Главная / Русский язык и литература / Учебный курс для 5 класса "Основы стихосложения"

Учебный курс для 5 класса "Основы стихосложения"





Рассмотрено на заседании методического совета

Протокол №1 от 28.08.2013г


Утверждено

Приказ по школе

_80/3 от 29.08.2013г









Рабочая программа

к учебному курсу «Основы стихосложения»

для 5 класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области

Павловой Галины Николаевны

Период реализации программы с 01.9.2013г. по 31.05.2014 г.





















1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей МБОУ ООШ

Программа направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов обучении литературной компетенции.

Основные цели обучения:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. развитие эмоционального восприятия поэтического художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

  3. формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  4. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,

  5. овладение предусмотренными ЗУН.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу поэтических произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  2. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения;

  3. свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений и согласно возрастному уровню;

  4. овладение способами свободного владения письменной речью;

  5. создание творческих работ.


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями).

Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

Приказ МБОУ ООШ от 28.08.2013 года №_75/1_ «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова»


Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Настоящая рабочая программа опирается на учебную программу по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2009.

Обоснование выбора авторской программы:

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Авторы программы избегают жесткой регламента­ции, предоставляя право творческому учителю опреде­лить, какие произведения следует читать и изучать, что читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.

Аннотации тем программы составлены так, чтобы учитель мог верно определить ориентиры, необходимые аспекты изучения произведения, подготовить план, кон­спект урока, найти оптимальные формы работы по изу­чению художественного произведения или творчества писателя.

Принцип концентризма, осуществляемый дан­ной программой, предполагает последовательное воз­вращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению.

Именно эта программа дала возможность создать дополнение «Основы стихосложения», которое способно углубить полученные знания и развить творческие возможности учащихся.

Место и роль учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение приобщает обучающихся к общечеловеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Учится целостному восприятию и пониманию художественного произведения, формированию умения анализировать и интерпретировать художественный текст, эстетической реакции читателя. Качество обучения непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитого художественного вкуса.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию текста учениками, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Этим целям подчинены структура и содержание программы курса литературы всех классов и данная программа-приложение.

В 5 классе формируется представление о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней организацией текста. Особенно сложными для понимания являются поэтические тексты, поэтому данная программа нацелена на обучение анализу поэтических текстов и развитие творческих способностей обучающихся.


Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа


Программа рассчи­тана на 0,5 часа в неделю, всего 17 часов.

Классные обучающие стихотворные работы – 2

домашние стихотворные работы – 2

объем творческих работ – произвольный

Формы организации учебного процесса

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование следующих форм уроков: урок-беседа, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок развития творческих возможностей и т.д.

Уроки предлагают сочетание различных видов деятельности школьника и учителя:

  1. Работа в классе (изучение теории, литературоведческий анализ поэтического текста, выразительное чтение, обсуждение прочитанного).

  2. Внеклассная работа (создание творческих работ, самостоятельное чтение и анализ предложенных текстов).

Технологии обучения:

Традиционные технологии

1. Объяснительно-иллюстративные т.о.(Я.Коменский)

Педагогические технологии на основе личностно - ориентированного педагогического процесса:

1.Педагогика сотрудничества (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский)

2. Гуманно – личностная (Ш.Амонашвили)

3. Уровневая дифференциация

4. Проблемное обучение

5. Здоровьесберегающие технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Основные виды устных и письменных работ.

Устно:

  • правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;

  • развернутый ответ на вопрос,

  • создание собственного текста;

Письменно:

  • письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра,

  • создание письменного оригинального произведения;

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

  1. Осознанное, творческое чтение поэтических художественных произведе­ний разных жанров.

  2. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  3. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  4. Анализ и интерпретация произведений.

Виды и формы контроля:

1.Написание творческих работ

2.Лингвистический анализ стихотворных текстов.



2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



Раздел

Кол-во

час

Содержание учебного материала

Требования

к уровню подготовки

по теме

Тематический контроль


Силлабическое стихосложение Стихосложение в УНТ

5

Понятие о силлабическом стихосложении Историческая песня. («Взятие Казани»,«Песня разинцев»)

Баллады. Особенности стихосложения. Работа с текстами («Мать-полонянка», «Мать не принимает беглого солдата»)

Былины. Особенности стихосложения. («Иван Гостиный сын»).

Календарно-обрядовые песни. Особенности стихосложения

Теория литературы: эпитеты, сравнения, гипербола, литота, олицетворение

Знать/понимать:

что такое УНТ, силлабическое стихосложение

Уметь:

осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение

Применять:

полученные знания на практике

Творческие работы

Силлабо-тоническое стихосложение

12

Понятие о силлабо-тоническом стихосложении

Понятие о стихотворном размере

Двустопные стихотворные размеры (ямб и хорей).

Трехстопные стихотворные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест). Форма и содержание – главный принцип построения строфы. Строфа. Назначение ее в произведении

Рифма и ее разновидности.

Средства выразительности языка. Тропы. Метафора. Метонимия. Звукопись (ассонанс и аллитерация). Стилистические фигуры речи (анафора и эпифора)

Знать/понимать:

что такое силлабо-тоническое стихосложение

Уметь:

- подготовить сообщения на теоретические темы

- осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и анализ предложенных текстов

Применять:

полученные знания на практике

Творческие работы







3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс 5, количество часов 17 при 0,5 часа в неделю


п/п

Тема

Кол-во часов

Формы контроля (с указанием количества часов)

1

Введение в стихосложение

1


2.

Силлабическое стихосложение. Стихосложение в УНТ

4

Творческие работы

3

Силлабо-тоническое стихосложение

12

Творческие работы



4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Знать, понимать:

  1. Видеть особенности языка художественной литературы.

  2. Знать различия стихотворной и прозаической речи.

Уметь:

  1. Уметь сознательно читать и пересказывать художественные произведения разных жанров.

  2. Писать творческие работы.

  3. Отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  4. Определять стихотворный размер и виды тропов и стилистических фигур речи.

  5. Владеть монологической и диалогической речью.

Применять:

  1. Высказывать свое мнение о прочитанном.

  2. Самостоятельно выполнять различные творческие работы


5. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Для учителя

  1. Турьянская Б. И., Холодкова Л. А. и др. Литература в 5 классе: Урок за уроком. – М., 2001. – 224 с.

  2. Литература 5-8 классы. Тесты / Сост. Н. Н. Коршунова-М.: «Дрофа», 1997 г.

  3. Материалы Интернет

Для обучащихся

  1. Лигвистические словари

  2. Тексты изучаемых художественных произведений

Средства обучения

  1. Компьютер

  2. Проектор





6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс 5

Количество часов в год 17

Количество часов в неделю 0,5


п.п.

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Дата фактического проведения урока


I четверть




1.

Введение в стихосложение.

1




Тема 1. Силлабическое стихосложение. Стихосложение в УНТ

4



1.1.

Понятие о силлабическом стихосложении. Стихосложение в устном народном творчестве. Историческая песня. Работа с текстом («Взятие Казани», «Песня разинцев»). Эпитеты, гипербола.

1



1.2..

Баллады. Особенности стихосложения. Работа с текстами («Мать-полонянка», «Мать не принимает беглого солдата»).

1



1.3.

Былины. Особенности стихосложения. Работа с текстом («Иван Гостиный сын») Сравнения, гипербола, олицетворение.

1



1.4.

Календарно-обрядовые песни. Особенности стихосложения. Работа с текстом.

1




Тема 2 Силлабо-тоническое стихосложение

12



2.1

Понятие о силлабо-тоническом стихосложении. Двустопные стихотворные размеры (ямб и хорей).

1



2.2.

Тренировочное занятие. Определение двустопного стихотворного размера.

1



2.3.

Трехстопные стихотворные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест).

1



2.4.

Тренировочные занятия. Определение трехстопных стихотворных размеров.

1



2.5.

Форма и содержание – главный принцип построения строфы. Строфа. Назначение ее в произведении

1



2.6

Нетрадиционные строфы.

1



2.7.

Р.р. Проба пера. Эсперименты со строфикой

1



2.8.

Рифма и ее разновидности. Определение типа рифмы.

1



2.9.

Средства выразительности языка. Тропы. Метафора. Работа с текстом. Проба пера

1



2.10.

Метонимия. Работа с текстом. Проба пера

1



2.11.

Звукопись (ассонанс и аллитерация). Работа с текстом. Проба пера

1



2.12

Стилистические фигуры речи (анафора и эпифора). Работа с текстом. Проба пера

1





Учебный курс для 5 класса "Основы стихосложения"
  • Русский язык и литература
Описание:

Учебный курс "Основы стихосложения" для 5 класса является продолжением уроков литературы и призван расширить знания обучающихся о технике создания стихотворения, средствах выразительности языка, анализе лирического произведения. Кроме того, данный курс ориентирован на развитие творческих способностей обучающихся, опирается на их возможности и личностные ориентиры.

Программа состоит из пояснительной записки, содержания, поурочного планирования и списка литературы для учителя и обучающихся.

Программа успешно опробована на экспериментальной площадке нашей школы. Продолжение данного курса - программа дополнительного образования "Любители словесносности". 

Автор Павлова Галина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 554
Номер материала 30905
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓