На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество,
Масленицу, Пасху и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах
устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились
целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, с ледяными
горками (слайд 5,6).
Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых
и детей. А ещё его героя звали Петром Ивановичем Уксусовым, Ванькой Рататуем (слайд
7).
Петрушка изображается в красной рубахе, холщовых штанах и
остроконечном колпаке с кисточкой или бубенцом; традиционно Петрушка — это
перчаточная кукла (кукла-перчатка) (слайд 8).
Петрушечная комедия была очень популярна и чрезвычайно
широко распространена с конца XVIII века. Петрушечники выступали на ярмарках,
гуляниях, показывая свою незамысловатую комедию по нескольку раз в день (слайд
9).
Самым распространенным был «ходячий» театр. «Театр»
состоял из складной ширмы, набора кукол, помещаемых в ящик, шарманки
(скрипки), а также самого кукольника и его помощника-музыканта (слайд 10).
В любом месте и в любое время, переходя из города в
город, они выставляли на улице свой «театр» под открытым небом (слайд 11).
И вот он, маленький живой человечек с длинным носом
прыгает на край ширмы и начинает говорить резким, визгливым голосом (слайд
12,13).
В других европейских культурах также существовал герой
театра кукол, имеющий много родственных черт с Петрушкой. Петрушка является
младшим родственником гораздо более старших: итальянского Пульчинеллы,
немецкого Гансвурста. Кашпарека-главного героя традиционной чешской кукольной
комедии, Панча-английская кукла, Полишинеля-герой традиционной кукольной
французской комедии (слайд 14).
Представление в театре Петрушки состояло из отдельных
сцен, но в каждой из них было обязательно участие главного героя-Петрушки (слайд
№15).
Обычно представление начиналось со следующего сюжета:
Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго
осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг,
и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка
пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло
продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала,
оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о
его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой
происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по
голове.
Появлялся квартальный. - "Ты зачем избил
доктора?" Он отвечал: "Затем, что плохо свою науку знает".
После допроса Петрушка бил дубиной квартального по голове и тот падал.
Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и
музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом.
Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: - "Ой,
пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!" Музыка смолкала, что
означало конец представления (слайд №16).
На ширме всегда было два героя: Петрушка и еще кто-либо.
И причина тут простая: управлять петрушечник мог только двумя куклами
одновременно, держа каждую из них в руке (слайд 17).
Петрушка был и остается любимым героем. Он все время
радуется, призывает к чему-то необыкновенному и как бы объединяет всех вокруг
себя-смешной человечек с нечеловеческой силой слова (слайд 18).
Ширмы русских петрушечников. В кукольном театре основной
частью является ширма (слайд 19).
Оборудование, инструменты и материалы (слайд 20).
Технологический этап. Изготовление ширмы театра (слайд
21).
Изготовление куклы Петрушки. Заготовки из картона куклы
Петрушка на палочке (слайд 22,23,24,25).
Соблюдение правил безопасного труда (слайд 26).
Экологическое обоснование проекта (слайд 27).
Выводы. Заключение (слайд 28).
Список источников информации (слайд 29).
Фотографии с открытого занятия и мастер-класса (слайд 30,31,32).
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.