Главная / Русский язык и литература / Творческий отчет по теме "Элементы исследовательской деятельности на уроках русского языка в 8-9 классах"

Творческий отчет по теме "Элементы исследовательской деятельности на уроках русского языка в 8-9 классах"









Элементы исследовательской деятельности на уроках русского языка в 8-9 классах




(творческий отчет)




Автор: Хворова Ольга Владимировна,

заместитель директора по учебной работе,

учитель русского языка и литературы














Содержание


Введение…………………………………………………………………....3

1 Принципы и особенности исследовательской деятельности………....9

2 Урок-исследование по русскому языку. 8 класс……………………...14

3 Урок-исследование по русскому языку. 9 класс……………………...18

Заключение………………………………………………………………..23

Список использованной литературы………………………………….…27

Приложения……………………………………………………………….29





















Введение


Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы1.

При организации исследовательской деятельности возникают следующие проблемы:

- развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, установкой обучающихся на передачу, а обучаемых на усвоение готовых знаний;

- основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;

- учащиеся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности;

  • исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что тормозит у школьников формирование творческих способностей.

Именно эти проблемы вызывают интерес и являются отправной точкой при организации данной работы. Избежать шаблонности при построении урока-исследования, активно включить в урок поисковую деятельность учащихся и при этом поддержать и развить интерес учащихся к исследовательской деятельности на уроках русского языка – вот основополагающая задача исследования.

Изучение проблем по организации исследовательской деятельности учащихся позволило выявить следующее противоречие: для формирования навыков исследовательской деятельности должно быть много форм организации обучения, предполагающих формирование этих навыков как результат. И в то же время исследовательская работа (в рамках учебного плана) часто бывает только одна, так как это предусмотрена действующим учебным планом. Это противоречие разрешается следующим образом: необходимая исследовательская работа остается обязательной формой организации исследовательской деятельности, осуществляемой вне плановых занятий. А в курсе преподавания дисциплин используются различные варианты поисково-исследовательской деятельности (проекты, рефераты, внедрение элементов исследовательской деятельности на уроках и т.д.).

Кроме этого следует выделить ряд других противоречий. В традиционной образовательной практике наряду с большими достоинствами применение исследовательского метода связано с определенными трудностями, а учеными и учителями отмечается его низкая эффективность. К числу этих трудностей они относят: дефицит учебного времени, неоднородность учащихся в классе, несоответствие содержания задания профилю класса, скудная материально-техническая база кабинетов русского языка и т.д. Низкая эффективность применения исследовательского метода объясняется рядом причин.

Во-первых, методологический и проектировочный аспекты исследовательского метода не осмысливаются в должной мере педагогами и учащимися. У школьников отсутствует целостное представление о методах, составляющих основу учебно-исследовательской деятельности. Сведение исследовательского метода лишь к методу наблюдения, методу эксперимента, значительно снижает его дидактико-гуманистическую ценность. В профессиональном сознании педагога он существует как метод, который наиболее целесообразно использовать для более активного и продуктивного усвоения учащимися содержания в процессе самостоятельного выполнения исследовательских задач или заданий. В результате учащиеся действуют не на основе метода, а на основе последовательности отдельных приемов, предусмотренных содержанием исследовательского задания или задачи. То есть, он был и продолжает оставаться «внешне задаваемым» педагогом. Это не обеспечивает формирования у учащихся представлений о его целостной многомерной структуре, овладение которой создает основы для творческой самореализации учащихся в моделировании учебно-исследовательской, творческой деятельности и саморазвития в ней2.

Изучением исследовательской деятельности школьников занимались многие педагоги, такие как И.И.Бойцов, А.К.Бруднов, В.В.Гузеев, Т.Ивочника, Е.И.Кассир, А.Леонтович, Д.Монахов, И.Г.Машечкова, Е.А.Нинбург, Е.И.Регирер, А.И.Савенков, И.Д.Чечель, Т.В.Чибирякова.

В исследованиях А.И. Савенкова в центре внимания находятся практические и методические вопросы организации исследований младших и страших школьников. Особенное значение уделяется этапам работы над исследованием, проблеме самостоятельного выбора темы работы и искусству научного руководства.

Структура исследовательской деятельности Савенковым А. И. определяется следующим образом:

Поисковая активность —> анализ —> оценка —> прогнозирование развития ситуации —> действия —> поисковая активность.

И. Д. Чечель считает, что любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Функции исследовательской деятельности:

- в основной школе — развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования;

- в старшей школе — развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения в старшей школе3.

Известный специалист Д. Треффингер рекомендует нам, занимающимся с детьми исследовательской деятельностью, соблюдать следующие правила:

- Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

- Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

- Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

- Подходите ко всему творчески.

На основе данного вывода были выработаны системные подходы, реализованные в приоритетных направлениях.

Приоритетными направлениями в своей работе считаю следующие:

- Развитие исследовательских навыков учащихся на уроке;

- Использование современных педагогических технологий;

- Диагностику учебного процесса;

- Рефлексию.

Цель исследования: повысить эффективность учебно-воспитательного процесса посредством использования элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка.

Объект исследования: образовательный процесс 8-9 классов средней школы.

Предмет исследования: эффективность использования элементов исследовательской деятельности учащихся 8-9 классов на уроках русского языка.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что включение элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка повысит мотивацию к учебе, качество обучения и позволит раскрыть творческий потенциал учащихся.

В соответствии с целью, были поставлены задачи :

- Изучение опыта ведущих ученых-педагогов по применению элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в 8-9 классах общеобразовательной школы;

- Привлечение учащихся 8-9 классов к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую деятельность на уроках русского языка;

- Выделение критерий, показателей и уровней сформированности учебно-исследовательской деятельности старших школьников.

Методы исследования: изучение литературы по исследовательской деятельности школьников, изучение нормативных, методических документов; изучение и обобщение передового педагогического опыта; опросы (анкетирование); сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.























Основная часть

1.1 Принципы и особенности исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность (ИД) учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить»4. Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. К сожалению, многие авторские школы, в которых ведущим является исследовательский метод познания – открытие нового, с трудом приживаются в силу методической усложнённости организации учебного процесса. Благодаря этому складывается мнение, что исследовательские методы обучения применимы только в работе с сильными учениками.

Ценность ИД в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Из своего опыта я знаю, что ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. На уроке русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения», который проходил в форме заседания клуба любознаек в качестве организационного момента были зачитаны учащимися права и обязанности членов клуба:

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ

- определять объект исследования
- видеть проблему/выявлять парадоксы
- использовать разные способы получения информации
- наблюдать, сопоставлять, сравнивать
- устанавливать общее/различие
- обобщать
- делать выводы

- быть любознательным
- проявлять терпимость
- уважать мнение другого
- занимать активную позицию
- обосновывать своё мнение убедительными аргументами
- стремиться к самостоятельности
- осуществлять самоконтроль


Левый столбик – права – то не что иное, как методы исследования, правый – обязанности – представляет собой перечень личностных качеств, формирование которых является задачей современной школы.

Перед тем, как приступить к практической реализации ИД, я определилась с:

- принципами организации исследовательской деятельности,

- требованиями к процессу урока-исследования,

- содержанием, формами и методами организации.

Принципы организации исследовательской деятельности:

- Учащиеся сталкиваются с новыми (необычными, парадоксальными) явлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.

- Учащиеся самостоятельно постигают учебные понятия, а не получают их в готовом виде.

- При изучении учебного материала создаются ситуации, которые предоставляют учащимся возможность самостоятельно обнаруживать эти понятия и исследовать их на предлагаемых примерах.

- Для изучения правила учащихся следует ознакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем.

- Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он получил в ходе исследования.

Мне близок подход к процессу исследовательской деятельности на уроке кандидата педагогических наук А. В. Клушко5. Я также разделяю требования к учителю, реализующему исследовательские методы обучения в образовательном процессе.

Требования к процессу урока-исследования:

1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.

3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.

4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.

5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:

- Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.

- Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.

- Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

- Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

- Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.

- Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.

- Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.

- Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности во внеурочной работе.

Применяя исследовательские методы на уроках русского языка, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности (урок-заседание ученого совета, урок-практикум, урок-игра, урок-исследование, урок-соревнование, урок-презентация). При этом приоритет отдается активным, интерактивным методам: обучающие игры, работа в малых группах, в парах, проекты, введение здоровьесберегающих технологий в процесс урока, творческие задания, использую приемы «ученик в роли учителя» и «каждый учит каждого». Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность. Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.; оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.



















1.2 Практическая реализация опыта

Я считаю, что учитель в практике обучения своему предмету должен дать как можно больше вариантов деятельности, развивающей учащихся. Как вариант продуктивного обучения русскому языку я использую элементы исследовательской деятельности на уроках.

В ходе преподавания школьного предмета «русский язык» отрабатываю такие этапы исследовательской деятельности, как постановка проблемы, сбор языкового материала, анализ существующих в литературе способов описания и методов анализа материала, собственно анализ материала (первоисточника). Эти четыре этапа в реальном исследовательском и учебно-исследовательском процессе иногда стоят в ином порядке, но всегда предшествуют тому обнаружению новой информации, которое происходит на стадии формулировки выводов. Исследовательские задания моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы.

Задания исследовательского характера должны быть выполнимы, продумана мотивация участников (оценка на уроке, автоматический зачет по теме и. т. д.) Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у школьников ограниченно. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (схема, проект, альбом) так и остаётся незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому надо стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Большинство старшеклассников, за исключением немногих, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Это как раз осуществимо в урочной деятельности. С функциональной точки зрения главная цель заданий исследовательского типа в том, чтобы ученики приобрели навык исследования как универсального способа освоения действительности путём мотивации к учёбе и активизации личностной позиции в образовательном процессе, путем развития критического мышления.

Рассмотрим ряд исследовательских заданий по русскому языку, которые я использую в собственной практике.


1. Сбор языкового материала

Домашнее задание. Какие слова появились в русском языке в последние 2-3 года?

Домашнее задание. Подберите к словам синонимы – фразеологизмы: запретить, не работать, голодать, победить, сказать честно.

Домашнее задание. Подберите несколько слов разных частей речи, основа которых состоит из приставки, корня и одного суффикса. Запишите их в три группы: слова приставочного способа словообразования, слова суффиксального способа словообразования и слова приставочно-суффиксального способа словообразования.

Домашнее задание. Подберите по одному слову, состоящему из 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 слогов.

Сбор языкового материала в заданиях этого типа выступает как средство закрепления знаний и умений. На мой взгляд, исследовательские задания должны содержать движение от одного из этапов исследования в сторону обнаружения новой информации. Чтобы обеспечить выход на новую информацию, задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии. Например:

Домашнее задание. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.

Домашнее задание. Великий учёный М. В. Ломоносов писал: «Великая Москва в языке толь нежна, что «а» произносить за «о» велит она». Какое языковое явление имел в виду Ломоносов? Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.

Домашнее задание. « В русском языке можно «превратить» ножи и ноги в одно слово». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.

В заданиях такого типа целью поиска языковых фактов является ответ на проблемный вопрос.

2. Анализ способов описания

В старших классах весьма уместны задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему.

Задание. Ученик 6 класса подобрал следующие примеры, иллюстрирующие основные способы словообразования имени существительного.

Полубак - словосложение.

Зайчонок – суффиксальный.

Ванная (комната) - переход из одной части речи в другую.

Спецхранение – суффиксальный.

ВДНХ - словосложение.

Найдите ошибочные примеры и подберите к этим способам словообразования более удачные примеры.

Задание. Какие морфологические признаки слов мы, наш, любой, где – то? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос?

Задание. Какой глагол «не живёт» без приставки самостоятельно, не имеет без неё смысла?

3. Анализ языкового материала

Отличительной чертой исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому я использую исследовательские задания на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе.

Например, задание по элементарному первичному анализу языкового материала с последующей дискуссией:

Сравните слово брат в индоевропейских языках: брат (русск.), brother (англ.), frere (франц.), brat (польск.), brathir (ирл.). Слова очень похожие, но разные. О чём это говорит?

Задание. Определите, какие из этих имён существительных могут быть и одушевленными и неодушевленными: мать, автомат, матрон, скат, тур, конфета, конь, сын, тумба.

Мы рассмотрели различные варианты исследовательских заданий, моделирующих исследование в виде, до трех этапов, но также я предлагаю учащимся упражнения, которые более полно моделируют цикл исследовательской деятельности, например:

Домашнее задание. Подберите и выпишите в тетрадь 5 слов, наиболее сложных для словообразовательного разбора.

В классе эти слова будет разбирать сосед по парте. После самопроверки пара выбирает из своих 10 слов 5 наиболее сложных и неоднозначных и обмениваются новым списком с другой парой. Самопроверка. Все случаи, в которых четвёрка не достигла консенсуса, выписываются на доску. С большой вероятностью, выявленный проблемный материал будет выводить на некоторые из следующих тем: опрощение, наложение морфем, связанные корни, различие в этимологической и словообразовательной интерпретации. Следовательно, анализ материала ведет к выявлению проблемного поля. Способ решения возникших проблем будет зависеть от учителя и возможностей учащихся (проблемная беседа, объяснение, исследование). Одну из выявленных таким образом проблем предлагаю оформить учащимся как индивидуальную или групповую работу. Учитель на любую из этих проблем может прицельно натолкнуть учащихся, частично подобрав необходимый материал.

Таким образом, задания исследовательского характера я включаю в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания; в ходе практической или закрепления материала; в качестве домашних заданий (Приложение1). Выполнение заданий может остаться в рамках одного урока, темы, а может послужить началом или основой будущих исследовательских работ, проектов. При успешном выполнении локального, конкретного задания ученику можно показать перспективу темы, возможно, он сам увидит её. Например, участвуя в дискуссии на тему «Современный русский литературный язык как многофункциональная система», ученица отметила, что в настоящее время реализован личностно – ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к изучению русского языка, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Шаг за шагом стала исследовать новое средство коммуникации - язык SMS, его особенности как новой формы коммуникации с лингвистической и культурной точки зрения. Результаты воплотились на Всероссийской детской конференции «Первые шаги в науке» (Проект «Язык SMS: Быть или не быть?». Автор работы - Касаева Екатерина, 8 класс, победитель в секции «Лингвистика», 2009г.) (Приложение 2)

На практике часто провожу 8-9 классах уроки-исследования (Приложение 3). На таких уроках включаю ребят в активную исследовательскую деятельность, учитываю их способности, их умение решать проблемные ситуации. Уроки-исследования заставляют учащихся самостоятельно мыслить, рассуждать, сопоставлять языковые факты, делать выводы. Урок-исследование очень эффективен при изучении новых знаний, повторении, обобщении, комплексной работе с текстом. Я подбираю материал для наблюдения, планирую определенные этапы работы. Например, рассмотрим фрагмент урока в 8 классе по теме «Вводные слова и вводные предложения».

Этап урока «Объяснение нового материала»

1. Проблемная ситуация

Сформулируйте вопросы по заданной теме урока.

  1. Почему некоторые слова называются вводными?

  2. С какой целью они вводятся в предложение?

  3. Обозначаются ли они знаками препинания на письме?

Итак, цель урока мы вместе определили.

2. Исследовательская работа

Запишем предложение: Уже наступила весна.

Даем инструкцию:

а) Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в предложение слова, которые предают ваше удивление.

К моему удивлению, уже наступила весна.

б) Вы несказанно счастливы, что уже наступила весна. Покажите это, использовав вводное слово, поставив его в середину предложения.

Уже, к счастью, наступила весна.

в) Откуда вы могли узнать, что уже наступила весна? Укажите источник информации.

Уже наступила весна, по сообщению синоптиков.

Вопросы для анализа.

- С какой целью вводятся в предложение вводные слова и сочетания слов?

- Изменяется ли смысл предложения?

- Если эти слова не влияют на содержание предложения, будут ли они членами предложения?

- От какого условия зависит постановка знаков препинания?

- Прочитайте предложения. Выделяются ли вводные слова интонационно?

После проведенного исследования ученики самостоятельно делают вывод (не пользуясь учебником). Проблема решена.

Вывод: Вводные конструкции - это слова и сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает; не являются членами предложения, не влияют на его содержание; на письме выделяются запятыми, а в устной речи- интонацией водности.

Фрагмент урока в 9 классе по теме «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях»

Этап урока «Исследование языкового материала»

- Чтобы приступить к исследованию материала, выполните такое задание: Найдите среди предложений, записанных на доске, одно лишнее (запятые не поставлены), докажите, что это так.

(Ученики находят лишнее предложение, записывают его в тетради.)

  1. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (Ф. И. Тютчев)

  2. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (К. Г. Паустовский)

  3. Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось и побелело.

Ученики: Возникла проблема. Чтобы найти третье лишнее, нам надо разобрать предложения синтаксически. (Разбирают устно.)

- К какому выводу пришли?

Ученики: Во втором предложении есть общий второстепенный член ( В ветер…), и поэтому запятая не ставится.

- Только ли в этом случае не ставится запятая? (Нет.) О других случаях мы узнаем в ходе дальнейшей работы.

Для того чтобы ученик «открыл» знания или действия, подлежащие усвоению, предлагаю на уроке провести лингвистический эксперимент (Приложение 4).

Интересно на уроке включаю обсуждение на тему «О чем спорят ученые?» Например, в 8 классе я предложила ученице заранее подготовить сообщение «О чем спорят ученые» о двух точках зрения на вопрос о главном члене односоставных предложений

( Приложение 5). Ребята с нетерпением ждут этих сообщений и принимают активное участие в их подготовке и обсуждении.

На уроках-исследованиях организую или индивидуальную, или групповую работу. Например, в 8 классе урок- исследование по теме «Виды обстоятельств» провожу следующим образом: класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по свом карточкам. На полях тетради ученики пишут вопросы для каждой группы обстоятельств и указывают группу обстоятельств. По окончании работы начинаем взаимопроверку: ученики из разных групп объединяются в тройки и обсуждают правильность выполнения своих заданий. Причем «ведущую роль» выполняют слабые ребята, проверяя у всех остальных верность выводов. Они же выставляют оценки в своих тройках (Приложение 6).

Например, в 9 классе на уроке по теме «Сложноподчиненные предложения» говорю: «Теперь представим, что мы в лингвистической (языковой) лаборатории. Нам предстоит выполнить исследовательскую работу. Исследование будем проводить по группам.

1-ой группе - внимательно прочитать текст, проанализировать все слова текста, выписать те, в которых вам видится свет и цвет – яркий или тусклый. Сделайте вывод: какую роль играют слова со значением света и цвета в тексте.

2-ой группе - внимательно прочитайте текст, проанализируйте слова с лексической и фонетической стороны. Выпишите слова, позволяющие услышать звуки: тихие или громкие. За счет чего достигается такой эффект? Сделайте вывод.

3-ей группе – исследуйте, слова каких самостоятельных частей речи употребляются в тексте. Подсчитайте, слов какой части речи больше? Что вы можете сказать об их роли в тексте?

( существительных, прилагательных, глаголов и наречий)

4-ой группе - проанализируйте текст с синтаксической точки зрения. Охарактеризуйте все предложения. Расскажите о роли СПП. Какова роль придаточных предложений?

Затем ученики читают свои результаты исследований и формулируют выводы.

На своих уроках помогаю ученикам накапливать и совершенствовать творческий опыт, добиваюсь, чтобы сотрудничество ученика и учителя в творческой деятельности присутствовало на каждом уроке, умело сочетаю различные формы работы – классную, групповую и индивидуальную с интересным методическим приемом - синквейн. Данный прием позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог.

Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. Как показала практика, данный методический прием помог мне вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки к предмету. Например, в 8 классе на обобщающем уроке «Словосочетание» ребята создавали свои собственные тексты. У одних получился очень правильный синквейн как с точки зрения содержания, так и формы, у других не совсем, у третьих - совсем не синквейн. Главное, что человек мыслит и уже не боится «высказать себя». Может быть, кому-то работы моих ребят покажутся неинтересными, малосодержательными, но мне они дороги как свидетельства крошечных побед над ученической ленью, равнодушием к слову. (Приложение 7).

На уроках также использую синквейн в качестве приемов проведения рефлексии, убедилась, что он полезен как средство творческого самовыражения во время эмоциональной паузы на уроке.

При обучении детей технологии исследования, я считаю, что у каждого учителя в методической копилке должен быть набор интересных игр для развития интеллектуального потенциала, исследовательских способностей учащихся. На уроке данный этап называю «Интеллектуальная разминка» (Приложение 8). С помощью игры стараюсь снять психологическое утомление, иногда использую ее для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития организаторских способностей, создания обстановки радости на уроке.

Таким образом, использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка, сочетая с элементами проблемного обучения, позволяет мне сделать обучение более эффективным и приятным.







































Урок-исследование по русскому языку. 8 класс


Тема: Однородные и неоднородные определения (урок-исследование в 8-м классе)

Цели урока:

- повторить обобщающие слова при однородных членах и постановку знаков препинания при них;

- формировать умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их;

- развивать умение работать в группах, давать оценку ответам одноклассников.

Ход работы:

1. Организационный этап.

Приветствие;

Определение отсутствующих;

Проверка готовности к уроку;

Организация внимания.

2. Этап проверки домашнего задания.

Консультанты сообщают о выполнении домашней работы ( выявление факта выполнения домашнего задания всем классом).

Проверка домашнего задания (задание было дифференцированным: первый вариант выполнял упражнение, второй вариант - по данным схемам составлял предложения).

3. Этап всесторонней проверки знаний.

Фронтальный опрос:

Какие члены предложения называются однородными?

Какое слово в предложении называется обобщающим? Чем оно может быть выражено? Каким членом предложения может быть обобщающее слово?

После каждого ответа учитель спрашивает мнение учащихся, согласны ли они с ответами одноклассников, а также просит привести примеры из текста домашнего упражнения.

Во время фронтального опроса один ученик у доски составляет опорную таблицу: “Признаки однородных членов”.

Проверочная работа с выборочным ответом (со взаимопроверкой ).

Найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:

Спорт , музыка ,чтение книг всегда увлекали меня.

А звёзды неожиданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

В лесу и на полях всё было занесено снегом

Посаженные заботливыми руками деревья тополь, акация , а также дикорастущий клён зеленели приветливо и свежо.

По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

Во время работы класса два ученика выполняют индивидуальное задание по карточкам: расставляют знаки препинания, подчёркивают однородные члены, составляют схемы.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сообщение темы.

Постановка перед учащимися учебной проблемы - решить, почему в первом предложении поставлена запятая между определениями, а во втором - нет:

Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Весеннее ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Обратить внимание учащихся к “Словарю урока” :

Исследователь, исследовать - подвергнуть научному изучению.


Теоретик - человек, занимающийся вопросами теории.

Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

5. Этап усвоения новых знаний.

Группы получают задания:

Теоретики” - составить план в виде вопросов к тексту (Приложение 1)6.

Исследователи” – прочитать текст (Приложение 1), подобрать прилагательные, которые характеризуют предмет по цвету, размеру, вкусу, составить с этими прилагательными таблицу, сделать вывод, как характеризуют предмет прилагательные каждой колонки. Какие это будут определения? А если в предложении использовать прилагательные из разных колонок, то какие тогда будут определения? Чем однородные определения отличаются от неоднородных?

После групповой работы заслушать ответы ребят. Снова вернуться к предложениям, записанным на доске, объяснить постановку запятой.

Вывод по теме делает учитель.

6. Этап закрепления новых знаний.

Объяснительный диктант.

Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь.

Тонкий, прозрачный луч рассекает засыпанный звёздами купол.

Подчеркнуть грамматические основы, определения, сделать вывод, однородные они или нет.

Творческая работа.

Распространить данные предложения сначала однородными, затем неоднородными определениями. При затруднении можно обратиться к карточке-ключу.

Мы встретили… зиму.( русская, снежная, мрачная, грустная)


По обеим сторонам дороги стояли … деревья.(старые, печальные, жёлтые , багряные)

Раздался … удар грома.( страшный, оглушительный, первый, весенний)

7. Этап информации учащихся о домашнем задании.

П.- упр. 229 (провести инструктаж по его выполнению) – первый вариант7. (Приложение 2)

Для второго варианта – подобрать из произведений художественной литературы предложения с однородными и неоднородными определениями.

Подвести итоги урока.




















3 Урок-исследование по русскому языку. 9 класс


Тема: «Главные члены предложения. Виды сказуемых».

Цели урока:

- систематизировать материал по теме, закрепить навык использования составных сказуемых в ходе работы с текстом;

- формирование умений анализа текста; развитие навыков работы со словарем;

- развивать умение работать в группах;

- формирование у учеников любви к Родине.

Оборудование: кодоскоп, портрет Г.Р. Державина, стихотворение Державина «Арфа», текст для анализа.


Эпиграф: «Отечества и дым нам сладок и приятен»

Г.Р.Державин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня, ребята, у нас не просто урок, а урок- исследование, и от вас потребуется максимум внимания при работе с предложенным текстом. Во время работы вы должны будете вспомнить и повторить виды сказуемых, уметь находить их в тексте, анализировать предложенный отрывок, показать навыки работы со словарем.

Через кодоскоп на доску проецируется отрывок - фрагмент из книги К.Ф.Фукса «Краткая история Казани». (Приложение 3)

Каждый учащийся получает для самостоятельной работы отпечатанный отрывок.

Итак, начинаем работу над текстом.

2. Задание: прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(Один ученик выполняет это задание у доски после того, как остальные учащиеся выполнят его в тетради).

Вопросы классу:

Подумайте, как можно озаглавить данный текст?

(«Памятник русскому поэту!»).

Определим стиль данного отрывка. Какие стили литературного языка вы знаете?

(Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и стиль художественной литературы).

Стиль данного текста—публицистический.

А что характерно для данного стиля?

(Когда мы изображаем словами какое-либо событие или картину, то обращаемся к публицистическому стилю).

В данном отрывке К.Фукс стремится нарисовать реальную картину и вызвать у читателя определенные чувства.

3. Работа по группам.

Ребята, отметим орфограммы, которые встретились вам в этом тексте. Работать вы будете по группам,

1 группа выписывает слова с безударными гласными, проверяемые ударением

глядят – взгляд сидит - сидя

городского – город высоком – высь

Дворянского – двор воспевающий – петь

Ученик – учеба родном – родина.

2 группа выписывает слова с орфограммами на правописание приставок.

Прекрасные, изрезанном, навсегда, прославил, воспевающий.

3 группа выписывают слова на правописание падежных окончаний имен прилагательных, причастий.

Изрезанном, воспевающий, венчающие, с великолепной.

Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании падежных окончаний имен прилагательных, причастий?

4. Работа над текстом.

Графически записать 4 предложение и сделать его полный синтаксический анализ.

Державин сидит с арфой в руках на высоком пьедестале, изрезанном барельефами.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом).

Выпишите из текста грамматические основы, дайте определение подлежащего и сказуемого.

Садик хорош, здания глядят, каждый является драгоценностью, Державин сидит, он остался и прославил.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? Или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? кто он такой?

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого- либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.

Составным глагольным сказуемым называется сказуемое , которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола- связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение.

5. Проведем словарную работу: дадим лексическое толкование следующим словам:

Арфа – Щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми над ней струнами.

Барельеф – Скульптурное изображение на плоской поверхности.

Муза – Одна из девяти богинь, покровительниц наук и искусств в греческой мифологии.

Пьедестал – Художественно оформленное основание, на которм устанавливается скульптура, постамент.

Фелица – Богиня добродетели в греческой мифологии.

6. Слово учителя.

А что вы, ребята, знаете о Державине? (выступление подготовленного ученика на тему «Детство и юность Державина».) (Приложение 4)

7. Поэтическая пауза.

Послушайте стихотворение Державина « Арфа».(1798) (Приложение 5)

- О чем это стихотворение?

( о любви к родине, родному краю)

Найдите строки, выражающие любовь к Казани? Как он называет этот город?

« О колыбель моих первоначальных дней! Невинности моей и юности обитель!)

Все ли слова в этом стихотворении вам понятны?

В стихотворении «Арфа» поэт при волшебных звуках вспоминает о родных местах своего детства- арфа поет про родину.

8. Творческое задание.

Памятник Державину не сохранился до наших дней. После революции он был бездумно разрушен К тысячелетию Казани мэрия города хочет отдать дань поэту и поставить памятник на прежнем месте.

- Каким видится тебе памятник великому русскому поэту?

(сочинение- миниатюра - ваше домашнее задание )

В ходе урока можно включить физкультминутку или динамическую паузу.

- встать прямо, потрясти руками, как бы стряхивая с них воду;

- поднять правую ногу, потрясти ею, затем левой ногой;

- уронить голову вперед и медленно вращать головой по часовой стрелке два раза;

- медленно поднять руки вперед и вверх, поднимаясь на цыпочки;

- сохранить это положение, считая до 5;










Заключение

Таким образом, использование широкого спектра проблемных, исследовательских методов, ориентированных на практический результат, значимый для учащихся, на, влияет на их интересы и самореализацию, влияет на характер урока, изменяя парадигму «учитель-учебник-ученик» на новую- «ученик-учебник-учитель», позволяет включить всю психическую сферу личности: когнитивную, креативную, эмоциональную, социальную, волевую.

Выполнение заданий исследовательского характера дают возможность ребенку накопить личностный опыт – опыт осмысленного, рефлексивного поведения в социуме. У многих учащихся появилось стремление заниматься самообразованием, обновлять и совершенствовать полученные знания, желание решать самостоятельно возникающие проблемы в ходе изучения предмета, ориентироваться в выбранной сфере деятельности. Создаваемые мини-исследования, мини-проекты с каждым разом становятся интереснее, привлекательнее с точки зрения научности, самостоятельности. Учащиеся перестают бояться заданий исследовательского характера, охотно включаются в создание мультимедийных презентаций по истории, обществознанию и начинают работать над научными проектами для участия в НОУ.


Я считаю, что использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка имеет огромное значение, так как :

- способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебному предмету;

- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;

- формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;

-развивае5т личностные качества ученика;

- влияет на выбор будущей профессии учеников.


Думаю, что и в дальнейшем я буду работать над этой темой, но также попробую организовать учебно-исследовательскую деятельность не только в контексте уроков русского языка, но и литературы.





























Список использованной литературы


  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 2005.

  2. Безрукова В. С. «Все о современном уроке: проблемы, решения», «Сентябрь», 2004

  3. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

  4. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест.–М.: Смысл, 1992.

  5. Вединеева Н.А. Развитие научно-исследовательской деятельности учителя и учащегося в школьной практике // Оренбург, 2004. №3. С.6-7.

  6. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.

  7. Казанцева Л. А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000. – 41 с.

  8. Колюченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006. – 368 с.

  9. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Современный урок», изд. Учитель, 2005

  10. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.

  11. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2006.

  12. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

  13. Русский язык: Учебник для 8 класса. С.Г. Бархударов и др. - М.:Просвещение,2003.

  14. Русский язык: Учебник для 9 класса. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов,Л.А. Чешко. — 25-е изд. —М.: Просвещение, 2003.

  15. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.

  16. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

  17. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.

  18. www.effecton.ru




























Приложения















Приложение 1


Текст к исследовательскому заданию


За моею тележкою четвёрка быков тащила другую как ни в чём не бывало... Это обстоятельство меня удивило. За нею шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обде­ланной в серебро. На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка... Смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевремен­но поседевшие усы соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.

Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу сне­гов мы легко могли различать дорогу, которая всё ещё шла в го­ру, хотя уже не так круто.

(М. Ю. Лермонтов.)















Приложение 2


Правильное решение к домашнему заданию


Цена (сущ.) человека - дело (сущ.) его. Наша Родина ggz лика (кр. прил.) и многообразна (кр. прил.). Счастье умов благо­родных - видеть (н/ф гл.) довольство вокруг. Чтение (сущ.) - это окошко (сущ.) в мир. Глаза что часы.






















Приложение 3


Текст к исследовательскому заданию


«Хорош садик с памятником Державину на который глядят прекрасные здания городского театра и Дворянского собрания с великолепной концертной залой. Как отрадно видеть памятник русскому поэту! Их так мало у нас на Руси, что каждый из них является истинной драгоценностью. Державин сидит с арфой в руках на высоком пьедестале, изрезанном барельефами. Тут и музы, венчающие поэта, и он сам, воспевающий Фелицу. Потомок татарского мурзы Багрима, воспитанник Казани, его родины, ученик здешней гимназии, он навсегда остался в своем родном городе, который прославил своим величием».


(По К.Фуксу).















Приложение 4


Державины принадлежали к неродовитому бедному дворянскому роду, поэтому им приходилось кормиться только солдатской службой. Отец поэта – Роман Никитич начал солдатскую службу шестнадцатилетним отроком еще при Петре 1, в 1722 году. Наследство Романа Державина, после раздела с братьями, оказалось ничтожным: он получил малый участок земли в Казанской губернии и десять душ крестьян.

3 июля 1745 года у Романа Державина в деревне Сокуры , ныне Лаишевский район Республики Татарстан, родился слабенький мальчик, которого назвали Гавриилом. Чтобы спасти сына, родители решили, по народному обычаю, обмазать его тестом и держать в теплой печи «дабы получил он сколько- нибудь живности».

Из первого испытания маленький Гаврила (так по – русски произносилось его имя) вышел с честью – он рос крепким и здоровым. А мать, полуграмотная женщина, и вечно занятый отец обучать сына не могли. Грамоте его начал учить дьячок сельской церкви. Дьячка сменил сосланный в Оренбург немец Розе; математике обучали сослуживцы отца. В одиннадцать лет Державин остался сиротой – умер отец. У вдовы, оставшейся с двумя детьми на руках, не оказалось даже пятнадцати рублей, чтобы заплатить долг покойного. В 1759 году в Казани открылась гимназия; в числе первых четырнадцати учеников, поступивших на ее дворянское отделение, были и два брата Державины. Мальчик сразу же оказался в числе лучших учеников, но кончить гимназии ему не удалось. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, его вызвали в Преображенский полк, куда он был записан раньше. Бедный, безвестный, не имевший никаких связей со знатью, Державин пробыл десять лет рядовым…

Г.Р.Державин – один из крупнейших русских поэтов восемнадцатого века. Во время учебы в Казани, Державин интересовался историей местного края. В 1761 году ему, восемнадцатилетнему гимназисту , было поручено возглавить археологическую экспедицию в село Успенское (ныне с. Булгары) по заданию Московского университета. Описание и планы старых булгарских зданий он выполнил настолько обстоятельно и художественно, что их переслали в Академию наук в Москву. Проживая в Петербурге, Державин продолжал пддерживать тесную связь с Казанью; неоднократно посещал свой город, переписывался с казанскими литераторами и друзьями. До конца своих дней поэт сохранил любовь к родному городу, краю. Об этом говорится и его стихотворении «Арфа».


















Приложение 5


Стихотворение «Арфа»


Нет! Арфу слышу я: ее волшебный звук,

На розах дремлющий, согласьем тихострунным,

Как эхо мне вдали щекочет нежно слух;

Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным.

Так ты, подруга муз! Лиешь мне твой восторг

Под быстрою рукой играющей хариты,

Когда ее чело венчает вкуса бог

И улыбаются любовию ланиты.


Как весело внимать, когда с тобой она

Поет про родину, отечество драгое,

И возвещает мне, как там цветет весна,

Как время катится в Казани золотое!


О колыбель моих первоначальных дней!

Невинности моей и юности обитель!

Когда я освещусь опять твоей зарей

И твой по-прежнему всегдашний буду житель?







Приложение 6


Вариант1

Часть1

А1. Какое из устаревших слов «начало свою вторую жизнь» в современном русском языке?

  1. благотворительность

  2. светец

  3. треуголка

  4. конка

А2. Какая из данных пар слов не является антонимами?

  1. сходство — различие

  2. дружественный — враждебный

  3. восход — закат

  4. храбрый — трусость

A3.Значение какого фразеологизма объяснено неверно?

  1. брать быка за рога — бесстрашно брать быка за рога

  2. обводить вокруг пальца — ловко обманывать

  3. без мыла в душу лезть — лестью, хитростью добиваться чьего-либо расположения

  4. белая ворона — о человеке, который отличается от окружающих

А4.Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.

  1. Китайская стена простирается почти на тысячу километров.

  2. Он бросил перчатку в сидящего на столе кота, но тот не сдвинулся с места.

  3. Дедушка решил тряхнуть стариной и пустился в пляс.

  4. Собака мчалась, высунув язык, стараясь догнать машину.

А5. В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к орфографической ошибке?

  1. (речи) торжестве..ы — в кратком прилагательном пишется столько н, сколько в полной форме — торжественный

  2. одеж..нка — после шипящих под ударением в суффиксах существительного пишется о

  3. заг..рать — в безударном положении в корне пишется гор-

  4. (они) кле..т — окончание -ют, так как глагол отвечает на вопрос что делают?

А6. В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?
А. дост..влять
Б. расст..лить
В. предл..жить
Г. ут..шать
1) Б, Г 2) А, В 3)А,Г 4) Б, В

А7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

А. рассматр..вал, на лекци.., в планетари.., увид..м, закле..л

Б. провер..т, брезж..т, овраж..к, на окраин.., деревн..
В. дыш..шь, ларч..к, постро..л, высп..шься, о семен..

Г. на нижн..й ступен.., посе..л, расспраш..вал, со времен..м
1) В,Г 2) A,B 3) Б,Г 4) А, Г

А8. В написании каких слов допущены ошибки?»

А. заклеял

Б. заведывал

В. предыюньский

Г. блестнуть

1) Б,Г 2) А,Б,Г 3)В,Г 4) А, В

А9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?
А. утеш..ся, горяч.., лис..ей шубы, гон..щик

Б. вееш.., пустош.., пил..щик, назнач..те

В. подреж..те, похож.., сокровищ.., тиш..

Г. не тревож..ся, спряч..ся, июл..ский, в рыбач..ем посёлке

1) А,Б 2) Б, В 3) Б,Г 4) А, В

А10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е'

А. пр..небречь, пр..дание, пр..образовать

Б. пр..одолеть, пр..мерзкий, непр..менно

В. пр..обретение, пр..подавать, пр..готовить

Г. непр..ступный, пр..тащить, пр..украсить

1) А,Б 2) Б, В 3)В,Г 4) А, Г

A11. В каком слове ударение падает на первый слог?

  1. включишь

  2. начать

  3. давнишний

  4. искра

А12. В каком примере нет ошибки в словоупотреблении?

  1. моя автобиография

  2. я кушаю

  3. одеть пальто

  4. играть роль

А13. Какое слово соответствует составу: приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание + суффикс?

  1. заблестело

  2. предполагалось

  3. разрастался

  4. приближаться

А14. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется одна буква н?

A. лебеди..ный, путеши..ный, карти..ный
Б. ю..ный, песча..ный, кожа..ный

B. овся..ная, ветре..ый день, глиня..ный

Г. были..ный, произведение бесце..но, клюкве..ный
1) А,Б 2) Б,В 3) В,Г 4) А, Г

А15. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

A. (сине) глазый, (свето) чувствительный, (широко) плечий
Б. (кто) нибудь, (темно) синий, (северо) западный

B. (ярко) красный, (кем) то, (чешско) русский

Г. (бело) головый, (черно) бровый, (пяти) томный
1) Б,Г 2) Б, В 3) А, Б 4) В, Г

А16. Найдите предложение без грамматической ошибки.

  1. У обоих девочек были проблемы с математикой.

  2. Лес находился в полтораста километрах от деревни.

  3. Сегодня мы собрали более семидесяти белых грибов.

  4. У Вити почерк менее красивее, чем у Пети.

А17. В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?

  1. Вспомн..те ваши любимые стихи.

  2. Когда вы их вспомн..те, то прочитайте друзьям.

  3. Выйд..те из класса!

  4. Когда вышл..те мне книги, сообщите об этом.

А18. Со всеми словами какого ряда не пишется слитно?

  1. (не) участвовать; сказать (не) правду

  2. (не) хотел; (не) громкое чтение

  3. (не) неприступная крепость; (не) глубокий, а рыбный пруд

  4. (не) внимание, а рассеянность; (не) высокий дом

А19. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. С крыши стаивают последние капли, и по мостовым бегут шумные ручьи.

  2. Под дуновением ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.

  3. Вспышка света померкла на горизонте и стало темно.

  4. Он неожиданно произнёс: «Я где-то видел вас раньше».

А20. Найдите ошибку в характеристике морфологических признаков данных слов.

  1. (в) каждой (книге) — местоим., начальная форма — каждый, опред., Пр. пад., ед. ч.

  2. тёплого (дня) — прилаг., начальная форма — тёплый, качеств., в полн. форме, Род. пад., ед. ч., муж. р.

  3. (воздух) прохладен — прилаг., начальная форма — прохладный, качеств., в крат, форме, ед. ч., муж. р.

  4. прочитайте — глаг., начальная форма — прочитать, сов. в., перех., I спр., повел, накл., мн. ч., буд. вр., 2-е л.

Часть 2


Прочитайте текст и выполните задания.


Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда виднелись пузырьки воздуха. Иногда в таком пузырьке лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или берёзы. Я разбивал лёд, доставал замёрзшие листья и приносил их домой.


  1. Определите стиль речи.

    1. художественный

    2. научный

    3. официально-деловой

    4. разговорный

  2. Определите тип речи.

      1. повествование

      2. описание

      3. рассуждение

  3. Какое средство связи предложений не использовано в тексте?

  1. слова одной тематической группы (ключевые слова)

  2. глаголы одного вида

  3. повтор одного и того же слова

  4. синонимы

  1. Какое средство выразительности языка использовано в тексте?

  1. сравнение (сопоставление двух явлений, в результате чего изображение становится ярче, выразительнее)

  2. слова в переносном значении

  3. олицетворение (наделение неодушевлённых предметов свойствами, характерными для человека)

  4. эпитеты (определения, которые не только подчёркивают свойство предмета, но образно рисуют его, придают ему особую выразительность)

  1. Найдите ошибку в синтаксическом разборе второго предложения.

  1. грамматическая основа предложения — пузырьки виднелись

  2. (видел) по утрам — обстоятельство времени

  3. (видел) под коркой — дополнение

  4. под стеклянной (коркой) — определение

  1. Выпишите из текста 2 существительных, образованных суффиксальным способом.



Часть 3


Выполните только одно из заданий: С3.1 или С3.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С3.1 или С3.2


С3.1 Прочитайте текст и выполните задание к нему.


Иван Сергеевич шел к другу. Была жара, и он обрадовался, увидев на улице киоск с соками. «Ну-ка дай мне пакетик яблочно­го», - обратился он к молодой продавщи­це. Девушка обиженно надула губы и мол­ча обслужила его. «И что я такого обидного сказал?» - подумал Иван Сергеевич.


Прочитайте текст ещё раз.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему надо быть вежливым?»

Почему обиде­лась продавщица? Напишите развернутый ответ: объясните, в чём состояла ошибка Ивана Сергеевича.

Объём сочинения 30-40 слов.

Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.


С3.2 Прочитайте предложения и выполните задания.


Д’Артаньян поставил свои ботфорты радом с кроватью.


Напишите развёрнутый ответ на вопрос: «Верно ли утверждение, что слово БОТФОРТЫ является историзмом?»

Ответ напишите в виде сочинения-рассуждения. Вспомните определение историзма. Отталкиваясь от него, постройте свой ответ. Приведите свои примеры историзмов.

Объём сочинения 30-40 слов.

Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.

1Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2006.

2 Казанцева Л. А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000.

3 Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23.

4 Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5 Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.

6 Русский язык:Учебник для 8 класса. С.Г. Бархударов и др. - М.:Просвещение,2003.

7 Русский язык:Учебник для 8 класса. С.Г. Бархударов и др. - М.:Просвещение,2003.


Творческий отчет по теме "Элементы исследовательской деятельности на уроках русского языка в 8-9 классах"
  • Русский язык и литература
Описание:

      Вашему вниманию представляется творческий отчет  по теме "Элементы исследовательской деятельности на уроках русского языка".

      В содержание работы включены  интересные факты по теории  рассматриваемого вопроса, представлены матералы по реализации опыта на практике,  в приложении  даны разнообразные задания исследовательского характера.

    Данный отчет будет интересен учителям русского языка и литературы.

Автор Хворова Ольга Владимировна
Дата добавления 05.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1269
Номер материала 6518
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓