УДК 371.123
(043.3)
ТЬЮТОРИКА И СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Тутолмин А.В.
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы
социально-педагогического и гуманистического обновления и безопасности России. Анализируется
современное состояние теории и практики воспитания подрастающего поколения. Рассмотрены
тенденции современной социально-педагогической действительности, обоснованы
перспективы и стратегии развития педагогической науки. Предложен проект
возрождения Ассоциации Воспитания в регионах России.
Ключевые слова: социально-педагогическая
действительность, воспитание, тьюторика, педагогизация, педагогическая
компетентность, профессионализация, творческая готовность.
The
summary
Article
is devoted studying of a problem of socially-pedagogical and humanistic
updating and safety of Russia. The current state of the theory and practice of
education of rising generation is analyzed. Tendencies of the modern
socially-pedagogical validity are considered, prospects and strategy of
development of a pedagogical science are proved. The project of revival of
Association of Education in regions of Russia is offered.
Keywords:
the socially-pedagogical validity, education, тьюторика,
pedagogicality, pedagogical competence, professionalizing, creative readiness.
В стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента Российской
Федерации от 12 мая 2009 года, в частности, говорится о том, что …
«Россия преодолела
последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца
XX века - остановила падение уровня и качества жизни российских граждан,
устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма,
предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и
территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей
конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого
субъекта формирующихся многополярных международных отношений. Реализуется
государственная политика в области национальной обороны, государственной и
общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и
внешним условиям. Созданы предпосылки для укрепления системы обеспечения
национальной безопасности, консолидировано правовое пространство. Решены
первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная
привлекательность национальной экономики. Возрождаются исконно российские
идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется
общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости
Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур
многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций,
патриотизма. В целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения
внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и
превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического
прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы» [3, с. 1-2].
Роль
и ответственность современных педагогов за социально-экономическое развитие
страны огромна. Мы, специалисты педагогики пожинаем плоды своей
профессиональной деятельности – воспитания современного человека. «Всё
начинается с учителя!» - гласит народная мудрость, актуализируя социальную
проблему качественной профессиональной подготовки будущих педагогов к
воспитанию подрастающего поколения.
Педагогика как наука об искусстве воспитания человека
развивается по своим, объективным для данной науки, законам. Воспитание –
универсальная, всеобъемлющая категория педагогики.
Таков
первый тезис, который мы выносим на обсуждение научно-педагогической
общественности.
Развитие
педагогики происходит в соответствие с тенденциями, образующими
определённую последовательность этапов этого непрерывно развёртывающегося
процесса. Так примитивная целостность воспитания древних, сменилась тенденцией
разделения физического и умственного труда, что благодаря трудам Я.А.
Коменского не только обеспечило возникновение педагогики как самостоятельной
науки, но и привело на протяжении более двух столетий к развитию педагогики
преимущественно как теории обучения – дидактики.
Вся
дальнейшая история развития педагогики свидетельствует о том, что в
соответствие с социально обусловленными тенденциями в различные периоды
доминировал то системно-комплексный, то функциональный подход к воспитанию
человека. Переход от одного этапа развития педагогики к новому всегда был
закономерен. Закономерное развитие педагогики «по спирали» обусловливает
появление новых тенденций, которые необходимо учитывать в построении теории и
практики настоящего и будущего воспитания человека.
Историко-педагогический
анализ проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания человека
показал, что в дореволюционной России в профессиональной подготовке учителей
школ сложилась определённая система, ориентированная на гармоничное сочетание
гражданского, образовательного и воспитательного аспектов. В школах,
воспитательных домах, в домашнем гувернёрском образовании детей и отроков
педагог являлся живым источником культуры, добродетели и образованности.
Нередко педагоги проявляли подлинную самоотверженность
ради воспитанников-сирот, например, Иван Акинфиевич Тутолмин (1752-1815)
– директор Московского воспитательного дома, сумевший отстоять и сохранить его
от разорения проявив мужество и патриотизм при встрече с Наполеоном.
Кстати,
в Петербурге, не без его участия был организован первый в России «институт
благородных девиц», состоящий также из воспитанников-сирот.
Приведённый
нами эпизод педагогического подвижничества также подтверждает тезис о
необходимости решать проблемы образования и воспитания, опираясь на
педагогическую науку, учитывающую доминирующие в данный период тенденции
социально-экономического развития общества.
Развитие
педагогики на каждом этапе определяется достигнутым уровнем воспитания человека
и наличием перспектив совершенствования теории и практики
воспитания.
Педагогика – самая диалектичная, динамично
развивающаяся наука, опирающаяся на классические традиции воспитания.
Таков
второй тезис, который мы выносим на обсуждение педагогической общественности.
Поистине
гениально высказался по этому поводу А.С. Пушкин «Уважение к минувшему –
вот черта, которая отделяет образованность от дикости». Проектирование
перспектив в развитии педагогической науки и педагогической практики невозможно
без обеспечения преемственности в деятельности, как учёного, так и любого
школьного учителя.
Мне
посчастливилось вместе со своими Учителями – А.Л. Гройсманом и Ю.П.
Сокольниковым на каждом этапе научно-педагогического поиска закладывать «свой
кирпичик» в разработку научного понимания педагогической действительности,
системного подхода к воспитанию и творческому саморазвитию, успешности в
профессиональной и жизнедеятельности посредством регуляции творческих состояний
личности, стимулирования её важнейшего качества - креативности. Свой
научно-педагогический путь, на первый взгляд зигзагообразный (не логичный), от
музыки к педагогике, затем - психологии, и наконец, - профессиональной
педагогике, по большому счёту, закономерен. Ю.П. Сокольников, признавая
объективный характер развития педагогической науки, отмечал, что многое в её
развитии предопределяется интеллектом специалистов педагогики, логикой нашего
мышления, методологией нашей исследовательской деятельности.
Поэтому
мы считаем, что стратегию развития педагогики определяют её научный
потенциал и реальная педагогическая практика.
Кризис
в теории и практике воспитания современного человека на всех ступенях его
социально-психологического развития обусловлен не только
социально-экономическими потрясениями, но и, как это не покажется странным,
недостаточной проработанностью методологических основ и (!) категориального
аппарата одного из важнейших разделов педагогики – тьюторики.
Это
наш третий тезис, имеющий принципиальное значение для развития
педагогической науки и практики.
Аксиомой
научного познания является проникновение в суть предмета исследования. К
примеру, даже учителя с солидным стажем работы, удивляются, узнав от
студентов-практикантов, что изначальное значение слова «школа» - досуг. Как
меняется при этом стиль педагогической деятельности учителя нетрудно
представить. Он становится творческим.
Теперь
давайте осуществим сопоставительный экспресс-анализ структурной архитектоники
основных разделов педагогики – дидактики и теории воспитания.
В
дидактике довольно чётко и логично сформулированы деятельность учителя – преподавание
и, соответственно, деятельность ученика – учение. Их совместную
деятельность обозначают учебной, в процессе которой осуществляется обучение
учащихся. При этом деятельность ученика – учение структурируется на учебные
действия, которые в свою очередь состоят из определённой совокупности операций,
ит.д.
Осуществить
подобный анализ раздела педагогики – теория воспитания, затруднительно.
Во-первых, нет односложного, конкретного и понятного названия раздела. Вот
дидактика – понятно, научно! К сожалению, теория воспитания, до сих пор не
имеет своего научного «имени». Деятельность воспитателя почему-то принято
называть воспитательной работой. Некорректно и ненаучно?! Деятельность
воспитанников вообще никак не называется. Структура этой деятельности не
разработана. Ни в учебниках, ни в многочисленных монографиях, ни в
научно-популярной литературе. Налицо недостаточная чёткость в понятийном
аппарате. Ну, как тут не вспомнить С. Соловейчика, с грустью восклицавшего:
«Придёшь в школу – и того нет, и другого нет, - ничего нет?!» На самом деле, о
воспитании написано-переписано много, и это хорошо. Но как воспитывать детей,
школьников, молодёжь – не имея чёткого категориального, понятийного
представления о предмете педагогики – воспитании?
В
одной из ранних статей мы изложили гипотетический проект понятийного аппарата
данного раздела педагогики. Исходным моментом в поиске стал англо-русский
словарь, где «воспитатель» переводится как тьютор (titor).
Появилась идея! Кстати, великий Я.А. Коменский почерпнул термин «дидактика» (didactikos)
у немецкого педагога В. Ратке.
Подытоживая
сканирующий структурный анализ важнейших разделов педагогики, отметим, что лишь
постоянное и глубокое изучение. Её предмета – воспитания, обеспечит «прорыв» в
реальном удручающем положении дел в сфере социализации человека, его культурном
становлении и развитии как личности самобытной, уникальной, творческой.
Разработка
стратегии на ближайшее десятилетие предполагает определение главного
направления, на котором необходимо сконцентрировать усилия педагогической науки
и практики. Академическая наука на протяжении последних лет выдвигает в
качестве стратегического направления – Воспитание.
Одним
из приоритетных направлений возрождения культуры, цивилизованности,
образованности нации – педагогизация процессов социализации, семейного
воспитания, профессионализации и личностного становления и развития человека.
Это
четвёртый тезис, который мы выдвигаем для обсуждения.
Ведущей
идеей научного решения проблемы всеобщей педагогизации является идея
системности. Общеизвестна педагогическая аксиома: невозможно воспитать личность
посредством последовательного формирования у неё отдельных качеств –
нравственности, патриотизма, духовности, толерантности т.д. Как невозможно
осуществлять нравственное воспитание человека без умственного и
«добродетельного» (Н.Г. Чернышевский).
Методологическую
базу нашей концепции профессионально-педагогической подготовки будущих
педагогов к воспитанию школьников образуют системно-синергетический,
культуро-аксиологический, личностно-деятельностный подходы как регулятивы
целостности, преемственности и непрерывности воспитательного процесса в вузе.
В
ходе исследования, изучив ряд проектов формирования готовности будущих
педагогов к воспитанию школьников, мы пришли к выводу, что необходимо
спроектировать такую систему профессионализации, которая обеспечивала бы
формирование основ педагогической компетентности в сфере духовно-нравственного
и патриотического воспитания школьников; в опоре на теорию нравственного и
научного образования С.И. Гессена; осуществлялась на основе аксиологизации и
державно-патриотической доктрины профессионально-педагогического образования.
Основными
компонентами такой системы профессионализации являются: цель и задачи,
содержание, совместная деятельность субъектов воспитательно-образовательного
процесса, воспитывающее пространство и развивающая среда, система управления
подготовкой будущих педагогов к духовно-нравственному и патриотическому
воспитанию школьников.
К результирующим критериям
предлагаемой системы профессионально-педагогической подготовки мы, вслед за
ведущими учёными – специалистами в данной области знания, относим: педагогическую
компетентность и личностную готовность будущих педагогов.
Опасной
тенденцией современной профессионально-педагогической подготовки педагога
становится господство капиталистического конкурентно-сопернического
прагматизма, обусловливающего функциональный подход и узконаправленную, но
сиюминутно востребованную «на рынке педагогических услуг», не всегда
воспитанными, но зато очень упитанными и разухабисто предприимчивыми
«работодателями», ловко подменяющими данным суррогатом» социальный заказ к
системе образования.
Господство
функционализма, прикрываемого рассуждениями об ускорении
социально-экономического развития и вхождения в мировое образовательное,
информационное, высокотехнологичное пространство, инфицировав отечественную
педагогику по своим «понятиям» недопустимо затянулся. Как справедливо отмечают
президент РАО Н.Д. Никандров и профессор Ю.П. Сокольников, «в результате
сказались резко ограниченными возможности применения на практике выводов,
получаемых в исследованиях, ведущихся при таком подходе. Специалисты, чьё
сознание сформировалось при функциональном, оказываются в силу своих
субъективных качеств лишёнными возможности широкого, адекватного видения
педагогической действительности. Всё это сдерживает дальнейшее развитие
педагогической науки, вызывает и всё более усиливает в ней застойные, кризисные
явления» [6, с. 8.].
Справедливости
ради, следует признать, что на рубеже ХХ века были развёрнуты исследования,
направленные на преодоление господства функционализма в педагогике. Но
используемые в них подходы сегодня уже недостаточны, так как ни одно из
названных направлений не обеспечивает проникновения в сущность воспитания как
предмета педагогики, как её универсальной категории. Как не обеспечивают и
многочисленные повторяющиеся диссертационные исследования, как правило,
анализирующие уже «наработанное». А собственные результаты исследований,
обладающие новизной, не оказываются включёнными в общую структуру
педагогической науки как её естественные элементы, они как бы складываются в
хранилище, содержание которого находится в беспорядке.
Мы
убеждены, что лишь при последовательной консолидации специалистов педагогики в
регионах России возникают реальные возможности и для действительного
проектирования развития педагогической науки, и для повышения качества в
практике воспитания современного человека.
Наш
проект такой консолидации региональной педагогической науки и практики заключается
в возрождении Ассоциации Воспитания.
Мы уверены, что научная и
педагогическая деятельность членов Ассоциации Воспитания способствует
обеспечению социальной безопасности, социально-педагогическому и
гуманистическому обновлению России.
Литература:
1. Гройсман А.Л. Психология:
личность, творчество, регуляция состояний. – М.: Магистр-Пресс,1998.
2. Сокольников Ю.П. О тенденциях,
перспективах и стратегии развития педагогической науки на современном этапе. –
Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева,
2000.
3. Стратегия
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Утверждена Указом Президента Российской
Федерации от 12 мая 2009 г.
№ 537. Российская газета" -
Федеральный выпуск №4912 от 19 мая
2009 г.
4. Тутолмин А.В.
Адаптивность и креативность в становлении и развитии творческой личности
будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования // Фундаментальные
исследования. – 2010. – № 12 – С. 44-49 URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7790827 (дата
обращения: 09.02.2011).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.