Главная / Технология / Творческое занятие: "Разновидности вышивки. Болгарский крест."

Творческое занятие: "Разновидности вышивки. Болгарский крест."

Тема занятия: разновидности вышивки. Болгарский крест.


Цель занятия: Разработка технологии вышивания болгарского (двойного) крестика с применением технологической карты и созданием проблемной ситуации.


Задачи:

Обучающие:

- создать и решить проблемную ситуацию в вышивании болгарского (двойного) креста;

- обучить приёмам вышивки болгарского (двойного) крестика;

- учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с - тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающие:

- развивать творческую активность; мелкую моторику рук;

- развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца;

- развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.

Воспитательные:

- воспитывать этику общения при совместной деятельности;  

- воспитание  эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства;

- воспитание художественного вкуса;                                                                      

- привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.

Оборудование: пяльца, нитки мулине, игла с тупым кончиком и длинным ушком, ножницы, технологическая карта.


Ход занятия.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

время

Организационный

Приветствие, отметка отсутствующих, готовности к занятию. Настрой на работу.

Приветствие педагога, подготовка к работе на занятии.

1-2 мин.

Объяснение нового материала

Актуализация знаний. Создание проблемы для учащихся и способы решения.

Анализ и оценка, усвоение основных теоретических знаний по теме занятия.

Запись темы занятия и основных терминов в тетрадях

5мин.

Практическая работа

Вводный инструктаж. Повторение техники безопасности при работе иглой и ножницами.

Текущий инструктаж.


Повторение правил техники безопасности при работе ручными инструментами.

Выполнение практической работы «Болгарский крест» по технологической карте

30 мин.

Пауза

Демонстрация оздоровительных упражнений для снятия усталости глаз.

Выполнение оздоровительных упражнений.

1 мин.

Практическая работа

)Продолжение)

Выполнение практической работы

30 мин.

Подведение итогов

Подведение итогов урока, анализ результатов, демонстрация работ учащихся

Анализ и обсуждение работ.


5-7 мин.


  1. Оргмомент.

Добрый день, дорогие дети! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Сегодня на занятии мы попробуем решить с вами небольшую проблему в вышивании. Но прежде чем приступить к работе, мы должны посмотреть на свое рабочее место и выяснить, все ли у нас на месте, ничего мы не забыли. Послушайте загадки:

1.У тети Моти Всегда в почете – Штучка – одноручка, Носочек стальной, А хвостик льняной. (игла с ниткой)

2.Инструмент бывалый – Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет и стрижет. (ножницы)

3.На стебле белеют чашки, В них и нитки и рубашки. (хлопок) На одной яме – Сто ям с ямой. (наперсток)

4.Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки.(утюг)

5.У тети Моти Всегда в работе

Пять братьев,Годами равные, Ростом разные (пальцы)


  1. Объяснение нового материала.


Дети, мы с вами уже научились как закреплять нить на канве безузелковым способом, мы освоили технологию выполнения простого крестика, а сегодня мы попробуем наш крестик немного модернизировать, то есть усложнить. Перед вами простой одинарный крестик, вышитый в два сложения нити. Первое, что мы с вами сделаем, попробуем наш крестик расширить на одну клеточку вправо. Что мы получали? (наш крестик расширился)


C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Новая папка (2)\Копия Scan1.jpg


А теперь, попробуйте сами видоизменить расширенный крестик. Какие у вас предложения? (Крестик можно удленнить на одну клетку вниз, получаем удлиненный крестик).


C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Новая папка (2)\Scan1.jpg


Какие еще у вас существуют предложения по модернизации расширенного, удлиненного крестика? (Можно попробовать посередине нашего расширенного удлиненного креста вышить строчку. Получаем удлиненный крестик со строчкой)


C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Новая папка (2)\Scan12.jpg


Еще есть какие-нибудь предложения как можно видоизменить крестик? (Можно вышить еще и вертикальную строчку посредине получившегося расширенного удлиненного крестика со строчкой, у нас получился крестик, похожий на букву Ж).


C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Новая папка (2)\Scan13.jpg


Да, дети, этот крестик действительно похож на букву Ж и называется он болгарским или двойным крестиком. Выполняется четырьмя стежками: двумя диагональными и двумя взаимно перпендикулярными в один прием. Сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки. Применяется болгарский крест в вышивке салфеток, подушек, панно, ковров, дорожек. Встречается в народных вышивках, дополняя узоры, вышитые мелким косым крестом.


  1. Практическая работа.


Но прежде чем приступить к выполнению вышивки, повторим правила ТБ: Инструктаж по технике безопасности.

1.  Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.

2.  Следить, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить. Кроме того, при падении у ножниц портятся лезвия.

3.   Передавать ножницы кольцами вперед, сомкнув их лезвия.

4.  Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.

5.  Не шить ржавой иглой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней ржавчину и, кроме того, может сломаться.

6.  Во время работы не вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или другие предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

7.  Не перекусывать нитку зубами - можно поранить губы и испортить эмаль.

8.  Иголки хранить в игольнице или подушечке. Булавки в коробочке с крышкой.

9. Кусочки сломанной иглы не бросать, а собрать и сдать преподавателю.

10. Знать количество иголок и булавок, взятых для работы. После окончания работы проверить их количество.


4. Пауза. «Веселая неделька» гимнастика для глаз

Понедельник

Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Вторник

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Среда

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

Четверг

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

Пятница

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Суббота

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

Воскресенье

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!


  1. Практическая работа (продолжение).


Перед вами на столах лежит технологическая карта вышивания болгарского (двойного крестика). Вышивать мы будем в четыре сложения, запяливаем канву в пяльца, вставляем нить в иглу и на примере технологической карты учимся вышивать.


  1. Подведение итогов


- Подведение итогов занятия, анализ результатов, демонстрация работ учащихся.


Заключительная часть.

- Давайте вспомним тему сегодняшнего занятия.

- Что нового узнали на уроке? В каких вышивках часто применяется техника болгарский (двойной) крестик?





Технологическая карта вышивания болгарского (двойного)крестика

Материалы и инструменты: пяльца, нитки мулине, игла с тупым кончиком и длинным ушком, ножницы.

п/п

Графическое изображение

(этапы вышивания)

Технология вышивания (последовательность выполнения операций)

1.

http://s56.radikal.ru/i151/0811/72/0f07f9826d00.jpg

Сделать прокол в нижнем левом углу и протянуь нитку в верхний правый угол, после чего вывести иголку на изнаночную сторону.




2.

http://i052.radikal.ru/0811/34/bb32f6051ea5.jpg


Сделать прокол в нижнем правом углу и протянуть нитку в верхний левый угол, после чего вывести иглу на изнаночную сторону.




3.

http://s44.radikal.ru/i103/0811/9e/ba95d1381450.jpg

Найти середину между верхними углами, сделать прокол и проложить прямой стежок вниз.Найти середину между левым нижним и левым верхним углами, в полученной точке сделать прокол и проложить прямой стежок вправо поверх вышитого креста.


4.

http://s56.radikal.ru/i154/0811/27/6b0ced4c38f9.jpg

Все очень просто! А крестик получается необычным и красивым, похожим на снежинку Следим за тем, чтобы как и при выполнении обычного креста, верхние стежки были в одном направлении!






















































Творческое занятие: "Разновидности вышивки. Болгарский крест."
  • Технология
Описание:



Тема занятия: разновидности вышивки. Болгарский крест.

 

Цель занятия: Разработка технологии вышивания болгарского (двойного) крестика с применением  технологической карты и созданием проблемной ситуации.

 

Задачи:

Обучающие:

- создать и решить  проблемную ситуацию в вышивании болгарского (двойного) креста;

- обучить приёмам вышивки болгарского (двойного) крестика;

 - учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с - тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающие:

- развивать творческую активность; мелкую моторику рук;

- развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца;

- развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.

Воспитательные:

- воспитывать этику общения при совместной деятельности;  

- воспитание  эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства;

- воспитание художественного вкуса;                                                                      

- привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.

Оборудование: пяльца, нитки мулине, игла с тупым кончиком и длинным ушком, ножницы, технологическая карта.

 

Ход занятия.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

время

Организационный

Приветствие, отметка отсутствующих, готовности к занятию. Настрой на работу.

Приветствие педагога, подготовка к работе на занятии.

1-2 мин.

Объяснение нового материала

Актуализация знаний. Создание проблемы для учащихся и способы решения.

Анализ и оценка, усвоение основных теоретических  знаний по теме занятия.

Запись темы занятия и основных терминов в тетрадях

5мин.

Практическая работа

Вводный инструктаж. Повторение техники безопасности при работе  иглой и ножницами.

Текущий инструктаж.

 

Повторение правил техники безопасности при работе ручными инструментами.

Выполнение практической работы «Болгарский крест» по технологической карте

30 мин.

Пауза

Демонстрация оздоровительных упражнений для снятия усталости глаз.

Выполнение оздоровительных упражнений.

1 мин.

Практическая работа

)Продолжение)

Выполнение практической работы

30 мин.

Подведение итогов

Подведение итогов урока, анализ результатов, демонстрация работ учащихся

Анализ и обсуждение работ.

 

5-7 мин.

 

1.       Оргмомент.

Добрый день, дорогие дети!  Сегодня у нас с вами необычное занятие.  Сегодня на занятии мы попробуем решить с вами небольшую проблему в вышивании. Но прежде чем приступить к работе, мы должны посмотреть на свое рабочее место и выяснить, все ли у нас на месте, ничего мы не забыли. Послушайте загадки:

1.У тети Моти Всегда в почете – Штучка – одноручка, Носочек стальной, А хвостик льняной. (игла с ниткой)

2.Инструмент бывалый – Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет и стрижет. (ножницы)

3.На стебле белеют чашки, В них и нитки и рубашки. (хлопок) На одной яме – Сто ям с ямой. (наперсток)

4.Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки.(утюг)

5.У тети Моти Всегда в работе

Пять братьев,Годами равные, Ростом разные (пальцы)

 

2.      Объяснение нового материала.

 

Дети, мы с вами уже научились как закреплять нить на канве безузелковым способом, мы освоили технологию выполнения простого крестика, а сегодня мы попробуем  наш крестик немного модернизировать, то есть усложнить. Перед вами простой одинарный крестик, вышитый в два сложения нити. Первое, что мы с вами сделаем, попробуем наш крестик расширить на одну клеточку вправо. Что мы получали? (наш крестик расширился)

 

 

 

А теперь, попробуйте сами видоизменить расширенный крестик. Какие у вас предложения? (Крестик можно удленнить на одну клетку вниз, получаем удлиненный крестик).

 

 

 

Какие еще у вас существуют предложения по модернизации расширенного, удлиненного крестика? (Можно  попробовать  посередине нашего расширенного удлиненного креста вышить строчку.  Получаем удлиненный крестик со строчкой)

 

 

 

Еще есть какие-нибудь предложения как можно видоизменить крестик? (Можно вышить еще и вертикальную строчку посредине получившегося расширенного  удлиненного крестика со строчкой, у нас получился крестик, похожий на букву Ж).

 

 

 

Да, дети, этот крестик действительно похож на букву Ж и называется он болгарским или двойным крестиком. Выполняется четырьмя стежками: двумя диагональными и двумя взаимно перпендикулярными в один прием. Сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки. Применяется болгарский крест в вышивке салфеток, подушек, панно, ковров, дорожек. Встречается в народных вышивках, дополняя узоры, вышитые мелким косым крестом.

 

3.      Практическая работа.

 

Но прежде чем приступить к выполнению вышивки, повторим правила ТБ: Инструктаж по технике безопасности.

1.  Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.

2.  Следить, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить. Кроме того, при падении у ножниц портятся лезвия.

3.   Передавать ножницы кольцами вперед, сомкнув их лезвия.

4.  Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.

5.  Не шить ржавой иглой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней ржавчину и, кроме того, может сломаться.

6.  Во время работы не вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или другие предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

7.  Не перекусывать нитку зубами - можно поранить губы и испортить эмаль.

8.  Иголки хранить в игольнице или подушечке. Булавки в коробочке с крышкой.

9. Кусочки сломанной иглы не бросать, а собрать и сдать преподавателю.

10. Знать количество иголок и булавок, взятых для работы. После окончания работы проверить их количество.

 

4. Пауза.  «Веселая неделька» гимнастика для глаз   Понедельник

Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Вторник

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Среда

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

Четверг

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

Пятница

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Суббота

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

Воскресенье

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

 

4.       Практическая работа (продолжение).

 

Перед вами на столах лежит технологическая карта вышивания болгарского (двойного крестика).  Вышивать мы будем в четыре сложения, запяливаем канву в пяльца, вставляем нить в иглу и на примере технологической карты учимся вышивать.

 

5.       Подведение итогов

 

- Подведение итогов занятия, анализ результатов, демонстрация работ учащихся.

 

  Заключительная часть.

               - Давайте вспомним  тему сегодняшнего занятия.

- Что нового узнали на уроке? В каких вышивках часто применяется техника болгарский (двойной) крестик?

 

 

 

 

Технологическая карта вышивания болгарского (двойного)крестика

Материалы и инструменты:  пяльца, нитки мулине, игла с тупым кончиком и длинным ушком, ножницы.

№ п/п

Графическое изображение

(этапы вышивания)

Технология вышивания (последовательность выполнения операций)

1.

 

Сделать прокол в нижнем левом углу и протянуь нитку в верхний правый угол, после чего вывести иголку на изнаночную сторону.

 

 

 

2.

 

 

Сделать прокол в нижнем правом углу и протянуть нитку в верхний левый угол, после чего вывести иглу на изнаночную сторону.

 

 

3.

 

Найти середину между верхними углами, сделать прокол и проложить прямой стежок вниз.Найти середину между левым нижним и левым верхним углами, в полученной точке сделать прокол и проложить прямой стежок вправо поверх вышитого креста.

 

4.

 

Все очень просто! А крестик получается необычным и красивым, похожим на снежинку Следим за тем, чтобы как и при выполнении обычного креста, верхние стежки были в одном направлении!

 

Автор Мухина Ольга Викторовна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 599
Номер материала 20022
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓