Главная / Технология / Творческий проект "Театр Петрушки"

Творческий проект "Театр Петрушки"

Паспорт проекта


I. Название проекта

Творческий проект «Театр Петрушки»

Руководитель

Самусева Елена Николаевна

Консультант(ы)

Родители

Состав и возраст проектной группы

Групповой, парный, индивидуальный 9-10 лет (3 класс)

Состав проектных групп

-1 группа - «История «Театр Петрушки»» - 4 чел.

-2 группа - «Герои «Театр Петрушки»» - 3 чел.

-3 группа - «Сценарий «Театр Петрушки»» - 3 чел.

-4 группа-«Оформление орнаментом ширмы «Театр Петрушки»» 5чел.

Продолжительность проекта

Краткосрочный (3 недели)

Типология проекта

Творческий проект

Межпредметный проект

Информационный

Поисковый

По отношению к предметной урочной системе: урочно - внеурочный

Региональный

Внутришкольный

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа

Изобразительное искусство

Технология

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Литературное чтение, изобразительное искусство и технология

Актуальность

Обоснование выбора темы

«Театр Петрушки» - уникальное явление в русской традиционной культуре, но оказалось, что среди моих учеников никто о такой традиции не знает.

Изучая материалы, я познакомилась с работами Александра Грефа, создателя театра «Бродячий вертеп» в Москве.

Театр работает в традициях старинных бродячих артистов. В репертуаре этого театра спектакли «Петрушка» и «Рождественский вертеп».

Я решила, что смогу изучить и реконструировать, с помощью моих учеников, это фольклорное представление, которое со временем мы сможем показать широкому кругу зрителей

Цель проекта

Изучение традиционного кукольного театра Петрушки.

Изготовление домашнего театра Петрушки.

Задачи проекта

Предметные

  • Изучить историю театра Петрушки.

  • Изготовить домашний театр Петрушки:

а) ширму

б) куклу Петрушку (в технике аппликация)

  • Научить разыгрывать с помощью изготовленной куклы Петрушка различные жанровые сценки.

Метапредметные

1. Познавательные УУД:

  • - учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

  • -учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы

  • - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона

2. Регулятивные УУД:

  • - учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий

Личностные

  • - формировать положительное отношение к процессу обучения;

  • - формировать интерес к учебному материалу;

  • - формирование адекватной самооценки;

  • - проявлять интерес к историческим традициям России.

Вопросы проекта

1 группа - «История «Театр Петрушки»»

- Что такое театр? Кто такой Петрушка? Как он выглядит? Что такое пищик? Почему Петрушка был и остаётся любимым героем кукольного представления?

2 группа - «Герои «Театр Петрушки»»

- Назовите героев петрушечного театра? Их образ и характер?

4 группа-«Оформление орнаментом ширмы «Театр Петрушки»»

- Какие бывают ширмы петрушечников? Конструкция ширмы?

II. Этапы


План работы над проектом:

Подготовительный этап

Сбор информации и самостоятельные исследования

1 группа - «История «Театр Петрушки»»

Находят информацию о кукольном «Театре Петрушка», что принадлежит к русской традиционной культуре. Оформляют презентацию.

2 группа - «Герои «Театр Петрушки»»

Находят информацию о героях петрушечного театра, их образ и характер. Находят пословицы, поговорки о петрушке.

3 группа - «Сценарий «Театр Петрушки»»

Находят сюжеты пьес петрушечного театра с участием главного героя.

4 группа-«Оформление орнаментом ширмы «Театр Петрушки»»

Находят и прорисовывают варианты оформления и дизайн петрушечной ширмы для домашнего театра одного героя, конусной формы.

Защита проекта

Презентация проекта представлена на открытом уроке и мастер-класс на практико-ориентированном семинаре в рамках курсов повышения квалификации для учителей Ленинградской области, администрации школы и родителей класса.

Все группы – представляют презентацию, созданную в ходе проекта.

Предполагаемые продукты проекта:

-Презентация «Театр Петрушки»

-Презентация «Изготовление домашнего театра Петрушки»

-Кукла Петрушки и ширма домашнего театра одного героя

-Выступление на открытом уроке для администрации и учителей школы.

-Выступление на открытом уроке и мастер-класс на практико-ориентированном семинаре в рамках курсов повышения квалификации для учителей Ленинградской области, администрации школы и родителей класса.

Презентация

Форма проведения презентации:

-Открытый урок и мастер-класс на практико-ориентированном семинаре в рамках курсов повышения квалификации для учителей Ленинградской области, администрации и учителей школы, родителей класса.

Критерии оценивания проекта

1. Содержательность, логичность, последовательность изложения материала в работе в соответствии с темой и задачами проекта.

2. Логичность представления материала в презентации, её оформление, эмоциональность, логичность и краткость речи выступающего.

Портфолио проекта

На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, с ледяными горками (слайд 5,6).

hello_html_m7c4f41d9.pnghello_html_mbbf58f6.png

Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых и детей. А ещё его героя звали Петром Ивановичем Уксусовым, Ванькой Рататуем (слайд 7).

hello_html_946f63d.png

Петрушка изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой или бубенцом; традиционно Петрушка — это перчаточная кукла (кукла-перчатка) (слайд 8).

hello_html_4d6badd0.png

Петрушечная комедия была очень популярна и чрезвычайно широко распространена с конца XVIII века. Петрушечники выступали на ярмарках, гуляниях, показывая свою незамысловатую комедию по нескольку раз в день (слайд 9).

hello_html_m1fcc6385.png

Самым распространенным был «ходячий» театр. «Театр» состоял из складной ширмы, набора кукол, помещаемых в ящик, шарманки (скрипки), а также самого кукольника и его помощника-музыканта (слайд 10).

hello_html_7ead446a.png

В любом месте и в любое время, переходя из города в город, они выставляли на улице свой «театр» под открытым небом (слайд 11).

hello_html_6b2639f4.png

И вот он, маленький живой человечек с длинным носом прыгает на край ширмы и начинает говорить резким, визгливым голосом (слайд 12,13).

hello_html_66105db6.pnghello_html_64aecd3a.png

В других европейских культурах также существовал герой театра кукол, имеющий много родственных черт с Петрушкой. Петрушка является младшим родственником гораздо более старших: итальянского Пульчинеллы, немецкого Гансвурста. Кашпарека-главного героя традиционной чешской кукольной комедии, Панча-английская кукла, Полишинеля-герой традиционной кукольной французской комедии (слайд 14).

hello_html_10d0c0d8.png

Представление в театре Петрушки состояло из отдельных сцен, но в каждой из них было обязательно участие главного героя-Петрушки (слайд №15).

hello_html_m7c2771a5.png

Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове.

Появлялся квартальный. - "Ты зачем избил доктора?" Он отвечал: "Затем, что плохо свою науку знает". После допроса Петрушка бил дубиной квартального по голове и тот падал. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: - "Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!" Музыка смолкала, что означало конец представления (слайд №16).

hello_html_74925b27.png

На ширме всегда было два героя: Петрушка и еще кто-либо. И причина тут простая: управлять петрушечник мог только двумя куклами одновременно, держа каждую из них в руке (слайд 17).

hello_html_350d48a0.png

Петрушка был и остается любимым героем. Он все время радуется, призывает к чему-то необыкновенному и как бы объединяет всех вокруг себя-смешной человечек с нечеловеческой силой слова (слайд 18).

hello_html_37c61dd2.png

Ширмы русских петрушечников. В кукольном театре основной частью является ширма (слайд 19).

hello_html_m4c8bda7f.png

Оборудование, инструменты и материалы (слайд 20).

hello_html_m3b44765f.png

Технологический этап. Изготовление ширмы театра (слайд 21).

hello_html_7d6ec40b.png

Изготовление куклы Петрушки. Заготовки из картона куклы Петрушка на палочке (слайд 22,23,24,25).

hello_html_73b98cf2.pnghello_html_2068fe93.pnghello_html_m6e72b290.pnghello_html_497cb317.png

Соблюдение правил безопасного труда (слайд 26).

hello_html_m4d9835f9.png

Экологическое обоснование проекта (слайд 27).

hello_html_m1813d796.png

Выводы. Заключение (слайд 28).

hello_html_m66e84d61.png

Список источников информации (слайд 29).

hello_html_m461b54e7.png

Фотографии с открытого занятия и мастер-класса (слайд 30,31,32).

hello_html_69eff877.png

hello_html_m33212d11.pnghello_html_m5c9a594d.png


Презентация проекта была представлена на открытом уроке и мастер-класс на практико-ориентированном семинаре в рамках курсов повышения квалификации для учителей Ленинградской области, администрации школы и родителей класса. 26.11.2013.

Материалы размещены в открытом сетевом сообществе: Учительский.сайт/Самусева-Елена-Николаевна

Творческий проект "Театр Петрушки"
  • Технология
Описание:

 

«Театр Петрушки» - уникальное явление в русской традиционной культуре, но оказалось, что среди моих учеников никто о такой традиции не знает.

 

Изучая материалы, я познакомилась с работами Александра Грефа, создателя театра «Бродячий вертеп» в Москве.

 

Театр работает в традициях старинных бродячих артистов. В репертуаре этого театра спектакли «Петрушка» и «Рождественский вертеп».

Я решила, что смогу изучить и реконструировать, с помощью моих учеников, это фольклорное представление, которое со временем мы сможем показать  широкому кругу зрителей.

Автор Самусева Елена Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1208
Номер материала 35805
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓