Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации
подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей
стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с
научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и
искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного
ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы,
связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных
культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня
важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и
её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием
свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи
духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы
остаться без ответа.
В
то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в
общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших
культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и
воспитательных проблем.
В
этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы
религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер,
знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на
нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у
младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального
народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений.
Учебный
курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного
общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия
учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и
«нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих
основу курса.
Данный
курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования
личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и
общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении
образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной
принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии,
многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая
духовная основа многонационального народа России формируется исторически и
основывается на ряде факторов:
·
Общая
историческая судьба народов России;
·
Единое
пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных
отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность
социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей
ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное
представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
·
ориентации
содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель -
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
·
педагогического
согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех
модулей учебного курса;
·
системы
связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и
другими учебными предметами;
·
ориентация
учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их
родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы
младших подростков;
·
единых
требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного
курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно
раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная
духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может
исчерпываться содержанием этого курса.
Основные задачи комплексного учебного курса:
·
знакомство
обучающихся с основами мировых религиозных культур;
·
развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
·
обобщение
знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной
школы;
·
развитие
способностей младших школьников к общению в полиэтничной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися
российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры;
понимание религиозного, культурного многообразия и исторического,
национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение
школьниками учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно
обеспечить:
·
понимание
значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и
общества;
·
формирование
первоначальных представлений об основах религиозных культур;
·
знакомство
с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
·
укрепление
средствами образования преемственности поколений на основе
сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и
светской этики»
Учебный курс «Основы
религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс
структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:
«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Каждый
учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по
отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает
в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его
как самостоятельный учебный компонент.
Содержание
каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных
тематических разделов. Два из них (уроки1 и 30) являются общими для всех
учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела -
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый
тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа
России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют
содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая
курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о
конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её
характеристиками.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия - наша Родина.
Культура
и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга
религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных
традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии
России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные
ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий
мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода,
ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и
уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Освоение
школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных
культур», должно обеспечить:
- понимание
значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни
человека и общества;
- формирование
первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство
с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
понимание как основы традиционной культуры многонационального народа
России;
- укрепление
средствами образования преемственности поколений на основе сохранения
и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение
детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно
направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания.
Требования
к личностным результатам:
- Формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;
- Формирование
образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и
культуре всех народов;
- Развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие
этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний;
- Развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
- Наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям.
Требования
к метапредметным результатам:
§
овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также
находить средства её осуществления;
§
формирование
умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в
их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
§
адекватное
использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
§
умение
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
§
овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
§
овладение
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
§
готовность
слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
§
определение
общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Требования
к предметным результатам:
- знание,
понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;
- знакомство
с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование
первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и
современности России;
- осознание
ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.