Главная / Директору-завучу / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ НА МОДУЛЬНОЙ ОСНОВЕ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ НА МОДУЛЬНОЙ ОСНОВЕ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА»

30



ГОУ ВПО Южный федеральный университет

Педагогический институт

Факультет естествознания

Кафедра методики преподавания химии, биологии, естествознания





Мирнова М.Н., Смирнова О.Б.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

НА МОДУЛЬНОЙ ОСНОВЕ



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА»















остов-на-Дону, 2010



МОДУЛЬ

«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ПРОЕКТУ»

Часть 1. Теоретическая часть. Метод проектов. Проектная деятельность.

Приступая к работе над проектом, мы часто лишь смутно представляем себе особенности проектной деятельности, ее возможности и подводные камни. Избежать некоторых трудностей Вам помогут ответы на следующие вопросы.

Изучите теоретическую часть модуля выполните практическую часть.

Что такое проект?

Под проектом мы понимаем описание будущей деятельности, направленной на осуществление значимых изменений за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса.

 Проект обычно направлен на ликвидацию какого-либо серьезного недостатка, «разрыва» в  практике. При каких условиях возникает необходимость в использовании проектов? Прежде всего, в проблемных ситуациях, там, где перед людьми, вовлеченными в нее, стоит значимая проблема. Проблема, для которой:

  • существует несколько возможных путей по ее решению;

  • необходимо построение новой или существенная перестройка старой деятельности для ее решения;

  • важны кооперация людей между собой для решения проблемы;

  • важно субъективное, личное отношение и самоопределение людей к предполагаемым результатам.

 Проект отличается от исследования тем, что исследование предназначено для получения нового знания, а проект для внесения значительных изменений в устоявшуюся практику. Проект конечен, имеет ограниченный цикл существования.

В проектной форме осуществляется изменения такого масштаба, на которое не решаются при осуществлении текущей деятельности. Говорить о проекте имеет смысл тогда, когда рассматривается такое изменение жизни при, котором, на первый взгляд, сложно оценить все последствия от внедрения, т.е. проектировщик имеет дело с ситуацией высокой неопределенности.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Программа проектной деятельности, которая включает в себя:

    1. Титульный лист

    2. Методический паспорт проекта

    3. Программу проекта

    4. Тематическое планирование

    5. Урочно-тематическое планирование

    6. Список литературы для учителя и учащихся

  2. Журнал проектной деятельности

  3. Проектная папка (портфолио), которая включает в себя:

    1. Титульный лист

    2. Содержание проекта

    3. Введение

    4. Глава 1. Литературный обзор

    5. Глава 2. Экспериментальная часть

    6. Заключение (выводы)

    7. Список использованной литературы


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Параметры проекта

Методический паспорт проекта

1.

Название проекта

Указать название проекта

2.

ФИО разработчика

Указать ФИО автора проекта

3.

Название образовательного учреждения

Указать название и номер образовательного учреждения

4.

Год разработки учебного проекта

Указать год разработки учебного проекта

5.

Опыт использования и степень распространения

Проводился один раз в одном классе или с одной группой детей; в нескольких классах или с несколькими группами детей; в ряде школ (№№ школ); другое

6.

Проблемная ситуация

Описание ситуации, содержащей проблему и условия

7.

Проблема проекта

В основе любого учебного проекта лежит проблема, которая мотивирует учеников в проектировании. Она выделяется из проблемной ситуации в процессе проблематизации

8.

Цель

Цель вытекает из проблемы проекта, в самом общем виде она есть результат как способ(ы) решения проблемы

9.

Задачи – этапы – способы решения

Определяются в процессе рассмотрения цели в заданных условиях (смотрим проблемную ситуацию) и формулируются в процессе планирования работы. На одном этапе решается одна задача конкретным способом

10.

Форма организации детей

Индивидуальная работа; парная работа; групповая работа

11.

Ведущая деятельность

Поисковая; исследовательская; имитационная; конструирующая; ролевая; творческая; другая

12.

Сфера применения результатов

Экологическая; страноведческая; социологическая; краеведческая; этнографическая; лингвистическая; культурологическая; экономическая; практическая (бытовая); предметная; информационная; другая

13.

Используемые технологии

Театрализация; информационные; лоскутная мозаика; телекоммуникационные; бумагопластика; исследование, другие

14.

Форма продуктов проектной деятельности

Сайт; анализ социологического опроса; атлас, карта; видеофильм; стендовый доклад; мультимедийная презентация; газета, журнал; групповой или личный отчёт; разработка правил; дизайн-проект; другое

15.

Способ объединения результатов на презентации

Мозаика; конференция; саммит; конкурс; состязание; концерт; отчёт; мероприятие; другое

16.

Виды презентации

Издательский; инсценирующий; макетирующий; видео-демонстрирующий; интернет-представительствующий; компьютеро-демонстрирующий; научный доклад; сообщение; другое

17.

Класс или возраст детей

Указать возраст участников или класс

18.

Количество участников

Указать количество участников проекта

19.

Предметная область

Основная предметная область (указать какая) и (или) дополнительные предметные области (указать какие); межпредметный (указать предметные области)

20.

Состав участников

Индивидуальный; одноклассный; межклассный; разновозрастной; общешкольный; межшкольный; международный; другой

21.

Характер координации

Явный/скрытый (для телекоммуникационных проектов)

22.

Темы учебно-тематического плана предмета(ов)

Указать темы из учебно-тематического плана, используемые в проекте

23.

Время работы

Краткосрочный; среднесрочный; долгосрочный

24.

Цели обучения, развития, воспитания

Перечислить цели проекта образовательные, развивающие, воспитательные

25.

Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений

Предусмотренный программой обучения в … классе

26.

Приращения в ЗУН и специфических умениях

Указать знания и умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом

27.

Режим работы (организационная форма)

Урочный; внеурочный; урочно-внеурочный; внешкольный

28.

Техническое оснащение

Указать материально-техническое обеспечение проекта

29.

Учебно-методическое обеспечение

Указать учебники и учебные пособия, руководства и методические пособия, электронные пособия и обучающие программы

30.

Информационное оснащение

Средства работы с различными источниками информации и сами источники (печатные, электронные, видео, аудио)

31.

Кадровое оснащение

Дополнительно привлекаемые специалисты

32.

Классификация проекта

Исследовательский; ролевой; информационный; практико-ориентированный; другой

33.

Комментарий



ФОРМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Название этапа

Количество часов

Теоретические занятия

(количество часов)

Практические занятия

(количество часов)

Экскурсии

(количество часов)

Этап 1. «Начальный»





Этап 2. «Поисковый»





Этап 3. «Исследовательский»





Этап 4. «Обработка результатов»





Этап 5. «Заключительный»





ИТОГО






ФОРМА УРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

занятия

Тема занятия

1.

……………….

2.

……………….

…………

……………….



СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЕКТА

Этап

Содержание

Этап 1. «Начальный»

Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска, выработка плана работы

Этап 2. «Поисковый»

Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная переработка собранной информации

Этап 3. «Исследовательский»

Проведение исследования, решение поставленной проблемы

Этап 4. «Обработка результатов»

Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных результатов в виде продукта проекта

Этап 5. «Заключительный»

Подведение итогов работы, коллективное обсуждение, составление письменного отчёта, подготовка к публичной защите проекта, рефлексия проделанной работы


Какие  универсальные умения формируются при работе над проектом?

  • Работать с проблемами;

  • Анализировать данные, ситуацию;

  • Самоопределяться, осуществлять выбор;

  • Формулировать замысел своего действия, прогнозировать, а затем и определять условия и последствия реализации этого замысла;

  • Мечтать, фантазировать;

  • Определять и удерживать роли и позиции;

  • Налаживать коммуникацию и кооперацию;

  • Вставать на точку зрения другого человека и смотреть на свою точку зрения его глазами (позиционное видение мира);

  • Моделировать;

  • Организовывать деятельность;

  • Программировать и планировать;

  • Выделять критерии для экспертизы.

  • Оценивать результаты своей работы (в том числе сравнением замысленного с реализованным);

  • Способность действовать с позиции различных учебных предметов.

Дневник руководителя проекта

 Этапы проектирования

Вопросы для размышления

Деятельность педагога по созданию условий

Деятельность учащегося

Результат

Рефлексия

Что я хочу? Где я себя искал? как? В каких позициях, ролях? Что удалось, не удалось?

 

 

 

Самоопределение

Самоидентификация с культурой

Что я хочу в этом году? Название года, образ года, картинка. Могу? Не могу?


 

 

 

Анализ

Почему выбрана эта тема? Что не устраивает? Каков будет результат?


 

 

 

Прожект

Что произойдет? Как это будет?

Что будет результатом? Что должно измениться и как?


 

 

 

Проект

Что поможет мне получить результат? Материалы? Консультационные услуги? Оборудование? Формы кооперации? Как мечта будет реализовываться на практике?

 

 

 

Модель и экспертиза (конструирование, помещение в среду).

Помещение в среду – выживет ли? Какие еще нужны ресурсы? Как собираюсь оценивать успешность проекта? Каковы основные этапы реализации проекта?


 

 

 

Программирование и реализация

 






 

 

 

Подготовка описания проекта и презентации

 




 

 

 

Защита проекта

Что и как важно рассказать? Выдели свои достижения, неудачи. Как негатив перевести в позитив?

 

 

 

Итак, под вашим руководством или с вашим участием, как сопроектировщика (это первый вопрос к размышлению: какова Ваша позиция в проекте, на отдельных его этапах?) ученик или группа учащихся осуществила проект.

По всей вероятности, Вы организовали детскую рефлексию и, со своей стороны написали отзыв, проанализировали работу группы. Но было ли время и место для анализа собственной педагогической деятельности?

Рефлексия руководителя проекта.

1.       Название проекта

2.       Тип проекта (по деятельности, по результату, по составу участников)

3.       Портрет участников.

4.       Длительность проекта

5.       Цели и задачи проекта

6.       Ваши педагогические цели и задачи

7.       Какие этапы в ходе проекта прошли наиболее успешно? За счет чего? (в детях, в окружении, в ваших действиях)

8.       Какие этапы вызвали наибольшие трудности у детей, ваше напряжение? Почему? Как Вы преодолели эти трудности?

9.       Какой прирост в умениях Вы можете выделить у учеников? У себя? Какие педагогические находки Вы оставили в своей копилке?

10.   Сильные и слабые стороны тематики проекта.

11.   Неожиданные эффекты у детей, у Вас.

12.   Что бы Вы изменили и в каком месте, если бы это можно было сделать?


Как написать рецензию на проектную работу?

  1. Предмет анализа.

  2. Рецензируемая работа __________________________________  автора _________

осуществлена в рамках проекта, погружения, на мастерской и т.д. и посвящена, направлена…

  1. Актуальность темы (поставленная в работе проблема, попытки ее решения)

  2. Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить поставленную цель). Краткое содержание работы, Основные выводы, результаты работы.

  3. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе:

  • Проблема

  • Замысел

  • Образ результата

  • Способы его достижения

  • Осуществление

  • Анализ результатов

  1. Личная значимость работы для ее автора, социальная значимость (чем данная работа может быть интересна другим). Образовательный потенциал работы (предметные знания, универсальные умения: какие использовались в работе, какие были приобретены)

  2. Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме, возможные направления дальнейшей работы.

 Подсказки. Если трудно начать…

Работа посвящена актуальной теме…

Центральным вопросом работы является…

Предметом исследования в настоящей работе является…

Работа носит исследовательский характер…

Рассматриваемая работа…

Автор проявил умение…

Безусловной заслугой автора является…(новый подход к…, предложенная классификация…)

Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении…

Работа, бесспорно открывает…

Представляется, что в целом работа…

Работа удовлетворяет всем требованиям…

Большое место в работе занимает…

Главное внимание обращается на…

На основании анализа (чего) показано (что)

В заключении автор говорит о том, что…

Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что…

Автор анализирует, излагает, описывает, исследует, разрабатывает, специально останавливается, подводит итоги, опирается на, иллюстрирует…

Как оценить проектную работу?

 Для оценивания проекта и работы ученика в проекте неприемлема традиционная система оценивания так как одномерная (по одному критерию) и четырехуровневая (2-3-4-5) оценка применима там, где есть эталон исполнения. Если речь идет о ситуации разрешения проблемы, принятии решения о действии и т.д., эталон исполнения отсутствует. Следовательно, необходимо вводить новые критерии оценивания.

В проектной работе подростка выделяются три оцениваемые части, требующие отдельного оценивания:

  • содержание работы (текст),

  • выступление (презентация),

  • динамика проектно-исследовательских умений ученика в ходе выполнения работы.

Внутри каждой части оцениваются полученные в работе предметные знания, новизна, качество.

Критерии оценки при защите проекта.

  1. Актуальность и новизна темы (проблема, поставленная в работе).

  2. Раскрытие заявленной темы, оригинальность основных мыслей работы, выводов.

  3. Содержательность материалов и разнообразие способов работы как условие достижения необходимого результата.

  4. Личная значимость работы (ценности, потребности, цели личности).

  5. Социальная значимость работы и ее результатов.

  6. Образовательный потенциал работы (использование личного опыта, ранее приобретенных знаний и умений, приобретение новых в процессе выполнения работы).

  7. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной деятельности, удерживание ее структуры:

  • Проблема

  • Цель

  • Образ конечного результата

  • Способы и средства достижения результата

  • Реализация задуманного

  • Анализ результатов

  1. Ясность и доступность изложения.

  2. Умение отвечать на вопросы по существу содержания проекта.

  3. Развитие проекта и дальнейшие шаги.

Рекомендации по подготовке текста проекта к защите

Ваш текст по проекту  - это пакет информации (портфолио), который вы собираете в процессе работы над проектом, и где отражена ваша работа над продуктом. Продукт и портфолио делаются одновременно, параллельно. Ниже перечислены компоненты, которые обязательны в тексте:

1.      Обложка

2.      Титульный лист

3.      Оглавление

4.      Описание проектной деятельности.

5.      Собственная рефлексия

6.      Рецензии экспертов и отзыв руководителя.

 Пояснения к рекомендациям по составным частям портфолио

Обложка - это внешняя часть вашего портфолио. Используйте графику, цвета и шрифты, которые отражают особенности ваши и вашей работы. Не используйте ручку или карандаши для рисунков (если только ваша работа не в жанре изобразительного искусства). Используйте возможности компьютера. На обложке должно быть ваше имя и название или тема вашего продукта. Ваша обложка должна быть без ошибок и в убедительной цветовой гамме. Помните, она производит первое впечатление.

 Ваша титульная страница – первая страница портфолио. Включите вашу тему, имя, имя учителя, класс и дату, название школы, город, год.

 Оглавление: Упорядоченный список частей вашего портфолио с указанием правильной нумерации страниц.

 Описание проектной деятельности демонстрирует ваше умение проектировать. Опишите проблему, которую решает ваша работа, поставленные вами цели и задачи, продукт и результат. Опишите основные этапы работы, использованные ресурсы. Сравните задуманное и запланированное с реальным процессом и достижениями.

 Рефлексия: Подробно ответьте на перечисленные ниже вопросы и вставьте копию этих вопросов и отредактированные ответы в свое портфолио.

  1. Опишите свой проект в кратких параграфах, изложив в них основные идеи того, над чем вы работали.

  2. С какими самыми большими проблемами вы столкнулись в процессе работы над проектом во время получения продукта? Перечислите все и опишите три из них.

  3. Что вы делали для того, чтобы тратить ваше время эффективнее? Если ничего, то что можно было бы изменить, чтобы улучшить вашу работу и результат?

  4. Опишите, чему можно было научиться, работая над вашим продуктом. Научились ли вы этому, почему вы так думаете? Разверните свой ответ.

  5. Совпадает ли первоначальный образ продукта и конечный результат? Если существуют отличия, то в чем они?

  6. Как бы вы оценили ваш продукт и ваше портфолио и почему?

  7. В чем вы достигли личной удовлетворенности, работая над проектом?

  8. Что вы узнали о себе, осуществляя этот процесс?

  9. Что бы вы изменили, если бы взялись за это дело снова?

  10. Чему вы научились такому, что поможет вам в дальнейшей жизни?

  11. Какие советы вы дали бы будущим старшеклассникам относительно их проектной работы?

Рецензии, отзыв руководителя, мнения участников: Вам нужно найти не менее 2 рецензентов для своей работы, специалистов в данной области и знакомых с вашей работой и предоставить им ваш текст на рецензирование не менее чем за неделю до экзамена. Руководитель оценит ваши усилия и полученные результаты.

Кроме обязательных компонентов, в зависимости от особенностей вашей работы,  портфолио содержит и вариативную часть.

Ваша работа только выиграет, если вы включите в нее в произвольной форме составленные:

 Технологии изготовления продукта,

результаты исследования,

реферативную часть в зависимости от содержания вашей работы.

 Дневниковые записи о работе над продуктом: когда вы работаете над продуктом, полезно  постоянно и аккуратно фиксировать время, даты, затраты и шаги вашей деятельности по получению продукта. Детали очень важны!  Используйте короткие предложения и проверяйте грамотность при составлении описания своей работы. Еще не забудьте включить свои успешные и неуспешные действия. Опишите свои мысли и чувства, возникавшие в процессе работы. Не забудьте описать время, потраченное на общение с профессионалами и на запись их рассказов. После того, как вы опишите свою работу, все затраченное время, составьте список финансовых затрат и израсходованных материалов.

 Работа с  руководителем: Включите описание времени, когда вы встречались со своим

руководителем, обсуждаемые вопросы и результаты обсуждения.

 Библиографический список покажет вашу работу с литературой. Он должен быть оформлен в соответствии с правилами (обратитесь в библиотеку).

 Приложение (иллюстрации): Вы можете включить фотографии, аудиозаписи или видеодокументы (отражающие различные этапы вашей работы в проекте) вашего продвижения в проекте. Картинки должны показать начало вашей работы, исходные материалы, отражать изменения и зафиксировать окончательный вариант продукта. Вы должны подписать все фото.

Если вы используете аудиозаписи, то ваш голос должен звучать в начале и в конце, комментировать различные этапы работы.

Если вы используете видеозаписи, то расшифруйте, что на этих записях запечатлено перед началом работы. Вы можете показать часть или все свое видео.

Благодарности: Это возможность выразить искренние благодарности всем, кто помог вам при работе над проектом. Туда можно включить родителей, учителей, руководителей, одноклассников и т.д.

  Свои критерии оценивания вы можете заявить комиссии, исходя из особенностей вашей работы.

 Пример обращения к комиссии: Содержание вашего рассказа должно быть очень точным. 

1.      Представьтесь комиссии.

2.      Коротко опишите работу, которую вы делали. Какую цель вы перед собой ставили? Что было вашим продуктом? Почему вы выбрали эту тему? Расскажите о сути проделанной работы, обоснуйте логику и эффективность вашего проекта.

3.      Расскажите комиссии о наиболее легких и (или) наиболее трудных частях вашего проекта. Вы должны обсудить, что вы находите наиболее стоящим,  бесполезным и т.д.

4.      Приведите рассуждения, насколько работа над проектом эффективна для вас, научились ли вы чему-то, что пригодится на вашем жизненном пути. Не забудьте поблагодарить комиссию за потраченное на вас время.


2. Изучив теоретическую часть модуля, проработай ее и заполни пропуски в тетради.

Проектная деятельность или

Цели имеют право на существование!

hello_html_703a755e.gif

Каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса?

Может быть, создание условий для развития личности?

А что это за условия и как их создавать?


  • Единственно реальная цель учителя



  • "пройти программу"

Цель ученика:

  • в лучшем случае - "стать умнее"

  • в ином - выучить то, что пригодиться для экзамена

  • в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.

hello_html_703a755e.gif

От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей

Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

hello_html_703a755e.gif

В основу метода проектов положена идея о__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

hello_html_703a755e.gif





"Лобовые атаки в обучении приносят еще

большие потери, чем на войне"

Джон Дьюи
  • "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе".

hello_html_41ebbb65.gif

"Различные предметы преподавания суть

не что иное, как опыт поколений"

Джон Дьюи

Классификация учебных проектов по Коллингсу

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метод проектов в советской школе
(по следам отечественных разработок 1920-х гг.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проф. Е.Г.Кагаров
"Метод проектов в трудовой школе" (1926г.)

Но использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения?

hello_html_703a755e.gif

Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________

  • сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".

hello_html_41ebbb65.gif

"В школе, в которой работают по методу проектов,

первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"

Коллингс

Основные требования к учебному проекту

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проект - это "пять П":

  • Проблема,

  • Проектирование (планирование),

  • Поиск информации,

  • Продукт,

  • Презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Структура и циклограмма УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

Этапы деятельности уч-ся

Постановка проблемы

Выдвижеиие гипотез - путей решения. Деление на группы

Планирование деят-сти. Выбор форм продукта

Подготовка продукта

Выбор формы презентации

Подготовка презентации

Презентация

Самоооценка и самоанализ

Сбор информации

Структурирование информации

Изготовление продукта

Оформление продукта

Долгосрочный (год) проект

Сентябрь - октябрь
Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы

Октябрь
Составление развернутого плана работы

Ноябрь - декабрь

Декабрь - февраль
Проведение исследования

Март
Подготовка чистового варианта

Апрель
Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада

Май
Защита

В течение проектной недели

До начала проектной недели

1-ый день

2-3-й дни

3-4-й дни

5-й день

Проект, выполняемый на уроках

1-ый урок

Неделя между 1-м и 2-м уроками

2-й урок

Одна - три недели между 2-м и 3-4-м уроками

3-4-й уроки(спаренные)

-

Мини-проект

1-й урок
(в числе двух спаренных)
0 - 20-я минуты

1 - 2-й уроки
20 - 50-я минуты

2-й урок
(в числе 2-х спаренных)

50-70-я
минуты

70-80-я
минуты


hello_html_703a755e.gif

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ?

Преимущества пресональных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,

  • у учащегося формируется чувство ответственности,

  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,

  • формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества,

  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,

  • на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,

  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию и положительно.

hello_html_703a755e.gif

"Где много легких дел, там много и трудных"

Лао-цзы


Распределение учащихся по проектным группам

Решение этой задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп.

  • на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы,

  • на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта,

  • на 3 этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной недели",

  • на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы,

  • На 5 этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.

hello_html_41ebbb65.gif

Классификация проектов по

ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  • Практико-ориентированный проект -______________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  • Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

  • Информационный проект - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Творческий проект -_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  • Ролевой проект.
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

hello_html_41ebbb65.gif

Классификация проектов по

КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ

По комплексности (предметно-содержательной области):

  • Монопроекты -_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  • Межпредметные проекты - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По характеру контактов:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___hello_html_703a755e.gif

Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

  • Мини-проекты -_______________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  • Краткосрочные проекты - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

  • Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

hello_html_41ebbb65.gif

"Единственный путь, ведущий

к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

Дополни таблицу,

Формы продуктов проектной деятельности

  • Web-сайт

  • Анализ данных социологического опроса

  • Сравнительно-сопоставительный анализ

  • Атлас, карта, учебное пособие

  • Видеофильм

  • Выставка

  • Газета, журнал, справочник

  • Игра, мультимидийный продукт

  • Музыкальное или художественное произведение

  • Постановка, праздник

  • Экскурсия, поход

  • Законопроект и т.д.

Виды презентаций проектов

  • Деловая игра

  • Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий

  • Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

  • Игра с залом

  • Научная конференция, доклад

  • Пресс-конференция

  • Путешествие, экскурсия

  • Реклама

  • Ролевая игра

  • Спектакль

  • Соревнование

  • Телепередача и т.д.

hello_html_703a755e.gif

Проектная деятельность и технология

hello_html_m18a80fc3.png


"Метод проектов - это не алгоритм,

состоящий из четких этапов, а модель

творческого мышления и принятия решений"

(Дж. Питт).

В реальности может быть и такая последовательность этапов: 1-7-2-4-7-9-3 и т.д.


Содержание портфолио проекта

  • Дневник работы над проектом

  • Продукт (проект)

  • Отчет (тема, цели, задачи, связь с ОВ, планирование, исследование, супервайзер, рефлексия)

  • Рецензия

  • Презентационные материалы


Критерии оценки проектных работ

  • А - Планирование и процесс реализации (4 балла)

  • В - Сбор материалов для проекта (8 баллов)

  • С - выбор технологии (4 балла)

  • Е - организация отчета (4 балла)

  • F - Анализ процесса и результатов, презентация (4 балла)

  • G - личная вовлеченность и организованность (4 балла)

hello_html_703a755e.gif

"Будущее - в руках школьного учителя"

Виктор Гюго


Проектная деятельность: роль учителя

  • Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

  • Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

  • Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

  • Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:

    • Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

    • Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях

    • Консультант, помогающий организовать работу

    • Руководитель, помогающий планировать работу по времени

    • "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы

    • Координатор группового процесса

    • Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

hello_html_1c39d98b.gif


Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности?

  • Рефлексивные умения:

  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Поисковые (исследовательские) умения:

    • __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Менеджерские умения и навыки:

  • ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Коммуникативные умения:

    • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

    • Умение вести дискуссию

    • Умение отстаивать свою точку зрения

    • Умение находить компромисс

    • Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

  • Презентационные умения и навыки:

    • Навыки монологической речи

    • Умение уверенно держать себя во время выступления

    • Артистические умения

    • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

    • Умение отвечать на незапланированные вопросы

hello_html_1c39d98b.gif

ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ

  • Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.

  • При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику

  • Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем

  • Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты"

hello_html_41ebbb65.gif

"Тот, кто не смотрит вперед,

оказывается позади"

Дж. Герберт

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ?

  • Проект - это метод обучения

    • Проектирование - это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Проект - это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Проект - это особая философия образования:

Часть 2.Планирование содержания проекта студентами

Мотивирующее оценивание

 

Для успешного выполнения проекта вы должны чётко представлять себе, какие опыты, наблюдения, исследования вы выполните, каких результатов вы хотите добиться. Для этого заполните этот лист планирования. У вас может, не получится всё сразу записать, тогда заполняй его постепенно, по мере обдумывания, но главное помните, проект- это нечто « брошенное вперёд», в данном случае этоваши мысли о том, что должно выйти в конечном итоге.

 1.    Фамилия, имя, -----------------------------------------------------------------------------------

2.    Название проекта--------------------------------------------------------------------------------

3.    Цели проекта-------------------------------------------------------------------------------------

4.    Задачи ( этапы выполнения проекта)-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5.    В чём ты видишь проблему, которая заставила тебя исследовать данное явление, процесс ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6.    Кто или что будет являться объектом твоего исследования---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7.    Гипотеза проекта-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8.    Подходящая цитата для эпиграфа-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9.    Что войдёт в описание реферативной части работы ( теория)----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10.                     Что ты сделаешь на практике-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11.                     Как будешь оформлять результат проекта ( например, построю графики, сделаю таблицы сравнительных характеристик объекта исследования, запишу результаты опытов, итоги анкетирования, нарисую, построю модель и т.п.)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

12.                     В чём ты видишь дальнейшее развитие своего проекта, сможешь ли ты продолжить его как-то дальше, предложить для осуществления другим ребятам, придумать подобный проект самому и т.п.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

13.                     Какие книги, учебники, энциклопедии, веб-страницы, сайты Интернета тебе пригодятся ( ты можешь записывать сразу, как что-то использовал, чтобы составить список используемых ресурсов, или сначала только тематику того, что будешь искать)-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14.                     Кто тебе может помочь в выполнении проекта,  куда ( возможно, в какие организации) следует обратиться, к людям какой профессии ближе твой проект


15.                     В какой форме ты бы хотел представить результат проекта ( устно, в форме реферата с приложениями,  мультимедийная презентация, публикация, веб-страница, веб-сайт, что-то своё?)-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Самооценка работы студента по проекту:

«Методические компетенции будущего учителя биологии и химии»

Самооценка успешности своего участия
в коллективной работе группы

Итоговое оценивание 

Фамилия, имя __________________________________________

 

 

Всегда

             

 

 

 

Иногда

 

        Редко

 

1.Я находил информацию в литературе, ресурсах Интернет

 

 

 

2.Я подбирал нужные материал и сортировал его в нужном порядке

 

 

 

3.Я подбирал нужные картинки и фотографии к нашей работе

 

 

 

4.Я заранее готовился к выступлению в группе о нашей совместной работе

 

 

 

5.Я оформил мой дневник исследования

 

 

 

6. Я участвовал в обсуждениях в группе, на форуме, в блогах

 

 

 

7.Я познакомился с критериями публичной защиты чтобы успешно выступать на защите проекта

 

 

 

8.Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие ученики

 

 

 

9.Я помогаю ответить на проблемный вопрос  проекта

 

 

 

10.Я активно участвовал в дискуссиях

 

 

 

11.Я помогал отыскивать ошибки в работе своей группы

 

 

 

12.Я корректировал работу группы

 

 

 

13.Я несу ответственность за общее дело

 

 

 

14.Я  умею анализировать свой вклад и вклад других в работе

 

 

 

 

А теперь подсчитайте:

На отметку «5»- 12-14

 

 

На отметку « 4»-9-11    

 

 

На отметку « 3»- 6-8





Самооценка работы студента до начала работы по проекту:

«Методические компетенции будущего учителя биологии и химии»

Самооценка своей деятельности
в работе группы

Итоговое оценивание

 

Фамилия, имя __________________________________________

 

 

Всегда

             

 

 

 

Иногда

 

        Редко

 

1.Я умею находить информацию в литературе, ресурсах Интернет

 

 

 

2.Я подбираю нужные материал и сортирую его в нужном порядке

 

 

 

3.Я умею и подбираю нужные картинки и фотографии к заданиям по методике

 

 

 

4.Я заранее готовлюсь к выступлению в группе

 

 

 

5.Я умею оформлять результаты своей работы

 

 

 

6. Я активно участвую в обсуждениях в группе, на форуме, в блогах

 

 

 

7.Я знаком с критериями публичной защиты

 

 

 

8.Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие студенты на занятии

 

 

 

9.Я помогаю ответить на проблемный вопрос 

 

 

 

10.Я активно участвую в дискуссиях

 

 

 

11.Я помогал отыскивать ошибки в работе своей группы

 

 

 

12.Я корректировал работу группы

 

 

 

13.Я несу ответственность за общее дело

 

 

 

14.Я  умею анализировать свой вклад и вклад других в работе

 

 

 

 

А теперь подсчитайте:

На отметку «5»- 12-14

 

 

На отметку « 4»-9-11    

 

 

На отметку « 3»- 6-8

Часть 3. Рабочая тетрадь выполнения проекта


Краткая информация о проекте

Название проекта:

Например, « Определение уровня загрязнения воздуха сернистым газом »




Информация об авторах:

[Ф.И.О., место жительства, учебное заведение, класс]

_____________________________________________________________________________


Содержание рабочей тетради

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ 1

НА МОДУЛЬНОЙ ОСНОВЕ 1

Проектная деятельность или 14

Цели имеют право на существование! 14

Каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса? 14

Может быть, создание условий для развития личности? 14

А что это за условия и как их создавать? 14

От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей 14

Основные требования к учебному проекту 16

Проект - это "пять П": 16

Часть 2.Планирование содержания проекта студентами 25

Часть 3. Рабочая тетрадь выполнения проекта 29

Краткая информация о проекте 29

Название проекта: 29

Информация об авторах: 29

Содержание рабочей тетради 29

I-й этап - Исследовательский 31

Шаг 1: Выявление проблемы 31

Шаг 2: Осознание проблемной области 32

Шаг 3: Выявление конкретной потребности 33

Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее формулировка 34

Шаг 5: Выявление основных параметров и ограничений 35

Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций 36

Шаг 7: Анализ предстоящей деятельности 37

II-й этап – Технологический 38

Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернатив. 38

Шаг 9: Выбор оптимального варианта 39

Шаг 10: Выбор материалов 41

Шаг 11: Выбор инструмента и оборудования 42

Шаг 12: Разработка технологического процесса 43

Шаг 13: Экономическое обоснование 44

III-й этап – Практическая реализация 45

Шаг 14: Организация рабочего места 45

Шаг 15: Определение критерии качества 46

Шаг 16: Выполнение технологических операций 47

IV-й этап – Заключительный 48

Шаг 17: Контроль и испытания 48

Шаг 18: Коррекция 49

Шаг 19: Маркетинговые исследования и реклама 50

Шаг 20: Самооценка 51


I-й этап - Исследовательский

Шаг 1: Выявление проблемы


Обучаясь в школе с экологическим уклоном, я получил задние: подготовить доклад о влиянии деятельности сталелитейного завода, находящегося на окраине одного из районов нашего города, на атмосферу. Никакой информации по этому вопросу в литературных источниках обнаружить не удалось, поэтому возникла необходимость получения такой достоверной информации. Передо мной встал ряд проблем – каким образом можно получить необходимые данные, какие методики использовать, какие вредные вещества, «выбрасываемые» заводом, получится исследовать?


__________________________________________________________________________



Шаг 2: Осознание проблемной области


Данная задача лежит в области экологических проблем.

Выбросы в атмосферу содержат множество вредных веществ: это и СО2, и ядовитые соединения фосфора, сернистый газ SO2, а также разнообразные пылевые выбросы. Т.к. при переработке железной руды, а именно железного колчедана (FeS2), выделяются в атмосферу оксиды серы, вредно влияющие на здоровье людей, попадая через дыхательные пути в организм человека и накапливаясь в нём, мы решили именно остановиться на исследовании загрязнения атмосферы сернистым газом.


__________________________________________________________________________



Шаг 3: Выявление конкретной потребности


Свой выбор мы остановили на оценке загрязнения атмосферы сернистым газом ещё и потому, что для определения наличия большинства других загрязнителей потребовалось бы специальное дорогостоящее оборудование, доступа к которому у нас нет. Поэтому, по совету учителя, список вредных веществ, подлежащих изучению в проекте, был сокращен. Мы решили в проекте исследовать только содержание в воздушной среде выбросов сернистого газа.


Итак, цель исследования определена, остаётся решить с помощью каких методов можно провести это исследование.


__________________________________________________________________________



Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее формулировка


Поскольку, в литературе данных о распределении загрязнения атмосферы сернистым газом вокруг исследуемого завода не нашлось, то мы решили получить их экспериментально, оценив уровень загрязненности воздуха сернистым газом на территориях, прилегающих к сталелитейному заводу.


Исходя из наших потребностей, формулируем конкретные задачи нашего проекта:

  • определить контрольные площадки для проведения исследования;

  • провести теоретическую подготовку к исследованию;

  • выбрать методику исследования;

  • разработать план проведения исследования;

  • разработать методику обработки данных и форму представления результатов.



__________________________________________________________________________



Шаг 5: Выявление основных параметров и ограничений


В соответствии с определёнными целями исследования, самым серьёзным ограничением выступает методика определения уровня загрязнения воздуха сернистым газом. Такая методика не должна прибегать к использованию дорогостоящего лабораторного оборудования и не должна требовать от исследователя глубоких знаний по химии.

Таким образом, мы выделили несколько основных ограничивающих параметров:

  • Доступность методов исследования

  • Доступность контрольных территорий для исследования

  • Сезонные ограничения для исследования

  • Оценка погрешности результатов



__________________________________________________________________________



Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций


Некоторые растения, например, хвойные, лишайники и ряд других являются чувствительными индикаторами изменений условий окружающей среды, в частности, загрязнения экосистем токсичными веществами. На этом принципе основан метод биоиндикации. Этот метод не требует дорогостоящего оборудования, является очень доступным и достаточно объективно показывает уровень загрязнений и области их распространения. Этот метод удовлетворяет оговоренному нами на предыдущем шаге ограничению, касающемуся доступности методов исследования.

Из множества известных методов исследования было решено остановиться на методе биоиндикации.

Используя различные источники (журналы, книги и Internet), удалось узнать о существовании различных методов биоиндикации. Наиболее традиционными методами биоиндикации являются – метод определения состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных, а также метод оценки чистоты атмосферного воздуха с помощью лихеноиндикации. Лихеноиндикация – это научное направление биомониторинга (т.е. слежения) за состо­янием воздушной среды с помощью лишайников.


__________________________________________________________________________



Шаг 7: Анализ предстоящей деятельности


Известно, что на загрязнение среды наиболее сильно реаги­руют хвойные древесные растения. Характерными признаками неблагополучия окружающей среды и особенно газового состава атмосферы служат появление разного рода хлорозов и некрозов, уменьшение размеров ряда органов (длины хвои, побегов теку­щего года и прошлых лет, их толщины, размера шишек, сокраще­ние величины и числа заложенных почек). Последнее является предпосылкой уменьшения ветвления. Ввиду меньшего роста побегов и хвои в длину в загрязненной зоне наблюдается сближенность расстояния между хвоинками (их больше на 10 см по­бега, чем в чистой зоне). Наблюдается утолщение самой хвои, уменьшается продолжительность ее жизни (1-3 года в загрязнен­ной зоне и 6-7 лет - в чистой). Влияние загрязнений вызывает также стерильность семян (уменьшение их всхожести). Все эти признаки не специфичны, однако в совокупности дают довольно объективную картину.


Лишайники обладают высокой чувствительностью к загрязнению окружающей среды обусловленной несколькими причинами. Во-первых, в силу того, что лишайники представляют собой симбиотическую ассоциацию гриба и водорослей, любое воздействие, которое изменяет баланс взаимодействия между симбионтами, будет влиять на их жизнеспособность. Кроме того, лишайники поглощают аэрозоли и газы всей поверхностью талломов, что также повышает их чувствительность к загрязнению, а периодически происходящая дегидратация талломов, позволяющая переживать лишайникам периоды засухи, приводит к росту концентрации загрязняющих веществ в талломах до высоких уровней.


__________________________________________________________________________



II-й этап – Технологический


Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернатив.


Итак, мы решили использовать в своём исследовании биоиндикацию. Она привлекательна, в первую очередь, из-за своей доступности и простоты применения в процессе исследования. На следующем этапе мы проанализируем виды биоиндикации и попробуем определиться с помощью какого метода нам стоит производит исследование. Выбор предстоит сделать между лихеноиндикацией и методикой определения загрязнений по комплексу признаков у хвойных.


__________________________________________________________________________



Шаг 9: Выбор оптимального варианта


Проанализировав все предложенные варианты, мы из всех методов биоиндикации свой выбор остановили именно на лихеноиндикации. Этот вариант мы выбрали по следующим причинам:

  • При анализе комплекса признаков у хвойных необходимо сразу анализировать целый комплекс признаков, что является не совсем простой задачей для нас (школьников).

  • Не везде имеется наличие хвойных лесов.

  • Лишайники же есть повсюду - от морского побережья до горных вершин, где только вечные снега мешают их продвижению, но из-за медленного роста и долгой жизни на них, в отличие от высших растений, серьезно влияют химические или другие загрязняющие атмосферу вещества, их убивает дым больших городов. Только несколько видов и при том в обедненной форме может выжить внутри или около больших населенных пунктов или промышленных центров. Отсутствие лишайников вообще или отсутствие в данной местности каких-то их видов уже является тревожным «сигналом» о загрязнённости окружающей среды.

  • Даже если в какой-то местности наблюдается полное отсутствие лишайников, то в этом случае экологи часто пользуются так называемым методом «трансплантации», под которым понимают перенос организма с его местообитания в место, где он необходим для какой-либо цели, например, для мониторинга загрязнения окружающей среды. Понятно, что применить метод «трансплантации» гораздо проще используя такие растения как лишайники, чем сосны и ели.

Узнав об особенностях лишайников и изучив их морфологию, мы поставили перед собой цель: используя лихенометрические методы, оценить уровень содержания сернистого газа в воздухе по мере удаления от сталелитейного завода.

hello_html_66f43deb.gif



Учитывая расположение завода и тот факт, что в нашем городе в течение года преобладают северные ветра, мы решили заложить 4 пробные площадки к югу от завода:

  1. на расстоянии 0,5 км от завода

  2. на расстоянии 1 км от завода

  3. на расстоянии 2 км от завода

  4. на расстоянии 5 км от завода


Проходящая в семистах метрах от завода автодорога должна оказывать на наш эксперимент не большое влияние, т.к. движение по ней является не очень интенсивным и, следовательно, уровень загрязнения от изредка проходящего автотранспорта значительно ниже, чем от постоянных выбросов сталелитейного завода.

__________________________________________________________________________



Шаг 10: Выбор материалов


На всех 4-х площадках нами были обнаружены лишайники, поэтому к методу «трансплантации» нам прибегать не придётся. На каждой из 4-х площадок имеются деревья 3-х видов: сосна (Pinus sylvestris), берёза (Betula pendula) и осина (Populus tremula).

Мы будем брать пробы всех видов лишайников, обнаруженных на этих деревьях.


__________________________________________________________________________



Шаг 11: Выбор инструмента и оборудования


Для проведения исследования нам необходимо подготовить специальные палетки, с помощью которых мы будем измерять площадь ствола дерева покрытую лишайником. Для этого вполне подойдёт квадратный кусок целлофана (1,5х1 метр) размеченный с помощью обычной линейки и любого острого предмета (иглы, шила, гвоздика) на маленькие квадратики (1х1 сантиметр). Разметку можно было бы сделать и с помощью шариковой ручки, но при длительном использовании такой палетки чернила будут стираться, а нанесенные острым предметом на палетку царапины лишены этого недостатка. Для удобства работы можно запастись обычными канцелярскими кнопками, с помощью которых можно будет крепить палетку к коре дерева.


Нам также потребуется компас, чтобы можно было определить местоположение пробных площадок, и 50-ти либо 100-метровая верёвка, с помощью которой мы будем отмерять расстояние от завода до пробных площадей. Верёвку вполне может заменить крепкая нитка (можно использовать 10 метровые куски черных и белых ниток, которые следует связывать поочередно, это создаст дополнительные удобства при измерениях).


Предварительно надо будет подготовить на компьютере и распечатать на принтере листы-таблицы, куда в полевых условиях мы будем заносить результаты по каждому пробному дереву. Таких листов-таблиц должно быть 4 (для каждой пробной площадки). Таблицы должны иметь примерно следующий вид:

№ дерева

Тип дерева

Площадь поверхности ствола дерева, подвергшаяся измерению

Площадь из измеренной поверхности ствола дерева, занятая лишайником

Тип обнаруженного лишайника, либо описание внешнего вида (для незнакомых видов)

C

B

З

Ю

1

Сосна







2

Береза







Для удобства занесения данных в таблицы в полевых условиях необходимо будет иметь планшет, который можно будет подкладывать под лист, и ручку или карандаш. Удобно иметь такой планшет, к которому можно крепить лист бумаги с помощью специального зажима. В отсутствии такого можно воспользоваться обычными скрепками.


Также для обработки собранных в полевых условиях данных нам потребуется персональный компьютер с установленной на нём программой MS Excel.

Для определения типов лишайников мы воспользуемся специальной формой найденной нами на одном из Интернет-сайтов http://ecoclub.cross-edu.ru/OprLish.htm. Данная форма позволяет определить название лишайника по его внешнему виду, задав тип слоевища, место обитания, цвет верхней поверхности слоевища, цвет нижней поверхности слоевища, плодовые тела, соредии, изидии, тип прикрепления к субстрату.


__________________________________________________________________________



Шаг 12: Разработка технологического процесса


Нам предстоит выполнить следующую последовательность технологических операций:

  1. Определить 4 пробные площадки площадью 30х30 метров каждая.

  2. Подсчитать на каждой площадке отдельно количество сосен, берёз и осин, которые подвергнутся обследованию и пометить их (либо с помощью тряпичных ленточек, либо мазками яркой краски на уровне 2 метров от земли).

  3. Подготовить с помощью текстового редактора MS Word несколько таблиц для занесения в них снимаемых в полевых условиях данных.

  4. Подготовить одну или несколько палеток для измерения площадей поверхности деревьев, занятых лишайниками.

  5. Изучить внешний вид некоторых видов лишайников, чтобы в полевых условиях можно было сразу определить их названия.

  6. Выдвинуться в район проведения пробных замеров и последовательно на каждой из 4-х площадок на каждом отмеченном дереве провести измерения. Результаты каждого измерения занести в подготовленную ранее таблицу.

  7. Вернуться домой и ввести все собранные данные из таблиц в компьютер. Если данные вносились в таблицу аккуратным подчерком, то можно будет воспользоваться сканером и программным обеспечением, предназначенным для распознавания текста (например, FineReader)

  8. С помощью компьютера провести статистическую обработку собранных данных и сделать на основе этого соответствующие выводы.

  9. На основе полученных результатов подготовить доклад для выступления на уроке, оформить его в текстовом редакторе на компьютере и распечатать на принтере.

  10. Выступить с подготовленным докладом на уроке биологии.

  11. Предоставить собранные в ходе выполнения проекта данные для опубликования на школьном web-сайте.


__________________________________________________________________________



Шаг 13: Экономическое обоснование


Подготовка и выполнение данного проекта не потребуют от нас больших финансовых затрат. Изготовление палеток из прозрачной целлофановой плёнки, приобретение нескольких канцелярских кнопок и скрепок, распечатка таблиц для ввода результатов измерений должна обойтись в сумму не превышающую 20 рублей. Если учесть тот факт, что целлофан имеется у нас в наличии и покупать его не придётся, то все финансовые расходы пойдут только на распечатку таблиц, предназначенных для ввода данных (4 страницы по 1,5 рубля) и на распечатку самого доклада (5 страниц по 1,5 рубля). Итого затраты, которые пойдут на выполнение проекта составят 13,5 рублей. Оплата компьютерного времени, использованного нами для обработки полученных данных, в расчёт не берётся, т.к. мы будем выполнять обработку данных на школьном компьютере и таким образом сможем сэкономить на оплате за электричество и использование компьютерной техники. Нам придётся заплатить только за бумагу и тонер для лазерного принтера, чтобы распечатать нужные нам материалы. Т.к. мы выполняем некоммерческий проект и извлечение прибыли не является нашей целью, то мы за свою работу не получим никакого материального вознаграждения. И т.к. все работы будут выполняться нами самостоятельно, то нам не придётся никого нанимать для выполнения каких-то работ и платить им денежное вознаграждение. Это также позволит нам сократить бюджет выполнения данного проекта.

Как и целлофан, компас и «связка черно-белых ниток» длиной 100 метров имелись у нас в наличии.


__________________________________________________________________________



III-й этап – Практическая реализация


Шаг 14: Организация рабочего места


Выполнять такой проект лучше всего не зимой, а в любое другое время года, т.к. наличие снежных сугробов, мороз и другие подобные факторы создают лишние препятствия для исследователя, которых можно избежать весной, летом или осенью. Мы приступили к выполнению этого проекта в сентябре, так что нам удалось избежать сезонных неудобств. Но при проведении полевых работ в осенний период тоже следует учесть ряд факторов. Не стоит проводить пробные замеры в дождливый день, т.к. можно полностью вымокнуть и мокрые стволы деревьев доставят исследователям массу неудобств при работе с ними. Лучше всего приступать к работе где-то в 11 часов, чтобы за день можно было выполнить довольно большой объем работ (исследовать хотя бы 2 из 4-х пробных площадок) и вместе с тем дать время сойти утренней россе. Выполнять измерения лучше всего вдвоём с напарником – один может снимать показания, а второй заносить их в журнал измерений.

Желательно, проводя измерения, всегда иметь под рукой несколько канцелярских кнопок, с помощью которых мы будем прикреплять палетку к деревьям. Т.к. кнопки имеют свойство портиться и теряться, то, идя в лес, следует запастись ими в количестве нескольких десятков. Т.к. палетка тоже может порваться, то лучше сделать ни одну палетку, а хотя бы две. Для того чтобы повысить скорость измерений, следует пронумеровать клеточки на палетке. Это позволит не пересчитывать каждый раз все клетки на палетке по очереди, а смотреть лишь на номера клеток в ряду, с которых начинается «пятно» лишайника и где оно заканчивается, и затем вычитать из большего значения меньшее.


__________________________________________________________________________



Шаг 15: Определение критерии качества


При выполнении измерений определим основные параметры и допустимые погрешности:

  1. Каждая пробная площадка должна представлять собой квадратную площадку размером 30х30 метров, сориентированную по сторонам света.

  2. На каждой площадке должно содержаться примерно одинаковое количество деревьев.

  3. Если, например, на расстоянии 2 км от завода в строго южном направлении имеется прогалина в лесу, то можно сместить пробную площадку по радиусу немного влево или вправо. Это не должно повлиять на результаты исследования.

  4. Палетку необходимо накладывалась на дерево на высоту 1,5 м. Подсчёты должны проводиться следующим образом. Сначала необходимо считать число квадратов, в которых лишайники занимают, на глаз, больше половины площади квадрата, условно приписывая им покрытие, равное 100%. Затем нужно подсчитывать число квадратов, в которых лишайники занимают менее половины площади квадрата, условно приписывая покрытие равное 50%.

  5. Измерения на одном стволе должны проводится с четырёх сторон света. Для этого поверхность ствола дерева необходимо мысленно разделить на 4 сектора.



__________________________________________________________________________



Шаг 16: Выполнение технологических операций


  1. Изготовление палеток

  2. Подготовка бланков для регистрации измерений.

  3. Определение местоположения пробных площадок.

  4. Проведение измерения площади стволов деревьев, покрытых лишайниками.

  5. Обработка результатов



  1. Результаты выполнения проекта

После подсчета собранных данных мы получили следующие результаты:

Преобладают следующие виды лишайников: Ramalina synensis, Evemia mesomorpha, Peltigera canina, Physcia aipolia, Usnea longissima, Arthopirenia gemmata, Parmelia utophyllodes и другие

ПП1 – 500 метров от завода: кустистые такие как Ramalina sinensis, листоватые такие как Parmelia utophyllodes, накипные - Cladonia.

ПП2 – 1000 метров от завода: получены практически те же данные, что и на 1-й пробной площадке.

ПП3 – 2 км от завода: кустистые такие как Evemia mesomorpha, Ramalina sinensis, листоватые - Parmelia sulcata, Hypogymnia physodes, Phiscia aipolia, накипные это: Cladonia, Artopyrenia gemmata.

ПП4 – 5 км от завода: кустистые: Evemia mesomorpha, Usnea longissima, Ramalina sinensis, листоватые такие как: Hypogymnia physodes, Parmelia olivacea, Physcia adsendens и другие.


Общее проективное покрытие лишайников (%)

Площадка

Береза

Сосна

Осина

ПП1

1,75

39,8

2,12

ПП2

1,8

38,5

2,18

ПП3

5,41

22,3

3,97

ПП4

9,41

60,4

4,77


Т.к. в данной местности преобладают северные ветра, то большинство вредных выбросов сдувается не в сторону города, а в сторону лесного массива, находящегося на юге, где мы и проводили наше исследование. Наличие в 5-ти километровой зоне лишайников накипных и кустистых лишайников, показывает, что концентрация в воздухе сернистого газа не превышает 0,05 мг/м3. Это является не плохим показателем. Поэтому можно сделать вывод, что влияние выбросов заводом сернистого газа не оказывает большого вредного влияния на экологию города, находящегося севернее исследуемого завода.


__________________________________________________________________________


IV-й этап – Заключительный


Шаг 17: Контроль и испытания

Из полученных данных мы видим, что большую площадь проективного покрытия имеют лишайники в более удалённой от завода местности и меньшую площадь имеют лишайники в загрязнённом районе. Но на первой и второй площадке у нас получился неожиданный результат: проективное покрытие лишайниками сосен на расстоянии 500 и 1000 метров (1-я и 2-я пробные площадки) оказалось больше, чем на расстоянии 2 км (3-я пробная площадка).



__________________________________________________________________________


Шаг 18: Коррекция


Выявленный нами на предыдущем шаге «парадокс» можно объяснить тем, что сосна – вечнозелёное растение, реагирующее на загрязнение сильнее, чем исследованные нами лиственные породы деревьев (береза и осина). И из-за того, что она меняет свою хвою не каждый год, а через 3-5 лет, сосна накапливает больше вредных веществ. Она ослабевает, а лишайники быстро заселяют мёртвые и ослабленные деревья, которые им не сопротивляются. Таким образом, можно сделать вывод о важности дифференцированного использования разных пород деревьев в лихеноиндикационных исследованиях.



__________________________________________________________________________


Шаг 19: Маркетинговые исследования и реклама


На основе выполненного проекта и полученных экспериментальных данных мне удалось подготовить довольно полный доклад по оценке загрязнений воздуха сернистым газом, с которым я выступил на уроке биологии в нашем классе. Полученные в ходе выполнения проекта данные мы опубликовали на школьном web-сайте. Теперь полученная нами информация стала доступна всем желающим.


__________________________________________________________________________






Шаг 20: Самооценка


В ходе выполнения проекта все поставленные задачи были нами выполнены. Помимо получения в ходе исследования необходимых результатов нами было изучено много материалов, посвящённых вопросам биоиндикации и в особенности лихеноиндикации. В дальнейшем мы планируем вести мониторинг загрязнений воздуха в нашем городе с помощью лихеноиндикации.









































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ НА МОДУЛЬНОЙ ОСНОВЕ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА»
  • Директору-завучу
Описание:

Особенности проектной деятельности, ее возможности и подводные камни. Избежать некоторых трудностей Вам помогут ответы на следующие вопросы.

Что такое проект?

Под проектом мы понимаем описание будущей деятельности, направленной на осуществление значимых изменений за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса.

 Проект обычно направлен на ликвидацию какого-либо серьезного недостатка, «разрыва» в  практике. При каких условиях возникает необходимость в использовании проектов? Прежде всего, в проблемных ситуациях, там, где перед людьми, вовлеченными в нее, стоит значимая проблема. Проблема, для которой:

существует несколько возможных путей по ее решению;

необходимо построение новой или существенная перестройка старой деятельности для ее решения; 

важны кооперация людей между собой для решения проблемы;

важно субъективное, личное отношение и самоопределение людей к предполагаемым результатам.

 Проект отличается от исследования тем, что исследование предназначено для получения нового знания, а проект для внесения значительных изменений в устоявшуюся практику. Проект конечен, имеет ограниченный цикл существования.

В проектной форме осуществляется изменения такого масштаба, на которое не решаются при осуществлении текущей деятельности. Говорить о проекте имеет смысл тогда, когда рассматривается такое изменение жизни при, котором, на первый взгляд, сложно оценить все последствия от внедрения, т.е. проектировщик имеет дело с ситуацией высокой неопределенности.

Автор Мирнова Марина Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1269
Номер материала 23336
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓