Учитель – Студеникова Л.А.
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 11 классе на базовом уровне с учетом:
МКОУ СОШ №17 с. Сухая Буйвола
Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Изменений в программе нет.
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы обучающимися по индивидуальным учебным планам на профильном уровне, соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Программа рассчитана на 35 часа учебного времени, в том числе количество часов для проведения контрольных работ.
урок-семинар,
урок-практикум, урок развития речи (комплексный анализ текста, подготовка к написанию сочинений)
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, информационных т
2. Содержание программы учебного предмета
О РУССКОМ ЯЗЫКЕ, О РУССКОЙ РЕЧИ - 4
Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.
Русский язык и русская литература. Эстетическая функция русского языка. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Типы речи (повествование, описание, рассуждение; их сочетание в тексте). Стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).
Русский литературный язык и язык художественной литературы. Языковая норма.
ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ - 6
Текст как результат речевой деятельности.
Тема, основная мысль. Микротема. Абзац. Зачин (первое предложение).Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста. Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста.
СИСТЕМА ЯЗЫКА - 1
Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис).
Единицы языковой системы, их иерархия. Выдающиеся ученые-лингвисты.
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА - 2
Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков.
Звуковая организация поэтического текста (звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс). Звуковой символизм.
Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит.
Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.
Соотношение фонетики, графики и орфоэпии. Основные словари и справочники.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ - 3
Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов. Группы слов по смысловым отношениям. Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы. Группы слов по особенностям употребления и происхождения.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. СОСТАВ СЛОВА. ОРФОГРАФИЯ - 5
Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие
Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов.
Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования.
Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова, Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов. Морфемные, словообразовательные и этимологические словари. Роль однокоренных слов в создании текста.
СИНТАКСИС - 6
Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия. Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.
ПУНКТУАЦИЯ - 6
Группы знаков препинания по их функции. Двойные знаки препинания. Авторские знаки препинания.
Интонация и ее связь с пунктуацией. Обособление как способ выделения особых речевых ситуаций.
Знаки препинания в простом и сложном предложении, в тексте. Многофункциональность отдельных знаков препинания.
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО - 2
Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста.
3. Учебно-тематический план
Текст как речевое произведение | 6 |
Система языка | 1 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. | 2 |
Лексика. Фразеология. | 3 |
Словообразование. Состав слова. Орфография. | 5 |
Синтаксис | 6 |
Пунктуация | 6 |
Повторение | 2 |
Итого: | 35 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание по лученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика дол жен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает матери ал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное не знание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за едино временный ответ (когда на проверку подготовка ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса — 100—ПО, для VII класса — ПО—120, для VIII класса— 120—150, для IX класса— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса— 25 — 30, для VIII класса — 30—35, для IX класса — 35—40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, прово димые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закре плялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в VIII—IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемы ми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
на еще не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается бал лом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4»
2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом « 1».
III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов, в VI классе — 150—200, в VII классе — 200 — 250, в VIII классе — 250^-350, в IX классе — 350— 450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в
VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем,
что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе — 1,5—2,0, в VIII классе — 2,0 — 3,0, в
IX классе — 3,0—4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем, ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их обще го развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка Основные критерии оценки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недо
статочно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок
«2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 'орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок
«1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов
Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок
Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинально го замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить
из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2 — 3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
V. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как сред нее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся;
Учебник-практикум для старших классов «Русский язык» Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., изд «Вербум, 2009 года.
Словари.
1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая,
3. М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
4. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Панов Б.Т., Текучев А.В.Школьный грамматико-орфографическии словарь русского языка. — М., 1991.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 1987.
Для учителя:
Практический курс. Программа, методические материалы» Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., изд «Вербум»
Изложения по русскому языку; 10 класс// Е.А.Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2008
Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. — М., 1979.
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. — М., 1976.
Тесты по русскому языку: 10-11 классы: к учебнику-практикуму А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой «Русский язык. 10-11 классы» / Составитель В.П.Сычева. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
Горбачевнч К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1982.
Граник Г.Г., Бондаренко СМ. Секреты пунктуации. — М., 1986.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Сиротинина О.Б. Разговорная речь. — М., 1996.
Постникова ИМ. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
Морфология
Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. — М., 1976.
Текст. Стилистика. Развитие речи.
Голъдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1988.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. — М., 1991.
Шанский ИМ. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.
Медиа-ресурсы для ученикаи учителя
Русский язык. 10 класс. О.Е.Мармакова, И.А.Букринская, Г.Г.Малева, Ю.В.Маракурчи, И.В.Хазанов. Интерактивный курс для школьников. – «Школа», Просвещение, 2008
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»
http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
4. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
5. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
6. http://www.openclass.ru/
Рабочее место учителя: оборудование: персональный компьютер;
Литература
Для ученика
Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 КЛ. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.
Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. М.: Дрофа, 2005.
Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.
Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007.
Единый государственный экзамен - 2013. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
Для учителя
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1994.
Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
Смирнова л.г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
Мультимедийные пособия:
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Календарно – тематическое планирование
урока
Тема учебного занятия
Региональный компонент
Подготовка к ЕГЭ
ИКТ
О русском языке и русской речи (4 часа)
-
Язык и культура. Слово как первоэлемент литературы. Эстетическая функция языка
Разнообразие говоров жителей Ставрополья
Задания из материалов ЕГЭ по орфографии
-
Типы и стили речи. Художественный стиль как совокупность индивидуальных стилей разных писателей. (Упр.280)
Знаки препинания при однородн. членах
Презентация «Типы и стили речи»
-
Типы и стили речи. Художественный стиль как совокупность индивидуальных стилей разных писателей.
Языковые средства эмоционального воздействия Тон, мимика
-
Контрольное тестирование
(входной контроль)
Распечатка тестов
Текст как речевое произведение (6 часов)
-
Стили речи (разговорный и книжный, научный, деловой, художественный).
Диалекты жителей села Сухая Буйвола
Стили речи
Типы речи
Вводные слова
Распечатка текстов
-
Текст как результат речевой деятельности (16час.)
Стили речи
Типы речи
Распечатка текстов
-
Тема, основная мысль, микротема, абзац значение. Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Языковые средства эмоционального воздействия Тон, мимика
Распечатка текстов
-
Способы связи между предложениями в тексте (цепная связь и параллельная связь)
Презентация «Способы связи между предложениями в тексте»
-
Средства связи между предложениями в тексте (грамматические). Смысловая и композиционная целостность текста. Сочинение на ЕГЭ
Соединительные отношения
Последовательность Причина и следствие
-
Написание контрольного сочинения в форме ЕГЭ
Распечатка текстов
Система языка( 1ч)
-
Разделы науки о языке Грамматические средства выражения, отношения, оценки. Лексические средства выражения, отношения, оценки. Интонация текста. Единицы языковой системы, их иерархия.
Презентация «Уровни русского языка»
Фонетика. Орфоэпия. Графика (2 ч)
-
Основные понятия фонетики. Звук как единица языка.
-
Звуковая организация поэтического текста. Звуковой символизм.
Лексика. Фразеология (3 ч)
-
Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные. Переносное значение как основа тропов.
Антропонимы села Сухая Буйвола
Сравнительные союзы
Наречия образа действия
Творительный сравнения
Презентация «Тропы языка»
-
Группы слов по смысловым отношениям. Синоним и антоним.
Сравнительные союзы
Наречия образа действия
Творительный сравнения
-
Группы слов по особенностям употребления и происхождения.
Топонимы
с. Сухая Буйвола
Словообразование. Состав слова. Орфография (5 часов)
-
Морфемы русского языка их богатство и разнообразие
-
Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимы. Исконные и заимствованные морфемы характер их использования
-
Продуктивные и непродуктивные способы словообразования
с. 129Трудные случаи орфографии ФроловаТ.Я. упр.186-187, с. 123, упр. 193
Презентация «Способы словообразовани»
-
Словообразовательная норма, словообразовательный анализ слов. Роль однокоренных слов в создание текста
ФроловаТ.Я. упр.199-200 с. 132-133
-
Контрольное тестирование по теме «Словообразование. Состав слова».
Распечатка тестов
Синтаксис (6 ч)
-
Роль синтаксиса в языке. Выразительные возможности синтаксиса. Типы словосочетаний и виды подчинительной связи синтаксис разбор слова
Презентация «Виды подчинительной связи»
-
Предложение в русском языке как единица синтаксиса. Односоставные и двусоставные предложения
Презентация «Односоставные предложения»
-
Особенности употребления односоставных предложений в тексте
25.
Стилистические возможности предложения с однородными членами Полные и неполные предложения. Коммуникативное, целесообразное их использование
Презентация «Неполные предложения»
-
Смысловые интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения. Уточняющие обстоятельства и дополнения их роль в речи.
Знаки препинания в предложениях с обособлением
-
Сочетаемость разных видов связи в сложном предложении. Сложносочинённое предложение. Сложноподчиненное предложение. Сложное бессоюзное предложение. Сочетаемость разных видов связи.
Связь простых предложений в составе сложного
-
Контрольное тестирование по теме «Синтаксис».
Распечатка тестов
Пунктуация (6 ч)
-
Группы знаков препинания и их функции. Двойные знаки препинания в русском языке
Пунктуация в русском языке
-
Тире между главными членами в предложениях. Двоеточие в простом предложении.
Пунктуация в русском языке
Презентация «Употребление тире в русском языке»
-
Двоеточие и тире в сложном предложении. Авторская пунктуация в русском языке
Авторские знаки препинания
Презентация «Употребление двоеточия в русском языке»
-
Трудные случаи пунктуации
Видеоролик «Трудные случаи пунктуации»
-
Многофункциональность отдельных знаков препинания
Стили речи
-
Тестирование в форме ЕГЭ
Распечатка тестов
-
Трудные случаи орфографии. Правописание суффиксов причастий. Различение частиц не и ни.
Орфограммы
Видеоролик «Трудные случаи орфографии»»
-
Запятая на стыке союзов. Обособление приложений.
Распечатка текстов
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.