Главная / Технология / Творческий проект "Декоративное панно "Сокол""

Творческий проект "Декоративное панно "Сокол""

hello_html_6bfbf089.gifhello_html_2eb38dbc.gifhello_html_54c7aa2b.gif

Министерство образования Республики Башкортостан

Кармаскалинский районный отдел образования

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Прибельский

Муниципального района Кармаскалинский район

Декоративное резное панно «Сокол»





Проектанты: Анисимов Владислав 10 класс

Руководитель проекта: Пискарев B.C.










с. Прибельский

2011




081220111497.jpg












Введение

С недавних пор большим спросом пользуется рельефная резьба для украшений как внешней стороны домов и дворовых построек, так и дизайна внутренних интерьеров. В данной технике резьбы создано огромное количество разнообразных украшений современных, не только сельских, но и городских домов. Как в старину. Рельефной резьбой украшаются современные дома, кафе, рестораны, дачи, колодцы, беседки, балконные и приусадебные ограждения, интерьеры и предметы, которые надежно служат в домашнем хозяйстве. Именно поэтому мой проект заключается в создании резного панно для дачи. Приобретая опыт, и оттачивая технику резьбы, было принято решение изготовить резное декоративное панно «Сокол».

Перед созданием проекта мною были поставлены следующие цели:

  1. Пропорциональность изделия.

  2. Эстетичность изделия.

  3. Оригинальность.

  4. Гармоничность.


В процессе конструирования мне пришлось перебрать множество вариантов резьбы: геометрическая, ажурная, контурная. Но все эти техники не удовлетворяли моим требованиям. В итоге я пришел к выводу, для моей работы лучше всего подойдет рельефная резьба, имена данная техника показывает всю прелесть изгиба и пластики будущего изделия. Мое убеждение в значимости выбранного проекта складывалось из того, что приобщаться к изготовлению изделий интерьера нужно как можно раньше. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, достигая поставленные цели, обогащаешься в плане художественного развития, формируется творческое начало и что не мало важно, приучаешься к старательному, добросовестному труду.

Основная идея моего проекта, заключается в создании изделия, включающее в себя практичность и эстетичность.


Глава 1

История художественной обработки древесины


Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно.

Так сложилось, что Русь - страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой.

С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для жизни: возводил жилище и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, изготавливал станки и орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.

1.jpg2.jpg5.jpg 6.jpg8 (1).jpg

В праздники и часы досуга веселили душу залихватские наигрыши на деревянных музыкальных инструментах: балалайках» свирели, скрипке, гудках.

А звонкоголосый деревянный рожок был непременным спутником деревенского пастуха, С песней рожка начиналась трудовая жизнь русской деревни.

Из дерева делали даже хитроумные и надежные замки для дверей. Один из таких замков хранится в Государственном историческом музее в Москве. Изготовил его мастер-древодел еще в XVIII веке, любовно украсив трехгранно-выемчатой резьбой! (Это одно из названий геометрической резьбы).

В каждое изделие мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего большое внимание уделялось форме и пропорциям. Для каждого изделия древесина подбиралась с учетом ее физических и механических свойств. Если красивая текстура (рисунок) дерева сама по себе могла украсить изделия, то ее старались выявить и подчеркнуть.

В 17-18 века искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое значение и вместе с тем выражало духовный смысл. Так как вещи, создаваемые для практического применения становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек, улучшая вещь, совершенствовал свою руку. Воспитывал чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом «чувство вещи».

В прошлом мотивы резьбы имели определенный символический смысл, связанный с языческим представлением наших предков. Например, круги изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого зависела судьба урожая, а значит, и будущее крестьянина-земледельца. Цвет и текстура древесины настолько разнообразны, что это открывает перед мастером богатые возможности выявить красоты материала, не прибегая к подсобным средствам создания художественной композиции.

Деревянная резьба с глубоким, выразительным рельефом узоров издавна встречается в искусстве многих народов нашей страны. Немало резных изделий хранится в музеях, а накладную резьбу на старых деревянных домах можно еще встретить в городах Центральной России, на Урале, в Сибири. Ею украшены лобовые и торцевые доски, светелки, наличники, фигурные очелья ворот и калиток, отчего дома выглядят нарядно, празднично, как терема.

Самобытностью и богатством рельефной домовой резьбы отличается народное искусство Поволжья второй половины XIX века. «Пышный растительный узор круглыми завитками бежит по резным доскам, заплетая в свои побеги то крупные головки цветов, напоминающих ромашку, то грозди винограда, то декоративные плоды, похожие на огромные шишки каких-то сказочных деревьев. И в густоте пышного и ритмичного растительного узора словно позируют львы с очеловеченными головами, берегини в облике русалок, сирины в царственных коронах». Так описаны О. Кругловой, автором книги о русской народной резьбе, украшения одной из поволжских деревень. Особенно нарядно украшают в Поволжье наличники светелочных окон.


Актуальность.

Искусство - это воспитание души и уважение к духовным ценностям, именно оно создает у нас представление о прекрасном и делает нашу душу

богаче, заставляет задумываться и не останавливаться на достигнутом. Искусство начинается с уважения к вещам, но и вещи нужно создавать, чтобы они вызывали уважение.

Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-художника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве. Однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу; так как у ножа и кисти разные возможности создания художественных произведений. Только неустанный творческий труд позволит в короткий срок в совершенстве овладеть ремеслом и мастерством резчика.


Новизна.

Многие люди считают резьбу по дереву ремеслом ушедших времен. не смотря на это в наше время практически в каждом доме можно встретить какую-либо резную вещь. Ремесло резьбы по дереву никогда не умирало и популярно во все времена. В определённый период времени, были более популярными определённые стили резьбы. В наше время очень популяр домовая и геометрическая резьба. Это связано с тем, что в последнее время стало популярным строительство загородных домов и коттеджей, а при строительстве и оформление как раз таки используются данные виды резьбы.

Значимость.

Начиная с 9 века и по наши дни, искусство резьбы по дереву всегда находило практическое применение в быту. Начиная с интерьера (обкладки на мебель, полки, наборы разделочных досок, посуда, горшки для цветов, обкладки дверных косяков и т. д.) и заканчивая наружным оформлением жилища (наличники, ветровые доски, причелины, полотенца) и приусадебного участка (скамейки, беседки, детские игровые площадки).

В общем искусство резьбы по дереву жило, живёт и будет жить.

Глава 2

Составление композиции.

I. Изучение композиционных приёмов.

И. Разработка эскиза будущего изделия.

III. Выполнение эскиза в натуральную величину.

При создании моего проекта необходимо было учитывать, что изготовляемое изделие должно дополнять и подчеркивать интерьер, выбрать технику резьбы и расположить основные элементы так, чтобы придать изделию эстетичность и оригинальность. Для этого нужно представить себе все изделие целиком, мысленно определив пропорции изделия. Изделие должно быть таким, чтобы оно гармонировало с остальными элементами интерьера.


Разработка эскиза будущего изделия.

При построении композиции надо помнить о том, что главное - это стилевое единство формы изделия и сфера его применения. Я познакомился с последовательностью работы над композиционным построением изделия.

  1. Вначале на бумаге набрасывается общая форма изделия в его натуральную величину. Необходимо заранее продумать композицию, определить размеры основных ведущих элементов.

  2. Расположение ведущих элементов располагаются гармонично относительно друг другу.

Необходимо предостерегаться выполнения композиции по частям. Иногда пытаются прорисовать отдельные элементы изделия и только, потом скомпоновать их в единое целое.

Сосредотачиваясь на деталях, учащиеся не видят, как элементы соотносятся друг с другом, упуская при этом общую композицию.

Можно сделать несколько вариантов композиционного построения на одном и том же изделии. Это поможет выбрать лучший из них.

3. Составив композицию, необходимо подумать о цвете изделия.
Для этого нужно выбрать породу древесины, с учетом ее цве-
та, текстуры и других физических свойств.(вязкость, плотность, твердость, упругость)

Для придания изделию более насыщенного цвета можно использовать текстурол (лакокрасочный материал, придает древесине цвет, защищает от воздействия окружающей среды) или морилку.


Выбор материала.

Перед обработкой древесины необходимо ознакомиться с её основными свойствами.

Дерево издавна было одним из самых распространенных поделочных материалов доступно для домашнего умельца. Изделия из древесины ценятся за прочность, красивый вид, легкость обработки, «теплоту» и даже приятный запах. Природный рисунок и окраска древесины многих пород дерева столь привлекательны, что они сами по себе определяют ценность изделий из древесины в зависимости от сохранности их естественного внешнего вида. Древесина - материал, получаемый из срубленного от коры и ветвей ствола дерева. Ее свойства во многом зависят как от породы дерева, так и от строения древесины, а также от того, к какой части ствола она относится. Основной материал, применяемый для резьбы, - липа. Мягкая легкая древесина липы, имеющая однородное строение, мало трескается, незначительно коробится и, самое главное, хорошо режется. Вместо липы могут быть использованы осина, ольха, ива, которые обладают похожими свойствами, а также сосна.




Выполнение эскиза.

Эскиз выполняется на бумаге средней плотности. Основная цель выполнения эскиза заключается в том, чтобы отобразить будущее изделие на бумаге, сопоставить размеры всех элементов, увидеть изделие в целостном виде. На эскизе можно легко исправить те элементы, которые не соответствуют требованиям, поставленным перед началом работы. В первую очередь я нарисовал сокола сохраняя пропорции тела птицы, затем прорисовал голову и хвост. После этого необходимо было выразить крылья и лапы.



Глава 3

Описание технологического процесса изготовления декоративного панно «Сокол»


Для изготовления моего изделия в первую очередь необходимо нарисовать эскиз будущего изделия и выбрать технику резьбы. Из всех существующих стилей резьбы по дереву для создания моей работы больше всего подходит рельефная резьба.



Данная работа выполнялась в несколько этапов:

  1. Изготовление эскиза.

  2. Изготовление шаблона.

  3. Подбор материала.

  4. Нанесения рисунка на материал.

  5. Резьба ведущих элементов изделия.

  6. Подготовка резных элементов для отделки изделия..

  7. Отделка изделия лакокрасочными материалами.

  8. Сушка изделия.


Лучше всего выполнить эскиз в натуральную величину. Данный эскиз позволит заметить недостатки будущего изделия. После того как эскиз будет готов можно приступить к изготовлению шаблонов. Шаблоны изготавливаются из плотной бумаги. Для изготовления резьбы лучший и более доступный материал – липа.

Для выполнения резьбы необходимо подготовить поверхность материала.

Прострогать доску вдоль волокон, отшлифовать поверхность, нанести рисунок по шаблону. Одна из самых сложных операций, на мой взгляд, является выборка основного фона для резьбы лап. Для этого пришлось вначале пропилить заготовку по толщине, оставляя место для лап в неприкосновенности. При выборке рисунок который мы нанесли на поверхность заготовки исчезнет, для этого необходимо нанести рисунок по шаблону повторно. Я пришел к выводу, что для полного завершения работы мне необходимо придать соколу более естественный вид. Для решения этой задачи - под лапами очень аккуратно просверлил отверстие для ветки.

Далее с помощью электролобзика пропилить элемент по контуру. Работа электролобзиком должна выполнятся с максимальной осторожностью, строго соблюдая технику безопасности при работе с электрифицированным инструментом. Надрезание и подрезание контуров изображения. Вначале углубляют все контурные линии и границы резных плоскостей, а затем сам рисунок отделяют от фона прорезной канавкой. Прямолинейные и плавно изогнутые контурные углубления делаются косым ножом сначала с наклоном в одну сторону (надрезание), а затем в другую (подрезание), как выполняют контурную резьбу. Лезвие проходит несколько справа и слева от линии рисунка, так что она оказывается впоследствии посередине. Следующий этап — удаление выпуклостей фона. Работают полукруглыми стамесками, срезая фон до необходимой глубины во всех направлениях, как только удобно: вдоль, поперек волокон, и под углом к ним. Если требуется изображение сильно поднять над фоном, операции по углублению и подборке делают несколько раз, слой за слоем снимая древесину.

Когда фон углублен до нужного уровня, начинают прорабатывать само изображение. Для этого хороши все инструменты. Иногда пользуются косым ножом, заоваливая им высокие края резьбы, для мягких углублений понадобится пологая широкая стамеска, в другом месте продольные углубленные прорези выбирают узкой полукруглой стамеской.

Для выполнения рельефной резьбы нужно правильно подобрать резцы. Основные виды резцов, которые я применял при резьбе – косячок, полукруглый резец, нож для богородцкой резьбы. Инструмент должен быть хорошо заточен и доведен. Во время работы необходимо следить за состоянием инструмента, периодически подправлять заточку.

Следующая операция – шлифование резных элементов т.е. подготовка к лакокрасочным работам.

Для придания эстетического вида изделие покрывается морилкой. После высыхания необходимо повторно отшлифовать резные элементы по плоскости, данная операция позволить придать наличнику объем.

Покрытие изделия лаком производится в несколько этапов. Первичное покрытие производится с целью грунтовки (лаком заполняются микро поры), после высыхания изделие зачищается мелкой шкуркой, данной операцией удаляется поднятой ворс. Повторное покрытие производится лаком ПФ-283. Изделие приобретает завершенный вид.

Сушка изделия, как и лакокрасочные работы, производятся в проветриваемых помещениях при комнатной температуре.













Глава 4 Экономическое обоснование.

При изготовлении данного проекта были произведены следующие затраты:

  1. Необходимо было приобрести кисть для покрытия изделия лакокрасочными материалами – 20руб.

  2. Мебельный лак 200 граммовая банка - 58 рублей 50 копеек.

  3. Морилка «дуб» 150 гр. - 50 рублей.

  4. Электроэнергия, затраченная при пропиливании и сверлении - 6 рублей 25 копеек.

Пиломатериал, доска липовая шириной 600х150х50 мм были взяты мной в школьной мастерской, оставшийся после ремонта школы.

Сложив все затраты, получилось, что изготовление одного оконного наличника обошлось мне в 134 рубля 75 копеек!

Обратив внимание на то, что данное изделие изготовлено непосредственно вручную и в эксклюзивном порядке, можно с уверенностью сказать, что при продаже изделия прибыль будет неплохая.

Изучив рынок сбыта я пришел к выводу, что во первых, изделия аналогичные моему, очень редко можно увидеть в свободной продаже. Во вторых, спрос на аналогичные изделия довольно-таки большой. Это позволяет мне установить свою цену на товар.

Чтобы установить цену необходимо сделать сравнительный анализ цен на похожую продукцию. Например, цены на подставки для цветов, маски, разделочные доски колеблются в зависимости от техники выполнения от 500 до 2000 рублей.

Если брать во внимание трудоемкий процесс резных работ, то моя работа стоит приблизительно 1000 руб.

В заключении определим прибыль в случаи продажи изделия вычитанием стоимости товара и затраченных средств на производство.

1500-134.75=1365.25 отсюда чистая прибыль при продаже составит

1365 рублей 25 копеек

Хотелось бы отметить, что изготовление данного изделия требует большего терпения и не меньших затрат труда. Такая прибыль, на первый взгляд может показаться относительно большой. Рынок диктует цены на товар, спрос рождает предложение. А в последнее время на ручную работу с гарантией эксклюзивности, спрос очень большой.


Вывод: изготовление данного изделия экономически выгодно.



Глава 5

Экологическая экспертиза.

Древесина является одной из, наиболее экологически, чистым материалом, применяемым для изготовления изделий. Это обуславливается природным происхождением. При создании проекта я пытался свести к минимуму загрязнение окружающей среды и нанесения вреда собственному здоровью. Для этих целей соблюдались следующие правила.

  1. Выбор материала. Древесина - природный материал.

  1. При изготовлении изделия не применялись химически активные элементы (пластмасса, полистирол, пластик, металл). Изделие изготовлено только из древесины.

  2. При использовании лакокрасочных материалов, помещение в котором проводилась операция, обязательно проветривалось с дополнительным применением респиратора.

  3. Отходы, полученные при изготовлении изделия, в частности стружка и опилки, нашли применение в живом уголке. Для посыпания на почву, в которой растут растения (опилки, удерживают влагу).












Технологическая карта

(декоративное панно «Сокол» )


Наименование операции

Э с к и з

Инструменты и приспособления

1.

Разметить заготовку по длине и ширине


Линейка, карандаш, угольник, циркуль.

2.




Распилить заготовку


Ножовка, упор.

3.

Нанести рисунок по шаблону.


Шаблон, карандаш.

4.

Распилить заготовку по разметке.


Ножовка, электролобзик, упор

5.

Подготовить поверхность основания


Рубанок

6.

Перенести рисунок через копировальную бумагу.


Копировальная бумага, карандаш.

7.

Выполнить резьбу.


Резцы для резьбы по дереву, упор.

8.

Просверлить отверстие для ветки


Дрель, сверло 10мм.

9.

Отшлифовать изделие


Наждачная бумага.

10.

Покрыть изделие морилкой.


Морилка «дуб», кисть.

11.

Покрыть изделие лаком.


Лак ПФ, кисть.









































Резьба_татьянка.jpg


Мы подарим тепло и уют Вашему дому.

Прикоснитесь к прекрасному.



Резьба_татьянка.jpg






Наш адрес: село Прибельский, МОБУ СОШ. Мы ждем ВАС!


Заключение

Закончив свой проект, я познакомился с историей применения древесины в народном творчестве, в частности с тем, что древесина являлась основным материалом для изготовления различных предметов быта разных народов -посуды, мебели, домашней утвари и самих жилищ.

Все изделия создаются по законам композиции, несоблюдение которых или незнание может привести к нарушению гармонии. Композиция (от лат. compositio - расположение, составление, соединение) - построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов) в единое целое.

Изучая роль декоративно-прикладного искусства в жизни, в частности резьбы по дереву, пришел к выводу что, с помощью декоративной обработки древесины можно украсить свой дом, балкон или другие постройки и сделать их неповторимыми.

Прошли те времена, когда строили дома, похожие на «спичечные коробки»! Сейчас хороший хозяин старается украсить свой дом, сделать его не похожим на дом соседа. Конечно, украшения для дома можно купить и в магазине или заказать в мастерской, но на много приятнее сделать их своими руками.

Для композиции изделия основным является единство содержания и формы.

В своей работе я связал в единую композицию элементы, изготовленные различными технологическими операциями, добиваясь этим оригинальности изделия и практического применения.

Научился применять навыки и умения, полученные на уроках технологии, в практической деятельности.

Более близко познакомился с техникой домовой (рельефной резьбы) с породами, свойствами и текстурой древесины.

Для дальнейшего саморазвития в техники домовой резьбы мне хотелось бы изготовить раму для зеркала.


Используемая литература


  1. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба Смоленск.

  2. Абросимов А.А., Коплан Н.И., Митлицкая Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М:, 1984

  3. Гасарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М:, 1985

  4. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М:, 1989

  5. Степанов Н.С. Резьбы очарование Л:, Лениздат 1991

  6. Резьба по дереву. Витраж, уличная резьба, дизайн цоколя. Растов-на Дону, 2006.

  7. Софроненко В.М. Вторая жизнь дерева. Минск, 1990.


~ 22 ~


Творческий проект "Декоративное панно "Сокол""
  • Технология
Описание:

С недавних пор большим спросом пользуется рельефная резьба для украшений как внешней стороны домов и дворовых построек, так и дизайна внутренних интерьеров. В данной технике резьбы создано огромное количество разнообразных украшений современных, не только сельских, но и городских домов. Как в старину. Рельефной резьбой украшаются современные дома, кафе, рестораны, дачи, колодцы, беседки, балконные и приусадебные ограждения, интерьеры и предметы, которые надежно служат в домашнем хозяйстве. Именно поэтому мой проект заключается в создании резного панно для дачи. Приобретая опыт, и оттачивая технику резьбы, было принято решение изготовить резное декоративное панно «Сокол».

Автор Пискарёв Вячеслав Сергеевич
Дата добавления 07.10.2016
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 165
Номер материала MA-067891
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓