Творческое сочинение
«учитель – это образ жизни!»
(Посвящаю
памяти моей мамы)
Тот,
кто стал учителем, поймёт,
Какое
счастье – быть полезным людям…
И. Куприн.
Говорят, дар учить передаётся по
наследству. Из учительской семьи, которая уже в третьем поколении сеет
разумное, доброе, вечное,- вышла и я.
В
семье была династия –
Быть
педагогом – счастье!
Бабушка
детей учила,
В
маме сей талант открыла.
(Т. Комягина)
С самого раннего детства я видела
отношение мамы и бабушки к своей профессии, влюблённость в свой предмет. И мне
тогда казалось, что быть педагогом – это действительно огромное счастье!
Вспоминаю свои детские годы: я, семилетняя девочка, прихожу из школы домой,
рассаживаю на диване свои любимые игрушки и начинаю урок…
И вот я уже сама школьница. После
уроков в начальной школе меня встречают мамины ученики, и я иду к ней на урок.
Затаив дыхание, жадно внимаю, как она объясняет материал, как мягко, но
настойчиво она по несколько раз повторяет ключевые слова, как её жесты
завораживают учеников, как мне и самой хочется ответить на все её вопросы… Как
мне нравится мамина работа!
В то время мы жили в общежитии, в
маленькой комнатке. Я видела, как маме было тяжело, как до глубокой ночи она
проверяла тетради и писала конспекты уроков. Но она никогда не унывала, и мне
так хотелось быть похожей на неё. Каждый день она с улыбкой входила в класс и
начинала урок. Повзрослев, ко мне пришло осознание, что работа для неё – это
не только профессия, но и образ жизни!
После окончания школы вопрос «кем
быть?» для меня уже был очевиден. Конечно же, педагогом! Я пошла по стопам мамы
– филолога, которая с детства прививала мне любовь к языку, учила понимать и
чувствовать красоту родного слова. Именно она стала моим главным кумиром в
профессии и самым мудрым наставником.
Скоротечна
жизнь. Летели быстро юности года.
Окончанье
универа - в жизни новая пора.
По
душе себе работу очень скоро я нашла.
С
механическим колледжем крепко связана судьба.
(Т. Комягина)
Я выбрала свою профессию по велению
сердца, и с каждым днём всё больше убеждаюсь в правоте слов В. Ключевского:
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь и тех, кому
преподаёшь».
Желание соединить любовь к творчеству
с любовью к своим воспитанникам стало основой моего педагогического кредо.
За время своей педагогической
деятельности я поняла, что не только знания, прочные и крепкие определяют
уровень развития будущего специалиста. Важно учитывать и то, какими способами
они получены. Знания прочны только тогда, когда востребованы жизнью, когда
каждый студент ясно и чётко представляет себе свою роль в процессе познания.
Чтобы достичь этой цели, нужно научить ребят учиться, заинтересовать их,
увлечь. А для этого необходимо использовать на уроках современные педагогические
технологии развивающего обучения.
Являясь преподавателем
социально-гуманитарных дисциплин, на своих уроках я использую
личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. Уроки-путешествия,
уроки-экскурсии, уроки-исследования, уроки-проекты позволяют преподнести даже
самый скучный материал легко, непринуждённо и сделать заинтересованным
участником интеграционного процесса каждого студента.
Именно с этой целью мною была
разработана и успешно внедрена педагогическая модель «Интеграционное трио». Данная
модель представляет собой организацию учебно-воспитательной деятельности как
единую, целостную, упорядоченную систему, способствующую всестороннему развитию
и личности и студенческого коллектива в целом.
Совмещаю
я легко
В
интеграции три «О»:
Обученье,
вОспитанье
И
само Образованье.
(Т. Комягина)
Схема
1. Педагогическая модель «Интеграционное трио».
Образование, обучение, воспитание
являются важными аспектами изучения специалистов в области педагогики.
Реальность такова, что сегодня возникла необходимость рассматривать эти
важнейшие понятия не обособленно друг от друга, а в их непосредственной
взаимосвязи. Именно интеграция обучения и воспитания позволяет создавать новые
методики и технологии при работе с молодёжью. Одним из наиболее эффективных
методов обучения, на мой взгляд, является проектное обучение студентов, т.е.
оригинальная практико-ориентированная самостоятельная работа интегративного,
синергетического и творческого содержания, позволяющая решать конкретные
учебно-воспитательные задачи и соответствующая интересам, склонностям и потребностям
обучаемых.
Технологией
проектной
Я
владею лучше всех.
С
синергетикой предметной
Ждёт
меня всегда успех.
(Т. Комягина)
Основным принципом такого обучения
является принцип объектной интеграции – обучение и воспитание через целесообразную
деятельность студентов в приобретении определённых знаний, которые могут и
должны пригодиться им в жизни.
Модель «Интеграционное трио» призвана
решить эту важнейшую педагогическую задачу. Являясь непрерывным процессом
взаимодействия трёх основных компонентов учебно-воспитательного процесса,
данная модель позволяет не только повысить качество обучения, но и развить
творческое мышление студентов, сформировать мотивацию к приобретению основных
значимых компетенций.
Разберём действие модели «Интеграционное
трио» на примере одного из уроков литературы. Современная молодёжь, к
сожалению, читает мало, а к поэтическому творчеству, как правило, относится
скептически. Передо мной стояла непростая задача: как помочь моим студентам,
изучая жизнь и творчество А.А. Фета, увидеть своеобразие его сложной
многогранной личности и увлечь их в прекрасный мир чарующих поэтических строк.
Принимаю решение совершить вместе с ребятами исследовательское путешествие в
мир поэзии и чувств А. Фета.
Первым этапом исследования становятся
эпизоды биографии поэта, которые помогут нам понять сложность и неординарность
его личности, помогут осознать, какие факторы повлияли на его становление как
поэта. Выявление противоречий в жизни и творчестве Фета подводят нас ко второму
этапу – исследованию взаимосвязи лирики поэта с музыкой и живописью. Направляю
мысли студентов в русло самостоятельного поиска.
И вдруг ребята с удивлением
обнаруживают, что в стихах Фета, словно на полотне художника-импрессиониста,
отчётливо проступает яркая палитра красок. А ритмика его поэтических строк
легка, изящна и музыкальна. Вслушиваясь в заключительные аккорды романса «Сияла
ночь…», подходим к третьему этапу исследования – моделированию художественного
пространства поэзии и чувств А. Фета. Для этого составляем картограмму на
понравившееся стихотворение поэта. В картограмме выделяем входные данные
(автор, название стихотворения, год написания, основные действующие лица,
хронотоп) и выходные данные (идейно-тематический, сюжетно-композиционный,
ритмико-интонационный, знаковый и ассоциативный уровни стихотворения).
Итак, все этапы исследования успешно
пройдены, а знания и навыки целесообразно применены на практике. Значит, модель
«Интеграционное трио» в очередной раз позволила повысить качество обучения и
уровень сознательной познавательной активности студентов.
Результаты применения модели
«Интеграционное трио» видны на диаграмме.
Диаграмма 1. Мониторинг овладения
учащимися основными компетенциями по дисциплинам социально-гуманитарного цикла.
|
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
средний балл
|
3,5
|
3,8
|
4
|
Душа
подростка сродни музыкальному инструменту. Как к нему прикоснёшься, так он и
зазвучит. Моя задача суметь затронуть струны души каждого учащегося, чтобы в
сольном исполнении новым аккордом зазвучала индивидуальность каждого моего
студента. Это непросто, но я думаю, что мне это удаётся. Ребята с огромным
удовольствием идут на мои уроки, увлечённо дискутируют на парах, пробуют свои силы
на поэтическом поприще.
Как
один, мои студенты
Рифмы
заплетают в ленты.
Знают
темы на зубок,
Уж
давно звенит звонок,-
Всё
идут живые споры,
О
героях разговоры:
Был
ли в тексте прототип
Или
выдуманный тип;
В
чём черпалось вдохновенье,
Где
«подводное теченье»;
Что
важней: война иль мир?
О
чём пишет Кантемир?
Кем
писались эпиграммы?
Как
составить картограммы…
Всё
волнует юный ум –
Как
сказал бы Дэвид Юм.
(Т. Комягина)
Я.
Коменский сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду,
с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого
существа. Учитель в моём понимании – это творец. Все знают, как сложна
профессия ювелира, как непросто наносить грани на алмаз.
А
ведь преподаватель – это тот же ювелир, в руках которого бесценное сокровище –
хрупкая и ранимая душа подростка. Объединяет эти профессии результат работы: у
ювелира многогранный сверкающий камень, а у преподавателя – гармоничная,
всесторонне развитая личность.
Наш
мир – это многотомное собрание сочинений, а каждый урок – это стремление
открыть всё новые захватывающие страницы. Каждый день я делюсь со своими
студентами знаниями, накопленным жизненным опытом. Вместе с ними учусь видеть сложное
в простом и удивительное в заурядном.
Для
меня моя профессия – это сама жизнь во всех её проявлениях. Быть преподавателем
– это огромная ответственность, но и великое счастье. А ещё это подобно
маленькому волшебству, когда тебе удаётся подобрать ключик к шкатулочке с
секретом и отыскать подход даже к самому трудному подростку! И здесь мало быть
просто преподавателем гуманитарных или технических дисциплин, нужно жить этой
яркой, интересной, творческой реальностью ежесекундно. Ведь учитель – это не
только и не столько профессия, сколько, несомненно, образ жизни, выбранный по
велению сердца!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.