- 04.10.2020
- 1954
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Все способности учащихся развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных и творческих способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов педагогом, обеспечивающих высокую активность в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.
В современном постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как творчески активного деятеля. В современных динамических условиях изменения окружающего мира в целом и начального образования в частности важную роль в формировании развития личности учащегося играют предметы основ наук, как ключи к познанию окружающего мира.
Одним из средств решения данной задачи является создание на уроках учителем таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность и творческая способность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.
В связи с вышеуказанным, целью моей работы является выработка методов и приемов, способствующих формированию познавательных способностей и творческих возможностей на уроках географии.
Для достижения поставленной цели, передо возникла необходимость решать следующие задачи:
- рассмотрение историко-педагогического аспекта формирования познавательных способностей и творческих возможностей учащихся;
- определение сущности понятий познавательная способность и творческая возможность;
- формирование познавательной способности и творческой возможности в процессе обучения и во внеурочное время;
- разработка методических аспектов использования приемов развития познавательных способностей и творческих возможностей на основе познания окружающего мира учащимися на уроках.
Для обоснования предложенных подходов и решения поставленных задач мною использовались работы, в которых исследовались теоретические и практические аспекты развития познавательных способностей и творческих возможностей. В частности, таких авторов, как: В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др.
Их исследования показали, что учащиеся отличаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т.е. различной обучаемостью (особенно в школах закрытого социума). Обучаемость - это интегрированная индивидуальность личности, характеризующая возможности учащегося к учебной деятельности. Она предопределяет разный темп продвижения в обучении и может являться основой для дифференциации учащихся в учебном процессе.
Мой опыт работы по данной проблеме показал, что наилучших результатов познавательных способностей и творческой самореализации учащихся, удается добиться при сочетании методов обучения, на которые опирается учитель во время учебно- воспитательного процесса, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Качественные особенности отражения на уровнях познавательной деятельности характеризуют ядро способности:
- способности восприятия
- мыслительные способности.
- гибкость (подвижность) мыслительных процессов;
- темп развития мыслительных процессов, определяемый минимальным числом упражнений, необходимых для обобщения принципа решения;
- быстрота - скорость протекания мыслительных процессов; самостоятельность - умение видеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами;
-· экономичность мышления, определяемая числом логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность;
-· широта ума - умение охватить круг вопросов в различных областях знаний и практики;
-· глубина - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия;
-· последовательность мысли - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса;
-· критичность - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
С целью формирования способностей учащихся в процессе обучения вижу в необходимости сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей учащихся.
Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности".
Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти.
Необходимым условием развития творчества учащихся является его многообразные связи с культурным целым.
И так, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать на уроках их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации об окружающем их мире.
Каждому учащемуся присуща широкая познавательная потребность, т.е. стремление найти ответы на волнующие его вопросы и познавать мир. Однако познавательные способности у разных учащихся неодинаковы и меняются по мере его развития. Это означает, что до начала обучения у учащегося может и не быть потребности в овладении способами получения знаний. Этот новый тип отношения к учению надо специально формировать.
Процесс приобретения знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию познавательных способностей, а отсутствие накопленных знаний тормозит развитие этих способностей.
Другой элемент или средство формирования и развития познавательной способности является познавательная самостоятельность и творческая деятельность учащихся. Этот фактор состоит в опыте построения гипотезы, в опыте обобщённых знаний и умений в конкретной ситуации. Если обучаемый не имеет опыта переноса знаний, он его не осуществит, пока не приобретает его элементы в процессе самостоятельной поисковой работы. Бывает и так, что у учащихся есть знания и умения, но нет навыков творческой деятельности для решения каких - либо задач.
Познавательная способность, как и всякая творческая способность, не у всех учащихся одинакова. Поэтому, используя сведения об изучении стартовых возможностей первоклассников, мною дети были разделены на группы, и с каждой группой работа велась по особым направлениям.
В организации учебной деятельности мной использовалось создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов и творческих ситуаций с учётом особенностей учащихся, что благотворно влияет на формирование их познавательной способности. В такой атмосфере учащиеся не ощущают себя объектом воспитания, а являются полноправными субъектами познавательной и творческой деятельности.
Так как не все учащиеся готовы к быстрой адаптации, способны самостоятельно принимать решения, активно и творчески использовать полученные знания. Указанные проблемы формируют условия для новых методических приемов, которые бы позволили сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и адаптации учащихся на уроках географии.
Внедрение в практическую деятельность методов дало мне возможность обеспечивать:
- повышение качества образования;
- повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к предмету;
- повышение способности к поисково-исследовательской деятельности;
- успешную самореализацию;
- возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.
-учить думать и действовать.
Организация обучения таким образом позволяет мне перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а учащимся обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.
Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:
- диагностика первоначальных знаний и умений;
- подбор разноуровневых заданий;
- обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;
- мониторинг деятельности учащихся;
- определение уровня обучаемости;
- итоговая диагностика знаний и умений;
- организация групповой и парной работы.
Поиск новых подходов к организации самостоятельной деятельности помог мне в разработке приемов самостоятельной устной работы.
После объяснения материала учащиеся получают работу, где дается алгоритм действий, блок заданий для изучения темы, а также ее закрепления.
Формировать устойчивые мотивы учения, интеллектуальные и творческие способности помогает система проблемных ситуаций.
С целью создания атмосферы сотрудничества, развития мышления и познавательного интереса и творческих способностей при введении в тему также использую различные приемы:
- эвристическую беседу;
- рассказ;
- мозговой штурм и др.
Творческая деятельность учащихся в обучении должна развивать пытливость и самостоятельность учащихся, подготавливать их к самостоятельному приобретению знаний и творческому их применению на практике. Если в процессе обучения будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал, то повысится качество образования, что немаловажно в школе закрытого социума. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается необычной формой.
Я уверена, что применяемая система работы создаст надежные предпосылки для развития познавательных способностей и творческих возможностей учащихся.Для этого на уроках использую элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекать учащихся к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых на уроке, позволяет мне сделать каждый урок увлекательным. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний об окружающем мире, творческую и познавательную активность учащихся.
Мне ещё предстоит на своих уроках развивать у учащихся умения работать со справочниками, определителями, дополнительной литературой, готовить интересные сообщения, наглядные пособия, выступать в роли «мудрецов», «кроссвордистов», «научных консультантов», т.к. - все это способствует развитию общеучебных умений и повышает познавательный интерес к учению.
6 663 116 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Корунец Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.