Главная / Обществознание / Учебно - исследовательская деятельность

Учебно - исследовательская деятельность

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках истории и обществознания.

(из опыта работы учителя

МКОУ Нижне – Нарыкарской средней общеобразовательной школы

Октябрьский район, ХМАО – Югра

Максимовой Елены Владимировны)


Новая концепция исторического образования заставляет по – новому строить школьному учителю педагогический процесс. Школьный учитель должен помочь стать молодому человеку патриотом, носителем ценностей гражданского общества и осознавать свою сопричастность к историческому наследию. Нынешнего школьника, завтрашнего молодого человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, толерантность и социальная адаптивность к общественным изменениям, новый тип функциональной грамотности. Проектная и учебно – исследовательская деятельность являются одним из методов, призванного решить задачу формирования социально – значимых качеств современного школьника. Сущность и ценность проектов и научных исследований заключается в том, чтобы школьники при решении любого социокультурного вопроса могли выстроить собственную траекторию движения. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. В век становления информационного общества особенно важно пробудить в учениках активного исследователя. В настоящее время большинство педагогов ставят своей целью формировать исследовательские умения учащихся, по мнению автора данной статьи, этого недостаточно.

Исследовательская деятельность выступает как творческий вид познания, а творческая деятельность как разновидность труда часто остаётся за бортом преподавательской деятельности. Поэтому считаю, что наиболее важным на сегодняшний день является формирование обоих видов творческой деятельности: исследования и проектирования.

Цель моей педагогической деятельности заключается в создании благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.

Требовать от школьников творчества, но не учить ему является пустой тратой времени. Ученик учится обманывать учителя и приносить сообщения из Интернета, тем самым имитируя творчество. Исследовательская деятельность позволяет развивать у школьника умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме, различные технологии развивающего обучения. Внеурочная исследовательская деятельность – это исследовательские конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, элективные курсы, исследовательская и творческая работа.

С 2002 года я занимаюсь исследовательской деятельностью с учащимися нашей школы. Для построения алгоритма исследовательской деятельности пришлось изучить много литературы по современным образовательным технологиям и опыт работы в этом направлении других учителей. В результате был выстроен следующий алгоритм работы:

  1. Выбор темы исследования и определение его типа.

  2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной темы.

  3. Изучение личной значимости этой проблемы для ученика, распределение задач исследования.

  4. Поиск информации и изучение литературы по намеченной теме.

  5. Выстраивание траектории исследования для каждого ученика.

  6. Промежуточные обсуждения полученных данных.

  7. Презентация (защита) исследования или оформившихся проектов.

  8. Коллективное обсуждение и выводы.

Удалось выработать и требования к результатам исследовательских проектов. Метод исследовательской деятельности учащихся особо актуален для учащихся 9-11 классов, ученики данных возрастных границ обладают большим потенциалом знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной научной работы (сбор информации, её осмысление, анализ и собственная интерпретация).

Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

  • представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);

  • выполняются в едином стиле (итоговый доклад должен соответствовать общепринятым требованиям научной работы);

  • содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;

  • должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе или нести другую практическую значимость.

В 2002 году наша исследовательская деятельность началась в рамках окружного конкурса «Архивы нашей памяти». Совместно с руководителем школьного краеведческого музея был составлен план работы для учащихся, вскоре появилась исследовательская работа «Преемственность поколений в нашей школе». На муниципальном уровне данная работа получила призовое место в номинации «Педагогические династии» и вышла на региональный уровень. В 2004 году с урока истории по теме «Коллективизация и индустриализация» стартовала научно – исследовательская работа «Приговорённые выжить ...». Успешная презентация перед ученической аудиторией позволила нам поучаствовать в 2005 году в международном конкурсе «Судьба человека». Научно – исследовательская работа вошла в число лучших работ. К юбилею Великой Победы на уроке истории ХМАО-Югры был запущен проект «Детскому труду в годы войны – Слава!», так появилось несколько исследовательских работ, посвящённых героическому труду бабушек и дедушек одиннадцатиклассников. Благодатной почвой для исследований выступает региональная история. Воспитывая не просто толерантность в отношениях русского населения и коренных жителей, а показывая уникальность и самобытность этого народа, учащиеся начинают ценить культуру народов Севера, с особым интересом изучать прекрасный мир Югры. Научно – исследовательская работа «Святилища и святые места ханты и манси деревни Нижние Нарыкары» позволила её автору стать неоднократным призёром и дипломантом конкурсов от муниципального уровня до Всероссийского и продолжить образование на историческом факультете Сургутского государственного университета.

( Продемонстрировать компьютерную презентацию данной работы)

Для подготовки и стимулирования учащихся к исследовательской деятельности на уроке я использую исследовательские игры, проблемное обучение. Излюбленный всеми учителями метод эвристической беседы также актуален при подготовке школьников к учебному исследованию. Именно в беседе может возникнуть интерес учащегося к предмету исследования. Однажды на уроке обществознания в 8 классе разгорелась дискуссия о политической активности современной молодёжи. Управляя ходом дискуссии, учителю удалось выделить несколько тем для научного исследования. Работа закипела. Учителю предстояла задача выстроить траекторию исследования каждого ученика. После публичной презентации своих исследований на уроке - конференции ребята решили продолжить работу, но уже над проектом. Так из проблемного вопроса к теме урока была организована большая исследовательская работа учащихся и создан проект по созданию ученическое движения «Смена». Вскоре нам представилась возможность отправить данный проект для участия в региональном конкурсе социальных проектов, посвящённых вопросам избирательного права. Авторы проекта и руководитель были удостоены Диплома I степени.

(Продемонстрировать компьютерную презентацию)

Привлекая учащихся к исследованию нужно понимать, что провести исследовательскую работу и стать автором учебного исследования сможет не каждый ученик, а вот к творчеству способен каждый. Здесь очень важен дифференцированный подход и знание учителем классификации творческих работ.

Классификация творческих работ учащихся:

1.     Реферативные. Особенно подчеркиваю это название - не просто реферат, а реферативная работа. Ведь рефератом можно назвать и краткое изло­жение в письменной форме содержания одной работы. Реферативная работа подразумевает не просто осмысление существующего текста, а  преобразование информации и создание нового текста.

Особенности реферативной работы:      

  • это творческая работа, написанная на основе нескольких научных и литературных источников;

  • она предполагает сопоставление данных разных источников;

  • главной целью реферативной работы является представление максимально полной информации по избранной теме.

2.     Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе проведения эксперимента. Носят скорее иллюстративный характер, т.к. результат заранее известен. Учащиеся только самостоятельно трактуют особенности результата в зависимости от изменения исходных условий.

3.     Описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны, но здесь не выдвигается гипотеза. Главная цель - фиксация результата сбора данных.

4.     Проектные - творческие работы, связанные с планированием и достижением заранее спланированного результата или «конечного продукта»

5.     Исследовательские.   Особенностью таких работ является отсутствие результата, его некоторая неопределённость. Эти работы можно назвать самыми сложными, т.к. они вбирают в себя практически все виды ранее названных:

  • это творческие работы, имеющие полученный с помощью научной методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления; 

  • исследовательские работы обязательно включают реферативную часть;

  • результатом исследовательской работы может стать оформление проекта.

Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

1.     Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.

2.     Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. ее целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

Данный вид деятельности часто называют научно-исследовательской, но она имеет ряд отличий от научных исследований. Главной целью в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным является получение учащимся субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного учащимся.

Почему особенно важно знать и понимать сущность каждого типа творческой работы? Очень часто происходит подмена исследовательской работы реферированием, особенно в начале исследовательской деятельности.

Попробуем выявить основные отличия исследования от реферата.

Во – первых, обратимся к этимологии данных терминов:

  • «исследование» - это, что – то извлечённое из следа, т.е. восстановление некоторого порядка вещей по каким – либо признакам;

  • «реферат»- реально существующее знание, готовое для деятельности объектами.

Во – вторых, при исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, особенно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках выполняется и исследовательская и реферативная работа.

В – третьих, это сущностная сторона исследовательской и реферативной деятельности. При исследовании суть работы состоит в том, чтобы сопоставить данные первоисточников, дать их творческий анализ для логического выстраивания новых выводов. При реферировании ни в коем случае не должны отражаться субъективные взгляды на изучаемый вопрос и даваться оценка тексту. Цель реферата состоит в том, чтобы обратить внимание на какие – то новые сведения и определить насколько целесообразно обращение к изначальному тексту.

Суть реферативной работы заключается в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих определённую проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нём нет развёрнутых доказательств, сравнений, суждений, и он не даёт ответ на вопрос о том, что нового содержится в тексте. Реферат может быть одним из этапов исследовательской деятельности, но нив коем случае не должен её подменить.

В заключение, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день организация учебно – исследовательской и проектной деятельности – это сфера большого творческого поиска учителем новых форм и приёмов работы; это сотворчество учителя и ученика, формирование зарождающихся новых субъектных отношений, присущих новой школе. Особо актуальны приёмы и методы проектов и исследований при системно – деятельностном подходе. hello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gifhello_html_5cc8fa15.gif

Учебно - исследовательская деятельность
  • Обществознание
Описание:

з опыта работы учителя

 МКОУ Нижне – Нарыкарской средней общеобразовательной школы

Октябрьский район, ХМАО – Югра

 Максимовой Елены Владимировны)

 

Новая концепция исторического образования заставляет по – новому строить школьному учителю  педагогический процесс.   Школьный учитель должен помочь стать молодому человеку патриотом, носителем ценностей гражданского общества и осознавать свою сопричастность к историческому наследию. Проектная и учебно – исследовательская деятельность являются одним из методов, призванного решить задачу формирования социально – значимых качеств современного школьника. Сущность и ценность проектов и научных исследований заключается в том, чтобы школьники при решении любого социокультурного вопроса могли выстроить собственную траекторию движения.

Автор Максимова Елена Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1207
Номер материала 52333
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓