
Номер материала 23053
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓