Главная / Физика / Турнир знатоков физики «Удивительное рядом»

Турнир знатоков физики «Удивительное рядом»

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_7096028.png



IMG_9741


Ким Тамара Владимировна, учитель физики СШ имени Дзержинского с ДМЦ Каратальского района Алматинской области Республика Казахстан

















Тема: Природа и человек.

Цель урока: ознакомление учащихся с новым предметом, книгой «Физика и астрономия», демонстрация связи природы и человека.

Задачи урока:

1. Обучающая: познакомить учащихся с понятием физика, с физическими явлениями.

2. Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышления, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитательная: развивать внимательность, самостоятельность у учащихся, абстрактное мышление, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: частично – поисковый, словесный, критическое мышление.

Ход урока

1. Психологический настрой. (физминутка «Макарена») .

2. Постановка цели урока.

3. Объяснение новой темы

Вводное слово учителя (знакомство с учебником, с тетрадями для работ по физике).

4.Мозговой штурм.

В. Как вы понимаете слово «Природа»?

В. Как связаны между собой человек и природа?

В. Назовите пословицы о природе.

В. Как вы понимаете значение пословиц и мудрых изречений (из названных).

5. Введение понятия Физика – наука о изменениях, происходящих в природе (гр. сл. «фюзис»- природа, Аристотель).

6. В. Назовите явления, происходящие в природе?

Многообразные изменения, происходящие в природе, называют природными явлениями.

Цель физики – открытие законов, обосновывающих различные физические явления, происходящие в природе.

7. Вызов. Составление кластера Виды физических явлений. (В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом)

Физические явления

магнитные

механические тепловые звуковые

электрические световые

8. Осмысление.

1.Ответы на В. Приведите примеры физических явлений

2. Игра «Назови явление по виду»: град, снег, движение авто, эхо, молния, гром, горит лампа.

3. Составление кластера Астрономические явления

. (В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом)

Астрономические явления

лунное затмение

смена времен года смена дня и ночи

солнечное затмение

4. Объясните почему происходит смена дня и ночи на Земле?

почему происходит смена времен года на Земле?

(демонстрация явлений по иллюстрациям)

9. Закрепление: 1.№ 11 (Лукашик) стр. 4

В таблицу напишите, какие из перечисленных явлений являются

механические

тепловые

звуковые

электрические

световые

2. .№ 12 (Лукашик) стр. 4

10. Рефлексия Что нового сегодня узнали на уроке?

Все ли было понятно?

11. Итоги урока (выставление оценок и их комментирование).

12. Д/З § 1 (ответить на вопросы после §), подготовить рефераты не темы: солнечное затмение, лунное затмение, молния.





























Тема: Физика – наука о природе. Физические понятия. Физика и техника.

Цель урока: ознакомление учащихся с физическими понятиями; достижениями науки и техники.

Задачи урока:

1. Обучающая: познакомить учащихся с физическими понятиями «вещество», «тело», «материя».

2. Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся через д/э., логическое мышления, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитательная: развивать внимательность, наблюдательность, самостоятельность у учащихся, абстрактное мышление, воспитывать умения и навыки коллективной работы, через работу в группах.

Тип урока: комбинированный урок

Методы: частично – поисковый, словесный, критическое мышление, демонстрационный эксперимент, проектная деятельность.

Оборудование: различные тела, изготовленные из разных веществ, фломастеры, ножницы, клей, мультимедийный комплекс, раздаточный материал, плакаты по теме, флипчарты.

Ход урока

1. Психологический настрой. (физминутка «Зарядка НИШ»)

2. Проверка домашнего задания.

В. Все ли справились с домашним заданием?

В. Какие трудности и вопросы у вас возникли при выполнении домашнего задания?

- Беседа по вопросам после §1 (1,2,5)

- Беседа по вопросам

Кто ввел термин «Физика»?

Что мы понимаем под физическими явлениями?

Где происходит и что такое молния?

Когда происходит смена времен года, дня и ночи ?

Чем отличается физические явления от астрономических?

Как можно объяснить лунное затмение, солнечное затмение (прослушивание рефератов)

Почему важно бережно относится к природе?

3. Объяснение новой темы:

1. Лекция в сочетании с беседой (составление кластера)

Цель физики – открытие законов, обосновывающих различные физические явления, происходящие в природе.

В процессе познания связей между явлениями природы открываются законы физики.

Путем установления системы связей между физическими явлениями и описывающими их законами создаются физические теории.

Специальные опорные слова, применяемые для усвоения научного языка физики, для изучения ее законов и теорий, называются физическими терминами.( примеры : скорость, время, путь, сила, масса)

Термины, раскрывающие содержание физических явлений и закономерностей, называются физическими понятиями.

физические понятия

материя вещество

тело

Материей называется все, то, что имеется во Вселенной.

2. Демонстрационный эксперимент (ложка, стакан, стул, пробирка, карандаш, гвоздь)

Тело - предмет определенной формы, который занимает в пространстве конкретный объем.

Например: стол, стул, ручка, линейка, деревья, луна, машины, ложка, телевизор.

Вещество - вид материи, который определяет природу тела и характеризует его отличительные признаки ( это из чего сделано тело).

Например: стол - дерево, стул-железо, ручка-пластик, ложка-дерево.

4. Закрепление:

1. № 2, 3, игра «Хлопок ладоши» (сборник задач Кем В.И., Кронгарт Б.А., стр 9, устно).

2. Письменная работа в тетрадях № 8, 6, 12 (сборник задач Кем В.И., Кронгарт Б.А. стр. 9 , самостоятельно)

5. Создание проектов

Работа в группах по изучению нового материала «Наука и техника» ( формирование групп по карточкам).

Инструктаж по правилам работы в группах.

Но в начале выработаем правила (критерии) по которым будем работать в группах

1.умейте слушать каждого в группе.

2. быстро и активно выполняем заданиям


Распределение обязанностей в группе

тайм менеджер - контролирует время

репортер – собирает информацию

руководитель – оценивает работу, вносит коррективы

спикер – презентует мнение всей команды

секретарь – записывает мнение всех членов группы

1 группа – Освоение космоса

2 группа – Создание лазера

3 группа – Возникновение кибернетики и связанной с ней электронно-вычислительной техники.

6. Защита проектов.

7. Оценивание проектов

8. Рефлексия. О чем мы сегодня говорили на уроке?

Что запомнилось больше всего?

Что такое материя, тело, вещество?

Понравилось ли вам работать в группах и создавать проекты?

Что было самым трудным при работе в группах?

9. Итоги урока (выставление оценок и их комментирование).

10. Д/З § 2, (ответить на вопросы после §), Напишите 6 предметов и укажите, из каких веществ (3 вида) они состоят.


































Тема: «Удивительное рядом».

Цель: Обобщить, систематизировать знания учащихся, расширить кругозор, развивать познавательный интерес к физике.

Задачи: 1. Обучающая. Повторить, систематизировать знания учащихся,

способствовать развитию познавательного интереса к физике.

2. Развивающая. Развивать логическое мышление, уметь делать

анализ и сравнение.

3. Воспитывающая. Воспитание чувства ответственности,

выдержанности, расширить кругозор учащихся, формирование чувства

коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои

взгляды.

Тип урока: Игра - соревнование.

Методы: словесный, частично-поисковый, м/э, д/э.

Оборудование: мультимедийный комплекс, вода, пластилин, свеча, спички, бумага, воронка, стеклянная лампа, стакан, гайка, проволока, металлический шар.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Чтение стихотворения.

Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас непросто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!

  1. Вступительное слово учителя. Объявление темы, цели урока.

  2. Представление команд, капитанов.

  3. 1 конкурс «Разминка». 1 балл за правильный ответ.

В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество?

1. Это вещество называют «соком жизни на Земле».
2. Его можно использовать для уменьшения трения.
 
3. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.
4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.
5. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.

Ответ: вода.

Этот вопрос – об уникальном путешественнике. Кто он?

1. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него. 
2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
 
3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба…
 
4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.
 
5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!”

Ответ: Ю.А. Гагарин.


  1. 2 конкурс «Попробуй объяснить!» - с вами проведет Маг – иллюзионист.

5 баллов за правильный ответ.

1 опыт. Положим в стеклянный стакан маленькую гайку, заполним его до половины водой, закроем листом бумаги и придерживая рукой – перевернем. Несмотря на то, что изнутри на бумагу давят воздух, вода и груз, она не отрывается. Объясните это явление. (Ответ. Под тяжестью воды и груза бумажка слегка прогибается, объем воздуха увеличивается и его давление становится меньше атмосферного. Поэтому внешнее атмосферное давление может уравновесить давление содержимого стакана).

2 опыт. Взяв в рот горлышко воронки, подуем на пламя свечи. Пламя отклонится в сторону воронки. Объясните явление. (Ответ. Образовавшиеся против направления воронки вихри создают область пониженного давления, в которую втягивается пламя свечи).

3 опыт. На лепешку с пластилина поставим горящую свечу, накроем ее ламповым стеклом или широкой стеклянной трубкой и слегка вдавим стекло в пластилин. Свеча погаснет. Почему? (Ответ. Свеча погаснет, так как нет притока воздуха). Повторим опыт предварительно вставив внутрь стекла Т-образную перегородку из жести – свеча продолжает гореть. Объясните явление. (Ответ. Перегородка делит ламповое стекло на две части. По одной из них перемещаются вверх в теплые струи воздуха, содержащие продукты горения, а по другой вниз – холодные. Таким образом, улучшаются условия доступа к свече кислорода и горение становится возможным).

  1. 3 конкурс «Знаменитые физики». 5 баллов

Команды заранее получили задание – найти информацию в журналах, книгах интересные факты, касающееся жизни и деятельности великих ученых Исаака Ньютона и Галилео Галилея.

  1. 4 конкурс «Отгадай меня!»

Отгадывание кроссворда. За каждый правильный ответ – 1 балл.




1








2








3









4





5




6










7








Задание: Соотнесите приведенные ниже определения и слова в клетках кроссворда, поставьте около них числа.

  • Изменение скорости в единицу времени – (3)

  • Произведение массы тела на его скорость – (6)

  • 24 часа – (1)

  • Секунда – единица измерения … - (7)

  • Первый в мире летчик – космонавт – (2)

  • Единица измерения пути – (5)

  • Сумма длин всех участков траектории, пройденный телом за рассматриваемый промежуток времени – (4)


Игра со зрителями.

1.  У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью 

Всё ходит по цепи кругом.           Какое движение совершает кот? ( круговое).

2. Крыльев нет у этой птицы

Но нельзя не подивиться

лишь распустит птица хвост

То поднимется  до звёзд.            ( ракета).

3. Когда приютит задремавшее стадо

Семейство берёз на холме за рекой, 

Пастух, надлюдая игру листопада

 Лениво сидит и болтает ногой.        Как можно назвать движение ноги пастуха?   ( колебательное).

 4.Ч то весь век ходит ничего не портит?     ( маятник).

5.Идёт, идёт.  У берега песню споёт и пропадёт. (волна).

6.Само слов не знает, а на всех языках разговаривает.  ( эхо).

7.На небе стукнет, на земле слышно.  ( гром).

8. Ты за ней - она от тебя.

 Ты от неё -  она за тобой.  ( тень).


  1. 5 конкурс «Искусственный спутник Земли – «Ах, да инженеры-конструкторы!»». 10 баллов.

Задание. Сконструировать первый искусственный спутник Земли и дать ему характеристику. Вам предложены все необходимые для этого материалы.

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRnHwkNpbxGqwwBbmhMVtFuOOS1DNolCSsHhUTtnWE04fAc-A98

Спутник-1 — первый искусственный спутник Земли, был запущен на орбиту в СССР 4 октября 1957 года.

Кодовое обозначение спутника — ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там» (получившего впоследствии открытое наименование космодром Байконур) на ракете-носителе «Спутник» (Р-7).Над созданием искусственного спутника Земли, во главе с основоположником практической космонавтики С. П. Королёвым, работали ученыеМ. В. КелдышМ. К. ТихонравовН. С. Лидоренко, В. И. Лапко, Б. С. Чекунов, А. В. Бухтияров и многие другие.

Космический аппарат ПС-1 (простейший спутник-1) представлял собой шар диаметром 58 сантиметров, весил 83,6 килограмма, был оснащен четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 метра для передачи сигналов работающих от батареек передатчиков. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее 288 км. На 315 секунде после старта ИСЗ отделился от второй ступени ракеты-носителя, и сразу его позывные услышал весь мир. Спутник ПС-1 летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта.


Игра со зрителями.

Это физическое тело, с которым вы все знакомы, что это за тело?

1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон паскаля и упругость газов. 
2. Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений.
 
3. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.
4. С ним дружат некоторые спортсмены.
 
5. По нему плакала Таня.

Ответ: мяч.

- Единица измерения силы. (Н)

- Вещество, обладающее свойством легко изменять форму, но сохранять объём. (Жидкость)

- Неделимая частица, составная часть молекулы. (Атом)

- Линия движения тела. (Траектория)

- Специальное слово, обозначающее физическое понятие. (Термин)

- Небесное тело, движущееся относительно Земли со скоростью 1 км/с. (Луна)

- Название любого предмета в физике. (Тело)

- Шведский учёный, именем которого названа шкала температур (Цельсий)

- Небесное тело, относительно которого Земля движется со скоростью 30 км/с (Солнце)

- Моллюск, способный изменять положение относительно других тел, но покоящийся относительно своего дома (Улитка)

- Численное назначение скорости покоящегося тела (Нуль)

- Мельчайшая частица вещества (Молекула)

- Явление уменьшения объема тела (Сжатие)

- Повышение температуры тела (Нагрев)

- Любое изменение, происходящее в окружающем мире (Явление)

  1. 6 конкурс «Домашнее задание «Я экспериментатор»». 10 баллов.

Учащиеся одной команды показывают эксперимент, а другой его объясняют.

  1. 7 конкурс «Конкурс капитанов» 10 баллов.

Узнай физический прибор”
(Командам выдаются приборы. Участники конкурса должны рассказать о применении его в науке и технике и предложить их использование в быту)

(Гигрометр, манометр)

12. Рефлексия. Подведение итогов. Награждения.








Алматинская область

Каратальский район


Турнир знатоков физики

«Удивительное рядом».

Описание: S4300072

S4300077








S4300073

Учитель физики

Ким Т.В.


СШ имени Дзержинского с ДМЦ


Турнир знатоков физики «Удивительное рядом»
  • Физика
Описание:

 

Тема: «Удивительное рядом».

Цель: Обобщить, систематизировать знания учащихся, расширить кругозор, развивать познавательный интерес к физике.

Задачи: 1. Обучающая. Повторить, систематизировать знания учащихся,  

                  способствовать развитию познавательного интереса к физике.

               2. Развивающая. Развивать логическое мышление, уметь делать                      анализ и сравнение.

              3. Воспитывающая. Воспитание чувства ответственности,

                  выдержанности, расширить кругозор учащихся, формирование чувства          

                 коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои

                 взгляды.

Тип урока: Игра - соревнование.

Методы: словесный, частично-поисковый, м/э, д/э.

Оборудование: мультимедийный комплекс, вода, пластилин, свеча, спички, бумага, воронка, стеклянная лампа, стакан, гайка, проволока, металлический шар.

 

 

Автор Рахимжанова Шынар Омирбековна
Дата добавления 03.02.2015
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 484
Номер материала 55560
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓