Инфоурок Русский язык КонспектыУрок русского языка в 5 классе "Правописание приставок на з и с"

Урок русского языка в 5 классе "Правописание приставок на з и с"

Скачать материал

Цейтлин Марина Самуиловна,

бюджетное общеобразовательное учреждение г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 129»,

Омская область, г Омск

 

Аннотация: конспект урока русского языка по теме «Буквы З и С на конце приставок»  для учащихся 5 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к

русского языка в 5 классе

«Буквы З и С на конце приставок»     

                                       Учитель русского языка  и литературы                                                                                                            боу г. Омска «СОШ № 129»

                                          Цейтлин  М.С.

Тема урока «Буквы З и С на конце приставок».

Цели урока:

     познакомить учащихся со способом действия при выборе з – с на    конце приставок;

    выработка умения правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на з или с. 

    развитие у обучающихся орфографических и речевых навыков,

    воспитание у 5-классников любви к родному языку и красоте                       родной природы.

 

Оборудование: индивидуальные карточки  заданий на урок, таблицы.

План – конспект урока.

1.     ОРГМОМЕНТ.

Цели и задачи урока.

2.     ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Индивидуальное задание. Игра «третий лишний».

Задание: из каждой строчки выписать одно слово, которое является лишним и графически объяснить.

1.     Погибла, порт, пост.

2.     Вырос, выть, выдра.

3.     Сделал, сварка, сторожка.

4.     Лесник, перелез, перешёл.

Класс. Из записанного предложения выписать слова (1в. – слова записаны зелёным цветом, 2в. – синим цветом)

У лосёнка погибла мать, и он вырос  в сторожке у лесника.

Проверка работ: у доски 2 ученика разбирают слова по составу.

                          Инд. Зад. – слова, которые выписали, совпали со   

                          словами для морфемного разбора.

3.     ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    На доске 2 конверта, на одном  (зелёном) написаны звуки [З - З’], а на другом (синем) - [С - С’]. У каждого на столе лежит карточка с согласными звуками, по очереди разложите их по конвертам.

4.     ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

   А. (Когда вспомнили характеристику согласных звуков по звонкости глухости, начинаем работать с приставками на З и С )

   Карточки с приставками РАЗ-, РАС-, БЕЗ-, БЕС-, ВОЗ-, ВОС-, ИЗ-, ИС-, ВЗ-, ВС. ( Надо разложить карточки так, чтобы приставки на З лежали перед звонкими согласными и т.д.).

   Делаем вывод о правописании приставок на З иС.

  Б.  Работа с учебником. Стр. 30, п. 83.

  - Какой приставки у нас на доске нет? ( НИЗ-, НИС-)

  - От чего зависит выбор З/с на конце приставки?

     5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

           А.  Комментированное списывание упр.438.(Один ученик работает у доски)

           Б.   Частичный морфемный разбор (карточка)

                  Задание: выделить в данных словах корень и приставку. На  что вы обратили внимание? ( удвоенная согласная на стыке корня и приставки)

                Ра…считать

                И…сохнуть

                Бе…спорный

                И…зябнуть

                Бе…звёздный.

           В.   Распределительный диктант.

                  1 вариант записывает слова с приставкой, оканчивающейся на З.

                  2 вариант – на С

                  3 вариант – с приставкой С-.

Безбородый, бесцельный, сжечь, беспокойный, сделать, разбить, сбор, безродный, исчерпать, изжевать, растащить, сгладить, сдержать, воздать, распаковать.

           Г.  Самостоятельная работа по группам.

                 Базовый уровень: выписать слова с изучаемой орфограммой.

                 Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

Повышенный: найти в тексте слова на изучаемую орфограмму,

                                        выписать и объяснить.

                 Дорогие юные друзья!

Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.

Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

 

5.     ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.

6.     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 30, упр. 437.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Задание: из каждой строчки выписать одно слово, которое является лишним и графически объяснить.

1        Погибла, порт, пост.

2        Вырос, выть, выдра.

3        Сделал, сварка, сторожка.

4        Лесник, перелез, перешёл.

 

2 Задание: выделить в данных словах корень и приставку. На  что вы обратили внимание?

                Ра…считать

                И…сохнуть

                Бе…спорный

                И…зябнуть

                Бе…звёздный.

 

 

 

 

 

 

 

2.     «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Задание: из каждой строчки выписать одно слово, которое является лишним и графически объяснить.

5        Погибла, порт, пост.

6        Вырос, выть, выдра.

7        Сделал, сварка, сторожка.

8        Лесник, перелез, перешёл.

 

2 Задание: выделить в данных словах корень и приставку. На  что вы обратили внимание?

                Ра…считать

                И…сохнуть

                Бе…спорный

                И…зябнуть

                Бе…звёздный.

 

 

 

3. Выписать слова с изучаемой орфограммой.

                 Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

 

 

 

 

3. Найти в тексте слова на изучаемую орфограмму,

                                        выписать и объяснить.

                 Дорогие юные друзья!

Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.

Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

 

 

 

 

 3. Выписать слова с изучаемой орфограммой.

                 Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

 

 

 

 

 

3. Найти в тексте слова на изучаемую орфограмму,

                                        выписать и объяснить.

                 Дорогие юные друзья!

Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.

Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

 

РАЗ-    

РАС-  

БЕЗ-    

БЕС-

ВОЗ-  

ВОС-

ИЗ-

ИС-

ВЗ-

ВС-

НИЗ-                    НИС-

Б - Б’

В -В’

Г - Г’

Д - Д’

Ж  Щ’    Ч’

Ш    Ц   Й’

З - З’

К - К’

Л - Л’

М - М’

Н - Н’

П - П’

Р - Р’

С - С’

Т - Т’

Ф - Ф’

Х - Х’

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 5 классе "Правописание приставок на з и с""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 872 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2015 1348
    • DOCX 23 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цейтлин Марина Самуиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цейтлин Марина Самуиловна
    Цейтлин Марина Самуиловна
    • На сайте: 8 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19135
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе