Главная / Русский язык и литература / У р о к русского языка в 5 классе «Буквы З и С на конце приставок»

У р о к русского языка в 5 классе «Буквы З и С на конце приставок»

Цейтлин Марина Самуиловна,

бюджетное общеобразовательное учреждение г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 129»,

Омская область, г Омск


Аннотация: конспект урока русского языка по теме «Буквы З и С на конце приставок» для учащихся 5 класса.











































У р о к

русского языка в 5 классе

«Буквы З и С на конце приставок»

Учитель русского языка и литературы боу г. Омска «СОШ № 129»

Цейтлин М.С.

Тема урока «Буквы З и С на конце приставок».

Цели урока:

познакомить учащихся со способом действия при выборе з – с на конце приставок;

выработка умения правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на з или с.

развитие у обучающихся орфографических и речевых навыков,

воспитание у 5-классников любви к родному языку и красоте родной природы.


Оборудование: индивидуальные карточки заданий на урок, таблицы.

План – конспект урока.

  1. ОРГМОМЕНТ.

Цели и задачи урока.

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Индивидуальное задание. Игра «третий лишний».

Задание: из каждой строчки выписать одно слово, которое является лишним и графически объяснить.

  1. Погибла, порт, пост.

  2. Вырос, выть, выдра.

  3. Сделал, сварка, сторожка.

  4. Лесник, перелез, перешёл.

Класс. Из записанного предложения выписать слова (1в. – слова записаны зелёным цветом, 2в. – синим цветом)

У лосёнка погибла мать, и он вырос в сторожке у лесника.

Проверка работ: у доски 2 ученика разбирают слова по составу.

Инд. Зад. – слова, которые выписали, совпали со

словами для морфемного разбора.

  1. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На доске 2 конверта, на одном (зелёном) написаны звуки [З - З’], а на другом (синем) - [С - С’]. У каждого на столе лежит карточка с согласными звуками, по очереди разложите их по конвертам.

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

А. (Когда вспомнили характеристику согласных звуков по звонкости глухости, начинаем работать с приставками на З и С )

Карточки с приставками РАЗ-, РАС-, БЕЗ-, БЕС-, ВОЗ-, ВОС-, ИЗ-, ИС-, ВЗ-, ВС. ( Надо разложить карточки так, чтобы приставки на З лежали перед звонкими согласными и т.д.).

Делаем вывод о правописании приставок на З иС.

Б. Работа с учебником. Стр. 30, п. 83.

- Какой приставки у нас на доске нет? ( НИЗ-, НИС-)

- От чего зависит выбор З/с на конце приставки?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

А. Комментированное списывание упр.438.(Один ученик работает у доски)

Б. Частичный морфемный разбор (карточка)

Задание: выделить в данных словах корень и приставку. На что вы обратили внимание? ( удвоенная согласная на стыке корня и приставки)

Ра…считать

И…сохнуть

Бе…спорный

И…зябнуть

Бе…звёздный.

В. Распределительный диктант.

1 вариант записывает слова с приставкой, оканчивающейся на З.

2 вариант – на С

3 вариант – с приставкой С-.

Безбородый, бесцельный, сжечь, беспокойный, сделать, разбить, сбор, безродный, исчерпать, изжевать, растащить, сгладить, сдержать, воздать, распаковать.

Г. Самостоятельная работа по группам.

Базовый уровень: выписать слова с изучаемой орфограммой.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

Повышенный: найти в тексте слова на изучаемую орфограмму,

выписать и объяснить.

Дорогие юные друзья!

Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.

Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.


  1. ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.

  2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 30, упр. 437.


































  1. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Задание: из каждой строчки выписать одно слово, которое является лишним и графически объяснить.

  1. Погибла, порт, пост.

  2. Вырос, выть, выдра.

  3. Сделал, сварка, сторожка.

  4. Лесник, перелез, перешёл.



2 Задание: выделить в данных словах корень и приставку. На что вы обратили внимание?

Ра…считать

И…сохнуть

Бе…спорный

И…зябнуть

Бе…звёздный.








  1. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Задание: из каждой строчки выписать одно слово, которое является лишним и графически объяснить.

  1. Погибла, порт, пост.

  2. Вырос, выть, выдра.

  3. Сделал, сварка, сторожка.

  4. Лесник, перелез, перешёл.



2 Задание: выделить в данных словах корень и приставку. На что вы обратили внимание?

Ра…считать

И…сохнуть

Бе…спорный

И…зябнуть

Бе…звёздный.




3. Выписать слова с изучаемой орфограммой.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.





3. Найти в тексте слова на изучаемую орфограмму,

выписать и объяснить.

Дорогие юные друзья!

Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.

Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.




3. Выписать слова с изучаемой орфограммой.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.






3. Найти в тексте слова на изучаемую орфограмму,

выписать и объяснить.

Дорогие юные друзья!

Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.

Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

РАЗ-

РАС-

БЕЗ-

БЕС-

ВОЗ-

ВОС-

ИЗ-

ИС-

ВЗ-

ВС-

НИЗ- НИС-

Б - Б’

В -В’

Г - Г’

Д - Д’

Ж Щ’ Ч’

Ш Ц Й’

З - З’

К - К’

Л - Л’

М - М’

Н - Н’

П - П’

Р - Р’

С - С’

Т - Т’

Ф - Ф’

Х - Х’







У р о к русского языка в 5 классе «Буквы З и С на конце приставок»
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока «Буквы З и С на конце приставок».

Цели урока:

познакомить учащихся со способом действия при выборе з – с на конце приставок;

выработка умения правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на з или с.

развитие у обучающихся орфографических и речевых навыков,

воспитание у 5-классников любви к родному языку и красотеродной природы.

Оборудование: индивидуальные карточки заданий на урок, таблицы.

Автор Цейтлин Марина Самуиловна
Дата добавления 20.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 423
Номер материала 59596
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓