Главная / Классному руководителю / Творческий проект «ДУХОВНЫЕ КОРНИ МОЕЙ СЕМЬИ.МОЯ РОДОСЛОВНАЯ.СОЗДАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДЕРЕВА»

Творческий проект «ДУХОВНЫЕ КОРНИ МОЕЙ СЕМЬИ.МОЯ РОДОСЛОВНАЯ.СОЗДАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДЕРЕВА»

Творческий проект

«ДУХОВНЫЕ КОРНИ МОЕЙ СЕМЬИ. МОЯ РОДОСЛОВНАЯ. СОЗДАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДЕРЕВА»

Гордиться славою своих пред­ков

не только можно, но и должно;

не уважать оной есть постыдное

ма­лодушие.

А. С. Пушкин

На Руси, как древней, так и современной, то есть России XX века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художест­венно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Изучая на уроках окружающего мира тему «Происхождение древнего человека», я столкнулась с социальной проблемой: де­ти не знают своего генеалогического дерева.


Актуальность данной темы не вызывает сомнения.


Проблема изучения исто­рии своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.


Родословное дерево человечества изучалось всегда, но зна­комство с ним происходило в старших классах. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста.

В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»...

С учетом этого и была выбрана тема исследования «Моя родословная».

Объект исследования - учащиеся третьего класса и их семьи.

Предметом исследования является родословная каждого ученика в отдельности.

Целью исследования - создание генеа­логического дерева каждого ученика, в форме семейной книги. Цель и предмет исследования обусловили необходимость реше­ния следующих задач:

  • определить понятийный аппарат используемых терминов;

  • познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

  • изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у де­тей с родителями установится более тесная связь во взаимоот­ношениях.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

  • теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процес­сов их достижения на различных этапах поисковой работы;

  • эмпирические: опросно-диагностические методы (анкети­рование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения, опыт­ная работа и др.;

  • статистические: оценка статистической значимости ги­потезы.

Исследование включало в себя три этапа:

1) В начале учебного года было, проведено собрание на тему «Уроки семейной любви» с родителями. На собрание был приглашён психолог, который предложил родителям разыграть не­сколько семейных сцен. Часть родителей выступали в роли де­тей, другая - в роли родителей, а потом они менялись ролями. В результате этой игры вышли на понятия «семья» и «традиции семьи».

Параллельно с этим детям было предложено написать сочи­нения на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь».

2) Учащиеся вместе с родителями составляли генеалогиче­ское дерево своей семьи, после чего была проведена выставка работ на тему «Кто я? Откуда я?».

Две недели дети собирали информацию о своих предках и с помощью родителей оформляли свое генеалогическое дерево в виде творческих работ.

3)Проведение праздника на тему «Моя родословная».


Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в работе впервые представлен опыт изучения генеалогиче­ского дерева с учащимися начальной школы.


Практическая значимость результатов исследования опре­деляется тем, что его результаты составляют основу для реше­ния таких актуальных задач практики непрерывного образова­ния педагога, как повышение самооценки ребенка в семье, вос­питание чувства гордости за своих предков. Разработанные в ходе исследования сценарий праздника «Моя родословная», ме­тодика работы над этим проектом, а также апробированные пе­дагогические технологии, обеспечивающие качественно новый образовательный эффект, имеют практическую ценность при решении различных проблем между родителями и детьми, при становлении духовно-нравственной личности.























Сценарий праздника «Моя родословная»

Разработала и провела учитель начальных классов

педагогического лицея Антонова Марина Ивановна


Цели: развитие интереса к истории своей семьи, родослов­ной;

воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.


Пhello_html_m48a7e3a6.jpgредварительная подготовка:

1. Родительское собрание на тему «Уроки семейной любви».

  1. Составление учениками генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Кто я? Откуда я?».

  2. Сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь».


Оборудование: аудиотехника и фонограмма песни «Ро­дительский дом» (из репертуара Л. Лещенко); гербы древних родов; клубочки с шерстью, кукла и детские пеленки; сок «Моя семья».


Ход праздника I. Вступительная часть.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом».

Ученик 1

Есть мужские дороги – круты и тернисты,
Там дела за делами по вечному кругу идут...
Но всегда впереди светит окнами тихая пристань,
Где и ночью, и днем твоего возвращения ждут.

Ученик 2

Этот добрый причал называется буднично домом.
Ты вступаешь в него и опять набираешься сил.
И на каждом шагу проступает приятно знакомо
Все, во имя чего ты дороги свои выносил.





Ученик 3

Здесь родные глаза, здесь усталые верные руки –
К ним не только лицо, но и душу спешишь приложить...
Здесь доверчиво льнет после долгой и кроткой разлуки
Продолженье твое, без которого незачем жить.

Ученик 4

...Те же книжки на полках и та же на кухне посуда,
Все привычно давно... но когда наступает весна,
Твой букетик цветов совершает какое-то чудо:
Озаряется дом и становится юной она.

Ученик 5

Обновляется мир, и в пространстве высоком и чистом
Открывается взору непройденных далей зенит.
И опять впереди светит окнами тихая пристань.
Так храни этот свет, как тебя на земле он хранит!

Учитель. Никто из нас не свалился с Луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева.

Дорогие друзья! Бабушки и дедушки, тети и дяди, мамы и папы! Сегодня наш праздник посвящен теме «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, - «семья». Что такое семья? Слово, понятное всем, как “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

  • Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)

  • Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)

- Кто такой предок? (Древний родственник по роду.)
Дети отвечают.


Примечание. Все определения взяты из Толкового слова­ря русского языка

С. И. Ожегова.


Уhello_html_m1e0fb27f.jpgчитель. В Средние века всякий рыцарь, желавший всту­пить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родослов­ное дерево и герб. Для того что­бы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не предоставляли герб своего рода.

  • А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?

  • Знаете, откуда она родом?

Я предлагаю вам поделиться самыми интерес­ными сведениями из своей родословной.

Выступающие делятся впечатлениями и дети, и родители. Остальные слушают.


Учитель. А сейчас попутешествуем по семейным альбомам. В каждой семье сохранились старые фотографии и сегодня мы их видим. Что же вы можете рассказать о тех, кто на них изображён?

Рассказы о фотографиях.

- Много интересного узнали мы о ваших родственниках.
А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?

Семья - группа родственников, живущих вместе (С. И. Ожегов).


Их может быть разное количество. Я предлагаю вам посчи­тать, сколько родственников в стихотворении А. Кондрашова:

Раз, два, три, четыре

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина, младший самый.

(5 человек.)

(Учащиеся читают стихи.)

У меня такая мама –
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости –
Мама нынче выходная...
Позовет к столу нас мама,
Скажет нам: садитесь, дети!
Там с тобою мы увидим,
Что всего вкусней на свете.
Там пирог разлегся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Под изюмными глазами.
Мы запьем пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду Перемоем чисто-чисто.
Так мне хочется на маму
Быть во всем, во всем похожей!
И моя подруга шепчет:
"И мне тоже, и мне тоже!"



Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, Мне все приятно в ней, А бабушкины руки Люблю всего сильней.

А у бабушки моей - волосы седые, А у бабушки моей - руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает: То на спицах вяжет шарф, то носки латает. Ни одной минуты нет у нее свободной. Я без дела не сижу, помогаю тоже, Потому что на нее быть хочу похожей.


Наши папочки не хуже: Могут кашу, щи сварить. И для дома все, что нужно, Могут быстро смастерить. Наши папы - мастера, Машинисты, доктора... Одним словом - удальцы! Наши папы - молодцы!


Семейные реликвии.

Наверное в каждой семье существуют такие предметы, которые передаются из рода в род, от прабабушки к бабушке, от матери к дочке. Давайте послушаем рассказы о таких вещах.

hello_html_5e4d0834.jpg












II. Семейные конкурсы.


1. Задание для бабушек: смотать клубочки с шерстью. Выиграет тот, кто быстрее это сделает.

2. Задание для пап: за одну минуту распеленать куклу.

- А каких еще родственников вы знаете?

3. Конкурс ребусов.

- Разгадайте ребусы.



hello_html_m185b4ac0.jpg





Ответы: семья, муж, свекровь, деверь, золовка.

  1. Музыкальная пауза.

Ученики исполняют частушки.


Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем,

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

- Мама с папой и братишка
Вот и вся моя родня,
Ох, спасибо, дорогие.
Что вы есть все у меня…

- Кто в семье послушный самый?
Нам скажите прямо.
- Ну, конечно, вам ответим.
Это - наша мама.

- Мама смотрит так сердито,
Ведь я ем без аппетита.
Будто вот от этой каши
Всё зависит счастье наше.

- Сапоги ты дай мне, мама,
Я на улицу пойду.
- Сухо ж там и нету грязи!
Ты не бойся, я найду!

- Ты когда исправишь двойку?
Сколько ж дожидаться?
- Очень сложно за журналом
В школьный сейф забраться!

- Оля с мамой поругалась,
Села на пол и ревёт
- Пусть меня обратно аист
К себе в клюве унесёт…







- Ах, сегодня праздник в доме
Пирожки капустные.
Павлик выучил уроки,
Все и даже устные.

- Что за пропуски в тетради?-
Возмутилась мама .
- Это ж,- Вова поясняет-
Место для рекламы!

-hello_html_ma802274.jpg Папа, мама, дорогие,
Что у вас за аллергия?
Как берёте вы тетрадки
Все трясётесь в лихорадке.

- Мне “Нельзя” сказала мама
Нынче ровно тысячу раз.
Об отмене злого слова
Надо выпустить указ!

- Причитает громко мама:
- Как меняется программа!
По тетрадкам сына Васи
Не пойму, в каком он классе…

- Ох, сегодня в шесть часов
Родителей собрание!
Приложить подушку надо
К месту наказания.

- Мама, я сломал часы!
Дай мне шоколада!
Ведь добром всегда на зло
Отвечать всем надо!

Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.


  1. Конкурс «Кто это?».


Я хочу обратиться к нашим гостям и узнать как они знают своих родственников.


Вопросы:


  1. Брат жены. (Шурин.)

  2. Брат мужа. (Деверь.)


  1. Сестра мужа. (Золовка.)

  2. Сестра жены. (Свояченица.)

  3. Мать жены. (Теща./

  1. Отец жены. (Тесть.)

  2. Мать мужа. (Свекровь.)

  3. Отец мужа. (Свекор.)

  4. Дочь брата или сестры. (Племянница.)

  1. Брат отца или матери. (Дядя.)

  2. Сестра отца или матери. (Тетя.)

  3. Жены двух братьев. (Свояченицы.)

  4. Мужья двух сестер. (Свояки.)

  5. Матери жены и мужа. (Сватьи.)

Ученики читают стихи.

В праздник наш, такой желанный, Что же вам еще сказать? Разрешите всем сейчас нам Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте! Не сердитесь никогда! Вот такими молодыми Оставайтесь навсегда!

Любимые наши,

Бабушки и дедушки, мамы и папы! Желаем мы вам, дорогие, здоровья, Чтобы не было причины грустить. И в полном здравии, конечно, До свадьбы правнуков дожить.

V. Конкурс пословиц.

Объясните значение пословиц:

Вhello_html_55737d23.jpgся семья вместе, так и душа на месте.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Согласную семью и горе не берет.

Дружная семья и землю превращает в золото.








VI. Заключительная часть.

  • Какой коллектив можно назвать семьей?

  • А классный коллектив можно назвать семьей?

Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родо­словное дерево нашего класса.



Ученики читают стихи.

Мы вам желаем от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтоб грусть не пришла никогда.

Желаем счастья и добра,

Желаем теплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней.


Учитель. Я благодарю всех, кто принял участие в нашем празднике.

Мы хотим подарить вам частичку наших сердец и песню. Будьте счастливы!



Мы сегодня показали вам

Как живётся весело всем нам

Друг без друга нам нельзя прожить…

Как смешно бывает подчас,

Каждому полезно знать из нас,

Чтобы в ссорах и конфликтах

Нам не утонуть!

Припев: Мы желаем счастья вам, И об этом песню поем, Заботой о семье Согревать учитесь дом! — 2 раза

Пробуйте обиды зачеркнуть,

Сыну руку дружбы протянуть

И еще внимательнее заглянуть в глаза.

Помните, что вместе мы сильней,

Это знает даже муравей.

И тогда умчатся тучи,

И уйдет гроза.

Пhello_html_d809fe1.jpgрипев: Мы желаем счастья вам, Понимать поступки детей, Не только на словах Попытайтесь стать мудрей. Мы желаем смеха вам И веселья вашим сердцам, Пусть светлым будет путь, Ведь дорога без конца!..


Творческий проект «ДУХОВНЫЕ КОРНИ МОЕЙ СЕМЬИ.МОЯ РОДОСЛОВНАЯ.СОЗДАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДЕРЕВА»
  • Классному руководителю
Описание:

   Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старших классах.                                                  Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста.
   В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как семья, род, предок...
  С учетом этого и была выбрана тема исследования Моя родословная.

 

 1.Укреплять межличностные отношения в семье.                                                         2.Формировать стремление развивать семейные традиции.                                       3.Воспитывать чувства любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к родителям.                                                                                                                                       4. Развивать творческие способности учащихся.                                                                     5. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.                                                   6. Научить работать с новыми технологиями и различными социальными сервисами в Интернет 

Автор Антонова Марина Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1157
Номер материала 23230
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓