Главная / Биология / Творческое эссе "Моя педагогическая философия"

Творческое эссе "Моя педагогическая философия"

Творческое эссе "Моя педагогическая философия"

Халиуллина Альфия Абдулловна.
учитель биологии и химии

МБОУ «Нижнеураспугинская ООШ ЗМР РТ»
2015 г.


«Трудно живётся и будет ещё труднее тем людям, которые не научились делать выбор», – пишет Анатолий Гин, автор книги «Приёмы педагогической техники».
К профессии учителя я пришла через долгие годы. Вначале я работала главным бухгалтером в колхозе. Работу свою любила. Но все же мечта детства брала верх; я решила поменять свою профессию. Поступила в КГПИ на факультет биологии. Получив диплом, устроилась в Нижнеураспугинскую СОШ учителем биологии и химии. Теперь у меня 17 лет учительского стажа. Т. Шаш, американский психиатр, сказал: «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». К сказанному им присоединяюсь. По опыту знаю, что за свой авторитет, за моральное право быть наставником молодых, пользоваться их неограниченным доверием учитель платит большую цену: его сердце должно воспринять и вместить проблемы учеников как свои собственные, «болеть» о благополучии чужих детей как своих, родных. Я убеждена: от учителя, от уровня его знаний, компетентности, эрудиции, нравственных качеств зависит, интересен он ребёнку или его просто терпят.
Истинная педагогика требует от нас самосовершенствования, а личный пример учителя – вот путеводная звезда для детей в сложном меняющемся мире.
Моя педагогическая практика помогла сформулировать основные положения моей профессиональной философии:

– достижение партнёрского типа взаимоотношений между учителем и учениками в учебном процессе;
– осуществление учения через процесс диалога учителя и ученика (обсуждение совпадающих и несовпадающих позиций), способствующий рождению и развитию общей мысли;

– создание творческих ситуаций для развития у учащихся положительной мотивации к обучению, активности, умений самостоятельно добывать знания;

– создание атмосферы конструктивного сотрудничества, с учётом всех оттенков, тонкостей человеческих отношений.
Суть изложенного можно передать ёмкими словами восточной мудрости: «Покажи мне, - и я увижу; расскажи мне,- и я услышу; вовлеки меня, - и я научусь».

Что бы я хотела увидеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Если это у моих ребятишек получается – я счастлива

Мне кажется, что не каждый человек способен быть хорошим учителем именно в таком понимании этого слова. Ведь помимо того, что преподаватель должен любить и уважать каждого ребенка, каким бы он не был, он еще должен быть мастером своего дела. Ведь можно удивиться, каким безграничным нам кажется мир учителя. Настоящий учитель должен знать ответ на любой вопрос, который бы ни спросил у него ребенок. 
Мы, учителя, обязаны учить культуре. Самой подлинной, самой утончённой. Мы обязаны в то же время сами учиться культуре. Так уж распорядилась жизнь. Это диалектика: учишь – учись. Быть культурным – это не значит накопить в процессе образования запас цифр, имён, дат – словом, разнообразной и бесспорно нужной информации. Этого – мало. Быть культурным – значит постоянно и непрерывно совершенствовать, улучшать себя во многих отношениях. Роль воспитанности при этом, пожалуй, не меньше, чем роль образованности.
Обучая биологии и химии, всегда помню и о том, что я, прежде всего, воспитатель, а значит в ответе за юные души тех, с кем пересеклись наши жизненные пути. Ибо «… учитель – это творец, это первый сеятель добра и справедливости». В своей работе я стремлюсь сформировать у учеников представление о счастье, долге, смысле жизни, а также интересы, взгляды, убеждения, которые станут основой поведения в обществе, готовлю их к тому, чтобы в дальнейшей жизни они смогли пережить славу (если она придёт), а также неудачу или беду (если уж они случатся).
Коренные вопросы нации «Кто в этом виноват?» и «Что делать?» надо ставить и решать без промедления. Государство вряд ли сможет быстро и легко решить эту сложную проблему. Но государство может и должно вкладывать в образование – это очевидно. А пока что делать учителю? Хочется сформулировать ответ лирическим и возвышенным слогом, ибо говорить об этом бесстрастно, рассудочно, без волнения я не могу: «Распахнуть душу детям! Гореть огнём жертвенной любви к ним! Продолжать нелёгкую битву за душу юного человека!» Только тогда известные слова классика русской поэзии обретут утраченный смысл:


… учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени.


Отношение общества к профессии «учитель» переживает, на мой взгляд, далеко не лучшие времена: самый больной вопрос, конечно, это сдача ЕГЭ. Ученик обучается в школе 11 лет. Если ЕГЭ не сдаст, ему выдается только сертификат. А надо ли это? Ученик обучался в школе, пусть получит аттестат с несчастной тройкой, а результаты ЕГЭ пусть выдаются отдельно, независимо от аттестата. У ребенка может ломаться вся жизнь, судьба. Причины плохой сдачи ЕГЭ могут быть различные; объективные и субъективные. Сколько суицидов по этому поводу!!!

Я, конечно, вернула бы старую систему образования; ставить двойки, кто учится неудовлетворительно, оставлять на следующий год. И не было бы никаких проблем по сдаче ЕГЭ. Да, теперь говорят, если двойка, значит учитель ставит двойку себе. А так ли это? Я, тоже несторонник двоек, но видишь, когда ребенок совсем не занимается, почему бы не ставить двойку. Теперь он знает; все равно ему двойку не поставят, можно и не учиться. Таким образом вырабатывается равнодушие.

Наверное, я изменила бы и форму поступления в вузы. Необходимо, чтобы оно было более свободным, законным и доступным. И, безусловно, в нашей стране нужно уменьшить плату за обучение. Потому что большая часть родителей просто не в состоянии платить за учебу.

Издавна на Руси среди предметов домашнего обучения молодых дворян особое место занимали музыка, танцы, а правилом хорошего тона считалось участие детей в домашних театральных постановках. Действительно, нет в сельских школах специалистов по искусству. А почему бы нельзя привлечь в деревню специалистов, обучать детей музыке, играть на различных инструментах, хотя бы один раз в неделю? Сколько талантливых детей пропадают в деревнях. Пользу от этого нововведения ощутили бы все стороны процесса.

Итак, продолжим. В унисон сказанному добавлю вот еще что. Чтобы дети великой России, ощутили себя таковыми, еще в школьные годы мы должны увидеть масштабы своей страны, а для этого дети должны отправляться в путешествие, по городам и высям, по историческим и литературным местам. И тогда они никогда не станут не помнящими родства. И тогда не нужно будет ломать головы взрослым дядям и тетям в поисках национальной идеи. Хорошо было бы, если государство организовало бы поездки по достопримечательным местам России.

Государство не должно экономить на детях. Я бы попросила внести совершенно бесплатное трехразовое питание в школе, в меню которого входили бы калорийные продукты, фрукты, так необходимые растущему организму. Тогда не будет сухих и страшных цифр статистики, что восемьдесят процентов школьников страдают хроническими заболеваниями.

И еще, школьники должны иметь возможность, как и студенты, получать вознаграждение за доброкачественный труд, то есть стипендию. Я думаю, это также позволит сгладить приметы социального неравенства за школьной партой. Да и вообще, как же такая богатая недрами страна не заботится о рациональном вложении капитала в свое будущее, то есть в детей. Есть страны, где на каждого родившегося ребенка открывается счет, куда перечисляются средства, положенные ребенку от вырученных нефтедолларов. Когда ребенок вырастет, он может потратить их на свое образование.

А так хотелось бы, чтобы наша сельская школа не уступала бы ни в чем городской. А ведь ив нашей школе работают замечательные, грамотные учителя. И наши результаты тоже неплохие. Часто по телевизору я вижу идеальные школы, где дети имеют все необходимое, чтобы ощутить себя счастливыми. Школа на селе не должна ничем отличаться от городской!

И последнее, о чем бы хотелось бы вспомнить. Самая ключевая фигура в школе - учитель. Все, что рядом с ним,- современные средства обучения, замечательные аудитории, прекрасные здания - должны быть лишь приложением. Профессия учителя, по-моему, самая трогательная и самая сложная: человек отдает все силы, всю душу, чтобы научить детей не только какому-то предмету, а научить жить честно, добросовестно, порядочно. Нет дела сложнее, чем учить быть человеком. И при этом как же скромно живут учителя, ничего большего и не требуя. Мы все прошли через их руки, их легко обидеть.

Ну, пожалуй, и все, что я хотела бы изменить в наших школах. Если кого-то заинтересуют мои размышления, я готова продолжить разговор.


3


Творческое эссе "Моя педагогическая философия"
  • Биология
Описание:

Творческое эссе "Моя педагогическая философия"

Халиуллина Альфия Абдулловна.
учитель биологии и химии

МБОУ «Нижнеураспугинская ООШ ЗМР РТ»
2015 г.


        «Трудно живётся и будет ещё труднее тем людям, которые не научились делать выбор», – пишет Анатолий Гин, автор книги «Приёмы педагогической техники».
   К профессии учителя я пришла через долгие годы. Вначале я работала главным бухгалтером в колхозе. Работу свою любила. Но все же мечта детства брала верх; я решила поменять свою профессию. Поступила в КГПИ на факультет биологии. Получив диплом, устроилась в Нижнеураспугинскую СОШ учителем биологии и химии. Теперь у меня 17 лет учительского стажа. Т. Шаш, американский психиатр, сказал: «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». К сказанному им присоединяюсь. По опыту знаю, что за свой авторитет, за моральное право быть наставником молодых, пользоваться их неограниченным доверием учитель платит большую цену: его сердце должно воспринять и вместить проблемы учеников как свои собственные, «болеть» о благополучии чужих детей как своих, родных. Я убеждена: от учителя, от уровня его знаний, компетентности, эрудиции, нравственных качеств зависит, интересен он ребёнку или его просто терпят.
     Истинная педагогика требует от нас самосовершенствования, а личный пример учителя – вот путеводная звезда для детей в сложном меняющемся мире.
   Моя педагогическая практика помогла сформулировать основные положения моей профессиональной философии:

– достижение партнёрского типа взаимоотношений между учителем и учениками в учебном процессе;
– осуществление учения через процесс диалога учителя и ученика (обсуждение совпадающих и несовпадающих позиций), способствующий рождению и развитию общей мысли;

 – создание творческих ситуаций для развития у учащихся положительной мотивации к обучению, активности, умений самостоятельно добывать знания;

 – создание атмосферы конструктивного сотрудничества, с учётом всех оттенков, тонкостей человеческих отношений.
     Суть изложенного можно передать ёмкими словами восточной мудрости: «Покажи мне, - и я увижу; расскажи мне,- и я услышу; вовлеки меня, -  и я научусь».

Что бы я хотела увидеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств.   Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Если это у моих ребятишек получается – я счастлива

Мне кажется, что не каждый человек способен быть хорошим учителем именно в таком понимании этого слова. Ведь помимо того, что преподаватель должен любить и уважать каждого ребенка, каким бы он не был, он еще должен быть мастером своего дела. Ведь можно удивиться, каким безграничным нам кажется мир учителя. Настоящий учитель должен знать ответ на любой вопрос, который бы ни спросил у него ребенок. 
     Мы, учителя, обязаны учить культуре. Самой подлинной, самой утончённой. Мы обязаны в то же время сами учиться культуре. Так уж распорядилась жизнь. Это диалектика: учишь – учись.  Быть культурным – это не значит накопить в процессе образования запас цифр, имён, дат – словом, разнообразной и бесспорно нужной информации. Этого – мало. Быть культурным – значит постоянно и непрерывно совершенствовать, улучшать себя во многих отношениях. Роль воспитанности при этом, пожалуй, не меньше, чем роль образованности.
      Обучая биологии и химии, всегда помню и о том, что я, прежде всего, воспитатель, а значит в ответе за юные души тех, с кем пересеклись наши жизненные пути. Ибо «… учитель – это творец, это первый сеятель добра и справедливости». В своей работе я стремлюсь сформировать у учеников представление о счастье, долге, смысле жизни, а также интересы, взгляды, убеждения, которые станут основой поведения в обществе, готовлю их к тому, чтобы в дальнейшей жизни они смогли пережить славу (если она придёт), а также неудачу или беду (если уж они случатся).
       Коренные вопросы нации «Кто в этом виноват?» и «Что делать?» надо ставить и решать без промедления. Государство вряд ли сможет быстро и легко решить эту сложную проблему. Но государство может и должно вкладывать в образование – это очевидно. А пока что делать учителю? Хочется сформулировать ответ лирическим и возвышенным слогом, ибо говорить об этом бесстрастно, рассудочно, без волнения я не могу: «Распахнуть душу детям! Гореть огнём жертвенной любви к ним! Продолжать нелёгкую битву за душу юного человека!» Только тогда известные слова классика русской поэзии обретут утраченный смысл:


… учитель! Перед именем твоим  
Позволь смиренно преклонить колени.

 

       Отношение общества к профессии «учитель» переживает, на мой взгляд, далеко не лучшие времена: самый больной вопрос, конечно, это сдача  ЕГЭ. Ученик обучается в школе 11 лет. Если ЕГЭ не сдаст, ему выдается только сертификат. А надо ли это? Ученик обучался в школе, пусть получит аттестат с несчастной тройкой, а результаты ЕГЭ пусть выдаются отдельно, независимо от аттестата. У ребенка может ломаться вся жизнь, судьба. Причины плохой сдачи ЕГЭ могут быть различные; объективные и субъективные. Сколько суицидов по этому поводу!!!

     Я, конечно, вернула бы старую систему образования; ставить двойки, кто учится неудовлетворительно, оставлять на следующий год. И не было бы никаких проблем по сдаче ЕГЭ. Да, теперь говорят, если двойка, значит учитель ставит двойку себе. А так ли это? Я, тоже несторонник  двоек, но видишь, когда ребенок совсем не занимается, почему бы не ставить двойку. Теперь он знает; все равно ему двойку не поставят, можно и не учиться. Таким образом вырабатывается равнодушие.

      Наверное, я изменила бы и форму поступления в вузы. Необходимо, чтобы оно было более свободным, законным и доступным. И, безусловно, в нашей стране нужно уменьшить плату за обучение. Потому что большая часть родителей просто не в состоянии платить за учебу.

    Издавна на Руси среди предметов домашнего обучения молодых дворян особое место занимали музыка, танцы, а правилом хорошего тона считалось участие детей в домашних театральных постановках. Действительно, нет в сельских школах специалистов по искусству. А почему бы  нельзя привлечь  в деревню специалистов, обучать детей музыке, играть на различных инструментах, хотя бы один раз в неделю? Сколько талантливых детей пропадают в деревнях. Пользу от этого нововведения ощутили бы все стороны процесса.

  Итак, продолжим. В унисон сказанному добавлю вот еще что. Чтобы  дети великой России, ощутили себя таковыми, еще в школьные годы мы должны увидеть масштабы своей страны, а для этого  дети должны отправляться в путешествие,  по городам и высям, по историческим и литературным местам. И тогда они никогда не станут не помнящими родства. И тогда не нужно будет ломать головы взрослым дядям и тетям в поисках национальной идеи. Хорошо было бы, если государство организовало бы поездки по достопримечательным местам России.

      Государство не должно экономить на детях. Я бы попросила  внести совершенно бесплатное трехразовое питание в школе, в меню которого входили бы калорийные продукты, фрукты, так необходимые растущему организму. Тогда не будет сухих и страшных цифр статистики, что восемьдесят процентов школьников страдают хроническими заболеваниями.

    И еще, школьники должны иметь возможность, как и студенты, получать вознаграждение за доброкачественный труд, то есть стипендию. Я думаю, это также позволит сгладить приметы социального неравенства за школьной партой. Да и вообще, как же такая богатая недрами страна не заботится о рациональном вложении капитала в свое будущее, то есть в детей. Есть страны, где на каждого родившегося ребенка открывается счет, куда перечисляются средства, положенные ребенку от вырученных нефтедолларов. Когда ребенок вырастет, он может потратить их на свое образование.

  А так хотелось бы, чтобы наша сельская школа не уступала бы ни в чем городской. А ведь ив нашей школе работают замечательные, грамотные  учителя. И наши результаты тоже неплохие. Часто по телевизору я вижу идеальные школы, где дети имеют все необходимое, чтобы ощутить себя счастливыми. Школа на селе не должна ничем отличаться от городской!

    И последнее, о чем бы хотелось бы вспомнить.  Самая ключевая фигура в школе - учитель. Все, что рядом с ним,- современные средства обучения, замечательные аудитории, прекрасные здания - должны быть лишь приложением. Профессия учителя, по-моему, самая трогательная и самая сложная: человек отдает все силы, всю душу, чтобы научить детей не только какому-то предмету, а научить  жить честно, добросовестно, порядочно. Нет дела сложнее, чем учить быть человеком. И при этом как же скромно живут учителя, ничего большего и не требуя. Мы все прошли через их руки, их легко обидеть.

  Ну, пожалуй, и все, что я хотела бы изменить в наших  школах. Если кого-то заинтересуют мои размышления, я готова продолжить разговор.  

 

 

Автор Халиуллина Альфия Абдулловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 668
Номер материала 22454
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓