Главная / География / Творческая работа с учебником географии (5-8 клаcc)

Творческая работа с учебником географии (5-8 клаcc)


Творческая работа с учебником географии




Куликова Светлана Викторовна


учитель географии

высшая категория

ГБОУ лицей № 507 ЮАО г. Москвы



География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями

в воздействии на развитие нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств личности и экологического сознания.

В основе её содержания лежит комплексный географический подход при изучении жизнедеятельности общества и его взаимодействии с природой на различных территориальных уровнях

  • планета-материк

  • страна-регион

  • малая родина

Главное назначение - научить школьника самостоятельно учиться, размышлять, сопоставлять, анализировать, ставить вопросы, т. е. мыслить.

Научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник географии.

Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником.

Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.

Курс начальной географии дает ученикам основополагающие географические знания.

При изучении начального курса географии ученики должны усвоить основное содержание курса и приобрести основные умения:

  • изучать природу на местности и объяснять её особенности,

  • обрабатывать собранные материалы,

  • составлять описания;

  • определять географическое положение объектов.

Для усвоения этих умений необходимо знать соответствующие приёмы и способы работы с текстом учебника.

Работа с учебником должна рассматриваться как обязательный учебный труд школьников.

Необходимо систематически использовать учебник на всех этапах процесса обучения: при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний.

Также необходимо целенаправленно обучать школьников умениям работать со всеми элементами учебника и использовать учебник в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др.

Учебник постоянно находится в распоряжении каждого школьника, и они могут с ним работать и в классе, и дома, тогда как другие пособия применяются главным образом в классе.

Работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков - самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.

Понимание текста - процесс сложный. Оно зависит, в частности, от наличия у учащихся необходимых знаний, от соотношения количества знакомых и незнакомых слов, от уровня сформированности навыка чтения.

Многие приемы работы с текстом являются межпредметными.

Например, пятиклассники, приступающие к изучению географии, должны уметь

  • просто воспроизводить текст (пересказать, правильно построить ответа на основе текста),

  • делить текст на части,

  • отвечать на вопросы по тексту,

  • выделять в нем главную мысль,

  • устанавливать на основе текста причинно – следственные связи,

  • находить в тексте те географические термины, о которые рассказывает учитель, и т. д.

Поэтому в начале учебного года я выясняю, какими приемами работы с учебником учащиеся владеют. (Обязательно учитывая своеобразие географических текстов, т.к. прежде всего они тесно связаны с картой и другими источниками знаний).

Наряду с текстом большую роль в учебниках географии играют внетекстовые компоненты.

Центральное место занимает система вопросов и заданий.

Выполнение их опирается на разные источники знаний: текст, карты учебника и атласа, графики и диаграммы, статистические таблицы, рисунки и фотографии, схемы.

Работа с ними позволяет познакомить школьников с методами географических исследований, осуществлять деятельностный подход к организации учебного процесса. Большинство из них содержит информацию, которая отсутствует в тексте.

Приемы работы с текстом.

1. Составление вопросов к прочитанному отрывку.

(Вопросы учащихся не должны дублировать вопросы, приведенные

в параграфах учебника.)

Что может быть проще, чем задавать вопросы? Однако на самом деле

это требует от учеников вполне определенных усилий.

Вопросы могут носить произвольный характер или начинаться

определенным образом.

Например: “Докажите, что …”; “Объясните, почему …”; “Какой вывод можно сделать из …”.

Ученикам важно объяснить, что оценивается не столько количество (кол-во вопросов можно ограничить), сколько качество вопросов и умение самим отвечать на них.

Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами:

а) выборочно или у всего класса в тетрадях;

б) заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других учеников;

в) организовать работу в парах: ученики задают друг другу свои вопросы и отвечают на них, делают необходимые комментарии и оценивают ответы;

г) организовать работу внутри групп (как в парах);

д) организовать работу между группами.


2. Тесты – наиболее распространенный вид проверки усвоения материала.

В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается разработать тесты применительно к конкретному параграфу или разделу.

Такую работу можно предлагать только в том случае, если ученики уже имеют понятие об общих принципах организации и различных видах тестов – вопрос и несколько вариантов; перечень верных и неверных утверждений; обозначенные буквами и цифрами понятия и определения, которые нужно привести в соответствие и т.п. (работа в сильном классе).

Кроме того требования, предъявляемые к хорошим тестам – четкая и однозначная формулировка вопросов (или утверждений), предполагающая наличие точных и правильных ответов.

При каждом задании оговаривается минимальное и максимальное количество вопросов или утверждений, которые надо придумать в каждом конкретном случае.

3. Вид работы, всегда вызывающий особый интерес, - составление мини-кроссвордов после изучения определенной темы.

Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого вида заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качества заданий, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.

Кроссворды составляются дома. Они могут быть тематическими, включающими любые вопросы, связанные с темой, или терминологическими, в которых используются только термины данной темы. На уроке объясняю учащимся определенные требования:

а) четкие, а по возможности и оригинальные вопросы;

б) аккуратность выполнения;

в) наличие ответов на отдельном листке.

Все сданные работы оцениваются, а из лучших оформляется выставка или они используются при проведении различных внеклассных мероприятий по географии.

Иногда ребята делают очень интересные работы, которые могут быть использованы в дальнейшем для индивидуального опроса.


Начиная работать с кроссвордами, я предлагаю ребятам традиционный кроссворд с вопросами. Например, при изучении полезных ископаемых.








г










р










а










н

я

к








и

н

а











т





В данном кроссворде использованы следующие слова:
ГОРА
ТОРФ
РУДА
ИЗВЕСТНЯК
ГЛИНА
НЕФТЬ

- Какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»?

- Какое полезное ископаемое изображается на физической карте

символом, указанным на рисунке?








- Форма рельефа.

- Полезное ископаемое необходимое гончару.

- Какую осадочную породу используют в школе?

- Порода необходимая сталевару.

Дополнительные вопросы к кроссворду – Назвать происхождение выделенного полезного ископаемого и как его используют?

Учащиеся должны творчески подойти к выполнению задания, т.к. ответ должен подходить к определенной строчке.

Еще пример: при изучении природных зон можно предложить другой вид работы – учащимся самим придумать оригинальные вопросы к уже заданным словам.

( степь, зона, лес, природа, пустыня, тайга)





п





о





л








о







с







а




Можно использовать кроссворды для проверки и закрепления полученных знаний по темам. Ребятам очень нравится такой вид работы, работают с удовольствием.

Кроссворды предлагаются разные по сложности. Каждый учащийся сам определит свои силы, а если по какой-то личной причине не справится с заданием, не надо упрекать его за неправильный выбор – он сам все поймет.

Сначала разгадывают кроссворд самостоятельно (минут 15), затем продолжают работу, используя атласы (10 минут) и еще 10 минут работают, используя текст учебника.

Творческие задания выполняются с удовольствием и интересом, особенно если нет ограничений в выборе: каждый берется за то, что ему нравится и что в его силах.

Хорошо выполненная работа – маленькая победа в процессе познания, повышение самооценки, веры в свои силы в стремлении учиться.

Важно помнить, что, предлагая разные по сложности задания, нельзя явно выделять “слабых” и “сильных” учеников, необходимо тактично предлагать выполнение индивидуальных работ.

4. Составление рассказов по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности.

При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного в учебнике текста и представляют, по сути, сжатое его изложение.

На первом этапе опорные слова предлагаются в той последовательности, в которой они должны быть упомянуты в рассказе.

Затем работа усложняется: слова даются без определенной последовательности или вносятся “лишние”, которые не могут быть использованы в тексте.

Эти варианты требуют большей внимательности и сообразительности. В любом случае ученику предлагается озаглавить рассказ и объяснить какой вопрос к нему можно задать и т.д.

Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: слабым ученикам можно давать простое задание, сильным – сложное. Составление рассказов по заданным словам можно также применять и при повторении материала. В этом случае предлагается составить рассказ, вспомнив опорные слова без помощи учителя и не используя учебник.

Межпредметные связи. Многие считают географию предметом интересным и увлекательным, а русский язык — скучным и нудным. Можно попробовать «объединить» эти два предмета, договорившись с учителем русского языка, проводить следующие виды работ. Выиграют все.

Приступая к изучению градусной сетки, можно использовать такие задания: 5.Спишите предложения, вставляя потерявшиеся существительные.

Экватор — самая большая ... , которая делит земной шар на Северное и Южное ... . Началом отсчета долгот является Гринвичский ... . Он проходит через главный зал старой Гринвичской обсерватории вблизи Лондона. Этот меридиан разделяет Землю на Восточное и Западное ... .

Перед выполнением задания не лишним будет напоминание:

Запомните, как пишутся эти слова; обратите внимание на то, что названия полушарий пишут с большой буквы.

Каждый раз, когда вам встретятся имена собственные (географические названия или имена путешественников) в учебниках географии, старайтесь запомнить, как они пишутся.

6. Работа в парах. Выпишите из текста учебника новое слово на отдельную карточку, а на обороте — что оно значит. Время от времени заглядывайте в свои карточки, диктуйте друг другу слова и спрашивайте: «Что это такое?» или «Кто это такой?» Выигрывает тот, кто без ошибок напишет все слова и ответит на все вопросы.

7. Возьмите политическую карту мира и выпишите названия только тех стран, через которые проходит экватор;

выпишите названия стран, через которые проходит нулевой (Гринвичский) меридиан. Теперь поставьте эти названия стран в косвенных падежах и составьте с ними словосочетания. Например: жить в Колумбии, очертания Бразилии... А как будет слово Конго в родительном падеже? Он вернулся из ...?

Ответ- Эквадор, Колумбия, Бразилия, Габон, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Уганда, Кения, Сомали, Индонезия; почти касается экватора территория государства Сан-Томе и Принсипи. Название Конго не склоняется: вернулся из Конго.

Ответ- Великобритания, Франция, Испания, Алжир, Мали, Буркина-Фасо, Гана. Малии Буркина-Фасо не склоняются.

8. Прочитайте отрывки из юмористических стихов Андрея Усачева. Выпишите существительные — названия стран.

В каком падеже они стоят? Объясните правописание падежных окончаний.

В Англии вечно дожди и туманы:

Дождь, как из сита, льет, моросит,

Ну, а туманы гуще сметаны —

В воздухе шляпу повесишь — висит!

* * *

Если вы приезжаете в Данию,

Не забудьте сказать:

Здравствуй, Дания!

А когда из нее уезжаете,

Не забудьте сказать:

ДО-СВИ-ДАНИЯ!

* * *

Самого крупного Тигра в мире

Навряд ли кто приручит:

Полхвоста — в Турции,

Полхвоста — в Сирии,

А нос из Ирака торчит!

* * *

Если б в Финляндии

Жили не финны,

В ней бы могли поселиться

Дельфины.

Найдите на карте географические объекты, названия которых встречаются в этих стихах.

Сколько еще стран на -ия вы можете вспомнить?


9. Прочитайте текст.

Это была совершенно целая и плотно закупоренная бутылка с узким горлышком. Она была такая скользкая, что то и дело норовила выскользнуть из рук.

Пришлось употребить в дело молоток, чтобы отбить горлышко. Из-за зубчатых краев изуродованной бутылки белела какая-то бумага. Гленарван стал исследовать эти клочки.

Здесь, — сказал он, — три различных документа, по-видимому, копии одного и того же документа, написанные на трех языках: французском, немецком и английском. Сличив уцелевшие слова, мы попытаемся прочитать записку...

Через несколько минут Гленарван подал своим друзьям бумагу, где было написано следующее:

«..7 июня ..62 трехмачтов.. из Глаз.. ..ерпел ..ение у ..гов Патагон.. в Южн.. полуша.. два матрос.. капита.. Грант ..ются при.. к бере.. под …долготы и 37° 11`…ироты ..ите ..ощь иначе ..ут» (Текст документа приводится в адаптированном виде. Если ребята захотят, они могут сравнить его с тем, который на самом деле придумал Жюль Верн.)


Восстановите послание капитана Гранта, а потом сверьтесь с ответом.

Если учащиеся еще не читали роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта», предложить им прочитать его или посмотреть отрывок из фильма.

Ответ - «7 июня 1862 года трехмачтовый корабль из Глазго потерпел крушение у берегов Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант пытаются пристать к берегу. Они бросили этот документ под ... градусом долготы и

37° 11` широты. Окажите им помощь, иначе они погибнут».

Вопросы учащимся:

Сможете ли вы по этим словосочетаниям восстановить сюжет романа «Дети капитана Гранта»?

Показать на карте маршрут экспедиции?

Какую географическую загадку содержит сюжет романа Жюля Верна?

Необычный документ. Потерпевшие кораблекрушение. Маршрут предстоящей экспедиции. Рассеянный пассажир. Секретарь географического общества. Юные путешественники. Путешествие по тридцать седьмой параллели. В Южном полушарии.

У берегов Патагонии. Побывали в Чили, в Аргентине и в Австралии. Препятствия на пути к цели. Землетрясение и наводнение. В Новой Зеландии. Неожиданная развязка.

Настоящий «словарный диктант с приключениями».



Творческая работа с учебником географии (5-8 клаcc)
  • География
Описание:

Главная задача - научить школьника самостоятельно учиться, размышлять, сопоставлять, анализировать, ставить вопросы, т. е. мыслить.

Научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник географии.

Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником.

 

Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом.

Автор Куликова Светлана Викторовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1173
Номер материала 16207
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓