Главная / Музыка / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ « МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ>>

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ « МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ>>

Министерство культуры Волгоградской области

Филиал государственного образовательного бюджетного

учреждения культуры высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный институт искусств и культуры» в городе Камышин





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МДК.02.02. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ (ГИТАРА)»




СПЕЦИАЛЬНОСТИ 073101

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

ПО ВИДУ «ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА»






















Камышин 2014

Составитель: Банкова О.Г, преподаватель отделения народных инструментов филиала ГОБУК ВПО «ВГИИК» в г. Камышин




Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика обучения игре на инструменте (гитара)» - яв­ляется частью основной профессиональной образовательной программы ФГОУ СПО по специальности 073101 Инструментальное исполнительство СПО, разработанной в соответствии с примерной программой/ФГОС СПО третьего поколения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) «Методика обучения игре на инструменте (гитара)» адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, во­просы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.





СОДЕРЖАНИЕ


Наименование разделов

стр.

1. Введение

4

2. Образовательный маршрут по дисциплине

6

3. Содержание дисциплины

7

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

15

5. Глоссарий

17

6. Информационное обеспечение дисциплины

24


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «Методика обучения игре на инструменте (гитара)» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении до­машнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопро­сы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и зада­ния по промежуточной аттестации (при наличии экзамена).

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на за­нятии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим и/или лабораторным работам необходимо для получения зачета по дисциплине и/или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущен­ную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудитор­ная работа, включающая: подготовка к академическому концерту - два разнохарактерных произведения; подготовку к экзамену - три произведения различных по форме, содержанию и характеру исполнения и подготовку к техническому зачету: гаммы и этюды, музыкальные термины.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

По итогам изучения дисциплины проводится зачет или экзамен.

Зачет выставляется на основании оценок рубежного контроля.

Экзамен сдается по билетам либо в тестовом варианте, вопросы к которому приведены в конце УМКД.







2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи

количество

лабораторные занятия

Не предусмотрено

практические занятия

Не предусмотрено

Точки рубежного контроля

2

Итоговая аттестация

экзамен






Желаем Вам удачи!































Содержание учебной дисциплины

Раздел 1.


Общий курс методики преподавания игры на народных инструментах

(баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара,)


Тема 1. Введение.

Неуклонный рост исполнительского мастерства музыкантов, работающих в области народно-инструментального искусства. Задачи педагогики в деле воспитания подрастающего поколения.

Методика преподавания игры на народных инструментах как составная часть индивидуального обучения на основе анализа и обобщения опыта лучших отечественных исполнителей и педагогов.

Связь методики с основами психологии, педагогики, исполнительства, необходимость изучения достижений в каждой из этих наук и применение их теоретических положений в практическом обучении игры на инструменте.


Тема 2. Воспитательная работа педагога в классе специальности.

Воспитание любви к музыке. Эстетическое воспитание. Формирование художественного вкуса. Воспитание трудолюбия, воли. Эмоциональное воспитание. Воспитание навыков самостоятельности, индивидуальный подход к ученику. Интерес к любимому делу - основа успеха. Сохранение интереса к занятиям музыкой, как главный критерий успеха в работе и ученика, и педагога.

Тема 3. Музыкальные способности и их развитие.

Выявление музыкальных данных у поступающих в ДМШ (методика и психологический аспект приемных экзаменов).Музыкальный слух( его виды: мелодический, интонационный, гармонический, ритмический, темповый, метроритмический, штриховой, динамический, мышечный) Методы его развития. Развитие исполнительских способностей. Развитие навыков предслышания, координация видов слуха. Развитие музыкальной памяти. Синтетичность понятия «музыкальная память», включающего в себя слуховую, зрительную, двигательную, смысловую, эмоциональную и другие виды памяти. Непроизвольное и направленное запоминание. Развитие творческих задатков и практических навыков свободного музицирования. Подбор по слуху, сочинение, импровизация (методика и практика этих видов деятельности).

Тема 4. Методика проведения урока и организация домашней работы

ученика.

Формы проведения урока. Проверка задания, роль оценки, запись в дневник. Организация домашней работы ученика. Исполнение педагогом программы ученика на уроке - важный стимул в работе. Исполнительский анализ произведений - непременная составляющая сторона. О речи педагога. Владение словом - одна из основ успеха.

Тема 5. Работа над музыкальным произведением.

Значение работы над музыкальным произведением в общем процессе обучения и воспитания ученика. Художественный образ произведения и материализация его различными выразительными средствами. Стилевые и жанровые особенности произведения, их значение для верного отражения замысла композитора. Взаимосвязь между художественным содержанием произведения и технологическими средствами его воплощения.

Этапы работы над музыкальным произведением (знакомство с произведением; чтение нотного текста; работа над аппликатурой,

ритмом, штрихами; фразировка, артикуляция, штрихи как важнейшие составляющие части музыкальной речи; средства членения музыкального материала. Средства объединения его в единое целое. Агогика и динамика как средства выразительности и как средства членения музыкального материала. Темп, метроритм, ритм, штрихи, гармония, фактура, динамика как выразительные средства. Их роль в раскрытии художественной сути исполняемого.

Заучивание на память (виды памяти, распределение внимания исполнителя). Выгрывание. Работа над трудностями. Роль работы по частям. Переход к игре «в целом». Доведение произведения до уровня концертной готовности. Управление механизмом исполнения. Равновесие рационального и эмоционального начала.

Тема 6. Крупная форма и особенности работы над ней.

Виды крупной формы. Произведения, являющиеся переходными от миниатюр к крупной форме (концертино, сонатина). Значение работы над ними для подготовки учащихся к исполнению произведений крупной формы. Стилевые и жанровые особенности исполняемого материала и их значение для верного отражения замысла композитора. Выбор темпа, динамики.

Многообразие тематического материала и связанная с этим образная многоплановость как наиболее значительная трудность исполнения крупной формы. Роль связующего материала и особенности его исполнения. Работа над фразировкой. Нахождение и осмысление местных и центральной кульминаций. Объединение музыкального материала в единое целое. Роль партии солиста и концертмейстера.

Тема 7. Академические концерты, экзамены.

Обсуждение игры учащихся. План обсуждения, его профессиональный, психологический и этический аспекты.

Профессиональность, плановость обсуждения, как непременное условие процесса. План характеристики исполнения. Важность оценки всех выразительных средств исполненного музыкального материала. Психологический, этический аспект обсуждения.

Тема 8. Стили в музыке, их особенности.

Отличительные черты стилей барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма, неоклассицизма, неофольклоризма. Исторические предпосылки возникновения этих направлений. Особенности мелодического языка, гармонии, динамики, метроритма, штрихов, фактуры в зависимости от стиля.

Тема 9. Работа педагога над учебной документацией.

Индивидуальный план учащегося. Роль работы над этим документом. Его организующее начало. Правильный выбор программы - важнейшее условие, обеспечивающее профессиональный рост ученика. Критерии выбора программы. Полугодовое подведение итогов - оценка деятельности и ученика и педагога. Дневник учащегося, как документ отчетности за проведенную педагогом работу, как документ, организующий домашнюю работу ученика. Особенности ведения

дневника. Оценка знаний ученика, ее роль. Психологическое воздействие оценки.

Тема 10. Изучение методических материалов

Г. Когана «У врат мастерства», «Работа пианиста»; К. Мартинсена

«Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано» и др.

Тема 11. Исполнение и исполнительский анализ учащимися пьес из

репертуара ДМШ.

Аннотация, как основа исполнительского анализа; подготовка к исполнению. Выбор темпа, динамика штрихов, особенности аккомпанемента, фразировка, определение и осмысление частных и общих кульминаций, объединение музыкального материала в единое целое. Умение осмыслить и донести образную суть исполняемого.

Тема 12. Открытые уроки учащихся и преподавателей с последующим

обсуждением.

Планирование урока. Тематика уроков:

  1. «Методика разбора музыкального произведения».

  2. «Работа над ритмом».

  3. «Работа над аппликатурой».

  4. «Работа над штрихами».

  5. «Работа над фразировкой».

  6. «Работа над образной стороной».

  7. «Работа над техникой».
    Обсуждение урока. План обсуждения.

Тема 13. Работа по профориентации с учащимися ДМШ.

Всемерное развитие таланта - основная цель педагогической деятельности. Развитие интереса к исполнительской деятельности. Конкурсы, концертная работа в классе специальности как основа развития интереса к музыке, к исполнительству. Формирование у учащегося убежденности в том, что служение музыке, занятость любимым делом это высшая цель.

Тема 14. Работа по подготовке набора в ДМШ.

Старшие группы детских садов, младшие классы общеобразовательных школ - «питательная» среда для набора. Организационная работа в представителями администрации вышеуказанных заведений, с родителями.

Общение с детьми. Формы общения. «Живая музыкаа», как наиболее действенная сила, воздействующая на эмоциональную сферу детей. Сочетание слова и музыки как наиболее доступная и наиболее эффективная форма общения. Методы выявления наиболее одаренных

детей.

Тема 15. Концертная работа в классе специальности.

Накопление репертуара, значение этого фактора. Музицирование на эстраде, общение с публикой - высшая цель, к которой стремятся и педагог и ученик. Публичный концерт, воздействие на публику, несущее в себе эмоциональную энергетику, воспитывающее начало.


Раздел 2.


Специальный курс преподавания игры на инструменте.


Методика формирования исполнительской техники баяниста (аккордеониста)


Тема 1. Основы постановки инструмента, рук, посадки на начальном этапе обучения.

Посадка. Положение инструмента. Постановка рук (естественное положение, положение рук на инструменте, целесообразность мышечных усилий, опорное звукоизвлечение, чередование «работа -отдых», об условности понятия «свобода игрового аппарата исполнителя», методы освобождения игрового аппарата с учетом специфики инструмента, независимость игровых звеньев).

Тема 2. Проблемы свободы игрового аппарата в динамике.

Позиции кисти и техника перемены позиции. Аппликатурные принципы (принцип «подряд», традиционный, крайний звук - крайний палец, гармоничное развитие и использование всех пальцев). Техника исполнения легато, нон легато, стаккато, легато на ноте, тенуто, маркато, октавная техника, репетиции, арпеджио, подкладывание первого пальца, аккордовое легато. Проблема слабых пальцев. Приемы их развития.

Тема 3. Зажатие игрового аппарата и его причины.

Взаимозависимость рук, пальцев. «Провал» или «выпуклость» запястья. Чрезмерное давление на клавиатуру. Ошибки посадки,постановки рук, положения инструмента, регулировки ремней. Нерациональная аппликатура.

Тема 4. Штрихи на баяне и аккордеоне. Образная суть штриха.

Штрихи во временном соотношении. Зависимость качества штриха от темпа, характера, стиля.

Тема 5. Техника ведения меха.

Опора о «воздушный столб» при ведении меха. Техника ведения меха при исполнении «легато». Филировка. Меховое стаккато, нон легато. Акценты и их виды. Сфорцандо. Тремоло мехом, рикошеты. Типичные ошибки.

Тема 6. Техника смены меха.

Основные принципы. Типичные ошибки (нарушение уровня звука после смены меха, толчок меха после смены, игра «на пределе», недослушивание длительности перед сменой меха, «боязнь» смены меха (роль психологического фактора), смена меха как причина мышечного зажатия, диминуэндо перед сменой меха, смена меха на ноте, длинный ремень на левом полукорпусе). Упражнения на смену меха.

Тема 7. Работа с начинающими.

Вступление. Первые уроки (примерный план). Психологический аспект. Методика работы над формированием постановки рук и инструмента. Методика разбора музыкального произведения. Работа над текстом: ноты, аппликатура, ритм, штрихи, аккомпанемент. Методика формирования навыков самостоятельности.

Тема 8. Работа над полифонией.

Виды полифонии. Способы выделения голосов. Стилевые особенности музыки Баха, полифонии вообще.

Тема 9. Формирование исполнительской техники.

Слагаемые технического комплекса исполнителя. Сознание, его роль в работе над техникой. Гаммы и упражнения. Их роль в развитии техники.

Тема 10. Исполнительская практика.

Открытые уроки. Исполнение учащимися подготовленных пьес из репертуара 2-х - 3-х классов ДМШ с последующим исполнительским анализом. Открытые уроки в классе педагогической практики с последующим анализом.


Методика формирования исполнительской техники домриста, балалаечника, гитариста.



Тема 1. Упражнения доигрового периода.

Развитие слуха, ритма, накопление музыкальных впечатлений учащегося. Азбука мышечной работы: воспитание трех видов тонусного состояния во всем теле, в различных частях тела, воспитание двигательной культуры работы пальцев. Подготовительные упражнения в доигровом периоде, выработка нужных ощущений у учащегося.

Упражнения первой стадии. Воспитание трёх фраз тонусного фона во всём теле: расслабленности – весомости, тяжести; лёгкого тонуса – радости, приподнятости; дозировки активности от лёгкости до максимума. Упражнения 2-ой стадии.

Воспитание ощущения активности в различных частях тела: в мышцах спинно-плечевого пояса (мышцы бёдер, спины, плеча), предплечья, кисти, пальцев, подушечек пальцев.

Упражнения 3-ей стадии. Воспитание двигательной культуры пальцев и их частей (фаланг и подушечек), овладение техникой броска и нажима.


Тема 2. Посадка. Постановка. Основы звукоизвлечения.

Посадка. Положение инструмента. Основные точки опоры и дополнительные. Устойчивое удержание инструмента. Эстетика посадки ученика. Подставка: «за» и «против». Постановка рук (положение левой и правой руки, положение пальцев). Процесс приспособления учащегося к инструменту.

Выработка устойчивости посадки и правильного положения инструмента в комплексе задач игрового действия. Строение и функции исполнительского аппарата. Выбор посадки в зависимости от анатомо-физиологических особенностей играющего. Варианты посадки.

Типичные недостатки постановки и посадки, встречающиеся в педагогической практике. Устранение дефектов посадки постановки.


Тема 3. Понятие свободы мышечного аппарата. Предпосылки зажатия рук.

Психологические факторы, определяющие состояние двигательного аппарата. «Дыхание» в руках учащегося. Предплечье-кисть-запястье. Независимость в работе рук. Принцип постепенности и последовательности в освоении инструмента. Основные признаки профзаболеваний и их устранение.


Тема 4. Устройство и хранение инструмента. Изготовление медиатора.

Настройка и подготовка инструмента к игре. Тембро-динамические и выразительные возможности концертного инструмента, его качественные характеристики: струны, лады, медиатор. Хранение и профилактический ремонт инструмента. Мелкий ремонт (устранение звона, треска, выравнивание подставки и т.д.). Материал для изготовления медиатора, его форма и заточка. Средства для шлифовки.


Тема 5. Приемы игры на инструменте.

Понятие «прием игры». Основные приемы игры и красочные. Техника воспроизведения. Художественная целесообразность применения того или иного приема игры.


Тема 6. Основы аппликатуры.

Понятие аппликатуры. Особенности формирования игровых движений левой руки. Разновидности аппликатуры. Зависимость аппликатуры от характера звука, динамики, артикуляции, фразировки, темпа. Вопросы аппликатуры в начальном обучении. Аппликатура в кантилене. Аппликатура в технически сложных эпизодах. Понятие «удобная», «рациональная» аппликатура. Индивидуальный характер аппликатуры.


Тема 7. О звукоизвлечении. О работе правой руки.

Понятие «способ звукоизвлечения». Тремолирование в кантилене. Достижение выразительного, красивого звучания. Упражнения для правой руки. Качество медиатора. Нюансы в постановке. Атака звука, ведение звука, окончание (снятие) звука – как техника звукоизвлечения на домре и балалайке. Работа над артикуляцией.


Тема 8. О работе левой руки. Позиции.

Анатомические особенности пальцев левой руки. Их функции на инструменте. Порядок включения в работу. Упражнения начального периода обучения. Определение позиции. Позиционная игра. Три вида смены позиций. О боковом движении пальцев левой руки.


Тема 9. Понятие «техника игры» и предпосылки развития беглости.

Двигательные способности. Выработка свободной координации игровых движений, двигательной точности и чуткости на гаммах, арпеджио, тетрахордах и др. Крупная и мелкая техника. Методика работы над ней. Этюды как неотъемлемая часть развития техники. Значение систематической работы над инструктивным материалом. Трелеобразные упражнения, тетрахорды. О координации. Гаммы и арпеджио в одной позиции.

Этюды – переход от гамм и упражнений к художественным произведениям. Принципы работы над этюдами.


Тема 10. Слуховая работа исполнителя. Интонирование. Работа над кантиленой.

Воспитание слухового самоконтроля (умение вслушиваться в качество звучания, градации звука). Точность интонирования как необходимое условие музыкального развития учащегося. Интонация в акустическом и исполнительско-художественном смыслах. Исполнительский слух и его роль в овладении выразительными средствами исполнения.

Понятие структуры музыкальной фразы – нарастание, кульминация, спад. Дыхание во фразе. Чередование «работа-отдых» во время тремолирования. Роль анализа в развитии исполнительского слуха. Взаимосвязь внутрислуховых представлений домриста и его игровых движений, обеспечивающая «дыхание» мышц в резонансе со структурой музыкального произведения (совпадение «дыхания» мышц исполнителя с «дыханием» исполняемой им музыки).


Тема 11. Штрихи на домре, балалайке, гитаре.

Понятие «штрих». Основные виды штрихов. Графическое изображение и особенности техники их выполнения. Художественная выразительность штрихов. Штрих как средство артикуляции. О различных способах исполнения приёмов и штрихов. Классификация приёмов и штрихов. Условные обозначения. Сопоставление различных толкований и методов подхода к проблеме штрихов.


Тема 12. Обзор различных методик преподавания и исполнительских школ.

Методические издания, школы игры и нотная литература

представителей московской исполнительской школы, ленинградской, киевской, уральской, сибирской и др.


ТЕСТ № 1.

для проведения входного среза знаний

по дисциплине: «Методика обучения игре на инструменте»

для 3 курса


для специальности 070102 «Инструментальное исполнительство»

специализации 070102.04 Инструменты народного оркестра



  1. Изучение методики как предмета необходимо для:

а) развития навыков риторики

б) общего развития

в) выполнения учебного плана

г) обучения и систематизирования навыков преподавания

  1. Стилистическая направленность творчества П.И. Чайковского:

а) классицизм

б) барокко

в) импрессионизм

г) романтизм

  1. Что включает в себя исполнительский план к тому или иному произведению?

а) динамику

б) артикуляцию

в) агогику

г) логику развития

д) совокупность всех средств

  1. Фразировка в музыке – это:

а) процесс членения музыкального материала и объединение его в единое целое

б) разделение на фразы

в) объединение музыкального материала

г) красивое словосочетание

  1. Рубато – это:

а) строгая пульсация в музыке

б) акцентированное произношение

в) изменчивость пульса, - ускорения и замедления

г) манера исполнения, близкая к кантилене.



Критерии оценки:


Правильный ответ……………..…………………………………... – 1 балл


Оценочная шкала: 5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

2 балла – «2»


Преподаватель _____________________



ТЕСТ № 2.

для проведения промежуточной аттестации студентов III курса

по дисциплине: «Методика обучения игре на инструменте»


для специальности 070102 «Инструментальное исполнительство»

специализации 070102.04 Инструменты народного оркестра



  1. Интонирование – это:

а) слуховой контроль исполнения

б) точное следование тексту

в) исполнение с нюансами

г) произношение музыкальной фразы, включающее в себя весь комплекс средств выразительности.

  1. Предслышание исполнителя – это:

а) сопутствующая исполнению функция, но не обязательная

б) функция, используемая перед началом исполнения

в) совершенно ненужная функция

г) основной критерий процесса исполнения.

  1. Что такое координация слуха и двигательной системы?

а) согласие двух начал, при подчинении второго - первому

б) умение слышать результат движений

в) оба вида проявляются независимо друг от друга

г) подчинение слуха двигательному процессу

  1. Какие качества характера могут воспитывать занятия музыкой?

а) мягкость, безволие, слабохарактерность

б) мужество, трудолюбие, волю, силу духа

в) нежность, сентиментальность

г) рассеянность, понижение остроты реакции

  1. Какой из перечисленных видов является видом музыкального слуха?

а) штриховой

б) гармонический

в) мелодический

г) ритмический

д) все вышеуказанные

Критерии оценки:


Правильный ответ……………..…………………………………... – 1 балл


Оценочная шкала: 5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

2 балла – «2»



Преподаватель _____________________



ТЕСТ № 3.

для проведения промежуточной аттестации III к.

по дисциплине: «Методика обучения игре на инструмете»


для специальности 070102 «Инструментальное исполнительство»

специализации 070102.04 Инструменты народного оркестра


ЗАДАНИЕ


  1. Кто из перечисленных композиторов творил в стиле «классицизм»?

а) П. Чайковский

б) Д. Скарлатти

в) Э. Григ

г) И. Гайдн


  1. Какие из перечисленных произведений не являются «крупной формой»?

а) объём текста более десяти печатных страниц

б) произведение, написанное в сложной трёхчастной форме

в) произведение, написанное в форме «сонатного аллегро»

г) любая из частей сонаты, концерта


  1. Что является основой артикуляции?

а) фактура

б) гармония

в) штрихи и смысловое ударение

г) аккомпанемент


  1. Стили в музыке. «Романтизм» - это:

а) обобщённый взгляд на мир, на эпоху

б) пафосная манера исполнения

в) обращение к внутреннему миру героя, личности.

г) монументальность, величественность, драматизм


  1. Композитор-романтик – это:

а) В. Моцарт

б) И. Николаев

в) А. Вивальди

г) Ф. Шопен


Критерии оценки:


Правильный ответ……………..…………………………………... – 1 балл


Оценочная шкала: 5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

2 балла – «2»


Преподаватель _____________________



ТЕСТ № 4

для проведения входного среза

по дисциплине: «Методика обучения игре на инструменте»

для студентов 4 курса


для специальности 070102 «Инструментальное исполнительство»

специализации 070102.04 Инструменты народного оркестра


  1. Принципы постановки рук, инструмента и посадки:

а) важны до определённой степени.

б) для начального этапа обучения – не обязательны

в) основополагающая система, фундамент исполнительской школы

г) исходя из пожеланий ученика

  1. Маркато как штрих выражает характер:

а) нежность

б) изящество

в) легкость, игривость

г) мужественность, утвердительность

  1. Баян (аккордеон) принципиально отличаются от фортепиано:

а) внешним видом

б) размерами

в) количеством клавиш

г) возможностью управлять звуком после звукоизвлечения

  1. Какой вид полифонии использует И.С. Бах в своих инвенциях?

а) подголосочная

б) контрастная

в) имитационная

г) не использует вовсе

  1. Основной принцип выбора аппликатуры основан на:

а) на пожеланиях ученика

б) гармоничном развитии пальцев

в) вопрос не настолько важен, чтобы обращать на него внимание на начальном этапе обучения

г) возможности реализации художественного замысла композитора




Критерии оценки:


Правильный ответ……………..…………………………………... – 1 балл



Оценочная шкала: 5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

2 балла – «2»



Преподаватель _____________________



ТЕСТ № 5

для проведения промежуточной аттестации студентов IV к.,

баян-аккордеон

по дисциплине: «Методика обучения игре на инструменте»


для специальности 070102 «Инструментальное исполнительство»

специализации 070102.04 Инструменты народного оркестра


  1. При каком штрихе длительность выдерживается наиболее полно?

а) маркато

б) сфорцандо

в) тенуто

г) легато


  1. Какой из использованных терминов не является обозначением штриха?

а) нон легато

б) маркато

в)сфорцандо

г) рубато

д) стаккато


  1. Основа формирования игрового аппарата это:

а) правильная посадка

б) правильная постановка инструмента

в) постановка рук, основанная на естественном положении

г) вышеперечисленные принципы в комплексе

д) хорошее настроение


  1. Играет ли какую-либо роль психология в решении технических задач?

а) играет, и часто решающую роль

б) не имеет никакого отношения

в) зависит от характера исполнителя

г) это отдельно существующая проблема


  1. Какая манера исполнения уместна в фуге И.С. Баха?

а) близкая к романтической

б) сухо, строго, динамически неподвижно

в) строго, но с выявлением логики развития музыкального материала

г) чувственно, выразительно, насколько это возможно


Критерии оценки:


Правильный ответ……………..…………………………………... – 1 балл

Оценочная шкала: 5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

2 балла – «2»


Преподаватель _____________________



ТЕСТ № 6

для проведения промежуточной аттестации IV к.,

баян-аккордеон

по дисциплине: «Методика обучения игре на инструменте»


для специальности 070102 «Инструментальное исполнительство»

специализации 070102.04 Инструменты народного оркестра


  1. Способы выявления полифонической фактуры:

а) за счет характера туше

б) за счет динамики

в) понимание и использование штриховой природы материала

г) все способы указанные выше.

  1. Средства членения музыкального материала при фразировании:

а) крещендо

б) цезура, диминуэндо (замедление)

в) изменения силы звука

г) смена меха


  1. Что не является ошибкой при смене меха?

а) смена меха на звуке

б) нарушение уровня звука после смены меха

в) сокращение длительности звука перед сменой меха

г) смена меха между фразами


  1. Какой принцип выбора аппликатуры предпочтителен?

а) с использованием наиболее сильных пальцев

б) с учётом пожеланий ученика

в) не имеет значения вообще

г) принцип гармоничного использования и развития всех пальцев


  1. Какую роль в музыке играет динамика?

а) средство выразительности

б) средство фразировки

в) средство выявления логики развития музыкального материала

г) все перечисленные в комплексе

Критерии оценки:


Правильный ответ……………..…………………………………... – 1 балл


Оценочная шкала: 5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

2 балла – «2»


Преподаватель _____________________


Вопросы к экзамену по методике обучения игре на русских народных инструментах


1.Вопросы по методике обучение игре на народных инструментах (общий курс)



  1. Воспитательная работа в классе специальности.

  2. Музыкальные способности и их развитие.

  3. Виды слуха и памяти.

  4. Слух мелодический, гармонический, ритмический.

  5. Слух интонационный, темповый, штриховой.

  6. Память зрительная, двигательная, логическая,образно-смысловая.

  7. О координации видов слуха и памяти.

  8. Предслышание, его роль в исполнительстве.

  9. О координации предслышания с двигательной и зрительной памятью.

  10. Работа над музыкальным произведением в младших классах

  11. Воспитание навыков самостоятельной работы.

  12. Работа над музыкальным произведением в старших классах.

  13. Фразировка в музыке, как средство синтаксиса музыкальной речи и как средство выразительности.

  14. Мелодия, аккомпанемент, гармония, фактура.

  15. Темп, ритм, метроритм, динамика.

  16. Штрихи, смысловое ударение – как основа артикуляции и музыкальной речи.

  17. Этапы работы над музыкальным произведением.

  18. Крупная форма и особенности работы над ней.

  19. Академические концерты. Обсуждение игры учащихся, план обсуждения – профессиональный и психологический аспекты.

  20. Стили в музыке. Об особенностях барокко, классицизма.

  21. Стили в музыке. Романтизм, импрессионизм.

  22. Современный музыкальный язык, Об особенностях мелодического, гармонического языка, о круге образов.

  23. Динамика, штрихи, манера исполнения в зависимости от стиля.

  24. Работа над учебной документацией в ДМШ.

  25. Работа по профориентации с учащимися ДМШ.

  26. Концертная работа в классе специальности.

  27. Развитие практических навыков (подбор на слух, сочинение, импровизация, аккомпанемент)

  28. О межпредметной связи. Сольфеджио – как основа развития практических навыков.


2.Вопросы по методике формирования исполнительской техники музыканта-исполнителя


(специальный курс – баян-аккордеон)


  1. Основы постановки рук, инструмента, посадки на начальном этапе обучения.

  2. Понятие о естественности положения рук, как основы формирования игрового аппарата.

  3. Об условности понятия «Свобода игрового аппарата»

  4. О целесообразности усилий.

  5. Чередование «работа-отдых» - как основа двигательной системы.

  6. Опорное звукоизвлечение, его принципы.

  7. Методы освобождения игрового аппарата с учетом специфики инструмента.

  8. «Зажатия» и их причины.

  9. «Зажатия» психологического порядка.

  10. Взаимозависимость рук, пальцев. Причина ее проявления, способы преодоления.

  11. Аппликатура. Ее роль в игровом процессе.

  12. Основные принципы выбора аппликатуры.

  13. Техника смены меха, ее природа, ее принципы.

  14. О типичных ошибках при смене меха.

  15. Специальные упражнения на смену меха.

  16. Техника ведения меха, меховые приемы.

  17. Акцент, сфорцандо, деташе, маркато. Техника исполнения.

  18. Тремоло мехом, техника исполнения.

  19. Триольное тремоло.

  20. Рикошет триольный.

  21. Рикошет квартольный

  22. Штрихи на баяне-аккордеоне.

  23. О выразительности штрихов.

  24. Штрихи во временном соотношении

  25. Штриховые краски в зависимости от качества звукоизвлечения.

  26. Работа над полифонией.

  27. О видах полифонической фактуры.

  28. О способах выявления полифонической фактуры.

  29. О технике исполнения арпеджио (длинного,короткого)

  30. О работе над крупной техникой.

  31. О работе над мелкой техникой.


(специальный курс – домра, балалайка, гитара)


  1. Понятие свободы исполнительского аппарата. Предпосылки зажатия рук. Подготовка учащегося в доигровом периоде.

  2. Посадка и постановка . Упражнения начального периода обучения. Работа в позиции.

  3. Понятие «Техника игры». Предпосылки развития беглости (тетрахорды, ритмика). О координации движений.

  4. Технический минимум для учащегося ДМШ.

  5. О работе левой руки домриста. Позиционная игра и смена позиций на домре.

  6. Три вида аппликатуры. Значение аппликатуры в художественно-исполнительской практике (примеры для сравнения). Факторы, влияющие на выбор аппликатуры.

  7. О звукоизвлечении на домре. О работе правой руки домриста. Специфика освоения основных приемов игры и штрихов.

  8. О тремолировании.

  9. Понятие «Исполнительская техника». Виды техники. О работе над гаммами одинарными и двойными нотами.

  10. Аккордовая техника. Динамические упражнения.

  11. Слуховая дисциплина домриста и балалаечника. Интонирование. Работа над кантиленой. Опережающая работа слуха домриста.

  12. О системах условных обозначений на струнных инструментах. Терминология и графика приемов игры. Определение понятий «прием» и «штрих».

  13. Артикуляционные штрихи.

  14. Красочные приемы игры.

  15. О технике переходов со струны на струну. Работа над арпеджио в позиции, со сменой позиций. Сравнительный анализ техники «подцепа» в методической литературе.

  16. Настройка инструментов. О медиаторе (материал, форма, величина)

  1. Инструктивный и художественный материал для обучения игры на домре. ). Методика работы с инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды, сборники, «школы», «самоучители»).

  1. «Гитарные приемы» на балалайке, их виды и способы исполнения.

  2. Об исполнении мелизмов (форшлаги, морденты, группетто).

  3. Овладение двумя основными приёмами игры на гитаре: апояндо и тирандо. Способы их исполнения. Применение этих приёмов в разных видах музыкальной фактуры.

  4. Аппликатура правой руки гитариста, её варианты в различных видах музыкальной фактуры (гаммообразные пассажи, аккорды, арпеджио, двойные ноты, октавы, трели).

  5. Наиболее распространённые проблемы первоначального этапа обучения на гитаре, домре, балалайке.



Библиографический список (баян, аккордеон)

  1. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепьяно / А. Д.Алексеев. – Москва, 1978.

  2. Алексеев, И. Д. Методика преподавания игры на баяне / И.Д .Алексеев. – Москва : Музгиз,1960.

  3. Акимов, Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне / Ю. Акимов. – Москва, 1980.

  4. Беляков, В. Аппликатура готово-выборного баяна / В. Беляков, Г. Стативкин. – Москва, 1978.

  5. Гинзбург, Л. О работе над музыкальным произведением / Л. Гинзбург. – Москва, 1986.

  6. Говорушко, П. Основы игры на баяне / П. Говорушко. – Ленинград, 1963.

  7. Голубничий, В. И. Музыкально-выразительные средства баяниста - исполнителя и их функции // Вопросы воспитания баяниста : методические разработки / сост. Ю. В. Бардин. – Саранск, 1984.


Библиографический список (струнно-щипковые инструменты)


1.Александров, А. Школа игры на домре / А.Александров. – Москва, 1972.

2.Александров, А. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на домре / А.Александров. – Москва, 1978.

3.Алексеев, А. Методика игры на фортепиано / А.Алексеев. – Москва, 1986.

4.Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. Агафошин. – Москва, 1983.

5.Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке / Л. Ауэр. – Москва, 1965.

6.Аппликатура начального обучения домриста / сост. Чунин В. С. – Москва, 1988.

7.Андрюшенков, Г. Начальное обучение игре на балалайке / Г. Андрюшенков. – Ленинград, 1998.

8.Антонов, Е. Страх сцены у юных музыкантов и некоторые пути его преодоления / Е. Антонов, Л. Криштоп. – Ленинград, 1997.

9.Блинов, Е. Г. Методические рекомендации к курсу обучения игре на балалайке / Е. Блинов. – Екатеринбург, 2006.



Пояснительная записка


Учебно-методический комплекс по предмету «Методика обучения игре на инструменте» (народные инструменты) составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «Инструментальное исполнительство» «Инструменты народного оркестра» (повышенный уровень среднего профессионального образования). В основу УМК положена Примерная программа по дисциплине «Методика обучения игре на инструменте». Методика обучения игре на инструменте является составной частью профессиональной подготовки студентов и предусматривает овладение теоретическими и практическими основами обучения игре на народных инструментах в объеме необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств.

Основной целью предмета является обучение студентов необходимыми знаниями по вопросам методики обучения игры на народных инструментах и их практической реализации в последующей педагогической

работе.

Задачи курса:

-освоение основных принципов методики музыкального обучения и

воспитания

-формирование самостоятельности в выборе форм и методов педагогического процесса - изучение учебно-методической литературы и педагогического репертуара,
перспективных педагогических принципов отечественных и зарубежных
школ в области исполнительства

В результате обучения студент должен знать:

  • педагогические принципы обучения игре на народных
    инструментах

  • изучить опыт выдающихся педагогов, знать о роли педагога в
    воспитании молодого музыканта

уметь применять теоретические знания методики в практической работе с учащимися, планировать учебный процесс, осуществлять исполнительский анализ произведений из репертуара ДМШ, грамотно работать с учебной документацией (дневник, журнал, индивидуальный план).

- ознакомиться с произведениями различных жанров и стилей, изучаемых
на разных этапах обучения детей и подростков.


Методология разработки курса строится на основе специфики специализации «Инструменты народного оркестра», включающей в себя инструменты: домра, балалайка, баян (аккордеон), гитара. В связи с этим, курс делится на два равноправных раздела:

1. Общий курс. «Общие вопросы методики преподавания игры на русских народных инструментах» (5,6 семестр)

2. Специальный курс. «Методика формирования исполнительской техники музыканта-исполнителя» (7 семестр)

В первом разделе рассматриваются наиболее общие вопросы методики, такие как - планирование учебного процесса, методика проведения урока в классе по специальности, работа над музыкальным произведением, подготовка к концертному выступлению и т.д. Во втором разделе курса рассматриваются вопросы, касающиеся формирования исполнительской техники исполнителя, то есть непосредственно специфики обучения игре на каком-либо конкретном инструменте (домре, балалайке, баяне или аккордеоне, гитаре), такие как - совершенствование постановки исполнительского аппарата, развития технических навыков учащегося, работа над звукоизвлечением, освоение приёмов игры, штрихов и т.д.

Первую часть курса (общий курс) – раздел, посвященный общим вопросам методики и педагогики – ведет один преподаватель, методист отдела. Вторую часть курса (специальный курс) – раздел, посвященный формированию исполнительской техники – ведут преподаватели-специалисты по струнно-щипковым и клавишным инструментам отдельно.

На изучение общего курса отводится 72 часа, на изучение специального курса – 32 часа. Для изучения второй части курса (специального) формируется две группы (струнно-щипковые и клавишные).

Курс строится на органичном сочетании лекционных и семинарских (в т.ч. практических) занятий. Лекционная часть курса посвящается изучению теоретических основ методики преподавания игры на инструменте (для наиболее полного рассмотрения отдельных вопросов необходимо основываться на хорошо разработанных классических методиках для других инструментов), семинарские занятия – ознакомлению с методической литературой, обсуждению студенческих рефератов, докладов и рассмотрению отдельных методических вопросов, недостаточно освящённых в издаваемой методической литературе. На семинарских занятиях студенты выполняют также практические задания: самостоятельно редактируют скрипичные или фортепианные произведения из педагогического репертуара, анализируют методическую литературу, изучают отдельные упражнения на инструменте и рекомендации по посадке и постановке, требующие личного показа.




Учебно - тематический план

Раздел 1.


Общий курс методики преподавания игры на народных инструментах

(домра, балалайка, гитара, баян, аккордеон)


п\п

Наименование тем

Количество часов




общее кол-во часов

теоретич. занятия

практич. занятия

1

Введение

2

2

-

2

Воспитательная работа педагога в классе специальности

2

2

-

3

Музыкальные способности и их развитие

10

4

6

4

Методика проведения урока и организация домашней работы ученика

6

2

4

5

Работа над музыкальным произведением

10

4

6

6

Крупная форма и особенности работы над ней

2

2

-

7

Академические концерты. Обсуждение игры учащихся. План обсуждения -профессиональный и психологический аспекты

2

2

-

8

Стили в музыке, их особенности.

4

2

2

9

Работа педагога над учебной документацией

2

2

-

10

Изучение методических материалов выдающихся педагогов.

10

6

8

11

Исполнение и исполнительский анализ учащимися пьес из репертуара ДМШ

-

-

6

12

Открытые уроки учащихся и преподавателей с последующим анализом

-

-

6

13

Работа по проф. ориентации с учащимися ДМШ

2

-

-

14

Работа по подготовке набора в ДМШ

2

-

-

15

Концертная работа в классе специальности

2

-

-

16

Контрольные уроки

4

-

-


Всего по разделу

72



Раздел 2. Специальный курс.

Методика формирования исполнительской техники музыканта-исполнителя.


Методика формирования исполнительской техники баяниста (аккордеониста).


1

Основы постановки рук, инструмента, посадки на начальном этапе обучения

4

2

2

2

Формирование игрового аппарата в динамике

4

2

2

3

Зажатие игрового аппарата и его причины.

2

2

-

4

Штрихи на баяне и аккордеоне

4

2

2

5

Техника ведения меха

2

2

-

6

Техника смены меха

4

2

2

7

Работа с начинающими

2

2


8

Работа над полифонией

2

2

-

9

Формирование исполнительской техники

4

4

-

10

Исполнительская практика и открытые уроки

2

-

2

11

Контрольный урок

2

-

-


Всего по разделу

32




Методика формирования исполнительской техники домриста, балалаечника, гитариста.



1

Упражнения доигрового периода

2

1

1

2

Принципы начального музыкального обучения: посадка, постановка, основы звукоизвлечения

4

2

2

3

Понятие свободы мышечного аппарата. Предпосылки зажатия рук.

2

2

-

4

Инструмент. Его устройство и хранение. Изготовление медиатора

2

1

1

5

Приемы игры на инструменте

2

2

-

6

Основы аппликатуры

2

2

-

7

О звукоизвлечении. О работе правой руки.

2

2

-

8

О работе левой руки. Позиции.

2

2

-

9

Понятие «техника игры» и предпосылки развития беглости.

4

2

2

10

Слуховая работа исполнителя. Интонирование. Работа над кантиленой.

2

1

1

11

Штрихи на домре , балалайке, гитаре.

4

4

-

12

Обзор различных методик преподавания и исполнительских школ

2

1

1

13

Контрольные уроки

2

-

-


Всего по разделу

32




Общее количество аудиторных занятий

104





На самостоятельную работу студента отводится 36 часов, по 12 в каждом семестре.


Формы контроля

Окончание 5 и 6 семестра предусматривает зачётную форму контроля (тестирование и контрольные вопросы). В соответствии с учебным планом, в конце 7-го семестра проводится экзамен по предмету «Методика обучения игре на инструменте», на котором студент должен ответить на два теоретических вопроса (общепедагогического и узкоспециального направления). А также продемонстрировать, как основные теоретические положения могут применяться при игре на народных инструментах (исполнить и разобрать два-три классических произведения из репертуара средних и старших классов музыкальной школы).


5. Глоссарий


Глоссарий музыкальный

Аккомпанемент—музыкальное сопровождение солиста (певца, инструменталиста), хора, ансамбля, танца, гимнастических упражнений и т.д.

Аккорд (созвучие) — одновременное звучание трех или более звуков, раз-личных по высоте, названию.

Акцент (ударение) — подчеркивание какого-либо звука, аккорда. А. имеет различные графические обозначения. Они проставляются в вокальных (сольных и хоровых) партиях над нотоносцем (при отсутствии текста); в инструментальных произведениях А. может проставляться между нотными строками или над каждой в отдельности в зависимости от исполнительской выразительности.

Ансамбль (вместе).

1. Музыкальное произведение для нескольких исполнителей: дуэт (двое исполнителей), трио или терцет (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т.д.

2. Единый художественный коллектив.

3. Слитность, согласованность хорового исполнения.

Гамма — звукоряд — последовательное звучание ступеней лада в восходящем и нисходящем движениях. Наиболее распространены Г. диатоническая (из 7 ступеней) и хроматическая (из 12 ступеней).

Гармония.

1. Последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности.

2. Учебный предмет в теории музыки.

Диапазон— звуковые возможности певческого голоса или какого-либо инструмента, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса (инструмента).

Динамика (сила) — использование усиления или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные графические обозначения Д.: ((форте) — громко, р (пиано) —тихо, mf (меццо форте) —умеренно громко, mp (меццо пиано) — умеренно тихо, crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) —ослабляя и др.

Длительность — свойство звука, определяющее, его протяженность. Основным обозначением длительности служит целая нота, равная двум половинным нотам, четырем четвертным нотам, восьми восьмым нотам и т. д.

Диссонанс — созвучие, в котором звуки не сочетаются, вызывают ощущение несогласованности.

Жанр — понятие, определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом (марш, танец и т.п.).

Звук музыкальный — колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, длительность, тембр, динамику (силу).

Звукоряд — последовательность основных ступеней лада: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Импровизация — творческая деятельность непосредственно во время исполнения, т.е. придумывание своих вариантов песен, танцев, маршировок и т.д.

Интервал — расстояние между двумя различными по высоте звуками, из

которых нижний называется основанием, верхний — вершиной, например прима(повторение одного и того же звука), терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и т. д.

Интонация — мелодический оборот, мельчайшее музыкальное построение, обладающее самостоятельной выразительностью.

Ключ — знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной строки. Наиболее употребительны: скрипичный и басовый.

Консонанс—созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг друга.

Лад—соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков.

Легато — связное исполнение нескольких звуков.

Мажор — ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное настроение музыки.

Мелодия — одноголосная последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием.

Метр — последовательное чередование сильных и слабых долей в такте.

Минор — ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки.

Многоголосие — созвучное сочетание нескольких самостоятельных мело-дических линий (голосов).

Мотив— наименьшее музыкальное построение, содержит обычно одну сильную долю.

Музыкальная грамота — элементарные знания в области теории музыки.

Нота—графическое изображение звука.

Нотный стан (нотоносец) –– графическое изображение из пяти горизонтальных параллельных линий для записи нот.

Нюанс — оттенок, подчеркивающий характер звучания музыки.

Пауза –– знак, прерывающий музыкальное звучание на определенный отрезок времени и соответствующий длительностям нот.

Размер—количество сильных и слабых долей определенной длительности, образующих такт; изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли, в числителе — количество таких долей. Выставляется в начале произведения, на каждом нотоносце отдельно, после ключевых знаков, и сохраняется значение до конца произведения или до пере-мены старого размера такта и установления нового. Например: 2/4, ¾ и т.д. Регистр определяет звуковой диапазон музыкального инструмента, певческого голоса и различается на высокий, средний и низкий.

Ритм—последовательное чередование звуков (различной высоты и дли-тельности), имеющих смысловое и выразительное значение.

Такт — небольшой отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными долями (начинается с сильной и заканчивается перед сильной). Т. разделен на нотной строке тактовой чертой (вертикальной линией).

Темп — скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначения Т. проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке, например: умеренно — moderato (модерато), быстро— allegro (аллегро), протяжно — adagio (адажио).

Тональность — конкретная высота звуков определенного лада, характерного для того или иного произведения. Т. имеет свои ключевые знаки и обусловливается положением тоники на той или иной ступени звукоряда. Фактура — сочетание различных средств музыкальной выразительности: мелодия, аккомпанемент, отдельные голоса, подголоски, тема и т. д. Форма музыкальная — в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм, гармонию, структуру. В узком понимании Ф. — это структура произведения, например двухчастная и трехчастная формы.

Педагогический глоссарий

Амбиция — обостренное самолюбие, самоуверенность, надменность, пренебрежительное отношение к др. людям, недооценка их способностей и возможностей. А. затрудняет общение человека в коллективе, семье.

Аттестация учебного заведения - установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

Вдохновение — состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. У учителя, работающего вдохновенно, рождаются новые идеи, пед. деятельность приносит удовольствие, удовлетворение и дает высокие результаты в обучении и воспитании.

Власть в педагогической деятельности - право и возможность педагога осуществлять свою волю через деятельность др. людей, оказывая влияние на их поведение. В последние годы проводятся исследования, которые подтверждают, что многие люди идут в педагогику из желания удовлетворить свою потребность во власти, причем у большинства эта потребность носит просоциальную направленность — принести пользу др. людям.

Внутренняя среда ребенка - совокупность особенностей высшей нервной деятельности, свойств характера, жизненного опыта, нравственного сознания, комплексов, проявляющаяся в типичных для ребенка психических состояниях, реакциях и отношениях к действительности. С В. с. р., которая во многом определяет индивидуальность ребенка, педагогу необходимо постоянно согласовывать все воспитательные воздействия.

Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Возрастной подход в воспитании - учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, соц.), а также соц.-психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. В пед. процессе формирование воли воспитанников занимает большое место, т. к. без сформированное™; волевых качеств (целеустремленности, дисциплинированности, организованности, настойчивости, выдержки, самообладания, решительности и др.) воспитаннику трудно реализовать свои потенциальные возможности в полном объеме.

Воображение (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта. В. выражается в мысленном построении программы поведения, когда неясен путь решения возникшей проблемной ситуации. Учитель осуществляет формирование В. учащихся на всех уроках и во внеурочной деятельности. От богатства и развитости В. самого учителя во многом зависит характер его пед. деятельности, взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами и др. людьми.

Воспитание художественное —.формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Воспитание эстетическое — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в

подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Воспитанность — уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. В. — сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости — потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

Всестороннее развитие личности - 1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

Вундеркинд — ребенок, обладающий гиперспособностями

Глоссарий— словарь к к.-л. тексту, преимущественно древнему, объясняющий малоизвестные или устаревшие слова. В настоящее время значение этого понятия расширяется. В педагогике часто стали говорить о Г. отдельного учебного предмета или всего образовательного стандарта.

Государственный образовательный стандарт -1) основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования; 3) федеральные компоненты Г. о. с. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Интонация (от лат. intono — громко произношу) — совокупность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психол. исследований, И. речи содержит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое содержание. Является важнейшим элементом коммуникативной культуры учителя.

Календарно-тематический план - план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.

Лицензирование образовательного учреждения — процедура проведения экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением. Проводится государственными органами управления образованием или органами местного самоуправления с целью проведения государственной политики в области образования и регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно-правовых форм

Навык — действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения. В процессе обучения необходимо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредметного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т. п.

Образовательные программы - документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.

Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундеркиндами.

Структура урока — совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К этим элементам относятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.









6. Информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

Дополнительная литература


Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., 1965.

Баренбойм Л. Путь к музицированию. М., 1973.

Дункан Ч. Искусство игры на классической гитаре. Перевод П. Ивачев, 1988.

Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., 1956.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1967.

Погожева Т. Некоторые вопросы методики обучения игре на скрипке. М., 1966.

Флеш К. Искусство скрипичной игры. Т.1. М., 1964.

Ямпольский И. Основы скрипичной аппликатуры. М., 1977.


35


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ « МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ>>
  • Музыка
Описание:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МДК.02.02.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ (ГИТАРА)»

 

 

 

 СПЕЦИАЛЬНОСТИ 073101

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

ПО ВИДУ «ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Камышин 2014

Автор Белан Павел Сергеевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1780
Номер материала 28260
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓