Главная / Начальные классы / Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Городская гимназия №1» г. Усть-Илимска

































Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ

«Паломничества и святыни»

модуль «Основы мировых религиозных культур»















Хохлова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

































Усть-Илимск

2014

Пояснительная записка

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального образования. Работая над программой, каждый учитель выстраивает определённую систему воспитательной работы в урочной и внеурочной деятельности. Уроки ОРКСЭ дают возможность реализовать развитие и воспитание младших школьников по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и этического сознания.

На уроке по теме «Паломничества и святыни» (модуль «Основы мировых религиозных культур») учащиеся знакомятся с главными святынями мировых религий и местами паломничеств верующих.

На уроке используются современные педагогические технологии, которые позволяют достичь поставленной цели и планируемых результатов. Фронтальная работа на этапе формулирования темы урока и постановки учебной проблемы сменяется работой в группах, где учащиеся занимаются решением проектных задач.

Урок информационно насыщен, помимо материала учебника используются дополнительные источники: индивидуальная опорная схема, репродукции картин, «Информационный справочник», электронная презентация.

Отличительной особенностью урока является наличие краеведческого компонента (в «Информационном справочнике» учащиеся познакомятся со значением слова «Бадарма», такое название носит река в Усть-Илимском районе).



Тема: Паломничества и святыни.

Цели: знакомство учащихся с главными святынями мировых религий и местами паломничеств верующих, развитие коммуникативных навыков и умения осуществлять поиск информации, воспитание нравственных и гражданственных качеств личности.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со святынями мировых религий: христианства, иудаизма, ислама, буддизма и местами паломничеств верующих с целью формирования познавательных умений.

  2. Развивать коммуникативные умения учащихся через работу в группах.

  3. Развивать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебного задания.

  4. Развитие презентационных умений: строить монологическую речь, выступать перед аудиторией.

  5. Воспитывать нравственные и гражданственные качества личности: признание многообразия и равенства различных религиозных культур, толерантность по отношению к представителям разных религиозных концессий.

Педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение, технология решения проектных задач, игровые и информационно-коммуникационные технологии.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся познакомятся с главными святынями мировых религий и местами паломничеств верующих.

Метапредметные:

познавательные УУД: формирование умения представлять информацию в табличном виде, анализировать и делать выводы.

коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, строить диалог и монолог, работать в группе.

регулятивные УУД: формирование умения работать по плану, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: формирование умения выражать свои эмоции.

Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур», электронная презентация по теме «Паломничества и святыни», опорная схема для каждого учащегося (Приложение 1), репродукции картин (Приложение 2), термины на доске (паломничество, паломник, реликвии, мощи, святыни), вопросы для подготовки рассказа для каждой группы (Приложение 3), фотографии паломников (приложение 4), «Информационный справочник» (Приложение 5).

Ход урока


  1. Организационный момент.

Учитель приветствует детей , желает им хорошего настроения.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться составлять конспект, т. е. кратко записывать информацию. Перед вами лежит опорная схема (Приложение 1). Рассмотрите её.


  1. Формулирование темы урока.

На доске репродукции картин: Ильи Репина «Паломник» и Василия Перова «Паломница» (Приложение 2). Учитель предлагает учащимся рассмотреть их, прочитать название картин и фамилии художников.

Учитель: Кто изображён на картинах?

Расскажите о мужчине на картине Репина. Как он одет? Чем занимается?

Расскажите о женщине на картине Перова.

Что объединяет эти картины?

Учащиеся: Картины похожи тем, что изображённые на них люди отправились в далёкое путешествие. Картины имеют одинаковые названия: «Паломник» и «Паломница».

Учитель: О ком мы будем говорить на уроке?

Учащиеся: Мы будем говорить о паломниках.


  1. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Слайд 1 «Паломничества и святыни»

Учитель предлагает учащимся прочитать тему урока на слайде и записать её в опорную схему.

Учитель: Какие слова вам непонятны?

Учащиеся: Паломничества, святыни.

Учитель: Откройте учебник на стр. 58, узнайте значение слова «паломничество» и запишите его в опорную схему.

Слово «паломничество» вывешивается на доску. Учащиеся объясняют значение слова.

Учитель: Образуйте от слова «паломничество» существительное, которое называет человека.

Учащиеся: Паломник.

Слово «паломник» вывешивается на доску.

Учитель: Кто такой паломник?

Учащиеся: Паломник - человек, который отправился в путешествие для поклонения священным предметам или местам.

Слайд 2 «Паломник»

Чтение учителем стихотворения «Паломник» Юрия Печёрного

Куда идёшь с котомкой на плече? Ты дал обет – паломником дойти

Что ищешь в странах ты далёких? К святым местам, чтоб поклониться,

И от родного дома вдалеке И душу грешную свою спасти,

В лишениях живёшь жестоких? И благодати там напиться.


Учитель: Первоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения святыням. Они приносили с собой ветку пальмы - вот откуда происходят слова "паломничество" и "паломник".

Учитель: Прочитайте в учебнике, о чем ещё мы узнаем на этом уроке. Учащиеся: Реликвии, мощи, святыни.

Слова вывешиваются на доску.

Учитель: Запишите эти слова в опорную схему, объясните их значение.

Учитель выслушивает ответы детей.

Учитель: Точное значение этих слов мы узнаем позже.

Слайд 3 «Город мира»

Учитель: Перед вами особенный город. Он является местом паломничества для представителей трёх религий: христианства, иудаизма и ислама. Как называется этот город?

Учащиеся затрудняются с ответом.



Учитель:

Почему в этот город стремятся паломники разных религий и его название вы узнаете после выполнения следующего задания.

Работа в группах.

Учащиеся разделены на группы: христианство, иудаизм, ислам, буддизм (названия групп – на столах). Их задача подготовить рассказы по темам: «Паломничества в христианстве», «Паломничества в исламе», «Паломничества в иудаизме», «Паломничества в буддизме», используя «План работы в группе» (на слайде) и вопросы для подготовки выступления (на столах) (Приложение 3).

Слайд 4 «План работы в группе»

1. Выберите фотографию паломника на доске (Приложение 4).

2. Выберите паломнику имя и страну проживания, используя «Информационный справочник» (Приложение 5).

3. Прочитайте текст учебника (стр. 58-61).

4. Запишите информацию в таблицу опорной схемы.

5. Расскажите о путешествии паломника, используя политическую карту в «Информационном справочнике»

При выступлении представитель группы использует слайды презентации к уроку. Учитель дополняет и комментирует выступления.

Паломничества в христианстве

Слайд 5 «Политическая карта»

Слайд 6 «Храм Гроба Господня в Иерусалиме»

Слайд 7 «Святая Земля»

Слайд 8 «Реликвии христиан»

Паломничества в исламе

Слайд 9 «Политическая карта»

Слайд 10 »Мекка – первый по святости город мусульман»

Слайд 11 «Медина - второй по святости город мусульман»

Слайд 12 «Иерусалим - третий по святости город мусульман»

Паломничества в иудаизме

Слайд 13 «Паломничества в иудаизме»

Паломничества в буддизме

Слайд 14 «Политическая карта»

Слайд 15 «Лумбини»

Слайд 16 «Бодхгая»

Слайд 17 «Сарнатх»

Слайд 18 «Кушинагар»


  1. Обобщение и первичное закрепление.

Учитель: О чём мы говорили на уроке?

Учащиеся: Мы говорили о паломничестве и святынях.

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (стр. 61) при помощи опорной схемы.


5. Самостоятельное применение знаний.

Учитель: Найдите в опорной схеме информацию о том, для чего люди совершают паломничества и объясните, как вы понимаете эти слова. Религия, культура, знания, благотворительность.

Учащиеся: Паломники, отправляются в святые места для прощения грехов, найти ответы на волнующие вопросы и обрести душевный покой.

Учащиеся: Монастыри и храмы всегда были культурными центрами. Паломническая поездка дает возможность познакомиться с историей и архитектурой.

Учащиеся: При посещении святых мест люди узнают об истории монастырей и храмов, их духовных традициях, особенностях богослужения, святых, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут.

Учащиеся: Паломники привозят в монастыри необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования, которые поступают на восстановление храмов)

6.Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Какой город называют «городом трёх религий»? (Иерусалим)

Слайд 19 «Иерусалим – город трёх религий»

Учитель: Почему в Иерусалим стремятся паломники разных религий?

Учащиеся: В этом городе находятся святыни христиан, иудеев, мусульман.

Слайд 20 Путешествие по Иерусалиму (видеофрагмен о городе)

Чтение учителем стихотворения «Паломнику»



Посещайте святые места, Посещайте святые места,

Ведь они очищают нам душу, Чтоб душа пребывала в покое,

Люди верят потом в чудеса Чтоб сходила на Вас благодать

И стараются быть чуть получше. И уста воспевали бы Бога.


7.Задание на дом. Подготовить рассказ на тему «Святыни в различных религиозных культурах» (по выбору учащегося)



Список литературы

    1. Интернет-галерея живописи. Картины, живопись, репродукции [Электронный ресурс]. М., 2009-2014. URL http://galeriks.ru.(Дата обращения 20.03.2014).

    2. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс].Нидерланды. 2002-2014. URL: //wikimediafoundation.org (Дата обращения 10.03.2014).

    3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов. – М.:Просвещение, 2012.

    4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ В. А. Тишков, Т. Д.Шапошникова, о. Е. Казьмина и др.; под ред. В. А. Тишкова, Т. Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2012.

    5. Универсальный атлас мира/Ю. Н. Голубчиков, С. Ю. Шокарев. – М.:Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2008.

    6. Чудеса света. Энциклопедия тайн и загадок/В. И. Калашников, С. А. Лаврова. – М.: Белый город, 2009.

    7. .Электронная энциклопедия. Знания для всех [Электронный ресурс]. М., 2008-2014. URL http:// pochemy.net (Дата обращения 12.03.2014).









Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»
  • Начальные классы
Описание:

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального образования. Работая над  программой, каждый учитель выстраивает определённую систему воспитательной работы в урочной и внеурочной деятельности.  Уроки ОРКСЭ дают возможность реализовать развитие и воспитание младших школьников по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и этического сознания.

На уроке по теме «Паломничества и святыни» (модуль «Основы мировых религиозных культур») учащиеся знакомятся с главными святынями мировых религий и местами паломничеств верующих.

На уроке используются современные педагогические технологии, которые позволяют достичь поставленной цели и планируемых результатов.  Фронтальная работа на этапе формулирования темы урока и постановки учебной проблемы сменяется работой в группах, где учащиеся занимаются решением проектных задач.

Урок информационно насыщен, помимо материала учебника используются дополнительные источники: индивидуальная опорная схема, репродукции картин, «Информационный справочник», электронная презентация.

Отличительной особенностью урока является наличие краеведческого  компонента (в «Информационном справочнике» учащиеся познакомятся со значением слова «Бадарма», такое название носит река в Усть-Илимском районе).

Автор Хохлова Ольга Николаевна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1196
Номер материала 12803
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓