1.
Паспорт программы учебной дисциплины
«Менеджмент»
1.1 Область
применения программы
Составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта специальности 38.02.01 «Экономика
и бухгалтерский учет (по отраслям)» в соответствии с требованиями к
результату основной профессиональной образовательной программы.
Программа учебной дисциплины может быть
использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах
повышения квалификации.
1.2.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в профессиональный
цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины
студент должен уметь:
- использовать на практике методы
планирования и организации работы подразделения;
- анализировать организационные структуры
управления;
-проводить работу по мотивации трудовой
деятельности политику организации;
- применять в профессиональной
деятельности приемы делового и управленческого общения;
- применять эффективные решения,
используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента в
области профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины
студент должен знать:
- сущность и характерные черты
современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации
работы подразделения;
- принципы построения организационной
структуры управления;
- основы формирования мотивационной
политики организации;
- особенности менеджмента в области
профессиональной деятельности;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации
управленческих решений; функции
менеджмента в рыночной экономике:
организацию, планирование,
мотивацию и контроль деятельности
экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации,
принципы делового общения.
1.4.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка –108;
обязательная аудиторная учебная нагрузка –72;
самостоятельная работа студентов –36.
2. Структура
и содержание учебной дисциплины
2.1.
Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
108
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
(всего)
|
72
|
в том числе практические занятия
|
36
|
Самостоятельная работа студентов
|
36
|
Итоговая аттестация в форме
|
Экзамен
|
2.2. Тематический план и содержание
учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование
разделов и тем
|
Содержание
учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов
|
Объем
часов
|
Уровень
освоения
|
Раздел 1. Эволюция концепции
менеджмента.
|
|
22
|
|
Введение
|
Предмет и задачи курса.
|
2
|
1
|
Тема 1.1. История развития
менеджмента.
|
Школа научного управления.
Административная (классическая) школа. Школа человеческих отношений и
поведенческих наук. Наука управления или количественный подход.
|
2
|
1
|
Тема 1.2. Сущность,
характерные черты современного менеджмента.
|
Современные подходы в
менеджменте. Учет особенностей российского менеджмента при
использовании зарубежного опыта. Американский и японский менеджмент:
преимущества и недостатки.
|
2
|
1
|
Практическая работа студента № 1.
|
Решение ситуационных задач и проблемных
вопросов по темам раздела.
|
4
|
2
|
Тема 1.3. Особенности
менеджмента в области профессиональной деятельности (по
отраслям).
|
Особенности организации управления (по
отраслям). Основные направления менеджмента.
|
2
|
1
|
Практическая работа студента № 2.
|
Решение ситуационных задач и проблемных
вопросов по темам раздела.
|
4
|
2
|
Самостоятельная работа студента.
|
Работа с конспектом, литературой,
компьютером.
|
6
|
3
|
Раздел 2. Организация как система
управления.
|
|
14
|
|
Тема 2.1. Типы
структур организации.
|
Понятие «Организация». Законы
организации. Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные,
дивизионные, действующие на международных рынках.
|
2
|
1
|
Тема 2.2. Внутренняя и
внешняя среда организации.
|
Инфраструктура менеджмента. Внутренняя и
внешняя среда.
|
2
|
1
|
Самостоятельная работа студента.
|
Работа с конспектом, литературой,
компьютеров.
|
6
|
3
|
Практическая работа студента№3.
|
Решение ситуационных задач и проблемных
вопросов по темам раздела.
|
4
|
2
|
Раздел 3. Функции
менеджмента в рыночной экономике.
|
|
20
|
|
Тема 3.1. Организация и
планирование.
|
Локальные принципы организации.
Делегирование полномочий и ответственности. Виды планирования, его
методы. Разновидности планов.
|
2
|
1
|
Тема 3.2. Контроль и
мотивация.
|
Понятие контроля и его основные типы.
Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля.
Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
|
2
|
1
|
Практическая работа студента № 4.
|
Решение ситуационных задач и проблемных
вопросов по темам раздела.
|
4
|
2
|
Тема 3.3. Цикл
менеджмента.
|
Характеристика составляющих цикла
менеджмента. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого
цикла.
|
2
|
1
|
Практическая работа студента №5.
|
Решение ситуационных задач и проблемных
вопросов по темам раздела.
|
4
|
2
|
Самостоятельная работа студента.
|
Работа с конспектом, литературой,
компьютером.
|
6
|
3
|
Раздел 4. Методы и стили
менеджмента.
|
|
16
|
|
Тема 4.1. Система
методов управления.
|
Понятие методов управления.
Группы методов управления. Управление и типы характеров.
|
4
|
1
|
Тема 4.2. Стили
управления.
|
Стили управления и факторы его
формирования. Классификация стилей управления. Виды и
совместимость стилей.
|
4
|
1
|
Практическая работа студента №6.
|
Решение ситуационных задач и проблемных
вопросов по темам раздела.
|
4
|
2
|
Самостоятельная работа студента.
|
Работа с конспектом, литературой,
компьютером.
|
4
|
3
|
Раздел 5. Процесс
принятия и реализации управленческих решений.
|
|
20
|
|
Тема 5.1. Факторы,
влияющие на процесс принятия управленческих решений.
|
Сущность процесса принятия решений.
Типы решений. Классификация решений. Требования, предъявляемые к решениям.
|
2
|
1
|
Тема5.2. Этапы
рационального решения проблем.
|
Диагностика проблемы. Определение
альтернатив. Методы оптимизации решений.
|
2
|
1
|
Практическая работа студента № 7.
|
Решение ситуационных задач и проблемных
вопросов по темам раздела.
|
4
|
2
|
Тема 5.3. Методы принятия
решений.
|
Платежная матрица. Дерево решений.
|
2
|
1
|
Практическая работа студента №8.
|
Решение ситуационных задач и проблемных
вопросов по темам раздела.
|
4
|
2
|
Самостоятельная работа студента.
|
Работа с конспектом, литературой,
компьютером.
|
6
|
3
|
Раздел
6. Коммуникации и деловое общение.
|
|
16
|
|
Тема 6.1. Коммуникативность и общение в
сфере управления.
|
Коммуникации между уровнями и
подразделениями. Коммуникационный процесс. Межличностные коммуникации.
|
2
|
1
|
Тема 6.2. Деловое
общение.
|
Деловое общение, его характеристика.
Виды и формы делового общения. Этапы и фазы делового общения.
|
2
|
1
|
Практическая работа студента №9.
|
Решение ситуационных задач и проблемных
вопросов по темам раздела.
|
4
|
2
|
Самостоятельная работа студента.
|
Работа с конспектом, литературой,
компьютером.
|
8
|
3
|
Всего
106
|
2.3
Условия реализации учебной дисциплины
менеджмент, в том числе профессиональными
(ПК) и общими (ОК) компетенциями:
код
|
Наименование результата обучения
|
ПК
2.2
|
Выполнять
поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах
его хранения.
|
ПК
2.3
|
Проводить
подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических
данных инвентаризации данным учета.
|
ПК
2.4
|
Проводить
процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
|
ОК
1.
|
Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
|
ОК
2.
|
Организовывать
собственную деятельность, определять методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
ОК
3.
|
Решать
проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
|
ОК
4.
|
Осуществлять
поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и личного развития.
|
ОК
5.
|
Использовать
информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
|
ОК
6.
|
Работать
в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
|
ОК
7.
|
Ставить
цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать
их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
|
ОК
8.
|
Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
|
ОК
9.
|
Быть
готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
|
ОК
10.
|
Исполнять
воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных
знаний (для юношей).
|
3. Условия
реализации учебной дисциплины
3.1.Материально-техническое
обеспечение:
- наличие учебного кабинета
- оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов
группы;
рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий
Менеджмент
-технические средства обучения:
Интерактивная доска с лицензионным
программным обеспечением и мульти медиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент:
учебник для ССУЗов – М.: Магистр, 2009. – 285 с.
2.Драчева Е.Л., Юликов Л. И. Менеджмент:
учебник для ССуЗов – М.: Академия, 2009. – 278 с.
3. Драчева Е.Л., Юликов Л. И. Менеджмент
практикум: учебник для ССуЗов – М.: Академия, 2010. – 278 с.
4. Бухалков М.И. Управление персоналом. –
2 – е изд; испр. и доп. – М.: Инфра – М, 2008. – 400 с. – (Высшее образование).
5. Полукарлов В. Л. Основы менеджмента –
Вильямс 2007 – 244 с.
56. Управление персоналом организации –
под ред. Кабанова А.Я. – Вильямс, 2005. – 638 с.
4.Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины
Результаты
обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
|
Уметь
|
|
использовать на практике методы
планирования и организации работы подразделения;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
анализировать организационную структуру
управления;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
проводить работу по мотивации трудовой
деятельности персонала;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
применять в профессиональной
деятельности приемы делового и управленческого общения;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
применять эффективное решение, используя
систему методов управления;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
учитывать особенности менеджмента в
области профессиональной деятельности.
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
Знать
|
|
сущность и характерные черты
современного менеджмента, историю его развития;
|
Практикум,
контрольная работа, тестирование.
|
методы планирования и организации работы
подразделения;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
принципы построения организационной
структуры управления;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
основы формирования мотивационной
политики организации;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
особенности менеджмента в области
профессиональной деятельности;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
внешнюю и внутреннюю среду организации;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
цикл менеджмента;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
процесс принятия и реализации
управленческих решений;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
функции менеджмента в рыночной
экономике, организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности
экономического субъекта;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
систему методов управления;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
методику принятия решений;
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
стили управления, коммуникации, принципы
делового общения.
|
Практикум, контрольная работа,
тестирование.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.