Главная / Физика / Творческий доклад по физике на тему "Использование новых педагогических информационно – коммуникационных и интерактивных технологий на уроках физико-математических дисциплин, как средство достижения реального результата."

Творческий доклад по физике на тему "Использование новых педагогических информационно – коммуникационных и интерактивных технологий на уроках физико-математических дисциплин, как средство достижения реального результата."

Абайская средняя общеобразовательная школа






Доклад на тему:

«Использование новых педагогических информационно – коммуникационных и интерактивных технологий на уроках физико-математических дисциплин, как средство достижения реального результата».










Подготовила учитель физики: Идрисова А.Н.




















Доклад учителя физики Идрисовой А.Н.:

Использование новых педагогических информационно – коммуникационных и интерактивных технологий на уроках физико-математических дисциплин, как средство достижения реального результата.


Цель общего среднего образования ориентирует педагога на такую организацию учебного процесса, которая предполагает постоянное развитие учащихся и приоритет компетентностного подхода в обучении, когда на первое место выходит не информированность ученика, а владение им ключевыми и предметными компетентностями, умениями разрешать возникающие проблемы.

Широкие возможности для осуществления компетентностного подхода предоставляет метод проектов - педагогическая технология, позволяющая развить у школьников способность к самостоятельному познанию нового, интеграцию уже имеющихся знаний, формировать умение решить жизненную проблему, создать новый практически значимый образовательный продукт.

В практике работы педагог реализует проектную деятельность через урок, внеурочную деятельность, исследовательскую деятельность учащихся. За это время апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.

Направления применения информационных технологий на уроках физики можно разделить на несколько блоков:

- создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;

- использование компьютерных датчиков для демонстрационных опытов;

- применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний.

Проведение уроков физики предполагает развитие у учащихся самостоятельности. Здесь необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи:

  1. Развитие самостоятельности в познавательной деятельности, научить учащихся самостоятельно овладевать знаниями, работа в группе, научить анализировать;

  2. Научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Для того, чтобы самостоятельная работа была более эффективной, надо, чтобы ученик умел учиться «не для школы, а для жизни» (Сенека, 4 век до н.э.), научить его работать головой и руками.

При изучении основ наук в школе считаю: прежде всего, надо научить ученика самостоятельно работать с книгой, самостоятельно ставить опыты, вести наблюдения, решать задачи, развивать коммуникативные способности. Остановлюсь на некоторых вопросах данной темы.

Учитывая то, что с начальной школы учащиеся уже умеют элементарно работать с учебной литературой:

  • вчитываться в текст;

  • пересказывать его своими словами;

  • находить в нем ответы на вопросы;

  • работать с рисунком;

  • читать графики;

  • работать с таблицей;

  • составлять план прочитанного;

Однако в старших и средних классах этого недостаточно. У детей этого возраста возникает необходимость в формировании (у старшеклассников) умения самостоятельно работать с дополнительной литературой (учебной и научно-популярной), а чтобы работа с учебником была более осознанной, направленной на усвоение главной мысли, а не механическим заучиванием и пересказыванием прочитанного, - учу выделять основные структурные элементы знаний, проводя логико-генетический анализ естественных наук, в том числе и физики:

  • научные факты;

  • понятия (материя, свойства тел, веществ, полей, явления, величины, приборы);

  • методы научного исследования (наблюдения – теория – эксперимент);

  • законы;

  • гипотезы и теории.

Требования к знаниям о каждом структурном элементе имеются в кабинете физики.

Освещение вопросов, относящихся к истории открытий, изобретений, применение в технике изучаемых свойств тел, явлений, законов учащиеся самостоятельно пополняют из дополнительной литературы.

В старших классах учащиеся самостоятельно работают с научно-популярной литературой, умеют находить материалы в Интернете, работают с несколькими источниками, сравнивают изложение одних и тех же вопросов в разных источниках, делают выводы, обобщения, что очень важно в работе над учебным проектом. С отдельными сообщениями обучающиеся выступают в разных возрастных группах на классных часах.

Считаю, что это имеет большое воспитательное значение и способствует не только развитию навыков самостоятельной работы с литературой, но и воспитанию у учащихся интереса к чтению научно-популярной литературы по физике, технике, желание расширять и углублять свои знания, развитию монологической речи, уверенности.

А чтобы это все наши дети умели, должны научить их работе с литературой – в библиотеке (каталог, как быстро находить нужную информацию и т.д.)

В процессе наблюдений и опытов из начальной школы учащиеся уже получили навыки самостоятельной работы:

  • Измерение линейных размеров тел, площадей плоских фигур

  • Понятие о цене деления шкалы измерительного прибора и ее определении (на примере метра, линейки, мензурки, термометра)

  • На уроках физики развиваем эти умения, знакомлю с точностью измерения, погрешности измерения, ее видах, нижнего м верхнего пределов измерения, и, главное, как правильно пользоваться этими приборами.

В начале урока для повторения прошлой темы, либо, в конце урока, для закрепления урока, с учащимися повожу тестирование с помощью тестирующего устройства Activote. Учащиеся самостоятельно учатся выполнять косвенные измерения величин, среднюю скорость, плотность, давление, удельную теплоемкость вещества, сопротивления проводника по показаниям амперметра и вольтметра, мощности электрического тока с приборами PASCO. Определяют учащиеся и с какими ошибками можно встретиться при измерениях и, конечно же, строжайшее соблюдение правил техники безопасности при работе с приборами, выполнении лабораторных работ.

Стараюсь, насколько позволяют возможности технического оснащения кабинета, чтобы ученики работали с приборами, проводя наблюдения и опыты, т.к. более полное восприятие происходит при условии, когда предметы и явления воспринимаются не только зрением, слухом, но и другими анализаторами, взаимно дополняющими и контролирующими друг друга. А это возможно, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят то или иное явление, рассмотрев предметы, приборы, сравнивают их, выделяют в них существенные различия и общие признаки. При этом в восприятии участвуют осязательные, двигательные, а иногда и обонятельные анализаторы. Если наблюдение сопровождается всесторонним анализом, записями, зарисовками, то в нем достигается совместное действие 1-ой и 2-ой сигнальной систем, а это обеспечивает большую глубину восприятия. Самостоятельные наблюдения и опыты проводит весь класс или индивидуально.

Постепенно раскрываю структуру научного эксперимента. Научному эксперименту предшествует гипотеза, на ее основе расширяется цель эксперимента, а способ его осуществления это и есть проектирование эксперимента. Ни один научный эксперимент не ставится без реализации этого этапа, поэтому он должен иметь место и в учебном эксперименте. Затем ребенок должен самостоятельно предоставить себе приборы, оборудование.

hello_html_6f06a3a8.jpg

Таким образом, актуализируется собственный опыт работы, учащиеся осознают ценность совместной деятельности, каждый борется за успех (повышается мотивация учебной деятельности), осуществляется самоконтроль, взаимоконтроль учебной деятельности, проявляется творчество в выполнении заданий. Реализуется гуманитарная функция личносто-ориентированного образования: взаимопонимание, общение и сотрудничество, взаимоконтроль, взаимообучение. Анализируются высказывания товарищей, а также реализуется функция социализации: рефлексия, творчество, как личная позиция в любой деятельности.

Приближая условия проведения учебного эксперимента к условиям научного, обязательно делаем вывод, анализируем свою работу.

Провожу работу по изготовлению приборов учащимися: динамометры, фонтаны, электроскоп, уровень, шар Паскаля и т.д.

Организация самостоятельной работы учащихся по решению физических задач способствует умению самостоятельно мыслить и применять знания. Это одна из наиболее трудных видов самостоятельных работ. Здесь учитывается краткая запись, соответствие единиц измерения физических величин (СИ), знание формул, зависимость между величинами, умение делать анализ содержания задач.

  • качественных;

  • расчетных;

  • графических;

  • экспериментальных;

  • тесты.

Самостоятельные работы по решению задач контролирую, оценки выставляю в журнал, пропустившие занятия отрабатывают материал. Наряду с общеклассными самостоятельными работами провожу групповые и индивидуальные. (В методическом арсенале кабинета физики имеется достаточно таких заданий-карточек. При выполнении самостоятельных работ в 7-8-9 классах помощь оказывают старшеклассники).

Практикую работу по созданию учебного проекта.

1. Как вы убедите нас, что давление газа - это удары молекул газа о стенки сосуда?

  1. Учащиеся планируют свою работу;

  2. Объясняют причину давления газа;

  3. Демонстрируют, объясняют, где можно применить.

2..В сосуд с водой опущены одинаковой массы алюминиевое и стальное тела так, что они не касаются дна. Что можно сказать о давлении на дно сосудов?

  1. Учащиеся планируют свою работу;

  2. Отвечают на поставленный вопрос;

  3. Демонстрируют, объясняют, где можно применить.

Самостоятельная работа в классе проводится разно уровневая и рассчитана на 10-15 минут, предназначена для текущего оценивания знаний. Ученик сам выбирает себе уровень, и может от начального дойти до высокого.

Самостоятельные работы, таким образом, могут рассматриваться, как обратная связь «учитель – ученик». Если из 20 учащихся выбрали высокий и достаточный уровень 14 человек, то класс хорошо усвоил изученный материал.

Контрольные работы тоже провожу разно уровневые.

УСПЕХ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ЗАВИСИТ:

От четких указаний учителя о ее цели;

Содержании;

Способах выполнения;

Форм выражения получаемых результатов (график, таблица, схема и т.д.)

Домашняя работа - это сугубо индивидуальная самостоятельная деятельность

Содержание, форма, продолжительность самостоятельной работы в классе соответствует поставленным целям урока.

Заключение. В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Метод проектов не нов в дидактике. Тем более важным является опыт педагога по организации проектной деятельности учащихся на уроках физики, её методические рекомендации по успешному внедрению проектной технологии в процесс обучения и воспитания, советы во избежание неудач при реализации проектов.

hello_html_1af856ad.png

6


Творческий доклад по физике на тему "Использование новых педагогических информационно – коммуникационных и интерактивных технологий на уроках физико-математических дисциплин, как средство достижения реального результата."
  • Физика
Описание:

                                                Абайская средняя общеобразовательная школа

                      Творческий доклад для выступления на августовской конференцие по физике на тему:

 

"Использование новых педагогических информационно – коммуникационных и интерактивных технологий на уроках физико-математических дисциплин, как средство достижения реального результата."

Подготовила: Учитель физики Идрисова А.Н.

Автор Идрисова Айгерим Назымбековна
Дата добавления 02.02.2015
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 940
Номер материала 55457
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓