Главная / Классному руководителю / Учебная мотивация школьника – залог успеха в образовании

Учебная мотивация школьника – залог успеха в образовании

Казенная муниципальная Пеньковская основная общеобразовательная школа
















Учебная мотивация школьника –

залог успеха в образовании 













Учитель Козлова Л.А.














2014 год

Учебная мотивация школьника - залог успеха в образовании 

Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в дневниках наших ребят?

Почему дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, почему у них пропадает интерес к учению? В чем причины? Их немало.

Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся.

Рассмотрим причины подробнее:

- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение в средних и старших классах оказывается трудным делом;

- отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, интернет-кафе и др.;

- однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел;

- авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.

Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.

Педагогов, ученых, общественность, родителей волнуют вопросы: как создать и поддержать интерес ученика к познавательной деятельности на уроке и вне урока? Какова роль совместной работы семьи и школы по повышению мотивации учебной деятельности?

Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

Мотивы учения.

Познавательная мотивация – это выраженный интерес к новому знанию, новой информации, получение удовольствие от самого процесса открытия нового. Такая мотивация носит бескорыстный характер. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальный мотив – это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д. Социальный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. Мотивы долга и ответственности, как правило, не осознаются детьми младшего школьного возраста.

Престижная мотивация присуща детям с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребенка учиться лучше одноклассников, быть первым. Престижная мотивация является мощным двигателем для развития ребенка с высокими способностями, единственный существующий риск для него – искажение нравственной направленности личности, пренебрежительное отношение к остальным детям.

Компенсаторная мотивация возникает у плохо успевающих детей. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием и т.д. В этом случае потребность ребенка в самоутверждении удовлетворяется в иной, не учебной деятельности, и плохая школьная успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

Мотив общения – здесь ребенок проявляет интерес к тем видам деятельности, в которых присутствует возможность общения со сверстниками.

Мотив социального одобрения. Ученик в этом случае работает прежде всего ради похвалы, поощрения со стороны родителей, педагогов, других детей.

Мотивация достижения успеха. Это желание правильно выполнить задание, получить нужный результат, осознавать себя как способного, умного, грамотного и т.п., желание доказать себе, что способен на многое. Ученики, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой позитивную цель, и обучение вызывает у них положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе.
Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.

Мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать «двойки» и последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, наказания родителей. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Такая мотивация не приводит к успешным результатам.
Школьники, у которых преобладает данная мотивация, обычно объясняют собственный неуспех отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания.

Внеучебная школьная мотивация. При такой мотивации ребенок часто охотно посещает школу, но заинтересован он во всевозможных внеучебных занятиях, проходящих в школе – концертах, соревнованиях, праздниках, выставках и пр.

Мотивацию также можно разделить на внешнюю и внутреннюю.
Внешнюю мотивацию создают родители и педагоги, они понуждают ребенка к учебной деятельности, наказывая за двойки, и поощряя за пятерки.
Внутренняя мотивация идет от самого ребенка, когда ему интересно узнавать новое, реализовывать свои способности. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к развитию каких-либо своих качеств, способностей.

Можно с уверенностью сказать, что извне сформировать мотив невозможно, это внутренний процесс. Но взрослые – родители и педагоги – в силах помочь ребенку проделать эту серьезную работу.

Обычно в душе школьника присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Например, на уроке ученик может стараться слушать объяснение учителя, но в тоже время ему хочется посмотреть журнал, потихоньку посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь или просто помечтать. Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех учения мотив.

Для активизации познавательной деятельности, в учебном процессе можно использовать специальные средства и меры, прежде всего, стимулирование.

Давайте рассмотрим способы стимулирования.

Их можно поделить на три группы. Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого ребенка, через разумную организацию обучения. Вторая группа – это специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на другие, вполне определенные потребности школьников. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала. На какую потребность при этом опирается педагог? На природную любознательность детей, на желание все знать.

Следующий стимул – практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.

Противоречивость материала – тоже стимул. Например, Земля круглая или шарообразная? Когда человек встречается с противоречием, у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Но влияние на ученика отметки может быть двояким. Она может стимулировать более упорную и успешную учебу. Если же на отстающего ученика обрушивается водопад двоек, тогда у него пропадает всякое желание учиться.

Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении. Оценка может быть незначительно завышена, если учитель уверен в поддержке и понимании ситуации в классе.

Мотивы связаны и с возрастными особенностями. Для младших школьников учителя включают в занятия игры или игровые моменты, используют экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

Безусловно, мотивированное обучение гораздо эффективнее, чем учеба по принуждению: школьник, имеющий внутренние стимулы к обучению, получает высокие оценки, пройденный материал остается у него в памяти надолго, и при этом родители избавлены от непрерывного контроля за ребенком.

Хорошим помощником для родителей, детей и школы является технология сотрудничества. Сотрудничество в отношениях «ученик – учитель» реализуется не только в учебном процессе, оно распространяется на все виды отношений, существующих в школе: это отношения учеников, учителей, администрации с родителями, семьей (надо учить ребёнка строить отношения с окружающими)

Влюбите в себя своих учеников(эрудицией, внешним видом, добротой и т.п.)!

Мотивация – не постоянная величина, она меняется в зависимости от настроения, ситуации, конкретного предмета изучения, личности преподавателя и т.п.
И конечно, успех в учении невозможен без помощи родителей. На одном из родительских собраний я провела с родителями игру, которая встретилась мне однажды в Интернете.
Родители получили набор школьных принадлежностей. В нем были тетрадь, карандаши, ручка, альбомный лист, линейка, листы цветной бумаги, ножницы и т.д. На первый взгляд наборы были все одинаковые, но в одном наборе не было простого карандаша, в другом – альбомного листа, в третьем – тетради, в четвертом отсутствовал один из цветных карандашей и т. п. Я просила родителей выступить в роли учеников и провела с ними интегрированный урок. На уроке родители обязательно должны были использовать весь набор полученных школьных принадлежностей: работать в тетрадях, чертить, разукрашивать, вырезать, моделировать и т.д. Как только выяснялось, что у кого-то необходимые принадлежности отсутствовали, они громко произносили: «У меня нет …». Я вынуждена была прерывать «урок», просила кого-нибудь поделиться принадлежностями, затем продолжала тему и так несколько раз. В завершении игры я просила ответить родителей на несколько вопросов:

- Было ли Вам комфортно на уроке?

- Все ли у Вас получалось?

- Может ли Ваш ребенок, даже если он силен в математике или умеет хорошо рисовать и т.д. чувствовать себя комфортно, с желанием идти на урок и получить свою минуту (ситуацию) успеха, если он плохо готов к уроку и имеет не все необходимые школьные принадлежности?

Через эту игру я пыталась показать родителям важность такого, простого, на первый взгляд, аспекта, как подготовка к урокам, показать, что союз семьи и школы начинается с малого, но позволяет ребенку получить свою ситуацию успеха, показать один из вариантов повышения мотивации любого ученика, сформировать у родителей позитивные позиции при решении проблемных ситуаций.

Воспитывать в ребёнке организованность – это тоже учить учиться: вместе собрать портфель по расписанию уроков, не забывать про такие предметы, как технология, ИЗО, физкультура; вместе сделать уроки, ребёнок должен убедиться, что их можно выполнить быстро, если быть усидчивым, не отвлекаться при выполнении заданий; организовать режим дня и неукоснительно его соблюдать, так как точный распорядок – основа основ любого труда. Постепенно пусть учится делать так же сам. Но и тогда нужен контроль – неустанный, тактичный. Как можно больше требовательности к ребёнку и как можно больше уважения к нему. Ребёнок должен всегда чувствовать, что родители огорчаются, когда у него не ладятся дела, и радуются вместе с ним его успехам, пусть и невеликим на первых порах.

Всё начинается с детства. И от нас, учителей, зависит, чтобы к каждому ребёнку пришёл успех в учении. А его школьные годы стали ступеньками становления человека и гражданина.

Учебная мотивация школьника – залог успеха в образовании
  • Классному руководителю
Описание:

Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в  дневниках наших ребят? Почему дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, почему у них пропадает интерес к учению? В чем причины? Педагогов, ученых, общественность, родителей волнуют вопросы: как создать и поддержать интерес ученика к познавательной деятельности на уроке  и вне урока? Какова роль совместной работы семьи и школы по повышению мотивации учебной деятельности?

 

Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся.

Автор Козлова Любовь Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 557
Номер материала 41045
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓