Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодическая разработка по внедрению модульно-компетентностного подхода в образовательный процесс при проведении лабораторных работ по интерфейсному устройству "Юнипрактик" на уроках производственного обучения

Методическая разработка по внедрению модульно-компетентностного подхода в образовательный процесс при проведении лабораторных работ по интерфейсному устройству "Юнипрактик" на уроках производственного обучения

Скачать материал

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новокуйбышевский нефтехимический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная методическая разработка

по внедрению модульно-компетентностного подхода в образовательный процесс

при проведении лабораторных работ по устройству интерфейсному

лабораторному «Юнипрактик» на уроках производственного обучения

 по профессии НПО «Лаборант-эколог»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: мастер п/о Ракитина Лариса Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.


Содержание.

 

Стр

 

1. Пояснительная записка                                                                                                    3

2. Описание и работа Устройства интерфейсного лабораторного

    «Юнипрактик».                                                                                                                 5

3. Описание и работа Преобразователя и Датчика                                                           10

4. Методические указания к проведению лабораторных работ.                                     11

5. Тестовые задания.                                                                                                                        18

6. Список использованной литературы                                                                              20

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Сегодня стремительно возрастающий поток информации, достижения в области химической промышленности, совершенствование промышленных технологий приводит к появлению новых технологий, что диктует нам повышение качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

            Для обеспечения контроля качества производственного процесса применяют различные методы химического анализа, решающие следующие задачи:

ü  определяется качество сырья и его пригодность для выпуска данного вида продукции;

ü  контролируется и регулируется состав полупродукции;

ü  определяется качество готовой продукции;

ü  проводится химический анализ отходов производства;

ü  ведётся охрана окружающей среды (воздуха, воды, почвы).

            Химический анализ проводят ручным и автоматическим способами. В условиях современного производства с характерным для него переходом к комплексно-автоматизированным технологиям, роль автоматических методов анализа резко возрастает. Всё чаще применяется метод экспресс-анализа, обеспечивающий экспрессность определений, и использование его в сочетании с программным обеспечением.

            Экспрессные методы химического анализа необходимы в первую очередь службе охраны природы. Например, данные о наличии вредных примесей в воде или воздухе позволяют своевременно принять меры безопасности.

Благодаря программе «Развитие малых городов», наш техникум приобрёл новейшее оборудование – это устройство интерфейсное лабораторное «ЮНИПРАКТИК», которое наглядно демонстрирует современные методы и приборы инструментального контроля процессов очистки сточных вод и воздействие последних на природные водоёмы.

            Устройство интерфейсное лабораторное – это симулятор четырёх лабораторных приборов т.к. предназначено для измерения таких физических величин как температура, рН, электропроводность и оптическая плотность растворов.

            При выполнении анализов физико-химическими методами используются приборы с относительно сложными оптическими или электрическими схемами. Схемы приборов состоят из фотоэлементов, стабилизаторов, усилителей и выпрямителей тока, источников излучения и т.д.

            Устройство «Юнипрактик» в отличие от этих приборов прост в эксплуатации и для работы на нём не требуется специальной подготовки.

            Всё это позволяет учащимся самостоятельно выполнять лабораторную работу, проводить измерения, овладевать методами физико-химического анализа, тем самым, приобретая исследовательские навыки.

            Устройство «Юнипрактик» позволяет проводить лабораторные работы по:

  1. «Кондуктометрическому методу анализа»
  2.  «Потенциометрическому методу анализа»
  3. «Фотометрическому методу анализа»
  4. «Определение температур в различных средах»

 

            Управление устройством осуществляется с помощью сенсорной панели жидкокристаллического индикатора посредством отображаемого пользовательского меню и получаемые данные принимаются в виде таблиц и графиков, что даёт учащимся наглядность результатов.

Актуальность данной разработки заключается в том, что она позволяет всем обучающимся визуально наблюдать за аналитическим процессом, теоретически и практически изучить и отработать навыки выполнения работ по новым производственным технологиям на базе нового, современного оборудования устройства интерфейсного «Юнипрактик», тем самым сформировать профессиональные компетенции.

Учебная деятельность учащихся приобретает исследовательский практико-ориентировочный характер и сама становится предметом усвоения.

Данная учебно-методическая разработка содержит три лабораторных работы:

ü  Лабораторная работа № 1 по Кондуктометрическому методу анализа.

УПРАЖНЕНИЕ 1: «Освоение приёмов работы с кондуктометром».

ü  Лабораторная работа № 2 по Кондуктометрическому методу анализа.

            УПРАЖНЕНИЕ 2: «Определение концентрации водного раствора хлористого        натрия по электропроводности».

ü  Лабораторная работа № 3 по Фотоколориметрическому методу анализа

ü  УПРАЖНЕНИЕ 1: «Определение железа (III) в технической воде колориметрическим методом».

            Продолжительность проведения лабораторных работ – 18 часов.

Учебно-методическая разработка предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся по профессии НПО «Лаборант-эколог» по внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс.

Результат выполнения лабораторной работы оценивается по эталонным смесям, подготовленных мастером производственного обучения.

Контроль качества знаний учащихся производится по тестам.


2. Описание и работа

Устройства интерфейсного лабораторного.

 

 

 

2.1. Описание устройства.

            Устройство предназначено для измерения до 2-х физических величин (таких, как, например, температура, электропроводность, рН) в зависимости от состава подключаемых датчиков с промежуточными преобразователями (измерительных каналов) в лабораторных условиях с возможностью записи получаемой информации в текстовом виде на устройство энергонезависимой памяти USB Flash Disc и её передачи в персональный компьютер по интерфейсу USB. Получаемые результаты измерения также отображаются на жидкокристаллическом дисплее, расположенном на передней панели, в текстовом и графическом виде.      Управление устройством осуществляется с помощью сенсорной панели жидкокристаллического индикатора посредством отображаемого пользовательского меню.

            Обработка Устройством сигналов, поступающих с датчиков, ведётся в непрерывном режиме, с возможностью записи на USB Flash Disc при поступлении от пользователя команды на запись.

            Данные, получаемые и обрабатываемые Устройством, отображаются в реальном времени на жидкокристаллическом графическом индикаторе, расположенном на его лицевой панели, в цифровом и графическом виде, одновременно для обоих каналов, либо для одного выбранного канала.

            Устройство представляет возможность установки коэффициентов градуировочного уравнения тремя способами:

  • загрузкой коэффициентов, ранее сохранённых в энергонезависимой памяти промежуточного преобразователя датчика (автоматически при подключении канала);
  • прямым вводом их значений;
  • выполнением процедуры градуировки по двум точкам по значениям сигналов, считываемых с датчиков, помещаемых в среду с известным значением измеряемой величины.

            Устройство выполнено в едином корпусе и питается от внешнего сетевого адаптера.

            На лицевой панели Устройства размещён графический жидкокристаллический индикатор с сенсорной панелью. На задней панели размещены: разъём для подключения сетевого адаптера, выключатель питания, 2 разъёма типа DB9M для присоединения измерительных каналов, разъём для подключения съёмного устройства энергонезависимой памяти типа USB Flash Disc и разъём USB для подключения  Устройства к персональному компьютеру.

 

 

 

Рис. 1. Вид устройства сверху

 

 

 

Рис.2. Задняя панель

 

2.2 Подготовка Устройства к использованию.

            После хранения Устройства необходимо протереть его поверхность чистой сухой материей или бумагой. Осмотрите Устройство – необходимо убедиться в целостности изоляции шнура сетевого адаптера, отсутствии повреждения корпуса, жидкокристаллического индикатора и разъёмов.

            Все измерительные каналы перед первым использованием необходимо градуировать.

 

            2.3. Использование Устройства

Внимание! Разъём датчика можно подключать только к выключенному измерительному преобразователю.

            Присоедините шнур сетевого адаптера к Устройству. Включите блок питания в электрическую сеть, включите питание «Устройства». На жидкокристаллическом индикаторе должно отобразиться Главное меню, состоящее из

4-х пунктов «Измерение», «Настройка датчиков», «Время», «Флэш». Для выбора нужного пункта меню необходимо прикоснутся к его полю на сенсорной панели жидкокристаллического индикатора. Активный пункт меню отображается инверсивно.

 

Рис. 3. Вид главного меню

            Пункт «ИЗМЕРЕНИЯ».

            На дисплее отображаются графики с результатами измерений активных каналов (один или два канала). Если к Устройству подключён только один измерительный канал, то информация с этого канала располагается на весь экран, если подключены 2 канала, то поле дисплея делиться на две равные половины по горизонтали, и в верхнем поле отображаются данные с первого канала, а в нижнем поле отображаются данные со второго канала.

Рис.4. Вид окна «ИЗМЕРЕНИЯ» с 2-я подключёнными каналами.

            В левой части выводятся пять значений для каждого канала. Данные обновляются с заданной периодичностью. В процессе обновления цифровые данные смещаются вверх. Правее текущих цифровых значений расположено поле графика: три подписи оси ординат (минимальное, максимальное и среднее значение), график, кнопки «F» и «ESC».

            Для начала записи получаемых данных на флэш-диск необходимо нажать на дисплее виртуальную кнопку «F», расположенную в правой части экрана. Если флэш-диск вставлен и распознан, то через несколько секунд в верхней части окна появится надпись «F – СТОП. ПИШУ – имя файла, размер файла».

Для прекращения записи нужно нажать «F» повторно – на дисплее появится надпись «F – СТОП».

            При нажатии виртуальной кнопки «ESC» на дисплее Устройства, даже если в этот момент идёт запись файла на флэш-диск, устройство переходит в главное меню, при этом записываемый файл закрывается, и запись на него прекращается.

           

Пункт «Настройка датчиков».

            ВНИМАНИЕ! Датчик можно подключать только к неподключённому промежуточному преобразователю или при выключенном Устройстве!

            В меню настройки можно включить/выключить канал, выбрать тип датчика, вручную установить коэффициенты линейной формулы градуировки, а также произвести автоматическую градуировку. Все эти параметры сохраняются в энергонезависимой памяти промежуточного преобразователя датчика. При следующем сеансе работы, будут восстановлены сохранённые значения.

            Для каждого измерительного канала существуют своя пара коэффициентов линейного градуировочного уравнения у=kх+b. При смене канала из энергонезависимой памяти его промежуточного преобразователя считывается соответствующая пара коэффициентов. Вместо ручного ввода коэффициентов можно произвести автоматическую градуировку, выбрав пункт «АВТО» в меню настройки.

            Этот пункт меню используется для выбора канала, который подлежит настройке и содержит три пункта: «КАНАЛ 1», «КАНАЛ 2» и выход. Выбор канала осуществляется нажатием на его поле на жидкокристаллическом индикаторе.

            Выбрать измерительный канал для настройки можно только при условии, если он подключён и распознан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 5. Вид окна «Настройка канала

 

           

 

 

 

Тип

            Нажатием на поле типа датчика можно попасть в меню ввода названия датчика. Возможно использование нескольких типов датчиков – температурного, рН, кондуктометрического, фотометрического и др.

            Опрос

            Выбрав поле значения параметра «Опрос» Вы попадаете в меню задания значения промежутка времени, через который отображаются точки графика. Промежуток времени может принимать значения из диапазона от 0,1 сек до 1000 секунд с шагом 0,1сек. Для его изменения необходимо набрать требуемое значение на виртуальной клавиатуре на дисплее прибора, и подтвердить правильность набора нового значения нажатием кнопки «ОК». В случае отказа от изменения на графике необходимо нажать виртуальную кнопку «ОТМЕНА».

            Градуировочные коэффициенты k и b

            Нажатием на поля градуировочных коэффициентов можно задать их значения вручную. При проведении автоматической градуировки измерительного канала, значения коэффициентов k и b рассчитываются и вписываются автоматически.

            Вид

            Устройство позволяет вручную задать параметры вывода графика на дисплей, либо определяет их автоматически.

            В случае если не отмечен чекбокс под параметром «АВТОМАТИЧЕСКИ», необходимо вручную задать верхний предел графика, нижний предел и выбрать количество знаков после запятой. Также есть возможность выбрать экспоненциальную форму представления значений измеряемой величины и задать отображаемое количество знаков после запятой измеряемой величины. При значение округляется до последней отображаемой цифры.

            Авто

            В режиме «АВТО» возможно автоматическое определение градуировочных коэффициентов k и b. Для этого необходимо зафиксировать показания датчика в двух точках с известными показаниями. Требуемые значения измеряемой величины вводят в поля «Точка 1» и «Точка 2».

            Выход

            Если пользователь не желает проводить новую градуировку измерительного канала, нажатием кнопки «ВЫХОД» позволяет выйти из меню без внесения изменений.

            Пункт «ВРЕМЯ»

            Через этот раздел можно изменить значение текущего времени в памяти прибора: часы, минуты, секунды, число, месяц и год.

            Пункт «ФЛЭШ»

            Данный пункт меню позволяет задать период записи данных на Флэш-диск, кратный 0,1 секунды.

 


3. Описание и работа Преобразователя и Датчика.

           

            Преобразователь представляет собой электронное устройство, обеспечивающее работу датчика с Устройством интерфейсным лабораторным «Юнипрактик», а также обеспечивающее хранение в энергонезависимой памяти наименования датчика, градуировочных коэффициентов и параметров визуализации результатов измерения.

В комплект входят пять Преобразователей: фотометрический, ионометрический, кондуктометрический, температурный.

           

            Использование изделия.

            Присоедините к входному разъёму Преобразователя аналогичный датчик, соединительный кабель подключите к Устройству интерфейсному лабораторному.

            ВНИМАНИЕ! Преобразователь можно подключать только

к выключенному измерительному преобразователю.

            Запрещается погружать Преобразователь в жидкость.

 

Описание и работа Датчика

 

            В комплект входят пять датчиков:

  • кондуктометрический датчик предназначен для измерения электропроводности водных растворов совместно с промежуточным преобразователем;
  • потенциометрический датчик предназначен для измерения водородного потенциала водных растворов совместно с промежуточным преобразователем;
  • фотометрический датчик (2 шт.) предназначен для измерения пропускания водных растворов совместно с промежуточным преобразователем;
  • температурный датчик предназначен для измерения температуры в различных средах совместно с промежуточным преобразователем.

            Использование изделия.

            Присоедините кабель Датчика к Промежуточному преобразователю, а его в свою очередь, к Устройству интерфейсному лабораторному «Юнипрактик». Закрепить датчик в штативе, погрузить его рабочую поверхность в жидкость. Включите измерительный преобразователь, выберите режим «Измерение», зафиксируйте текущее значение.

            После проведения измерения необходимо промыть датчик водой и высушить.

            ВНИМАНИЕ! Разьём датчика можно подключать только к выключенному измерительному преобразователю! Включение преобразователя производить после подключения датчика.

 


4. Методические указания к проведению

Лабораторной работы №1

 по КОНДУКТОМЕТРИЧЕСКОМУ МЕТОДУ АНАЛИЗА

 

УПРАЖНЕНИЕ 1:«Освоение приёмов работы с кондуктометром»

           

            СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

  1. Освоение приёмов работы с кондуктометром.
  2. Измерение электропроводности растворов электролитов.

            ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

ü  учащиеся знакомятся с лабораторным кондуктометром;

ü   обучение приёмам подготовки приборов к работе;

ü  измерение электропроводности водных растворов различных электролитов: солей, кислот, оснований;

ü  развитие творческого подхода в работе «Лаборанта-эколога»

            ОБОРУДОВАНИЕ, ПОСУДА, РЕАКТИВЫ:

1.     Кондуктометрический датчик с промежуточным преобразователем;

2.      Устройство интерфейсное «Юнипрактик»;

3.      Персональный компьютер;

4.      Термостат;

5.      Температурный датчик с промежуточным преобразователем;

6.      Промывалка с дистиллированной водой;

7.      Раствор хлористого калия С=0,1М;

8.      Раствор серной кислоты С=1%;

9.      Раствор КОН с С=1%;

10.  Штатив с держателями;

11.  Колбы с анализируемым раствором (мастер выдаёт в ходе занятий);

12.  Стаканчик химический V=50см3

           

            Освоение приёмов подготовки Устройства к работе и измерение электропроводности:

  1. установить Устройство на рабочем столе;
  2. выбрать кондуктометрический и температурный датчики, соединить их с кондуктометрическим и температурным  преобразователем;
  3. соединить преобразователи с Устройством;
  4. закрепить датчики в лапке штатива;
  5. дважды ополоснуть химический стаканчик дистиллированной водой, затем небольшой порцией анализируемого раствора КCI и заполнить этим раствором стаканчик до метки;
  6. установить стаканчик с КCI в термостат и довести до постоянной температуры 200С;
  7. поместить кондуктометрический и температурный датчик в анализируемый раствор, таким образом, чтоб отверстие в колпачке было закрыто жидкостью;
  8. включить измерительный преобразователь, выбрать режим «Измерение», зафиксировать текущее значение электропроводности;
  9. записать данные на флэш-диск;
  10. по окончании всех измерений отключить Устройство, удалить датчики из раствора и тщательно промыть их;
  11. вылить анализируемый раствор из стаканчика, дважды промыть его дистиллированной водой;

      Методика выполнения работы по определению электропроводности кислот и щелочей не отличается от описанной выше.

      Во время работы учащиеся принимают данные в виде таблиц и графиков.

      По данным анализа, записанным на флэш-диск, с помощью программы МS EXCEL обработать полученные данные и сделать выводы.

                       


Лабораторная работа № 2

 по КОНДУКТОМЕТРИЧЕСКОМУ МЕТОДУ АНАЛИЗА

 

УПРАЖНЕНИЕ 2:«Определение концентрации водного раствора

хлористого натрия по электропроводности»

 

            СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

  1. Приготовление эталонных растворов NaCI.
  2. Измерение электропроводности  этих растворов и построение калибровочной кривой.
  3. Определение электропроводности раствора неизвестной концентрации и нахождение его концентрации графическим путём.

            ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

ü  Освоение приёмов количественного анализа методом кондуктометрии;

ü  Развитие умений измерения электропроводности стандартных растворов;

ü  Построение графика зависимости электропроводности от содержания электролита в растворе;

ü  Пользуясь калибровочной кривой, определить содержание электролита в колбочке с раствором неизвестной концентрации.         

 

ОБОРУДОВАНИЕ, ПОСУДА, РЕАКТИВЫ:

  1. Кондуктометрический датчик с промежуточным преобразователем;
  2. Устройство интерфейсное «Юнипрактик»;
  3. Термостат;
  4. Температурный датчик с промежуточным преобразователем;
  5. Промывалка с дистиллированной водой;
  6. Раствор хлористого калия;
  7. Штатив с держателями;
  8. Колба с анализируемым раствором (мастер выдаёт в ходе занятий);
  9. Стаканчик химический V=50см3;
  10. Пипетка;
  11. Мерные колбы V=100 см3;

            В этой работе учащиеся осваивают приёмы количественного анализа методом кондуктометрии. Количественное определение проводится путём сравнения электропроводности анализируемого раствора с калибровочной кривой.

Мастер п/о выдаёт учащимся раствор хлористого натрия с точной концентрацией. Показывает приёмы приготовления серии стандартных растворов разбавлением исходного концентрированного раствора.

 Разбавлением этих растворов учащиеся приготовляют серии растворов с определённым содержанием электролита – стандартные растворы. Затем определяют электропроводность этих растворов и строят график зависимости электропроводности от содержания электролита в растворе -  калибровочную кривую.

            При измерении электропроводности стандартных растворов следует соблюдать последовательность – от менее концентрированных растворов к более концентрированным. При такой последовательности уменьшается количество ошибок при измерениях. Ошибки возможны, если из-за небрежности в работе в анализируемый раствор попадут капли раствора из недостаточно промытой пипетки.

            По мере приготовления растворов колбочки следует помещать в термостат, чтобы они приняли температуру измерения – 200С.

            Результаты измерений учащиеся должны внести в таблицу и построить калибровочную кривую. Для этого удобнее использовать миллиметровую бумагу. По оси абсцисс откладывают значение содержания электролита в растворе, по оси ординат – значение электропроводности раствора.

 

      После этого мастер п/о выдаёт учащимся колбочку с раствором электролита неизвестной концентрации – контрольную задачу. Пользуясь калибровочной кривой, учащийся определяет содержание электролита в колбочке с раствором неизвестной концентрации.

        χ

    

 

 

0,1000

 

 

 

 

0,0500

 

                                             40        60       80       100   120      140        С

 

Калибровочная кривая для определения содержания хлористого натрия в водном растворе:

С – концентрация раствора хлористого натрия в г/л, χ – удельная электропроводность раствора.

 

            Приёмы работы, последовательность операций:

 

  1. установить Устройство на рабочем столе;
  2. выбрать кондуктометрический и температурный датчики, соединить их с кондуктометрическим и температурным  преобразователем;
  3. соединить преобразователи с Устройством;
  4. закрепить датчики в лапке штатива;
  5. подготовить мерную посуду для стандартных растворов;
  6. сделать расчёт разбавления исходного раствора для приготовления серии стандартных растворов;
  7. с помощью пипетки отобрать нужный объём исходного раствора в мерную колбу и довести до метки дистиллированной водой;
  8. все приготовленные таким же образом стандартные растворы поместить в термостат и довести до постоянной температуры 200С;
  9. дважды ополоснуть химический стаканчик дистиллированной водой, затем небольшой порцией анализируемого раствора КCI и заполнить этим раствором стаканчик до метки;
  10. поместить кондуктометрический и температурный датчик в анализируемый раствор, таким образом, чтоб отверстие в колпачке было закрыто жидкостью;
  11. включить измерительный преобразователь, выбрать режим «Измерение», зафиксировать текущее значение электропроводности;
  12. таким же образом измерить электропроводность всех стандартных растворов, тщательно промывая стаканчик перед заполнением;
  13. результаты измерений внести в таблицу и построить калибровочную кривую;
  14. получить у мастера п/о колбу с раствором неизвестной концентрации;
  15. измерить электропроводность этого раствора и с помощью калибровочной кривой рассчитать его концентрацию (на оси ординат калибровочного графика нашли точку, соответствующую значению электропроводности, и от неё провели горизонтальную линию до пересечения с кривой. От точки пересечения опустили перпендикуляр на ось абсцисс, точка пересечения с осью абсцисс соответствует содержанию хлористого натрия в контрольном растворе).
  16. по окончании всех измерений отключить Устройство, удалить датчики из раствора и тщательно промыть их;
  17. вылить анализируемый раствор из стаканчика, дважды промыть его дистиллированной водой.
  18. Подвести итоги работы, отметить положительные и отрицательные стороны в работе учащихся.

 

 

                                          


Методические указания к проведению

Лабораторной работы №3

 ПО ФОТОКОЛОРИМЕТРИЧЕСКОМУ МЕТОДУ АНАЛИЗА

 

УПРАЖНЕНИЕ 1:«Определение железа (III) в технической воде

колориметрическим методом»

 

                        Цель занятия:

ü  Овладеть навыками определения железа фотоколориметрическим методом анализа.

ü  Развить умение измерения оптической плотности анализируемого раствора;

ü  Воспитать бережное отношение к реактивам и химической посуде.

                        Оборудование, посуда, реактивы:

  1. Фотоколориметрический датчик с промежуточным преобразователем;
  2. Устройство интерфейсное «Юнипрактик»;
  3. Персональный компьютер;
  4. Промывалка с дистиллированной водой;
  5. Мерная колба V=100см3;
  6. Пипетка V= 25см3
  7. Стаканчик химический;
  8. Штатив с держателями;
  9. Водяная баня;
  10. Реактивы: 10% раствор роданида аммония, персульфат аммония или 3% раствор перекиси водорода, раствор соляной или азотной кислоты (1:1)

           

            Данным методом можно определить только ионы железа (III) т.к. ионы железа (II) с роданидом аммония не дают окрашенных соединений.

            Метод основан на реакции ионов железа 3-х валентного с роданидом аммония с образованием комплексного соединения, интенсивность окраски которого находят в прямой зависимости от концентрации железа 3-х валентного.

Fe3+ + NH4SCN = Fe(SCN)3 + NH4+

            Окраска комплекса неустойчива, поэтому готовить пробу необходимо в присутствии азотной или соляной кислоты и колориметрировать сразу после приготовления.

ХОД РАБОТЫ:

            25 см3 пробы анализируемой воды перенести в стакан, прилить 1 см3 разбавленной 1:1 азотной кислоты, 1 см3 3% раствора перекиси водорода. Поставить стакан на водяную баню, нагреть раствор до кипения и выдержать пробу 10 мин. Охладить на воздухе до комнатной температуры. Перенести содержимое стаканчика в мерную колбу, добавить 5см3 10% раствора роданида аммония и довести объём колбы до метки.

            Параллельно с пробой воды подготовить раствор сравнения. Раствор сравнения должен содержать все те же компоненты, что и приготовленный проба воды. Полученные растворы колориметрируют на устройстве лабораторном интерфейсе «Юнипрактик». Для этого:

  1. Присоедините кабель фотометрического датчика к промежуточному преобразователю, а его в свою очередь к Устройству интерфейсному.
  2. Закрепите Датчик в штативе и погрузите в раствор так, чтобы жидкость закрыла узел фотоприёмника.
  3. Убедитесь в отсутствии пузырьков воздуха на входе фотоприёмника.
  4. Включите измерительный преобразователь, выберите режим «Измерение», зафиксируйте текущее значение коэффициентов пропускания света.

            Замер оптической плотности проводить 3-5 раз. Окончательное значение измеренной величины определить как среднее арифметическое из полученных значений оптической плотности.

            После проведения измерения необходимо промыть датчик водой и высушить.

            Концентрацию ионов железа 3-х валентного (г/л) находят по формуле:

 

, где

            d – концентрация ионов железа 3-х валентного по графику,

            100 – объём мерной колбы,

            25 – объём воды, взятой на анализ.

 

 

 

 

 


КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

 

 

№ п/п

Задание (опрос)

Эталон ответа

Р

1

Как называется раствор, содержание растворённого вещества в котором точно известно?

1) истинный раствор;

2) стандартный раствор;

3) исходный раствор.

2

 

2

Установите соответствие между физико-химическими методами и их основами.

        Метод:                                    Основан на:

1) Спектрофотометрия.    а) Применении монохроматического    

2) Полярография.                  излучения как в видимом, так

3) Потенциометрия.              и в ультрафиолетовом излучении.

                                            б) Измерении потенциала электрода,

                                                  погружённого в раствор.

                                             в) Процессов поляризации на 

                                                 ртутном или другом катоде.

 

3

Какой прибор применяют для измерения электропроводности растворов?

1)      кондуктометр;

2)      колориметр;

3)      спектрофотометр.

1

 

4

Установите соответствие между физико-химическими методами и их основами.

        Метод:                                    Основан на:

1) Фотоколориметрия.    а) Разделение газовой смеси,          

2) Хроматография.             при её движении вдоль слоя

3) Рефрактометрия.            сорбента.

                                           б) Измерении поглощения

                                                видимого света.

                                           в) Измерении показателя    

                                               преломления.                           

 

5

В фотоколориметрическом анализе толщина слоя в кювете сравнения должна быть?

1)      такой же, как и в рабочей кювете;

2)      больше, чем в рабочей кювете;

3)      меньше, чем в рабочей кювете.

1

 

6

Каким раствором проводят настройку рН-метра?

1)      стандартным раствором;

2)      буферным раствором;

3)      раствором сравнения.

2

 

7

Какой прибор, предназначен для количественного анализа люминесцирующих веществ?

1)      хроматограф;

2)      кондуктометр;

3)      рефрактометр;

4)      флуориметр.

4

 

8

Как называется процесс поглощения паров, газов, растворённых веществ  твёрдым поглотителем?

1)      десорбцией;

2)      адсорбцией;

3)      абсорбцией.

2

 

9

Какой прибор, предназначен для измерения показателя преломления жидких и твёрдых тел?

1)      потенциометр;

2)      рефрактометр;

3)      спектрофотометр;

4)      нефелометр.

2

 

10

Какой кюветой нужно пользоваться в фотоколориметрическом анализе при интенсивно окрашенном растворе?

1)      большей толщиной слоя;

2)      меньшей толщиной слоя;

3)      и с той и с другой.

2

 

11

В каком узле хроматографа фиксируется изменение состава газовой смеси?

1) детектор;

2) потенциометр;

3) колонка;

4) дозатор.

1

 

12

Установить соответствие между величиной рН и средой раствора.

        рН:                                                          среда:

1) 3,7                                                  а) Кислая.

2) 8,9                                                  б) Нейтральная.

3) 7                                                     в) Щелочная.

 

13

Как называются растворы, сохраняющие постоянную концентрацию катионов Н+ при разбавлении, а также при добавлении к ним небольших количеств сильных кислот или щелочей?

1)      стандартными растворами;

2)      буферными растворами;

3)      коллоидными растворами.

2

 

 


Список использованной литературы:

 

  1. Тикунова И.В. Справочник молодого химика.
  2. З.А.Барсукова «Аналитическая химия».
  3. Гурвич Я.А. «Производственное обучение лаборантов-химиков»
  4. М.Т.Дмитриев «Санитарно-химический анализ загрязняющих веществ в окружающей среде».

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по внедрению модульно-компетентностного подхода в образовательный процесс при проведении лабораторных работ по интерфейсному устройству "Юнипрактик" на уроках производственного обучения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:



Актуальность данной разработки заключается в том, что она позволяет всем обучающимся визуально наблюдать за аналитическим процессом, теоретически и практически изучить и отработать навыки выполнения работ по новым производственным технологиям на базе нового, современного оборудования устройства интерфейсного «Юнипрактик», тем самым сформировать профессиональные компетенции.

Учебная деятельность учащихся приобретает исследовательский практико-ориентировочный характер и сама становится предметом усвоения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 356
    • DOCX 8.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ракитина Лариса Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ракитина Лариса Николаевна
    Ракитина Лариса Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 18
    • Всего просмотров: 56577
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек