Инфоурок Биология Другие методич. материалыУчебно-исследовательская работа на тему: «Природа России, её вклад в мировую художественную культуру»

Учебно-исследовательская работа на тему: «Природа России, её вклад в мировую художественную культуру»

Скачать материал

 

             

 

Муниципальное учреждение средняя образовательная школа №50.

 

 

 

 

 

 

                          Учебно-исследовательская работа на тему:

«Природа России, её вклад в мировую художественную культуру»

 

 

 

 

 

Выполнили:

Белова Юлиана Валерьевна,

Хаустова Любовь Евгеньевна

Руководитель:

Тонеева Валентина Борисовна

Место работы : МУ СОШ №50 учитель биологии

 

 

 

 

 

 

г. Иваново

2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

            ГЛАВА  1. ПОНЯТИЯ «ПРИРОДА» И «КУЛЬТУРА» КАК фундаментальная база ИССЛЕДОВАНИЯ………………...………..5

1.1.     Сущность и содержание терминов «Природа» и «Окружающая среда»…………………………………………………………………..………….5

1.2.     Понятие термина «Культура», сущность  и функции культуры………………………………………………………………….…….....7

1.3.     Взаимодействие культуры и природы……………………….……..9

          Глава 2. ОТРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ  РОССИИ в ХУДОЖЕСТВЕНной КУЛЬТУРе……………………………………………15

2.1. Природа  России ……………..………………...………………….…15

2.2. Национальный русский пейзаж……………………………………..19

          Заключение…………………………………………………………...29

         Список  литературы………………………………………………..32

         ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     

Сегодня человек уже не может сосредотачивать внимание только на самом себе и своих потребностях, поскольку кардинально изменились роль и место человека в мире. Человек стал глобальным фактором, определяющим масштабы и динамику происходящих на Земле изменений. От его действий зависит, быть ли жизни на Земле или нет. Человек должен осознать свою новую роль и взять на себя ответственность за сохранение биосферы, всех форм жизни на нашей планете. Осознание того, что человек должен выполнять важную биосферную функцию, роль регулятора жизни на планете составляет основу экологического мировоззрения и экологической культуры.

Формирование экологической культуры, предполагающей новое отношение к природе, невозможно без учета эстетического фактора, т. е. подхода к природе как особой духовно-эстетической ценности. У человека, способного воспринимать красоту природы, испытывать при общении с ней эстетические чувства, уровень экологического сознания  неизмеримо выше, чем у человека, равнодушного к этой красоте. Однако, у многих людей преобладает утилитарное отношение к природе, и это отодвигает ее эстетическую ценность на второй, а то и более отдаленный план.

Основную причину глобального экологического кризиса можно увидеть в недостатках психологии и морали человека - в его алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию.  Человек, обладая способностью производить множество вещей, уподобился Гаргантюа, "развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца". Для решения экологических проблем необходима гуманистическая переориентация человечества. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. Человек должен отказаться от культа богатства, психологии потребления, сформировать в себе нравственное, ответственное отношение к природе: либо человек должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли.

Цель работы — показать влияние природы России на   художественную культуру, посредством действия которой возможно сформировать у человека более нравственное и ответственное отношение к природе и окружающей среде в целом.

Основные задачи, поставленные при написании данной работы:

− выявить сущность и содержание терминов «Природа» и «Окружающая среда»;

− дать понятие термина «Культура»;

− определить взаимовлияние культуры и природы;

− дать характеристику природы России;

− выявить значение национального русского пейзажа для мировой художественной школы.

Первая глава работы посвящена раскрытию теоретического аспекта понятий «Природа», «Культура» и их взаимному влиянию друг на друга.

Во второй главе представлено краткое описание объекта исследования — природы России и особенности ее влияния на художественную школу пейзажа.

Теоретической базой  исследования стали работы известных ученых, занимающихся исследованиями в области философии, биологии, социологии и психологии.

Основным источником информации для осуществления практического исследования явились научные данные о природе России, а также работы живописцев-пейзажистов.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ «ПРИРОДА» И «КУЛЬТУРА» КАК фундаментальная база ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1.                                    Сущность и содержание терминов «Природа» и «Природная среда»

 

Сам термин «природа» означает нечто прирожденное,  извечно существующее и всерождающее. Природа — это не только земля, но и вся движущаяся во времени и пространстве материя. Это гигантский микромир и макромир с мириадами космических тел и иными формами материи. Природа есть мироздание в целом, вселенная.

Природным существом, субъектом природы, ее составной частью и венцом творения по всем социальным характеристикам является человек. Сама жизнь, телесная организация, физические производительные силы, а также сознание, представляющее собой продукт высокоразвитой, высокоорганизованной материи, — каждая из этих способностей человека является одной из сил природы.

Природа объемлет до бесконечности широчайший круг вещей, грандиозную систему связей и процессов многокачественной материи, совокупность форм ее движения. Природа есть вся вечно развивающаяся материя, в совокупности бесчисленных ее свойств, законов и проявлений. Она объективна и является причиной самой себя, самоцельна и качественно бесконечна.

Термин «природная среда», в трактовке Н.Ф.Реймерса − это комплекс абиотических и биотических сред, влияющий на человека и его хозяйство, т.е. сочетание чисто природных и природно-антропогенных тел и явлений, непосредственно и опосредованно воздействующих на человека и естественно-ресурсные экономические показатели хозяйства. [Реймерс Н.Ф. - 319 с.]

Этот термин широко используется в научной и популярной литературе, но нередко он употребляется как синоним понятия «природа». Однако это не одно и то же. Спутывание двух различных по содержанию и объему понятий и абсолютизация воздействия природы на общество в прошлом исторически было оправдано тем, что влияние человека на окружающую природу являлось минимальным, поэтому не имело особого смысла категориально различать природу и природную среду.

Природа воздействует на людей не всей своей безграничной мощью, а, прежде всего, определенной ее частью, именно той, в которой возникает и развивается человеческая жизнь. Это с одной стороны, с другой - общество непосредственно действует не на всю окружающую его бесконечную природу, а только лишь на ограниченную ее часть. Так, например, многие естественные процессы, находящиеся за пределами Солнечной системы, напрямую, как правило, не воздействуют на человеческую жизнь. А если и воздействуют в какой-то мере, то опосредованно, преломляясь через природные факторы Солнечной системы.

Отсюда следует, что понятие «природная среда» имеет свое собственное содержание и объем, отличные от категории «природа» в широком и узком смысле этого слова. Они не идентичны, прежде всего, потому, что природа охватывает в пространственном отношении практически всю Вселенную. Природная среда, в собственном смысле слова, ограничена лишь теми естественными процессами, которые имеют значимость для человека.

Таким образом, природная среда - это мегаэкзосфера постоянных взаимодействий и взаимопроникновения элементов и процессов четырех ее составных экзосфер (приповерхностных оболочек): атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы - под влиянием экзогенных (в частности космических) и эндогенных факторов и деятельности человека. Любая из экзосфер имеет свои составные элементы, структуру и особенности. Три из них - атмосфера, литосфера и гидросфера - образованные безжизненными веществами и есть ареалом функционирования живого вещества - биоты - главного компонента четвертой составной окружающей среды - биосферы.

Изучая особенности основных составных природной среды, необходимо помнить, что все они тесно связаны между собою, зависят одно от одного и чувствительно реагируют на любые изменения, а окружающая среда — это сильное сложная, многофункциональная, извечное сбалансированная единая система, которая живое и постоянно самовосстанавливается благодаря своим особым законам обмена веществ и энергии. [Ревич Б.А. - С.19.]

Важным шагом в духовно-эстетическом освоении природы и природной среды, как ее составной части, явилась мифология как бессознательная художественная переработка в народной фантазии явлений природы и истории человечества.

 

 

1.2. Понятие термина «Культура», сущность  и функции культуры

 

Слово "культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона ("Туксуланские беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...; культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".

Американские антропологи А. Кребер и К. Клахон дают следующие определения культуры: "Культура основана на схематизированных и эталонных способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых главным образом с помощью символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп, включая в их воплощение в материальных произведениях; существенное ядро культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные, и переданные) идеи и прежде всего связанные с этими идеями ценности".

В обыденной жизни мы часто говорим о культуре строительства, о культуре быта, о культуре торговли, о культуре общения, о культуре отдыха, о физической культуре, о культуре риса и т.п. Ясно, что говоря о культуре риса, мы имеем ввиду не сам по себе рис, а об отобранных и систематизированных способах его возделывания, выращивания.

Обобщая сказанное, можно сказать, что культура — это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемых из поколения в поколение.

Структура культуры.

Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру. Важнейший элемент материальной культуры — средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную входит производственно - техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.

Художественная культура — это особая целостная культура: в ней органически соединяется материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и результатов.

Функции культуры.

Многоплановая разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций:

1.  Аккумуляция родового опыта.

2.  Функция гносеологическая, познавательная.

3.  Функция исторического обмена, передачи социального опыта.

4.  Коммуникативная функция.

5.  Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию.

6.  Сигнификативная функция культуры

7.  Функция "психологической разрядки"

8.  Главной функцией является гуманистическая функция.

Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.

 

 

1.3. Взаимодействие культуры и природы     

 

Уже в глубокой древности человек в целях выживания не только приспосабливался к среде обитания, но и, в отличие от животных, приспосабливал природу для удовлетворения своих, все возрастающих потребностей. Из природного материала он создавал орудия труда, предметы быта, строил жилище. Человек приручал диких животных, возделывал почву, выращивал на ней культурные растения. В результате преобразования естественной, природной среды человек возвел искусственную среду своего обитания. "Вторая", созданная человеком природа и называется культурой. Человек осваивал природу не только на утилитарно-практическом, но и на духовно-теоретическом уровне. В результате возникли такие явления культуры, как мифология, религия, искусство, наука.

Природа и культура — это диалектические противоположности. С одной стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится в единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. К этому следует добавить, что природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер занятий, способы деятельности человека, общественное разделение труда, темпы развития материальной культуры, характер бытовой культуры, своеобразие искусства. В России, стране, богатой лесами, получили широкое распространение иконопись и деревянное зодчество, а в Греции — каменная скульптура и каменное зодчество.

Посмотрим, как влияют на культуру отдельные составляющие природной среды. Давно обращалось внимание на то, что климат влияет на работоспособность, энергичность людей. Жаркий климат сокращает время активной деятельности, холодный климат, наоборот, требует от человека очень больших усилий для поддержания жизни. В работе "О духе законов"  французский просветитель Ш. Монтескье (1689 - 1755) писал о том, что "народы жарких климатов робки, как старики; народы холодных климатов отважны, как юноши".

Важное значение имеет характер почвы. Плодородие почв в сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса народа, на них проживающего, влияет на темпы развития материальной культуры, общества в целом. Не меньшее значение имеет рельеф местности. Рельеф местности влияет на восприятие человеком пространства, ощущение ритма жизни. Последнее проявляется, в частности, в быстрых и стремительных плясках горцев, проживающих на берегах бурных рек и среди высоких гор. Географический рельеф, наличие гор, рек, пустынь может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа.
П. А. Сорокин считал, что природные условия оказывают влияние на характер политической системы. Он полагал, что демократические системы получили развитие в странах, имеющих защитные естественные границы (Швейцарии, Исландии), а в странах, имеющих открытые границы, подверженным набегам, на ранних этапах возникла сильная абсолютистская власть.

Географический фактор влияет и на своеобразие менталитета, характера народа. Нередко народы, живущие в менее благоприятных условиях, были вынуждены вырабатывать в себе такую культуру производства и систему социальных связей, которые позволяли им выживать и даже процветать. Культура этих народов выгодно отличается трудолюбием, настойчивостью, сплоченностью. И наоборот, немало народов, проживающих в благоприятных условиях, оказываются "изнеженными", в их традициях в меньшей степени делается акцент на сплоченности и трудолюбии.

Н. А. Бердяев в своих работах "Русская идея", "Истоки и смысл русского коммунизма" показывает влияние природного фактора на формирование характера русского народа. Он проводит аналогию между географией физической и психической. По мнению Бердяева, "пейзаж души" русского человека напоминает пейзаж той земли, на которой она формировалась: та же необъятность, отсутствие каких-либо пределов, устремленность в бесконечное, широта.

Природные особенности региона, закрепляясь в культуре, обретают устойчивость. Благодаря этому они могут проявляться через много поколений и в совершенно другой природной среде. Пример тому — возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях юга России и Казахстана.

Географический фактор сыграл значительную роль на начальных этапах формирования и развития культуры того или иного народа. В дальнейшем по мере развития человека как социального и культурного субъекта влияние географического фактора на культурную жизнь ослабевает. Возрастает значение других факторов: экономического, политического, культурных традиций, исторического опыта. Можно привести немало примеров, подтверждающих это. Социальное устройство и культура народов, живущих в аналогичных природных условиях, и даже имеющих общие этнические корни, могут существенно отличаться. Свидетельством тому являются социокультурные различия двух семитских народов: арабов и евреев. Подобное можно обнаружить и среди тюркских или славянских народов.
          Таким образом, культура по мере развития обретает определенную независимость, самостоятельность, автономность от природной среды. Эта автономность проявляется и в том, что развитие культуры происходит значительно быстрее, чем развитие природы. Культурные перевороты и революции (в науке, технике, искусстве и др.) происходили при относительно неизменных природных условиях и не были связаны с ними непосредственно. Таким образом, при всей важности географического фактора его не следует абсолютизировать. Это важный, но не единственный, а на современном этапе и не определяющий фактор развития культуры.
Мы показали, какое влияние природа оказывает на развитие культуры.

        Теперь проследим обратную сторону этой взаимосвязи: как культура влияет на природу. Можно выделить две группы ценностных установок в отношении к природе, которые доминировали в общественном сознании в отдельные исторические периоды. Первая система ценностей была характерна для культур древнего мира. Она рассматривала человека в единстве с природой. Основой мировоззрения древнего мира был космоцентризм, который требовал от человека жить в гармонии, согласии с природой, не нарушая ее законов. Древнегреческий философ Гераклит (540 - 480 гг. до н. э.) считал, что в мире действует объективный неуничтожимый закон, названный им Логосом. Быть мудрыми для людей — значит жить по Логосу.

Древнекитайский философ, основатель даосизма, Лао-цзы (VI - V вв. до н. э.) считал, что человек не должен нарушать естественный ход событий, он должен жить в согласии с природой, следовать пути дао. Лао-цзы полагал, что мир подобен таинственному сосуду, к которому нельзя прикоснуться; и тот, кто нарушает законы дао, погибает раньше времени. В древних культурах природа была объектом поклонения, почитания, обожествления. В даосизме она наделялась всеми совершенствами, даже нравственными качествами. Считалось, что природа искренняя, мудрая, благопристойная. Природа ставилась выше человека.

Вторая группа ценностных установок противопоставляет человека природе. Она возникла в период поздней античности, стала доминирующей в Новое время благодаря развитию капитализма и утверждению индустриальной цивилизации. Индустриальная цивилизация основана на крупном машинном производстве, значительно расширившим масштабы преобразовательной деятельности человека, его воздействия на природу. В Новое время сформировалась психология покорения природы. На природу стали смотреть как на источник прибыли, практической пользы, средство достижения социального благополучия. В этом проявился дух капитализма, стремящийся к получению выгоды - нередко любым путем. Потребительское отношение к природе было также связано с иллюзорным представлением о ресурсах нашей планеты как безграничных и неисчерпаемых.

Такое потребительское, утилитарное отношение к природе привело к истощению и деградации природной среды. В отношениях между человеком и природой, культурой и природой возникли экологические проблемы. Во второй половине XX века, в условиях современной научно-технической революции, они приняли глобальный характер.

Экологическая проблема проявляется в том, что в больших масштабах, интенсивно происходит загрязнение окружающей среды: воздушного бассейна, почвы, водных ресурсов. Сущность экологической проблемы заключается в том, что происходят качественные, структурные изменения в природной среде, нарушается баланс, динамическое равновесие, существующее в природе. Это ставит под вопрос существование сложившихся на земле форм жизни, включая самого человека. Антропогенная нагрузка на природу, связанная с хозяйственной деятельностью человека, превосходит ее возможности, природа не успевает восстанавливаться и начинает умирать. Из природной цепочки выпадают целые звенья - виды растений и животных, реки, озера. Биосфера - это единый живой организм, где все взаимосвязано, взаимообусловлено. Благодаря неразумному вмешательству человека жизнь этого организма нарушается. Возникает парадоксальная ситуация: стремясь к прогрессу и добиваясь на этом пути впечатляющих успехов, человек подрывает объективные, естественные основы своего дальнейшего существования и развития.

                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ  РОССИИ в ХУДОЖЕСТВЕНной КУЛЬТУРе

 

2.1. Природа  России

Климат

В Подмосковье и окружающих областях господствует умеренно континентальный климат. Он привычен жителям средней полосы Европейской России, благоприятен для отдыха и путешествий.

Зима в Центральном районе умеренно морозная, снежная, с устойчивым снежным покровом. Средние температуры января составляют -8 -13° С. Оттепели (0 +2° С) или периоды с сильными морозами (-25 -30° С) редки и, как правило, непродолжительны. Зимой преобладает пасмурная погода. Однако в январе и, особенно, в феврале немало ярких солнечных дней, когда легкий морозец бодрит, а искрящийся пушистый снег так и зовет на лыжню. Прогулки по зимнему лесу и лыжный туризм — весьма популярные виды отдыха в Центральном районе.

Весной солнечных дней еще больше, это самое сухое время в году. В марте начинает таять снег, в начале апреля вскрываются реки, в мае бурно оживает природа. Теплые майские денечки — "золотое" время для туристов-водников. По еще высокой и быстрой от половодья воде многочисленных малых рек очень удобно сплавляться, совершая за праздничные и выходные дни короткие путешествия или тренировки.

Лето в Центральном районе теплое, умеренно влажное, с преобладанием переменной облачной погоды. Средние температуры самого теплого месяца, июля, составляют +17 +20° С. Однако, как правило, дневные температуры во все летние месяцы редко опускаются ниже +22 +26° С. Но изнуряющая жара свыше 30° С — нечастое явление в Центральном районе.

Смоленское Поозерье

Теплая сухая погода иногда стоит и в сентябре. Период осенних солнечных дней традиционно называют "бабьим летом". Таким образом, благоприятный для отдыха и туризма период длится 120 - 130 дней, начинаясь в первой декаде мая и заканчиваясь в конце сентября. В течение года выпадает от 500 до 750 мм осадков. Большая часть осадков выпадает в теплое время года в виде коротких интенсивных ливней.

Почвы

Наиболее характерны для большей части района (к северу от Оки) дерново-подзолистые почвы. С сильной заболоченностью северной части района связано довольно широкое распространение подзолисто-болотных почв. В качестве своеобразных “островов” среди подзолистых почв выделяются массивы темноцветных, более плодородных серых лесных почв. Южная часть Центра резко отличается по почвам от основной его территории. Здесь значительно более плодородные серые лесные почвы и черноземы, которые издавна интенсивно распахивались и утратили часть своего природного плодородия.

Природа

Центральная часть России делится на несколько районов: Москва и Московская область, северо-восток Центрального района, север и запад Центрального района, южный пояс Центрального Нечерноземья и центральное Черноземье. Территория всей Центральной России находится в зоне умеренного пояса, что обусловливает некоторые общие природные черты. Но каждый регион имеет свои специфические природные особенности, вследствие уникальности природного ландшафта.

Московская область и Северо-восток Центрального района территории, на которых происходило формирование культуры государства. В этом районе имеются отложения из суглинков и валунов. Они возникли при передвижении ледника. После того как ледник стал отступать, огромные водные потоки с него стекали на низменные земли. В результате этого территории левого берега Оки и Москвы-реки оказались заболоченными, с песчаными образованиями. Данный ландшафт получил название Мещерской низменности.

Здесь растут сосновые боры, немного похожие на северную тайгу. В Центральном районе России расположено несколько озер: Плещеево, Чухломское, Неро и Галичское. Вдоль побережья водоемов находятся достаточно плодородные земли, удобренные илом.

Кроме заболоченных участков, имеются в данном районе незатопляемые возвышенности (ополия): Муромская, Суздальская и Юрьевская. Почвы этих территорий по плодородия близки к черноземам. Таким образом, в зону смешанных и широколиственных лесов, свойственную Центральной России, вторгаются «тайга» Мещеры и «степь» ополий. Странным является тот факт, что ополия расположены севернее «тайги». На территории северо-востока Центрального района имеются большие реки с обрывистыми берегами и просторными поймами.

Данный район расположен на границе Русского Юга и Севера. Вследствие этого здесь можно встретить разные направления сельского хозяйства.

На Севере и Западе Центрального района расположены: Тверская область, Смоленщина и Брянская область. На территории Тверской области берет свое начало река Волга. Она здесь тиховодная и течет в несвойственном для нее направлении – северо-востока. Поэтому передвижение по реке к большим городам Центральной России крайне затруднительно. Десятая часть Тверской области покрыта болотами, более известными под названием Оршинский мох. Почва здесь неплодородная, поэтому практически не пригодна для сельского хозяйства.

Воды, которые оказываются в низменной земли Тверской области, подолгу не могут найти себе выход. Скорость течение рек, расположенных здесь, довольно маленькая. Все реки извилистые, поэтому они преодолевают большие расстояния по заболоченной местности Тверской области. Например, река Молога от своего источника до Рыбинского водохранилища преодолевает полтысячи километров. При этом расстояние от ее источника до Волги составляет 100 км. На севере области количество земель, пригодных для пашен сокращается. Все чаше начинают встречаться леса.

Брянская область всегда славилась своими лесами. Слово «Брянск» образовано от славянского «Дебрянск», что означает «лесные заросли», «дебри». Почвы Брянской области малоплодородные. В основном здесь используются лесные ресурсы, болотные руды и стекольный песок.

Южный пояс Центрального Нечерноземья состоит из трех областей: Калужской, Тульской и Рязанской. Преимущественно территории Нечерноземья расположены на правом берегу реки Оки. Здесь очень много плодородных земель, и все они почти полностью распаханы. Лесных богатств в этих областях практически нет.
           Центральное Черноземье
территории богатые черноземными почвами. Эти земли занимают лесостепную зону в центре Русской равнины.

Ландшафт этого района достаточно разнообразен. Здесь имеются и меловые горы, и низменности. Обширные лесные массивы (дубравы и сосновые боры) располагаются рядом с растительностью степной зоны. Вдоль рек расположены заболоченные леса и луга. На территории Центрального Черноземья встречаются горные породы писчий мел. На южной части Среднерусской возвышенности расположено большое количество ослепительных белых залежей этого мела. Благодаря чему эти районы были названы Белогорьем.

Пространства возвышенности пересекает большое количество различных долин, балок и оврагов. В весенне-летнее время огромные потоки воды обрушиваются на распаханные склоны, размывая борозды и рытвины. Происходит их углубление в длину и ширину, и постепенно образуются овраги. Лишь на заповедных территориях, где растительный покров не уничтожен человеком, овраги отсутствуют.

На северо-востоке Центрального Черноземья расположены заболоченные низменности. Таким образом, в природную зону смешанных и широколиственных лесов вкрапляются частички тайги. В Тамбовской области находится Цнинское подлесье, которое распространено до Мокшанского Полесья Рязанщины. Из растительности в Цнинском подлесье можно встретить древесные породы, свойственные лесам севера, а также таежные кустарники: можжевельник, бруснику и багульник. Произрастают здесь, конечно же, и лиственные деревья. К югу Окско-Донской низменности простираются чисто лиственные леса. Затем они постепенно заменяются лесостепью и степью.

В районе поймы реки Хопер, которая впадает в Дон, имеется много озер. В лесу здесь растут ивы, ветлы, осокоря и ольха. Здесь встречаются шикарные влажные леса, в которых живет 180 видов птиц. У реки Хопер обитает русский выхухоль, являющийся редким, охраняемым животным. Все это делает природу данного участка уникальной.

 

 

2.2. Национальный русский пейзаж

 

Национальный характер пейзажа начал складываться по мере того, как образовывались и продвигались в своем развитии отдаленные времена. В самой действительности национальный пейзаж предполагал природу, исторически обжитую, цивилизованную, созданную тем или иным народом, нацией. В искусстве — это воспроизведение природы родной страны, раскрытие ее существенных особенностей, создание ее прекрасного образа. Важно также национальное чувство, каким проникнута и окрашена картина природы, а также манера живописного или графического изображения.

Особое и, можно сказать, выдающееся место в развитии национального пейзажа занял русский пейзаж, в котором все перечисленные начала и признаки данного жанра выявились с наибольшей полнотой и силой. Этому способствовала главным образом самобытность огромной по территории природы России и населяющего её народа, а также многие обстоятельства внутренней жизни страны в XIX в.

В русском искусстве природа присутствовала долгое время лишь в иконописных изображениях, которые строго канонизировались. При Иване Грозном на соборе в 1551 г. было предписано художниками писать «с древних подлинников» и ничего создавать «своим измышлением».  Со второй половины XVIII в., когда получает развитие светская живопись, художники начали ездить в Италию «за пейзажем». Считалось, что прекрасная природа существует только там – за горами, за морями, в полуденном крае земли с лазурным небом, а также на альпийских лугах в Швейцарии. Всему этому умилялись. Русская же природа представлялась светскому обществу неинтересной и скучной. Ее словно бы и не замечали. С родной природой происходило то же, что и с языком: говорили преимущественно по-французски, как и одевались, танцевали всякие экосезы и учились политесу на иностранный манер. Подражание всему чужеземному отучало видеть, любить и понимать свое. Критика констатировала даже в середине XIX в.: «Не видят красоту-то свою. Не видят, скучают…никому не нужно».

Начиная с середины XIX в., стала развиваться школа русского пейзажа. Наиболее яркими представителями этой школы являются А. Г. Венецианов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, Ф. А. Васильев.

Начало этому подъему положил А. Г. Венецианов (1780 - 1847). Вместо итальянской красивости он представил в своих картинах красоту русской деревни с ее лугами и полями спелой ржи, с реальными по своему типу тружениками, одетыми во все русское. Художник изобразил нежаркое русское лето, синее небо и светлый полдень, красоту усадебной жизни, покой, тишину и отдохновение. Эти пейзажи носили еще несколько идиллические характер, традиционной оставалась их композиция. Но поворот был сделан крутой, пример явлен великий: впервые русский взор увидел на картинах родную природу и восхитился ее красотой. О картинах художника можно было сказать словами поэта: «Здесь русских дух, здесь Русью пахнет». Они стали событием огромного общественно-патриотического значения: осуществлено было художественно-ландшафтное, живописно-поэтическое открытие России.

Дальнейшие успех этого направления во многом обусловлены идейной работой шестидесятников. В своей магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» Н. Г. Чернышевский философски опроверг концепции идеализированных и вымышленных красот, сориентировал эстетическое внимание современников на русскую действительность и родную природу. Он писал: «Поезжайте двести-триста верст по дороге…в средней России, которая, говорят, бедна видами, сколько вам встретиться на этом небольшом переезде таких местностей, которые восхитят вас… ». Мнение, что «природа груба, низка, грязна», становиться все более предрассудком, «над которым самодовольно подсмеиваются в наше время даже те, которые, в сущности, еще не отделались от него».

Русская природа была эстетически разгадана не только в том отношении, как она «интересничает» своими многообразными жизненными проявлениями, но и все более ассоциировалась с революционной борьбой народа. Н. А. Некрасов писал об этом так:

   Отдаешься невольно во власть

    Окружающей бодрой природы:

       Сила юности, мужество, страсть

                                     И великое чувство свободы

Наполняет ожившую грудь,

Жаждой дела душа закипает.

Вот что находили шестидесятники в родной природе: бодрость, юность, мужество, страсть, свободу! Так, всем общественным и духовно-эстетическим процессом в стране предопределился художественный взлет русского пейзажа.

Он начал во второй половине XIX в. Все русские художники, большие и малые, отдали высокую дань внимания этому жанру. На волне мощного идейного движения эпохи образовалась национальная пейзажная школа, у истоков и во главе которой встал Алексей Кондратьевич Саврасов — человек могучего таланта и любви к родине, «зачинатель новой эры» (И. Грабарь).

Этот художник, хорошо знавший все западные пейзажные школы, начал с утверждения безусловного реализма в изображении природы. Он жестоко требовал от себя и учеников глубокого изучения всех времен года, всех состояний дня и самых обыкновенных предметов, добивался тщательной проработки натурного материала без какого-либо вольного сочинительства. Мастер считал, что сказать новое и свое слово в пейзаже можно лишь на основе абсолютного знания природы, артистического владения рисовальной и живописной грамотой. Но изучение природы не должно быть пассивно созерцательным: надо любить природу, любить русскую землю пламенно и преданно, проникаясь глубоким сочувствием к народу, ее населяющему.

В природе надо искать затаенные состояния, трогательные образы и настроения, открывать необходимую для пейзажа даль, изучать чисто русский народный жанр. Требование всеобъемлющего реализма соединялось, таким образом, с требованием народности, самобытности творчества, а также с профессиональным решением проблем света, воздуха, без чего невозможно было художественно овладеть родной природой. В результате формировались живописцы крупного масштаба, как бы следуя при этом завету В. Г. Белинского: чем обыкновеннее предмет, тем сильнее должен быть поэт.

А. К. Саврасовым написано множество превосходных пейзажей на разные мотивы родной природы. Но подлинной сенсацией в духовной жизни русского общества явился пейзаж «Грачи прилетели», показанный на 1-й выставке передвижников (1871 г.). Он затмил собою многие тематические картины. Современники увидели в пейзаже настоящую Россию с ее хватающей за сердце красотой, скрытой мощью, исторической жизнью народа. Редкий, если не единственный случай, - пейзаж стал крупным общественным явлением. Красота русской природы заговорила языком истории.

Природа в ее могучем весеннем пробуждении живет в пейзаже своей жизнью. Она лишена цветовых эффектов, вся погружена в рассеянный свет и пропитана влагой. В ней идет таинственный процесс таяния снегов и великого освобождения земли. Эта молчаливая, вселенская работа природы оглашается только птичьи гомоном. И все здесь поразительно верно  в смысле общего состояния ранней весны, верно настолько, что от пейзажа словно веет дыханием весны, и ты вспоминаешь все о родной земле, что накопилось в сердце от первых дней детства.

Такой эмоциональной глубины и художественного масштаба мировой национальный пейзаж еще не знал. А. К. Саврасов был признан отцом русского пейзажа, а о его шедевре критики сказали, что это «путеводная звезда», в ней имеется новый эмоциональный тонус и чуткость в отношении к природе, а также «новое русское осознание красивого».

А. К. Саврасов разработал пейзаж, каким он должен быть, практически предложил концепцию настоящего, содержательно-глубокого пейзажа, равного по художественной силе другим жанрам изобразительного искусства; он обрел сполна родную почву для своего творчества, довел до огромной высоты и совершенства дело, начатое А. Г. Венециановым, совершив своего рода гигантский скачек в развитии отечественного пейзажа.[Приложение 1]

Один из самых талантливых учеников А. К. Саврасова — И. И. Левитан. Он воспринял от своего учителя реалистический метод художественного познания действительности, любовь к родной природе, проникновенный лиризм мировосприятия и острое чувство социальности. Все эти замечательные качества пейзажиста по-своему были развиты им.

И. И. Левитан создал многие картины природы, полные глубокого смысла и тонкого настроения. Это эпические пейзажи — «Владимирка», «У омута» и «Над вечным покоем»; исторические — «Вечерний звон», «Озеро»; лирические — «Золотая осень», «Март», «Сумерки», «Стога» и др. А. П. Чехов, высоко ценивший поэтическое чувство художника и его талант, замечал, что пейзаж нельзя писать без пафоса, без восторга. Художник и был в действительности таким пейзажистом. Он показал, как свидетельствовали потом другие художники, то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, — его душу, его очарование.[Приложение 2]

Яркими гранями заиграл национальный русский пейзаж в творчестве Ф. А. Васильева. Каждая его картина о среднерусской природе становилась шедевром: «Возвращение стада», «Перед дождем», «Облака», «Заброшенная мельница», «Осень. Болото в лесу» и др. при соприкосновении с родной природой художник обретал дар ясновидения. Он брал для творчества неяркую красоту и простые сюжеты: жизнь природы в пору весны, лета и осени, в моменты, когда она напрягает силы для своих свершений, или, напротив, отдыхает от очередного круговорота стихий. Живописец стремился охватить природу как сложную задачу, проникнуть в общий смысл предметов, эмоционально понять их отношения между собой и значение в духовной жизни человека. Он пытливо и жадно искал эти начала в русском пейзаже.

Одним из его блистательных шедевров явился «Мокрый луг». Изображено: широкий луг с болотцем, в котором виден отсвет неба, две птички-странницы, ветлы, небольшое взгорье и неоглядные дали. Но сколько во всем жизни и внутреннего движения! Небо, по которому только что пронеслась очистительная гроза с ливнем, еще клубится облаками, продолжая в себе борьбу света и тьмы, а на земле уже все затихло, успокоилось, пропитывается живительной влагой, наливается соками жизни. Над землей струится в испарине нагретый воздух, кругом все сыро, мокро, каждая травинка наполняется новой силой и как бы дышит «полной грудью». Умиротворенная и освеженная дождем природа отдыхает, пребывая в безмятежном, счастливом покое. Это — сама материя, оживленная внутренним смыслом, сама Россия в ее величии и задумчивости.

Творческой вершиной художника общепризнанно явился пейзаж «Оттепель». В нем показан совершенно иной мир природы, другое, но по-своему великое ее состояние. Еще плотной пеленой лежит снег на ветхой избе и на всем безмолвном пространстве, простирающемся далеко к горизонту. Еще по-зимнему сурово небо, забитое темно-синими, клубящимися облаками. Но уже повеяло весенним теплом. Луч низкого солнца прорвался сквозь тучи, осветил своим почти фантастическим светом вековые деревья, грядой уходящие к дальнему лесу, и часть снежной равнины, но не разогнал сизую полумглу и надвигающиеся сумерки. Набухли талой коричневой водой колеи дороги, на которой остановились в нерешительности путники — старичок с котомкой на спине и ребенок. [Приложение 3]

Ф. А. Васильев значительно раздвинул образные и эмоциональные границы пейзажа, углубил его национальный смысл и звучание. Он свято верил в огромную воспитательную силу пейзажа, утверждая, что если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей своей безобразной наготе. Безграничная вера в нравственную очистительную силу красоты природы и побуждала художника на творческий подвиг, совершенный им.

Неповторимую поэзию природы привнес в национальный пейзаж А. И. Куинджи. Романтик по натуре, он величаво и красочно выразил в своем творчестве народное миропонимание, запечатлел безграничный восторг перед прекрасной реальностью. Он живописно представил юг России. Уже не серое небо и унылые деревни, а пышные картины теплого и цветущего края заселяли его полотна. Невиданная красота ворвалась в искусство. Славу ему принесли пейзажи — «Березовая роща», «Пятна лунного света в лесу»  и др. живописец заворожил всех насыщенным, чистым и звонким цветом, контрастами освещения феерически прекрасного мира. Для избранных мотивов природы практически не понадобился пленер, и художник не увлекался им, как и детальной моделировкой предметов. Зато прием контурного их воссоздания, прием больших линий в изображении мира и красочной декоративной композиции довел до совершенства. Эти пышно-живописные пейзажи восхитили публику. Легендарную славу приобрела жемчужина его творчества — «Лунная ночь на Днепре». Чтобы посмотреть одну только эту картину, отдельно выставленную в 1880 г., шли толпы народа в течение многих месяцев. В истории мирового пейзажа нет подобных аналогов. [Приложение 4]

В пейзажной поэтике А. И. Куинджи есть много созвучного и перекликающегося с художественным мировосприятием Н. В. Гоголя, тоже прославляющего красоту природы, а именно: взгляд на природу как возвышенное явление, когда каждый мотив воспринимается уже не только как часть географического ландшафта или страны в целом, а не иначе как величавый в своей сущности элемент мироздания в целом.

По-своему могуче и широко осуществил разработку национального пейзажа певец русского леса И. И. Шишкин. О его творчестве И. И. Крамской с полным основанием сказал, что это — верстовой столб в развитии русского пейзажа. И. И. Шишкин явился, пожалуй, самым национальным живописцем природы не по одной лишь мощи, какую он выразил в своем творчестве, но и по национальному убеждению, по той чисто русской художественной программе, какую осуществлял сознательно, гордо, самобытно. Пейзаж должен быть не только национальным, но даже местным, утверждал он, надеюсь, придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников. Наряду с требованием последовательного реализма в изображении природы здесь звучала еще патриотическая привязанность к родной земле. Находясь одно время за границей, художник горько сетовал, отчего он не в России, которую так любит. Его творческим девизом были слова: «Да здравствует Россия (я русский)». Отсюда его постоянное подчеркивание словом и делом национального происхождения пейзажа, глубокой народности. Объективное изображение природы художник возвел в принцип.

И. И. Шишкин воспел не вообще лес, а русский лес с его монументальными соснами и елями, лес величавый, былинный, бескрайний, лес с его дебрями, озерами и смолистым запахом, со мхами и седыми туманами. Таковы, например, пейзажи «Дубы», «Утро в сосновом лесу» и торжественный аккорд всего творчества, лебединая песня художника — его знаменитая «Корабельная роща». Вечным духовным достоянием стала и шишкинская «Рожь» — изображение бескрайней русской равнины, золотого моря хлебов, среди которых возвышаются великаны — сосны. Пейзаж обобщенно рисует богатырскую землю и бескрайнее раздолье, на котором есть где развернуться человеку. Художник создал здесь самый впечатляющий образ Родины, живущий в сердце каждого русского. [Приложение 5]

Пейзаж эстетически перекликается со стихами Н. А. Некрасова:

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор…

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

«Золотой век» подлинного высочайшего расцвета национальной пейзажной живописи, а также последующий его могучий отблеск нашли свое выражение в творчестве многих других известных и выдающихся русских художников, среди которых присутствуют и пейзажисты Ивановского края.

Михаил Сергеевич Агеев -  замечательный живописец. Его искусство глубоко и проникновенно; оно очаровывает своей теплотой и искренностью. Может быть, самый точный эпитет к живописному миру, созданному художником - "сердечный". [Приложение 6]

Вячеслава Андреевича Федорова рецензенты называют  продолжателем традиций Саврасова, И. Шишкина, В. Поленова, И. Левитана. «Простота, глубина, ясность, которыми они [картины] дышали», поставили художника «за пределы капризной моды». Наиболее известные работы «Пейзаж», «В поле», «Осенний ветер», «Весна в Желнихе», «Ранний снег. Плес», «Цветы в лесу». [Приложение 7]

Марк Иванович Малютин  - прирожденный живописец, прекрасно чувствующий колорит. Художник много писал с натуры, натура была для него основой творчества, в живом соприкосновении с природой, с человеком рождались его запоминающиеся образы. Малютин подарил миру великолепные произведения живописи, графики, и монументально - декоративного искусства, картины созданные Марком Ивановичем навсегда останутся для почитателей необходимыми и востребованными.

 Печатью глубокого национального духа и колорита отмечены историко-романтические пейзажи Н. К. Рериха и А. А. Рылова, фольклорные пейзажи В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, М. В. Нестерова, глубоко реалистические пейзажи И. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, В. Н. Бакшеева, Н. П. Крымова, С. В. Герасимова, Н. М. Ромадина и многих других художников.

Истинно говорится, что в пейзаже — душа народа. Но верно и другое: в душе народа живет пейзаж. Целые поколения людей вдохновлялись национальным пейзажем и через него осознавали себя русскими людьми. Учились любить Родину. Эти образы, как святыня, формировали национальное чувство, национальную память, связывали в красоте прошлое, настоящее и будущее.

Как форма искусства, пейзаж непреходящ, поскольку неисчерпаема в своем эстетическом величии природа. И то, что уже накоплено человечеством в этой области, огромно. Все это художественное богатство радует человека, укрепляет его веру в возможность разумной и прекрасной жизни на земле. [Смольянинов И.Ф. – 170с.]

 

 

 

 

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Природа, природная среда играет важную роль в жизни и развитии человеческого общества. Природа — это не только земля, но и вся движущаяся во времени и пространстве материя. Природным существом, субъектом природы, ее составной частью и венцом творения по всем социальным характеристикам является человек.

Природа воздействует на людей не всей своей безграничной мощью, а, прежде всего, определенной ее частью, именно той, в которой возникает и развивается человеческая жизнь. Это с одной стороны, с другой - общество непосредственно действует не на всю окружающую его бесконечную природу, а только лишь на ограниченную ее часть.

Культура — это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемых из поколения в поколение.

Структура культуры: различают материальную и духовную культуру. Важнейший элемент материальной культуры — средства производства, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную входит производственно - техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.

Художественная культура — это особая целостная культура: в ней органически соединяется материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и результатов.

Культура облагораживает человека, делает его личностью.

Природа и культура — это диалектические противоположности. С одной стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится в единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. Природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер занятий, способы деятельности человека, общественное разделение труда, темпы развития материальной культуры, характер бытовой культуры, своеобразие искусства.

Климат России: господствует умеренно континентальный климат. Зима в Центральном районе умеренно морозная, снежная, с устойчивым снежным покровом. Весной солнечных дней больше, это самое сухое время в году. В марте начинает таять снег, в начале апреля вскрываются реки, в мае бурно оживает природа. Лето в Центральном районе теплое, умеренно влажное, с преобладанием переменной облачной погоды. Теплая сухая погода иногда стоит и в сентябре. Период осенних солнечных дней традиционно называют "бабьим летом".

Территория всей Центральной России находится в зоне умеренного пояса, что обусловливает некоторые общие природные черты. Но каждый регион имеет свои специфические природные особенности, вследствие уникальности природного ландшафта. Из растительности преобладают сосновые боры, смешанные леса. Большое количество маленьких озер и болот.

Выдающееся место в развитии национального пейзажа занял русский пейзаж. Этому способствовала главным образом самобытность огромной по территории природы России и населяющего её народа. В русском искусстве природа присутствовала долгое время лишь в иконописных изображениях, которые строго канонизировались.

Начиная с середины XIX в., стала развиваться школа русского пейзажа. Наиболее яркими представителями этой школы являются А. Г. Венецианов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, Ф. А. Васильев. С полотен этих художников Россия предстает как великая свободная страна, богатая неописуемыми красотами заповедных уголков, широких просторов, необъятных далей. Творчество пейзажистов как бы  раскрывает душу России, показывает, как проникновенно и нежно они любили Родину, видели прекрасное в самом обыденном.

Эстетическое значение пейзажной живописи по-своему огромно. Она воссоздает красоту великой природы, обобщает эту красоту и выразительно представляет нам ее законченный образ. Пейзаж постоянно напоминает о природе и возвышает душу сознанием трудности совершенства. Он роднит человека с миром и посредством одухотворенной красоты учит высокой любви к жизни. Все эти художественные черты присущи русскому пейзажу и нашли в нем глубокое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список  литературы

 

1.     Алеева А.Я. Экономическая география: учебное пособие А.Я. Алеева, Ю.Ю. Громов, О.Г. Иванова, А.В. Лагутин. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2001. – с.322

2.     Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. – с.97

3.     Бердяев Н.А. Русская идея. - М.: Сварог и К, 1997. – с.324

4.     Гуревич П.С. Культурология. - М.: Знание, 1998. – c.95

5.     Каган М.С. Философия культуры. - СПб.; ТОО ТК «Петрополис», 1996. - c. 55-94

6.      Кефели И.Ф. Культура и природа - //Соц.- политический журнал. - 1995. - №2. - c. 116-120

7.      Кузнецов Н.Г. Экономическая география / Под общ.ред. В.П.Желтикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С.84.

8.     Монтескье Ш.Л. О духе законов  – М.: Мысль, 1970. c.263

9.      Пономарёва Г.М. и др. Основы культурологии. - М.,1998. – c.124

10.  Ревич Б.А. Окружающая среда и здоровье населения: Региональная экологическая политика: пособие/Б.А.Ревич, С.Л.Авалиани, Г.И.Тихонова. -- М.: ЦЭПР, 2003. – с.19

11.  Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды человека: словарь- справочник / Н.Ф.Реймерс. - М.: Просвещение, 1992. – с. 319

12.  Смольянинов И.Ф. Природа в сестеме эстетического воспитания / И.Ф. Смольянинов. – М.: просвещение, 1984. – с. 170

13.  Соловьев В. А. Толковый словарик по философии/В.А. Соловьев – М.: Просвещение, 1994. – с. 102

14.  Сорокин  П.А.Общедоступный учебник социологии – М.: Наука, 1994. – с. 157

15.  

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Картины А.К.Саврасов

 

 

 

                        

               

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Картины И.И. Левитан

 

 

Картинка 1 из 19           

 

 

Картинка 8 из 19           Картинка 9 из 19

 

 

 

Картинка 12 из 19          

  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Картины Ф.А.Васильев

 

Картинка 1 из 1             Картинка 5 из 78

 

 

Картинка 9 из 78         Картинка 16 из 78

 

 

 

Картинка 2 из 61          

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Картины А. И. Куинджи

 

 

Картинка 17 из 978            Картинка 8 из 978

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

     Картинка 1 из 978                                      Картинка 1 из 2

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Картины И.И.Шишкина

 

        

 

 

 

 

 

                                                

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Картины М.С. Агеева

 

          

 

 

 

      

 

 

 

        

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Картины В.А.Федорова

 

    

 

 

 

       

 

 

 

        

 

                    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Учебно-исследовательская работа на тему: «Природа России, её вклад в мировую художественную культуру»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сегодня человек уже не может сосредотачивать внимание только на самом себе и своих потребностях, поскольку кардинально изменились роль и место человека в мире. Человек стал глобальным фактором, определяющим масштабы и динамику происходящих на Земле изменений. От его действий зависит, быть ли жизни на Земле или нет. Человек должен осознать свою новую роль и взять на себя ответственность за сохранение биосферы, всех форм жизни на нашей планете. Осознание того, что человек должен выполнять важную биосферную функцию, роль регулятора жизни на планете составляет основу экологического мировоззрения и экологической культуры.

 

Формирование экологической культуры, предполагающей новое отношение к природе, невозможно без учета эстетического фактора, т. е. подхода к природе как особой духовно-эстетической ценности. У человека, способного воспринимать красоту природы, испытывать при общении с ней эстетические чувства, уровень экологического сознания  неизмеримо выше, чем у человека, равнодушного к этой красоте. Однако, у многих людей преобладает утилитарное отношение к природе, и это отодвигает ее эстетическую ценность на второй, а то и более отдаленный план.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 119 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.12.2014 1324
    • DOCX 9 мбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тонеева Валентина Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тонеева Валентина Борисовна
    Тонеева Валентина Борисовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 131060
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 360 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 414 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 47 человек

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов