Главная / Русский язык и литература / Учебная программа элективного интегрированного курса экологии и литературы "Мир вокруг нас"

Учебная программа элективного интегрированного курса экологии и литературы "Мир вокруг нас"


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Нижегородского района города Нижнего Новгорода






Учебная программа элективного интегрированного курса экологии и литературы

"Мир вокруг нас"







Авторы:

учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 Воротникова О.Г.;

учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МБОУ СОШ №7 Себельдина Н.Н.



«Экология - наука нравственная»

Д. С. Лихачев

Пояснительная записка

В настоящее время одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы.

Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

  1. Развитие содержания одного из базовых предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных дисциплин на профильном уровне или получать дополнительную подготовку.

  2. "Надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный курс становится в полной мере углубленным.

  3. Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Данный элективный курс выполняет указанные функции комплексно, носит универсальный характер, направлен на углубление и развитие учебных интересов старшеклассников в области экологии, литературы и русского языка, дает представление о связи этих дисциплин с окружающим миром, расширяет знания старшеклассников о взаимосвязи Природы и Человека, о решении экологических проблем. Также данный курс способствует формированию нравственных, гуманистических ценностей, расширяет кругозор, развивает речь учащихся.

Экологическое образование, как важнейшее средство воспитания всесторонне развитой личности, является одним из актуальных и первоочередных. Важная роль в этом процессе принадлежит школе. Именно в ней закладывается фундамент знаний, на основе которого формируется экологическая культура, которая предполагает не только наличие у человека определенных знаний, убеждений, готовности, а также и его практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе. Отсюда ясно, что первоочередной задачей в комплексе проблем, связанном с охраной окружающей среды, является социально-экологическая направленность обучения и воспитания учащихся. На первый план выдвигается ориентация учащихся на осознание современных проблем окружающей среды и их актуальности для всего человечества.

Данный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов и может быть реализован в рамках гуманитарного профиля. Он рекомендован для проведения в объеме 70 часов в течение двух учебных лет. Программой предусмотрено изучение проблем экологии на литературном материале, проведение семинаров, уроков развития речи, конференций.

Отличительной особенностью данного элективного курса, представленного на современном образовательном рынке, в сравнении с другими, является его гуманитарная направленность и расширенное изложение экологического материала, что характеризует его как интегрированный курс, связывающий учебные дисциплины с повседневной жизнью.

Кроме этого данный курс должен помочь развить у старшеклассников навыки филологического прочтения отдельных художественных произведений, привить им начальные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы в области филологических и экологических знаний.

Знания, полученные школьниками при изучении предлагаемого электива, могут быть использованы при подготовке к олимпиадам, написании докладов для конференций, а также в повседневной жизни, способствуя социальной адаптивности старшеклассников.

Настоящая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования, в том числе:

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;

  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания, способствующего становлению личности ученика.

 Актуальность и новизна программы

  • Программа направлена на получение учащимися знаний о природе и экологии животных и растений. Программа поддерживает общеобразовательные учебные программы.

  • Программа решает основную задачу – формирование положительного субъективного отношения к природе.

  • Актуальность программы заключается в том, что она поднимает экологическое образование и воспитание на более высокий уровень, способствует закреплению полученных знаний, формированию субъектного, нравственно-эмоционального отношения к природе. Кроме того, без целостного представления природы, без практического понимания взаимосвязей между природными объектами, человеком и человеческой деятельностью трудно представить экологически грамотную и воспитанную личность.

  • Новизна программы состоит в том, что она ориентирована не на узкое направление экологического образования, а на понимание жизни природы и жизни в природе, взаимодействия человека и природы. Программа объединяет далекие на первый взгляд предметы школьного курса. Авторы демонстрируют невозможность изолированного преподавания предметов, общность тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в их программе; каждый предмет при этом приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность.

Основные задачи курса

Предлагаемый элективный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области литературы, в решении экологических проблем.



Курс "Мир вокруг нас" позволяет:

  • расширить представления об экологии как науке, с которой человек связан всю жизнь;

  • научить школьников грамотно использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • познакомить учащихся с основными экологическими проблемами и путями выхода из них;

  • развивать познавательный интерес к экологии и природе в целом;

  • совершенствовать умения учащихся работать с произведениями литературы, с дополнительной литературой, средствами массовой информации, Интернетом;

  • способствовать повышению у школьников экологической культуры и развитию биосферной нравственности;

  • формировать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, связно, грамотно и доказательно формулировать свою позицию, эстетически относиться к живым объектам;

  • повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

  • воспитывать ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.

Ожидаемые результаты

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание ответственного отношения к природе;

- развитие мотивации к дальнейшему изучению природы и литературы;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации ( словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др).

Метапредметные:

- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, художественная литература, Интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, рисунков, схем и т.д.

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные:

- в познавательной сфере: понимание ключевых проблем обсуждаемых произведений, выявление в литературных произведениях непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формулирование собственного отношения к ним, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

- в эстетический сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы, понимание русского слова в его эстетической функции, формирование эстетического вкуса.

Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны знать:

  • об основных экологических проблемах современности и способах их решения;

  • содержание произведений литературы, предложенные для анализа.

Учащиеся должны уметь:

  • понимать взаимосвязь экологии и литературы;

  • анализировать тексты художественных произведений;

  • грамотно и критически использовать информацию СМИ;

  • создавать тексты сочинений-рассуждений;

  • отстаивать свое мнение, иметь свою точку зрения на проблему.

Методы и формы обучения

Формы организации занятий: лекции, семинары, конференции, круглые столы, литературные гостиные.

Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, творческий, исследовательский, частично - поисковый.

Формы контроля и критерии оценки

Формы контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, защита творческих работ, написание сочинений-рассуждений, очерков, создание учебных проектов.

По окончании курса в качестве итоговой аттестации учащиеся готовят выступления на итоговую конференцию.


Примерная программа включает:

  • пояснительную записку;

  • содержание курса с перечнем разделов;

  • примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников.

Содержание учебной программы (70 часов)

10 класс

Вводное занятие (2 часа)

Игра в ассоциации. Жизнь и место для жизни – это экология. Экология – наше здоровье и наше жилье – как две наиболее важные составляющие человеческого существования. Осознание как начало действия. Мысль как начало действия. «Сначала было слово».


История становления взаимоотношений человека и животных

(6 часов)

История становления взаимоотношений человека и животных. Э. Сэтон-Томпсон как исследователь и пропагандист природы. Документальные наблюдения за природой писателя-натуралиста в книге «Рассказы о животных». Животные и человек. Охрана животных. Красная книга. А. Брем как ученый-биолог. Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменения условий обитания. Охрана животных. «Жизнь животных» - не сухая регистрация фактов, а художественное повествование. Мир природы в книге, одухотворенное изображение животных. Фенология. В. Бианки как последователь отца русской фенологии Д. Н. Кайгородова. «Лесная газета» - одно из лучших произведений литературы биолого-экологического характера. Ее воспитательный и образовательный потенциал.

Потребности человека и взаимодействие людей друг с другом

(12 часов)

Экологические факторы и их влияние на развитие человечества. Возможности человека и человечества к адаптации.

Последствия деятельности человека в произведениях Джека Лондона («Белое безмолвие и другие рассказы»). Экологизация его рассказов. Борьба человека с природой и ее исход в произведениях автора.

С. Т. Аксаков «Записки Ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». Закономерности изменений в природе в результате деятельности человека. Наблюдения С. Т. Аксакова по биологии отдельных видов. Аксаков как один из первых русских фаунистов.

Влияние человека на экологию биосферы. Противоречие между сегодняшней нуждой, требующей лесного и другого сырья поближе и любой ценой, и нуждой завтрашней, заставляющей думать о природных ресурсах для грядущих поколений; противоречие между широтой порыва, отвергающего любые пределы в экономике, технике, строительстве, природопользовании, и реальным наличием этих пределов.

Отражение этих противоречий в романе Л. Леонова «Русский лес».

Кризис концепции прогресса как непрерывного, неограниченного роста и увеличения, столкнувшейся с ограниченностью природных ресурсов и ограниченностью психологических возможностей человека.

«Пирамиды» Л. Леонова - роман-объяснение и роман-предупреждение, исторический трактат, футурологический прогноз, миф, пронизанные одной общей идеей.

Охраняемые территории России. Региональные охраняемые территории.

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона». «Простое течение природы» (А. Платонов), средняя Россия в книге К.Г. Паустовского. Поэтическое освоение «обыкновенной земли» автором.


Экология – наука XXI века (14 часов)

Экология как науке, взаимоотношения живых организмов и среды. Экосистема как предмет экологии. Знакомство с вкладом ученых биологов в экологию. Введение понятий «экология», «экосистема», «биогеоценоз», «рациональное природопользование». Роль экологии в ХХI веке. Знакомство с публицистикой на экологическую тему.

История взаимодействия людей с природой как история человечества. Различия эпох через отношение к природе, особенности её освоения. Отражение изменения отношения человека к природе через поэзию начала XIX века, начала XX века и конца XX века.

Экологическое и технологическое воздействие на биосферу. Исследования эколога Н. Ф. Реймерса. Вторая половина ХIХ века как формальное начало современного экологического кризиса. Человек как виновник всех экологических проблем. Пророчество в раннем произведении Жюля Верна «Париж в ХХ веке»

Основные потребности живых организмов, в том числе Человека разумного. Участие человечества в круговоротах веществ и энергии в биосфере. Возможность человечества влиять на изменение потоков вещества и энергии в биосфере. Видение человеком природы как единого целого, как основы возникновения жизни и результатов вмешательства человечества в биосферу в поэзии А. Вознесенского (стихи «Ядерная зима», «Озеро», «Долг», «Человек», «Сон», «НТР», «Пир», поэма «Ров»).

Современный масштаб деятельности человечества. Увеличение освоенных пространств. Снижение устойчивости биосферы. Глобальный экологический кризис. Угроза глобальной экологической катастрофы. Отображение этих проблем в творчестве В.П. Астафьева («Последний поклон», «Царь-рыба»). Их взаимосвязь с нравственными проблемами.

Этические проблемы преобразования природы. Поэзия С.Б. Шустова. Поэтический сборник «Три половины». Экскурсия.


11 класс

Экология жизненной среды (10 часов)

Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимичес­кий, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения.

Потребности как источник активности личности. Группы и ви­ды потребностей и их характеристика. Характеристика экологиче­ских потребностей человека.

Поведение человека в естественной среде. Характеристика на­учных теорий влияния среды на человека.

Поведение человека в социальной среде. Организационное по­ведение. Поведение человека в критических и экстремальных си­туациях на примере произведений о Великой Отечественной войне (В. Гроссман «Жизнь и судьба», В. Некрасов «В окопах Сталинграда»).

Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения чело­века с элементами его жизненной среды. Анализ поведения человека на примере творчества М. Шолохова (« Поднятая целина», «Тихий Дон»).

Социальная психология: научный взгляд на бытие человеческое. Сопоставительный анализ стилей жизни и авторских позиций в рассказах Горького («Дед Архип и Ленька») и Куприна («Белый пудель»). Альтруизм и эгоизм в рассказе Л. Андреева «Жили-были».

Социальная экология: проблема земельного вопроса и социальной нормы жилья. Земельный вопрос в рассказе Л. Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно». Жилищная проблема в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник». Материальное богатство человека в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан–Франциско».

Взаимообусловленность жизни людей и бытия природы в романе С. Залыгина «После бури»

История экологических кризисов (6 часов)

Современные экологические проблемы. Техногенный и традиционный типы развития общества. Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества. Пейзаж как центр конфликтной ситуации, а отношение героев к природе как нравственный критерий повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

Чернобыль не только как глобальная трагедия, но и символ нашей вины перед праматерью-природой, слепоты ума, завороженного фетишами технического прогресса.

«Антиприродное начало», «опрокинутый мир» в романе С. Залыгина «Экологический роман».

Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в биосфере. Экологические кризисы в истории человечества. Деятельность человека как фактор эволюции биосферы. Анализ содержания произведения Ю. Щербака «Чернобыль» как иллюстрация последствий экологической катастрофы.

Экология – наука нравственная (12 часов)

Экология нравственности человека. Человек и его среда обитания. Темы природы, цивилизации и совести, нравственного развития человека в произведении Ч. Айтматова «Белый пароход». Забота о мире – нравственная мера личности.

Историческая и нравственная память человека и человечества. Место человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе. Гуманизация – залог эволюции мира, его процветания.

Анализ цикла И. А. Бунина «Темные аллеи» с точки зрения социальной экологии и психологии. «Легкое дыхание»: естественность или легкомыслие? экологический кризис – это, прежде всего, моральный кризис, и он требует морального решения. Социальная экология, которая является объектом исследования по данной программе, начала складываться только с 70-х годов XX века.

Идея взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы в романе Ч. Айтматова «Буранный полустанок».

Социальная экология как необходимое условие гармонизации преобразующей деятельности общества, как основа согласования различных областей человеческой деятельности с возможностями природы. Человечество как часть природы и необходимость осознания им своей глобальной функции поддержания биосферных процессов. Сопоставление мира людей и мира животных, изображение изменения нравственных ценностей человека в романе Ч. Айтматова «Плаха».

Культура как огромное целостное явление, включающее в себя театр, музеи, музыку, литературу, эстраду, науку, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Проблематика сохранения культурного наследия. Культура как предметная, знаковая и символическая среды. Средовое, музейное и ландшафтное проектирование. Психологическая культура.

Понятие «ноосфера», введенное В. И. Вернадским.

Понятие «гомосфера», введенное Д. С. Лихачевым (сфера влияния и воздействия на окружающий мир человеческой деятельности - как разумной, так и неразумной». Статьи Д. С. Лихачева об экологии как нравственной науке.

Экологическое сознание (8 часов)

Исторические этапы взаимодействия человека и природы. Основные экологические проблемы и законы экологии Б. Коммонера. Обучение написания очерка на экологическую тему.

Генетическая и негенетическая информация. Негенетические носители информации. Появление техносферы и ноосферы как результат технологического воздействия человека на окружающую среду. Информационная сфера как возможность решения экологических противоречий. Изменение в современном языке (на лексическом, фонетическом, синтаксическом уровне) под влиянием Интернета.

Научная фантастика. Атомный век и уроки прошлого. «Кто контролирует прошлое, контролирует будущее; кто контролирует настоящее, контролирует прошлое» («1984» Джорджа Оруэлла).

«О дивный новый мир» Олдос Хаксли (1932), «1984» Джордж Оруэлл (1949).


















Учебно-тематический план


Экологическая тема

Литературная тема

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Вводное занятие

(2 часа)


Игра в ассоциации

Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием познания, словесное описание

2

История становления взаимоотношений человека и животных (6 часов)


Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» (2 часа)

Характеристика произведений автора как исследования и пропаганды природы, анализ произведений. Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать поведение животных. Объяснять роль различных животных в жизни человека

А. Брем

«Жизнь животных» (2 часа)

Восприятие текста литературного произведения, комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами. Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира. Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую

В. Бианки

«Лесная газета» (2 часа)

Анализ творчества В. Бианки как последователя отца русской фенологии Д. Н. Кайгородова. Выявлять основные признаки изменения в природе, положенные в основу фенологии

3

Потребности человека и взаимодействие людей друг с другом

(12 часов)


Народная экология (произведения фольклора) (2 часа)

Работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения. Моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора. Развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами (стихи, рисунки, эссе и т.п.)

Джек Лондон «Белое безмолвие» и другие рассказы (2 часа)

Восприятие текста литературного произведения, характеристика художественного мира произведений, интерпретация текста. Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека

С. Т. Аксаков «Записки Ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (2 часа)

Подбор и обобщение материала по теме, написание отзыва на литературное произведение. Объяснять роль биологии и экологии в практической деятельности людей

Л. Леонов «Русский лес» (2 часа)

Восприятие текста литературного произведения, характеристика героя русской литературы середины XX века, характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере

Л. Леонов «Пирамиды» (2 часа)

Чтение и анализ художественного произведения. Определение темы и проблемы. Овладеть умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем

К. Г. Паустовский «Мещерская сторона»

(2 часа)


Анализ образа автора, рассказчика литературного произведения, комментирование и анализ художественного текста. Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

4

Экология – наука XXI века (14 часов)


Публицистика на экологическую тему

(2 часа)

Восприятие содержания публицистических текстов, формулировка вопросов по поставленным проблемам, подбор материала по теме, нахождение незнакомых слов и определение их значения

Лирика русских поэтов

IX-XX веков

(2 часа)

Оценивание значения экологических знаний и умений для практической деятельности человека при его взаимодействии с окружающей средой.

Восприятие текста литературного произведения, выразительное чтение наизусть лирических произведений, выявление образов и приемов изображения природы, формулировка вопросов по текстам произведений

Пророчество в раннем произведении Ж. Верна «Париж в ХХ веке»

(2 часа)

Восприятие текста литературного произведения, характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, комментирование, интерпретация текста произведения. Выявлять существенные признаки экологического кризиса. Приводить доказательства (аргументация) вины человека в кризисе

Поэзия

А. Вознесенского

(2 часа)

Восприятие текста литературного произведения, выразительное чтение наизусть фрагментов лирических произведений, умение давать общую характеристику художественного мира поэта. Уметь выделять главную проблему каждого произведения с точки зрения взаимоотношения человека и природы

Тема природы в творчестве

В.П. Астафьева

(2 часа)

Сопоставление сюжетов, персонажей литературных произведений, умение делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики писателя. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе

Сергей Шустов

«Три половины»

(4 часа)

Экскурсия в Пустынский заказник. Характеристика произведений автора как исследования и пропаганды природы, анализ и комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами.

Знакомство с особо охраняемыми территориями. Оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

5

Экология жизненной среды (10 часов)


В. Гроссман

«Жизнь и судьба»,

В. Некрасов

«В окопах Сталинграда»

(2 часа)

Выявление характерных для произведений русской литературы второй половины XX века тем, образов и приемов изображения человека, формулировка вопросов по тексту произведения. Выделять существенные признаки поведения человека. Объяснять механизмы регуляции поведения человека

М. Шолохов

«Поднятая целина» «Тихий Дон»

(2 часа)


Соотнесение содержания произведений с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека, умение давать устный и письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Выявлять основные элементы жизненной среды человека. Уметь давать им характеристику

М. Горький

«Дед Архип и Лёнька»

А. Куприн

«Белый пудель»

Л. Андреев «Жили-были»

(2 часа)


Восприятие текста литературного произведения, характеристика героя русской литературы первой половины XX века, характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Объяснять значение социальной психологии. Анализировать и оценивать стили жизни

Л.Н. Толстой

«Много ли человеку земли нужно»

А.П. Чехов

«Крыжовник»

И.А. Бунина

«Господин из Сан–Франциско»

(2 часа)

Чтение, характеристика художественного мира произведений. Сопоставительный анализ произведений. Находить информацию о социальной экологии. Формулировать собственную позицию по проблеме земельного вопроса и социальной нормы жилья

С. Залыгин

«После бури»

(2 часа)

Комментированное чтение, интерпретация содержания, постановка проблемных вопросов по содержанию. Решать экологические задачи. Обосновывать правила поведения в окружающей среде

6

История экологических кризисов (6 часов)


В. Распутин

«Прощание с Матёрой»

(2 часа)

Восприятие текста литературного произведения, соотнесение содержания произведения с поставленной проблемой. Уметь выделять существенные признаки экологических проблем. Давать понятие глобализации как фактора увеличения устойчивости человечества

С. Залыгин

«Экологический роман»

(2 часа)

Восприятие текста литературного произведения, комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами. Давать понятие круговорота веществ и потоков энергии в биосфере. Оценивать деятельность человека как фактора эволюции биосферы

Ю. Щербак

«Чернобыль»

(2 часа)

Подбор и обобщение материала по теме, написание отзыва на литературное произведение

7

Экология – наука нравственная (12 часов)


И. А. Бунин

«Темные аллеи»

(2 часа)


Соотнесение содержания произведений с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека, умение давать устный и письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Формулировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде

Ч. Айтматов

«Белый пароход»

(2 часа)

Восприятие текста литературного произведения, написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Уметь характеризовать среду обитания человека. Формулировать собственную позицию по отношению к природе, нравственности, совести

Ч. Айтматов

«Буранный полустанок»

(2 часа)

Восприятие текста литературного произведения, написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Уметь определять место человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе

Ч. Айтматов

«Плаха»

(2 часа)

Восприятие текста литературного произведения, написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Обосновывать тесную связь человеческой деятельности с возможностями природы. Доказывать, что человечество - это неотъемлемая часть природы

Экология культуры

(2 часа)

Умение подбирать и обобщать материал по поставленной теме, умение выступать публично

Статьи Д. С. Лихачева об экологии как нравственной науке

(2 часа)


Умение подбирать и обобщать материал по поставленной теме, умение выступать публично. Оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей среде

8

Экологическое сознание

(6 часов)


Урок развития речи. Изменения в языке в связи с распространением Интернета

(2 часа)

Умение работать с различными источниками информации, анализировать и систематизировать подобранный материал

Урок развития речи. Обучение написанию очерка

(2 часа)

Умение составлять план, подбирать цитаты, формулировать проблему, участвовать в дискуссии

Научная фантастика

«О дивный новый мир» Олдос Хаксли,

«1984» Джордж Оруэлл

(2 часа)

Анализ языка художественного произведения как средства раскрытия идеи

9

Заключение

(2 часа)


Научно-фантастическая конференция

«Защити нас, Человек»

Умение подбирать и обобщать материал по поставленной теме, умение выступать публично


Литература


  1. Айтматов Ч. Плаха; Азбука Текст / Ч. Айтматов. – М.: Мол. гвардия, 2008-322 с.

  2. Астафьев В.П. Собрание сочинений Текст : в 4 т. / В.П. Астафьев. – М.:Мол. гвардия, 1979-1981. –

  3. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Текст : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2009- 350 с.

  4. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика.Текст. Стили речи. Текст: дидактический материал к уч. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003. - 211 с.

  5. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика.Текст.Стили речи. Текст : метод. реком. к учеб. для 10-11 кл общеобразоват. учреждений /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2002- 184 с.

  6. Лихачев Д. С., Русская культура. СПб., 2000.-91 -101 с.

  7. Мамедова Н.М., Суравегина И. Т. Экология Текст : учеб. пособие для 9-11кл. общеобразоват. учреждений /Н. М. Мамедова, И.Т. Суравегина. – М.:Школа-Пресс,1969. – 464 с.

  8. Распутин В.Г. Повести Текст: сборник /В.Г Распутин. – М.: Мол. гвардия,1980.- 211 с.

  9. Русская поэзия 19-нач. 20 века Текст. – М.: Худож. литература, 1987. –387 с.

  10. Русская советская поэзия Текст: сборник.-М.: Худож.литература,1990. –

  11. Федорова М.З. Экология человека: Культура здоровья Текст :учеб.пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М. З. Федорова, В. С. Кучменко, Т. П Лукина. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.:ил.

  12. Швец И.М., Добротина Н. А. Биосфера и человечество Текст : учеб. пособие для 9 кл общеобразоват. учреждений /И.М. Швец, Н. А. Добротина. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.

  13. Щербак Ю. Чернобыль Текст : документальное повествование /Ю. Щербак. М. : Сов.писатель,1991. – 240 с.: ил.



Учебная программа элективного интегрированного курса экологии и литературы "Мир вокруг нас"
  • Русский язык и литература
Описание:

В настоящее время одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы.

Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1.      Развитие содержания одного из базовых предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных дисциплин на профильном уровне или получать дополнительную подготовку.

2.      "Надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный курс становится в полной мере углубленным.

3.      Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

 

Данный элективный курс выполняет указанные функции комплексно, носит универсальный характер, направлен на углубление и развитие учебных интересов старшеклассников в области экологии, литературы и русского языка, дает представление о связи этих дисциплин с окружающим миром, расширяет знания старшеклассников о взаимосвязи Природы и Человека, о решении экологических проблем. Также данный курс способствует формированию нравственных, гуманистических ценностей, расширяет кругозор, развивает речь учащихся.

Автор Себельдина Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 466
Номер материала 32841
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓