Главная / Русский язык и литература / творческие работы детей, представленные на конкурсах различного уровня.

творческие работы детей, представленные на конкурсах различного уровня.

Эссе Шуклиной Светланы, занявшей 3 место в номинации «Лучшие работы учащихся 7 класса» в Областном этап Всероссийского конкурса эссе.

ПАМЯТЬ.

Что такое память? Память — это поток информации, который передаётся из поколения в поколение. Это что-то такое, что не даёт нам забыть прошлое. Это сложный процесс, позволяющий человеку жить и развиваться. Попробуйте стереть память человека, что из этого получится? Разве можно будет назвать его тогда человеком? Я думаю, что память необходима человеку. Она позволяет нам вернуться в прошлое, вспомнить о тех или иных событиях, о людях, о героических поступках. Я рада, что у меня есть родные и близкие, которые помнят о прошлом. Я горжусь тем, что я живу в России, так как в этой стране люди чтут память погибших в Великой Отечественной войне и локальных войнах.

Я счастлива, что родилась в мирное время. Как и все я много слышала о войне, ведь горе и беды не обошли стороной и мою семью. Мой дедушка Алексей Николаевич Суртаев в марте тысяча девятьсот сорок первого года досрочно сдал экзамены за курс средней школы и поступил в Казанское танковое училище. Через три года началась Великая Отечественная война. Так и недоучившись в военном училище, он в звании младшего лейтенанта был направлен на Сталинградский фронт командиром танкового взвода. В одном из боёв мой дедушка подбил немецкий танк и самоходку. Его представили к награде. Ему вручили орден Красного Знамени, но получил он его уже после госпиталя, потому что после боёв в Прохоровке танковую дивизию, в которой он служил, перебросили под Харьков на помощь Степному фронту. На марше танковая рота наткнулась на засаду. Первым был подбит головной танк командира роты, то есть моего деда. Из горящего танка его вытащил заряжающий, определил его в медсанбат. Очнулся дедушка только через месяц в Челябинске. Потом он долго лечился. И снова бой. Медали, которыми он был награждён, говорят о его мужестве, бесстрашии. Второй орден Красного знамени дедушка получил за три танка и две самоходных артиллерийских установки.

За годы Великой Отечественной войны мой дедушка жёг фашистские танки, но сам не уберёгся: семь раз горел, был ранен и контужен. И очень жаль, что не дожил он до наших дней. Пройдя всю войну, он погиб в мирное время. Как хотелось бы услышать именно от него о тех страшных событиях.

Так память остаётся в сердцах людей. Она позволяет жить и сегодня. Конечно, жить одним прошлым нельзя, но и забывать о нём не стоит. Вечная память тем, кто оставил след в нашей памяти. Мы будем вас помнить всегда. Великое дело — память.











Эссе на Областной конкурс исследовательских и творческих работ обучающихся образовательного учреждения, посвящённого Году космонавтики и другим знаменательным датам истории Российского государства Шуклиной Светланы.

Номинация: «Герой нашего времени».

Герой нашего времени – кто он? Я считаю, что героем нашего времени может стать каждый, будь то врач, шофёр, артист или человек любой профессии. Герой, в моём понимании – это выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиг.

Подвиги совершают не только на войне, но и в мирное время. Настоящие ценители спорта хорошо знают и не забывают Шаварша Карапетяна, установившего десять мировых рекордов по прыжкам в воду. Но главный свой рекорд он установил на месте чрезвычайного происшествия, где судьями были жизнь и смерть.

В один из сентябрьских вечеров с высокой плотины Ереванского водохранилища сорвался троллейбус с пассажирами. Троллейбус быстро погружался в воду. В это время Шаварш Карапетян заканчивал ежедневную двадцатикилометровую пробежку и уже хотел возвратиться домой. Но тут он увидел с высокой перемычки моста разыгравшуюся внизу трагедию. Рядом с ним был родной брат Камо и другие спортсмены.

Чемпион первым оценил обстановку и бросился вниз к плотине. На бегу он стаскивал с себя одежду, затем без раздумий прыгнул в воду. Его брат последовал за ним, и через несколько секунд братья были в воде вместе.

Первым доплыл до погружённого в воду троллейбуса Шаварш. Он сразу понял, что предстоит нелёгкая работа, и никто лучше него с ней не справится. Шаварш нырнул на большую глубину и проник в троллейбус, чтобы спасти людей. Много раз выныривал он, прижимая к себе незнакомых ему людей. Двадцать один раз проникал он в салон троллейбуса.

А тем временем на плотину прибыли два огромных крана. Шаваршу удалось выбить два боковых стекла и продеть тросы под крышей машины.

В это время на самоотверженные действия Шаварша и Камо, который принимал спасённых людей, смотрел их отец В.С.Карапетян. Ему не позволяли прыгнуть в воду на помощь сыновьям, но, я думаю, что в сердце и сознании отца произошло очень важное открытие: его сыновья – взрослые люди, способные на большие подвиги.

За достижения в спорте Шаварш Карапетян был удостоен 130 медалей, но лучшей наградой он всегда считал двадцать спасённых им жизней. Спасая людей, он ещё раз дал всем понять, что может сделать человек, рассчитывающий только на себя и свои силы.

Этот пример ещё раз доказывает мысль о том, что и в современном мире есть место подвигу. Его совершают люди, не задумываясь о последствиях для себя. Прочитав статью о подвиге Шаварша Карапетяна, я невольно стала задумываться: «А смогла бы я поступить так?» Да, возможно, именно такой подвиг я бы не смогла совершить, но его пример может заставить посмотреть на мир, на то, что меня окружает другими глазами. Сегодня ты можешь радоваться жизни, быть счастливым, как и многие другие, а завтра….? Что будет завтра? Вот о чём должна думать современная молодёжь. Не обязательно быть спортсменом как Шаварш, нужно только быть ЧЕЛОВЕКОМ, любить ближних и оказывать посильную помощь окружающим тебя людям.


Эссе ученицы 8 класса Пьянкиной Татьяны на районный конкурс исследовательских, творческих работ, эссе «Великие дела великого человека» в рамках проекта «Виват, Россия», посвящённого году истории в России.

Михаил Илларионович Кутузов является одним из величайших людей России. Он олицетворяет собой силу и мужество русской армии, а её проблема сейчас является наиболее актуальной. Кутузов именно тот человек в истории России, у которого хватило сил взять на себя ответственность за победу или поражение русской армии, и именно его больше всех боялись иностранные деятели того времени.

В наше время в России нет политических деятелей, подобных Кутузову, которым народ мог бы полностью доверить свою жизнь, которые заботились бы о его безопасности и процветании, смогли бы взять ответственность на себя, а не искать виноватого. Сейчас многие страны пытаются надавить на неё, но из этого ничего не выйдет, так как они не имеют представление о главном - о непримиримости русского духа, при помощи которого Кутузов победил в Отечественной войне 1812 года. Так в чём же сила русского духа? Почему именно Кутузов сыграл важную роль в событиях Отечественной войны 1812г? На эти вопросы и предстоит мне ответить.

Хотелось бы вначале окунуться в то историческое время. Важнейшей национально-освободительной войной в начале 19 века, в которой решалась судьба не только России, но и Европы, была Отечественная война 1812 года.

На западной русской границе к июню 1812 года были сосредоточены три мощные группировки французских войск, имевшие 500 тысяч человек пехоты и кавалерии при 1372 орудиях. Разрабатывая план похода, Наполеон рассчитывал стремительным ударом разгромить русские войска в приграничных сражениях, поставить Россию на колени и тем самым еще более укрепить свое могущество в Европе.

12 июня 1812 года наполеоновская армия перешла через Неман и вторглась в пределы России. Главный удар французских войск был направлен на Москву.

Война для России началась в невыгодной стратегической обстановке, при неблагоприятном соотношении сил. Разработанные в Петербурге планы войны имели ряд серьезных просчетов в организации обороны страны. Это создало для русской армии огромные трудности и стало причиной ее отступления.

Отступление русских войск, потери обширных территорий вызвали растущее недовольство в армии, среди дворянства и в широких народных массах деятельностью правительства по руководству военными операциями, отсутствием единого командования в действующей армии. И тогда Александр I, вопреки своему желанию , 8 (20) августа утвердил решение Чрезвычайного комитета и подписал указ о назначении Кутузова главнокомандующим.

Кутузов прибыл в армию 17 (29) августа и принял командование. Его приезд вызвал всеобщее поднятие духа в русской армии. «Пришел Кутузов бить французов», - говорили солдаты.

Именно Михаил Илларионович смог укрепить русский дух в армии. Он уделял внимание буквально всему: плану военных действий и резервам, снабжению армии и состоянию дорог, организации ополчения и партизанских отрядов, медицинскому обслуживанию и отношению к пленным и так далее. Только такое понимание всех проблем могло быть залогом будущих успехов. Я считаю, что Кутузов является той фигурой в истории Государства Российского, которую можно поставить в один ряд с его основателем, так как спасение от иноземных захватчиков можно считать вторым рождением. Таких рождений история России переживала не раз, но это больше всех убедило Европу в стойкости и непоколебимости русского характера. Казалось бы, уже все проиграно, война является смертоносной для России, но русский народ никогда не сдается и борется до последней капли крови, добиваясь успехов в практически безвыходных ситуациях. Эта характерная черта для русских проявлялась во всех войнах, но больше всех ее использовал Кутузов, а точнее народ дал ему это право. Война 1812 года стала одним из тех редких случаев истории, когда народ объединился вокруг одного человека не из-за его славы и успехов, не из-за его мудрости и ума, а из-за того, что в это трудное время он был как никто душевно близок к нему, он выражал волю народа, и это дано не каждому.                

Кутузов был до того разносторонним  человеком, что мог защищать интересы России в любой сфере деятельности и на любом фронте. Можно представить, сколько бы он принес пользы государству, если бы царь поступился бы личной причиной неприязни и поставил бы интересы России превыше всего, но Александр предпочел поступиться интересами страны. Это было образцом эгоизма и безответственности, то, что всегда противостояло чертам характера Кутузова.

Я думаю, великие дела может совершать только человек, обладающий такими качествами как у Кутузова. В этом человеке кроется и какая-то загадочность, которая переплетается, как мне кажется, с его мудростью. Когда рассматриваешь иллюстрации, на которых изображён Кутузов, то кажется, что он как будто видит сквозь века и знает заранее обо всех свершениях.

Когда пытаешься сравнить Кутузова с политическими и государственными деятелями нынешнего времени, то понимаешь, что среди них нет людей, содержащих хотя бы частицу тех черт, которые были присуще Кутузову. Это означает, что нет у этих людей ничего близкого народу, нет у них проблем, которые волнуют народ. Может быть, это честный Кутузов какой-то особенный, может он специально был послан человечеству Богом для спасения русского народа от Наполеона?

Таким образом, значение Кутузова велико не только для всей России, которую он спас от поработителей, но и для всего мира. В связи с этим  Михаила Илларионовича Кутузова, великого русского человека, можно назвать не иначе как «спасителем Европы».  
















Сочинение-рассуждение «Здоровым быть – здорово» ученицы 7 класса Пьянкиной Татьяны.

Почему же так важно быть здоровым?

Мы никогда не задумываемся, почему так важно быть здоровым? Хорошее здоровье является результатом правильного питания, регулярных физических упражнений, активного образа жизни. Ведь человек должен остаться человеком, а не его подобием. Нужно стремиться быть здоровым и физически и духовно. Не все люди становятся на правильный путь, многие употребляют алкоголь, наркотики, курят. И они не задумываются, как это здорово быть - здоровым! Так, например, у нас в посёлке большинство молодых людей не посещают школьную и поселковую секции. Зато все знают, что человек должен заниматься физическими упражнениями по часу в день. Спорт – это не только физические упражнения, но и здоровое питание. Когда я занимаюсь спортом, мне некогда думать о том, что бы такое съесть неполезное, например, чипсы, которые могут навредить моему здоровью. Я задумываюсь о том, как мне вырасти здоровой и крепкой. В наше время многие люди употребляют продукции «Роллтон», потому что это вкусно и быстро готовиться. Но ведь это не приведёт ни к чему хорошему, так наш организм подвергается самым различным болезням, одной из которых является рак желудка. Для того, чтобы сохранить своё здоровье, нужно отказаться от вредной пищи и питаться только здоровой едой, которая полезна нам и нашему организму!

Здоровым быть – здорово, потому что в будущем твоя семья будет крепкая и здоровая как ты. И, конечно же, организм твой будет крепким. Но сегодня, к сожалению, стало рождаться много больных детей, это потому что родители ведут нездоровый образ жизни. А зачем же такие мучения нужны ребёнку? Ему ведь тоже хочется, как и всем детям, играть на улице, а он вместо этого постоянно ездит по больницам, или вовсе он инвалид, который на всю жизнь прикован к постели. Будущие родители, задумайтесь! Ведь не только от нас, но и от вас зависит будущее нашего поколения! Ведите здоровый образ жизни – это здорово! Вы можете стать известными на всю страну как «долгожитель». Так, например, долгожитель Магомед Насибович Лабазанов, которому 121 год, 10 месяцев и 16 дней никогда не пил спиртного, не курил, питался умеренно и рационально: сывороткой, кукурузными лепёшками, овощами, фруктами и зеленью. Но главным условием долголетия Магомед считает физическую активность, труд и движение.

Движение – это жизнь. Я сама веду активный образ жизни: участвую в различных спортивных и творческих мероприятиях. Для меня это очень интересно, это помогает мне добиться различных результатов. Мне даже выпала возможность выступить за честь школы в соревнованиях по баскетболу, которые проходили в Белом Яре. Хоть наша команда и не заняла первое место, зато мы получили опыт на будущее, и я думаю, что в следующем году мы обязательно победим! А ещё в 2010 году я участвовала в районной игре «КВН». В результате наша команда получила кубок за участие и подарки. Активная жизненная позиция позволяет мне участвовать не только в школьных мероприятиях и конкурсах, но и районных, областных и всероссийских. В целом моя жизнь – движение, мне некогда болеть или вести нездоровый образ жизни, я всегда чувствую себя в форме.

Таким образом, я считаю, что здоровым быть – здорово! Это жизненно необходимо для каждого! Занимайтесь спортом, питайтесь здоровой пищей, будьте активны во всём, и вы увидите: жизнь прекрасна!

Лирическое стихотворение «Память как наказ» призёра (2 место) I областного фестиваля литературного творчества «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут…» Калгашкина Константина.(8 класс).


Случилось это много лет назад,

Но память сохранили мы на веки

Войны той страшной и безумной ад

Российского тревожит человека.


Высокой нотой и набатом отдают

В душе разрывы, стоны, плач ребёнка.

Победа, Родина возможность нам дают

Мир сохранить сегодня для потомков.


Отец мой в девяностых, молодой,

От террористов защищал народы.

На кителе его горит звезда.

Она горит, как памятник свободы.


И слушая рассказы о войне,

Мы в мыслях возвращаемся в то время,

Ведь многие погибли в том огне,

Но донесли до нас победы знамя.


Мой дом Россия! Знаю с детства я.

Твоей надеждой и защитником я стану,

О доблестных победах вспоминая,

Наказ отцов и дедов, выполняя!



















Левшинская Таня 6.кл

В глуши лесной журчит родник.

Он маленький, но чистый.

Зима наступит, а родник живой течёт,

Журчит, течёт на радость людям.


Минькова Кристина 6 кл.

Иду дорогой я лесной,

И где-то рядом за сосной

Находится родник.

Он там уж много-много лет,

И я к нему привык.


Остроухова Аня. 6 кл.

Родник.

Один родник

В глуши лесной,

К сосне приник,

Журча весной.


Он бьёт ключом

Из-под земли,

И с каждым днём

Огромный он.


Ведь от жары

Напьёшься ты,

И все мечты

Исполнишь ты.


Родник.


Журчит лесной родник,

Он чист и быстр всегда.

Из недр земли он здесь возник

И будет навсегда.


Сюда придет олень лесной

И мишка косолапый,

И серый волк придёт хромой,

И зайка, серенький косой.


Лесной родник напоит нас

И в жаркий день, и в знойный час.

Пока вода его бежит,

Он будет радость всем дарить.


Кремис Марина 6 кл.

Тропинкой лесной,

За красивой сосной

Стоит родник,

Он ко всему привык!

Решетников Илья 6 кл.

Весёлый родничок

Журчит в тиши лесной.

Прилетел жучок

Набрать воды живой.


Пьянкина Таня.

На опушке лесной,

За высокой сосной,

Бьёт родник,

Словно я к нему привык.


Басарева Настя.

Бежит лесной,

Под высокой сосной

Целительный родник.

Я к нему привык.

Люди им восхищаются,

Пьют его и исцеляются.

Возле него отдыхают

И чаёк попивают.

Любят рядом дети поиграть

И травы полезные нарывать.

И пытаются рабочим объяснить,

Что полезно из него воду пить.


Хуторная Настя

Родник лесной среди листвы

Бьёт из земли струя воды.

Один родник напоит всех,

Во всём всегда нас ждёт успех

Лирическое стихотворение «Воспоминание»

Автор стихотворения: Остроухова Анна Евгеньевна,

МБОУ «Катайгинская СОШ», 7 класс,

Томская область, Верхнекетский район,

п. Катайга, ул.60 лет Октября д.27 кв.1.,

8-901609-14-84, 8-38-258-33-329.,


Я помню, помню лес и поле

И ту дорожку до ручья,

И солнце яркое такое,

Что отблеск в речке вижу я.


И небо синее, большое,

И облака плывут вдали,

И птички, весело играя,

Щебечут о своей любви.


Я помню луг и то раздолье,

И те берёзки и дубы,

И песня слышится на воле

Про все красоты и цветы.


Вокруг всё зелено и ясно,

И ветер песни мне поёт.

Мне кажется, что я в волшебной сказке,

И никогда всё это не пройдёт.


Лирическое стихотворение «Золотая рыбка»

Приплыла к нам рыбка золотая

Из далёких океанов и морей,

Словно лучик солнца, вся блистая,

Плещется в кругу своих друзей.


Ты исполни и наши все желанья,

Чтобы был покой и мир на свете,

Чтобы дети все, на всей планете,

Никогда не знали бы беды.


Чтобы не летали самолёты

И не бомбили города!

Чтоб чистыми были озёра,

И воздух был бы чист как никогда!


Рыбка хвостиком своим махнула,

Пожелав удачи на прощанье.

Обещала нам исполнить все желанья,

Уплывая, прошептав нам: «До свидания».

Исследовательская работа, представленная на школьной и районной научно-практической конференции «Будущая элита Верхнекетья», по теме «Школьные прозвища»


Выполнили: Баранов С., 9 класс, МБОУ «Катайгинская СОШ»

Лебедев А.Н., 9 класс, МБОУ «Катайгинская СОШ»

Руководители: Бендель А.В., учитель русского языка и литературы.

Мальцева С.В., учитель русского языка и литературы.


Оглавление

  1. Актуальность проблемы исследования.

  2. Цели.

  3. Задачи.

  4. Объект исследования.

  5. Ожидаемый результат.

  6. Методы исследования.

  7. Результаты исследования:

    • Теоретическая часть;

    • Практическая часть;

  8. Выводы.

  9. Рекомендации.

  10. Список использованных источников.


  1. Актуальность проблемы исследования.

Сегодня очень часто можно слышать от сверстников и молодёжи обращение друг к другу не по имени, а по прозвищу. Есть прозвища обидные и безобидные. Но чаще всего почему-то можно услышать именно обидные, которые оскорбляют человека.

Почему это происходит? Почему это явление особенно распространено среди школьников? Вот вопросы, на которые нам предстоит найти ответ.


  1. Цель работы - показать возникновение и функционирование прозвищ в школьной среде.


  1. Задачи исследования:

  • Изучение дополнительной литературы по ономастике и антропонимике;

  • Изучение истории возникновения имён и прозвищ;

  • Выяснение путем опроса среди подростков 6-11-х классов их индивидуальных прозвищ, количество опрошенных – 67 человек;

  • Определение причин, по которым даются прозвища, группировка данных прозвищ в соответствии с причинами возникновения.

  • Создание памятки «Как избавиться от прозвищ и кличек?".


  1. Объектом исследования - прозвища учеников 6-11-х классов.


  1. Ожидаемый результат: ознакомление с историей возникновения прозвищ и их функционирование в школьной среде.


  1. Методы исследования:

  • опрос обучающихся 6-11 классов;

  • сбор информации из книг и сети Интернет;

  • анализ;

  1. Результаты работы.

    1. Теоретическая часть.

Раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения, называется Онома́стика.

АНТРОПОНИМИКА – раздел ономастики, изучающий имена людей , их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования. Антропонимом называется любое имя собственное, которым зовется человек: имя личное , фамилия , прозвище , псевдоним , клички.

Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Каждое слово отражало внутреннюю суть вещей. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате возникли разные языки. С именами людей произошло то же самое.

Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

До принятия христианства, русские люди воспринимали свои имена как «второе я». Они думали, что произнесение со злым умыслом чьего-то имени чужим, недобрым человеком может привести к болезни и даже смерти именуемого. Как следствие этого возникла двуименность: «настоящее» имя человека держалось в тайне (его знали только некоторые самые близкие к нему люди).

Но человека надо было как-то звать. Для этого создавались обиходные имена. Среди них были имена «обманные», данные по названиям малоценных предметов, например Горшок, Ложка. Среди обиходных имен выделяются «защитные», или «охранные», «оберегающими» от сглаза и всяких напастей. Такие имена образованы от слов с отрицательной семантикой: Пьяный, Дурень, Дурняга.


7.2 Практическая часть.

В ходе исследования мы задавали учащимся 6-11-х классов следующие вопросы:

1.Есть ли у вас прозвище (да или нет)?

2. Какое?

3.Как оно образовалось?

а) по фамилии

б) по внешности

в) по характеру

г) по любимому слову

д) просто так

4. Что лучше: имя или прозвище?

В каком же возрасте появляется больше всего прозвищ? Больше всех прозвищ оказалось у учащихся 8, 9 и 11 классов.

У 6-го класса – 6

У 7-го класса – - 10

У 8-го класса – 15

У 9 –го класса- 6

У 10-го класса – 6

У 11 класса - 5

У прозвищ, как и у всех слов в языке, - есть своя биография, история, своя судьба. Как же они возникают? Приведем примеры. По этическим соображениям все фамилии не указаны, но классификация их проведена по данным учащихся нашей школы.

  1. Образованные от фамилий или от личных имен носителей ( прозвища, сложенные в рифму с личным именем) : Шурка Ковалёвская, Полька, Глухарь, Егориха, Щука, Бошка, Костыль, Сухарик, Олень, ЧП, Манюня, Викторина, Большая, Горбыль, Корепан, Кудря, Овчила, Тихон, Макар, Мальц, Бес, Липден, Танчер.

  2. По внешним признакам человека: Кролик, Масяня, Ромашка, Квашня, Верочка, Азиатка, Филя, Пончик, Чечен, Колбаса.

3. По особенностям характера, поведения, привычек человека: Ботаник.

4.По рифмовке с фамилией: Лапша, Крем, Шукля, Скрипач, Кузя, Подмышка, Шнапс, Кастрюля, Асассин.

5. По любимому слову - Бич, Резина, Бочман, Коржик, Лаврентий, Клещ, Кекс.

Таким образом, проследив источник возникновения прозвищ, мы заметили, что большинство из них даются по следующим смысловым значениям:

По фамилиям или от личных имен носителей – 23

По внешнему виду –10

По особенностям характера – 1

По любимому слову – 10

Просто так - 6


Почему же возникают прозвища? Можно предположить, что праосновой современных неофициальных прозвищ является дохристианский период, когда в качестве личных имён употреблялись собственно славянские, языческие антропонимы.

Например, в давние времена у князей тоже были прозвища. Такие, как

Михаил Ярославович – Калита, Александр Ярославович – Гордый, Дмитрий Юрьевич – Тёмный.

Прозвища – неумирающее явление нашей жизни. Составлялись и составляются словари прозвищ, есть работы лингвистов-языковедов о прозвищах в нашей жизни, есть Интернет-форумы, где эта тема вызывает многочисленные отклики и обсуждения. Но мы против прозвищ, особенно если они обидные и неблагозвучные.

На одном из интернет-форуме мы нашли интересную информацию о прозвищах. Среди многих известных людей тоже есть те, у которых есть прозвище. Так, например, мы выяснили, что известного Льва Яшина сам Бог, казалось, велел назвать Львом, однако великий голкипер удостоился жутковатого прозвища Черный Паук. Лев Иванович любил надевать черный вратарский свитер, а его безупречная, расчетливая манера игры действительно вызывала ассоциации с хозяином паутины.

Алексей Хомич – Тигр. Знаменитый советский вратарь Алексей Хомич получил имя Тигр во время послевоенного вояжа московского “Динамо” по Британии: его “тигриные” броски на линии ворот привели в восторг знающую толк в футболе британскую публику.

Адриано – Император. В Бразилии его сначала называли Танком, а затем вспомнили о его тезке - римском императоре Адриане. Этот исторический деятель известен, в первую очередь, тем, что возвел поперек Британского острова стену длиной более 100 километров. По мнению бразильских остряков, новое прозвище футболиста должно было означать, что он способен пробить любую оборонительную стену.


  1. Выводы.

Изучая литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что, может быть, прозвища – это отголоски верований наших предков о том, что имена-обереги защищают от невзгод, от сглаза. К каким выводам пришли мы, анализируя полученные от учащихся данные?

Среди опрошенных шестидесяти семи человек о своем прозвище сами сообщили 28 человек, 17 человек не назвали своих прозвищ, но их прозвища назвали одноклассники. Больше всего прозвищ имеют ученики 8, 9 и 11 классов.

Также опрос показал, что среди 67 опрошенных большинство ( 50 человек) предпочитают имена прозвищам, хотя есть и такие, кому свои прозвища нравятся, и есть те, кому все равно, как их называют.


  1. Рекомендации.

  1. Учителям школы заострить внимание на обращение школьников друг к другу и провести цикл занятий по культуре общения.

  2. Школьникам помогут избавиться от обидных и безобидных прозвищ следующие советы:

  • Можно никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания). Сделать это бывает сложно, необходимо проявить твердость и самообладание, упрямство в хорошем смысле, выдержать. Лучше всего перенести свое внимание на другой объект или обратиться к другому человеку с каким-нибудь вопросом.

  • Сохраняя спокойное выражение лица, спросить: "Это ты ко мне? Вообще-то меня зовут … . Ты что-то хотел мне сказать?" Главное, чтобы это было неожиданно для обзывающего, который ждет негодования, озлобленности. И постараться перехватить инициативу разговора: не давать ему опомниться, говорить, говорить, задавать вопросы, направлять разговор в нужное русло.

  • Попробовать объясниться. Спокойно сказать обзывающемуся сверстнику, например, следующие фразы: "Ты меня обижаешь", "Почему ты хочешь меня обидеть?", "Мне обидно это слышать". Или прямо заявить: "Знаешь, а я думал, что мы подружимся". Это производит сильное впечатление на обидчика, потому что человек, которого он хотел обидеть, оказывается выше обиды и относится к его словам, по крайней мере, равнодушно. Смысл словесной агрессии пропадает.

  • Признаться, что обидные дразнилки надоели и попросить оставить тебя в покое.

  • Иногда полезно ответить обидчику тем же.

10. Список использованной литературы:

1. Сайты интернет:

arc.familyspace.ru

www.t-story.ru

2. Волина В.В. Почему мы так говорим: Занимательный фразеологический словарь. – М.: АСТ- Пресс, 1997г.

3. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004г.





































Кроссворд по теме «Теория литературы»


















1

8

 




2

 

 

 

4












 









 





3

5

 

 

 



 









 


6




 






 









9

 

 

 

12

 

 






 











 


 






7


 









10


 


11

 

 

 

 

 

 

 

 

 







13

 

 

 


 






 


 









 




 






 









14


 




 












16



 


 




15

 

 

 

 

 

17

 

18

 

 

 

 


19

 

 




 






 


 




 



 


 










 


 




 



 












 


 




 



 












 


 




 



 


20


21

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 




 



 


 




 






 


 




 



23

 

 

 

 


 








 



035






 




 



24

 

 

 

 

 






25

 

 

 

 



 






 









26

 

 

 

 

 

 






















По горизонтали:

1.В русском силлабо-тоническом стихосложении, где ударения повторяются через слоговые промежутки . 2 .Гражданин, облеченный почетной обязателъностъю подготовить хор, для драматических или хоровых состязаний .3 Большая форма лиро-эпического жанра . 9 .Повествовательный прозаический жанр литературы . 11.Повторение тождественных по смыслу слов.13.Это понятие в качестве литературоведческого термина возникло во Франции в 16 веке.15.Лирическое или лиро-эпическое произведение.19.Жанр критики литературоведения.21.Первый из трех постоянны актеров древнегреческого театра.23.Сочетание определенного значения с совокупностью определенных звуков. 24. Неразложимое словосочетание, своеобразный оборот речи.

25. Система событий. 26. Рифмованная стихотворная строфа.

По вертикали:

4. Тождественная песнь в честь богов, героев, победителей. 5. Тождественная, патетическое стихотворное произведение. 6. Творческая индивидуальность писателя. 7. Шансон – особая форма песни или….? 8. Стихотворение длиной в один стих. 10. Творческий набросок художника. 12. Первый источник письма. 14. Неточная, неполная рифма, основанная на совпадении согласных звуков. 16. Вокально-инструментальный жанр. 17. Персонаж или группа персонажей пьесы. 18. Понятие, употребляемое в разных смыслах: как мечтательно-возвышаемое умонастроение. 20. Предельное преувеличение. 22. Жанр художественной прозы.

Сведения об авторе: Лебедев Александр Николаевич. МОУ «Катайгинская средняя общеобразовательная школа». 7 класс. Томская область, Верхнекетский район, п. Катайга, ул. Фрунзе 22. кв 2. Телефон дом: 83825833358 . Руководитель: Мальцева С.В.










творческие работы детей, представленные на конкурсах различного уровня.
  • Русский язык и литература
Описание:

Эссе Шуклиной Светланы, занявшей 3 место в номинации «Лучшие работы учащихся 7 класса» в Областном этап Всероссийского конкурса эссе.

ПАМЯТЬ.

Что такое память? Память — это поток информации, который передаётся из поколения в поколение. Это что-то такое, что не даёт нам забыть прошлое. Это сложный процесс, позволяющий человеку жить и развиваться. Попробуйте стереть память человека, что из этого получится? Разве можно будет назвать его тогда человеком? Я думаю, что память необходима человеку. Она позволяет нам вернуться в прошлое, вспомнить о тех или иных событиях, о людях, о героических поступках. Я рада, что у меня есть родные и близкие, которые помнят о прошлом.  Я горжусь тем, что я живу в России, так как в этой стране люди чтут память погибших в Великой Отечественной войне и локальных войнах.

Я счастлива, что родилась в мирное время. Как и все  я много слышала о войне, ведь горе и беды не обошли стороной и мою семью. Мой дедушка Алексей Николаевич Суртаев в марте тысяча девятьсот сорок первого года досрочно сдал экзамены за курс средней школы и поступил в Казанское танковое училище. Через три года началась Великая Отечественная война. Так и недоучившись в военном училище, он в звании младшего лейтенанта был направлен на Сталинградский фронт командиром танкового взвода. В одном из боёв мой дедушка подбил немецкий танк и самоходку. Его представили к награде. Ему вручили орден Красного Знамени, но получил он его уже после госпиталя, потому что после боёв в Прохоровке танковую дивизию, в которой он служил, перебросили под Харьков на помощь Степному фронту. На марше танковая рота наткнулась на засаду. Первым был подбит головной танк командира роты, то есть моего деда. Из горящего танка его вытащил заряжающий, определил его в медсанбат. Очнулся дедушка только через месяц в Челябинске. Потом он долго лечился. И снова бой. Медали, которыми он был награждён, говорят о его мужестве, бесстрашии. Второй орден Красного знамени дедушка получил за три танка и две самоходных артиллерийских установки.

За годы Великой Отечественной войны мой дедушка жёг фашистские танки, но сам не уберёгся: семь раз горел, был ранен и контужен. И очень жаль, что не дожил он до наших дней. Пройдя всю войну, он погиб в мирное время. Как хотелось бы услышать именно от него о тех страшных событиях.

Так память остаётся в сердцах людей. Она позволяет жить и сегодня. Конечно, жить одним прошлым нельзя, но и забывать о нём не стоит. Вечная память тем, кто оставил след в нашей памяти. Мы будем вас помнить всегда. Великое дело — память.

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе  на Областной конкурс исследовательских и творческих работ обучающихся образовательного учреждения, посвящённого Году космонавтики и другим знаменательным датам истории Российского государства Шуклиной  Светланы.

Номинация:  «Герой нашего времени».

Герой нашего времени – кто он? Я считаю, что героем нашего времени может стать каждый, будь то врач, шофёр, артист или человек любой профессии. Герой, в моём понимании – это выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиг.

Подвиги совершают не только на войне, но и в мирное время. Настоящие ценители спорта хорошо знают и не забывают Шаварша Карапетяна, установившего десять мировых рекордов по прыжкам в воду. Но главный свой рекорд он установил на месте чрезвычайного происшествия, где судьями были жизнь и смерть.

В один из сентябрьских вечеров с высокой плотины Ереванского водохранилища сорвался троллейбус с пассажирами. Троллейбус быстро погружался в воду. В это время Шаварш Карапетян заканчивал ежедневную двадцатикилометровую пробежку и уже хотел возвратиться домой. Но тут он увидел с высокой перемычки моста разыгравшуюся внизу трагедию. Рядом с ним был родной брат Камо и другие спортсмены.

Чемпион первым оценил обстановку и бросился вниз к плотине. На бегу он стаскивал с себя одежду, затем без раздумий прыгнул в воду. Его брат последовал за ним, и через несколько секунд братья были в воде вместе.

Первым доплыл до погружённого в воду троллейбуса Шаварш. Он сразу понял, что предстоит нелёгкая работа, и никто лучше него с ней не справится. Шаварш нырнул на большую глубину и проник в троллейбус, чтобы спасти людей. Много раз выныривал он, прижимая к себе незнакомых ему людей. Двадцать один раз проникал он в салон троллейбуса.

А тем временем на плотину прибыли два огромных крана. Шаваршу удалось выбить два боковых стекла и продеть тросы под крышей машины.

В это время на самоотверженные действия Шаварша и Камо, который принимал спасённых людей, смотрел их отец В.С.Карапетян. Ему не позволяли прыгнуть в воду на помощь сыновьям, но, я думаю, что в сердце и сознании отца произошло очень важное открытие: его сыновья – взрослые люди, способные на большие подвиги.

За достижения в спорте Шаварш Карапетян был удостоен 130 медалей, но лучшей наградой он всегда считал двадцать спасённых им жизней. Спасая людей, он ещё раз дал всем понять, что может сделать человек, рассчитывающий только на себя и  свои силы.

Этот пример ещё раз доказывает мысль о том, что и в современном мире есть место подвигу. Его совершают люди, не задумываясь о последствиях для себя. Прочитав  статью о подвиге Шаварша Карапетяна, я невольно стала задумываться: «А смогла бы я поступить так?» Да, возможно, именно такой подвиг я бы не смогла совершить, но его пример может заставить посмотреть на мир, на то,  что меня окружает другими глазами. Сегодня ты можешь радоваться жизни, быть счастливым, как и многие другие, а завтра….? Что будет завтра? Вот о чём должна думать современная молодёжь. Не обязательно быть спортсменом как Шаварш, нужно только быть ЧЕЛОВЕКОМ, любить ближних и  оказывать посильную помощь окружающим тебя людям.

 

Эссе ученицы 8 класса Пьянкиной Татьяны на районный конкурс исследовательских, творческих работ, эссе  «Великие дела великого человека» в рамках проекта «Виват, Россия», посвящённого году истории в России.

Михаил Илларионович Кутузов является одним из величайших людей России. Он олицетворяет собой силу и мужество русской армии, а её проблема сейчас является наиболее актуальной.  Кутузов именно тот человек в истории России, у которого хватило сил взять на себя ответственность за победу или поражение русской армии, и именно его больше всех боялись иностранные деятели  того времени.

В наше время в России нет политических деятелей,  подобных Кутузову, которым народ мог бы полностью доверить свою жизнь, которые заботились бы о его безопасности и процветании, смогли бы взять ответственность на себя, а не искать виноватого. Сейчас многие страны пытаются надавить на неё, но из этого ничего не выйдет, так как они не имеют представление о главном - о непримиримости русского духа,  при помощи которого  Кутузов победил в Отечественной войне 1812 года. Так в чём же сила русского духа? Почему именно Кутузов сыграл важную роль в событиях Отечественной войны 1812г? На эти вопросы и предстоит мне ответить.

Хотелось бы вначале окунуться в то историческое время. Важнейшей национально-освободительной войной в начале 19 века, в которой решалась судьба не только России, но и Европы, была Отечественная война 1812 года.

На западной русской границе к июню 1812 года были сосредоточены три мощные группировки французских войск, имевшие 500 тысяч человек пехоты и кавалерии при 1372 орудиях. Разрабатывая план похода, Наполеон рассчитывал стремительным ударом разгромить русские войска в приграничных сражениях, поставить Россию на колени и тем самым еще более укрепить свое могущество в Европе.

12 июня 1812 года наполеоновская армия перешла через Неман и вторглась в пределы России. Главный удар французских войск был направлен на Москву.

Война для России началась в невыгодной стратегической обстановке, при неблагоприятном соотношении сил. Разработанные в Петербурге планы войны имели ряд серьезных просчетов в организации обороны страны. Это создало для русской армии огромные трудности и стало причиной ее отступления.

Отступление русских войск, потери обширных территорий вызвали растущее недовольство в армии, среди дворянства и в широких народных массах деятельностью правительства по руководству военными операциями, отсутствием единого командования в действующей армии. И тогда Александр I, вопреки своему желанию , 8 (20) августа утвердил решение Чрезвычайного комитета и подписал указ о назначении Кутузова главнокомандующим.

Кутузов прибыл в армию 17 (29) августа и принял командование. Его приезд вызвал всеобщее поднятие духа в русской армии. «Пришел Кутузов бить французов», - говорили солдаты.

Именно Михаил Илларионович смог укрепить русский дух в армии. Он уделял внимание буквально всему: плану военных действий и резервам, снабжению армии и состоянию дорог, организации ополчения и партизанских отрядов, медицинскому обслуживанию и отношению к пленным и так далее. Только такое понимание всех проблем могло быть залогом будущих успехов. Я считаю, что Кутузов является той фигурой в истории Государства Российского, которую можно поставить в один ряд с его основателем, так как спасение от иноземных захватчиков можно считать вторым рождением. Таких рождений история России переживала не раз, но это больше всех убедило Европу в стойкости и непоколебимости русского характера. Казалось бы, уже все проиграно, война является смертоносной для России, но русский народ никогда не сдается и борется до последней капли крови, добиваясь успехов в практически безвыходных ситуациях. Эта характерная черта для русских проявлялась во всех войнах, но больше всех ее использовал Кутузов, а точнее народ дал ему это право. Война 1812 года стала одним из тех редких случаев истории, когда народ объединился вокруг одного человека не из-за его славы и успехов, не из-за его мудрости и ума, а из-за того, что в это трудное время он был как никто душевно близок к нему, он выражал волю народа,  и это дано не каждому.                

Кутузов был до того разносторонним  человеком, что мог защищать интересы России в любой сфере деятельности и на любом фронте. Можно представить, сколько бы он принес пользы государству, если бы царь поступился бы личной причиной неприязни и поставил бы интересы России превыше всего, но Александр предпочел поступиться интересами страны. Это было образцом эгоизма и безответственности, то, что всегда противостояло чертам характера Кутузова.

Я думаю,  великие дела может совершать только человек, обладающий такими качествами как у Кутузова. В этом человеке кроется и какая-то загадочность, которая переплетается, как мне кажется,  с его мудростью. Когда рассматриваешь иллюстрации, на которых изображён Кутузов, то кажется, что он как будто видит сквозь века и знает заранее обо всех свершениях.

Когда пытаешься сравнить Кутузова с политическими и государственными деятелями нынешнего  времени, то понимаешь,  что среди них нет людей,  содержащих хотя бы частицу тех черт, которые были присуще Кутузову. Это означает, что нет у этих людей ничего близкого народу, нет у них проблем,  которые волнуют народ.  Может быть, это честный Кутузов какой-то особенный, может он специально был послан человечеству Богом для спасения русского народа от Наполеона?

Таким образом, значение Кутузова велико не только для всей России, которую он спас от поработителей, но и для всего мира.  В связи с этим  Михаила Илларионовича Кутузова, великого русского человека, можно назвать не иначе как «спасителем Европы».  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение-рассуждение «Здоровым быть – здорово» ученицы 7 класса Пьянкиной Татьяны.

Почему же так важно быть здоровым?

Мы никогда не задумываемся, почему так важно быть здоровым? Хорошее здоровье является результатом правильного питания, регулярных физических упражнений, активного образа жизни. Ведь человек должен остаться человеком, а не его подобием. Нужно стремиться быть здоровым и физически и духовно. Не все люди становятся на правильный путь, многие употребляют алкоголь, наркотики, курят. И они не задумываются, как это здорово быть -  здоровым! Так, например, у нас в посёлке  большинство  молодых людей не посещают  школьную и поселковую секции. Зато все знают,  что человек должен заниматься физическими упражнениями по часу в день. Спорт – это не только физические упражнения, но и здоровое питание. Когда я занимаюсь спортом, мне некогда думать о том, что бы такое съесть неполезное, например, чипсы, которые могут навредить моему здоровью. Я задумываюсь о том, как мне вырасти здоровой и крепкой. В наше время многие люди употребляют продукции «Роллтон», потому что это вкусно и быстро готовиться. Но ведь это не приведёт ни к чему  хорошему,  так  наш организм  подвергается самым различным болезням, одной из которых является рак желудка. Для того, чтобы сохранить своё здоровье, нужно отказаться от вредной пищи и питаться  только здоровой едой, которая полезна нам и нашему организму!

Здоровым быть – здорово, потому что в будущем твоя семья будет крепкая и здоровая как ты. И, конечно же, организм твой будет крепким. Но сегодня, к сожалению, стало рождаться много больных детей, это потому что родители ведут нездоровый образ жизни. А зачем же такие мучения нужны ребёнку? Ему ведь тоже хочется, как и всем детям, играть на улице, а он вместо этого постоянно ездит по больницам, или вовсе он инвалид, который на всю жизнь прикован к постели. Будущие родители, задумайтесь! Ведь не только от нас, но и  от вас зависит будущее нашего поколения! Ведите здоровый образ жизни – это здорово! Вы можете стать известными на всю страну как «долгожитель». Так, например, долгожитель  Магомед Насибович Лабазанов, которому 121 год,  10 месяцев и 16 дней  никогда не пил спиртного, не курил, питался умеренно и рационально: сывороткой, кукурузными  лепёшками, овощами, фруктами и зеленью. Но главным условием долголетия Магомед считает физическую активность, труд и движение.

Движение – это жизнь. Я сама  веду активный образ жизни: участвую в различных спортивных и творческих мероприятиях. Для меня это очень интересно, это помогает мне добиться различных результатов. Мне даже выпала возможность выступить за честь школы в соревнованиях по баскетболу, которые проходили в Белом Яре. Хоть наша команда и не заняла первое место, зато мы получили опыт на будущее, и я думаю, что в следующем  году  мы обязательно победим! А ещё в 2010 году я участвовала в районной  игре  «КВН». В результате наша команда получила кубок за участие и подарки. Активная жизненная позиция позволяет мне участвовать не только в школьных мероприятиях и конкурсах, но и районных, областных и всероссийских. В целом моя жизнь – движение, мне некогда болеть или вести нездоровый образ жизни, я всегда чувствую себя в форме.

Таким образом, я считаю, что здоровым быть – здорово! Это жизненно необходимо для каждого! Занимайтесь спортом, питайтесь здоровой пищей, будьте активны во всём,  и вы увидите:  жизнь прекрасна!

Лирическое стихотворение  «Память как наказ» призёра (2 место)  I областного  фестиваля литературного творчества «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут…» Калгашкина Константина.(8  класс).

 

Случилось это много лет назад,

Но память сохранили мы на веки

Войны той страшной и безумной ад

Российского тревожит человека.

 

Высокой нотой и набатом отдают

В душе разрывы, стоны, плач ребёнка.

Победа, Родина возможность нам дают

Мир сохранить сегодня для потомков.

 

Отец мой  в девяностых, молодой,

От террористов защищал народы.

На кителе его горит звезда.

Она горит, как памятник свободы.

 

И слушая рассказы о войне,

Мы в мыслях возвращаемся в то время,

Ведь многие погибли в том огне,

Но донесли до нас победы знамя.

 

Мой дом Россия! Знаю с детства я.

Твоей надеждой и защитником я стану,

О доблестных победах вспоминая,

Наказ отцов и дедов,  выполняя!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Левшинская Таня 6.кл

В глуши лесной журчит родник.

Он маленький, но чистый.

Зима наступит, а родник живой течёт,

Журчит, течёт на радость людям.

 

Минькова Кристина 6 кл.

Иду дорогой я лесной,

И где-то рядом за сосной

Находится родник.

Он там уж много-много лет,

И я к нему привык.

 

Остроухова Аня. 6 кл.

Родник.

Один родник

В глуши лесной,

К сосне приник,

Журча весной.

 

Он бьёт ключом

Из-под земли,

И с каждым днём

Огромный он.

 

Ведь от жары

Напьёшься ты,

И все мечты

Исполнишь ты.

 

Родник.

 

Журчит лесной родник,

Он чист и быстр всегда.

Из недр земли он здесь возник

И будет навсегда.

 

Сюда придет олень лесной

И мишка косолапый,

И серый волк придёт хромой,

И зайка, серенький косой.

 

Лесной родник напоит нас

И в жаркий день, и в знойный час.

Пока вода его бежит,

Он будет радость всем дарить.

 

Кремис  Марина 6 кл.

Тропинкой лесной,

За красивой сосной

Стоит родник,

Он ко всему привык!

 

Решетников Илья 6 кл.

Весёлый родничок

Журчит в тиши лесной.

Прилетел жучок

Набрать воды живой.

 

Пьянкина Таня.

На опушке лесной,

За высокой сосной,

Бьёт родник,

Словно я к нему привык.

 

Басарева Настя.

Бежит лесной,

Под высокой сосной

Целительный родник.

Я к нему привык.

Люди им восхищаются,

Пьют его и исцеляются.

Возле него отдыхают

И чаёк попивают.

Любят  рядом дети поиграть

И травы полезные нарывать.

И пытаются рабочим объяснить,

Что полезно из него воду пить.

 

Хуторная Настя

Родник лесной среди   листвы

Бьёт из земли струя воды.

Один родник напоит всех,

Во всём всегда нас ждёт успех


Лирическое стихотворение  «Воспоминание»

Автор стихотворения: Остроухова Анна Евгеньевна,

МБОУ «Катайгинская СОШ», 7 класс,

Томская область, Верхнекетский район,

п. Катайга, ул.60 лет Октября д.27 кв.1.,

8-901609-14-84,  8-38-258-33-329., 

 

Я помню, помню лес и поле

И ту дорожку до ручья,

И солнце яркое такое,

Что отблеск в речке вижу я.

 

И небо синее, большое,

И облака плывут вдали,

И птички, весело играя,

Щебечут о своей любви.

 

Я помню луг и то раздолье,

И те берёзки и дубы,

И песня слышится на воле

Про все красоты и цветы.

 

Вокруг всё зелено и ясно,

И ветер песни мне поёт.

Мне кажется, что я в волшебной сказке,

И никогда всё это не пройдёт.

 

Лирическое стихотворение  «Золотая рыбка»

Приплыла к нам рыбка золотая

Из далёких океанов и морей,

Словно лучик солнца, вся блистая,

Плещется в кругу своих друзей.

 

Ты исполни и наши все желанья,

Чтобы был покой и мир на свете,

Чтобы дети все, на всей планете,

Никогда не знали бы беды.

 

Чтобы не летали самолёты

И не бомбили города!

Чтоб чистыми были озёра,

И воздух был бы чист как никогда!

 

Рыбка хвостиком своим махнула,

Пожелав удачи на прощанье.

Обещала нам исполнить все желанья,

Уплывая, прошептав нам: «До свидания».

Исследовательская работа, представленная на школьной и районной научно-практической конференции «Будущая элита Верхнекетья», по теме «Школьные прозвища»

 

Выполнили: Баранов С., 9 класс, МБОУ «Катайгинская СОШ»

Лебедев А.Н., 9 класс, МБОУ «Катайгинская СОШ»

Руководители: Бендель А.В., учитель русского языка и литературы.

Мальцева С.В., учитель русского языка и литературы.

 

Оглавление

1.    Актуальность проблемы исследования.

2.    Цели.

3.    Задачи.

4.    Объект исследования.

5.    Ожидаемый результат.

6.    Методы исследования.

7.    Результаты исследования:

üТеоретическая часть;

üПрактическая часть;

8.    Выводы.

9.    Рекомендации.

10.Список использованных источников.

 

1.     Актуальность проблемы исследования.

Сегодня очень часто можно слышать от сверстников и молодёжи обращение друг к другу не по имени, а по прозвищу. Есть прозвища обидные и безобидные. Но чаще всего почему-то можно услышать именно обидные, которые оскорбляют человека. 

Почему это происходит? Почему это явление особенно распространено среди школьников? Вот вопросы, на которые нам предстоит найти ответ.

 

2.     Цель работы - показать возникновение и функционирование прозвищ в школьной среде.

 

3.     Задачи исследования:

·         Изучение дополнительной литературы по ономастике и антропонимике;

·        Изучение  истории возникновения имён и прозвищ;

·        Выяснение путем опроса среди подростков 6-11-х классов их индивидуальных  прозвищ, количество опрошенных – 67 человек;

·        Определение причин, по которым даются прозвища, группировка данных прозвищ в соответствии с причинами возникновения.

·        Создание памятки «Как избавиться от прозвищ и кличек?".

 

4.     Объектом исследования -  прозвища учеников  6-11-х классов.

 

5.     Ожидаемый результат: ознакомление с историей возникновения прозвищ и их функционирование в школьной среде.

 

6.     Методы исследования:

·        опрос обучающихся 6-11 классов;

·        сбор информации из книг и сети Интернет;

·        анализ;

7.     Результаты работы.

7.1   Теоретическая часть.

Раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения, называется Онома́стика.

 АНТРОПОНИМИКА – раздел ономастики, изучающий имена людей , их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования. Антропонимом называется любое имя собственное, которым зовется человек: имя личное , фамилия , прозвище , псевдоним , клички.

Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Каждое слово отражало внутреннюю суть вещей. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате возникли разные языки. С именами людей произошло то же самое.

Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

До принятия христианства, русские люди воспринимали свои имена как «второе я». Они думали, что произнесение со злым умыслом чьего-то имени чужим, недобрым человеком может привести к болезни и даже смерти именуемого. Как следствие этого возникла двуименность: «настоящее» имя человека держалось в тайне (его знали только некоторые самые близкие к нему люди).

Но человека надо было как-то звать. Для этого создавались обиходные имена. Среди них были имена «обманные», данные по названиям малоценных предметов, например Горшок, Ложка. Среди обиходных имен выделяются «защитные», или «охранные»,  «оберегающими» от сглаза и всяких напастей. Такие имена образованы от слов с отрицательной семантикой: Пьяный, Дурень, Дурняга.

 

7.2 Практическая часть.

В ходе исследования мы задавали учащимся 6-11-х классов следующие вопросы:

1.Есть ли у вас прозвище (да или нет)?

2. Какое?

3.Как оно образовалось?

  а) по фамилии

  б) по внешности

  в) по характеру

  г) по любимому слову

  д) просто так

4. Что лучше: имя или прозвище?

В каком же возрасте появляется больше всего прозвищ? Больше всех  прозвищ оказалось у учащихся  8, 9 и 11 классов.

У 6-го класса – 6

У 7-го класса –  - 10

У 8-го класса – 15

У 9 –го класса- 6

У 10-го класса – 6

У 11 класса - 5

У прозвищ, как и у всех слов  в языке, - есть своя  биография, история, своя судьба. Как же они возникают? Приведем примеры. По этическим соображениям все фамилии не указаны, но классификация их проведена по данным учащихся нашей школы.

1.     Образованные от фамилий или от личных  имен носителей ( прозвища, сложенные в рифму  с личным именем) : Шурка Ковалёвская, Полька, Глухарь, Егориха, Щука, Бошка, Костыль, Сухарик, Олень, ЧП, Манюня, Викторина, Большая,  Горбыль, Корепан, Кудря, Овчила, Тихон,  Макар, Мальц, Бес, Липден, Танчер.

2.      По внешним признакам человека: Кролик, Масяня, Ромашка, Квашня, Верочка, Азиатка, Филя, Пончик, Чечен, Колбаса.

3. По  особенностям характера, поведения, привычек человека: Ботаник.

4.По рифмовке с фамилией: Лапша, Крем, Шукля, Скрипач, Кузя, Подмышка, Шнапс, Кастрюля, Асассин.

5. По любимому слову  -  Бич, Резина, Бочман, Коржик, Лаврентий, Клещ, Кекс.

Таким образом, проследив источник возникновения прозвищ,  мы заметили, что большинство из них даются по следующим смысловым  значениям:

По фамилиям или от личных имен носителей –  23

По внешнему виду –10

По особенностям характера – 1

По любимому слову – 10

Просто так - 6

 

Почему же возникают прозвища? Можно предположить,  что праосновой  современных  неофициальных прозвищ является дохристианский  период, когда в  качестве  личных имён  употреблялись  собственно  славянские,   языческие  антропонимы.

Например, в давние времена у князей тоже были прозвища. Такие, как

Михаил Ярославович – Калита, Александр Ярославович – Гордый, Дмитрий Юрьевич – Тёмный.

Прозвища – неумирающее явление нашей жизни. Составлялись и составляются словари прозвищ, есть работы лингвистов-языковедов о прозвищах в нашей жизни, есть Интернет-форумы, где эта тема вызывает многочисленные отклики и обсуждения. Но мы против  прозвищ, особенно если они обидные и неблагозвучные.

На одном из интернет-форуме мы нашли интересную информацию о прозвищах. Среди многих известных людей тоже есть те, у которых есть прозвище. Так, например, мы выяснили, что известного Льва Яшина сам Бог, казалось, велел назвать Львом, однако великий голкипер удостоился жутковатого прозвища Черный Паук. Лев Иванович любил надевать черный вратарский свитер, а его безупречная, расчетливая манера игры действительно вызывала ассоциации с хозяином паутины.

Алексей Хомич – Тигр. Знаменитый советский вратарь Алексей Хомич получил имя Тигр во время послевоенного вояжа московского “Динамо” по Британии: его “тигриные” броски на линии ворот привели в восторг знающую толк в футболе британскую публику.

Адриано – Император. В Бразилии его сначала называли Танком, а затем вспомнили о его тезке - римском императоре Адриане. Этот исторический деятель известен, в первую очередь, тем, что возвел поперек Британского острова стену длиной более 100 километров. По мнению бразильских остряков, новое прозвище футболиста должно было означать, что он способен пробить любую оборонительную стену.

 

8.     Выводы.

Изучая литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что, может быть, прозвища – это отголоски верований наших предков о том, что имена-обереги защищают от невзгод, от сглаза. К каким выводам пришли мы, анализируя полученные от учащихся данные?

Среди опрошенных шестидесяти семи человек о своем прозвище  сами сообщили 28 человек, 17 человек не назвали своих прозвищ, но их  прозвища назвали одноклассники. Больше всего прозвищ имеют ученики 8, 9 и 11  классов.

 Также опрос показал, что среди 67 опрошенных большинство ( 50 человек)  предпочитают имена прозвищам, хотя есть и такие, кому свои прозвища нравятся, и есть те, кому все равно, как их называют.

 

9.     Рекомендации.

1.     Учителям школы заострить  внимание на обращение  школьников друг к другу и провести цикл занятий по культуре общения.

2.     Школьникам  помогут избавиться  от обидных и безобидных прозвищ следующие  советы:

·        Можно никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания). Сделать это бывает сложно, необходимо проявить твердость и самообладание, упрямство в хорошем смысле, выдержать. Лучше всего перенести свое внимание на другой объект или обратиться к другому человеку с каким-нибудь вопросом. 

·        Сохраняя спокойное выражение лица, спросить: "Это ты ко мне? Вообще-то меня зовут … . Ты что-то хотел мне сказать?" Главное, чтобы это было неожиданно для обзывающего, который ждет негодования, озлобленности. И постараться перехватить инициативу разговора: не давать ему опомниться, говорить, говорить, задавать вопросы, направлять разговор в нужное русло.

·        Попробовать объясниться. Спокойно сказать обзывающемуся сверстнику, например, следующие фразы: "Ты меня обижаешь", "Почему ты хочешь меня обидеть?", "Мне обидно это слышать". Или прямо заявить: "Знаешь, а я думал, что мы подружимся". Это производит сильное впечатление на обидчика, потому что человек, которого он хотел обидеть, оказывается выше обиды и относится к его словам, по крайней мере, равнодушно. Смысл словесной агрессии пропадает.

·        Признаться, что обидные дразнилки надоели и попросить оставить тебя в покое.

·        Иногда полезно ответить обидчику тем же.

 

10. Список использованной  литературы:

1. Сайты интернет:

arc.familyspace.ru

www.t-story.ru

2. Волина В.В. Почему мы так говорим: Занимательный фразеологический словарь. – М.: АСТ- Пресс, 1997г.

3. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд по теме «Теория литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

8

 

 

 

 

2

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

17

 

18

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

21

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.В русском  силлабо-тоническом стихосложении,   где ударения повторяются    через слоговые промежутки .  2 .Гражданин,  облеченный почетной обязателъностъю подготовить хор,   для драматических или хоровых  состязаний .3 Большая форма лиро-эпического жанра . 9 .Повествовательный прозаический жанр литературы . 11.Повторение тождественных по смыслу слов.13.Это понятие в качестве литературоведческого термина возникло во Франции в 16 веке.15.Лирическое или лиро-эпическое произведение.19.Жанр критики  литературоведения.21.Первый из трех постоянны актеров древнегреческого театра.23.Сочетание определенного значения с совокупностью определенных звуков. 24. Неразложимое словосочетание, своеобразный оборот речи.

25. Система событий. 26. Рифмованная стихотворная строфа.

По вертикали:

4. Тождественная песнь в честь богов, героев, победителей. 5. Тождественная, патетическое стихотворное произведение. 6. Творческая индивидуальность писателя. 7. Шансон – особая форма песни или….? 8. Стихотворение длиной в один стих. 10. Творческий набросок художника. 12. Первый источник письма. 14. Неточная, неполная рифма, основанная на совпадении согласных звуков. 16. Вокально-инструментальный жанр. 17. Персонаж или группа персонажей пьесы. 18. Понятие, употребляемое в разных смыслах: как мечтательно-возвышаемое умонастроение. 20. Предельное преувеличение. 22. Жанр художественной прозы.

Сведения об авторе: Лебедев Александр Николаевич. МОУ «Катайгинская средняя общеобразовательная школа». 7 класс. Томская область, Верхнекетский район, п. Катайга, ул. Фрунзе 22. кв 2. Телефон дом: 83825833358 . Руководитель: Мальцева С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Мальцева Светлана Владимировна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 393
Номер материала 17572
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓