Тьюторство в эксклюзивном образовании
В последнее время много говорится об инклюзивном образовании.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий
в себя, лат. include-заключаю,
включаю) — процесс развития общего образования, который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к
различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей
с особыми потребностями (определение Википедия).
Инклюзивное
образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую,
что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению,
который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в
обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате
изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети
(не только дети с особыми потребностями).
Таким образом,
инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в
доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения
с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных
барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия
его потенциала.
Здесь же
возникает понятие «тьютор». Его мы рассмотрим.
Из материала свободной энциклопедии «Википедии»: Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся
особая педагогическая должность. Тьютор
обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и
студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в
системах дополнительного и непрерывного образования. Британская
модель интернатного типа.
Феномен
тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит
из Великобритании. Он оформился
примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее —
в Кембридже. С этого времени под
тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.
В то время
университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее
на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не
заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из
одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей.
Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому
решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же
предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам
выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В
этом ему помогал тьютор.
Так как
непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения),
тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и
свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и
задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное
содержание и академические идеалы.
Процесс
самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и
тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса
самообразования.
В XVII веке сфера
деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают
приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту,
какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план
своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были
готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и
помощник во всех затруднениях.
В XVII веке
тьюторская система официально признается частью английской университетской
системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских
университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил
тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры
(частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право
выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах
Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла
центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к
ней.
Каковы же
различия между учителем и тьютором?
Сегодня ученые
различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их
как относительно самостоятельные педагогические процессы. В
организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное
пространство старшеклассника представлено в трех «горизонтах» или в трех
относительно самостоятельных пространствах — учебном,
образовательно-рефлексивном и социально-практическом. В традиционном понимании
образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы
социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются.
В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения,
социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как
рядоположенные, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной
рефлексии.
Базовым процессом
образовательной рефлексии выступает процесс самоопределения личности. «Выпускник
школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на
практике тот набор знаний и умений, которые он „усвоил“ в школе, но и
обладающего готовностью… создавать, вырабатывать новые знания и способы
деятельности, необходимые для адекватного действования в ситуациях, в которых
не „срабатывают“ знания и умения, полученные в школе. Одним из средств,
позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание,
понимание, новые способы деятельности, является рефлексия»
(В. Г. Богин). Образовательная рефлексия — это осмысление
учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного
образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся
необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать
осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную
образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс — «тьютор».
Тьютор (позиционно) —
это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной
образовательной траектории учащегося.
Традиционно
базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в ее знаниевой
форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс — учитель. Учитель
(позиционно) — это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и
работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и
навыков. Обучение современных старшеклассников требует перехода от
«знаниевого» к «компетентностному» подходу, когда педагогической целью
становится «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними
задачи» (А. Б. Воронцов). В этом подходе учитель — это тот, кто
средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать
способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за
пределами этой обучающей системы. То есть, по выражению
В. В. Репкина, превращает ученика в учащегося.
Базовым процессом
социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб,
процесс обретения социального опыта. Для реализации индивидуальной
образовательной программы и складывания жизненной траектории через
представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий.
Позиция взрослого в этом пространстве — «социальный продюсер». Он помогает
молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.
Из-за введения
инклюзивного образования возникла потребность, даже необходимость в специальном
человеке в помощь детям с ОВЗ. В данном реферате рассмотрели понятие «тьютор», его
роль, историю введения этого понятия и отличие его между учителем.
Таким образом,
тьютор — это тот, кто организует условия для складывания и реализации
индивидуальной образовательной траектории учащегося с ОВЗ. Хотя тьютор в данное
время редкость, его роль выполняют родители, опекуны или няни. Но в идеале и в
скором будущем «тьютор» станет в ряд с воспитателем, учителем, педагогом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.