Цейтлин Марина
Самуиловна,
бюджетное
общеобразовательное учреждение г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №
129»,
Омская область, г
Омск
Аннотация:
конспект урока русского языка по теме «Буквы З и С на конце приставок» для
учащихся 5 класса.
У
р о к
русского
языка в 5 классе
«Буквы
З и С на конце приставок»
Учитель русского языка и литературы боу
г. Омска «СОШ № 129»
Цейтлин М.С.
Тема
урока «Буквы З и С на конце приставок».
Цели
урока:
познакомить учащихся со способом действия при выборе з – с на конце
приставок;
выработка умения правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на
з или с.
развитие у обучающихся орфографических и речевых навыков,
воспитание у 5-классников любви к родному языку и
красоте родной природы.
Оборудование: индивидуальные карточки заданий
на урок, таблицы.
План
– конспект урока.
1. ОРГМОМЕНТ.
Цели
и задачи урока.
2. ПРОВЕРКА
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Индивидуальное
задание. Игра «третий лишний».
Задание:
из каждой строчки выписать одно слово, которое является лишним и графически
объяснить.
1.
Погибла,
порт, пост.
2.
Вырос,
выть, выдра.
3.
Сделал, сварка, сторожка.
4.
Лесник,
перелез, перешёл.
Класс.
Из записанного предложения выписать слова (1в. – слова записаны зелёным цветом,
2в. – синим цветом)
У
лосёнка погибла мать, и он вырос в сторожке у лесника.
Проверка
работ: у доски 2 ученика разбирают слова по составу.
Инд. Зад. – слова, которые выписали, совпали со
словами для морфемного разбора.
3. ПОДГОТОВКА
К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На доске 2 конверта, на одном (зелёном) написаны звуки [З
- З’], а на другом (синем) - [С
- С’]. У каждого на столе лежит карточка с согласными звуками, по очереди
разложите их по конвертам.
4. ОБЪЯСНЕНИЕ
НОВОГО МАТЕРИАЛА.
А. (Когда вспомнили характеристику согласных звуков по звонкости
глухости, начинаем работать с приставками на З и С )
Карточки с приставками РАЗ-, РАС-, БЕЗ-, БЕС-, ВОЗ-, ВОС-, ИЗ-, ИС-, ВЗ-, ВС. (
Надо разложить карточки так, чтобы приставки на З лежали перед звонкими
согласными и т.д.).
Делаем вывод о правописании приставок на З иС.
Б. Работа с учебником. Стр. 30, п. 83.
- Какой приставки у нас на доске нет? ( НИЗ-, НИС-)
-
От чего зависит выбор З/с на конце приставки?
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
А.
Комментированное списывание упр.438.(Один ученик работает у доски)
Б. Частичный морфемный разбор (карточка)
Задание: выделить в данных словах корень и приставку. На что вы обратили
внимание? ( удвоенная согласная на стыке корня и приставки)
Ра…считать
И…сохнуть
Бе…спорный
И…зябнуть
Бе…звёздный.
В.
Распределительный диктант.
1 вариант записывает слова с приставкой, оканчивающейся на З.
2 вариант – на С
3 вариант – с приставкой С-.
Безбородый,
бесцельный, сжечь, беспокойный, сделать, разбить, сбор, безродный, исчерпать,
изжевать, растащить, сгладить, сдержать, воздать, распаковать.
Г. Самостоятельная работа по группам.
Базовый уровень: выписать слова с изучаемой орфограммой.
Дорогие юные
друзья!
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным
богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми.
Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую
у природы.
Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле.
Защищайте зелёного друга.
Повышенный:
найти в тексте слова на изучаемую орфограмму,
выписать и объяснить.
Дорогие юные
друзья!
Мы бесплатно пользуемся бесценным
богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми.
Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую
у природы.
Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле.
Защищайте зелёного друга.
5.
ИТОГ.
РЕФЛЕКСИЯ.
6.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ: стр. 30, упр. 437.
1. «ТРЕТИЙ
ЛИШНИЙ»
Задание:
из каждой строчки выписать одно слово, которое является лишним и графически
объяснить.
1
Погибла,
порт, пост.
2
Вырос,
выть, выдра.
3
Сделал, сварка, сторожка.
4
Лесник,
перелез, перешёл.
2
Задание: выделить в данных словах корень и приставку. На что вы обратили
внимание?
Ра…считать
И…сохнуть
Бе…спорный
И…зябнуть
Бе…звёздный.
2. «ТРЕТИЙ
ЛИШНИЙ»
Задание:
из каждой строчки выписать одно слово, которое является лишним и графически
объяснить.
5
Погибла,
порт, пост.
6
Вырос,
выть, выдра.
7
Сделал, сварка, сторожка.
8
Лесник,
перелез, перешёл.
2
Задание: выделить в данных словах корень и приставку. На что вы обратили
внимание?
Ра…считать
И…сохнуть
Бе…спорный
И…зябнуть
Бе…звёздный.
3.
Выписать слова с изучаемой орфограммой.
Дорогие юные
друзья!
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным
богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми.
Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую
у природы.
Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле.
Защищайте зелёного друга.
3.
Найти в тексте слова на изучаемую орфограмму,
выписать и объяснить.
Дорогие юные
друзья!
Мы бесплатно пользуемся бесценным
богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми.
Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую
у природы.
Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле.
Защищайте зелёного друга.
3.
Выписать слова с изучаемой орфограммой.
Дорогие юные
друзья!
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным
богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы
не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у
природы.
Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле.
Защищайте зелёного друга.
3.
Найти в тексте слова на изучаемую орфограмму,
выписать и объяснить.
Дорогие юные
друзья!
Мы бесплатно пользуемся бесценным
богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми.
Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую
у природы.
Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле.
Защищайте зелёного друга.
РАЗ-
РАС-
БЕЗ-
БЕС-
ВОЗ-
ВОС-
ИЗ-
ИС-
ВЗ-
ВС-
НИЗ-
НИС-
Б -
Б’
В
-В’
Г -
Г’
Д -
Д’
Ж Щ’ Ч’
Ш Ц Й’
З - З’
К - К’
Л - Л’
М - М’
Н - Н’
П - П’
Р - Р’
С - С’
Т - Т’
Ф - Ф’
Х - Х’
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.