Главная / Директору-завучу / Творческий отчёт Школьного Музея Боевой Славы

Творческий отчёт Школьного Музея Боевой Славы


Муниципальное казенное учреждение

общеобразовательная организация

основная общеобразовательная школа № 2

города Кирово-Чепецка Кировской области















Творческий отчет Школьного Музея Боевой Славы


на региональный этап

Всероссийского смотра-конкурса школьных музеев, посвященного 70-й годовщине Победы






Работу выполнили: Шиляева Елена Алексеевна,

руководитель ШМБС;

Румянцева Ирина Игоревна,

заместитель директора по ВР

Адрес: город Кирово-Чепецк

Кировской области,

ул. Терещенко, 13

Тел. Факс:4-28-09

Сайт школьного музея-

Htth://schkola2-musey.moy/su











г. Кирово-Чепецк, 2014 г.

Оглавление

1. Краткая историческая справка о Школьном Музее Боевой Славы, показатели эффективности и динамики роста активности молодёжи 1

Участие музея в смотрах-конкурсах и мероприятиях гражданско-патриотической направленности 5

2. Направления деятельности музея и его функции. 8

3. Условия работы 10

3.1Руководство деятельностью музея 10

3.2Совет музея. 10

4. Организация деятельности музея 16

4.1 Фондовая деятельность 16

4.2 Экспозиционная деятельность 17

    1. Культурно-образовательная деятельность 21

4.4 Поисково-исследовательская деятельность. 26

4.5 Туристско-краеведческая 30

4.6 Связь с государственными учреждениями, общественными организациями и освещение деятельности в СМИ 32

    1. Развитие детского самоуправления 35



5. Роль Школьного Музея Боевой Славы в системе гражданско-патриотического воспитания школы, города и области. 38

Приложения ………………………………………………………………………………………………………………………………..43




  1. Краткая историческая справка о Школьном Музее Боевой Славы, показатели эффективности и динамики роста активности молодёжи


Модель гражданско-патриотического воспитания будет работать при наличии интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых, общей заботой и коллективной творческой деятельностью. Таким делом в нашей школе, на наш взгляд, является Школьный Музей Боевой Славы (ШМБС).

Музей Боевой Славы открыт 6 мая 1985 года в результате краеведческой и туристической работы учащихся и педагогов школы в честь 40-летия Победы.

В основу создания музея легли материалы и экспонаты, собранные на местах боев 1 МВДБ в Новгородской области, и воспоминания десантников. Статус Школьного Музея Боевой Славы получил 12 июня 2002 года за большую поисково-исследовательскую работу, создание интересных экспозиций.

Музей находится в одной из старейших школ города, основанной в 1965 году, имеющей многолетние опыт, традиции и результаты в сфере гражданско-патриотического воспитания молодёжи. В настоящее время школа имеет статус основной, здесь обучается 289 учащихся, 17 классных коллективов, из которых 8 общеобразовательных классов, 2 компенсирующего обучения и 7 классов коррекционно-развивающего обучения (V и VII видов).

Музей сегодня - этот музейный комплекс. Он состоит из четырех залов:

1.Основной музей. Дата открытия: 6 мая 1985 год.

2. Зал Солдатской славы: «Афган - наша память. Чечня - наша боль» Дата открытия: 23 февраля 2003 года

3. Зал «Тыл - Фронт. Подвиг солдата - подвиг народа». Дата открытия: 6 мая 2005 года.

4. Зал «У истоков Музея». Дата открытия 22 февраля 2010 года.

Несмотря на смену нравственных ценностей и жизненных приоритетов, не всегда достаточное финансирование, музей продолжает работать и развиваться. За последние 10 лет он расширил свои границы, увлекая разнообразной деятельностью все большее и большее количество учеников: поисковиков, краеведов, экскурсоводов, и просто активистов музея, а также жителей города.

В музее хранится- 487 экспонатов.

За 29 лет проведено-1195 экскурсий.

Музей принял- 30615 посетителей.

Краеведы школы совершили 7 экспедиций на Новгородскую землю.

Музей неоднократно становился победителем и призёром муниципальных, региональных, Всероссийских конкурсов патриотического воспитания молодёжи.

В 2011г. музей стал победителем муниципального грантового конкурса вариативных программ в сфере патриотического воспитания молодежи. На полученные средства была закуплена компьютерная техника, которая позволила поднять работу музея на более высокий уровень. Электронные версии традиционных экскурсий воспринимаются с большим интересом, такие экскурсии сопровождаются музыкой, видероликами, материал становится более мобильным и интересным (Приложение 4).

В 2012г. музей вновь становится победителем муниципального грантового конкурса вариативных программ по работе с одаренными детьми «По зову памяти». Цель данной программы: создание условий для реализации задатков интеллектуальной одаренности, формирования активной гражданской позиции, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности в гармоничном сочетании патриотических, национальных и межнациональных чувств.

При реализации данного проекта группа учащихся едет в поисковую экспедицию в Новгородскую область в Демянский район по следам боев 1 МВДБ. На основании собранного материала ребята пишут исследовательскую работу «Призраки Демянска» под руководством учителя истории Гаврилюк Н.Р.

Учителя и ученики школы стали инициаторами создания в городе поискового отряда, чтобы стать активными участниками поискового движения в области и России. С этой целью был проведен на базе музея круглый стол, участниками которого стали представители органов власти города, управления образования, общественных молодежных объединений. Участники круглого стола вышли с обращением ко всем жителям г.Кирово-Чепецка включиться в поисковую работу и с просьбой к руководителям предприятий города оказать поддержку в создании и развитии городского поискового движения.

Впервые, в истории города, в феврале 2013г. поисковый отряд «Кречет» был организован и зарегистрирован на базе школы. Осенью 2014 года ученики школы участвовали в осенней вахте памяти на Невском пятачке, где при их участии было поднято и перезахоронено 28 бойцов Советской Армии. Благодаря деятельности отряда фонды музея пополнились новыми экспонатами.

Школьный Музей Боевой Славы является центром гражданско-патриотического воспитания молодёжи школы и города и центром реализации школьной Программы гражданско-патриотического воспитания учащихся на 2011-2015гг. (Приложение 5), координирует деятельность образовательного процесса, обобщает и распространяет опыт работы по патриотическому воспитанию, планирует свою деятельность в соответствие с данной программой (Приложение 6). Музей работает по перспективному плану гражданско-патриотического воспитания школьников, посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На базе музея ежегодно работают школьные кружки и объединения внеурочной деятельности: «Я - патриот», «Маленькие россияне», курс ОПД «Моя малая родина», «Экскурсовод музея», «ЮИД» и др. Каждый учитель-предметник или педагог дополнительного образования имеет возможность проведения своих уроков или занятий с использованием ресурсов ШМБС.

Показатели эффективности, динамики роста активности молодёжи МКУ ОО ООШ №2 представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Количественные показатели эффективности, динамики роста активности молодёжи МКУ ОО ООШ №2

Индикатор

2011-2012уч.г.

2012-2013уч.г.

2013-2014уч.г.

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Доля учащихся, участвующих в КТД, акциях и делах гражданско-патриотической направленности, по отношению к общему количеству учащихся (%)

40

55,6

45

57,3

48


Доля учащихся, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по  гражданско-патриотическому воспитанию, по  отношению к общему количеству учащихся (%)

50

63,4

70

77,7

80


Доля учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования школы в кружках и объединениях гражданско-патриотической направленности, занимающихся внеурочной деятельностью, по  отношению к общему количеству учащихся (%).

60

61,7

62

62,2

65

65,4

Количество проведенных экскурсий на базе ШМБС и человек, посетивших музей.

28/550

26/645

32/630

32/891

35/690


Качественные показатели эффективности деятельности Совета ШМБС:

  • участие в экспедиции по местам боёв 1 МВДБ и в благоустройстве открытии памятника десантникам 1 МВДБ в посёлке Демянск Новгородской области в августе 2012 года;

  • создание поискового отряда (февраль 2013 года);

  • участие в весенней и осенней вахтах памяти 2013 года в Новгородской и Ленинградской областях («Невский пятачок»);

  • участие в государственном проекте «Наша общая Победа» (размещение видео-материалов на сайте проекта) и во Всероссийской акции «Бессмертный полк»;

  • исследовательская деятельность (создание проекта «Призраки Демянска» и представление его на муниципальном, региональном и Всероссийском уровнях);

  • проведение обучающих семинаров для педагогов дополнительного образования в рамках региональных и всероссийских курсов повышения квалификации;

  • проведение межрегионального семинара руководителей поисковых отрядов;

  • инициаторы создания и участники открытия памятника бойцам-десантникам 1МВДБ в г.Зуевка Кировской области в ноябре 2013 года


Таблица 2

Количественные показатели деятельности ШМБС

Показатель

2011-2012уч.г.

2012-2013уч.г.

2013-2014уч.г

Количество

проведенных

экскурсий

26

32

37

Кол-во посетителей музея

645

891

884

Кол-во обученных экскурсоводов

8

9

10

Количество поступивших экспонатов

11

19

2

Курсивом выделены показатели на февраль 2013-2014 уч.г., так как к концу учебного года показатели изменятся.

Участие музея в смотрах-конкурсах и мероприятиях гражданско-патриотической направленности.


Всероссийский уровень:

1987 год - Всесоюзный конкурс «По местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа», награжден Дипломом 1 степени Министерства образования.

1995 год - участие во Всероссийской конференции юных военных историков, посвященный 50-летию Победы, награжден Дипломом по итогам работы секции «Поиск». На этом конкурсе были награждены Почетными грамотами активисты школьного музея: Хрянин Александр, Дудина Маша, Жуйков Антон, Лянгузов Дмитрий.

2000 год - основная награда музея – знак «Фронтовик» 1941-1945 года, который вручен Российским Организационным комитетом.

2000 год – Всероссийский конкурс военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвященных 55-летию Победы в Великой отечественной войне.- Диплом лауреата.

2002 год - Музей школы занесен в «Книгу Почета» Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Решение бюро Президиума 04.05.2000.

2002 год- Свидетельство № 6174 о присвоении звания «Школьный музей» музею боевой славы средней общеобразовательной школы № 2 «За большую поисково-исследовательскую общественно полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в воспитании учащихся. – Российский центр детского и юношеского туризма и краеведения.

2005 год - Почетная грамота Министерства Обороны РФ Штаба Приволжско-Уральского военного округа, награжден педагогический коллектив школы «За многолетний самоотверженный труд по нравственному, военно-патриотическому воспитанию молодежи и сохранению исторической памяти»

2008 год – Диплом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую организацию работы школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся в номинации «Музеи общеобразовательных учреждений» (Приложение 7)

2009г – статья «Гражданско-патриотическое образование школьников в современных условиях» в сборник 11-й Международной научно-практической конференции г. Киров. Маршрут «Ресурсы патриотического воспитания»

2010 годСвидетельство о занесении в Книгу Почёта Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (Постановление от 06.04.2010г. №3)

2012 год – организация и проведение межрегионального слёта руководителей и членов поисковых отрядов

2013 год - VII Всероссийский образовательный историко-патриотический форум «Виват, Россия!» награды в различных номинациях (Приложение 8-9):

  • «Визитная карточка команды»- 1 место;

  • историко-патриотическая викторина «Санкт-Петербург в исторической судьбе России»- 2 место;

  • проект «Призраки Демянска»- 2 место.


Региональный уровень:

  • 2000 год - Зональный конкурс «России верные сыны» - 1 место;

  • 2000 год - Областной смотр-конкурс школьных музеев - 1 Место;

  • 2005 год - Областной смотр конкурс школьных музеев посвященных 60-летию Победы, проводимый партией «Единая Россия» - Почетная грамота и 2- место;

  • 2005 год – Областной смотр-конкурс «Вперёд, Россия!» - диплом 3 степени

  • 2007 год - Лауреат областного этапа Всероссийского конурса на лучшую организацию работы школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся; лауреат областной заочной открытой виртуальной выставки «Школьный музей представляет свои коллекции»

  • 2008 год - лауреат

  • 2010 год – III областной конкурс «Отечество – земля Вятская» на лучший школьный музей Кировской области в номинации «Музеи общеобразовательных учреждений среднего общего образования городов областного подчинения и районных центров» - Диплом 1 степени

  • 2010 годобластной смотр работы школьных музеев – 1 место; Дипломы 1 степени в областном конкурсе на лучшую организацию работы школьных музеев Кировсой области «Патриот Отечества» и в областном открытом заочном конкурсе авторских статей для «Электронной энциклопедии руководителя школьного музея»

  • 2010 год – Свидетельство о присвоении звания «Образцовый школьный музей Кировской области»

  • 2012 год - проведение выездной конференции областного семинара методистов по туризму и краеведению учреждений дополнительного образования, директоров СЮТур «Использование информационных технологий при организации образовательного процесса» (в рамках Программы образования школьников Кировской области средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество – земля Вятская» на 2011-2015 гг.)

  • 2013 год – выступление Шиляевой Е.А., руководителя ШМБС по теме «Современные направления работы Школьного Музея Боевой Славы МКОУ СОШ №2» на курсах повышения квалификации заместителей директоров СЮТур, заведующих отделами туризма учреждений дополнительного образования детей (Приложение 10).

  • 2013 год – ХVI Региональный Конгресс молодых исследователей «Шаг в будущее» - дипломы 1 степени за проект «Призраки Демянска».


Муниципальный уровень (результаты за последние 5 лет):

  • Статья руководителя музея Н.Н. Глызиной «Запишите нас в историю… (о музее боевой славы средней школы №2 г.Кирово-Чепецка)» для книги «Город Кирово-Чепецк: от прошлого к будущему». - Киров: О-Краткое, 2010.-с.271-275, выпущенной к 65–летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. (Приложение 11)

  • Выступление заместителя директора по ВР «Гражданско-патриотическое воспитание школьников в современных условиях» на городском семинаре «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях модернизации школы» - 19.05.2011г. (Приложение 12)

  • Проведение ежегодных городских внеклассных мероприятий – литературно-музыкальных композиций для ветеранов Великой Отечественной войны, участников современных войн (Афганистан, Северный Кавказ), жителей-ветеранов микрорайона ко Дню защитника Отечества и Дню Победы. (Приложение 12)

  • Участие в муниципальных грантовых конкурсах вариативных программ по гражданско-патриотическому воспитанию и работе с одаренными детьми: 2011, 2012 годы - победитель (Приложение 13)

  • Исследовательский проект «Призраки Демянска» победитель в городском конкурсе «Юный исследователь города Кирово-Чепецка», 2013 год.

  • Выступление с презентацией проекта «Призраки Демянска» перед учащимися Вятского автомобильно-промышленного колледжа, сотрудниками завода им. Лепсе, ОАО «Уралхим», ООО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» и др. предприятиями города, 2013-2014гг.

  • 2013 год – совместно с общественной организацией «Боевое братство» торжественно обновлена мемориальная доска Игорю Александровичу Солдатову на фасаде школы, нашему выпускнику, погибшему в военном конфликте на Северном Кавказе.

Благодаря активной деятельности администрации школы и членов Совета музея с 2013 года на развитие музея выделяются средства из городского бюджета, которые были потрачены на обновление государственной символики в ШМБС и издательскую продукцию по деятельности музея: буклеты, значки с эмблемой музея, галстуки для экскурсоводов школы (Приложение 14). В 2014 году к празднованию 70-летия Победы за счёт средств городского бюджета планируется провести ремонт помещений ШМБС и обновление стендов экспозиций в основном зале.


  1. Направления деятельности музея и его функции.


Направлениями деятельности музея являются:

  • Фондовая деятельность (создание оптимальных условий для сбора, сохранения, исследования и использования музейных предметов, проведение исследований в области истории материальной и духовной культуры).

  • Экспозиционная деятельность (цель которой - демонстрация музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с современными принципами художественных решений и исторической хронологии.

  • Культурно-образовательная деятельность (к числу базовых форм которой относится проведение экскурсий, лекций, консультаций, семинаров, конференций, заседаний, кружков, круглых столов, конкурсов (олимпиад, викторин), встреч с интересными людьми, концертов (литературно-музыкальных композиций, театрализованных представлений, видеосеансов, праздников, исторических игр, а также участие в демонстрациях, шествиях, митингах при праздновании Дней воинской славы и др.).

  • Поисково-исследовательская деятельность (главная задача музея состоит не просто в пополнении исторических знаний, а в привитии навыков самостоятельного исторического мышления различным по уровню образования категориям посетителей. Музей является местом, где ученик не только приобретает знания, но и как бы воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает эстетические ценности, т. е. получает идейные и эмоциональные импульсы).

  • Туристстко-краеведческая деятельность (создание оптимальных условий для сбора информации и музейных экспонатов, знакомство с родным краем).

  • Связь с государственными учреждениями и освещение деятельности в СМИ (сбор и популяризация накопленных знаний, опыта работы музея среди различных категорий населения города и области).

  • Развитие детского самоуправления (подразумевает социализацию учащихся, т.е. включение учащихся в социально-значимую среду посредством развития у них организаторских, ораторских, творческих и других способностей).


Функции музея:

  • научно-документационная функция – музей предназначен для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества;

  • охранная функция выражается в осуществлении хранения музейных ценностей, которое достигается путем постоянного ухода за ними: правильного размещения в залах, организации охраны и их реставрации. Все культурно-исторические ценности должны быть сохранены для общества и передачи последующим поколениям;

  • поисково-исследовательская функция. Под исследованием понимается особая форма деятельности, связанная с выработкой, распространением и применением знаний, которыми учащиеся прежде не располагали. В центре внимания всей исследовательской деятельности находятся музейные предметы и исторические факты.

Изучение музейных предметов и собрания в целом играет решающую роль в непрерывном развитии музея, в постоянном повышении эффективности его работы. Не достаточно просто увеличить фонды в количественном отношении. Предметы должны быть подготовлены к использованию. Результатом может быть приобретение новых знаний, которые фиксируются в учетных документах.


  1. Условия работы


    1. Руководство деятельностью музея

Общее руководство деятельностью музея осуществляет директор школы Ю.П. Нестеров. Он искренне заинтересован в системе работы музея, в его развитии и совершенствовании, в работе органов самоуправления, в проводимых мероприятиях учащимися и педагогическим коллективом: городских, областных, региональных. Ю.П. Нестеров является председателем Совета музея, отвечает на все просьбы актива, участвует в составлении перспективных и календарных планов работы, проводит совещания, семинары на городском и областном уровнях, принмает участие в планировании и подготке педагогических советов и планерок, анализирует текущие школьные и городские мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию, поощряет педагогов и учащихся-активистов за достигнутые успехи. По инициативе бывшего руководителя музея Н.Н. Глызиной и при непосредственном руководстве Юрия Павловича были возобновлены поисковые экспедиции в Новгородскую область и впервые создан в городе поисковый отряд «Кречет».

Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по школе - библиотекарь, педагог дополнительного образования Шиляева Е.А. (Приложение 15). Елена Алексеевна активно продолжает традиции школы и музея, использует новые формы работы, взаимодействия с учреждениями и организациями города, отвечает за музейно-педагогическую работу в образовательном учреждении. Основным  направлением её работы является создание такой культурно-образовательной среды в системе дополнительного образования школьников, способствующей формированию гражданско-патриотических качеств, расширению исторического кругозора и воспитанию познавательных  интересов и способностей, овладению навыками экскурсионной, поисковой и исследовательской деятельности.

Бессменным вдохновителем, консультантом, инициатором многих дел является создатель и бывший руководитель музея Нина Николаевна Глызина, ныне секретарь поискового отряда «Кречет», ответственный секретарь городского Совета ветеранов войны и труда, отвечающая за работу с молодёжью.


    1. Совет музея.

Совет музея осуществляет текущую работу по перспективному и календарному плану, для успешной реализации намеченных мероприятий составляются месячные планы, их выполнение анализируется на заседании Совета музея. На планерках педагогического коллектива, семинарах классных руководителей отмечаются успехи классных коллективов и их классных руководителей, проводится обмен опытом. Заседание Совета музея проводятся один раз в месяц и по необходимости, где планируются дела, обсуждаются их формы работы и содержание.

Совет музея состоит из 16 человек, в его функционал входит:

  • Организация месячника и декад музея;

  • Подготовка культурно-образовательных мероприятий;

  • Осуществление связи со СМИ, учреждениями и организациями;

  • Организация мероприятий по заботе о ветеранах войны и труда «Тимуровские заботы»;

  • Развитие ученического самоуправления;

  • Осуществляет награждение классных коллективов и активистов музея;

  • Планирование, организация, проведение торжественных традиционных встреч и других мероприятий музея с ветеранами и жителями микрорайона школы;

  • Активизирует поисково-краеведческую работу классных коллективов в пополнении музейного фонда;

  • Осуществляет переписку с писателем-фронтовиком М.Я. Толкачом;

  • Анализирует дела и подводит итоги выполненной работы;

  • Совет музея планирует работу и осуществляет ее в воспитательном процессе учащихся.

Состав Совета музея отражен в таблице 3.

Таблица 3

Совет музея.

ФИО педагогов, входящих в Совет музея

Должность в ОУ

Обязанности в Совете музея

Педагогический коллектив

  1. Нестеров Ю.П.


  1. Румянцева И.И.






  1. Шиляева Е.А.






  1. Глызина Н.Н.






  1. Рычкова О.С.




  1. Шиляева С.А.






  1. Гаврилюк Н.Р.






  1. Кукина Н.О.



  1. Кузнецова А.Н.





  1. Перевозникова Е.В.

Директор школы


Заместитель директора по воспитательной работе




Библиотекарь, педагог дополнительного образования, руководитель ШМБС



Не работает






Учитель географии и краеведения



Учитель русского языка и литературы





Учитель истории и обществознания





Учитель ИЗО и искусства


Заместитель директора по административно-хозяйственной части


Председатель родительского комитета и член Совета школы

Председатель Совета музея.


Ответственный за культурно-образовательное направление и развитие самоуправления, проведение культурно-массовых мероприятий.


Выполняет обязанности руководителя музея, ответственный за фондовое, экспозиционное направление и экскурсионную деятельность.


Выполняет обязанности по связям с общественностью: работа со спонсорами, ветеранскими организациями, СМИ


Ответственный за туристско-краеведческое направление.



Связь с государственными учреждениями, общественными организациями и СМИ (внештатный корреспондент газеты «Кировец»).


Ответственный за поисково-исследовательское направление, организатор исследовательской и проектной деятельности.


Ответственный за эстетическое состояние музея.


Ответственный за материально-техническое состояние музея.




Ответственный за награждение и поощрение учащихся-активистов и классных коллективов в сфере гражданско-патриотического образования

Ученический коллектив

  1. Перевозникова Полина

Учащаяся 9а класса

Председатель Совета ученического самоуправления, ответственный за культурно-образовательное направление

  1. Бутузов Максим

Учащийся 6а класса

Ответственный за работу с фондами

  1. Щенникова Юлия

Учащаяся 9а класса

Ответственный за экспозиционную деятельность

  1. Рожкова Елена

Учащаяся 8а класса

Ответственная за экскурсионную

деятельность

  1. Алиев Элад,

  2. Шурмин Юрий

Учащийся 9а класса

Учащийся 9б класса

Ответственный за поисково-исследовательскую деятельность

  1. Утробин Дмитрий

Учащийся 9а класса

Ответственный за туристско-краеведческую деятельность

  1. Бутолина Анастасия

Учащаяся 9а класса

Связь со СМИ, учреждениями и организациями города


Таблица 4

Секции и рабочие группы при Совете Музея

Направление

Руководство

Распределение обязанностей

Культурно-образовательное

Румянцева И.И., зам.директора по ВР

Перевозникова Полина, 9а класс

Трушкова Анастасия, 8а класс

Устюжанин Григорий, 8а класс

Подготовка мероприятий в музее:

конкурсы, выставки классных коллективов, семинары различных уровней, открытые уроки и другие мероприятия.

Экскурсионное


Шиляева Е.А.

Экскурсоводы:

  1. Кудринская Елизавета, 8а

  2. Трушкова Анастасия, 8а

  3. Устюжанин Григорий,8а

  4. Коскин Евгений, 8а

  5. Трушков Борис, 7а

  6. Кузницын Михаил, 7а

  7. Нилова Юлия, 6а

  8. Пупова Анастасия, 6а

  9. Дудникова Анна, 6а

  10. Доронина Карина, 6а

  11. Бутузов Максим, 6а

  12. Пупова Ксения, 9а

  13. Шурмин Юрий, 9б

  14. Рожкова Елена, 8а

  15. Пантелеев Александр, 7а

Разработка экскурсий, подготовка экскурсоводов, отзывы посетителей о музее.

Координационно-методическое



Румянцева И.И. Шиляева Е.А.

Глызина Н.Н.


Подготовка и проведение семинаров различного уровня

Поисково-исследовательская



Гаврилюк Н.Р.,

Глызина Н.Н.,

Алиев Элад, 9а

Шурмин Юрий, 9б



Организация поисковых экспедиций, походов, создание проектов и исследовательских работ обучающихся на базе школьного музея, отбор и обработка материала для новых экспозиций музея.

Туристско-краеведческая


Рычкова О.С.,

Огородов Артём 8а

Утробин Дмитрий, 9а




Организация и проведение экскурсий по городу и области, походов выходного дня, овладение навыками туристической деятельности (вязка узлов, скалолазание, разведение костров, выживание в экстремальных условиях, прохождение полы препятствий и др.).

Работа с фондами




Шиляева Е.А.,

Бутузов Максим, 6а

Логина Дарья, 6а

Система учета экспонатов музея, пополнение музейного фонда новыми экспонатами, организация выставок музейного фонда.

Связь с общественными учреждениями и СМИ

Шиляева С.А.,

Бутолина Анастасия,9а

Карвайс Алина

Работа с периодической печатью, подготовка заметок и статей в периодическую печать, на сайты музея и школы

Экспозиционно-оформительское

Кукина Н.О.,

Шиляева Е.А.,

Щенникова Юлия, 9а

Шабалина Елена, 9а

Оформляет, обновляет, создаёт, разрабатывает новые и существующие экспозиции, проводит конкурсы детских рисунков, ведёт работу по дизайнерскому оформлению информационно-печатной продукции музея.


Целенаправленная и слаженная работа Совета музея и его рабочих групп по объединению всех компонентов образовательной деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания и всех участников образовательного процесса ведёт к совершенствованию деятельности музея и его планомерному развитию.

  1. Организация деятельности музея


    1. Фондовая деятельность

Учет фондов и их хранение осуществляется руководителем музея в соответствующих документах:

Инвентарная книга учета основного фонда. Здесь зарегистрировано 487 наименований экспонатов. Указывается дата поступления экспоната в музей, название, характеристика, способ поступления (подарок, кто подарил, нашли поисковики, где и т. д.)

Книга учета научно-вспомогательного фонда. Здесь фиксируются копии документов исторической и методической литературы, статьи периодической печати о музее, о ветеранском движении, письма, воспоминания, работы учащихся. Зарегистрировано 180 наименований.

На все экспонаты основного фонда оформляется «Карточка описания музейного предмета», на которой отражен: инвентарный номер, место и время изготовления, количество, материал, размер, сохранность, описание, источник поступления; составитель (кто описывал предмет и когда)

Ведется книга учета посетителей и проведенных экскурсий. За время работы было проведено 1190 экскурсии, посетителями музея стали 39 923 человека.

Помещение для хранения экспонатов и музейного фонда расположено рядом с музеем. Оно удобно для пользования. В самом музее – специальные встроенные шкафы, они расположены под главной панорамой музея. Основные экспонаты размещены в застекленных витринах, по необходимости ведется их смена и обновление. Они размещены вдоль стен под экспозиционными стендами. Их достаточно для экспонирования и хранения музейных ценностей. Витражи обновляются 2-3 в год. Проводятся экскурсии для учащихся школы и других учебных заведений «Экспонаты музея рассказывают», что вызывает огромный интерес посетителей и желание принести музею новые экспонаты. Также для демонстрации экспонатов проводятся тематические выставки к историческим датам страны. Музей оборудован мебелью орехового цвета.

В Совете музея есть активисты, отвечающие за музейный фонд, они работают под руководством руководителя музея. Помогают проводить сверку музейных предметов. Много внимания уделяется пополнению экспонатов.

Утерянных экспонатов нет, есть переданные экспонаты обратно хозяевам.

Имеется справка о том, что в экспозиции и фондах не имеется взрывоопасных, радиоактивных предметов, огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней (Приложение 16)




    1. Экспозиционная деятельность

Сегодня музей располагает четырьмя залами (Приложение 17). Залы находятся на третьем этаже школы в средней, правой и левой рекреациях и коридорах:

  • Основной музей.

  • Зал солдатской Славы «Афган - наша память. Чечня - наша боль».

  • Зал «Тыл-Фронт».

  • Зал «У истоков музея».

Важнейшим средством реализации образовательной функции музея являются научно обоснованные, полноценные в художественном отношении экспозиции и выставки. С помощью подлинных музейных предметов экспозиция позволяет посетителю как бы пережить исторические события; она предметно подтверждает его знания.

Музейная экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с современными принципами художественных решений и исторической хронологии.

Всего в музее находится 38 различных экспозиций и выставок экспонатов.

Основной музей создан в честь сорокалетия Победы в Великой Отечественной войны, 6 мая 2014 года ему исполнится 29 лет. Он создан по материалам подвига Первой МВДБ, которая была сформирована осенью 1941 года на ст. Зуевка из молодых ребят кировчан-добровольцев и жителей близлежащих областей. Он состоит из 7 экспозиций, располагается в классной комнате, площадь 60 кв. метров.

1 раздел. «Первая маневренная воздушно-десантная бригада». Она раскрывает историю создания бригады в городе Зуевка. Командующий состав, фотографии десантнтков, юбилейные встречи учащихся с десантниками 1 МВДБ.

2 раздел. «По следам Первой маневренной воздушно-десантной бригады». Она раскрывает исследовательскую работу туристов- поисковиков нашей школы в Новгородской области.

3 раздел. «И помнит мир спасенный». Данная экспозиция отражает братские могилы земляков в населенных пунктах Демянского района: Тарасово, Игожево, Жирково , в Любно - здесь помещены списки бойцов захороненных в братских могилах. Также фотоснимки родных и близких, которых отыскали поисковики школы. Родственники узнали через 40 лет, где захоронены их любимые мужья, отцы, братья. Они удивлялись, скорбили и радовались и отправлялись на могилы к своим родственникам в Новгородскую область.

4 раздел. «Они ковали победу». Экспозиция отражает собранные материалы об участниках войны города Кирово-Чепецка. Материал собран классными коллективами школы. Также фотомонтаж уроков мужества в классных коллективах с участниками Великой Отечественной войны.

5 раздел. «День победы – приближали, как могли…» (Берлинская операция). На стенде фотоснимки: защитники родины, жители Кирово-Чепецка, кто в мае 45 г. дошел до Берлина и штурмовал Рейхстаг. На стенах Рейхстага они написали - «Мы Вятские – дошли до Берлина».

6 раздел. «Панорама боя десантников земляков с фашистами в селе Тарасово, Демянского района, Новгородской области».

7 раздел. Галерея орденов и медалей за ратный подвиг.

8 раздел. Символы Российского государства. Здесь размещены: государственный герб, гимн, флаг, символы кировской области и города Кирово-Чепецка.

В основном музее находятся витражи с музейными экспонатами, их более 400 экземпляров. Большая часть привезена с мест боев 1 МВДБ, много экспонатов подарили гости и посетители музея.


Зал Солдатской Славы «Афган - наша память. Чечня - наша боль» был открыт 23 февраля 2003 года. Он состоит из следующих экспозиций:

  • На огненных рубежах России;

  • История Афганской войны;

  • Нас крестили в горах пулеметным огнем (жители Кирово-Чепецка, участники боевых действий в Афганистане);

  • Воины Афганцы-выпускники нашей школы;

  • Прикрыли Россию собой (о подвиге 6 роты Псковской дивизии);

  • Шагнувшие в бессмертие (25 юных ребят из города Кирово-Чепецка и района не вернулись домой);

  • Солдатские матери (их сыновья не вернулись с военных действий на Северном Кавказе);

  • Ими гордится школа (о выпускниках школы, с честью выполнивших свой гражданский долг перед Родиной и отмеченных различными наградами);

  • Герои-земляки-орденоносцы (о жителях города, участниках современных военных конфликтов, награжденных орденами);

  • «Помни нас – родная земля…». 15 февраля 2009 года в честь 20-летия вывода Советских войск из Афганистана, созданы экспозиции зала Солдатской Славы о погибших воинах Кирово-Чепецкого района и Кировской области: Собирали материал ученики-краеведы 7-9 классов школы. Вместе с учителями, классными руководителями они встречались с теми, кто воевал в горячих точках, кто проявил мужество и достоинство, воинскую честь, верность своему Отечеству.


Зал: «Тыл - Фронт. Подвиг солдата - подвиг народа» был открыт к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Уходят из жизни участники Великой Отечественной войны, их становится все меньше и меньше. Нам хотелось увековечить память о тех ветеранах, кто сегодня живет в нашем городе и в микрорайоне школы, запечатлеть их воспоминания, чтобы использовать в дальнейшем на уроках мужества. Активисты музея встречались с ветеранами, записывали их воспоминания, создавали архив видеоматериалов, что позволяет сейчас использовать видео-интервью на классных часах, в электронных экскурсиях и часах мужества. Благодаря созданным видеосюжетам мы смогли принять участие в государственном проекте «Наша общая Победа».

К тому же, очень ценные советы мы получаем из писем Самарского писателя-фронтовика М.Я. Толкача, который написал документальные повести о 1 МВДБ «Тревоги без отбоя» и «В заданном районе». Он пишет нам: «Уважаемые юные краеведы! Заботьтесь о ветеранах, собирайте материал о тех участниках войны, кто был на передовой, о рядовых бойцах и их командирах. Это истинные герои. Каждую минуту они жертвовали своей жизнью на передовой!»

Экспозиции зала «Тыл-Фронт»

  • Раздел «Все для фронта - все для Победы» посвящен труженикам тыла и детям войны микрорайона нашей школы. Материал о тружениках тыла собирали учащиеся-краеведы под руководством председателя совета ветеранов микрорайона Шиляевой А.П. и бывшим руководителем музея - Глызиной Н.Н.

Где мое детство?

Исчезло, пропало.

Давно это было, давно.

А может, и вовсе его не бывало

И только приснилось оно?

Подростки военной поры, обозначенные в этом разделе, хорошо помнят холодные рассветы, печальные глаза матерей, изнурительную работу по 12 часов в сутки, знают цену горбушки черного хлеба.

  • «Не стареют душой ветераны» - раздел посвящен ветеранам педагогического труда, чья судьба тесно связана с нашей школой. Огненный смерч Великой Отечественной не докатился до Вятской земли, но война оставила и здесь неизгладимый след. Она вобрала в себя кровь и горе, потери родных и близких, героизм на фронте и трудовые подвиги в тылу.

  • «Герои Советского Союза – Кирово-Чепецкого района»

Девять уроженцев района удостоены звания Героя Советского Союза: И.Д. Лимонов, В.И. Алцыбеев, М.Г. Булдаков, Н.Ф. Грухин, А.И. Рухлядиев, Л.С. Саадаков, Н.М. Рожнев, П.А. Родыгин. Петр Родыгин в жестокой схватке с фашистами на реке Одер – погиб… оставалось только 10 дней до победы… и так хотелось жить!

Герой России – снайпер Николай Иванович Галушкин. Его подвиг увековечен в нашем школьном музее. В январе 2012 года ему исполнилось бы 95 лет. Он был частым гостем школы. 9 мая 2007 года он в последний раз выступил перед учениками нашей школы. А 18 мая 2007 года, через 9 дней после праздника, общественность города и школьники провожали его в последний путь. В 2012 году в День Героя России, в школе был проведен Урок мужества, посвященный Н.И. Галушкину. На праздник были приглашены его дети, внуки, и правнуки. Они поделились воспоминаниями о своем легендарном дедушке. Подарили музею его личные вещи.

  • «Выпускной класс уходит на фронт» - выпускники единственной школы в Усть-Чепце уже через месяц после выпускного вечера были на фронте. Экспозиция была создана на основании исследовательской работы ученицы школы Клековкиной Елены.

  • «Поклонимся великим тем годам, и маршалам и рядовым». В годы Великой Отечественной войны из Кирово-Чепецкого района было мобилизовано на фронт 18 тыс. человек. Более 11 тыс. не вернулись с полей сражений.

  • «Восславим Вас, Герои»! На этом стенде материал сгруппирован о жителях города, которые принимали участие в различных военных сражениях и операциях: «Битва за Сталинград», «Битва под Москвой», «Участники взятия Берлина», «Партизанское движение», «Освобождение Ленинграда»


«У истоков музея», зал открыт к 25-летию создания музея.

Работая над экспозицией, проведена большая исследовательская работа, которая особенно заинтересовала старших школьников. Результаты их исследования легли в основу содержания экспозиций.

18 февраля 2010 года Школьный Музей Боевой Славы открыл новые экспозиции:

  • «История школьного Музея» - здесь собрана информация о тех людях, которые стояли у истоков создания музея.

  • «Традиции школы живут и крепнут» - за время работы музея ученики школы встречались с легендарными людьми, бывали в исторических местах. Например: встреча с Любовью Тимофеевной Космодемьянской (мамой Зои Космодемьянской), экскурсия в город-герой Волгоград, путешествие на родину маршала – земляка Ивана Степановича Конева.

  • «Ты помнишь, как все начиналось?» - первые победы на областных слетах туристов, участие во всероссийских конкурсах, слетах - все это нашло отражение на этом стенде.

  • «Поиск – это дорога, поиск это судьба» - многодневные походы, встречи и сбор сведений об истории первой МВДБ по Зуевскому, Юрьянскому, Куменскому и другим районам Кировской области, экспедиции по Демьянскому району.

  • «В школьном музее закаляется характер» - на стенде собрана информация об активистах музея, экскурсоводах, краеведах, которые достигли профессинальных высот в своей карьере, в настоящее время занимающих высокие посты в различных учреждениях города, области и других городах страны.


    1. Культурно-образовательная деятельность

Экскурсионная работа.

Со дня открытия музея (6 мая 1985 года) в честь 40-летия Победы по сегодняшний день работа не прекращается, совершенствуется и углубляется. Почти за 29 лет существования музея подготовлено 29 поколений экскурсоводов. Сейчас это учащиеся 6-9 и даже 3-х классов. Только за последние 3 года проведено 95 экскурсий для учащихся своей школы и других учебных заведений города, лицеев, колледжей, для родителей учащихся участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, солдатских вдов и солдатских матерей, для работников образования. Все проведенные экскурсии записаны в специальном журнале. Всего проведено 1202 экскурсии, посетило музей 30778 человек. В летописи Музея написано много теплых слов и слов благодарности в адрес энтузиастов музея.

На базе музея работает объединение экскурсоводов, которое возглавляет Е.А. Шиляева, педагог дополнительного образования, библиотекарь школы, которая выполняет функции руководителя музея. Под её руководством подготовлен 21 экскурсовод 3-9 класса, которыми проводятся экскурсии для учащихся и гостей школы, а также выездные экскурсии для сотрудников предприятий города. Проводится просветительская работа, создаются электронные экскурсии, издаются информационные буклеты, освещающие деятельность музея в том или ином направлении.


Проведение выставок, литературно-музыкальных композиций, конкурсов, смотров строя и песни.

Большое образовательное и воспитательное значение имеют и внеурочные мероприятия: тематические вечера, экскурсии, конкурсы учащихся, рассказы, творческие работы о родных и близких – ветеранах войны и тружеников тыла, чьё фронтовое детство опалила война, участниках боевых действий. Здесь также проходят конкурсы классных коллективов музыкально-литературных композиций по истории нашей Родины, конкурсы рисунков и творческих работ «Великая Отечественная война глазами детей». Здесь учащиеся читают свои отзывы о школьном музее. Проходят встречи ко Дню Победы и Дню защитника Отечества, а также к другим Дням воинской славы. Этим историческим датам посвящаются: смотр строя и песни классных коллективов, литературно-музыкальные композиции, проводятся встречи с интересными людьми, уроки мужества, викторины, тематические круглые столы, диспуты, дискуссии. Например, круглый стол ко Дню героев Отечества, посвященный герою Советского союза Н.И. Галушкину, где учащиеся школы встретились с родственниками легендарного снайпера, услышали воспоминания о деде и прадеде, познакомились с презентацией правнучки о его подвиге (2011г.). В декабре 2013 года прошла дискуссия для учащихся 7-9 классов «Герой нашего времени: кто он?». В феврале 2014 года страна отметила ещё одну знаковую дату – 25-летие вывода советских войск из Афганистана. Активисты музея совместно с общественной организацией ветеранов «Афганистан» и участниками военных действий в Афганистане приняли участие в митинге около памятника воинам, погибшим в современных войнах, где возложили цветы и в торжественном мероприятии, посвященном этой дате.

hello_html_m74e4e8e5.jpg

На митинге присутствовали глава города Кирово-Чепецк В.В. Крешетов, глава администрации В.Г. Жилин, председатель Кирово-Чепецкого отделения Всероссийского союза ветеранов Афганистана А.А. Князев

hello_html_2d8a8636.jpg

Юрий Шурмин, член поискового отряда «Кречет» и Элад Алиев, член поисковой экспедиции в Демянск возлагают цветы к памятнику

Ежегодно администрация школы, Совет музея поощряют классные коллективы, активистов по итогам года на торжественных линейках в конкурсах «Звёздный класс» и «Ученик года».

В школе проводятся месячники и декады музея в соответствии с планом по гражданско-патриотическому воспитания.

1. С 1 по 28 февраля – месячник, посвященный Дню защитника Отечества;

2. С 30 апреля по 9 мая – декада, посвященная Дню Победы над фашистской Германией.

Таблица 4.

Примерный перечень проводимых культурно-образовательных мероприятий на базе ШМБС

Проводимые мероприятия


Срок


Ответственные и участники

  1. Экскурсии в Зал солдатской Славы для классных коллективов

17-20 февраля


Руководитель музея, классные руководители и учащиеся 1-9 классов.

  1. Экскурсии для учащихся ОУ города.


С 14 по 23 февраля


Руководитель музея, экскурсоводы и Совет музея.

  1. Обновление экспозиций, витрин музея.

С 10 по 28 февраля

Члены Совета музея, экскурсоводы

  1. Выступление экскурсоводов на классных часах с исследовательскими работами.

5-15 февраля


Члены Совета музея, учащиеся школы.


  1. Конкурс творческих работ (на лучший рассказ, стихотворение, статью, сочинение, отзыв о музее)

17-20 февраля


Учащиеся 1-9 классов, Совет музея

  1. Конкурс мини литературно-музыкальных композиций и патриотических песен

10-15 февраля


Совет музея,

Шиляева Е.А., руководитель музея, Румянцева И.И., зам. директора по ВР

  1. Совместная встреча в детском клубе «Огонек» учащихся и жителей микрорайона

21 февраля

Учащиеся школы с литературно-музыкальной композицией,. руководитель музея,

зам. директора по ВР

  1. Традиционная торжественная встреча с ветеранами войны и труда, Вооруженных сил, солдатскими матерями погибших юных земляков в Афганистане и Чечне.

20 февраля







Зам. директора по ВР,

Руководитель музея, глызина Н.Н., консультант,

классные руководители и учащиеся 1-9 классов


  1. Операция «Забота о ветеранах» - посещение ветеранов, поздравление и вручение подарков

22-24 февраля


Классные руководители и учащиеся 2-9 классов


В Декаду, посвященную Дню Победы, классные коллективы участвуют в школьном смотре строя и песни, принимают участие в благоустройстве мемориала «Вечный огонь», организуют торжественную встречу с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с людьми, чьё детство опалено войной, участвуют в уроках мужества – классных часах; выставках и экскурсиях в музее, в шествии 9 мая к городскому мемориалу и возложении цветов.

Музей выпускает информационные материалы:

-совместно с отделом по делам молодёжи администрации города Кирово-Чепецка выпущен сборник «Память исцеляет сердца» по материалам, хранящимся в музее;

- выпущены сборники писем участников Великой Отечественной войны, творческих и исследовательских работ учащихся «По зову памяти», 2008г. и «Чтобы помнили!», 2010г. (Приложение 17);

- совместно с МУ Культуры «Кирово-Чепецкий музейно-выставочный центр» издан сборник «История и культура города Кирово-Чепецка», в котором представлены работы учащихся и педагогов школы №2;

- буклеты об участниках боевых действий и ветеранах войны и труда;

- сняты видеоролики: «Отечество - Земля Вятская», «Героико-патриотическое воспитание», «Формирование гражданско-патриотического воспитания средствами школьного музея» совместно с АКТВ, видеофильм «Призраки Демянска»;

- информационно-рекламный буклет для ОУ города и гостей о деятельности музея (Приложение 17);

- деятельность музея отражается в музейной летописи, которая составляется уже на протяжении 29 лет.

Музей – методический центр гражданско-патриотического воспитания

На базе музея, совместно с городским методическим кабинетом, городско СЮТур проведено более 18 семинаров, различного уровня, круглых столов, конференций, мастер-классов.

Музей является базой областного, регионального, всероссиского уровня. География участников мероприятий очень обширна: от Калиниграда до Омска. Проведены курсы методистов Пермского края и Удмуртии- 1987 год, такие же курсы Ленинградской области 1989 год - по линии Областного Центра Детско-юношеского туризма и экскурсий; 1991-1993 год курсы учителей географии Кировской области по линии института ППРО; 2004 год семинар на базе музея с американскими коллегами - это был обмен опытом по гражданскому воспитанию молодежи;

2004 год круглый стол по подготовке к празднованию 60-летия Победы, приняли участие областной и городской Совет ветеранов, представители городской администрации и Думы, управление образования, и все школьные учреждения, муниципальное учреждения СЮТУР, Краеведческий музей города и СМИ;

2004 год областной семинар для начальников управления образования районов Кировской области;

2005 год семинар регионального значения: в музее работали министры образования Приволжского Федерального округа и работники военных комиссариатов и другие военные специалисты Приволжско-Уральского военного округа. Был представлен опыт работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

2007 год семинар по внедрению учебников географии России, автор В.П. Дронов, регионального компонента на базе лицея и на базе музея школы. «Региональный компонент в учебной и внеклассной деятельности по краеведению»

2012 год – организация и проведение межрегионального слёта руководителей и членов поисковых отрядов

2012 год - проведение выездной конференции областного семинара методистов по туризму и краеведению учреждений дополнительного образования, директоров СЮТур «Использование информационных технологий при организации образовательного процесса» (в рамках Программы образования школьников Кировской области средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество – земля Вятская» на 2011-2015 гг.)

2013 год – выступление Шиляевой Е.А., руководителя ШМБС по теме «Современные направления работы Школьного Музея Боевой Славы МКОУ СОШ №2» на курсах повышения квалификации заместителей директоров СЮТур, заведующих отделами туризма учреждений дополнительного образования детей.


    1. Поисково-исследовательская деятельность.

Материалы и экспонаты о 1 МВДБ, собранные в Новгородской области краеведами школы, а также воспоминания самих десантников легли в основу создания музея и его многолетней деятельности.

В марте-апреле 1942 года Первая Маневренная прошла рейдом по фашистским тылам 16 немецкой армии Новгородской области в «Демянский котел». Судьба десантников трагична. Не многие вышли к линии фронта. Теперь с расстояния былого становится ясно, что бригада была обречена.

Много наших земляков полегло в Демянских лесах, освобождая деревни и села Новгородчины от фашистских захватчиков. За время работы музея в Демянский район от школы ходило семь поисковых экспедиций.

У истоков музея стояли:

  • писатель М.Я. Толкач,

  • председатель общества охраны памятников истории и культуры – Симонова И.А.

  • методист СЮТур г. Кирово-Чепецка – Белорыбкин Б.Н.

  • художник-фронтовик – Шихов А.Н.

  • фронтовик, главный механик химкомбината – Колесниченко И.Н.

  • труженики тыла – художник Иванков Ю.П. и фотокорреспондент – Бармин П.Д.

  • председатель родительского комитета школы – Лянгузов В.Д.

  • учитель географии Глызина Н.Н.

Июль-август 2012 г. Поисково-исследовательский отряд вновь идет в новгородскую область. Их цель: пройти по следам 1 МВДБ, пообщаться с живыми свидетелями тех страшных событий, принять участие в поисковых операциях, внести свой вклад в облагораживание и благоустройство братских захоронений наших земляков, принять участие в открытии памятника в г.Демянске, посвященного бойцам 1 МВДБ.


hello_html_40741838.png



В ходе экспедиции ребята проводили поисковую работу на болоте Гладкое в 7 километрах от д. Игожево. Там в годы войны была база десантников.

hello_html_m10967325.jpg


В результате работы экспедиции фонд музея пополнился 11 экспонатами.

В ходе практической деятельности учащиеся приняли участие в подготовке и благоустройстве памятника десантникам 1 МВДБ в г. Демянск, чем оказали неоценимую помощь местной администрации. Стали активными участниками церемонии открытия памятника.


hello_html_m70722d79.jpg


По итогам работы поисковой группы под руководством учителя истории Гаврилюк Надежды Романовны группа ребят создает исследовательский проект «Призраки Демянска», который занял на муниципальном уровне в 2013 году 1 место среди исследовательских работ. В этом же году на ХVI Региональном Конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее» ребята за проделанную работу получают дипломы 1 степени. На VII Всероссийском образовательном историко-патриотическом форуме «Виват, Россия!» получают награды в различных номинациях.

  • «Визитная карточка команды»- 1 место;

  • историко-патриотическая викторина «Санкт-Петербург в исторической судьбе России»- 2 место;

  • проект «Призраки Демянска»- 2 место.


hello_html_m1dd0ac59.jpg



hello_html_m35587ea5.jpg


hello_html_30a2a9c3.jpg


Учащиеся школы также занимались благоустройством и облагораживанием солдатских захоронений и возлагали цветы и венки на могилы десантников.


    1. Туристско-краеведческая


Краеведческая деятельность

Музей создан в результате краеведческой, туристической и исследовательской работы по инициативе обучающихся и педагогов школы. Он создан 6 мая 1985 года в преддверии 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Данное направление работы реализуется через следующие виды деятельности:

  • Основой создания музея послужила документальная повесть самарского писателя М. Толкача «Тревоги без отбоя», посвященная трагической судьбе 1 МВДБ, сформированной на ст.Зуевка осенью 1941 года. В течение 29 лет мы ведем переписку с писателем фронтовиком, заслуженным деятелем культуры, членом Союза писателей. Он вдохновляет коллектив нашей школы на дальнейшую работу в музее, дает мудрые советы, благодаря этому мы расширяем экспозиции музея и пополняем его фонд.

  • Изучение документов о 1 МВДБ (первой маневренно-воздушной десантной бригаде).

  • Созданию музея способствовала также незабываемая встреча краеведов школы с десантниками-земляками 19 февраля 1982 года в г. Зуевке в честь 40-летия 1 МВДБ. С оставшимися в живых десантниками общались, брали интервью, записывали их воспоминания, адреса. Музейные материалы хранят незабываемые встречи в школе с В.Т. Фадеевым - председателем областного Совета ветеранов ВДВ, С М.Т. Гагулиным - корреспондентом газеты «Красная звезда», С С.А. Сусловым – десантником 1 МВДБ. Это по их инициативе в 1987 году наш музей впервые принял участие во Всесоюзном конкурсе школьных музеев и был награжден дипломом первой степени. Такое событие вдохновило коллектив школы на продолжение традиций патриотического воспитания через музейное дело.

  • Краеведы также собирают материал о жителях нашего города – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях военной поры, участниках современных войн. Эти материалы легли в основу новых экспозиций.

  • На базе музея ежегодно работают школьные кружки и объединения внеурочной деятельности: «Я - патриот», «Маленькие россияне», курс ОПД «Моя малая родина», «Экскурсовод музея» и др. Совместно с городской СЮТур на базе музея ведутся занятия кружка «Юный туристёнок». Каждый учитель-предметник или педагог дополнительного образования имеет возможность проведения своих уроков или занятий с использованием ресурсов ШМБС. Учащиеся школы познают свою малую Родину, соприкасаются с героическим прошлым старших поколений, учатся общаться с окружающими людьми, записывать их воспоминания. Так формируется гражданско-патриотическое сознание школьника.

  • Поисково-исследовательская деятельность, цель которой создание условий для реализации задатков интеллектуальной одаренности, формирования активной гражданской позиции, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности в гармоничном сочетании патриотических, национальных и межнациональных чувств. С 1982г. по 1993г. учащимися и педагогами школы только в Новгородскую область было совершено 6 поисковых экспедиций по сбору информации о 1 МВДБ. В 2012 году коллективом школы под руководством директора школы Ю.П. Нестерова и идейным вдохновителем Н.Н. Глызиной было возобновлено данное направление деятельности.

Краеведческая работа многопланова, она ведётся как внутри музея, так и за его пределами: с жителми микрорайона, города, района и области.

В сотрудничестве с советом ветеранов микрорайона нашей школы и с городским домом-ветеранов ведем сбор материалов о ветеранах войны и тружениках тыла, а также проводим для них экскурсии по музею.

К 9 Мая 2005 года, к 60-летию Победы, на улице им. Петра Родыгина состоялось открытие мемориальной доски, посвященной Герою Советского Союза Петру Андреевичу Родыгину. Идею подала Андрианова Виктория, ученица нашей школы, написавшая исследовательскую работу о герое, а коллектив школы стал инициатором её создания и открытия.

В феврале 2008 года по инициативе руководителя ШМБС и активистов музея на фасаде школы была торжественно открыта мемориальная доска выпускнику школы Игорю Солдатову, погибшему в вооруженном конфликте на Северном Кавказе. 28 апреля 2013 года, при поддержке общественной организации ветеранов военных действий «Боевое братство», мемориальная доска была торжественно заменена.


Туристическая деятельность.

Туристические отряды по заданию совета музея прошли маршрутами походов в различные населенные пункты Кировской области к десантникам-землякам из 1 МВДБ: Зуевку, Кордягу, Косино, д. Коса, Матоус, Кикнур, Кумены, Черная Холуница, Здравница, Нововятск, Кстинино, Киров, Котельнич, Юрью, Верховино, и многие другие селения, что бы встретиться с бывшими десантниками и записать их воспоминания о горячих боях в тылу фашистов, о потере однополчан, о братских могилах - эти материалы легли в основу разделов музея.

2. Поисковики-краеведы под руководством работника СЮТур Белорыбкина Б.Н. и учителей школы Глызиной Н.Н., Симоновой И.А. совершили 6 экспедиций на новгородскую землю в Демянский котел. Они прошли по местам боев 1 МВДБ, встретились с очевидцами немецкой оккупации.

1 экспедиция, 1982 год. Посетили Демянск, мемориальный комплекс на месте бывшего концлагеря, братские могилы в деревнях Игожево, Тарасово и Жирково. С ними шел десантник Суслов Сергей Андреевич.

2 экспедиция, 1984 год. Прошли по местам боев первой МВДБ: Демянск, Тарасово, Игожево, Пекахино, д. Малое Опуево, побывали на болоте Невий мох - это зимний аэродром для советских самолетов в тылу 16 немецкой армии, сняли с останков одного из самолетов пулемет и доставили его в школу. Посетили основную базу десантников в лесной глуши в 12 километрах от д.Опуево - все это благодаря местному жителю Иванову П.В., который знает эти места.

3 экспедиция, 1986 год. По следам первой МВДБ в населенные пункты Костьково, Анино, р. Пола, куда в апреле 1942 года земляки-десантники вышли из рейда по фашистским тылам на линию фронта.

4 экспедиция, 1990 год. Поиск безымянных захоронений наших земляков после жестоких боев в марте-апреле 1942 года.

5 экспедиция, 1994 год. Раскопки безымянных захоронений земляков в районе деревень Корнево, Анино.

6 экспедиция, 1996 год проходила с участием десантника Скопина М.Е. и участника Великой Отечественной войны Якшина Г.В. и его семьи. Она началась с посещения братских могил, поиска безымянных захоронений у деревень Черное и Лунево, проводили раскопки безымянных захоронений останков воинов-земляков. 22 июня в день памяти и скорби произвели перезахоронение останков в братскую могилу села Любино. Перезахоронение прошло со всеми почестями: был митинг, панихида по убиенным, оружейный салют.

7 экспедиция, в 2012 году коллективом школы под руководством директора школы Ю.П. Нестерова и идейным вдохновителем Н.Н. Глызиной было возобновлено данное направление деятельности. Была организована экспедиция в Демянский район Новгородской области для участия в открытии памятника десантникам 1 МВДБ и встрече с живыми свидетелями тех событий.



    1. Связь с государственными учреждениями, общественными организациями и освещение деятельности в СМИ

Всю деятельность Совет музея, куда входят педагоги и учащиеся школы, освещает в средствах массовой информации. На мероприятия музея приглашаются журналисты, фото-корреспонденты местных газет и городского АКТВ (Приложение 18), не раз освещала деятельность музея ГТРК- Вятка, а также сами учащиеся не раз становились журналистами и внештатными корреспондентами. Информация о мероприятиях и отзывы учащихся о проведенных делах дублируются на сайте ШМБС и школы.

Выпускники школы, прошедшие школу мужества и становления личности в Школьном Музее Боевой Славы, находят достойное место в жизни, достигают профессиональных высот и на протяжении многих лет сотрудничают со школой. Они поддерживают материально все идеи и дела музея, помогают своими советами, идеями, делятся своим опытом с учащимися, принимают активное участие в патриотическом воспитании через уроки мужества, уроки-встречи с интересными людьми. Многие из них прошли военные действия в горячих точках России и за её пределами. Среди активистов музея, выпускников нашей школы, такие известные личности, как Ходырев А.П., директор гимназии №1 города Кирово-Чепецка; Дедова О.Г., главный врач районной больницей; Доронин С.А., генеральный директор холдинга «Абсолют-Агро», депутат законодательного собрания Кировской области; Реутова Екатерина, солистка группы «Роднополисы», телеведущая телеканала «Первый городской», который совместно с командой КВН «Вятка» и при поддержке губернатора области Никиты Белых летом 2011 года сняли клип «Роднополисы», ставший неофициальным гимном Кировской области, и многие другие. Среди выпускников школы, чей характер закалялся в школьном музее, более 10 человек работают в системе образования города. Все они оказывают действенную помощь музею.

Это способствовало созданию при музее Совета содействия, куда помимо выпускников школы входят и другие значимые для города и области люди.


Совет Содействия музею:

  • Финансирует походы по родному краю и экспедиции по местам боев наших земляков в годы Великой отечественной войны;

  • Принимает участие в организации различных мероприятий, поздравлении ветеранов, финансирует проведение торжественных встреч, посвященных Дням воинской славы;

  • Поощряет активистов музея: учащихся, учителей, классные коллективы, принимает участие в классных часах-уроках мужества;

  • Организует экскурсии для учащихся на свои предприятия и организации;

  • Содействует созданию новых экспозиций музея и принимает участие в его эстетическом оформлении;


Таблица 5

Совет содействия музея

Состав совета

Распределение обязанностей

  1. Нестеров Ю.П.- директор школы

  2. Шиляева Е.А. – руководитель ШМБС

  3. Глызина Н.Н. - консультант



  1. Мальцев Г.Т. - председатель Городского Совета ветеранов войны и труда


  1. Перевозникова Е.В. - председатель родительского комитета в Совете школы


  1. Матвеев А.П., Слабокругова И.Г., Бессолицына В.Н., - сотрудники МОУ ДОД СЮТур города Кирово-Чепецка


  1. Анисимов А.Н. - ООО «КонсультантПлюс»

  2. Глумова О.В.- экономист предприятия «Ресурс»



  1. Доронин С.А. - генеральный директор холдинга «Абсолют-Агро»

  2. Эсаулов А.П, Работинский С.И.- предприниматели города


  1. Бажина Л.И., Бровцын А.А., Патрикеева С.- журналисты газет «Кировец» и «Вперёд»


  1. Заболотских Г.Э. - педагог-организатор ОБЖ школы



  1. Рожков Т.Х. - начальник второго отдела военного комиссариата.

  1. Князев А.А. – председатель Кирово-Чепецкого отделения Всероссийского союза ветеранов Афганистана


  1. Урасин Р.М.- председатель общественной организации ветеранов современных военных конфликтовм«Боевое братство», выпускник школы .


  1. Колегов А.Г. – сотрудник МЧС России






  1. Чувашев Максим – священнослужитель Всехсвятской церкви в г.Кирово-Чепецке, выпускник школы

Возглавляет руководство совета

Осуществляет связь с общественностью.

Осуществляет связь с ветеранскими организациями, поисковыми отрядами Кировской области

Оказывает помощь в создании новых экспозиций музея.



Организует поощрение и награждение активистов музея и классных коллективов.


Оказывают помощь в туристской, краеведческой и методической работе.



Благотворительная помощь в издании печатной продукции.

Благотворительная помощь в поздравлении ветеранов ко Дню Победы и Дню защитников Отечества


Выпускники школы, оказывают благотворительную помощь в организации работы музея: туристической, краеведческой и культурно-массовой деятельности.


Освещают в СМИ деятельность школьного музея.



Ответственный за организацию работы по военно-спортивному воспитанию.


Оказывает информационную поддержку.


Информационная поддержка.











Руководитель поискового отряда «Кречет», организационная, информационная помощь, пополнение музейного фонда новыми экспонатами с поисковых экспедиций.


Член поискового отряда «Кречет», духовная и информационная поддержка деятельности музея



    1. Развитие детского самоуправления


Самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива детей,  обеспечивающая развитие их самостоятельности  в принятии и реализации решений для достижения  значимых коллективных целей. Это право на внутреннее управление своими, местными силами, право решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам.

Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным детьми по отношению к своей деятельности или коллективу. Самоуправление следует рассматривать как участие детей в управлении собственными делами.

В повседневной музейной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений.

Важным условием в организации самоуправленческой деятельности учащихся является партнерство, которое дает возможность включить ребят в выполнение реальных дел, в преобразование окружающей жизни.

Соуправление  – это совместная деятельность детских органов самоуправления с педагогическим коллективом школы при равных обязанностях для достижения общих целей. Реализуется соуправление в повседневной жизнедеятельности в процессе совместного планирования, совместной организации и совместного анализа конкретной деятельности на пользу участников этого процесса или окружающих людей. Соуправление дает возможность объединить в социальной деятельности взрослых и детей.

В Совете музея создан музейный актив учащихся в составе 16 человек (Приложение 19).


Таблица 6.

Органы самоуправления.

Направление деятельности

Ответственный, состав группы

Обязанности


Фондовая

Бутузов Максим, 6а класс

Логинова Дарья, 6а класс

Система учета экспонатов музея, пополнение музейного фонда новыми экспонатами, организация выставок музейного фонда.

Экспозиционно-оформительское

Щенникова Юлия, 9а класс

Шабалина Елена, 9а класс

Оформляет, обновляет, создаёт, разрабатывает новые и существующие экспозиции, проводит конкурсы детских рисунков, ведёт работу по дизайнерскому оформлению информационно-печатной продукции музея.

Культурно-образовательная

Перевозникова Полина, 9а класс – председатель Совета старшеклассников,

Трушкова Анастасия, 8а класс

Устюжанин Григорий, 8а класс

Подготовка мероприятий в музее:

конкурсы, выставки классных коллективов, семинары различных уровней, открытые уроки и другие мероприятия.

Поисково-исследовательская

Алиев Элад,

Шурмин Юрий, 9б

Организация поисковых экспедиций, походов, создание проектов и исследовательских работ обучающихся на базе школьного музея, отбор и обработка материала для новых экспозиций музея.

Экскурсионное

Кудринская Елизавета, 8а класс

Экскурсоводы:

  1. Трушкова Анастасия, 8а

  2. Устюжанин Григорий,8а

  3. Коскин Евгений, 8а

  4. Трушков Борис, 7а

  5. Кузницын Михаил, 7а

  6. Нилова Юлия, 6а

  7. Пупова Анастасия, 6а

  8. Дудникова Анна, 6а

  9. Доронина Карина, 6а

  10. Бутузов Максим, 6а

  11. Пупова Ксения, 9а

  12. Шурмин Юрий, 9б

  13. Рожкова Елена, 8а

  14. Пантелеев Александр, 7а

Разработка экскурсий, подготовка экскурсоводов, отзывы посетителей о музее.

Туристско-краеведческая

Утробин Дмитрий, 8а класс

Огородов Артём 8а класс

Шурмин Юрий, 9б

Стариков Дмитрий, учащийся ВАПК, выпускник школы

Организация и проведение экскурсий по городу и области, походов выходного дня, овладение навыками туристической деятельности (вязка узлов, скалолазание, разведение костров, выживание в экстремальных условиях, прохождение полы препятствий и др.).

Связь с государственными учреждениями, общественными организации и СМИ

Лихачёва Екатерина, 9а класс – фотокорреспондент, ответственная за подготовку информации для школьного сайта и сайта музея

Бутолина Анастасия, 9а класс

Карвайс Алина, 9а класс

Работа с периодической печатью, подготовка заметок и статей в периодическую печать, на сайты музея и школы


Благодаря творчеству, энтузиазму Совета музея, с каждым годом ширится музейный актив. Все больше интерес учащиеся школы проявляют к экскурсионной, поисково-исследовательской, туристско-краеведческой и тимуровской работе. Это учащиеся разного возраста с 3 по 9 класс.

Результаты его работы подводятся на педагогических советах и методических конференциях.

Члены совета гордятся своей деятельностью, получают навыки общественной работы, возможность для реализации задатков интеллектуальной одаренности, формирования активной гражданской позиции, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности в гармоничном сочетании патриотических, национальных и межнациональных чувств.


  1. Роль Школьного Музея Боевой Славы в системе гражданско-патриотического воспитания школы, города и области.


Школьный музей реализует региональный компонент в образовании – краеведение, реализует комплексно-целевую программу «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на 2011-2015 гг.» (Приложение 5).

Введен предмет регионального компонента – краеведение, который ведет учитель географии Рычкова О.С., основы проектной деятельности.

В музее проводятся уроки истории, обществознания, краеведения, литературы, искусства, кружковые занятия и занятия внеурочной деятельности, классные часы, встречи и экскурсии для учащихся и гостей школы. Экскурсоводы и актив музея выходят с электронными экскурсиями и проектами в другие учебные, производственные, общественные коллективы города. Проведение уроков, внеурочных и внешкольных мероприятий способствует созданию системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

С самого начала, музей стал базой гражданско-патриотического воспитания. Здесь проводятся педагогические советы, семинары, встречи. Сюда приезжают из Москвы, Ленинградской области, Пермского края, Удмуртии, Татарстана. Здесь работали военные специалисты Уральско-Приволжского округа, министры и начальники департаментов образования Европейской части России, начальники управления образования районов Кировской области, председатели Совета Ветеранов нашей области. Мы тесно сотрудничаем с предприятиями города, городским краеведческим музейно-выставочным центром, библиотеками, СЮТур, средствами массовой информации (газетами «Кировец», «Вперед», «Pro-город», «Твоя газета», с АКТВ) и, конечно, с городским Советом Ветеранов войны и труда и его бессменным председателем – фронтовиком Григорием Тимофеевичем Мальцевым. Вместе с ним и активом городского Совета Ветеранов, общественностью города, проводятся круглые столы и другие значимые мероприятия, посвященные историческим событиям.

Педагогический коллектив школы живет делами музея, вдохновляя на добрые дела каждого ученика. Формы работы разнообразные: конкурсы, выставки, интеллектуальные игры, декады и недели мужества, дискуссии и диспуты. Они проходят на такие темы, как «Мой школьный музей», «На братских могилах не ставят крестов», «Письмо ветерану», «Экспонаты музея рассказывают», «От Кремля до Рейхстага», «Поклонимся Великим тем годам», «Священную память храним…», «Сталинград в огне», «Блокадный Ленинград», «Огненная дуга», «Герой нашего времени: кто он?». Коллектив школы активно включается во всероссийские акции и проекты. С 2012 года принимает участие во Всероссийском проекте «Наша общая Победа», активисты создают видео-интервью из воспоминаний участников войны, тружеников тыла и размещают на сайте данного проекта. С 2013 года коллектив школы принимает участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк», создавая портреты тех, кто ковал Победу и кого уже нет с нами, конечно, при поддержке родителей учащихся, а с 2014 года Российского коммунистического союза молодёжи, который взял на себя финансовые затраты по печати фотографий-портретов.

Открытие памятника в г.Зуевка

Неоднократно коллектив музея выступал инициатором создания в городе Зуевка памятника, посвященного героическому подвигу десантников 1 МВДБ, сформированной в 1941 г. на ст. Зуевка из жителей Кировской и близлежащих областей.

4 ноября в парке Победы г. Зуевка состоялось торжественное открытие этого памятника, в котором приняли участие актив, руководители ШМБС, члены поискового отряда «Кречет», педагоги школы.

На этом роль ШМБС не закончена. Активисты музея во главе с бывшим руководителем музея, а ныне идейным вдохновителем и консультантом Н.Н. Глызиной, нашли спонсоров на приобретение семян цветов и выращивают цветочную рассаду для благоустройства данного памятника, которую планируют высадить в мае.

hello_html_415bc210.png

Открытие памятника десантникам 1 МВДБ в парке Победы г.Зуевка 4 ноября 2013года


Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. Именно благодаря продуманной, методически грамотно выстроенной работе музея чувствуется уже сейчас уважительное, трепетное отношение наших учащихся к истории своей страны, желание работать дальше, совершенствоваться и привлекать ребят более младшего возраста. Видно, как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над чем пришлось работать и что нужно было узнать в процессе кропотливой исследовательской работы.

В заключении нельзя не признать, что работа руководителя музея, педагогов, а самое главное учащихся школы, актива совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.


Творческий отчёт Школьного Музея Боевой Славы
  • Директору-завучу
Описание:

Модель гражданско-патриотического воспитания будет работать при наличии интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых, общей заботой и коллективной творческой деятельностью. Таким делом в нашей школе, на наш взгляд, является Школьный Музей Боевой Славы (ШМБС). Творческий отчет Школьного Музея Боевой Славы был создан совместно с руководителем ШМБС для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу школьного музея и представлен на региональный этап в 2014 году. В отчёте отражена вся деятельность не только музея с момента его создания 6 мая 1985 года, но и деятельность всей школы по гражданско-патриотическому воспитанию, центром которого и является Школьный Музей Боевой Славы. 

Автор Румянцева Ирина Игоревна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1782
Номер материала 33453
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓