Главная / Начальные классы / Учебное пособие по чтению "Читаем правильно" ( 1 класс)

Учебное пособие по чтению "Читаем правильно" ( 1 класс)

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28










Учебное пособие по чтению

«Читаем правильно»

для учащихся первого класса








Баженова Лариса Александровна,

учитель начальных классов




















г. Березники, 2011

Пояснительная записка

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблему формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.

Только темп чтения вслух свыше 60 слов в минуту при чтении целыми словами предполагает возможность самостоятельного освоения текста на уровне мысли-вывода и дает основание вести ребенка к углубленному пониманию читаемого, поэтому в первом классе большое значение придается интенсивному освоению техники чтения. Чем лучше ребенок владеет навыком чтения, тем успешнее он справляется с учебной программой. При этом о сформированности навыка чтения можно говорить только в том случае, когда имеется единство четырех компонентов – сознательности, правильности, беглости и выразительности.

В тот период, когда ребенок хорошо овладел слоговым чтением и перешел к следующей ступени – слитному чтению, начинается угадывающее чтение: он заменяет или опускает отдельные части слова; как правило, начало слова прочитывается им, а конец – угадывается. Наибольшее количество ошибок встречается при чтении редко употребляемых слов и слов, имеющих сложную слоговую структуру (многосложных и со стечением согласных). Неправильное прочтение отдельных слов сказывается на понимании смысла прочитанных фраз и связного текста в целом.

Столкнувшись с такой проблемой на уроках чтения в первом классе, поставила перед собой цель: создать учебное пособие для учащихся, в котором основное внимание будет уделено формированию осознанности чтения и профилактике и коррекции чтения по догадке.

В данное пособие подобрала из имеющихся в педагогической практике материалов разнообразные занимательные упражнения таким образом, чтобы формирование навыков чтения проходило без насилия над учеником через развитие мыслительных процессов на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению с учетом возрастных психологических особенностей. Упражнения, объединенные в 12 занятий, рекомендуется выполнять последовательно и систематически. Все рисунки раскрашивают дети. Раскрашивание способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Пособие может быть использовано как для проведения групповых занятий, так и для индивидуальной работы в классе и дома с младшими школьниками общеобразовательных школ. В методическом плане предложенные материалы не представят затруднений не только для учителей начальных классов, но и для родителей первоклассников. Оформление соответствует СанПиНам.

С помощью активных действий со словом, предложением, текстом формируются и закрепляются конкретные читательские умения работы с ними, а также учебные способы. В процесс этих практических действий включается мыслительная деятельность (сопоставление, выводы, отношения – логическое мышление; воссоздание образных картин – образное мышление), творческая изобразительная деятельность, эмоциональная сфера ребенка. Такая работа вызывает у учащихся интерес, имеет зримый результат, обеспечивает процесс самоконтроля и обратную связь в системе «учитель – ученик».

Пособие экономично для тиражирования, так как выполнено в черно-белом варианте.





















Занятие 1

1. Прочитай слова и соедини их с соответствующими картинками:



лев


лес


лещ


hello_html_5d8ff3b1.gif

2. Образуй слова и составь словосочетания:

hello_html_5d8ff3b1.gifhello_html_m4c875412.gifhello_html_m3f37cec5.gifhello_html_m6e2c0f38.gifhello_html_31f66f33.gif
(лес)

нhello_html_m408e67fc.gifhello_html_m408e67fc.gifhello_html_m408e67fc.gifhello_html_m408e67fc.gifой

ная

ное

ные

воздух

опушка

озеро

ягоды




Устно составь предложения с каждым словосочетанием.


3. Прочитай текст:

Олесе семь лет. Она любит ходить в лес.
Лес встречает девочку пением птиц.
Летом лес дарит Олесе грибы и ягоды.

Найди и подчеркни слово лес.
Сколько слов у тебя подчеркнуто?


Прочитай толкование слов:

Бор – густой лес.
Роща – небольшой, чаще лиственный лес.


Прочитай текст еще раз, заменяя слово лес на слово бор (роща).

4. Раскрась:

ежа
белку
мухомор
бабочку

Обведи:

корзину
дятла
низкую ёлку
дупло совы



hello_html_m192955f1.gif


Занятие 2

1. Прочитай слова и соедини их с соответствующими картинками:


сом
сок
сор
соты
сова

hello_html_2f00bbec.gif





hello_html_m26c7a950.gif



hello_html_572c3a94.gif




hello_html_m7e663e40.gif


hello_html_1d631717.gif

2. Образуй слова и составь словосочетания:



hello_html_m4a13550f.gif

ный
ная
ное
ные


желе
дольки
сок
цедра

(лимон)





Устно составь предложении с каждым словосочетанием


3. Прочитай текст:
У Сани собака. Её зовут Соня.
Саня и Соня были в лесу.
Соня увидела сову. Сова сидела на сосне.
Соня хотела поймать сову. Сова сидела высоко, а собаки не умеют летать.

Саня зовет собаку. Пора идти домой. До свидания, сова!



Найди и подчеркни слово Саня (Соня).
Сколько слов у тебя подчёркнуто?
Придумай другое имя мальчику.

Прочитай текст, заменяя имя Саня на новое.
Придумай другую кличку собаке.
Прочитай текст, заменяя кличку Соня на новую.



4. Раскрась:

ошейник
воротник
карманы

Обведи:

сапоги
лапки совы
лапы собаки

Дорисуй:

поводок
пуговицы
дупло совы




hello_html_289065cc.gif



Занятие 3

1. Прочитай столбики слов:

рада
рады
рама
рамы
рана
раки
рано

сажа
сама
сами
сады
сало
сани
санки

ваза
вазы
вата
ваша
ваши
ванна
ванны

дама
дамы
дача
дата
даты
дачи
дары

2. Образую слова. Соедини эти слова с подходящими картинками:




hello_html_m68eee9ad.gifhello_html_m6a3872f5.gif

hello_html_79a76cbf.gif


hello_html_m441d7c7e.gifовый

овая

овые


hello_html_1ff8ffd1.gif

Устно составь с полученными словосочетаниями предложения

3. Прочитай текст, называя картинки.
Обращай внимание на окончание слов:

Даше подарили hello_html_489b272.gif.
Даша назвала его Хома.


Даша ухаживает за hello_html_489b272.gif. Она чистит клетку, кормит hello_html_489b272.gif орехами, зерном, овощами.
Даша рассказывает друзьям о hello_html_489b272.gif.

4. Обведи:


яблоки на яблоне
груши в корзине

Нарисуй:

два яблока под яблоней
три цветка на клумбе





hello_html_m5f57da34.gif





Занятие 4


1. Прочитай столбики слов:


маска
майка
манка
марка

кошка
корка
койка
кофта
коготь

лайка
лампа
лайка
ласка

лодка
ложка
лоток
локоть
лошадь

парта

паста

пачка

палка


репка

речка

рейка

ремень

решать

2. Образуй слова. Подбери к ним подходящие по смыслу слова. Соедини слова и прочитай словосочетания:






hello_html_m53b25df0.gifhello_html_28067d84.gifhello_html_587c311b.gifhello_html_1a52854d.gifhello_html_m46dd7746.gif

(гриб)



ная

ной

ное

ные

суп

леса

лапша

дождь

место

дожди

поляна

пюре


3. Прочитай название грибов:



опята
рыжик
лисички
поганка
мухомор
боровики
моховик
подосиновики
подберёзовики

hello_html_m4aaafacd.gifhello_html_42e00905.gifhello_html_3d207be1.gif

hello_html_618efcb9.gifhello_html_mff987c5.gifhello_html_m7afcb7a.gif

hello_html_57fa71.gifhello_html_m602d4981.gifhello_html_m878bb13.gif

Как ты думаешь, почему их так назвали?

Какие грибы нельзя есть?



4. Прочитай и реши задачу:

Ваня нашел в лесу две лисички, три масленка и один мухомор.

Сколько съедобных грибов нашел Ваня?




__________________________________________________________________________







5. Раскрась:



лисички

боровики

мухомор

hello_html_42e00905.gifhello_html_3d207be1.gifhello_html_618efcb9.gif

hello_html_m602d4981.gifhello_html_57fa71.gif

Нарисуй:


боровик справа от ёлки

мухомор слева от березы

опята на пеньке

подберезовик между березой и пеньком

hello_html_15352cdc.gifhello_html_cf1b108.gifhello_html_64a1766d.gif



Занятие 5


1. Прочитай пары слов:


сто – стог

сто – стоп

пар – парк

вол – волк

бор – борт

зуб – зубр

лис – лист





пол – полк

рос – рост

зал – залп

сор – сорт

кар – карп

шар – шарф

стол – столб



2. Разгадай ребусы:






hello_html_5c036829.gif


hello_html_79eaeb62.gif







hello_html_3cc86dd7.gif


hello_html_m3c5f246f.gif





_________________________________ __________________________________



_________________________________ __________________________________




3. Зачеркни лишнее слово в каждом предложении:


У Зои болит

зубр

.

зуб


В комнате стоит круглый

сто

.

стол


На столе лежит чистый

лист

.

лис


Бабушка вяжет шерстяной

шар

.

шарф



4. Прочитай предложение и ответь на вопросы:


Ваня нарисовал стол, а Галя нарисовала столб.


Как зовут детей?

Что нарисовали дети?

Кто нарисовал стол?

Кто нарисовал столб?


Катя купила шар, а Дима купил шарф.


Как зовут детей?

Что купили дети?

Что купил Дима?

Что купила Катя?





5. Нарисуй Кате шар, а Диме – шарф.


hello_html_m16e6b44e.gifhello_html_m3b019ec0.gif


Обведи:


бант

ремень

манжеты

Раскрась:


носки

карманы

воротники











Занятие 6

1. Прочитай пары слов


год – горд

мог – мозг

бас – барс

бор – бобр

кот – корт



пот – порт

ком – корм

тот – торт

жар – жанр

тир – тигр



2. Разгадай ребусы:



hello_html_6b4270ab.gif


hello_html_m24639a57.gif




3. Прочитай предложения. Найди и исправь ошибки.


Соне исполнился один горд.

В горах живёт снежный бас.

Бор плывёт по реке.

В парке открыли новый тигр.

Света катит снежный корм.






4. Прочитай текст:


У Ромы ракета. У Розы ракетки. Утром Рома и Роза играли с ракетой. Ракетой правил Рома, а Роза руководила игрой. Потом дети пошли во двор. Там они играли в теннис Розиными ракетками.

Рома и Роза друзья.


Как зовут детей?

Какая игрушка у Ромы?

С чем дети играли утром?

Во что дети играли во дворе?


Замени имена детей и прочитай текст ещё раз.


5. Назови картинки, которые ты видишь.

Сколько ракеток нарисовано?

В какие игры играют этими ракетками?


hello_html_m39e89b52.gif

Обведи ракету.


Занятие 7

1. Прочитай столбики слов:


сто

стог

стопы

столик

столбик

столовая

столетник

кар

карп

карта

картон

картина

карнавал

картофель

бас

барс

баран

бархат

баранка

барабаны

барсучата

вол

волк

волос

воланы

волосок

волынка

волнение


2. Образуй слова. Подбери к ним подходящие по смыслу слова.

Соедини слова и прочитай словосочетания:


hello_html_35aa6d3.gif


hello_html_m239d8eeb.gifhello_html_2f93340b.gifhello_html_6e3d3e8b.gifhello_html_2691a161.gif

(картофель)

ный

ная

ное

ные

пюре

суп

чипсы

запеканка


3. Зачеркни лишнее слово в каждом предложении:


У него румяный бок,

Что за чудо

коробок

!

колобок



У любого рыбака

В руках должна быть

уточка

.

удочка


У улитки

ложки

.

рожки


Растут понемножку.


А у нас который год


Крыса

в подполе живет.

Крыша



4. Прочитай текст:


Зимний день. Метет поземка. Воробей совсем озяб. Он подлетел к окну и заглянул в комнату. Там висела клетка с попугаями. Воробей вздохнул:

- Везет попугаям! Не знают они забот.

Воздух возле окна был теплее. Воробей согрелся и повеселел. Он вспомнил, что скоро наступит весна. Взлетит воробей высоко-высоко и радостно зачирикает, а попугаи ему позавидуют.


Хочешь повеселиться? Замени слово воробей на слово бегемот.

Прочитай текст ещё раз.


5. Рассмотри семью бегемотов.

Покажи маму.

Покажи папу.

Покажи малыша.


hello_html_5b1f64a5.gifhello_html_6016773d.gif


Обведи:


бусы

цветы

шляпы

портфель

Раскрась:


обувь

галстук

пустышку

погремушку









Занятие 8


1. Прочитай столбики слов:


красный

красная

красное

красные

красивый

красивая

красивое

красивые

громкий

громкая

громкое

громкие

грозовой

грозовая

грозовое

грозовые


2. Прочитай слова и соедини их с подходящими картинками:




рыжий


рыжая


рыжее


рыжие


hello_html_m455c4f20.gif

hello_html_m38896d1.gif


hello_html_1caed499.gif


hello_html_73031cb.gif


3. Закончи предложения подходящими по смыслу словами:



Слон большой, а цыпленок … .

Лев храбрый, а заяц … .

Чемодан тяжёлый, а сумочка … .






Дерево высокое, а куст … .

Река глубокая, а ручей … .

Дорога широкая, а тропинка … .

Чайник горячий, а мороженое … .


4. Прочитай текст:


Замела зима снегом лесные пути. На нём, как на бумажном листе, заметны следы обитателей леса. Вот лосиный след, а тут вороньи лапы нарисовали крестики. А заячьи следы самые запутанные. Они ведут от сосны к кустам, мимо осин, а потом – назад. Любит косой загадывать лисе загадки.

Уведут заячьи следы лису далеко в лес, а заяц тут под сосной сидит. Не узнает лиса, где его искать.


Найди и подчеркни словосочетания:

лосиный след, вороньи лапы, заячьи следы.


Прочитай текст еще раз, заменяя подчеркнутые словосочетания по образцу: лосиный след – след лося.







5. Обведи:


лисий хвост

заячьи уши

заячий хвост

лосиные рога


Нарисуй:


под ёлкой

вороньи следы

Раскрась:

вороний клюв







hello_html_m3bc2b698.gif









Занятие 9


1. Прочитай столбики слов:


сладкий

сладкая

сладкое

сладкие

прочный

прочная

прочное

прочные

волшебный

волшебная

волшебное

волшебные

воздушный

воздушная

воздушное

воздушные


2. Подбери подходящие картинки и закончи предложения:







Он упрямый как …



Он хитрый как …



Он преданный как …



Он могучий как …



Он храбрый как …


hello_html_m617c810b.gif





3. Прочитай текст и слова для справок:


Клава гуляла по парку и увидела … белку. Белка сидела на … ветке. Клава вынула из кармана … орехи и показала их белке. Та ловко спустилась с … ёлки и уселась на ладонь Клавы. Девочка погладила … белку. Белка схватила … орехи и унесла их в дупло.


Слова для справок:

еловой

рыжую

пушистую

высокой

кедровые


Прочитай еще раз, вставляя подходящие по смыслу слова.


4. Соедини слова с соответствующими частями картинки:


беличий

беличье

беличьи

беличья


hello_html_367b7d46.gif


Занятие 10


1. Прочитай слова и соедини их с подходящими картинками:


длинная

модное

шерстяной

ситцевая

полосатые

теплый

широкие

джинсовое

вязаный

нарядное

летняя

вельветовые


hello_html_57924a05.gif


2. Соедини словосочетания по образцу:


а)

стакан из стекла

юбка из шёлка

гвоздь из железа

ручки из пластмассы

кораблик из бумаги

б)

бумажный кораблик

стеклянный стакан

пластмассовые ручки

шёлковая юбка

железный гвоздь


3. Прочитай предложения, называя картинки:

Коля забил

hello_html_m1449ded7.gif

.

По ручью плывет

hello_html_5b578068.gif

.

Марина погладила

hello_html_m1163d7e4.gif

.

Светлана налила сок в

hello_html_73ac849.gif

.

Полина купила разноцветные

hello_html_m1b03e815.gif

.

Прочитай предложения ещё раз, вставляя вместо картинок подходящие по смыслу словосочетания из задания 2 (сначала смотри пункт «а», затем пункт «б»).

4. Прочитай письмо Незнайки. Найди и зачеркни ошибки:

Здравствуйте, ребята!

Я расскажу о том, как прошел мой день.

С утра я сделал вечернюю зарядку. Надел красивый шерстяной костюм из шёлка и отправился в школу. Когда я шёл мимо берёзовой рощи, в которой росли дубы, то увидел длиннохвостого зайца. От неожиданности я чуть не выронил свой кожаный портфель из бумаги. А заяц перепрыгнул через асфальтированную дорожку из песка и скрылся в роще.

Прочитай исправленное письмо.



Занятие 11


1. Догадайся, какие получатся слова:



у

по

вы

пере

hello_html_28695199.gif

(шёл)

у

по

вы

пере


hello_html_54313fc3.gif

(бежал)

у

по

вы

пере



hello_html_41b99813.gif

(плыл)




2. Прочитай слова и соедини их с подходящими картинками:



шла


шёл


шли


нашёл


нашла


нашли


пошла


пошли


пошёл


hello_html_7229b735.gif


hello_html_71ca6d1f.gif


hello_html_m1133eed6.gif







3. Прочитай текст, вставляя подходящие по смыслу слова:


Я по лесу … . Я грибок … .

Дальше в лес … . И тропинку … .

По тропинке … . Прямо к дому… .

Вокруг дома … . Никого там не … .

В дом … . К вам … .



4. Прочитай слова и соедини их с подходящими картинками:





переходит


перебегает


переплывает


переползает


перелетает


перепрыгивает


hello_html_m90b4f8e.gif

hello_html_m36d4bf10.gif


hello_html_df78dd8.gif


hello_html_m15161a3c.gif


hello_html_350435ab.gif

hello_html_af5f2e0.gif


Занятие 12


1. Прочитай столбики слов:


зашил

зашьёт

зашила

зашивает

зашивают

вышил

вышьет

вышила

вышивает

вышивают



2. Прочитай слова и соедини их с подходящими картинками:



зашивает

вышивает

подшивает

пришивает


выливает

наливает

поливает

переливает


hello_html_m1d9b1271.gifhello_html_13db0139.gifhello_html_m56ab597b.gif

hello_html_m3a7b939e.gifhello_html_m3585613.gif

hello_html_m78f2cac1.gifhello_html_577287cf.gif



3. Прочитай столбики слов и замени слова по образцу:


пришёл – ушёл

прилетел –

приехал –

приплыл –

приполз –

упал – встал

нашёл –

молчит –

лежит –

промок –


4. Прочитай стихотворение, вставляя подходящие по смыслу слова:



Что ни делает Федот,

А сестра – наоборот.


Вот Федот домой приходит,

А Анюта вдруг … .


Стоит дверь ему закрыть,

Тут же надо ей … .


Шкаф решил Федот придвинуть,

А Анюта – … .


Разозлился наш Федот –

Сделал сам наоборот.


Только Аня бант завяжет,

Тут же он его … .


Кофе Аня наливает,

Брат сейчас же … .


Ящик Аня выдвигает,

Федот сразу … .


Удивляется народ –

Всё в семье наоборот.

И решили брат с сестрой

Помириться меж собой,

Помогать друг другу стали

И ругаться перестали.


Вместе бабочек ловили,

А потом их … .

Вместе весело кричали,

А потом вдруг … .


Список литературы

1.Аким Я.А.Буква за буквой. – М.: Просвещение, 2004.

2.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

3.Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 2001.

4.Гаврина С.Е. Играем в слова. – Ярославль: Академия развития, 2004.

5.Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. – М.:Книголюб,2005.

6.Николаева Т.В. Дидактические игры и занимательные упражнения при обучении шестилетних детей. – Йошкар-Ола: Идел-Пресс, 2003.

7.Максаков А.И. Учите играя. – М.: Просвещение, 2003.

8.Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение,2002.

9.Топоркова И.Г. Вместе учимся и вместе играем. – Ярославль: Академия развития, 2005.




Учебное пособие по чтению "Читаем правильно" ( 1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 В настоящее время возникла огромная проблема формирования и привития интереса к чтению. И дети и взрослые предпочитают краткое изложение какого-либо произведения или просмотр учебного фильма.

Данное пособие разработано и составлено исходя из своего педагогического опыта. Я стараюсь формировать осознанное чтение, корректировать чтение по догадке.

В учебное пособие включены материалы, которые вкючают в себя занимательные упражнения, обучающие.

Данное учебное пособие может быть использовано родителями, на групповых  , индивидуальных занятиях.

Автор Курдюк Надежда Георгиевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 554
Номер материала 17919
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓