Главная / История / Творческая работа на тему"Организация самостоятельной работы на уроках истории как средство развития ключевых компетентностей учителей и обучающихся в условиях введения ФГОС"

Творческая работа на тему"Организация самостоятельной работы на уроках истории как средство развития ключевых компетентностей учителей и обучающихся в условиях введения ФГОС"

















ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ :

«РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»













Выполнила: Адигамова Регина Игоревна

учитель истории и обществознания


















Организация самостоятельной работы на уроках истории как средство развития ключевых компетентностей учителей и обучающихся в условиях введения ФГОС.

«…Человеческая мудрость не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет. Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа…»

Л.Н. Толстой

Самостоятельная работа в школе - это один из основных видов деятельности учащихся, который осуществляется во всех видах учебной работы и в часы подготовки внешкольных занятий. Эта тема актуальна, на мой взгляд, именно сегодня и ей необходимо придавать большое значение.

Новыми нормами становиться жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигает повышенные требования к коммуникационному воздействию и сотрудничеству, толерантности.

Первейшая задача образовательной политики России на современном этапе – достижения высокого качества образования, его соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства.

В качестве главного результата в «Стратегии модернизации образования» рассматривается готовность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

Важными целями образования должны стать:

Развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации:

Умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;

Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

Толерантность, терпимость к чужому мнению, умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Базовым звеном модернизации образования является общеобразовательная школа: в общегосударственном плане – это достижение нового, современного качества образования, в педагогическом – это не усвоение обучающимися определенной суммы знаний, а развитие его личности и познавательных способностей. Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, также опыт самостоятельной работы и личной ответственности учащегося.

Самостоятельна работа- это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

А.Ф. Иоффе сказал:

«Усвоение фактов и творческая работа должны идти параллельно, причем самостоятельное творчество должно начинаться как можно раньше»

Что же входит в понятие “самостоятельная деятельность” ?

Самостоятельность- очень много аспектный и психологический феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферой деятельности личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.

Самодеятельность – субъективная, собственно индивидуальная само управляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущий потребностью, мотивацией и способами реализации .


Самоактивация - субъективно соотнесенная внутренняя мотивация деятельности

Самоорганизация – свойство личности мобилизировать себя, целеустремленно, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы и средства.

Саморегуляция – изначально психологическая обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностные смысл, то есть собственно психическое наполнение.

Самоконтроль – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет ее исполнение на личностном уровне.

Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает потребность самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь еще не решенных проблем.

В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развития умения анализировать факты явления учат самостоятельному мышлению.

На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Существует много различных инновационных, педагогических технологий и методов самостоятельной работы. Я хотела бы более подробно остановиться на работе историческим источником - как важном способе организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории.

Вопросы обучения работе с историческими документами рассматривается в трудах Ю.Л. Троицкого.

Исследование источников - основа исторических знаний. В такой работе важно все: какой источник выбрать, как составить вопросы для его анализа, в какой форме провести этот анализ, как организовать его так, чтобы ребята выполняли это задание с удовольствием, чтобы у них появилось уважение и желание вновь обратиться к этой работе.

Работа по изучению документов всегда использовалась на уроках истории. В современных условиях, работа с письменными источниками не потеряла своей актуальности. Она позволяет научиться анализировать информацию, заключенную в тексте; видеть подтекст, связывать авторские идеи друг с другом и содержанием текста в целом; понимать как отдельные мысли автора так и общую идею документа, выраженную в нем авторскую позицию; соотносить содержание документа с реалиями современности; определять личностное отношение к идеям, содержащимся в нем .

Инновационная технология исторического образования предполагает строить учебный процесс по предмету с использованием документально-методических комплектов (ДМК), которые включают в себя набор исторических источников с методическим оснащением в виде вопросов и заданий разного уровня сложности.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представлен в виде триады: Мотив-план (действие) и результат.

Объектом исследования является процесс обучения истории в школе (средний этап обучения).

Предмет исследования – самостоятельная работа учащихся на уроках истории.

Целью исследования является определение места и роли самостоятельной работы на уроках в формировании и развитии учебно-познавательных мотивов учащихся


Основными принципами работы с ДМК являются системность, универсальность, комфортность

Под системой в данном случаи следует понимать постоянное использование работы с историческими источниками как ведущего приема обучения на уроке

Под универсальностью в данном случае понимают неограниченные возможности использования источников на любом этапе процесса познания(в виде иллюстрации, подтверждение факта, материалы для исследования, в плане стимулирования познавательной активности, в плане активизации мыслительной деятельности, а также на любом этапе урока )

Под комфортностью следует понимать чёткую постановку учебной задачи на каждом этапе урока. В этом случае ученики будут чувствовать себя комфортно, ясно представляя задачу, стоящую перед ними.

Содержательная база ДМК предполагает наличие(по возможности) адаптированных текстов исторических источников разного плана, вида, характера. Например:

Документы архивного характера (грамоты, законы, приказы, деловая переписка, речи, статистика)

Документы повествовательно-описательного характера (летописи, письма, челобитные, мемуары, )

Памятники художественного слова (эпосы, песни, поэзия, сатира)

Историческая беллетристика (художественная литера)

Памятники художественного слова (картины, гравюры, карикатуры, плакаты)

Система работы с историческими документами.

Обучение идет по следующим направлениям:

Обучение постановке вопроса к историческому документу

Обучение составлению плана исследования

Формирование умений анализа содержания исторического документа


Обучение постановке вопроса ИД

Основополагающим умением работы с ИД является умение постановки вопроса к ИД. Для этого можно использовать следующую методику:

1 этап – ребята составляют все возможные вопросы к конкретному документу (индивидуально в парах, в группах)

2 этап – один из учащихся озвучивает вопросы, а класс сравнивает их со своими, отсеивая похожие или аналогичные (часто схожие вопросы объясняются и заменяются более точной формулировкой)

3 этап – учащиеся коллективно под контролем учителя выстраивают вопросы в логической последовательности

4 этап – один из учащихся анализирует документ, в соответствии с получившимся планом анализа документа

Учащимся предлагается дома составить вопросы к документу так чтобы набрать наибольшее количество баллов. Условия: Вопросы, начинающиеся на Что? Где? Когда? оцениваются 1 балл, а вопросы типа Зачем? Почему? С какой целью? в 2 балла. В результате школьники учатся обращать внимание на любые мелочи в тексте, которые в дальнейшем могут оказаться очень важными при анализе документов. В конечном итоге у учащихся формируется умение структурировать текст и отбирать необходимую информацию .

Обучение составления плана исследования и анализа документа является следующим этапом в системе экспериментальной работы и рассчитан на учащихся 7-8 классов.

Ученик чувствует себя комфортно на уроке только тогда, когда четко понимает, что он будет сейчас делать (вида конкретная цель, ясен путь по которому он будет двигаться).В этой работе вручаются памятки для учащихся, которые можно найти в методической литературе. Их можно разложить на парту перед уроком и использовать с самого начала урока.

Следующий шаг обучения составление плана – совместное (шаг за шагом) создание плана исследования. Для это определяется перечень вопросов, они ранжируются в логике изучения темы. После того, как вырисовывается конкретный план изучения темы, предлагается для сравнения план изучения подобной темы, составленный учителем или взятый из источника. ( Иван Грозный)

Формирование умение анализа содержание ИД.

Анализ содержания ИД предполагает:

Определение типа документа

Установление автора

Уточнение даты создания документа

Выяснение сути документа

Прогнозирование цели создания документа

Выявление наличия информации относящейся к данной теме

Установление информационных возможностей содержание данного документа

для решения данной проблемы

Следующим этапом обучения анализа ИД является составление плана

Знакомство с содержанием (название, дата, автор, суть)

Что это за исторический документ (письмо, воспоминание, текст песни, дневник, цитата)

Исторический фон

Необходимые выводы

Можно ли доверять документу? Ваше отношение к полученным фактам

Подобное я использую в 5-6 классах, для старших учащихся предполагается более сложный план анализа.

Анализ содержания ИД зависит от типа документа и завершается обобщающими выводами.

Обобщающая схема анализа ИД

При работе к документами важно заинтересовать ребят, создать ситуацию стимулирующую интерес и творческую активность. Здесь выручит игра. Например, на уроке по теме “нашествие Батыя” ученикам предлагается несколько документов в виде рукописей в свитках с обгоревшими краями . Дети играют роль исследователей отправившихся на машине времени в череду событий. Перед ним стоят задачи:

Восстановить ход событий

Составить словарь исторических терминов

Сделать всевозможные выводы

В ходе урока они заполняют карту исследователя, которые представлены на слайде.

Таким образом, обобщающий анализ ИД позволяет сформировать следующие компетентности:

- Умение преобразовывать учебную информацию из одной формы в другую,

- Конкретизировать обобщенные действия,

- Проводить сравнение,

- Применять знания в измененной ситуации,

- Обосновывать свои действия

- Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых заданий

- Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления

- При тщательно методике проведении самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных навыков и умений

- С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках истории и в сочетании различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

Учащиеся способны быть самостоятельны в ситуации выбора и принятия решений, планирование и осуществление текущего контроля своей деятельности.



Творческая работа на тему"Организация самостоятельной работы на уроках истории как средство развития ключевых компетентностей учителей и обучающихся в условиях введения ФГОС"
  • История
Описание:

«…Человеческая мудрость не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет. Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа…»

Л.Н. Толстой

Самостоятельная работа в школе - это один из основных видов деятельности учащихся, который осуществляется во всех видах учебной работы и в часы подготовки внешкольных занятий. Эта тема актуальна, на мой взгляд, именно сегодня и ей необходимо придавать большое значение.

Новыми нормами становиться жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигает повышенные требования к коммуникационному воздействию и сотрудничеству, толерантности.

Первейшая задача образовательной политики России на современном этапе – достижения высокого качества образования, его соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства.

В качестве главного результата в «Стратегии модернизации образования» рассматривается готовность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

Важными целями образования должны стать:

• Развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации:

• Умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;

• Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

 

• Толерантность, терпимость к чужому мнению, умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. 

Автор Адигамова Регина Игоревна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 966
Номер материала 2769
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓