Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыУчебная программа по декоративно-прикладной композиции 2-4 классы ДХШ

Учебная программа по декоративно-прикладной композиции 2-4 классы ДХШ

Скачать материал

 

 

 

 

 

Учебная программа по декоративно-прикладной композиции

(2-4 классы детской художественной школы

102 часа)

 

 

 

 

 

 

Автор:Таганова Зоя Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По средствам данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

«Самым высоким видом искусства,

 

самым талантливым, самым гениальным

 

является народное искусство,

 

то есть то, что запечатлено народом,

 

сохранено, что народ пронес через столетия».

 

 М. И. Калинин

 Основные задачи Детской Художественной школы :

ñ охрана жизни и здоровья детей;

ñ воспитание и гармоничное развитие детей;

ñ соблюдение прав детей;

ñ обеспечение всем воспитанникам оптимальных условий для развития  , воспитания , социальной адаптации и интеграции в общество

ñ создание развивающей предметно-пространственной среды и 

           условий для приобщения детей к общечеловеческим ценностям

ñ взаимодействие с семьей , вовлечение родителей в образовательный

ñ процесс для формирования педагогической 

           позиции по отношению к собственному ребенку.

В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ Наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.

Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.

Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико - синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).

Цели и задачи программы:

Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.

Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.

Познакомить с различными видами декоративной росписи.

Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.

Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.

Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемая результативность.

По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:

Виды декоративно-прикладного искусства.

Уметь стилизовать природные формы.

Работать с различными материалами и в разных техниках.

Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.

Различать и узнавать виды художественных промыслов.

Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.

Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.

Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.

Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.

Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.

Уметь применять полученные знания на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные ссылки.

В настоящей программе использованы нормы Закона Республики Казахстан «Об образовании»  от 27.07.2007 года.

Настоящая программа составлена с опорой на учебный план для детских художественных школ, художественных отделений школ искусств, утвержденный Министерством образования Республики Казахстан 29.12.2011 года №543

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный тематический план.

Қолданбалы құрылым.

Декоративно-прикладная композиция.

2 класс

Кол-во часов в неделю-1              Кол-во учебных недель-34

1 пол- 16          2 пол.-18

Кол-во часов в год-34

Задачи преподавания по декоративно-прикладному искусству во 2 классе ДХШ.

Развивающие:

ñ развитие фантазии, творческого воображения;

ñ развитие мелкой (малой) моторики рук;

ñ развитие навыков и умений работы с шаблона и трафаретами;

ñ развитие творческой активности.

Образовательные:

ñ привить интерес и любовь к искусству;

ñ формировать чувство цвета, художественного вкуса;

ñ дополнить имеющиеся знания о пропорции, композиции;

ñ Привить практические навыки.

Воспитательные:

ñ формирование трудолюбия;

ñ побуждение к самостоятельному выбору решения;

ñ формирование упорства в достижении желаемого результата;

ñ корректное отношение к работе товарищей.

Название темы

Программные цели и задачи

Практическое задание

Кол-во часов

1.Беседа о декоративно-прикладном искусстве 1 час

(Приложение №1)

Материалы:

тетрадь,ручка,репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.

-Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. -Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием , с приемами работы.

-Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе

Беседа. Конспектирование.

1 час

 

2.Техника безопасности 1 час

Материалы:

тетрадь,ручка.

Знакомство с подбором материалов и инструментов. Безопасные приемы работы с различными инструментами. Организация рабочего места.

1. Выполнения конспекта по правилам техники безопасности.

1 час

3.Виды и структура орнаментов.

5 часов  (Приложение №2)

Виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. 

Типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый.  Ритм и симметрия в орнаменте 1 час

Практическая работа 1 час

          Материалы:

бумага,простые карандаши,линейка,гуашь,фломастеры,ластик,альбом для эскизов.

 

-Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов.

-Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.

1.Объяснение нового материала-виды,типы,ритм симметрия в  орнаменте.

2.Выполнение поисков, эскизов.

3.Построение на формате.

4.Работа в цвете.

5.Пропись, завершение работы.

 

 

 

 

1 час

 

1 час

1 час

1 час

1 час

4.Работа с природными материалами. 4 часа

Материал:

листья, шишки, кора деревьев и т.п., пластилин, клей ПВА, картон.

 

 

-Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.

 

 -Научить видеть красоту в реальной действительности. -Передача характерных особенностей большой формы.

1.Работа над творческой идеей композиции.

2.Создание композиции.

3.Склеивание деталей.

4.Завершение работы.

1 час

 

1 час

1 час

1час

5.Декорирование бутылки 5 часов

Материалы:

альбом для эскизов,простой карандаш,контуры,гуашь,акриловые краски,палитра,бутылки различной формы.

 

-Приобретение навыка заполнения объемной формы узором. Познакомить с новым видом художественной деятельности.

-Научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора.

1.Объяснение нового материала-роспись.

2.Работа над замыслом композиции.

3.Перенос рисунка на бутылку.

4.Роспись бутылки.

5.Пропись. Завершение работы.

 

1 час

 

1 час

 

1 час

 

1 час

1 час

 

2 полугодие-19 часов.

 

Название темы

 

Программные цели и задачи

 

Практическое задание

Кол-во часов

6.Народные художественные промыслы. 5 часов

гжельская, городецкая, хохломская росписи.

(Приложение №3)

Материалы:

бумага,гуашь,кисти,простой карандаш,ластик.

-Знакомство с художественными промыслами .

-Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей.

1.Объяснение нового материала.

2.Приемы нанесения различных мазков.

3.Цветовая палитра в каждом виде росписи.

4.Создание росписи на доске.

5.Пропись.

1 час

 

1 час

 

1 час

 

1 час

 

1 час

7.Предметы декора.

Знакомство с техникой «папье-маше» 6 часов

Материалы:

газеты, клейстер, гуашь, кисти,гуашь.

-Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше.

-Познакомить с техникой работы папье-маше.

-Научить создавать предметы декора своими руками

1.Объяснение нового материала. Подготовка рабочего места.

2.Создание эскиза.

3.Создание общей формы. Сушка.

4.Грунтовка изделия.

5.Роспись изделия.

6.Декорирование. Завершение работы.

1 час

 

 

1 час

1 час

 

1 час

1 час

1 час

 

8.Мозаика из яичной скорлупы.

(техника кракле)

5 часов

(работа по шаблону)

(Приложение №4)

Материалы:

плотный картон,простой карандаш,альбом для эскизов,клей ПВА,салфетки.

-Развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение.

 

-Познакомить с новой техникой – мозаика из яичной скорлупы. Научить приемам работы с яичной скорлупой.

1.Объяснение нового материала. Выбор шаблона.

2.Наносим рисунок на картон. Переводим на кальку все детали. Нумеруем.

3.Заклеиваем композицию яичной скорлупой.

4.Продолжение работы.

5.Завершение работы.

1 час

 

 

1 час

 

 

 

1 час

 

1 час

1 час

9.Декупаж 3 часа

Декорирование разделочной доски

(Приложение №5)

Материал:

разделочная доска,декупажные карты,клей ПВА,салфетка,кисть,гуашь,палитра.

Знакомство с новой техникой.

Формирование навыков работы в технике «декупаж»

1.Объяснение нового материала - декупаж.

2.Выбор декупажной карты. Приклеивание.

3.Декорирование. Покрытие  лаком

1 час

 

1 час

 

1 час

 

Требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся ДХШ.

2 класс

Должны знать:

ñ  понятие стилизации, виды стилизации;

ñ знать приемы работы в технике «мозаика»;

ñ разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного изделия;

ñ знать технические навыки выполнение народных росписей.

Должны уметь:

ñ организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, резервом, красками по ткани, палитрой, ножницами, кистью для клея;

ñ грамотно декорировать предметы, чтобы они имели эстетический вид;

ñ создавать предметы декора своими руками;

ñ правильно компоновать и изображать элементы росписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный тематический план.

Қолданбалы құрылым.

Декоративно-прикладная композиция.

3 класс.

Кол-во часов в неделю-1      Кол-во учебных недель-34

1 пол.- 16      2 пол.-18

Кол-во часов в год-34

Задачи преподавания по декоративно-прикладному искусству в 3 классе ДХШ.

Развивающие:

ñ воспитание эстетического вкуса;

ñ развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии;

ñ формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения декоративно - прикладного искусства на эмоционально-чувственном уровне;

 

Образовательные:

ñ изготовление шаблонов, трафаретов;

ñ  изготовление декоративных изделий с применением различных приемов;

ñ  развитие эстетических чувств, эстетического вкуса на примере

 ознакомления с отдельными направлениями художественного рукоделия,

 

Воспитательные:

ñ развитие творческих способностей детей;

ñ  постоянный поиск гармоничного единства познания и творчества, самовыражения личности каждого ребенка;

ñ создание атмосферы творчества, приобщение детей к миру прекрасного.

 

 

Название темы

 

Программные цели и задачи

 

Практическое задание

Кол-во часов

1.Шрифтовая композиция 3 часа

(Приложение №6)

Материалы:

бумага формат А4,фломастеры,гелиевые ручки,акварельные краски,альбом для эскизов,простой карандаш,ластик.

 

-Формирование художественно - образного мышления на основе ассоциативности.

-Развитие творческих способностей, мышления, фантазии.

1.Определение шрифтовой композиции.

Выполнение поисков,эскизов.

2.Работа на формате.

3.Завершение работы.

1 час

 

1 час

 

1 час

1 час

2.Картина из осенних листьев. 4 часа

Материалы:

засушенные осенние листья,клей ПВА,кисть,ножницы,картон,простой карандаш. рамка со стеклом,лак.

-Развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное.

-Закрепить знания работы с природным материалом.

1.Выбор композиции. Рисование на картоне.

2.Создание заднего плана.

3.Создание переднего плана.

4.Приклеивание деревьев. Завершение работы.

1 час

 

1 час

1 час

 

1 час

3.Стилизация природных форм. 4 часа

(Приложение №7)

Материалы:

бумага,простой карандаш,акварельные краски,гелиевая черная ручка.

-Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования.

-Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную растительную форму

1.Объяснение нового материала-стилизация.

2.Выполнение эскизов,поисков.

3.Работа в цвете.

4.Завершение работы.

1 час

 

1 час

 

1 час

1 час

4.Батик. (роспись по ткани) 5 часов

Материалы:

 ткань, акриловые краски для ткани, резерв,бумага,простой карандаш,контуры,палитра.

 

-Развивать кругозор учащихся.

-Формировать навыки работы с материалом.

-Развивать умения декорирования предметов и вещей.

-Познакомить с искусством росписи ткани. Видами Батика и способами выполнения.

-Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом

1.Объяснение нового материала-батик,виды росписи.

2.Работа над замыслом.

3.Нанесение резерва.

4.Выполнение декоративного панно в цвете.

5.Пропись контурами. Завершение.

 

1 час

 

 

1 час

1 час

1 час

 

 

1 час

 

2 полугодие-18 часов

 

Название темы

 

Программные цели и задачи

 

Практическое задание

Кол-во часов

5.Искусство витража.5 часов

Материалы:

стекло,витражные краски,шаблоны для витража,скотч.

-Объяснить методику рисования витражными красками.

-Развивать наблюдательность,глазомер,моторику рук.

1.Знакомство с новой техникой-витраж

2.Выбор шаблона. Начало работы контуром.

3.Заливка плоскостей.

4.Нанесение узора.

5.Завершение работы.

1 час

 

1 час

 

1 час

1 час

1 час

6. «Казахский сувенир» (роспись матрешки в казахском стиле) 10 часов

(Приложение №8)

 -добиваться органического сочетания художественной практики детей и эстетических познаний учащихся в области народного искусства

-развивать потребность детей в творчестве;

-продолжить формирование у детей умения кистевой росписи

1.Знакомство с казахским сувениром.

2.Выполнение эскизов,поисков.

3.Подготовка заготовки к росписи (шлифовка,грунтовка).

4.Нанесение рисунка. Начало росписи.

5.Покраска костюма, головного убора.

6.Рисуем орнамент.

7.Рисуем лицо, руки матрешки.

8.Детальная пропись матрешки.

9.Работа в цвете.

10.Завершение работы.

1 час

 

1 час

 

1 час

 

 

1 час

 

1 час

 

1 час

1час

 

1 час

 

1 час

1 час

7.Гратажж (миниатюры) 3 часа

(Приложение №9)

Материалы:

акварельные краски,картон либо ДВП,игла,восковая свеча,черная гуашь,мыло,калька,простой карандаш.

Знакомство учащихся с одним из видов графики - гратажж (Выполнение рисунка путем процарапывания)

Развитие фантазии,образного мышления

1.Создание эскиза для работы в технике «гратажж»

2.Тонирование и покрытие гуашью бумаги.

3.Выцарапывание композиции.

1 час

 

1 час

 

1 час

 

Требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся ДХШ.

3 класс.

Должны знать:

ñ правила рисования витражными красками;

ñ правила работы с природными материалами;

ñ законы компоновки работы;

ñ названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов

Должны уметь:

ñ организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, контуром, витражными красками, палитрой и различными материалами;

ñ применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

ñ выполнять  декоративные композиции по собственному замыслу, по представле​нию, в разных техниках, аппликации из бумаги, роспись ткани, коллаж из кожи, пластики и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный тематический план.

Қолданбалы құрылым.

Декоративно-прикладная композиция.

4 класс.

Кол-во часов в неделю-1     Кол-во учебных недель-34

1 пол-16         2 пол.-18

Общее количество часов в год-34

Задачи преподавания по декоративно-прикладному искусству в 4 классе.

Развивающие:

ñ развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства;

ñ научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;

ñ развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках;

ñ учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.

Образовательные:

ñ знать требования к качеству выполнения художественной росписи и отделки художественных изделий;

ñ виды росписи по содержанию мотивов, различие традиционных схем построения орнаментов;

ñ изготовление сувениров, панно, декоративных цветов и т.п.;

ñ грамотно компоновать изображение на подносе.

 

Воспитательные:

ñ участие в районных, городских выставках декоративно-прикладного творчества;

ñ развитие усидчивости, внимания, трудовых навыков, взаимовыручки;

ñ расширить кругозор учащихся;

ñ развитие навыков последовательной, направленной на результат индивидуальной работы.

 

Название темы

 

Программные цели и задачи

 

Практическое задание

 

Кол-во часов

1. «Жостовские подносы» 12 часов.

(Приложение №10)

Материалы:

альбом для эскизов,кисти щетина,синтетика,колонок,простой карандаш,ластик,поднос,грунт,лак,масляные краски,растворитель,олифа,салфетка,палитра.

-Познакомить с историей художественного промысла «Жостово».

-Рассказать о разнообразии форм подносов и композиционных схемах выполнения.

-Развитие творческой и познавательной активности.

1.Объяснение нового материала-история росписи подносов.

2.Выполнение эскизов,поисков.

3.Грунтовка подноса. Покрытие лаком.

4.Выполнение замалевка.

5.Продолжение росписи.

6.Выполнение тенежки.

7.Прокладка. Уточнение деталей.

8.Выполнение бликовки.

9.Чертежка. Заключительная пропись букета.

10.Привязка. Объединение в единое целое.

11.Уборка-украшение борта.

12.Завершение работы

 

1 час

 

 

1 час

 

1 час

 

1 час

1 час

1 час

 

1 час

1 час

 

 

1 час

 

1 час

1 час

 

1 час

2.Скрапбукинг - поздравительная открытка.  4 часа

(Приложение №11)

Материалы:

резерв,акварельная бумага,простой карандаш,акварельные краски,материал для декора,ткань,картон,кружева,термо-пистолет.

Усвоить правила создания открытки с помощью совмещения нескольких техник.

Научиться грамотно составлять композиционную работу.

Прививать чувство прекрасного.

1.Все о скрапбукинге. Поэтапность выполнения работы.

2.Рисуем картинку для открытки.

3.Вырезание,формирование открытки.

4.Приклеивание,завершение работы.

1 час

 

 

1 час

 

1 час

 

1 час

 

2 полугодие-18 часов

3.Коллаж  8 часов

(выполнение коллажа на тему «Моя жизнь в художественной школе»)

(Приложение №12)

Материалы:

плотный картон,ножницы,фото,вырезки из журналов,клей ПВА,кисти,материал декора (бусины, паетки, нитки).

-закреплять знания о работе с тканью,материалом декора (бусины. паетки,нитки и т.п.)

-Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

1.Определение понятия «коллаж».Подборка материала.

2.Работа над замыслом.

3.Создание композиционного центра.

4.Приклеивание фото,вырезок.

5.Продолжение работы.

6.Декорирование коллажа.

7.Обобщение.

8.Завершение работы.

1 час

 

 

1 час

1 час

 

1 час

 

1 час

1 час

1 час

1 час

 

4.Плакат 10 часов

(поздравительный)

Материалы:

ватман, простой карандаш, ластик,альбом для эскизов, гуашь, акварельные краски, кисти,палитра.

-Познакомить с понятием «плакат».его назначением, средствами.

-Учить видеть красоту образного языка плаката.

-Учить использовать средства выразительности плаката для отражения идеи.

1.Объяснение нового материала-все о плакате.

2.Выполнение поисков, эскизов.

3.Выбор композиционных средств выполнения.

4.Перенос работы на формат.

5.Начало работы в цвете.

6.Создание фона.

7.Детальная пропись плаката.

8.Работа в цвете.

9.Обобщение.

10.Завершение работы.

1 час

 

1 час

 

1 час

 

1 час

 

1 час

1 час

1 час

 

1 час

1 час

1 час

 

Требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся ДХШ.

4 класс.

Должны знать:

ñ взаимосвязи формы художественной вещи с её назначением, материалом и декором;

ñ правила выполнения плаката;

ñ правила заполнения формата А2 грамотно, по всем законам композиции;

ñ средства выразительности декоративно-прикладного искусства;

ñ правила совмещения нескольких техник.

Должны уметь:

ñ анализировать изготавливаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

ñ уметь правильно делать роспись подносов;

ñ грамотно смешивать краски;

ñ по итогам изучения программы четырехлетнего обучения создавать самостоятельную работу с применением изученного материала;

ñ объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;

ñ создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы занятий по декоративно-прикладному искусству.

 

 


На тему, предложенную учителем.                  На тему,выбранную ребенком

(освоение нового материала,                                     (по его замыслу)

повторение пройденного)

 

Примерная структура проведения занятия по декоративно-прикладному искусству.

 


Подбор художественных материалов.

 


Беседа, диалог.

 


Демонстрация.

 


Практическая работа.

 


Завершение. Анализ.

 

 

 

Формы работы

Овал:        Учебная деятельность                                  Самостоятельная работа

(даю знания,умения,навыки)                           (умения и навыки дети )

                                                                                        используют  сами

Совместная деятельность

(закрепление умений, навыков, но

с помощью преподавателя)

 

Система работы

за столом

 

групповая

 

индивидуальная

 

Формы занятий.

Основной формой работы являются групповые занятия.  Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

ñ Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.

ñ Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

ñ Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

 

Система проверки результативности освоения программы.

Методы оценки результативности программы:

ñ Количественный анализ:

ñ  посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы. Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Программа может быть использована в работе студий, кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое воспитании» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным и декоративно-прикладным искусством. По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

 

 

 

Литература.

Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.

Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.

Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.

Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.

Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.

Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.

Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.

Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.

Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.

И. А. Дворкина, Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение №1

Виды декоративно-прикладного искусства:

Народные росписи:

                          

 

 

 

 

 

 

 

Орнаментальные композиции.                Флористика                      Казахский сувенир

            

 

 

 

 

 

 

                                         Батик.                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Виды 

орнаментов.

          Геометрический                                                                                     Антропоморфный                                                                                      

                                               

                                               Растительный                     Зооморфный   

 

 

 

 Тип орнамента.

 

 

 


Ленточный                                       Замкнутый                                           Сетчатый(раппортный)

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Гжельская роспись.

                

 

 

 

 

Городецкая роспись

 

 

 

 

 

 

 

Хохломская роспись.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Мозаика из яичной скорлупы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Учебная программа по декоративно-прикладной композиции 2-4 классы ДХШ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В этой программе предлагается примерный план учебных занятий по декоративной композиции в художественной школе.

Представлены примерные темы проведения занятий. Расписано колличество часов на каждую тему урока. Кратко описаны программные цели и задачи по каждому уроку. Расписано практическое занятие по часам.Описаны материалы для каждого задания.

По средствам данной программы учащиеся учатся ценить произведения искусства, придумывать и создавать интересные творческие работы. Ведь сегодня народное искусство уже ушлот на второй план , но все же мы должны помнить, что народное искусство-это неотъемлемая часть нашей жизни, это некая история наших предков.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 675 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "прямые линии и организация пространства"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Прямые линии и организация пространства
  • 30.09.2020
  • 1172
  • 15
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 2258
    • DOCX 2.2 мбайт
    • 37 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Таганова Зоя Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Таганова Зоя Сергеевна
    Таганова Зоя Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2346
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и технология")

Учитель изобразительного искусства и технологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 36 регионов

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 65 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство")

Учитель изобразительного искусства

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психические защиты и психоаналитический взгляд на личное развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе