Главная / Начальные классы / Творческий отчёт учителя начальных классов

Творческий отчёт учителя начальных классов

Творческий отчет учитель начальных классов

Сулейменова Бакыт Ризабековна

КГУ «Чкаловская (коррекционная) специальная школа - интернат

с ограниченными возможностями в развитии!

Тайыншинский район

Северо-Казахстанская область


Я начала свою педагогическую деятельность после окончания Щучинского педагогического училища в 1980 году по специальности учитель начальных классов. пионервожатой в Амангельдинской средней школе, Энбекшильдерского района, Кокшетауской области. На данный момент работаю КГУ «Чкаловская (коррекционная) специальная школа – интернат с ограниченными возможностями в развитии» по специальности учителя начальных классов работаю 30 лет. А в данной школе с 2008 года.

За это время работы в школе я пришла к выводу, что главное  это искренняя любовь к данной профессии, любовь и забота о детях. Профессия учителя начальных классов- это одна из интересных, трудных, нужных и благородных профессий.

Работу с детьми провожу в зависимости от специфики учебного материала, этапа его усвоения, уровня подготовки детей, что позволяет создать оптимальные условия для образования детей, охраны здоровья.

Стараюсь так давать материал, чтобы ученик был заинтересован в усвоении его и полу-чал бы удовлетворение от результата своей учебной деятельности. Уроки стараюсь проводить в увлекательной в игровой форме.  Главное - научить детей учиться, развивать их речь, ум, воображение; уметь высказывать свое мнение и отстаивать его. На уроках, развиваю у детей личностные качества самоконтроля, самооценки, взаимопомощи. Подбираю такие задания, которые требуют от детей не просто механического выполнения, а заставляют думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

В 2012-2013 г. выпустила 4 класс.

С 2013-2014 г. обучаю данный класс.

С каждым годом стараюсь повышать качество образования. (Приложение .1,2,3)

Особенности моей педагогической деятельности заключается в умении направлять учащихся к познавательной активности.

Моя методическая тема над которой я работаю ««Применение игровых методов и форм обучения на уроках»».

В кабинете начальных классов собраны методические пособия, карточки, демонстрационный и раздаточный материал, имеется подборка электронного материала. На своих уроках применяю разнообразные методы и формы обучения, С помощью элементов занимательности и неожиданности формирую у детей прочные знания и умения, направленные на развитие орфографических и вычислительных навыков, снимаю усталость и напряжение. Всё это делает уроки интересными и эмоциональными..

На уроке стараюсь создать комфортные условия для каждого ученика. В свою практику работы внедряю инновационные технологии.

В развивающей  системе процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и учащегося. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. И задачи, и содержание урока, и его структура, и методы обучения – всё это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение в процессе учебной деятельности на уроке. Важно, чтобы была достигнута главная цель обучения.

В своей работе переосмыслила опыт отечественных педагогов – новаторов:

В.Ф. Шаталова  (успешное овладение школьной программой всеми детьми, обретение учениками уверенности в своих силах, систематические письменные работы и ежедневное оценивание этих работ); С.Н. Лысенковой (идея комментированного управления) ученик в классе, размышляя вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Использование опорных схем – таблиц, в целях правильного построения  суждений, обоснования выбора действия.

Отбор содержания материала рассчитан на учёт способностей и возможностей учащихся, работающих в классе. На уроках чётко прослеживается принцип пошагового выполнения заданий. Дети видят, какой путь им надо пройти. Задания всегда дифференцированы по степени сложности, что позволяет включать в работу каждого ученика.

Моя программная цель: 1.Работать над повышением уровня преподавания, используя новые формы ведения уроков, основываясь на новые технологии, активные способы обучения.

2.  С целью повышения успеваемости усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися.

3.  Работать над повышением уровня преподавания, используя новые формы ведения уроков, основываясь на новые технологии, активные способы обучения.

Проблемное обучение используется мною как совместная поисковая деятельность его субъектов, в ходе которой ученик постигает тайны, изучаемой им науки путем решения учебных проблем, а учитель организует и управляет этим процессом, выполняя роль организатора, наставника, помощника, консультанта.

Мною используются дидактические игры, коррекционно-развивающие задания, направ-ленные на формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать. Т.к. особенности познавательной деятельности детей с ЗПР проявляются в виде несформированной этих важнейших мыслительных операций. (см.приложение 4)

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явле-ние: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста с ЗПР, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего вос-питания личности ребенка.

Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образователь-ных задач, но сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, кроме того дает возможность даже самым слабым учащимся принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.

Несмотря на всю важность и знание игры в учебном процессе, она не самоцель, не средство развлечения учеников. Это обычное упражнение, облеченное в занимательную форму. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

Одним из главных рычагов познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Мною на всех уроках используются игры и различные развивающие задания. Учащиеся легко вовлекаются в игровую деятельность. “Игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают”. Проводить игру можно на разных этапах урока.

Например, при изучении темы “Части речи”, “Словосочетания ча-ща, жи– ши” и др.

На картинках изображены, хаотично расположенные “елочки” со словами, из которых учащиеся собирают пословицы. Можно усложнить задания, если на доске прикреплены картинки с елочками из 2-х пословиц

При изучении темы “Предложение” я часто работаю на уроке с деформированными предложениями. Например, на “шариках”, вырезанных из цветной бумаги, написаны слова, из которых учащиеся составляют предложения. Можно усложнить задание, увеличив количество шариков со словами, чтобы можно было составить 2-3 предложения.

Мною используются игры с элементами соревнования. Так, например, для автоматиза-ции вычислительных навыков я использую пособие “Елочка”. Двое учащихся выходят к доске и по команде учителя начинают решать числовые выражения. Выигрывает тот, кто больше решит примеров и прикрепит шарики (с ответами) на “Ёлочку”. (см. приложение 5).

Для развития абстрактного мышления я использую следующее пособие: на карточках наклеены изображения предметов. Дети составляют задачи, по картинкам или составляют примеры в пределах 20. (см. приложение 5)

Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. (см. приложение 6)

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. На уроках коррекционных занятиях по предметам я провожу различные игры на развитие внимания восприятия,мышления, Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему. (см. приложение

В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют  роли контролёра, судьи, учителя и т.д.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  •  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

Применение игровой технологии даёт возможность  сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. 

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Большинство видов дидактических и развивающих игр я беру из сборника «Дидактические и развивающие игры в начальной школе с применением ИКТ» из серии «Современная школа». В книге этой серии содержатся материалы, разработанные участниками «Сети творчества учителей» сообщества «ИКТ в начальной школе», а также в методическим пособием, которое является результатом работы педагогов специальной коррекционной школы № 1г. Кокшетау для детей ЗПР

В сборнике есть игровые уроки, помогающие ребенку учиться с увлечением, формирующие предметные компетенции.  Многие игры можно использовать при индивидуальной работе или фронтально с классом на интерактивной доске. Также ресурс можно применять как альтернативу демонстрационной кассе.

С помощью увлекательных игр  ребенок изучает буквы, учится читать, запоминает правильность написания слов, осваивает основы фонетики.

  • Ослина И.В. «Буквы сестрички»

  • Гаврилова А.В. «Коллекция игр по русскому языку»

  • Вырвич И.А. «Копилочка игр по обучению грамоте»

Любая игра, и не только относящаяся к разделу логические игры, развивают логические способности ребенка

  • Селезнева Е.В. «Логические сетки»

Игра Егоровой Н.В. «Графические диктанты» направлена на развитие логического, образного и пространственного мышления ребенка. 

На  уроках, в 1 классе я успешно применяла «Технологию раннего интенсивного обучения грамоте»  Н.А. Зайцева. Эта методика основана на естественной потребности ребенка к игре, по сути, в легкой, ненавязчивой, интересной игровой форме ребенок очень быстрыми темпами овладевает различными навыками. Работа проводится  по слоговым таблицам,  песням-плакатам. Работа с таблицами сопровождается ритмическими движениями детей, что способствует их оживлению и более быстрому и лучшему запоминанию изучаемого материала .

Первоклассника нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание. В своей работе я использую настольно-печатные игры  Бурдина С.В. «Считаем и читаем»,   «Логические таблицы» из серии игр «Забавы в картинках». 

Во многих дидактических играх, примеры которых я привела, в приложении, заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети  стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Уроки русского языка  для многих учащихся достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности.  

Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма нужно вводить  игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения ими реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление рассказов. 

«Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.   Приложение 3.  

Чтение чистоговорок и скороговорок.

  • Шла Маша по шоссе и сосала сушку.

  • Прохор и Пахом ехали верхом.

  • Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

  • Сорок сорок в короткий срок съели сырок    

Одна из сложных задач, стоящих перед учащимися начальных классов ЗПР – научиться правильно и красиво писать. Пальчиковые игры на уроках в школах в этом очень сильно помогают.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.


Я считаю, использование игровых технологий на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала у учащихся с ЗПР. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Как известно начальная школа закладывает фундамент для обучения в среднем звене. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.

Игра – мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

Активная познавательная деятельность – вот что делает урок интересным для учащихся с ЗПР, вот что само по себе способствует организации его внимания.

Мною так организуется учебный процесс, чтобы каждый фрагмент урока не только обучал, но и развивал учащихся.

Можно сделать вывод, что преобразования познавательной сферы происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка. Одна из главных задач учителя, работающего в коррекционном учреждении – это активное включение учащихся 


В настоящее время идёт поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребёнка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня есть потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.

Главное значение этих игр в следующем:

  • Значительно повышается познавательный интерес младших школьников ЗПР;

  • Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

  • На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач;

  • Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников ЗПР;

  • Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя, проверяют.

При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.

В 2013 году опубликовала печатные материалы в республиканских журналах:

  • «Внеклассная работа в школе» № 12 - «Прощай, Букварь!»;

  • «Классный час» № 6 (12) «Прощай, Букварь!»;

  • Республиканский научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» №2/3 2014 год - Интеллектуальное шоу «Интересный мир сказок»;

  • Республиканский журнал «Профильная школа и профобразования» №4 - «Путешествие в страну Мудрецов, под названием «Заниматика»;

  • Республиканский журнал «Қазақ ұстазы» № 4, 2014 год – Открытый урок по математике «Путешествие в страну Мудрецов, под названием «Заниматика».

Нами учителями творческой группы «Мудрость» Гучинская Т.Б, и я, Сулейменова Б.Р. было создано методическое пособие в учебном методическом центре «Максат-білім» - «Праздники в начальной школе», брошюра адресована учителям, воспитателям, классным руководителям. Астана 2014 г.

За участие в творческих микро группах «Формирование стрессоустойчивости и развитии навыков профилактики синдрома эмоционального выгорания» получила сертификат, Астана 2014 г.

Участие с учениками Нугман Нургуль и Нугман Назар в конкурсе «Экология и окружающая среда» 2014 г, где была представлена компьютерная презентация на тему: «Бурабай – наша гордость, наш жемчужный край», сертификат, СКО.

Активно принимала участие на IX  Республиканском фестивале для детей с ограниченными возможностями «Жулдызай 2014 г.» г. Петропавловск, где была представлена композиция «На джайляу» вместе с учениками Евтушок В. и Яковлевой В.

2014 год опубликовала свои методические разработки в социальной сети взаимо-выручки для учителей INFOUROK.ru:

  • Свидетельство о публикации № 78211042137 «Интеллектуальное шоу «Интересный мир сказок»;

  • Свидетельство о публикации №87054042736 «Внеклассное мероприятие по математике «Ох, уж эта математика»;

  • Свидетельство о публикации №96981050605 «Открытый урок чтения «Гуси-лебеди»;

Мои методические материалы получили экспертную оценку и опубликваны на Дис-танционном образовательном портале «PRODLENKА»:

  • Свидетельство о публикации СЕРИЯ 86042-81763 «Внеклассное мероприятие по русскому языку «Задание волшебного колобка», 2014 г.;

  • Свидетельство о публикации СЕРИЯ 86042-81760 «Прощание с начальной школой «Четыре года, пролетели как четыре дня», 2014 г.;

  • Свидетельство о публикации СЕРИЯ 86042-91260 «Разработка открытого урока по литературному чтению В. Даль «Девочка Снегурочка», 2015 г.;

  • Презентация открытого урока по литературному чтению на тему «В. Даль «Девочка Снегурочка» СЕРИЯ 86042-91263, 2015 г.;

  • Учителями начальных классов на странице интернет проекта «Копилка уроков» сайт для учителей 2014 г. было опубликовано внеклассное мероприятие на День знаний «Казахстанский путь 2050 – единая цель, единые интересы и единое будущее» Свидетельство о публикации kopilkaurokov.ru, № 130366, 2014 г.;

  • Свидетельство о публикации на сайте Metod-kopilka.ru «Презентация открытого урока по математике на тему «Час. Минута», № 07213, 2014 г.

  • На Международном образовательном портале «Мир учителя», принимала участие в Международном конкурсе педагогического мастерства эссе на тему «Моё педагогическое кредо», проходившего с 3 сентября по 1 ноября 2014 года», где была награждена дипломом 1 степени.

  • Участие в республиканской дистанционной олимпиаде для учителей начальных классов «КИО», СЕРТИФИКАТ № 468549, 2014 г.

Я – учитель начальных классов. Первый учитель…. Или, как еще говорят, вторая мама. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность.

Имея большой педагогический опыт и стаж работы, Я поняла, что детям еще в большей степени нужны помощь родителей, поддержка, понимание их проблем и трудностей. Многим из них мы заменяем родителей, некоторые впервые в жизни видят человеческую заботу и доброту. Главное – мы, вселяем в своих учеников веру в себя, учим преодолевать трудности, наверстывать упущенное.

Я убеждаюсь с каждым днем от учителя зависит очень многое. Как, с каким мироощущением пойдет ребенок в жизнь, каким он станет в будущем. Мой труд продолжается в моих учениках: приятно видеть, как они меняются, совершенствуются, становятся образованнее, грамотнее.

Я считаю, использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Дети с ЗПР умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их.

Для учителя важно понять, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры развлечения, вводимые лишь для занимательности разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.

Игра является важным средством воспитательной работы. Так ей принадлежит единственная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, памяти, мышления, решение тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Игра является игровой формой обучения, позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя. Хочется отметить, что прочные знания, умения и навыки. учащиеся с ЗПР приобретают в процессе активной, познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. А, как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему использование игровых технологий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Макаренко А.С. говорил, что “хорошая игра похожа на хорошую работу, каждому учителю необходимо научиться»







Творческий отчёт учителя начальных классов
  • Начальные классы
Описание:

Одним из главных рычагов познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Мною на всех уроках используются игры и различные развивающие задания. Учащиеся легко вовлекаются в игровую деятельность. “Игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают”. 

Автор Сулейменова Бакыт Ризабековна
Дата добавления 01.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 6177
Номер материала 55405
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓