Главная / Начальные классы / Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы "Обучалочка"

Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы "Обучалочка"

hello_html_m695a8987.gifhello_html_mc0b7ae2.gif

Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы

Обучалочка






Разработали : Магамадова О.Ю. ЧУШСР «Альтер»

Смеян Е.Ю. КГУ Гимназия №1











Караганда 2014

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие предназначено учителю 1 класса в целях оказания методической помощи по организации, отбору материала и построения уроков русской грамоты на материале новых учебников Павленко В.К.; Абеновой Т.К. «Букварь» (часть 1) и Павленко В.К., Касымовой Р.Т.«Родное слово» (часть 2). Основной целью первого года обучения является формирование навыков чтения, письма, развития речи на уроках «Грамоты».

Особенностью уроков является реализация основных принципов реформированной «Учебной программы общеобразовательной школы» (1-4 классы):

1) интегрированность содержания обучения чтению и письму на едином уроке «Грамота»;

2) дифференцированность содержания обучения - чтения и письма в рамках единого урока «Грамота»;

3) модульная структура урока грамоты, позволяющая реализовать интегративно-дифференцированное содержание обучения чтению и письму;

4) двухуровневость программного содержания - обязательный, минимальный уровень (содержание для всех учащихся) и возможный, максимальный, уровень (для учащихся с высоким, уровнем подготовки к школе), в соответствии с которым в разработках урока предлагается система разноуровневого объема текстов - упражнений обязательного и творческого уровня. В разработках обязательный общеобразовательный уровень дан без особых обозначений, а максимальный уровень указан как «Возм. уровень». Учителю предлагается выбрать возможный объём материала для своего класса.


Использованная литература

В предлагаемых разработках уроков реализован материал «Букварь» (Павленко В.К., Абенова Т.К.), а также учебных, пособий учебно-методического комплекса (УМК) для 1 класса: «Спутник Букваря», (Абенова Т.К., Альмуратова А.П.): «Раздаточный дидактический материал к букварю» (Павленко В.К., Абенова Т.К.); «Азбука в картинках» (Павленко В.К., Васютина Е.Н.). Прописи № 1,2,3 (Лосева Е.М., Сухотина Е.В.); «Занимательная азбука «(Павленко В.К., Кожушко М.Ф.); «Касса букв, слогов и схем для звукового анализа » (Лосев Е.М., Сухотина Е.В.)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД - 10 час

Урок 1.

Тема урока: Моя Республика - Казахстан.

Цель урока: познакомить с государственной символикой (герб, гимн, флаг; обогатить словарный запас (страна, Республика, Казахстан, флаг, герб, Президент);

познакомить с букварем, прописями.

Оборудование: символы Казахстана, букварь, прописи, «Спутник букваря», презентация «Моя страна».

Развитие речи.

1.Слово учителя: поздравление с первым днем учебы, чтение послания Президента первоклассникам; рассказ о Республике Казахстан, наглядный показ государственных символов: флаг, герб (рассматривание их в букваре)

2.Беседа;

-Как называется страна, где мы живем?

- Как называется наш город?

-Как называется столица Казахстана?

-Рассмотрите флаг Республики Казахстан. Какой цвет у государственного флага? ( голубой ). Что напоминает нам голубой цвет? (море и небо). Голубой цвет - это символ справедливости. -Что нарисовано на флаге (солнце). Посмотрите, лучи у солнца как зерна колоса пшеницы. Хлеб- это богатство страны, источник жизни. Золотистый казахский орнамент по левому краю говорит об уважении к национальным традициям.».


D:\Desktop\flag.gif


D:\Desktop\Gos_simvolika_RK.pngD:\Desktop\2847.jpg













-Почему на флаге изображен орел? –

-Это гордая и свободная птица, как наша страна. Орел - зоркая птица, он может заметить врага и дать ему отпор.

-Рассмотрите герб Казахстана. Какую он имеет форму? (круга)

-Круг это символ вечности, жизни. В центре герба- купол юрты (шанырак) - символ домашнего очага, мира. Посмотрите, от центра по всему кругу герба расходятся жерди юрты (уык) ,как лучи солнца ,как светлый путь народа.

На гербе изображены скакуны–тулпары. Конь- это символ силы ,могущества народа. А золотые крылья тулпара признак богатства и изобилия.

На рогах у тулпаров семь выступов - это семь поколений, память народа о своих предках (до седьмого колена).

В верхней части герба - пятиконечная звезда как символ открытости наших сердец народам других стран (пяти континентов).

-О чем говорит голубой и золотистый цвет герба. Золотой цвет -это ясное будущее народа. Голубое небо – чистый и светлый путь народа.

- Какая мелодия исполнялось во время торжественной линейки ? (Гимн Республики Казахстан.)

- Как надо слушать Гимн? (Стоя)

-Гимн исполняется тогда, когда происходят важные события в жизни страны.

-О чем рассказывает Гимн?

-О победе над врагами, уважении к своим героям, о казахской степи ,о дружбе, о единении..

-Сегодня тоже очень ответственный день - вы стали первоклассниками.

Письмо.

Рассматривание прописи (широкая и узкая строка, которые отмечаются точками).

Выполняется упражнение по раскрашиванию флагов (Пропись 1,с.2;)

Показ рабочей строки, обозначение точками верхней и нижней линии, письмо прямых линий с соблюдением интервалов.

Развитие связной речи.

Целевая установка: уметь слушать текст, отвечать на вопросы, составлять устный рассказ на основе личных впечатлений.Слушание стихотворных текстов А.Барто «В первый раз», М.Боролицкой «Первоклассник». Ответы на вопросы по тексту:

-О каких правилах поведения в школе узнала первоклассница ?

-А знаешь ли ты, как зовут учеников в твоем классе?

- С кем ты уже успел познакомиться ?

- Сколько учеников в классе?

-Есть ли дети с одинаковыми именами?

Составление устного рассказа «Как я готовился к школе» ( возможный, максимальный уровень): Расскажи, как ты готовился сегодня к школе. Кто помогал тебе собраться в школу «как на праздник»? Кто радовался вместе с тобой?

Уроки 2-3

Тема урока: Речь. Предложение.

Цель урока. 1)обогатить словарный запас, развивать связную речь учащихся по лексической теме «Город. Правила дорожного движения» (обязательный, минимальный уровень); «Село. Как мы отдыхали на Жайляу» (возможный уровень);

2) научить слушать речи и членить ее на предложения;

3) дать понятие рабочей и нерабочей строки в прописях, рисовать с учетом широкой и узкой строки;

4) уметь слушать и отвечать на вопросы по тексту, составлять связное высказывание по картинке.

Наглядное оборудование: картинки с изображением транспорта, светофора; схемы предложений разных по интонации; знаки препинания на карточках ;презентация «На дороге малыши»

1.Развитие речи. (показ презентации) http://s40dndz.klasna.com/uploads/editor/1741/92405/sitepage_145/images/pdd_stend.jpg

1)Слово учителя о правилах перехода улицы на перекрестке. (слайд1)

2)Беседа «Умеем ли мы переходить улицу» (использовать картинки, иллюстрирующие городскую улицу .транспорт). (слайд 2-9)http://www.shkola-48.ru/data/objects/318/images/4.jpg

Активизация в беседе слов пешеход, пешеходная дорожка, светофор, перекресток, транспорт; усвоение правил перехода на перекрестке (.слайд 10-15)

3) Рассматривание картинки букваря ( с.6),составление рассказа «Случай на перекрестке»,(слайд 16)

4) Возможный уровень: слушание стихотворения Д.Чиарди «О том, у кого три глаза (см. «Спутник Букваря»,с,8-9) Ответы на вопросы по содержанию стихотворения: Какой глаз говорит «иди»? Какой просит подождать? Какой глаз приказывает стоять? А ты выполняешь команды светофора? (слайд17)

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2013-02/1361540682_k9qracy3rty.jpg

Анализ звучащей речи. Слушание речи учителя. Вычленение из речи предложений, разных по интонации. Наблюдение за интонацией предложения, постановка соответствующего интонации , знака препинания в конце предложения

Учитель знакомит детей со знаками препинания:

-У нас сегодня в гостях значки -речевички. (вывешиваются картинки речевичков)

-Они знают с какой интонацией произносятся предложения .Вот этот речевичок- точка -умеет рассказывать (показывает точку).Вот этот речевичок – вопросик , всегда спрашивает (показывает вопросительный знак). А вот это речевичок- восклицалочка, умеет только приказывать, требовать, восклицать (показывает восклицательный знак).

- Послушайте, как я говорю. Какие значки-речевички помогают мне обозначить интонацию предложения? Каждое предложение нарисую с помощью схемы из полосочек , первое слово в предложении будет отмечено вертикальной чертой- hello_html_be44cf6.png . hello_html_be44cf6.png ? hello_html_be44cf6.png !

-Вы подходите к перекрестку.(Учитель рисует схему и прикрепляет к доске карточку с изображением точки).

-Стойте! Смотрите !Там светофор! (Рисуется схема предложения, в конце предложения ставится восклицательный знак).

-Какой горит глазок? Красный! (Рисуется схема, ставится вопросительный знак)

-Стойте! (восклицательный знак).

-Зеленый? Идите!

Ответы учащихся на задание учителя:

-Какой знак ты выберешь, если нужно спросить (?), рассказать (.),приказать (!).

Выполнение упражнений с помощью схем предложения. Рассматривание сюжетной картинки «Случай на перекрестке». Составление предложений и схем.

-Кто переходит улицу! Дети переходят улицу. Иди! Переходи улицу!

Самостоятельное составление предложений по схемам ( см.в букваре):

- Кто переходит улицу? Мальчик переходит улицу. Горит зеленый свет? Горит зеленый свет. Иди!

Подготовка к письму.

1 .Составление предложений из двух трех слов и рисование в тетрадях схем предложений, связанных со словами «светофор, перекресток, пешеход»

2.Рассматривание и раскрашивание светофора (С.4.Пропись 1)

3.Письмо прямых наклонных палочек (бордюров, узоров).

4)Развитие связной речи

1) Слушание стихотворения К.Чуковского «Тараканище» (см.Спутник букваря). Ответы на вопросы. Расскажи ,как ехали звери? Почему они испугались Таракана? Знаешь ли ты стихотворение К. Чуковского, в котором звери покорились «козявочке» и сдались без боя?

- А кто же спас всех зверей от Таракана?

2.Чтение наизусть строфы из стихотворения по схемам (см.упражнение в букваре):

http://img-fotki.yandex.ru/get/3301/mvoronets.38/0_20084_1a370469_XL

Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперед.

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

Цель данной работы : обратить внимание детей на членимость речи. Произнося слово текста, учащиеся фиксируют его с помощью схемы или картинки, замечают остановки (паузы) между произносимыми словами и предложениями. Учителю рекомендуется обратить внимание детей на знаки в конце предложений.

Возможный уровень: Работа над загадками: кто больше всех знает загадок о транспорте? (используются загадки из «Занимательной азбуки» Павленко В. К., Кожушко М .Ф.):

I)Несется и стреляет, 2)Это конь не ест овса,

Ворчит скороговоркой, Вместо ног - два колеса,

Трамваю не угнаться Сядь верхом и мчись на нем,

За этим тараторкой. Только лучше правь рулем,

(мотоцикл) (велосипед)

3)По асфальту едет дом, 4)Чтобы я тебя повез,

Ребятишек много в нем, Мне не нужен овес.

А под крышею дуга, Накорми меня бензином.

Ток бежит по ней всегда . На копыта дай резины.

(трамвай) Побежит...(автомобиль)

Работа по картинкам букваря «Жайляу» «Как мы отдыхали летом» относится к возможному уровню , однако сильным учащимся может быть дано индивидуальное задание: составить рассказ по картинкам букваря, придумать предложения,нарисовать соответствующие им схемы:

-Кто купает коня?

- Кто скачет на коне?

-Кто кормит ягнят?

-Кто пьет чай?

- Сколько детей? (Трое) .

-А почему на столе две пиалы?(второй гость подошел когда стол уже был накрыт, девочка как гостеприимная хозяйка налила сначала гостям, а себе принесет пиалу позже).

- Что пьют дети ?(чай, кумыс, шубат и др.)

Слушание стихотворения Нурхана Жанаева «Шубат» («Спутник букваря»,с. 11):

Что за вкус и аромат -

В пиалы разлит шубат

Слаще меда щубат

Хочешь есть - поешь шубат,

Хочешь пить - попей щубат,

Так в народе говорят

Шубат - напиток, приготовленный из верблюжьего молока, очень питательный

густой и сытный, утоляет одновременно и голод и жажду.

Урок 4

Тема урока: Слово.

Цель урока: 1 )знать и уметь выделять слова из предложения, графически обозначать их; определить количество свои в предложении; 2)обогатить словарный запас и решить связную речь на материале лексической темы «Птицы- уметь классифицировать птиц по признаку их обитания (домашние- дикие); 3) рисовать с соблюдением рабочей строки, писать элементы букв (прямая палочка, линия с закруглением); 4) уметь составлять рассказ по картинкам с развивающимся сюжетом.

Наглядное оборудование:1) картинка с изображением домашних и диких птиц; 2) схемы слова, предложений, презентация «Птицы Казахстана»

1 Развитие речи. Обогащение словарного запаса по теме «Птицы», презентация «Птицы Казахстана»

1. Игра «Доскажи словечко» .Задание: прослушать стихотворение и досказать последнее слово, найти картинку с изображением названной птицы и рассказать , где она живет (на доске дано изображение птиц: дятел. петух, сова, гусь, фламинго, беркут, удод)

а) В лесу под щебет и под свист б) Очень, очень я горжусь.

Стучит лесной телеграфист; . Что не утка я, а ... (гусь).(слайд2)

"Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись: ...(дятел) (слайд1)

в) Встает на заре, поет во дворе, г) Угадайте, что за птица:

На голове гребешок. Света яркого боится.

Кто же эта? (петушок) Клюв крючком, глаза пятачком.(слайд4)


Ушастая голова.

Кто же это? (сова)(слайд3)


Какие отгадки остались - без загадки ?(слайд 5-9)


http://dskv906.mskzapad.ru/images/users-files/tpavlienkova/3577.jpg

2. Игра «Отгадай ,кто это». Задание: описать птицу и по признакам назвать ее. Например; а)Эта птица очень красива .У нее нежно- розовое оперение, длинная шея, длинные ноги. Она живет на озере и умеет спать на одной ноге. Утром, когда встает солнце, эти белые птицы кажутся ярко- розовыми (фламинго).

б) Эта птица- хищник. Она очень крупна. Охотится на лис, мелких зверьков, птиц. У неё серое оперение, клюв крючком. Иногда охотники приручают птицу, используют как своего помощника, при охоте (беркут).(слайд 10-13)

2.Анализ предложения.

1..Классификация птиц по признаку дикие- домашние .(Слайд 14)


http://s44.radikal.ru/i103/0902/71/4b3081e0bd6a.jpgКартинки с изображением птиц распределяются в зависимости от того, кто живет во дворе, а кто в лесу и поле. Ученик прикрепляет картинки с изображением двора или леса (поля) и произносит вопросительное предложение, сопровождая его схемой.( Кто живет во дворе? Кто живет в лесу ?) Подобную работу можно провести по картинкам букваря (с.8).Дети называют слово, учитель чертит на доске его графическое обозначение, располагая их в том же порядке, что и в букваре : орел, петух, утка, удод, гусь, а затем классифицировать слова по признаку «домашняя или дикая птица». Далее предлагается составить предложение с одним из слов, например утка: Утка плавает в пруду. При составлении схемы обратить внимание на то, что первое слово в начале предложения отличается графически от всех остальных слов в том же предложении. Называется «маленькое» слово и подсчитывается количество слов в предложении.

Анализ предложения: Сколько слов (полосочек) в предложении? Назови первое, второе... Составь предложение со словом гусь. Найди в предложении слово (полосочку)- гусь. Замени его другим словом.

2.Возможный уровень: Составление предложений по опорным словам (см, упражнение под голубой линией). Рассмотри картинки; кто кому звонит по телефону? Составь предложение. Нарисуй его схему.(Бегемот звонит фламинго. Морж звонит мартышке ). Сколько слов? Какое слово общее в предложениях? (звонит)

Подготовка к письму –пальчиковая гимнастика.

Письмо элементов букв : линии с закруглением внизу, волнистые линии. На доске дается образец написания линий, обращается внимание, как нужно делать закругления. Сравниваются прямая линия и линия с закруглением (Прописьс,7).

2.Раскрашивание гномика. Комментирование в процессе раскрашивания (какую деталь одежды каким цветом следует раскрасить у гномика (с.8).)

Индивидуальное задание (возм.уровень) : рисование и раскрашивание осенних листьев, зонтика от дождя и др. рисунков.

Развитие связной речи . http://mundoencantado.info/mundo_disney/historia_da_branca_de_neve_%204.gif

Возм.уровень: слушание чтения ( «Спутник букваря» ) сказки Гримм « Белоснежка и семь гномов» с целевой установкой : подготовить к пересказу сказки. Предварительные вопросы: -Какой вы подставили себе Белоснежку? Ее лицо? Волосы?

- Почему гномики так полюбили Белоснежку?

-Чем она им понравилась?

Перескажите сказку. Попробуйте нарисовать Белоснежку.

2.Работа по картинкам в букваре (с.9 )

- О ком рассказали нам картинки ? Назови слово и придумай с ним предложение .

( Гном). Гном крепко спит. http://cdn04.cdnwp.thefrisky.com/wp-content/uploads/2012/07/24/dwarf_happy.jpghttp://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=167390986-46-72&n=21

Белоснежка нашла гномика.

Гномы привели Белоснежку домой.

Нарисуй схемы предложений. Составление рассказа по картинкам.

5 урок

Тема: Слог . Ударение.

Цель урока: 1)обогатить словарный запас учащихся по теме "Дикие животные»;

2)знать и уметь членить слово на слоги, определять ударный слог;

3) письмо коротких и длинных линий с закруглением внизу;

4) уметь составлять рассказ по картинкам с развивающимся сюжетом.

Наглядное оборудование: ударные молоточки, слоговые схемы с ударением; картинки с изображением животных .Презентация «Животные жарких стран».

1.Развитие речи

1. Игра «Кто больше знает животных жарких стран» (кенгуру, зебра ,бегемот, жираф и др.)

Работа над загадками о животных. Отгадку найти среди картинок, помещенных на доске.

Составление предложений со словами, обозначающими животных, рисование схемы (2-3 предложений),определение количества слов в предложении, нахождение первого и последнего слова, постановка знака препинания в конце предложения.

http://www.reflexionblog.de/wp-content/uploads/2012/05/Tiger-Portrait.jpghttp://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=270561826-07-72&n=21http://21.imagebam.com/download/t8t8Rk4ksoSqjZSaiu5uXA/12816/128154678/nature_01.jpghttp://img705.imageshack.us/img705/809/springboknamibia.jpghttp://msk.forum.motolodka.ru/att/f1/105118_5673.jpghttp://im0-tub-kz.yandex.net/i?id=191934526-58-72&n=21http://statics.trikky.ru/trikkyru/wp-content/blogs.dir/1/files/2011/09/%D0%BA%D0%BE%D0%B0%D0%BB%D0%B0.jpghttp://kolyan.net/uploads/posts/2010-07/thumbs/1279193275_000.jpg

2.Анализ слова

Слушание слов и деление их на слоги . Для анализа рекомендуются односложные слова- тигр, кот, лев ; двусложные- лиса жираф, зебра; а также трехсложные- крокодил, кенгуру (см«Букварь» с. 10).

1)Учитель произносит слова по слогам, рисует схему слова и делит ее на слоги ( полосочка, разделенная на части вертикальной чертой). При работе над слогом следует обратить внимание детей, что в слове столько частей, сколько раз мы открывает рот при произношении слова. Для контроля дается слово, учащиеся делят его на слоги : Сколько частей в слове? Какая первая часть? Какая вторая часть? Части, на которые можно разлепить слово, называются слогами. Произнесите слово и послушайте, на сколько слогов можно разделить его? Сколько слогов может быть в слове?.

2)Упражнение «Кто здесь лишний». Дается задание: найти картинку с изображением животного, которая оказалась « лишней» по количеству слогов в слове. Среди картинок с изображением волка, тигра и лисы находится «лишняя картинка» - лиса двусложное слово.

3) игра «Позови слово». Наблюдение над произношением ударного и безударных слогов. Какой слог выделяется с большей силой и более протяжно? Слог, который произносится с большей силой и более протяжно называется ударным. Над ним фея-волшебница ставит своей палочкой знак ударения. Учитель показывает значок ударения нал слоговой, схемой, Учащийся с помощью «волшебной» палочки показывает на ударный слог и «зовут»слово произнося его. Для закрепления навыка слогоделения используется известный методический прием: «подставь руку под подбородок: сколько раз подбородок коснётся руки столько и слогов в слове».

Учитель объясняет что в слове должно быть только одно ударение, что неверно поставленное ударение меняет смысл слови : замок-замок.

Игра «Оживи слово». На доске различные слоговые схемы без ударения. Учитель создает игровую ситуацию: «Однажды пронесся, над лугом сильный ураган и сорвал все ударения со слов. Завяли, засохли названия цветов. Кто им поможет? Волшебная фея -ударение и та спряталась от урагана. Придется звать на помощь Айболита с его молоточком.

- Я произнесу названия цветов, которые поникли без ударения, а доктор Айболит стукнет своим молоточком по ударному слогу. Учитель называет слова, учащиеся делят их на слоги и при произнесении ударного слога ударяют молоточком.

Возможный уровень . Самостоятельная работа по букварю: http://static.kspu.ru/web/images/2013/07/01/0d32c719cbf84407a51c388e73e9f934/pozdravlyaem_medium.jpghttp://www.gigart.ru/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360842559_ukaiy0x1mp9qvek.jpeghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/255/73255036_mak.jpghttp://im4-tub-kz.yandex.net/i?id=83233787-29-72&n=21

Рассмотри цветы в букете (с. 10), назови сначала односложные (мак),потом двусложные (роза, ирис ,астра) и трехсложные (ромашка, василек) .Нарисуй цветок и слоговую схему соответствующую данному слову, если слоговая схема будет правильной, мы поставим цветок в вазу.

Подготовка к письму пальчиковая гимнастика.

1.Письмо коротких и длинных линий с закруглением внизу. Учащиеся обводят линии по точкам ,а затем пишут их на свободных строчках.

2.Обводка и раскрашивание цветов (см.Пропись № 1,с,10 - 11,)

Развитие связной речи

Рассматривание сюжетных картинок (букварь,с.11). Составление по ним связного рассказа, озоглавливание рассказа про девочку ,которая не послушалась маму , побежала за бабочкой и заблудилась, и про орла, который унес девочку. Каков же конец этой сказки? Можно дать детям возможность самим придумать концовку сказки до ее чтения.

Слушание сказки по «Спутнику Букваря»(с 18-21).

-Чем же закончилась история девочки и орла в швейцарской сказке?(Нашел девочку Аквилу в гнезде орла один храбрый юноша и женился на ней. Спустились они с гор и стали жить в селе. А орёл не забывал девочку, прилетал к ней нянчить её детей.)

http://redbookvo.volgawetlands.ru/redbook/A115/A115_big.gif

3. Возможный уровень. Составление предложений по схемам (см. упражнение,с.11) Жила-была девочка. Однажды девочка пошла на луг. Там она увидела бабочку Девочка побежала за бабочкой. При работе над составлением предложений обратить внимание учащихся на начальную конструкцию предложения жила-была ,с которой начинаются обычно сказки.

4. Возможный уровень.. Пересказ сказки, ответы на вопросы. Почему орел пощадил девочку, когда принес ее в своё гнездо? (Потому что она не испугалась птицу, обняла ее)

-Как орел баловал свою названую дочь?(Приносил разную еду, одежду).

-Сдержала ли Аквила свое слово не забыть доброты орла? (Сдержала, не позволила юноше убить орла).3а что была награждена Аквила? (За благородную память: она не забыла любви и заботы орла ставшего ей отцом).













Уроки 6-7

Тема: Звуки речи.

Цель урока: 1)обогащение словарного запаса учащихся по теме «Что растет в лесу? Кто живет в лесу?»

2) научить определять количество и последовательность звуков в слове, фиксировать их в звуковой схеме; «читать» звуковую схему;

3)Записать линии с закруглением внизу и вверху;

4) уметь составлять рассказ по сюжетным картинкам к сказке А.Линдгрен «Малыш и Карлсон».

Наглядные пособия : звуковые схемы, картинка с изображением леса; «звуковички» в виде стрекоз у которых на крылышках нарисован квадратик доктор Айболит (картинка или кукла).Развитие речи

Игра «Идем в лес за словами».Учитель предлагает рассмотреть картинку с изображением леса и « отправиться в поход за словами» с условием : что не заблудится в лесу тот, кто правильно ответит на вопрос и назовет слово по его слогам. Кто живет в лесу? Ли-са, мед- ведь , жук, ко-мар , дя-тел и др. Что растёт в лесу? Гри-бы, гриб,я-го-да, лист , о-рех ,шиш –ки, кедр, клёст, брус-ни –ка, е-же-ви-ка . Учитель обращает внимание детей, как нужно заботиться о тех, кто живет в лесу, быть внимательными к каждому дереву и кустику.При определении ударного слога используем молоточек илиназывая ударный слог,ученики могут хлопать в ладоши.

Составление предложений с «Найденными в лесу» словами , запись схемы предложения на доске, анализ предложения : Сколько слов? Какое слово первое ? второе? третье? Сколько в слове слогов?

2.Звуковой анализhttp://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=114316444-57-72&n=21

Игра «Послушай звуки леса» Учитель предлагает учащимся вслушаться в тишину леса и рассказать о звуках которые они «услышали» .(Вот закуковала кукушка, засвистал чиж. С шумом пролетел шмель. Зашуршал в траве ежик .)Учащиеся называют отдельные звуки, которые они слышат в воображаемом лесу , выбирают звуковичек в виде стрекозы и прикрепляют его к доске. Как много звуков живет в лесу ! Как много звуков услышали дети в лесу?

Как хорошо гулять в лесу!

Кричим друг другу мы (ау)

Кукушка плачет на суку (ку-ку)

Змеиный слышен тихий свист (с-с-с-с)

Шуршит сухой опавший лист (ш-ш-ш-)

Шмели в лесу жужжат (ж-ж-ж-)

Моторы тарахтят в дали (р-р-р)

А ёжик фыркает , ворчит (фр-фр)

А дятел –санитар стучит (тук-тук)

Но не только в лесу, поле, на улице живут звуковички. Учитель сообщает детям, что. «звуковички» живут и в словах которые мы произносим. Он просит внимательно послушать ,как произносится слово ЖУК. Протянуть звук, с которого начинается слово. Первый звук выделяет и закрепляется в виде квадратика в схеме .Далее выделяется второй ,третий звук и каждый из них фиксируется в виде клеточки .После составления звуковой схемы можно проконтролировать, слышат ли дети каждый звук в слове: Назови сколько звуков в слове. Какой последний? Второй? Первый?

2 .Работ а по картинкам букваря, и анализ звуковых схем слов :пень, орех, лист, шишка, грибы.

- Какие звуковички живут в этих словах? Звуковые схемы рисуются на доске, указывается слоговая граница в виде вертикальной черты. Слова «прочитываются» по количеству звуков в схеме с ориентировкой на слог и ударение. Например, к трёхзвуковой схеме подбираются слова - жук, сук, лук, пень, лень, день, лось и др ,к четырехзвуковым -лист, куст, мост и др. При определении количества звуков в словах и их последовательности учитель использует различные игровые ситуации .например :


Вылетели однажды звуковички слов ЖУК и ЛИСТ из своих звуковых домиков, а вернулись после прогулки и не найдут свои звуковые домики. Помоги им. Где живет слово ЖУК? А где звуковой домик слова ЛИСТ?


Возможный уровень.

Самостоятельная работа по картинкам букваря ( с,12); найди трехзвуковые, четырехзвуковые, пятизвуковые слова; «прочитай» их по клеточкам (мак рак; рыба гриб ;сосна белка).

Игра «Лев и мышка».На доске начерчены звуковые схемы слов лев и мышка и лиса : Жила-была в лесу серая маленькая Мышка. Она жива в большом доме, а большой Лев жил в маленьком домике. Найдите их домики и объясните почему у Мышки большой домик , а у Льва – маленький. А маленькая Лягушка дразнила большого льва за то , что у него такой домик. А какой домик у Лягушки? Как ты думаешь? Каких еще зверей можно поселить в эти звуковые домики?

Методические указания к проведению звукового анализа. При звуковом анализе следует соблюдать алгоритм:

А) Произнеси слово и послушай себя

Б) Протяни и выдели первый звук.

В) Протяни (или повтори) второй звук и т.д. до конца слова. Обозначь его в звуковой схеме.

Г) Определи количество звуков и их последовательность в слове, раздели слово на слоги , найди ударный слог. Проверь себя: сколько звуков, сколько слогов .

Д) Проверь( «прочитай»), получилось ли слово.

При звуковом анализе анализируются в составе слова : сонорные, шипящие, свистящие выделяются приемом «протягивания» ,а мгновенные, взрывные - приемом повторения или нажима - «интонационного выделения» .Составленная звуковая схема «прочитывается», к ней подбираются новые слова, звуковой состав которых совпадает с анализируемым словом.

Для объяснения понятия «звук» можно использовать титульный лист букваря: рассмотрите рисунки :гномик играет на рожке, гремит гром, дети разговаривают, шумит листва. Что мы слышим? Звуки окружающего мира. Дет разговаривают. Это тоже звуки, но звуки нашей речи , которые тоже складываются в слова. Каждый звук в слове занимает определенное место. Изменим звук в слове – изменится и значение слова.

3.Подготовка к письму

1 .Рисование звуковых схем к картинкам: часы, печь, желудь, цветок. (Пропись 1,с.13).

2.Письмо линий с закруглением внизу и вверху, также овалов.

«Письмо» элементов в воздухе, а затем в прописи.

3. Возм.уровень

Индивидуальная работа : линии с петлей вверху и внизу (с. 13),

рисунки кораблика, волны, подбор слов по одной тематической группе (лодка, парус, море, корабль ,матрос) составление слоговых и звуковых схем данных слов.

Развитие связной речи

1 Рассматривание картинок в букваре (с1З). http://im6-tub-kz.yandex.net/i?id=103709600-48-72&n=21

Беседа по картинкам о героях Малыше и Карлсоне:

-Кто изображен на первой картинке?

-Почему Малыш грустит?

-Почему не играет в игрушки?

-Кто прилетел к Малышу?

-Каким вы представляете себе Карлсона ?

-Почему мы весело смеемся. когда он ест варенье?

-О чем рассказала нам третья картинка?

какой день родители принесли Малышу щенка?

- Обрадовался ли Малыш?

-А Карлсон ?

-Почему он улетел?

-Тебе жаль Карлсона?

- Как бы ты поступил на месте Малыша?

Возм.уровень.

  1. Слушание чтения отрывка из произведения Л Линдгрен «Малыш и Карлсон» (см. «Спутник букваря»,с.22-23).Пересказ отрывка.2

  2. )Самостоятельная работа. Составление предложений по схемам (см.с.13)

  3. Жил-был Малыш .У него были конь , мяч, пушка. К Малышу прилетел Карлсон . Папа и мама подарили Малышу щенка.






Урок 8

Тема : Гласные звуки

Цель урока: Обогатить словарный запас по теме «Наши игрушки»;

2)различать гласные звуки в слове , фиксировать их в звуковой схеме: « читать » схему, ориентируясь на гласные звуки в словах:

3) писать полуовалы, предметы с полуовалами;

4) Уметь составлять описание «Моя любимая игрушка»

Наглядные пособия: звуковые схемы, красная фишка для обозначения гласного звука ; картинки с изображением игрушек, «звуковички» с красными крылышками ,доктор Айболит, Веселый художник с красной краской.

1 .Развитие связной речи

Учитель вводит в игровую ситуацию : Любите ли вы играть? У каждого из вас есть дома игрушки. Но какая-то из них самая любимая. Попробуйте , не называя игрушки ,сейчас так рассказать о ней, чтобы мы сами догадались и назвали её. Учащиеся описывают игрушку не называя ее признаки , рисуют схему слова на доске.

Например: Моя самая любимая игрушка: круглый ,красно-синий, резиновый (мяч).Слово вписывается в виде схемы - полосочки на доске.

Составляется звуковая схема слова ;

Возм.уровень: творческое сочинение (устно) «Моя любимая игрушка»,

2.Звуковой анализ слова. http://im6-tub-kz.yandex.net/i?id=397061206-53-72&n=21

1 Введение термина ГЛАСНЫЙ звук. Звуковой анализ слова МЯЧ. Учитель обращает внимание учащихся на произношение звуков в слове: Кикой звук произносится свободно? Ничто ему не мешает: ни язычок, ни губы ,ни зубы. Это ГЛАСНЫЙ. Его узнал «звуковичок» с красными крылышками и сел на звуковую клеточку. Звук (А),которому соответствует вторая клеточка, закрашивается красным цветом (или закрывается красной фишкой).

2.Звуковой анализ слов: шар ,машина, мишка, собака (см. «Букварь» с. 14). Учащиеся произносят слова, находят гласные звуки и закрывают их красными фишками «звуковичками» в схемах. Определяют слоги, ударение. Наблюдают сколько в слове красных фишек, столько и слогов.

«Чтение» звуковых схем с ориентировкой на красные (гласные) звуки:

мишка, шишка, кошка, мошка; лапа, вата, жаба и др.

3.Игра «Найди, где живут звуковички-гласные звуки.»

Жили-были гласные-звуковички . Они любили петь. Но однажды другие звуки приказали звуковичкам :сиди тихо . И спрятались звуковички в звуковом домике. Найди их в звуковой схеме слова, открой их окошки в домике, и ты услышишь, как гласные запоют от счастья.

4.Возм.уровень: Самостоятельная работа но нахождению гласного в схемах слов (букварь.с. 15) мак, мяч, торт, терка, груша, клюшка,

5) Возможный уровень. Задание по пособию «Раздаточный дидактический материал к «Букварю»: «чтение » звуковых схем с ориентировкой на гласные (с.4).Учитель сообщает ,что к детям пришел в гости Веселый художник и принес красную краску .Этой краской он раскрасил некоторые квадратики в звуковых схемах. Какие же звуки раскрасил художник? Только те, при произнесении которых воздух свободно проходит через горло, не встречая на своем пути преграды. Звуки [а ], [у ]о), [ы ], |и), [э ] - это гласные звуки.

Подготовки к письму

  1. Рассмотреть картинку в прописи «Из чего можно сварить компот» с. (17)

  2. Найти схемы к словами ; малина, вишня, клубника, абрикос ,огурец. Обозначить в схемах гласные звуки. Ответить на вопросы: Где тут фрукты? Где овощи? Из чего варят компот?

2.Письмо полуовалов. Рисование предметов с полуосями (листик, месяц и др.) в свободных строчках прописей.

3. Возм.уровень: самостоятельное письмо элемента рисунков (желудь, яблоко, солнышко) (с. 18-19).

Уроки 9-10

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки

Цель урока: 1) обогатить словарный запас учащихся па теме «Мир вокруг нас»;2) различать гласные и согласные, знать и распознавать в словах мягкие и твердые согласные, способы фиксации их в схеме; 3) писать овал, полуовал, слева направо и справа налево; 4) составлять связное высказывание на заданную тему по опорным словам.

Наглядное оборудование урока; синие и зеленые фишки, картинки с изображением стрекоз, у которых или синие, или зеленые крылышки («звуковички»).

Развитие речи.

Игра в «словечко»: выбери пары слов, которые различаются звуками. Объясни значение слов. От какого звука зависит значение слов рад- ряд, лук-люк, мышка-мишка, кон-конь? Какими звуками различаются слова?

[Р]-[Р],[Л]-[Л],[М]-[М],[К]-[К].

Мы открыли в погреб люк

И достали горький лук.

Петя был сегодня рад,

Не подвел свой первый ряд-

Мальчик мал, но очень мил,

Он водичкой руки мыл .

Убежала в норку мышка.

Спать залег в берлогу мишка


2.Возм.уровень,Составление предложений со словами мебель, моль , уголь. (На доске лежит мел . Пальто съела моль. Мы привезли уголь и насыпали его в угол .). Составление схем предложений. Постановка вопросов к словам. Что лежит на доске? Кто съел пальто? Кто привез уголь? Что насыпали в угол? Какими звуками различаются слова?


Звуковой анализ слов

Составление звуковых схем слов (с. 16,17) по выбору учителя .Введение термина СОГЛАСНЫЙ звук. Xарактеристика звука : произносится через преграду (мешают зубы, губы, язык), мягко или твердо (характеристика по наличию или отсутствию голоса не дается). Обозначение согласных в схеме: синий или зеленый квадратик.

2.Введение терминов ТВЕРДЫЙ и МЯГКИЙ согласный. Учитель показывает детям картинки с изображением «звуковичков» . Это Том- у него синие крылышки. А это Тим .У Тима -зелёные крылышки. .А почему у них разного цвета крылышки? Ведь они так похожи друг на друга! Послушайте, как звучат их имена Тим -Том. Разные гласные И и О. А согласные? Слушаем ещё раз: ТИМ- ТОМ. Первый согласный МЯГКИЙ, а второй- ТВЕРДЫЙ.

http://static.smeha.net/s/otkrytki/fOXXtkJUsOeZOlN.jpg

2.Звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными. А теперь Тим и Том помогут нам найти твердые и мягкие согласные в словах, для которых мы составим звуковые схемы. Составляются звуковые схемы к словам «люк-лук, кит-кот, мышка- мишка, луна- лимон. Обозначаются гласные, слоговая граница ,ударение. Вычленяются последовательно согласные, фиксируются с помощью синих и зеленых фишек. «Звуковички» помогают понять смыслоразличительную функцию согласных. В звуковой схеме слова МЫШКА первую клеточку занял синий «звуковичок». Учитель обращает внимание детей на то, как изменится смысл слова, если вместо синего «звуковичка» в клеточке окажется зеленый. Что же произойдет со словом? Прочитаем его по схеме: МИШКА. Мышка превратилась в мишку. Вот что значит для слова твердый или мягкий «звуковичок».

3. Рассматривание картинок букваря : Веселый художник снова пришел к нам в гости. Но на этот раз он принес синюю краску .Какие клеточки он закрасил синей краской? Как называются эти звуки? А какие звуки закрасил его брат Зеленый фломастер? Выдели из слов твердые и мягкие согласные :луна- люди, бусы-бисер ,робот –ребус

«Чтение» звуковых схем с твердыми и мягкими согласными .На доске ряд картинок с изображением:1)КИТ- КОТ 2) СОЛЬ -СОМ 3) ГИРЯ –РЫБА4)ЛЮК –ЛУК. Учащиеся составляют звуковые схемы к словак: выделяют звуки приемом протягивания звука или его повторения: К-К-К-ИТ (рисуют первую клеточку), К-ИИИТ (рисуют вторую), КИТ-Т-Т (рисуют третъю ). После составления звуковой схемы определяется качество звуков гласный (красный), мягкий согласный –зеленый ,твердый -синий цвет клеточки. Составленные звуковые схемы предлагаются к «чтению» : учащиеся «читают, ориентируясь на гласные и твердые или мягкие согласные.

Возм.уровень: Игра «Звуковички»: учитель читает словам учащиеся определяют твердость или мягкость последнего согласного в слове ,демонстрируя, какие из «звуковичков» живут в произносимом слове : если твердые -синий квадратик, если мягкие -зеленый: сюн-конь,куль- коль, ось- нос; мел-мель: угол-уголь; жар-жарь .

Возм.уровень. Выполнение упражнений по букварю; найди в кроссворде звуковые схемы к словам ГРУША.ЗОНТ,РОЗА,ЛОПАТА, КУКЛА,СТУ Л;(с. 16),

определи, какие «звуковички» живу в звуковых окошечках, раскрась их ;

А) Игра «Часы»(с. 17):поставь зеленую стрелку часов на предмет, если в его названии только мягкие согласные (МЯЧ),поставь синюю стрелку часов на предмет, если в его названии только твердые согласные (РЫБА,МАК),поставь синюю и зеленую стрелки часов ,если в слове есть и мягкие и твердые согласные (ГРИБЫ),

Б).Возм.уровень: Игра «Определи имя и кличку». Учитель показывает большие и маленькие игрушки, а ученики выбирают им имена и клички.- Как зовут матрешек ? (Ма и Ми) - Как зовут клоунов? (Но и Нё). - А медведей? (Пых и Плюх) - А кукол ? (Лола и Люся) – А утку и утенка ? ( Крак и Кряк).

3. Подготовка к письму:

1.Рисование звуковой схемы к слову МАК;

2) определение гласной и твердых согласных (раскраска схемы,с,20).

Возм.уровень -1) рисование и раскраска звуковых схем к рисункам на (с.21)

2) Рисование звуковой схемы к слову КОНЬ, определение гласного , твердого и мягкого согласных. Раскраска рисунка (с.23).

Возм.уровень: Раскраска звуковых схем к словам ЛИГ А, ЛЕВ, ЛОШАДЬ(с.24)

Письмо элементов букв – овал, полуовал справа налево и слева направо.

Возм.уровень: для учащихся ,которые справились с данным объемом работы, дополнительные задания на страницах 25-26

Развитие связной речи

Составление связного высказывания по опорным словам. Учитель создает игровую ситуацию : Сегодня у нас в гостях твердые и мягкие звуковички Тим и Том. Они будут составлять рассказ. Но для своего рассказа им следует выбрать слова .Том выберет слова, в которых все звуки будут твердыми, а Тим - слова, в которых есть мягкий звук. Учащимся предлагается ряд картинок : вилка, ложка, тарелка, ваза, чашка и др. Том выбирает слова :ложка, ваза, а Тим - вилка, чашка. Определяется возможная тема рассказа : «У нас сегодня гости», «Как мы помогали маме» и др.

29


Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы "Обучалочка"
  • Начальные классы
Описание:

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие предназначено учителю 1 класса в целях оказания методической помощи по организации, отбору материала и построения уроков русской грамоты на материале новых учебников Павленко В.К.;  Абеновой Т.К. «Букварь» (часть 1) и Павленко В.К., Касымовой Р.Т.«Родное слово» (часть 2). Основной целью первого года обучения является формирование навыков чтения, письма, развития речи на уроках «Грамоты».

Особенностью уроков является реализация основных принципов рефор­мированной «Учебной программы общеобразовательной школы» (1-4 классы):

 1) интегрированность содержания обучения чтению и письму на едином уроке «Грамота»;

 2) дифференцированность содержания обучения - чтения и письма в рамках единого урока «Грамота»;

 3) модульная структура урока грамоты, позволяющая реализовать интегративно-дифференцированное содержание обучения чтению и письму;

4) двухуровневость программного содержания - обязательный, минимальный уровень (содержание для всех учащихся) и возможный, максимальный, уровень (для учащихся с высоким, уровнем подготовки к школе), в соответствии с которым в разработках урока предлагается система разноуровневого объема текстов - упражнений обязательного и творческого уровня. В разработках обязательный общеобразовательный уровень дан без особых обозначений, а максимальный уровень указан как «Возм. уровень». Учителю предлагается выбрать возможный объём  материала для своего класса.

 

Использованная литература

В предлагаемых разработках уроков реализован материал «Букварь» (Павленко В.К., Абенова Т.К.), а также учебных, пособий учебно-методического комплекса (УМК) для 1 класса: «Спутник Букваря», (Абенова Т.К., Альмуратова А.П.): «Раздаточный дидактический материал к букварю» (Павленко В.К., Абенова Т.К.); «Азбука в картинках» (Павленко В.К., Васютина Е.Н.). Прописи № 1,2,3 (Лосева Е.М., Сухотина Е.В.); «Занимательная азбука «(Павленко В.К., Кожушко М.Ф.); «Касса букв, слогов и схем для звукового анализа » (Лосев Е.М., Сухотина Е.В.)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД - 10 час

Урок 1.

Тема урока: Моя Республика - Казахстан.

Цель урока:  познакомить с государственной символикой  (герб, гимн, флаг; обогатить словарный запас (страна, Республика, Казахстан, флаг, герб, Президент);  

познакомить с букварем, прописями.

Оборудование: символы Казахстана, букварь, прописи, «Спутник букваря», презентация «Моя страна».

Развитие  речи.

1.Слово учителя: поздравление с первым днем учебы, чтение послания Президента первоклассникам; рассказ о Республике Казахстан, наглядный показ государственных символов: флаг, герб (рассматривание их в букваре)

2.Беседа;

-Как называется страна, где мы живем?

- Как называется наш город?

 -Как называется столица Казахстана?

 

-Рассмотрите флаг Республики Казахстан. Какой цвет у государствен­ного флага? ( голубой ). Что напоминает нам голубой цвет? (море и небо). Голубой цвет - это символ справедливости. -Что нарисовано на флаге (солнце). Посмотрите, лучи у солнца как зерна колоса пшеницы. Хлеб- это богатство страны, источник жизни. Золотистый казахский орнамент по левому краю  говорит об уважении к национальным традициям».

Автор Сабитова Наталья Геннадиевна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 3309
Номер материала 3957
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓