Главная / Русский язык и литература / творческая работа по литературе(в рамках НПК ) "Актуальность фантастических образов Н.В.Гоголя для современной России"

творческая работа по литературе(в рамках НПК ) "Актуальность фантастических образов Н.В.Гоголя для современной России"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Первомайская основная общеобразовательная школа№1



Научно-практическая конференция

«Шаг в будущее-2013»





Актуальность фантастических образов Н.В.Гоголя для современной России.











Автор: Нарышкина Наталья Сергеевна

Ученица 9 класса МОУ Первомайской ООШ№1

Руководитель: учитель литературы

Коренева Валентина Валерьевна







Первомайский 2013



Актуальность фантастических образов Н.В.Гоголя для современной России.

Нарышкина Наталья, ученица 9 класса

Россия

Забайкальский край

Шилкинский район

п.Первомайский.Чкалова,2

МОУ Первомайская ООШ№1

































Содержание

Аннотация

1.Критики о творчестве Н.В.Гоголя.

2.Исследование.

2.1.Своеобразие гоголевской фантастики.

2.2.Фантастический образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель».

2.3.Фантастика в поэме «Мертвые души».

3.Заключение.

4.Литература.































Аннотация

Данная работа представляет собой исследование творчества Н.В.Гоголя.В работе представлены и проанализированы изучаемые в школьном курсе литературы произведения «Шинель» и «Мертвые души».

Используются разные методы исследования : поиск и изучение информации в литературных и интернет-источниках, анализ изучаемого материала и обобщение, анализ произведений писателя.

Данная работа-это попытка не только привлечь внимание к творчеству великого классика, но и обратить внимание на сегодняшнюю современную обстановку в обществе. Этой работой хочется обратить внимание людей на нравственную сторону жизни человека в современной России, посмотреть на себя со стороны.

Цель работы - показать актуальность произведений Гоголя для современной России.

В соответствии с поставленной целью, задачами работы являются:

1)изучение критической литературы по творчеству Гоголя;

2)изучение произведений писателя с точки зрения их актуальности;

3)доказать актуальность произведений для современной России.

В соответствии с поставленными целями и задачами мы предполагаем, что фантастические образы Н.В.Гоголя актуальны для современного общества. На примерах повести «Шинель» и поэме «Мертвые души» попытаемся подтвердить выдвигаемую гипотезу.

















Критики о творчестве Н.В.Гоголя.

Проблемы гоголевской фантастики поднимаются Андреем Белым в его известном исследовании «Мастерство Гоголя» (1934). Анализируя фантастические образы в раннем творчестве Гоголя, Белый избегает традиционного описательно-регистрирующего подхода,  он задается вопросом об их генезисе, ибо его интересует, прежде всего, механизм образования фантастики у Гоголя. Эти вопросы приводят Белого к психофизиологическим основам гоголевской фантастики. Белый полагает, что гоголевские фантасмагории обусловлены  «смещенностью» авторского взгляда. «Фантастика возникающих образов, - пишет он, – иллюзия субъективного зрения от смещенности перспектив». Эта искаженная перспектива соотносится с фантасмагорическим мотивом «кажимости».  Так, герою «Сорочинской ярмарки» чудятся «роги», а потом по законам ассоциативного мышления появляются черти.

Фантастика — это особая форма отображения действительности, логически несовместимая с ре­альным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, ис­кусстве и в особых, гротескных и «сверхъестест­венных», образах выражает миросозерцание чело­века.

В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действую­щего в исключительных обстоятельствах. Это ос­вобождало писателя от каких-либо ограничиваю­щих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Види­мо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который ак­тивно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях.

Н. В. Гоголь — исключительно самобытный, национальный писатель. Он создал пленитель­ный образ Родины, обращаясь не только к моти­вам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни. Сочетание романтическо­го и реалистического становится важнейшей осо­бенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Описание быта, коми­ческие эпизоды, национальные подробности удач­но сочетаются с лирической музыкальностью, свойственной романтизму, с условным лиричес­ким пейзажем, выражающим настроение, эмоци­ональную насыщенность повествования. Нацио­нальный колорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свиде­тельствуют о становлении в творчестве Н. В. Гого­ля национального, самобытного начала.

В «Шинели» 1842 года мы видим нового Гоголя, ранее нам неизвестного. Автор «Миргорода» и «Ревизора», где он выступил беспощадным обличителем человеческих пороков, в своей новой повести глубоко сострадает главному герою. В этом произведении великого русского писателя живет скорбь, печаль о нравственном несовершенстве человека.

Ф.М.Достоевский ощутил в ней плач скорбящей души своего гениального учителя: «Он (Гоголь) из анекдота о пропавшей у человека шинели сделал ужаснейшую трагедию».

«Смех Гоголя 30-х годов преклонился на жалость, - пишет исследователь И.П. Золотусский, - эта последняя повесть Гоголя лежит на полпути от первого тома «Мертвых душ» ко второму и является узловой почтовой станцией на дороге русской литературы».

 В 1847 году, при жизни Белинского, увидевшего в образе Башмачкина тип социально-угнетенного «маленького» человека, критик Аполлон Григорьев в своем труде «Гоголь и его последняя книга» писал: «...в образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного...» .

Так в середине 19 века было заявлено о религиозном уровне осмысления повести, но голос критика почти не был услышан. В наше время М.М.Дунаев в своей книге «Православие и русская литература» пишет, что пошлость для Гоголя есть «понятие религиозное», и многих своих персонажей Гоголь судит, сопоставляя их поступки с откровениями Священного Писания.

 Гоголевские герои нарушают евангельские заповеди любви, милосердия, снисхождения к ближнему. Нарушая заповеди, они совершают богоотступничество, в результате чего мертвеют их души, а жизнь оказывается пустой и бессмысленной. Душа человека становится беззащитной перед силами зла и может подвергаться различным плачевным состояниям: от животного страха до смертельного уныния, в отличие от души высокой и твердой, которая, по выражению преподобного Серафима Саровского Чудотворца, «не отчаивается ни при каких несчастьях».

Фантастические образы Гоголя-это попытка обратить внимание человека на самого себя, задуматься о своих поступках, соотнести собственную жизнь с заповедями Христа и сделать вывод о том, правильно ли я живу, по-человечески ли поступаю с людьми,не омертвела ли душа под влиянием денег, под влиянием среды???







Исследование

Творчество Николая Васильевича Гоголя уникально,а его произведения актуальны в современной России, потому что великий классик высмеивает казнокрадов, чиновников, бюрократов, взяточников. В его творчестве много поразительного, вызывающего удивление: смешное переплетается с трагическим, фантастическое - с реальным.

Мне думается, что злободневность данной темы для сегодняшнего состояния общества как никогда ярка, потому что у нас те же социальные проблемы, что и во времена Гоголя: каждый отдельно взятый человек абсолютно одинок в обществе, беспомощен и, по большому счету, бесправен. В современном мире правят деньги, не имея которых человек становится просто изгоем.



Своеобразие гоголевской фантастики.

Своеобразная гоголевская фантастика, уходит корнями в глубины народной культуры. Мысль писателя, обращаясь к явлениям действительности, быту, объективно познает мир в многомерных, взаимозависимых связях. С помощью фантастики писатель помогает читателям взглянуть на давно известное, привычное по-иному, помогает увидеть в обычном – аномалию, уродство окружающей социальной жизни.

Вообще, фантастика – свойство человеческого сознания. Народная фантастика переплетена с реальностью, она проясняет отношения между людьми, разделяя добро и зло. Торжество человека над злом – основной фольклорный мотив. Гоголь же пошел дальше: он показал мощь и силу человеческого духа, способного обуздать темные, злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей. В литературе гоголевского времени фантастика занимала одно из важных мест. Многие произведения Гоголя, различные по сюжету, тематике, героям, объединены местом действия – Петербургом - городом невероятных происшествий, призрачно-абсурдной жизни, фантастических событий и идеалов. С ним в творчество писателя входит тема большого города и жизни в нем человека. И это не просто географическое пространство.

Гоголь создал яркий образ- символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. В судьбах героев, в заурядных и невероятных происшествиях их жизни, в молве, слухах и легендах, которыми насыщен сам воздух города, автор находит зеркальное отражение петербургской «фантасмагории». В Петербурге реальность и фантастика легко меняются местами. Повседневная жизнь и судьбы обитателей столицы – на грани правдоподобного и миражного. Невероятное вдруг становится настолько реальным, что человек не выдерживает этого – он сходит с ума, заболевает и даже умирает.

Фантастический образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель».

В одном петербургском департаменте служил чиновник по фамилии Башмачкин. Вида он был самого жалкого: низенького роста, лысоватый, рябоватый, морщинистый, бледный. Звали его Акакий Акакиевич. Имя Акакий в переводе с греческого означает «беззлобный».В департаменте все издевались над несчастным титулярным советником — даже сыпали ему бумажки на голову, уверяя, что это снег.

Акакий Акакиевич смиренно переписывал бумаги: на большее он не способен и не претендовал. Буковки вырисовывал с наслаждением. Он не делал ни одной ошибки в письме. Только уж если ему слишком докучали, спрашивал: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И в этих словах звучала жалостная нота: «Я брат твой».

И у нас на каждом шагу пренебрежительное отношение к бедным людям со стороны всласть имущих! Одевался чиновник очень плохо: все потертое, старенькое, да еще и мусор какой-то все время прилипал к вицмундиру. А зимой в Петербурге страшный мороз. Как вынести такие холода в жалкой шинелишке, которая служит предметом насмешек сослуживцев?

Шинель дотачивал и перешивал портной Петрович, но в конце концов он решительно сказал, что нужно шить новую. Где же взять денег? Акакий Акакиевич отказался от чаю, перестал жечь по вечерам свечи... Однако в жизни его появилась мечта — и он даже характером сделался как будто решительнее. Вот и готова шинель. Правда, вместо куницы на воротник «пустили кошку», но самую лучшую кошку.

В департаменте все поздравили титулярного советника с обновкой и предложили непременно обмыть шинель. В гостях он выпил два бокала шампанского. Свою шинель с неудовольствием обнаружил в прихожей на полу. Им овладела на улице невольная боязнь. И произошло страшное: чиновника ограбили - сняли с него шинель!

Но пристав пренебрегает несчастьем бедного чиновника: вместо того чтобы искать шинель, начинает расспрашивать, откуда это так поздно возвращался небогатый титулярный советник. И это тоже перекликается с нашей современной жизнью.

Башмачкин решается на визит к «значительному лицу» — но, гордясь своей значительностью, новоиспеченный генерал устраивает жалкому посетителю форменный разнос: «Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?»Действительно, понимает ли какой – то Башмачкин, что перед ним стоит лицо значительное, властью обремененное – к такому не просто так и подойти

В конце повести Акакий Акакиевич посмертно становится мистическим защитником оскорбленных людей. Фантасмагория произведения подчеркивает абсурдность бездуховной реальности, потому что шинель становится объектом любви, поклонения.

В «Шинели» прозвучал робкий протест против бесправия человека: бессловесный и покорный Акакий Акакиевич, умирая, в бреду «сквернохульничал», и слова эти следовали непосредственно за словом ваше «превосходительство». В фантастическом окончании повести Башмачкин появляется в образе мстителя и сдирает «шинель с плеч» значительного лица.

Финал повести Н.В.Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после его смерти. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей.

Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случилось страшное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич.

Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.

.

Фантастика в поэме «Мертвые души».

Поэма "Мертвые души" занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – крестьян, помещиков, чиновников. Образы в ней, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других».

Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье - чиновничьей России.

Создается впечатление, что автор обращается ко всему человечеству и рассматривает пути духовного воскресения, оживления. Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны русской действительности, показывает людям, во что превратились их души.

Помещики– это призраки, как будто и не настоящие люди вовсе. Делал так Гоголь потому, что горячо любил Россию и надеялся на ее возрождение. Скопидомка, «дубинноголовая» Коробочка, наглец, прохиндей и плут Ноздрев, «прореха на человечестве» Плюшкин.… Вот ужасающие человеческие типы! Вот глубина деградации и нравственного падения ! Фантастика и реальность переплелись… Душа Чичикова так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств.

В поэме появляется мистический образ Копейкина – мстителя. Произвол и беззаконие творят не только власти губернского города, но ивысшие чиновники, само правительство. «Повестью о капитане Копейкине» Гоголь коснулся и этой весьма опасной темы.

Многозначительна концовка «Повести…». В рязанских лесах появилась «шайка разбойников, и атаманом- то этой шайки был якобы капитан Копейкин. «Повестью о капитане Копейкине» Гоголь напомнил чиновникам о гневе угнетенного народа, о возможности открытого выступления против власти.

Гоголь хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В том и состояла задача первого тома. Описывая страшную действительность, Гоголь рисует в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Потом Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мертвые души.





Заключение

В данной работе мы попытались еще раз обратить внимание на классику и путем анализа известных произведений Гоголя показать актуальность ее звучания в современном обществе.

Гоголевская фантастика стала достоянием не только русской, но и мировой литературы, вошла в ее золотой фонд. Емкость, разящая сила смеха парадоксально соединены в его творчестве с трагическим потрясением, а фантастические образы не так уж далеки от реальных… Примечательно, что фантастика Гоголя несет очищающую силу, задача которой – оздоровление общества. Это ярчайший пример того, как литература помогает воспитанию честного, трудолюбивого человека, искренне радеющего за Отечество.

Фантастические образы в развитии доведены автором до абсурда, но чем страшнее эти примеры, тем чище будут души читателей, которые увидят ту глубину пропасти, в которую тянут за собой нечестные люди, заботящиеся о собственном благополучии любой ценой.



























Использованная литература

  1. Анненков П.В. Н.В. Гоголь в Риме летом 1841г. Русская литература 19 века. Первая половина. М., - 1981

  2. Белинский В. Г. О Гоголе. Статьи, рецензии, письма.- М., 1999

3 Дунаев М.М. Православие и литература. Том 2. М. -1996

4. Набоков В.В. Лекции по русской литературе.- М., Независимая газета, 1996.

5. Розанов В.В. Мысли о литературе.- М., Современник, 1989.























творческая работа по литературе(в рамках НПК ) "Актуальность фантастических образов Н.В.Гоголя для современной России"
  • Русский язык и литература
Описание:

Работа "Актуальность фантастических образов Н.В.Гоголя для современной России" в рамках научно-практической конференции "Шаг в будущее",секция литературоведение.Данная работа-это попытка еще раз проанализировать известные и изучаемые в школьном курсе литературы произведения великого писателя "Мертвые души" и "Шинель",возможность по-иному посмотреть на знакомые произведения и попытаться соотнести происходящие события с современной жизнью,а, возможно, и увидеть,рассмотреть собственные черты в героях гоголевских произведений.

Цель работы- показать актуальность образов Н.В.Гоголя для современной России.

Автор коренева валентина валерьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 751
Номер материала 37586
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓