Инфоурок География Другие методич. материалыУчебно- исследовательский проект " История колоколов в истории России"

Учебно- исследовательский проект " История колоколов в истории России"

Скачать материал

Муниципальное образовательное учреждение

«Линёвская средняя общеобразовательная школа №2»

Жирновского муниципального района Волгоградской области

 

Учебно – исследовательский проект

 

 

История колоколов в истории России

Секция: история

 

 Выполнили:

творческая группа обучающихся 3 класса

МОУ «Линёвская СОШ №2»

 

Руководитель проекта  -

ФилиноваЕ.П..,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

 

П Г Т Линёво 2014

 

Актуальность  проекта заключается в приобщении  к историческому прошлому и национальной культуре; создании буклета о колоколах России;  в сохранении традиций, созданных и  накопленных предками.

 

Цель проекта:

изучение  роли  русского колокольного звона  в истории России.

Задачи:

·        собрать и обобщить информацию об истории колокольного звона в России со времён Древней Руси ;

·        расширить  кругозор в области культуры родной страны, посредством изучения колоколов России (их  появление, создание, предназначение, значимость).

·        подготовить компьютерную презентацию;

·        составить и обнародовать буклет

 

Объект исследования:

 Русские  колокола  и колокольный звон  со времён Древней Руси до наших дней

 

Методы исследования:

 изучение исторической литературы,

сбор информации

экскурсия в  краеведческий музей

посещение храма Рождества Христова  в Нижней Добринке

составление презентации

 

Практическая значимость:

материалы проекта могут найти применение на уроках музыки, литературы и окружающего мира, использоваться  на внеклассных занятиях.

 

 

 

Предполагаемая новизна:

Изучение колокола не только посредством информации из литературы и Интернет-ресурсов, но и учебно-исследовательская деятельность в творческих группах

 

Этапы работы:

1.Определение темы, проблемы и цели проекта.

2.Распределение направлений работы.

3.Изучение и анализ литературы и материалов Интернета по данной теме.

 

Результатом исследовательской работы над данной темой стало создание буклета для начальной школы

 

 Этапы исследования:

- Поисково-теоретический (анализ литературы и других источников информации);

- Опытно-экспериментальный (путешествие по « реке времени»);

- Заключительно-обобщающий (открытое внеклассное занятие»),

- литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Содержание.

1.     Введение.

2.     Поиск по 4направлениям.

3.     Путешествие по « реке времени»

4.     Заключение  - обобщение.

Приложение 1

Приложение 2

5.     Литература и интернет

 

С
6. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберег духовные ценности, наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке. Когда звонит колокол, люди плачут, а слезы, говорят, очищают нашу душу. Так пусть душа будет чистой, способной понимать прекрасное.

                  « О чем грустят колокола,

                   Звуча в небесной тишине?

                   Быть, может, о судьбе моей,

                   А может, обо мне?

                   О чем грустят колокола,

                   Грустят, когда звонят?

                   Быть может, эхом этих звуков

                   Они с народом говорят?»

  Чтобы ответить на эти  вопросы  мы  отправились  в  исследовательское путешествие по «реке времени».

 

 

  

 

 

Ход проекта.

1.Этап. Поиск  по 4 направлениям: появление,  создание, предназначение, значимость.

1.1.Распределение направлений работы по группам.

1.2.Сбор информации из литературы и других источников;

1.3.Анализ информации.

2. Этап. Практическое исследование (путешествие по « реке времени»).

2.1. На уроках соответственно  темам учебника.

2.2. Очное путешествие – в храм Рождества Христова.

2.3. Беседа с настоятелем церкви.

3. Этап. Заключительно-обобщающий

3.1.Открытое внеклассное занятие «Колокола России»

3.2.Презентация

3.3 Составление и презентация буклета

 

 

 

 

 

 

1.1.          Появление.                            Легенда.

     В первые годы христианства колокол не использовался славянами. Хотя согласно легенде, он был изобретён еще в IV веке епископом из итальянского города Нола.

     Однажды епископ возвращался после службы домой, прилег отдохнуть в поле и во сне увидел ангелов, которые держали в руках полевые цветы колокольчики, которые издавали на ветру удивительные звуки. Проснувшись под впечатлением чудного видения, епископ позвал мастера и приказал ему изготовить небольшие медные колокола наподобие полевых колокольчиков и научить их петь…                  

1.2.    Предназначение.

 Издавна на Руси раздавался колокольный звон — призывный и торжественный, радостный и грустный. Колокольчики и бубенчики ямщиков скрашивали путникам однообразную  долгую дорогу.  

"Малиновые" перезвоны колоколов указывали путь заблудившемуся человеку, созывали на (вече)собрания, оповещали набатом о грозящей беде.

 Колокола на церковных башнях говорили  о времени труда и отдыха. В городах и селах, звон сопровождал и будничную жизнь, и радовал благой вестью в праздники.

1.2.          Значимость.

Он будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее. Колокольный звон  на Руси  защищал справедливость, добро.

"Идёт  под колокол"- так говорили о людях, лишенных возможности доказать свою невиновность. Иного способа у них не было. При всём честном народе под колокольный звон, защищали они свою честь  и правду!

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид звона имеет свое название и значение.

1.4.     Создание.

     В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавили мель. Только за 10-15 минут до окончания отливки к меди добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную массу серебряные монеты.

    Несколько работников, раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которого вырывался раскаленный металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Если часть меди проливалась и её не хватало на всю форму, вся работа начиналась сначала.

2.          Путешествие по реке времени.   

«Современная Россия» - «Древняя Русь» - «Московское государство» - «Российская Империя» - «Советское государство» - «Возвращение».

Путешествие I «В библиотеку!»

Оказывается, о колоколах написано много стихов, рассказано легенд, пословиц.

Стихотворение Евдокии Растопчиной

О, Русь, благословенная моя
Познать тебя не хватит целой жизни:
Твоих церквей златые купола
И многовещный звон
колоколов отчизны
Тот чудный гул,
идущий от небес,
Он гласом Божьим нисходил к народу
Призывом к дальней жизни
без мирских страстей,
И родником, где пьют живую воду.
Знакомый звон, любимый. Руси наследие.
Моё причастие к тебе
да будет вечным
Как и всё живое…

Загадки.

Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром! (колокол)

 

Купи, денег не жалей -
Со мной ехать веселей!(колокольчик)

 

Скороговорки.

Сшит колпак, вязан колпак,
Да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол,
Да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать,
Да перевыколпаковать.

 

* Говорят, что под колокольней не живут крысы.

* С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.

 

Путешествие II «Древняя Русь»

    Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник. Колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа: звоном созывался народ на вече — народное собрание; указывал дорогу заблудившимся; оповещал о  какой — либо опасности  или несчастье;  созывал верующих людей в храмы и церкви.

 

     Многое может рассказать колокол.  Звоном призывал народ на защиту в годы бедствий.

И шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

    Колокольный звон встречал возвращавшихся с победой на родную землю Александра Невского, полки Дмитрия Донского с Куликова поля, ополчение Минина и Пожарского.

 

Путешествие III «Московское государство»

     Колокольни строили высокими, и поэтому звон колоколов был хорошо слышен на большом расстоянии. Самая известная колокольня в России находится на территории Московского Кремля, это колокольня Ивана Великого.

      В древней Москве не разрешалось строить здания выше этой колокольни. Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали о пожаре.

      Колокола гибли во время пожаров. Лопались от неосторожного обращения, а треснувший колокол - уже считался погибший. Хоть и запаяешь, а звона такого уже не будет. 

Путешествие IV «Российская Империя»

   На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанел, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов.

   Существует легенда, что когда Наполеон вступил в Москву, то решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказанию под нее положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

 Путешествие V «Советское государство» .

     Вся жизнь человека проходила под звуки колокола. Под него он рождался, рос, с ним работал, веселился, растил детей, под колокольный звон успокаивался на погосте.

     Но не всегда колокола услаждали слух христиан. Почти семьдесят лет молчали колокола на Руси. Казалось бы, не возможно было их изъять из российской жизни, а в советское время изъяли.

Советская власть к церкви относилась весьма негативно и к колоколам в том числе. Все храмы перешли в распоряжение Местных советов, которые могли «использовать их по своему назначению, исходя из общественной и государственной нужды».

     Колокола разделили свою судьбу с судьбой русского народа, их не обошли стороной "ужасы, доселе невиданные и неслыханные".

     Великая Отечественная война 1941-1945гг.  В сердцах советских людей зазвонили набатом колокола! Они призывали на защиту своей Родины, как это делали в прошлые  века  Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Александр Васильевич Суворов и многие другие герои нашего Отечества.

     Война унесла миллионы человеческих жизней. Фашизм не щадил никого ни детей, ни стариков, ни женщин! В помять о всех замученных,  погибших в концлагерях и на поле брани, в Бухенвальде звучит колокольный набат.

     Это была великая битва. Выстоял русский  народ. Выстоял и русский колокольный звон. Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны.

Путешествие VI  « Возвращение» .

Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны.

Наша малая родина, Нижняя Добринка– это частичка России. Колокольный звон радовал наших далёких предков, вернулся к нам и  радует нас   сейчас.  Село уже невозможно представить без этой душевной музыки.

 

 

                                                             Осуществляя связь времён,

 Мы возрождаем наши души!

                                                             И пусть невежды и кликуши

 Кричат и затыкают уши,

 Но слышен колокольный звон!

 Иван стотысячный проснётся!

 Очнётся страждущий народ!

 От сна Россия вдруг очнётся

 Вновь слышен колокольный звон!

3. Заключительно – обобщающий .

3.1.  Вывод.

 Во все времена в России с особой любовью  почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем просто колокольный звон: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения всю жизнь. Колокола звонили и в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники.

 

3. 2. Внеклассное занятие  «Колокола России»

Приложение 1

3.3. Буклет – раскраска « Звон  колокола»

Приложение 2

4. Литература и интернет ресурсы.


1.
Горохов В.А. Повседневная жизнь России под з колоколов// Серия: Живая история: Повседневная жизнь человечества. М., Молодая гвардия.,2007.с.351.
2.
articles
1.
Горохов В.А. Повседневная жизнь России под звон колоколов// Серия: Живая история: Повседневная жизнь человечества. М., Молодая гвардия.,2007.с.351.
2.
Давыдов А. Н. Колокола и колокольные звоны articles

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Учебно- исследовательский проект " История колоколов в истории России""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Муниципальное образовательное учреждение

«Линёвская средняя общеобразовательная школа №2»

Жирновского муниципального района Волгоградской области

 

Учебно – исследовательский проект

 

 

История колоколов в истории России

Секция: история

 

 Выполнили:

творческая группа обучающихся 3 класса

МОУ «Линёвская СОШ №2»

 

Руководитель проекта-

ФилиноваЕ.П..,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

 

П Г Т Линёво 2014

 

Актуальность  проекта заключается в приобщении  к историческому прошлому и национальной культуре; создании буклета о колоколах России;  в сохранении традиций, созданных и  накопленных предками.

 

Цель проекта:

изучение  роли  русского колокольного звона  в истории России.

Задачи:

·        собрать и обобщить информацию об истории колокольного звона в России со времён Древней Руси ;

·        расширить  кругозор в области культуры родной страны, посредством изучения колоколов России (их  появление, создание, предназначение, значимость).

·        подготовить компьютерную презентацию;

·        составить и обнародовать буклет

 

Объект исследования:

 Русские  колокола  и колокольный звон  со времён Древней Руси до наших дней

 

Методы исследования:

изучение исторической литературы,

сбор информации

экскурсия в  краеведческий музей

посещение храма Рождества Христова  в Нижней Добринке

составление презентации

 

Практическая значимость:

материалы проекта могут найти применение на уроках музыки, литературы и окружающего мира,использоваться  на внеклассных занятиях.

 

 

 

Предполагаемая новизна:

Изучение колокола не только посредством информации из литературы и Интернет-ресурсов, но и учебно-исследовательская деятельность в творческих группах

 

Этапы работы:

1.Определение темы, проблемы и цели проекта.

2.Распределение направлений работы.

3.Изучение и анализ литературы и материалов Интернета по данной теме.

 

Результатом исследовательской работы над данной темой стало создание буклета дляначальной школы

 

 Этапы исследования:

- Поисково-теоретический (анализ литературы и других источников информации);

- Опытно-экспериментальный (путешествие по « реке времени»);

- Заключительно-обобщающий (открытое внеклассное занятие»),

- литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1.     Введение.

2.     Поиск по 4направлениям.

3.     Путешествие по « реке времени»

4.     Заключение  - обобщение.

Приложение 1

Приложение 2

5.     Литература и интернет

 

С
6. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберег духовные ценности, наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке. Когда звонит колокол, люди плачут, а слезы, говорят, очищают нашу душу. Так пусть душа будет чистой, способной понимать прекрасное.

                  « О чем грустят колокола,

Звуча в небесной тишине?

Быть, может, о судьбе моей,

А может, обо мне?

О чем грустят колокола,

Грустят, когда звонят?

Быть может, эхом этих звуков

Они с народом говорят?»

Чтобы ответить на эти  вопросы  мы  отправились  в  исследовательское путешествие по «реке времени».

 

 

 

 

 

Ход проекта.

1.Этап. Поиск  по 4 направлениям: появление,  создание, предназначение, значимость.

1.1.Распределение направлений работы по группам.

1.2.Сбор информации из литературы и других источников;

1.3.Анализ информации.

2. Этап. Практическое исследование (путешествие по « реке времени»).

2.1. На уроках соответственно  темам учебника.

2.2. Очное путешествие – в храм Рождества Христова.

2.3. Беседа с настоятелем церкви.

3.Этап. Заключительно-обобщающий

3.1.Открытое внеклассное занятие «Колокола России»

3.2.Презентация

3.3 Составление и презентация буклета

 

 

 

 

 

 

1.1.         Появление. Легенда.

В первые годы христианства колокол не использовался славянами. Хотя согласно легенде, он был изобретён еще в IV веке епископом из итальянского города Нола.

Однажды епископ возвращался после службы домой, прилег отдохнуть в поле и во сне увидел ангелов, которые держали в руках полевые цветы колокольчики, которые издавали на ветру удивительные звуки. Проснувшись под впечатлением чудного видения, епископ позвал мастера и приказал ему изготовить небольшие медные колокола наподобие полевых колокольчиков и научить их петь…                  

1.2. Предназначение.

Издавна на Руси раздавался колокольный звон — призывный и торжественный, радостный и грустный. Колокольчики и бубенчики ямщиков скрашивали путникам однообразную  долгую дорогу.

"Малиновые" перезвоны колоколов указывали путь заблудившемуся человеку, созывали на (вече)собрания, оповещали набатом о грозящей беде.

Колокола на церковных башнях говорили  о времени труда и отдыха. В городах и селах, звон сопровождал и будничную жизнь, и радовал благой вестью в праздники.

1.2.         Значимость.

Он будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее. Колокольный звон  на Руси  защищал справедливость, добро.

"Идёт  под колокол"- так говорили о людях, лишенных возможности доказать свою невиновность. Иного способа у них не было. При всём честном народе под колокольный звон, защищали они свою честь  и правду!

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид звона имеет свое название и значение.

1.4. Создание.

В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавили мель. Только за 10-15 минут до окончания отливки к меди добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную массу серебряные монеты.

 Несколько работников, раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которого вырывался раскаленный металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Если часть меди проливалась и её не хватало на всю форму, вся работа начиналась сначала.

2.       Путешествие по реке времени.   

«Современная Россия» - «Древняя Русь» - «Московское государство» - «Российская Империя» - «Советское государство» - «Возвращение».

ПутешествиеI «В библиотеку!»

Оказывается, о колоколах написано много стихов, рассказано легенд, пословиц.

Стихотворение Евдокии Растопчиной

О, Русь, благословенная моя
Познать тебя не хватит целой жизни:
Твоих церквей златые купола
Имноговещный звон
колоколов отчизны
Тот чудный гул,
идущий от небес,
Он гласом Божьим нисходил к народу
Призывом к дальней жизни
без мирских страстей,
И родником, где пьют живую воду.
Знакомый звон, любимый. Руси наследие.
Моё причастие к тебе
да будет вечным
Как и всё живое…

Загадки.

Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром! (колокол)

 

Купи, денег не жалей -
Со мной ехать веселей!(колокольчик)

 

Скороговорки.

Сшит колпак, вязан колпак,
Да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол,
Да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать,
Да перевыколпаковать.

 

* Говорят, что под колокольней не живут крысы.

*С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.

 

Путешествие II«Древняя Русь»

Колокол в древней Руси имел большое значение.Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.Колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа: звоном созывался народ на вече — народное собрание; указывал дорогу заблудившимся; оповещал о  какой — либо опасности  или несчастье;  созывал верующих людей в храмы и церкви.

 

Многое может рассказать колокол.Звоном призывал народ на защиту в годы бедствий.

И шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

Колокольный звон встречал возвращавшихся с победой на родную землю Александра Невского, полки Дмитрия Донского с Куликова поля, ополчение Минина и Пожарского.

 

Путешествие III«Московское государство»

Колокольни строили высокими, и поэтому звон колоколов был хорошо слышен на большом расстоянии. Самая известная колокольня в России находится на территории Московского Кремля, это колокольня Ивана Великого.

В древней Москве не разрешалось строить здания выше этой колокольни. Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали о пожаре.

Колокола гибли во время пожаров. Лопались от неосторожного обращения, а треснувший колокол - уже считался погибший. Хоть и запаяешь, а звона такого уже не будет. 

Путешествие IV «Российская Империя»

На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанел, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов.

Существует легенда, что когда Наполеон вступил в Москву, то решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказанию под нее положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

Путешествие V «Советское государство».

Вся жизнь человека проходила под звуки колокола. Под него он рождался, рос, с ним работал, веселился, растил детей, под колокольный звон успокаивался на погосте.

Но не всегда колокола услаждали слух христиан. Почти семьдесят лет молчали колокола на Руси. Казалось бы, не возможно было их изъять из российской жизни, а в советское время изъяли.

Советская власть к церкви относилась весьма негативно и к колоколам в том числе. Все храмы перешли в распоряжение Местных советов, которые могли «использовать их по своему назначению, исходя из общественной и государственной нужды».

     Колокола разделили свою судьбу с судьбой русского народа, их не обошли стороной "ужасы, доселе невиданные и неслыханные".

Великая Отечественная война 1941-1945гг.  В сердцах советских людей зазвонили набатом колокола! Они призывали на защиту своей Родины, как это делали в прошлые  века  Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Александр Васильевич Суворов и многие другие герои нашего Отечества.

     Война унесла миллионы человеческих жизней. Фашизм не щадил никого ни детей, ни стариков, ни женщин! В помять о всех замученных,  погибших в концлагерях и на поле брани, в Бухенвальде звучит колокольный набат.

Это была великая битва. Выстоял русский  народ.Выстоял и русский колокольный звон.Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны.

Путешествие VI«Возвращение».

Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны.

Наша малая родина, Нижняя Добринка– это частичка России. Колокольный звон радовал наших далёких предков, вернулся к нам и  радует нас   сейчас.  Село уже невозможно представить без этой душевной музыки.

 

 

Осуществляя связь времён,

Мы возрождаем наши души!

И пусть невежды и кликуши

Кричат и затыкают уши,

Но слышен колокольный звон!

Иван стотысячный проснётся!

Очнётся страждущий народ!

От сна Россия вдруг очнётся

Вновь слышен колокольный звон!

3. Заключительно – обобщающий .

3.1.  Вывод.

Во все времена в России с особой любовью  почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем просто колокольный звон: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения всю жизнь. Колокола звонили и в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники.

 

3. 2. Внеклассное занятие  «Колокола России»

Приложение 1

3.3. Буклет – раскраска « Звон  колокола»

Приложение 2

 

4. Литература и интернет ресурсы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 143 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1155
    • DOCX 34.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Филинова Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Филинова Елена Петровна
    Филинова Елена Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2981
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 369 человек

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 296 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек